В городе Новомоскве, при Троицком соборе, колокольня с колоколами составляет особую ценность. Из колоколов самый большой в 262 пуда 24 фунт[а]; он один ценился в 7220 руб[лей]. «В детстве слышал я, – говорит Григорий Надхин, – от кого-то, что один из этих колоколов пожертвован Потемкиным, но потом ни от кого нигде не случалось мне слышать подтверждение этого» 321 . При Запорожском Самарском Пустынно-Николаевском монастыре в числе других церковных строений имеется и колокольня, построенная в 1828 году, на место деревянной; прежняя колокольня имела четыре яруса и поставлена в 1798 г. учителем Новых Кайдак, Карпом Яковенком. На нынешней колокольне главный колокол весом в 169 пуд[ов] 22 [фунта] куплен за 8320 р[ублей] 90 к[опеек] 322 . Колоколов на Софийской колокольне, города Тобольска, в двух ярусах 15. Большой колокол замечателен тем, что больше всех колоколов, существующих по Сибири: весит 1011 пудов 22 фунта. Слит он в 1738 году на Тагильском заводе, старанием митр[ополита] Антония Стаховского и иждивением, как показывает надпись на нем, дворянина Акинфея Никитича Демидова. Колокола в 500 п[удов] и в 293 п[уда] 4 ф[унта] литы в Москве известным мастером Фед[ором] Моториным, при Тоб[ольском] митр[ополите] Павле I, между 1682–1690 гг. на счет архиерейского дома; этот последний, весивший сначала 300 п[удов], во время пожара 1788 г. растопился, потому был переливаем; а в 160 п[удов], в 103 п[уда] и 40 п[удов] жертвованные, первый, как гласит надпись, царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 1682 году, а второй и третий царем Федором Алексеевичем в 1678 году. Был еще и 4-й колокол (царя Алексея Михайловича) в 110 п[удов], но он, по словам одних, разбился при падении старой колокольни, а по другим растопился во время пожара 1788 г. К числу соборных колоколов принадлежит и корноухий колокол, который висел под небольшим деревянным навесом, при домовой архиерейской церкви. Этот колокол исторической важности: он из Углича, тот самый, в который били в набат, по случаю убиения царевича Димитрия. Годуновым в Тобольск прислан в 1593 323 году, висел сначал на Спасской колокольне, потом какими-то судьбами попал на соборную, и при пожарных случаях [в него] били в набат; снят он с соборной колокольни и помещен при домовой архиерейской церкви, по распоряжению архиеп[ископа] Афанасия, в 1837 г., перед прибытием в Тобольск государя Наследника, дабы, если будет нужно, показать Его императорскому высочеству и по случаю отсройки крестовой церкви, при которой дотоле поболее колокола не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В «Екатеринославском Юбилейном Листке» в 1887 году сообщалось: «В брошюре А. Егорова «Екатеринославское блукание» говорится, что «… на память о пребывании Екатерины и в честь ее…» в день закладки собора по распоряжению Потемкина поставлена „Царицына миля”. На самом деле она поставлена раньше, еще до приезда Екатерины». В 1969 году М.А. Шатров (1908-1985) написал: «Поставили ее (милю - авт.) … тогда, когда не существовало самого собора. Многое видел этот невысокий обелиск, первый в ряду себе подобных, ставших ориентирами путешествия Екатерины II по Новороссии». Нельзя не упомянуть о бронзовом памятнике Екатерине II, установленном перед западным фасадом собора - памятнике, отличавшемся художественными достоинствами, являвшемся «одним из лучших памятников в провинции». В 1845 году статуя была приобретена екатеринославским дворянством и в 1846 году установлена на Соборной площади. Со временем на территории кафедрального собора под Екатерининским приделом был расположен некрополь, где нашли свое последнее упокоение церковные деятели и светские знаменитости того времени. Из Екатеринославских архипастырей свой последний приют здесь нашли знаменитый историк и публицист - епископ Феодосий (Макаревский), почивший в 1885 году и епископ Августин (Гуляницкий) († 1892). Однако во время раскопок на Страстной Седмице в 1996 году были обнаружены мощи не двух, а трех архиереев. До сих пор остается неизвестным личность третьего епископа. Бытует предположение, что это епископ Серапион (Маевский) († 1891). Хотя по архивным свидетельствам он был погребен в усыпальнице главного монастырского собора Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря. Но по логике вещей - это действительно прах Преосвященного Серапиона, так как время его служения на кафедре приходилось с 1885 по 1891, то есть в период между служениями двух погребенных в этом месте иерархов - его предшественника епископа Феодосия и последователя епископа Августина. Но вопрос остается открытым и требует дальнейшего исторического исследования.

