Служение преподобного Симеона Псково-Печерского и священномучеников Александра и Владимира получило особое поле деятельности, которое распространяется ныне на всю Русскую Православную Церковь . Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче Симеоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов! Величаем, величаем вас, священномученики Александре и Владимире, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте!» Паломники в этот день могли посетить келью преподобного Симеона, которая сохраняется доныне так же, как и при жизни старца. II. Поучения преподобного симеона О поучениях старца Симеона Собственно «письменное» учительное наследие преподобного Симеона нам мало известно (а в авторских рукописях и вовсе отсутствует], хотя, возможно, в дальнейшем еще и обнаружатся какие-либо записи поучений и проповедей святого старца или же душепопечительные его письма. К настоящему же времени до нас кроме имеющихся нескольких, по сути, его «записочек» дошли только два документальных свидетельства об общем характере пастырского наставничества иеросхимонаха Симеона, напрямую связанные в псково-печерской духовной традиции с его именем: это – хранящаяся в монастырском архиве небольшая сводка отдельных его высказываний о различных сторонах монашеской и вообще духовной жизни христианина (запомненные и позднее записанные его ближайшими содругами], а также относительно подробные «Наставления и советы» старца о пути нашего спасения (машинописные копии с последнего документа исподволь стали распространяться в кругу почитателей печерского подвижника сразу же после его кончины). Но, как уже здесь говорилось, авторами этой книги были найдены дневники ближайшего духовного ученика старца – отца Серафима (Розенберга), содержащие в себе нередко фактически чуть ли не стенографические записи поучений и советов отца Симеона, данных им непосредственно самому отцу Серафиму. Понятно, что публикация всех этих образцов учительного наследия старца Симеона весьма важна и полезна – как для более точной и убедительной оценки выдающейся личности преподобного, так и для духовного назидания православных христиан; поэтому тексты его поучений и приводятся ниже: пусть живой голос благодатного псковского схимника вновь донесется до нас, просвещая православные умы и сердца непреходящими глаголами вечной жизни (см.: Ин 6,68 ). Из учительного наследия преподобного Симеона

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм был объявлен придворным, и в нем до постройки предшественника современного Казанского собора происходили особо торжественные богослужения, на которые собиралось все городское духовенство. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, деревянный знак которого укрепили над главным входом. По правую сторону алтаря было устроено для Императора особое место, украшенное малиновым бархатом. Церковь стала орденским храмом российских кавалеров ордена Святой Анны. С 1802 года церковь перешла из придворного в епархиальное ведомство, вследствие чего место Императора и орден были сняты. Своеобразным напоминанием о былом значении храма долгое время оставалась царская корона, укрепленная вместо шара на куполе под крестом. Церковь с трехъярусной колокольней под шпилем принадлежит к числу лучших работ даровитого Земцова, который творчески использовал традиционные приемы древнерусского зодчества. Несмотря на частичные перестройки внутренних помещений храма (наиболее существенная в 1869 – 1872 годах, по проекту Егора Винтергальтера, когда над ризницей был устроен придел во имя иконы Божией Матери " Троеручицы " , освящённый 17 октября 1871 года), эта церковь принадлежит к числу хорошо сохранившихся памятников архитектуры первых десятилетий города.В январе 1938 года храм был закрыт, некоторое время ее помещения использовались под склады и были сильно повреждены. В 1951 - 1954 годах под руководством архитектора В. С. Масленникова в здании церкви были произведены реставрационные работы, и оно было передано Музею метрологии. В 1991 году здание было возвращено С.-Петербургской епархии. 1 января 1995 года церковь была вновь освящена. В 2003 г. начат реставрационный ремонт церкви. Церковь св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы находится в Литейной части на левой стороне реки Фонтанки, на углу Моховой. Церковь, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого цесаревны Анны Петровны, а придельный во имя Архистратига Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=01538

