9 мая 1782 года началось строительство Свято-Николаевского храма, которое продолжалось около пяти лет. В четвертую неделю Великого поста храм был освящен настоятелем монастыря иеромонахом Феофаном по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического. С 1891 года Самарский Пустынно-Николаевский монастырь стал именоваться " Домом Екатеринославских архиереев " с возвышением ее в степень кафедрального Архиерейского дома. А по сему требовалось устроить дом для архиерея, дом для Семинарии и помещение для Консистории. В 1791 году по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического вместо предлогаемой Консистории передано было в Самарский монастырь Павлоградское духовное правление. Летом 1798 года житель местечка Новых Кайдак Карл Яковенко по контракту выстроил на территории монастыря деревянную четырехэтажную колокольню, а среди лета 1799 года мещанин И.А. Гордиенко также по контракту покрыл ее под гребень листовым сибирским железом. 3 мая 1808 года по благословению правящего архиерея Платона (Любарского) Самарская обитель украсилась драгоценнейшею святынею, обогатилась редким небесным сокровищем, торжественным принесением в храм на поклонение верующим двух древних с незапамятных времен месточтимых икон Божией Матери Самарской и святителя Христова Николая чудотворца.  В 1809 году Новомосковской соборной Свято-Троицкой церкви диакон Никита Баранов с попечителем новомосковским купцом П.С. Золоторевым за 1.500 рублей устроил в монастырской соборной церкви отличной и величественной работы Горнее место. Вдова А.В. Шапотинникова и протоиерей Ковалевский в 1812 году внесли благотворительность обители священную, церковную утварь и обогатили ризницу. В 1814 году проживавший в монастыре полковой хорунжий Аламахин на помин своей души пожертвовал в обитель значительную сумму денег. В 1815 году на эту сумму наместник монастыря иеромонах Хрисанф построил в обители трапезную церковь в честь Преображения Господня, а в 1816 году тот же наместник вне монастыря построил гостиницу и заезжий дом для приходящих и приезджающих богомольцев. В сентябре 1821 года, усердием благотворителей и благодетелей, выписан из Москвы для колокольни Самарской обители большой колокол весом 169 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=04878