http://sobory.ru/article/?object=05280

Впоследствии времени по упразднению в 1780 г. Киево-Межигорского монастыря 10 , штат монашествующих сего последнего был переведен в Спасо-Николаевский монастырь 11 . III. Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в земле войска Черноморского Кавказской епархии (24 июля 1794 г.) Екатерино-Лебяжская пустынь 12 , находящаяся в земле Черноморского войска, в 120 верстах от войскового города Екатеринодара, учреждена по просьбе Черноморского казачьего войска, именным указом Императрицы Екатерины, данным Святейшему Синоду 14 июля 1794 г., в котором изображено: «Снисходя на прошение нашего верного войска Черноморского, войскового правительства и старшин, Всемилостивейше позволяем в селениях сего войска, в избранном ими месте, устроить монашескую пустыню, в которой бы престарелые и раненые на войне казаки по богоугодному желанию своему могли пользоваться спокойной в монашестве жизнью. Вследствие того, Синоду повелеваем учинить о том распоряжение, определив в сию обитель начальника в сане архимандрита или игумена согласно желанию просителей, сообразуясь, относительно количества братии конфирмованному Нами Комиссии Духовной докладу 1764 г. 31 марта, о состоящей на своем содержании Саровской пустыне 13 и указу Нашему, данному Синоду, 1793 года 13 декабря о больничных той пустыни, дозволив притом и поступление в монашество в вышеозначенное число из казаков, которые сего сами произвольно пожелают. Содержание сей пустыни во всем без оскудения имеет оставаться на попечении и иждивении войска Черноморского» 14 . Озабочиваясь, со своей стороны, приведением этой высочайшей воли в неполноте, Святейший Синод 2 августа 1794 г., поручил преосвященному Феодосийскому Иову доставить сведения о том, в каком положении находится устройство обители и кого войско избирает в сан архимандрита. Выбор войскового правительства остановился на начальнике Самарского Николаевского монастыря 15 иеромонах Феофан, которого рекомендовал избирателям Киевский митрополит Гавриил, как человека «состояния честного, нравов кротких, во всем благонадежного». 24 ноября 1795 года иеромонах Феофан по указу из Святейшего Синода, был посвящен епископом Иовом в сан архимандрита Екатерино-Лебяжской пустыни 16 . Монастыри, учрежденные при Императоре Александре I

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Жалуете-ли Вы, ходите-ли в Михайловско-архангельский монастырь? Не помрачился-ли он, не отцвел-ли, скажите на просторе времени». «В заключении всего сказанного, прошу Вас как доныне. Так и впредь не забывать меня; а я есмь и пребуду Ваш преусердный почитатель и Богомолец», Гавриил А. Тверской. Это письмо в имеющейся у нас коллекции (всех писем 9) предпоследнее. 17-го апреля 1858 года преосвященный Гавриил еще раз известил о себе Л-вых. «Радуюсь я», писал он, «что Вы, как вижу из письма, здоровы; а я грешный болен, все болен. От того на многие из писем Ваших не отвечал, да и теперь пишу не иначе как самым кратким образом. Но простя друг другу опущения, воскликнем: Христос воскресе! Се посылая Вам, остаюсь навсегда преусерден». А. Гавриил. 8-го сентября 1858 года его не стало. Преосвященный Гавриил скончался на 78 году жизни в Тверском Желтикове монастыре, где жил на покое. В тамошнем соборном храме он и погребен. По выражению очевидца – настоятеля монастыря архимандрита Платона, кончина его была тихая, как засыпанье младенца. Пред смертью больной старец-владыка два раза приобщился св. Христовых Таин и соборовался. Угасавший взгляд его был обращен на св. иконы, а последние слова – слова любви и заботливой дружбы касались другого, давно уже тоже закатившегося, светила русской церкви, Московского митрополита Филарета. Узнав пред болезнью, что митрополит болен, умирающий архиепископ спросил, как его здоровье. Когда ответили, что чувствует себя лучше, скончался, произнося: «слава Богу»! Литературные труды архиепископа Гавриила Историческая записка о Самарском пустынно-Николаевском монастыре. Изд. дважды: в Одессе 1838 г. и в Москве в 1854 г., в полном собрании сочинений. Устное повествование Никиты Леонтьевича Коржа. Изд. в 1842 г. в Одессе. Отрывки печатались в Журнале министерства народного просвещения 1838 – 1839 г.