Сысерть 17 апреля в городе Сысерти Свердловской области завершилось восстановление первоначального внешнего облика знаменитого храма во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Храм Симеона и Анны был построен в 1788 году на средства известного заводчика Алексея Федоровича Турчанинова – последователя «птенцов гнезда Петрова» Татищева и Де Геннина. Простояв более 140 лет, он был разрушен большевиками в 30-е годы ХХвека. Одной экспроприацией церковных ценностей, снятием колоколов на нужды индустриализации богоборцы не обошлись. Уникальный, точно висящий в воздухе, шатровый купол высотой 35 метров и пятидесятиметровая колокольня были взорваны, настенные и потолочные фрески, написанные по эскизам Карла Брюллова – забелены (впоследствии сбиты), храмовые иконы преданы показательной публичной казни – сжиганию на костре во дворе храма. Обезглавленное строение до 1991 года использовалось под нужды кинотеатра «Авангард». Благодаря помощи меценатов и силами приходской общественности храм постепенно восстанавливается. На сегодняшний день восстановлен купол храма, колокольня, поднят на колокольню главный колокол – Благовест – весом около 5 тонн, установлены новые парадные двери. На этой неделе освящена и установлена маковка колокольни, в целом, восстановление внешнего исторического облика храма подходит к концу. Изначально планировалось, что этот храм будет стоять в центре столицы Российской империи – Санкт-Петербурге, но в результате он был построен возле нового казенного чугуноплавильного и железоделательного завода на реке Сысерть в 1788 году. Симеоно-Аннинский храм, выполненный в стиле позднего петровского барокко, с уникальным шатровым куполом, многоярусной пятидесятиметровой колокольней, увенчанной короной с золотым крестом, стал не только свидетелем, но и участником событий трех веков российской истории. Церковь во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы была заложена в 1735 году по указу Василия Никитича Татищева, который незадолго до этого построил на реке Сысерть казенный чугуноплавильный и железоделательный завод во славу правившей в то время Анны Иоанновны.

http://sobory.ru/article/?object=11418

Храмовый комплекс располагается на месте древнего Иоакимоаннского монастыря, упраздненного в 1764 году. Когда основан Иоакимоаннский монастырь, неизвестно (первое сведение о нем датируется 1596–1598 гг.). Тогда там была одна каменная церковь святых Богоотец Иоакима и Анны с двумя приделами – Воскресения Христова и Леонтия, епископа Ростовского чудотворца. Страшная эпоха гонений на Церковь Христову советского периода не обошла стороной и храмы Можайска. В малом храме Леонтия Ростовского расположился архив, а вот большой храм Иоакима и Анны, один из немногих на земле Русской, не прекращал служить Богу и людям ни в годы Великой Отечественной войны, ни в советское время. Но лихолетье коснулось и церкви Иоакима и Анны: священники храма Кирилл Харитонович Чмель и Николай Александрович Сафонов в 1937 году были расстреляны на Бутовском полигоне, а в 1938 году был расстрелян священник храма Арефа Акимович Насонов. В настоящее время храм Иоакима и Анны, как и прежде, занимает достойное место в Можайске, наполняя его жизнь надмирным содержанием, снова и снова становясь подлинным украшением города. Святыней храма являются два больших древних скульптурных изображения Николы Можайского «с мечом и градом». При храме расположен святой источник Сергия Радонежского. В эти святые места стремятся паломники из разных уголков России. Особая атмосфера, которая царит здесь, привлекает сюда не только православных россиян, но и верующих из стран ближнего зарубежья. Часовня святой праведной Анны в Брюсселе Белая, с черепичной крышей, с крохотной колокольней – так выглядит часовня святой Анны, основанная в XV-XVI веках по соседству с местом паломничества – одноименным источником в королевском парке Лакен. Часовня святой Анны была построена в XV веке в ознаменование чудесного обретения образа святой Анны здесь на дереве и сопутствующего этому событию появления целебного источника из-под корней дерева. Сначала часовня была католической. После того как католические службы в ней прекратились, она была в 1973 году предоставлена в распоряжение Российской Православной Церкви. После реставрации часовня была переделана в православную церковь . Для Бельгии