07.1942 01.1943 30.01(12.02)1944 04(17)07.1955 04(17)07.1955 06(19)10.1955 06(19)10.1955 08(21)05.1959 08(21)05.1959 01(14)08.1961 Иоасаф Лелюхин 01(14)08.1961 01(14)11.1961 Алипий Хотовицкий 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 18(31)05.1973 18(31)05.1973 06(19)02.1990 07(20)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 04(17)09.1990 11(24)11.1990 14(27)07.1992 06(19)09.1992 24.08(06.09)1993 06(19)10.1993 Днепропетровская, григ. Основана в 1925 г. Викарная кафедра: Луганская. 09(22)12.1925 Владимир Соколовский-Автономов Днепропетровская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Павлоградская, Запорожская, Бердянская, Мариупольская, Луганская. 1922 06.1923 10.1922 14(27)11.1922 30.08(12.09)1923 Афанасий Вечерко 19.12.1924(01.01.1925) Николай Гиляровский 04(17)11.1924 10(23)06.1925 16(29)11.1925 27.05(09.06)1926 19.08(01.09)1926 05.1935 28.12.1937(10.01.1938) 1309 Вторая дата – определение на покой. В музее надгробий при Александро-Невской Лавре хранится плита со следующей надписью: «Евгений Булгар, арх. Славенский и Херсонский. † 27.05.1806 г. на 91-м году жизни». 1310 «...† убит 13 окт. 1792 г. в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре, где его мощи нетленны...» (Н.Д. Иерархия... С. 114). Причина и подробности убийства не сообщаются. 1313 Архиепископ Афанасий (Иванов) «...признал удобным переместить кафедру из малолюдного военного Новомиргорода, стоящего на окраине епархии, в центральный город Екатеринослав, строившийся там, где до сего было селение Половица». Скончался святитель при весьма прискорбных обстоятельствах: «...одолеваемый преклонными летами и болезнию, отправился в Черноморье, к Пятигорским минеральным водам, не имевшим тогда надлежащего медицинского устройства и, при самолечении горячими водами, от обжога заболел, скончался 18.08.1805. Тело его перевезено и погребено в Николаевской Самарской пустыне ... от Екатеринослава в 20 верстах» (Херсонские епархиальные ведомости. 1879. 17). 1314 Вторая дата – дата кончины. Под его руководством «...был издан первый провинциальный календарь учителем семинарии Синицким, под заглавием: «Календарь на лето от Рождества Христова 1810-е, переведенный с польского при Екатеринославской семинарии. Печатан в Харькове в Университетской типографии». Книжка редкая, в 54 страницы. После обыкновенных статей в календаре помещено: «Краткое историческое известие о Славенской епархии, ныне именуемой Екатеринославскою, ее архиереях и семинарии»...» (Херсонские епархиальные ведомости. 1879. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1876 года в церкви служили священник, дьякон и два псаломщика. После 1876 г. причт церкви состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. «Содержание причта весьма скудное». Священник Александр Полистовский служил до 12 августа 1909 года, когда был уволен за штат (на пенсию). С 28 августа 1909 г. священником назначен Иоанн Витоль, до этого служивший учителем в церковно-приходской школе в Великолукском уезде. Священник Михаил Симеонович Белогородский (21 мая 1855-?) происходил из духовенства. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в Новоржевском уезде, священником в погосте Толвицы Псковского уезда, 8 марта 1885 г. по собственному прошению он переведен в здешнюю церковь. Здесь он преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе Святогорского монастыря и в министерском училище, был депутатом окружного училищного совета, членом местного благочиннического совета, благочинным церковного округа. За заботу об украшении церкви и ревностную проповедь Слова Божия о. Михаил был награжден набедренником, скуфьёй и камилавкой, наперсным крестом, орденом Святой Анны 3-й степени. Удостоен архипастырской признательности и благословения и благословения Святейшего Синода. 15 мая 1916 г. он награжден саном протоиерея. Священник Леонид Николаевич Лебедев (1885-?) также происходил из духовенства. После окончания Псковской духовной семинарии исполнял должность псаломщика в Николаевской церкви г. Острова, дьяконом в погосте Марипчелки Великолукского уезда, в погосте Великие Пустыни Псковского уезда. 10 августа 1911 г. по прошению он назначен священником в здешнюю церковь, преподавал Закон Божий в земских школах. Дьякон Михаил Иоаннович Попов (8 сентября 1884-?) был сыном крестьянина Самарской губернии. Как он писал о себе: «читать умеет, а писать не знает, учился только две недели у одного из клириков родного погоста, ни в каком учебном заведении не был, совершенно неграмотный». В 1911 г. назначен дьяконом в погост Марипчелки Великолукского уезда, затем был призван на военно-морскую службу. Был послушником в Псковском архиерейском доме. В Пятницкую церковь он назначен 24 февраля 1912 года, как долго служил – неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=44336

Зависимость Самарского монастыря от Запорожского войска и Коша продолжалось до уничтожения Запорожской Сечи 1775 года 6 июня Российской империатрицей Екатериной II. После уничтожения Запорожской Сечи монастырь со всеми своими принадлежностями присоединился к ставропигиальному Киево-Межигорскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. С тех пор Самарский монастырь, подчиняясь Спасо-Преображенскому монастырю, стал называться " приписным " . 6 июня 1780 года иеромонах Феофан обратился письменно к настоятелю Киево-Межигорского монастыря архимандриту Гавриилу и монастырскому духовному собору, что соборная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца совершенно обветшала и пришла в негодность то и служение в ней совершать нельзя. Изложив сие, он просил архимандрита Гавриила и духовный собор позволить ему построить в монастыре такую же новую церковь с тем, чтобы на освящение ее было нужное благословение. Но благословение, равное как и самое разрешение на постройку храма, зависело от Святейшего Правительственного Синода. 10 августа 1780 года Святейший Синод на имя настоятеля Межигорского монастыря дал Указ, что Пустынно-Николаевскому Самарскому монастырю разрешено вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построить новую и " по построении освятить дозволить " . Обрадованный, иеромонах Феофан собрал на строительство храма 2,856 рублей. Особые вкладчики были старики: бывший кошевой полковник Филипп Феодоров, Феодор Золотарь, Феодор Стовба и другие. Между тем явился новый благотворитель, именно лейб-капитан священник Кирилл Тарловский, в народе называли его " диким попом " , вероятно от того, что жил и имел свою землю в здешних степях. Он предложил построить Свято-Николаевский храм не деревянный, а каменный с пределом святых мучеников Кирика и Иулитты, мотивируя тем, что Святейший Синод не указал, какую церковь именно строить: деревянную или каменную. На этом условии он вызвался построить ее собственным и единственным коштом. Межигорский духовный собор согласился с мнением священника Кирилла Тарловского и позволил строить в монастыре каменную церковь и келию для успокоения его, о чем также просил отец Кирилл.

