Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Днепропетровской епархии, существовало в период не позднее нояб. 1928 - нач. 1929 г., возобновлено в 2009 г. Близ Новоселицы (с 1794 Новомосковск, ныне Днепропетровской обл., Украина), на берегу р. Самара, в зданиях упраздненного Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне монастырь возрожден) в 1791 г. был устроен загородный архиерейский дом Екатеринославских (Новороссийских и Днепровских в 1797-1803) епископов со скитом. В 1915-1917 гг. в праздник свт. Николая Чудотворца, 6 дек., проводился крестный ход из бывш. Самарского Николаевского мон-ря в Новомосковск и в Екатеринослав (в 1797-1802 Новороссийск, в 1926-2016 Днепропетровск, ныне Днепр, Украина) с главной святыней края - местночтимой Самарской чудотворной иконой Пресв. Богородицы (список с Ахтырской иконы Божией Матери ). Образ находился в Никольском храме Самарского загородного архиерейского дома до его упразднения в 1928 г. В докладе патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от управляющего Екатеринославской епархией Бахмутского еп. Иоанникия (Соколовского) от 24 июля 1923 г. сообщалось о том, что в Новомосковске остался верным канонической Церкви только бывш. настоятель храма Толгской иконы Божией Матери свящ. Петр (впосл. Новомосковский еп. Иоасаф (Попов)), лишенный властями прихода; настоятель Троицкого собора прот. Георгий Даценко перешел в обновленчество (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 201. Л. 2-7). Образование Н. в. не позднее нояб. 1928 г. было обусловлено нек-рым облегчением положения Церкви после издания «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Синода, когда власти разрешили регистрировать региональные органы церковного управления.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

Днепропетровская Основана 09.09.1775 Образована из областей, присоединенных от Турции. Архиепископия в 1775–1823 гг. (с 1823 г. обычно замещалась епископами). Местопребывание: до 1797 г. – в Полтаве (в 1791 г. назначено местопребывание в Самарском (ок. Екатеринослава) Пустынно-Николаевском монастыре), 21.12.1797 – 1803 г. – в Новомиргороде, с 1803 г. – в Екатеринославе (с 1926 г. – Днепропетровск). Именовалась: Славянская и Херсонская; с 28.11.1786 – Екатеринославская и Херсонеса Таврического (Высочайший указ от 09.09.1786 гласил: «...Славянского и Херсонского архиепископа переименовать в Екатеринославского. Херсонского и Таврического и подчинить ему все находящиеся там церкви...» [Родионов M., прот. Ук. соч., с. 45]); с 21.12.1797 – Новороссийская и Днепропетровская (в 1797–1803 гг. Екатеринослав носил наименование Новороссийска); с 04.12.1803 – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая; с 09.05.1837 – Екатеринославская и Таганрогская; с 01.04.1911 – Екатеринославская и Мариупольская (в связи с учреждением Таганрогского викариатства); с 1926 г. – Днепропетровская. далее – Днепропетровская и Запорожская; с 14(27)07.1992 – Днепропетровская и Криворожская; с 14(27)07.1996 – Днепропетровская и Павлоградская. Викарные кафедры: Таганрогская, Луганская. 01.10.1775 05.05.1779 06.08.1779 28.11.1786 Никифор граф Феотоки Грек 28.11.1786 13.10.1792 13.03.1793 10.05.1793 10.05.1793 29.09.1799 01.10.1799 18.08.1805 18.08.1805 20.10.1811 07.02.1812 28.03.1823 19.05.1823 16.10.1827 28.11.1827 20.04.1828 22.05.1828 09.05.1837 Гавриил II Гозавов 22.05.1837 16.04.1838 23.04.1838 19.08.1853 19.08.1855 14.11.1864 13.12.1864 21.08..1868 Платон II Троепольский 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Новоселов 23.06.1871 05.02.1885 16.02.1885 05.12.1891 14.12.1891 30.11.1892 05.12.1892 12.06.1896 Владимир Шимкович 12.06.1896 04.10.1911 Симеон Покровский 04.10.1911 10.1922 12.1924 Иоанникий Соколовский 09(22)12.1925 12.1925 12.1925(01.1926) 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 05. 1934 09.1934