нередка ситуация, когда православные храмы размещаются в здании древних церквей, которые были проданы по причине того, что местное католическое население перестало их посещать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имея сведения о страдальческой и подвижнической жизни великой княгини Анны, равно и об обретении её мощей, вслед за А. Димитриевым, и я почёл священным долгом написать всё, что мог, в защиту памяти великой княгини Анны, что благоговейно и представляю в моей брошюре, по сегодняшней почте, отеческому благорассмотрению Вашего Высокопреосвященства. К написанному доселе обязанностью считаю присовокупить устные предания о великой княгине Анне. 1) Говорят, что в последних годах прошедшего столетия, бывший в Кашине, деревянный Воскресенский собор сгорел, причём огонь коснулся и мощей вел. княгини Анны, но это не ослабило благоговения к ней, так как, по изволению Божию, сожигались и св. мощи мучеников. 2) При Высокопр. Григории, Архиеписк. Тверском (1831–1848 г.), впоследствии Митрополите С.-Петербургском, граж- —206— 1880 г. дане г. Кашина просили Св. Правит. Синод о разрешении молебных пений и празднеств вел. кн. Анне, но как в прошении не были обозначены противоречия летописей с рукописным житием вел. кн. Анны, потому прошение граждан не было исполнено. Вот предания, относящиеся к мощам вел. кн. Анны. Приими, Владыко Святый, усердное, хотя и скудное, мой приношение, и воззри милостиво на слабое моё защищение памяти вел. кн. Анны, а также и святыни, икон, церквей, монастырей, против коих вооружился в упомянутой статье своей г. Костомаров. Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря нижайший послушник Кашинского Сретенского девичьего монастыря священник Павел Колтыпин. 1880 г. июля 7 дня”. Брошюра, о которой упоминается в письме, озаглавлена так: „Сведения о жизни Благоверной Княгини Анны Кашинской, супруги св. Великого Князя Михаила Тверского, с присовокуплением библиографии, по поводу статьи г. Костомарова: „Церковно-историческая критика XVII века”, соч. П. Колтыпина. СПб. 1872 г. Приложенная при письме статья Александра Димитриева по поводу статьи Костомарова напечатана в 4 книге журнала: „Чтения в Общ. Истории и Древностей Российских”, 1871 г., стр. 39–44. – Здесь же далее, на стр. 45–62, напечатан „Московский собор о житии Благоверной Княгини Анны Кашинской”.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Милосердный государь царь и великий князь Феодоръ Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалуй меня, нищаго, своего, государева, богомольца, вели государь, в Кашине соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы и придел преподобныя благоверныя великия княгини Анны освятить и цельбоносныя мощи перенести на прежнее место, где преж сего были, кому ты, великий государь, укажеши. Царь государь, смилуйся, пожалуй» (цит. по: Титов А. А. [Предисловие]//Житие благоверной княгини Анны Кашинской по синодальной рукописи XVII-ro века с предисловием Ан. Титова. М., 1909. С. IIIII). К этому прошению был приложен рукописный сборник, в состав которого входили: 1) Служба на перенесение мощей Анны Кашинской, включающая канон с текстовым акростихом (см. коммент. к Службе Анне Кашинской), 2) тропарь, 3) канон с азбучным акростихом и 4) Агиографический цикл (ныне: ГИМ, Синодальное собр., 622). Это обращение попа Василия к государю послужило причиной для назначения нового освидетельствования мощей княгини Анны. Гроб был снова вскрыт, и мощи были внимательно осмотрены. Следственная комиссия, направленная в Кашин патриархом Иоакимом, 12–21 февраля 1677 г. провела проверку чудес от мощей Анны Кашинской (материалы следствия приводятся в комментариях к отдельным чудесам). После этого состоялись два церковных собора, в 1677 и 16781679 гг., на которых были рассмотрены результаты следствия: почитание Анны Кашинской как святой было запрещено, инициаторы прославления княгини Анны, священник Успенской церкви Василий (в иночестве Варлаам) и его сыновья, священник Василий же и дьякон Никифор, были сурово наказаны, а Житие приговорено к сожжению. Официальной причиной столь суровых решений было несоответствие Жития «с книгами летописными и степенными», выявленное следственной комиссией (этот вопрос специально рассмотрен в комментариях к Агиографическому циклу), и иная степень сохранности мощей, нежели та, что была засвидетельствована первой комиссией 1649 г. В действительности запрет