http://sobory.ru/article/?object=04878

Неофиц. часть 1 открывалась словом при вступлении на Екатеринославскую кафедру еп. Феодосия (Макаревского), к-рый впосл. анонимно публиковал в «Е. е. в.» свои проповеди и церковно-краеведческие труды: «Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре Екатеринославской епархии» (1872. 18. С. 288-296; 19. С. 303-311; 20. С. 319-327), «Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее» (1875. 8. С. 114-117; 9. С. 129-139), «Исторический обзор православной христианской церкви в пределах нынешней Екатеринославской епархии до времени формального открытия ее» (1876. 1. С. 1-10; 2. С. 17-31; 3. С. 35-48; 4. С. 49-63; 5. С. 67-75; 6. С. 81-96), «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (1879-1881). Епархиальный археограф и историк М. И. Никольский (см. его некролог: 1882. 13. С. 217-233; 14. С. 237-249) опубликовал «Записку о Екатеринославской семинарии» (1872. 14. С. 223-231; 15. С. 239-250; 16. С. 263-268; 1874. 11. С. 165-172; 12. С. 182-189; 1876. 9. С. 136-141; 10. С. 145-160; 11. С. 165-172; 12. С. 177-192; 13. С. 197-208; 14. С. 221-303; 1877. 6. С. 81-87; 7. С. 97-108; 8. С. 113-125; 22. С. 342-350; 23. С. 355-364; 1878. 7. С. 102-111; 8. С. 113-128; 10. С. 145-162; 17. С. 259-269; 18. С. 275-282; 19. С. 295-303; 20. С. 307-314; 21. С. 333-338), ст. «Столетие Екатеринославской епархии» (1876. 14. С. 209-221; 15. С. 225-240; 16. С. 247-256; 17. С. 267-269; 18. С. 273-288; 19. С. 289-304; 1877. 1. С. 5-11; 2. С. 17-26; 3. С. 33-42; 4. С. 49-54), множество заметок (напр., «Митрополит Игнатий: (Из дел консисторского архива)» (1872. 10. С. 157-165)). Авторами значительной части др. статей (часто подписанных криптонимами или анонимных), в т. ч. являющихся обзорами или рефератами иностранных книг, были также редакторы и постоянные сотрудники «Е. е. в.»: Ржевский (см. некролог ему: 1880. 17. С. 290-294) («Об отношении христианства к вопросам жизни» (1872. 1. С. 4-16; 2.

http://pravenc.ru/text/189635.html

Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Данное изображение весьма редкое, представлен список, находящийся в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (в Свято-Николаевском храме) под Новомосковском, Днепропетровской области. С историей Самарской пустыни неразрывно связана история Самарской (Новокайдакской) иконы Божией Матери, почитаемой с 1736 г. По легенде чудотворный о привезен казаками с Востока, из похода во время русско турецкой войны. Долгое время икона находилась в церкви Новых Кодак. Говорят, паломники, наслышанные о чуд[...] Файл 15940.jpg:   Размер: 235x300, 0.07 MPix, 18 Kb. Дата: 2012-01-15, участник [ SHIMAN777 ]. Рейтинг изображения: 5 (342) , (25) . Описание: Это список (возможно первообраз!) Самарской иконы Божьей матери, находящейся в Свято-Введенском храме города Запорожья. Икона передана в дар храму в 1994 году при невероятном стечении чудесных обстоятельств. По возрасту и изображению очень похожая на пропавший в 1929 году оригинал... В настоящее время от иконы происходят многочисленные чудеса исцеления. --- Епархиальные новости Ноя 29th, 2010 Автор - протоиерей Алексий Чаплин: " 29 ноября в епархиальном управлении состоялось заседание епа[...] Файл 15941.jpg:   Размер: 431x500, 0.22 MPix, 76 Kb. Дата: 2012-01-15, участник [ SHIMAN777 ]. Рейтинг изображения: 2 (338) , (27) . Описание: " Самарская " икона Божией Матери с частицей ризы Пресвятой Богородицы. Находится в г.Суздаль Владимирской области. Личная икона протоиерея Игоря Любченко. С 2001 года икону ещё именуют " Дарующая материнство " , за многочисленные чудеса по молитвам у иконы бездетных супружеских пар, которые просили даровать им детей. Информацию можно найти в интернете, написав в поиске " Дарующая материнство " . Файл 22307.jpg:   Размер: 1536x2048, 3.15 MPix, 2689 Kb. Дата: 2013-08-31, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (275) , (23) . Описание: Икона Пресвятой Богородицы " Новокайдская (Самарская) " -Свято-Николаевский Пустынный мужской монастырь(икона не в облачении новой ризы)