г. Переселение греков из Крыма в 1779 году в Азовскую губернию. Записки Од. Общ. Истории и Древностей т. I, 1844 г. Историческая записка о заложении в Екатеринославе соборного храма и начале самого города. Одесса 1846 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Самарский пустынно-николаевский монастырь, из-за которого межигорцы лет десять тому назад так горячо боролись с арх. Евгением, не избежал своей участи быть причисленным в ведомство екатеринославской епархии. Но монастырь остался за штатом, а обширныя владения его вероятно перешли в светское ведомство. Может быт в самарский монастырь переселилась часть межигорцев, ибо при упразднении межигорского монастыря в самарском – по докладу архим. Амфилохия – было 12 иноков, а по ведомости к 1 янв. 1789 г., мы видимъ, что их значится уже 24 (7 иером. 4 иерод. и 13 монахов: из них 2 иером. служили на черноморском флоте). Что касается до остальных колоний киево-межигорского монастыря, то с ними конечно поступлепо было в точной силе 12 пункта указа императрицы от 10 апр. 1786 г. (об обращении пустыней в приходския церкви). X. Первые киево-софийские соборяне 16 Указом императрицы Екатерины от 10-го апр., 1786 г. между прочим предписано: «Кафедральный Киево-Софийский монастырь переименовать киевским Софийским собором, определя к нему протопопа и прочих священно- церковно-служителей с окладомъ наравне с моск. Архангельеким собором». Во исполнение этого высочайшаго повеления митрополит Самуил определил новый состав лиц, служащих при св. Софии, о чем и сообщил синоду при рапорте от 2 сентября того же 1786 года. Ведомость, кто именно священно-и церковно служители определены к киевскому Софийскому собору Протопопом: переведен от киево-подольской соборной церкви протоиерей Иоанн Леванда; ключарем: киево-подольской Притиско-Николаевской церкви оставшейся за штатом, при разборе священно и церковно-служителей, священник Павел Ольшевский. Кроме того назначены: три священника, один протодиакон, два диакона и 18 человек причта и церковной прислуги. Киево-Софийскому собору на содержание Иерофея Малицкого, е. черниговского, и Феоктиста Мочульского. е. белградскаго с приложением следующей ведомости. Тобольский архиепископ Варлаам обучался в киевской академии латинскому языку и преподаваемым в ней наукам, с выслушанием философии и богословии. По пострижении в монашество в 750 г. в киево-печерской лавре упражнялся в ней и в училищном братском монастыре в сказывании проповедей, в 1762 г. произведен во игумена и был в разных монастырях настоятелем, а напоследок тверской епархии во 2 кл. новоторжском архимандритом. В 1768 г., по имянному высочайшему повелению, посвящен во епископа тобольского, а 1792 года ноября 6 по имянному же высочайшему указу пожалован в сан архиепископа. От роду ему 66 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Однако, к серьезным последствиям это волнение, как и большая часть всех подобных волнений среди запорожских казаков, не привело, тем более, что с наступлением весны 1689 года русские цари безотлагательно решили предпринять второй поход на Крым». В это время союзная австрийско-венецианская армия под командованием Пикколомини, обрастая по пути триумфального следования сербскими добровольцами, достигла Македонии, и готовилась ударить в направлении Эдирнэ (Адрианополя). Несмотря на печальный результат первого похода русской рати на Крым, московское