почитания Анны Кашинской во многом был связан с усилением борьбы со старообрядчеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В девяностых годах XIX столетия могила представляла из себя простую насыпь, обложенную по бокам дерном и покрытую сверху цокольной плитой со следующей надписью, сделанной, по всей вероятности, г. Петуховым: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. На сем месте погребено тело рабы Божией Анны Ивановны Лашкиной, престарелой девицы, прожившей в юродстве Христа ради. Я знал ее более 30 лет и была в одном положении. Скончалась июля 1 дня 1853 года». В головах стоял дубовый, увешанный иконами, крест, пред которым теплилась лампада. Из могильной насыпи посетители могилы брали землю и уносили ее домой, как верное средство от болезней. Разбираемую ежегодно насыпь приходилось делать вновь, но плита с надписью сохранилась еще до сих пор. Лет десять тому назад какая-то дама, глубокая почитательница Анны Ивановны, стала хлопотать о том, чтобы над ее могилой была устроена часовенка; она собрала по своим знакомым и почитателям Анны Ивановны рублей сто денег, принесла их к покойному настоятелю кладбища, протоиерею П. А. Матвеевскому , и просила его об устройстве часовни. Желание почитательницы Анны Ивановны исполнилось. Могилу привели в приличный вид: обложили дерном и покрыли прежней плитой; в голове поставили новый дубовый крест с неугасимой лампадой, а всю могилу покрыли железной, решетчатой, с внутренними стеклянными рамами, часовней. Почитатели Анны Ивановны сейчас же принесли несколько покровов, икон, крестов, венков; покровами одели могильную плиту, а сверху покровов положили кресты; иконами и венками украсили стены часовни. В настоящее время часовня почти всегда заперта: могилу Анны Ивановны уже не разрывают, но из-под западной стенки часовни, где стоит надмогильный крест, посетители могилы и теперь еще берут землю и уносят ее домой, по-прежнему веря, что эта земля – лучшее средство от болезней. С лишком пятьдесят лет прошло со дня смерти Анны Ивановны. Мало людей, которые знали почившую при жизни, осталось в живых, но молва о ее подвижнической жизни и о ее прозорливости твердо сохраняется в памяти народа. Многие идут на ее могилу, помолятся за нее, попросят у нее помощи в своих нуждах, возьмут землицы и идут в часовню р. Б. Ксении, где и помянут ее вместе с Ксенией. Нередко, впрочем, людьми, получившими какую-либо молитвенную помощь от р. Б. Анны, служатся панихиды и над ее могилой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (написан не ранее VI века), которое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее начала V века), говорится о происхождении Иоакима «из колена Иудина», а Анны «из рода Давида», и что ее отца звали Иссахар . Иоаким и Анна в творениях святых отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Андрей Критский, восхваляя веру Иоакима и Анны, говорит, что они «сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасала в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их, - оба, подражая услышанной некогда молитве Анны (матери пророка Самуила. – прим. П.Л. )... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» . Повествование об Иоакиме и Анне содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию, епископу Антиохийскому . К преданиям об Иоакиме и Анне также обращались в своих проповедях и другие христианские авторы: Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, патриарх Герман I Константинопольский, Григорий Никомидийский. Основным днем памяти Иоакима и Анны является 9 сентября, попразднство Рождества Богородицы. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (X век) и Типикону Великой церкви (IX–XI века), в этот день в Константинополе совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратиях . 9 декабря, в день зачатия Пресвятой Богородицы, совершалась служба святой Анне в посвященной ей церкви в константинопольском квартале Эвурани и в храме во имя святой Анны в Халкопратиях , а 25 июля, в праздник успения Анны, – в церкви во имя святой Анны в Девтероне . Willem S. Vorster. The Protevangelium of James//The Apocryphal New Testament (A Collection of Apocryphal Christian Literature in an English translation). Ed/and trans. J.K. Elliott. New-York, 1993. P. 49. См. Протоевангелие Иакова, 25.1 (перевод И.Свенцицкой): «А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод, и смута не стихла в Иерусалиме».