http://pravicon.com/icon-214

8 окт. 1802 г. Новороссийская губ. разделена на Николаевскую (с 1803 Херсонская), Таврическую и Екатеринославскую губернии. 4 дек. 1803 г. от Н. и Д. е. отделена часть территории для присоединения к новооткрываемой Полтавско-Переяславской епархии (см. Полтавская и Миргородская епархия ). 16 дек. 1803 г. указом Синода Н. и Д. е. переименована в Екатеринославско-Херсонско-Таврическую. Тем же указом Новороссийский архиерейский дом с консисторией и семинарией предписывалось перенести из Новомиргорода в Екатеринослав. Это решение было следствием указа Синода от 25 июня 1803 г. о переводе епархиальных центров и семинарий в центры губерний. Консистория переехала в Екатеринослав 24 мая, семинария и штат архиерейского дома - в июле 1804 г. Архиеп. Афанасий и епархиальная канцелярия уехали из Новомиргорода 22 июня 1804 г. Ист.: О перемещении Новороссийского архиерейского дома с консисторией и семинарией//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1910. Вып. 6. С. 123-124. Лит.: Гавриил (Розанов), архиеп. Отрывок повествования о Новороссийском крае//ЗапООИД. 1853. Т. 3. С. 79-129; 1863. Т. 5. С. 420-490; Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском мон-ре//Екатеринославские ЕВ. 1872. Ч. неофиц. 18. С. 289-296; 19. С. 303-311; 20. С. 319-327; Никольский М. И. Записка о Екатеринославской семинарии//Там же. 14-16; 1874. 11-12; 1876. 9-14; 1877. 6-8, 22-23; 1878. 7-8, 10, 17-21; он же. Столетие Екатеринославской епархии//Там же. 1876. 14-19; 1877. 1-4; Феодосий (Макаревский), еп. Самарский Екатеринославской епархии Пустынно-Николаевский мон-рь. Екатеринослав, 1873; он же. Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее//Екатеринославские ЕВ. 1875. Ч. неофиц. 8. С. 114-117; 9. С. 129-139; он же. Мат-лы для ист.-стат. описания Екатеринославской епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII ст. Екатеринослав, 1880. Вып. 1: Нынешние уезды Екатеринославский, Верхнеднепровский, Новомосковский и Павлоградский; Корольков К. Н. Столетний юбилей г. Екатеринослава: 1787 9 мая - 1887 гг. Екатеринослав, 1887; Беднов В. А. Столетний юбилей существования архиерейского дома и семинарии в Екатеринославе//Екатеринославские ЕВ. 1904. 23. С. 685-700; он же. Перенесение архиерейской кафедры из Новомиргорода в Екатеринослав//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1908. Вып. 4. С. 273-314; он же. Док-ты, относящиеся к истории Екатеринославской ДС//Там же. 1912. Вып. 8. С. 185-260.