правительство не думало оставлять мысли о борьбе с ханом, и в 1689 году снова двинуло против татар 112 тысячное войско. Поход этот славы Русскому Оружию не принес. Мало того, что было бесполезно потеряно множество воинов, походы эти, «аки свиньи» сожрали огромное количество денег. Кроме того, был подорван авторитет Москвы. Но отступление московского войска поставило в крайне незавидное положение запорожцев. С этого времени мы видим колебания запорожских казаков: с одной стороны, запорожцы выказывают несомненную склонность к единоверным московским царям и желают твердо стоять за них против мусульман; с другой стороны, боясь турок и татар, они входят в мирную сделку с бусурманами и выступают против интересов Москвы. Понятно, что считать запорожцев за такой их образ действий изменниками русского царя нельзя. Казакам мозолила глаза выстроенная крепость, Новобогородицкий городок, где засели московские воеводы и московская рать. Москвичи были воплощением иных, отличных от принятых в Запорожье, порядков и начал. Ну, а окончательно отношение к Московскому государству было испорчено вследствие разорения людьми Голицына запорожского Самарско-Николаевского монастыря, бывшего, впрочем, одним из очагов антимосковской агитации. «Тщетно кошевой атаман Иван Гусак хлопотал у Голицына и у его любимца гетмана Мазепы о помиловании иноков, русские войска, несмотря на все просьбы кошевого Гусака, «облегли крепким облежанием» весь монастырь, прекратили всякий выход из него монахам и вход в него посторонним лицам, захватили в свои руки всю монашенствующую братию и подвергли ее жестоким пыткам и истязаниям. После этого благосостояние Самарско-Николаевского монастыря надолго пало и из стен его немало разбежалось иноков, искавших себе спасения в дальних от Запорожья странах и в безопасных от всяких нападений обителях».

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/15/...

м-рь, как ближайший к Екатеринославу, назначен местопребыванием архиереев. В 1874 г. в нем была школа на 14 мальчиков. “Ист. Записка о Пустынно-Никол.-Самар. м-ре”, Одесса, 1838 г.; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 2, 95; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о мон.”, 97; “Город. посел. Росс. Имп.”, II, 145; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 235; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 492; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 12 (иеромон. Феофан, начальник м-ря, в 1794 г. назначен игуменом Черномор. Екатер. Лебяж. пустыни). 402. Пустынский – Успенский – Богородицкий , мужской, 3-го класса, Могилевской губ., Мстиславского у., в 7 вер. от Мстиславля. Основан в XIV ст. родоначальником кн. Мстиславских Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда, получившим в удел Мстиславль в 1380 г. В 1578 г. отдан королем Стефаном Баторием во владение архиеп. Полоцкому Феофану, но в 1585 г. от него отобран и передан в управление поповскому сыну Матвею Евпатиевичу, а в 1601 г. Афанасию Вас. Волчанскому с условием содержать унию. Возвращен в православие при Имп. Николае. В церкви Успения находится чудотв. икона Божией Матери Патриаршей, явившаяся над источником, который считается целебным. В праздник 15 августа и через 7 дней на отдание праздника здесь бывает большое стечение народа. При м-ре существует школа на 42 ученика, кои имеют здесь помещение и получают содержание. “Воен. стат. обозр. Могилев. губ.”, 76; “Памят. кн. Могилев. губ. на 1861 г.”, Отд. I, 11; Отд. III, 87; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 12 (архиеп. Феофан и Афанасий); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1846 г., 92 (надел. лесом); 1876 г., 108 (училище); 1884 г., 236 (училище); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507 (Пустын. Богородицкий), 508 (Пустын. Успенский); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, II, 11 (Ж. гр. 1601 г. А. В. Волчанскому на игуменство с условием содержать унию); “Акты Зап. Р.”, I, 177 (Ж. гр. 1499 г. Мст. кн. Мих. Ив. о дозволении призывать и селить на монаст. земле людей), 215 (Ж. гр. 1505 г. того же князя на бортную Измайловскую землю), 217 (Ж. гр. 1505 г. на поместное в гор. Мстиславле, медовую и денеж. дань; назван Богоматерь в Пустыньце); II, 21 (Ж. гр. 1507 г. Мст. кн. Мих. Ив. Жеславского на село Овдейково), 63 (Ж. гр. 1511 г. Мст. кн. Мих. Ив. на сеножать близ р. Вехры; настоят. Иосиф), 142 (Ж. гр. 1526 г. того же кн. на пустошь Родионовскую), 162 (гр. 1529 г. Мст. воеводе Яну Ильиничу о выдаче м-рю медовой и денежн. дани); III, 23 (Гр. 1558 г. о выдаче медовой и денежн. дани), 98 (Ж. гр. 1578 г. Полоц. архиеп. Феофану о предоставл. в пожизн. управл. м-рем), 155 (Ж. гр. 1585 г. попов. сыну Матв. Евпатьеву о предоставл. в пожизн. управл. м-рем); IV, 7 (Ж. гр. 1588 г. Пинск. Лещин. архим. Афан. Терлецкому на Полоц. архиепископию, причем был отдан во влад. и м-рь), 61 (Ж. гр. 1595 г. земянину Конст. Ипатьевичу о предоставл. ему м-ря в пожизн. управл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В труде архим. Амвросия (Орнатского) К. отождествлен с игум. Хутынского мон-ря Ксенофонтом, умершим в 1262 г. (ИРИ. Ч. 6. С. 639; Строев. Списки иерархов. Стб. 49). Хотя в тексте Жития нет прямых хронологических указаний, упомянутые имена и реалии позволяют сделать определенные выводы о времени основания Ксенофонтова монастыря. В Лисицкой обители, упоминаемой в источниках начиная с 1389 г., в кон. XIV - нач. XV в. действительно был игум. Варлаам, а в летописях XV в. впервые говорится о строительстве в Ксенофонтовой пуст. деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца в 1417 г.: «Поставиша 4 церкви древяны: Въскресение Христово на Варейской улици, Въскресение Господне в Савин пустын, святаго Николу в Селифонтов пустын, Святаго Николу на Вежищахъ» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2). Контекст летописного упоминания «Селифонтовой» (Ксенофонтовой) обители сразу после «Савиной пустыни» ( Саввина Вишерского мон-ря , основанного в нач. XV в.) позволяет полагать, что К. был современником не прп. Варлаама Хутынского, а прп. Саввы Вишерского и лисицкого игум. Варлаама. По всей видимости, несохранившийся источник Жития К. сообщал о том, что святой был выходцем из Лисицкого мон-ря и принял постриг при игум. Варлааме. Агиограф ошибочно отождествил этого игумена с прп. Варлаамом Хутынским, жившим на 2 столетия раньше. Впосл. Ксенофонтов мон-рь упоминается в качестве землевладельца в писцовых книгах 1497/98 г. (НПК. Т. 5. Стб. 173-174) и 1563/64 г. 28 апр. 1563 г., при игум. Мисаиле, для монастыря был отлит колокол ( Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 19122. С. 155-156; Арне Т. Русские колокола в шведских церквах//НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 298). Древнейшее описание мон-ря содержится в писцовой книге Обонежской пятины 1582 г.: в обители находилась ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделом в честь Сретения, в 6 кельях жили 5 монахов и черный священник, 8 келий стояли пустыми ( Неволин. 1853. Прил. 6. С. 138-139). Согласно сообщению писцовой книги Обонежской пятины 1620 г., в 1613/14 г.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