http://bogoslov.ru/article/1105892

« В то время (1812 г.)... были крестохождения двенадцать раз, в коих и обносим был образ Благоверной Великой княгиня Анны, издавна написанный и украшенный серебряною ризою» ( стр. 79 ). «В 1848 году, в июне и июле месяцах, г. Кашин подвергся грозному бедствию от холеры. Во время холеры были два крестных хода кругом города, в которых была носима икона Св. Благоверной княгини Анны. Бедствие, после сего, прекратилось тотчас. В воспоминание этого доселе каждогодно, в июле месяце, в семи разных местностях г. Кашина, после божественной литургии в ближайшем храме, совершается с иконой Св. Благов. кн. Анны крестохождение вокруг домов этой местности» ( стр. 79 ). «Здесь полное почитание Благоверной происходит одновременно с запрещением, выставленным в соборном деянии. Трудно допустить, чтобы и сами кашинцы, и особенно кашинское духовенство, решились бы так смело нарушать строгое постановление собора, если бы оно когда либо было прислано и обнародовано в Кашине. Подпасть клятве собора и отлучению от церкви едва ли бы решились и те и другие, при полном отсутствии в городе раскола» ( 75 ). «Архиепископ Тверской Филофей, впоследствии митр. Киевский, в донесении Св. Синоду от 18 сентября 1862 г., писал: «Местное чествование ея издавна оглашено в народе посредством многих печатных книг, изданных в разное время с одобрения духовной цензуры и частью даже с дозволения Св. Синода, особенно же оглашено посредством изданных в разное время месяцесловов, в которых Благоверная княгиня Анна наименована Святою и означена память прославления ее, как святой; напр., в полном месяцеслове, изданном в 1818 году с дозволения Св. Синода и напечатанном в Московской Синодальной типографии, сказано: в Кашине церковь соборная, в которой находятся мощи Св. Благоверной кн. Анны, супруги Св. Благов. вел. князя Михаила Ярославича Тверского. Местное чествование памяти Благоверной кн. Анны Кашинской, издревле совершаемое, так сильно утвердилось в жителях не только г. Кашина, но и окрестных городов и селений, что если будут обнародованы сведения, противные этому чествованию, то чрез сие, как можно опасаться, будет глубоко возмущено и оскорблено в народе чувство благоговения не только к памяти Благоверной кн. Анны, но и вообще к памяти св. угодников Божиих»... В «описи» 1776 года, месяца февраля, между прочими иконами, написано: «Преподобной Благоверной княгини Анны Кашинской и два венца серебряные». Это указывает, что представители Кашинского городского управления 18 века, имея икону Благоверной княгини Анны, чтили ее молитвенным обращением» ( у Архангелова 82–83 стр. ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

По окончании молебна директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома А.Н. Закатов огласил подписанные в этот день в Мадриде Высочайшие указы о новых награждениях, а председатель Кавалерской Думы, герольдмейстер С.В. Думин возложил на новопожалованных орденские знаки и медали ордена Святой Анны. В этот же день в Свято-Покровском соборе Мельбурна состоялся молебен небесной покровительнице кавалеров российского Императорского ордена Святой Анны. В настоящее время в Австралии насчитывается 13 кавалеров этого ордена, кроме того, несколько дам награждены медалью ордена Святой Анны. Вот уже третий год они собираются вместе в день орденского праздника. Впервые молебен служился перед новой написанной иконой святой Пророчицы Анны, на оправе которой указаны имена всех кавалеров и дам Ордена, проживающих в Австралии. По окончании молебна Я.И. Еремин, атташе посольства РФ в Австралии, огласил письменное приветствие Съезду от имени посла А.В. Блохина. В своем послании посол отметил: «Для меня большая честь являться наравне с вами кавалером Ордена. Несмотря на сложную и противоречивую историю образования самой награды, она всегда находила достойных людей и олицетворяла собою честь и высокое благородство пожалованных ею избранников». Источник святой Анны Одним из удивительнейших мест в Украине, уже несколько веков привлекающих паломников чудотворной целебной силой, является источник святой Анны, расположенный неподалеку от Свято-Успенской Почаевской лавры, в селе Онишковцы, на стыке Кременецкого района Тернопольской области и Дубенского района Ровенской области. Каждая святыня имеет свою неповторимую историю. Не стал исключением и целебный источник праведной Анны, возле которого недавно расположился монастырь. Место скита святой праведной Анны в Дубенском районе с известными купальнями насквозь пропитано легендой. По местным преданиям, тысячу лет назад на месте источника стояла церковь . Во времена татарского нашествия, когда православный люд терпел надругательство от набегов иноверцев, церковь удивительным образом убереглась от надругательства. По преданию, она опустилась под землю. Прошли времена. В селе была построена новая церковь. Однако память о святом месте хранилась. И эта история передавалась от поколения к поколению, пока люди не стали свидетелями нового чуда, которое засвидетельствовало, что это место святое и на нем почиет Божья благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010