http://pravenc.ru/text/2577857.html

Духовный писатель. Почётный член Киевской духовной академии. Труды: Самарский Пустынно-Николаевский монастырь Екатеринославский епархии. – Екатеринославль, 1873. Исторический обзор православной христианской церкви в пределах Екатеринославской епархии до времени открытия её. Краткие сведения об Екатеринославской епархии и епископах её. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Краткие сведения о местно чтимой иконе Божией Матери в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. Проповеди//Воронежские и Екатеринославские епархиальные ведомости. Литература: Беднов В.А. Преосвященный Феодосий, епископ Екатеринославский и Таганрогский и его труды по истории Екатеринославщины. Екатеринославль. 1910. Беднов В.А. Формулярный список (Феодосий Макаревский, епископ Екатеринославский). Языков Д.Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. СПб., 1885–1912. Вып. 5, стр. 148. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1398, 1400. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 397. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С, 489, 840, 841. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи.М. 1888, стр. 62, 65. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 397. Пятидесятилетний юбилей Киевской духовной академии. Киев. 1869, стр. 427. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1873, март, стр. 149. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1874, январь, стр. 11; апрель-июнь, стр. 125. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1877, март, стр. 643–654. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1879, февраль, стр. 276. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1881, май, стр. 101; июнь, стр. 167. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1884, сентябрь, стр. 156.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Обитель очень своеобразна: под ней расположены подземные помещения, в частности, под Спасо-Преображенским храмом находится подземная церковь во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. Все стены монашеского храма, куда не было доступа мирянам, в то время были расписаны. Корпуса и храмы в монастыре плотно прилегают друг ко другу, объединяясь как бы в единый комплекс, под которым на глубине 3-4 метров расположена система подвалов. Считается, что здесь в древние времена укрывались запорожцы. По преданию, под монастырем когда-то существовал также тайный ход к берегу реки. После 2001 года территория Пустынно-Николаевского монастыря полностью освобождена и передана Украинской Православной Церкви. В день празднования иконы " Всех скорбящих радость” чудотворный образ обносят вокруг монастыря Крестным ходом. http://church-site.kiev.ua/ Архиепископ Гавриил (Розанов) – первый историограф Самарского Пустынного мужского монастыря – в далёком 1838 году писал, что ещё до начала его исследований возможную дату основания обители многие относили к периоду 1672-1688 годы. Это утверждали на основании того, что Запорожская сечь именно в 1672 году пригласила священнослужителей из Киево-Межигорского монастыря к себе на службу. В 1683 году было принято решение подчинить обитель Межигорскому монастырю, которое Патриарх Московский утвердил в 1688 году. Согласно найденным документам наместника Самарской обители Алимпия, о монастыре упоминают в 1690 г. Но есть и совершенно другая версия (история монастыря), которой придерживаются в настоящее время. Она изложена епископом Феодосием (Макаревский) в 1873 г. Согласно ней время основания Пустынного Самарского монастыря – 1576 г. Так, именно в этом году польским королём Стефаном Баторием запорожским казакам была дарована крепость с деревянной церковью святителя Николая Мирликийского. Располагалась она на месте нынешнего монастыря, недалеко от впадения реки Самара в Днепр. При крепости и церкви был организован «шпиталь» для покалеченных и престарелых казаков. Сюда же был прислан из Киево-Межигорской обители иеромонах Паисий (Волох). Им в 1602 году крепость с церковью и госпиталем была обращена в Свято-Николаевский Самарский мужской монастырь. Сейчас к этому названию добавляют Пустынный, что означает его местонахождение за пределами какого-либо населённого пункта, к которому его можно приписать. Таких монастырей очень мало, можно сказать, в этом плане обитель довольно уникальна.

http://sobory.ru/article/?object=04878

В 1976 году, после капитальной реконструкции здания собора, там открыли Музей истории религии и атеизма. В 1992 году, решением областного совета 108 от 28 марта, храм был официально передан Украинской Православной Церкви и его начали восстанавливать. Первое богослужение в этом соборе было совершено еще до его официального возвращения. Это случилось по настоянию сотрудников исторического музея и верующих в 1989 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси. Еще висел маятник Фуко, не было ни одной иконы, но уже прошла первая Литургия. На территории собора располагался некрополь, где нашли свое последнее упокоение церковные деятели и светские знаменитости того времени. Под Екатериновским приделом (в левой части) были похоронены архиепископ Феодосии (Макаревский) почивший в 1885 году и епископ Августин (Гуляницкий) (+1892). Однако во время раскопок на Страстной седмице в 1996 году были обнаружены мощи не двух, а трех архиереев. До сих пор остается неизвестным личность третьего епископа. Бытует предположение, что это епископ Серапион (Маевский) (+1891). Хотя по архивным свидетельствам он был погребен в усыпальнице главного монастырского собора Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря. Однако, возможно, что это действительно останки Преосвященного Серапиона, так как время его служения на кафедре приходилось с 1885 по 1891, то есть в период между служениями двух погребенных в этом месте иерархов — его предшественника епископа Феодосия и последователя епископа Августина. Вопрос остается открытым и требует дальнейшего исторического исследования. 21 декабря 2008 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимира освятил самый большой в епархии колокол для Спасо-Преображенского кафедрального собора. Этим действом осуществилась историческая справедливость — завершилось восстановление соборной звонницы. Отныне соборная колокольня восполнилась заключительным колоколом из ряда тех, которые были до разрушения и закрытия собора большевистской властью. Еще девяносто лет назад у этого храмового здания была самая лучшая колокольня, к сожалению, полностью уничтоженная в советские времена. Она состояла из 11 колоколов, общим весом в 11 тонн. Именно такой царский подарок некогда был преподнесен императорской семьей Николая II кафедральному храму губернского города Екатеринослава в 1903 году.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1229222...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010