С самого начала своего пребывания в России А. прилагал энергичные усилия для устроения старообрядческой церковной орг-ции: рукополагал священников, диаконов и епископов (за первые 2 года служения поставил 52 священника, за 9 лет - 4 диакона, 70 священников, 23 иеромонаха, 6 епископов), учредил более 14 епархий (Московско-Владимирскую, Нижегородско-Костромскую, Казанско-Вятскую, Самарско-Симбирскую, Саратовско-Астраханскую, Пермскую, Уральско-Оренбургскую, Тобольско-Сибирскую, Донскую и Кавказскую, Балтовско-Киевскую, Измаильско-Бессарабскую, Новозыбковскую, Коломенскую, Калужско-Смоленскую и др.), освятил неск. сот престолов для походных церквей, часто посещал старообрядческие общины Центр. России, жертвовал для храмов иконы и книги, добивался для них помощи от благотворителей. В годы служения А. часто созывались старообрядческие архиерейские соборы, на к-рых был учрежден постоянно действующий орган высшего управления - Духовный освященный собор (совет). А. строго следил за совершением богослужения, при присоединении к старообрядцам Белокриницкой иерархии требовал непременного перекрещивания крещенных обливательно. Считал необходимым канонизировать казненных за исповедание старообрядчества Аввакума , Лазаря , Никиту и др. А. помогал старообрядцам, находившимся в заключении или ссылках, особенно семьям священников и иночествующим. Содействовал переписке и изданию вероучительной и апологетической старообрядческой лит-ры, для чего содержал неск. писцов, предпринимал попытки изданий за границей. Служение А. проходило в условиях преследований со стороны властей, начавшихся с момента появления архиепископа на территории Российской империи, за его поимку было назначено вознаграждение 12 тыс. р. В целях избежания ареста А. приходилось служить по ночам, постоянно менять место жительства, путешествуя переодетым, ночевать на сеновалах, чердаках. Только за 5 лет до своей кончины он получил возможность жить легально. В 1861 г. возник конфликт между А. и старообрядческим Коломенским еп.

http://pravenc.ru/text/116034.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский старец Пантелеимон (Прохоров) Афонский старец Пантелеимон (Прохоров) 3 (16 н.ст.) января 1884 года на 74 году жизни в селе Костычи, Сызранского уезда, скончался основатель Костычевской Смоленской женской обители старец Пантелеимон (Прохоров). Постриженник и ученик старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, он, по возвращении в родные края, более 40 лет подвизался в уединении, посте и молитве, а в последние годы жизни приступил к устроению в селе Костычах женской монашеской обители. После богоборческой революции, в 1920-е гг., монастырь был уничтожен советской властью. В наше время обитель вновь восстанавливается. А в апреле 2004 г. были чудесно обретены мощи основателя обители старца Пантелеимона, от которых за последние годы произошло множество чудотворений и исцелений. В Самарско-Сызранской епархии глубоко чтут память афонского старца Пантелеимона как местночтимого подвижника. ..................................... Схимонах Пантелеимон (в миру Петр Савельевич Прохоров) был сыном крестьянина села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии. Родился в 1811 году. С самого раннего детства мальчик любил посещать храм Божий и учить со слов матери и других людей молитвы. Любил слушать, когда читали священные книги, в особенности жития святых подвижников. Сам же читать не умел. Юноша любил уединение и, когда его сверстники шумно играли во дворе, прятался то на чердаке, то на сеновале, то под кроватью и молился там с детской наивностью. Просил Боженьку, чтобы он поскорее пришел и изменил все вокруг: чтобы братья и сестры не болели, чтобы бабушки и дедушки не умирали, чтобы был всегда солнечный день и была бесконечная радость. Он каким-то особым чувством ощущал, что Бог Отец слышит его, и он, довольный, в этом радостном сознании невольно засыпал. Так проходили часы, а его перепуганная родня искала мальчика. А когда находила, то прилично наказывала. Но он не мог уже жить без этой беседы с Господом и вновь и вновь искал встречи с ним наедине.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=280...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010