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Данное изображение весьма редкое, представлен список, находящийся в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (в Свято-Николаевском храме) под Новомосковском, Днепропетровской области. С историей Самарской пустыни неразрывно связана история Самарской (Новокайдакской) иконы Божией Матери, почитаемой с 1736 г. По легенде чудотворный о привезен казаками с Востока, из похода во время русско турецкой войны. Долгое время икона находилась в церкви Новых Кодак. Говорят, паломники, наслышанные о чуд[...] Файл 15940.jpg:   Размер: 235x300, 0.07 MPix, 18 Kb. Дата: 2012-01-15, участник [ SHIMAN777 ]. Рейтинг изображения: 5 (342) , (25) . Описание: Это список (возможно первообраз!) Самарской иконы Божьей матери, находящейся в Свято-Введенском храме города Запорожья. Икона передана в дар храму в 1994 году при невероятном стечении чудесных обстоятельств. По возрасту и изображению очень похожая на пропавший в 1929 году оригинал... В настоящее время от иконы происходят многочисленные чудеса исцеления. --- Епархиальные новости Ноя 29th, 2010 Автор - протоиерей Алексий Чаплин: " 29 ноября в епархиальном управлении состоялось заседание епа[...] Файл 15941.jpg:   Размер: 431x500, 0.22 MPix, 76 Kb. Дата: 2012-01-15, участник [ SHIMAN777 ]. Рейтинг изображения: 2 (338) , (27) . Описание: " Самарская " икона Божией Матери с частицей ризы Пресвятой Богородицы. Находится в г.Суздаль Владимирской области. Личная икона протоиерея Игоря Любченко. С 2001 года икону ещё именуют " Дарующая материнство " , за многочисленные чудеса по молитвам у иконы бездетных супружеских пар, которые просили даровать им детей. Информацию можно найти в интернете, написав в поиске " Дарующая материнство " . Файл 22307.jpg:   Размер: 1536x2048, 3.15 MPix, 2689 Kb. Дата: 2013-08-31, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (275) , (23) . Описание: Икона Пресвятой Богородицы " Новокайдская (Самарская) " -Свято-Николаевский Пустынный мужской монастырь(икона не в облачении новой ризы)

http://pravicon.com/icon-214-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Попов Петр Дмитриевич; 16.01.1874, с. Ольховатка Славяносербского у. Екатеринославской губ.- 1937), еп. Бахмутский. Из семьи диакона. В 1904 г. окончил Екатеринославскую ДС, в этом же году был рукоположен во иерея к храму хутора Карнауховского Екатеринославского у. В 1910 г. переведен в церковь с. Селидовка Бахмутского у. Екатеринославской губ., с 1911 г. служил в храме с. Николаевка Павлоградского у. той же губернии. В 1916-1920 гг. настоятель храма г. Новомосковска той же губернии. В это время принял монашество с именем Иоасаф в новомосковском Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (имеющиеся сведения о более раннем монашеском постриге И. малодостоверны). В 1922 г. возведен в сан архимандрита; благочинный, затем настоятель Самарского Пустынно-Николаевского мон-ря. В 1924 г. хиротонисан во епископа Бахмутского и Донецкого, стал викарием Екатеринославской епархии. Хиротонию в Харькове возглавил управляющий Харьковской и Екатеринославской епархиями архиеп. Иоанникий (Соколовский). После запрета архиеп. Иоанникия в священнослужении и уклонения его в июне 1925 г. в лубенский раскол (см. Феофил Булдовский ) И. ушел на покой. В дальнейшем продолжал носить титул епископа Бахмутского. Критиковал «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Осенью 1928 г. ездил в Ленинград, где встречался с руководителем сторонников митр. Иосифа (Петровых) Гдовским еп. Димитрием (Любимовым) и 21 нояб. присоединился к иосифлянам . В мае 1929 г. начал открыто служить в г. Артёмовске (бывш. Бахмут), но вскоре местный отдел ОГПУ запретил ему проводить богослужения. В июне того же года вторично приехал в Ленинград и пытался убедить еп. Димитрия передать под его окормление иосифлянские приходы Артёмовского и Сталинского округов, но получил отказ. Проживал в г. Новомосковске, устроил на квартире домовый храм, тайно постригал в монашество, рукоположил ок. 10 иереев. В кон. авг. 1929 г., после высылки из Воронежа управлявшего иосифлянскими приходами Воронежской епархии Козловского еп. Алексия (Буя) , представитель епархиального иосифлянского духовенства архим. исп. Игнатий (Бирюков) посетил И. в Новомосковске. И. дал распоряжения по организации в Воронеже пресвитерского совета (Архив УФСБ по Воронежской обл. Д. П-24705. Л. 173). 6 дек. 1929 г. еп. Алексий (Буй) письменно передал И. временное управление Воронежской епархией. В 1930 г. под окормлением И. находилось до 70 иосифлянских общин, из них 23 - на Украине, преимущественно в Днепропетровской епархии.

http://pravenc.ru/text/578104.html

Днепр. Церковь Николая Чудотворца на Монастырском острове. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты По преданию, в 954 году на Монастырском острове епископ Григорий в честь спасения княгини Ольги, которая останавливалась здесь, возвел церковь и совершал в ней богослужения. В 972 году здесь останавливался князь Святослав Игоревич с дружиной перед битвой с печенегами. В 988 году в церкви на Монастырском острове останавливался великий князь Владимир, шествовавший с дружиной в поход на Херсонес. В IX веке на острове константинопольскими монахами был основан византийский монашеский скит, просуществовавший до монгольского нашествия 1240 года. Весной 1240 года, после разгрома русских войск на реке Калке, монголо-татарские орды прошлись по христианским святыням. Оборонявшая обитель братия пала под стрелами и саблями воинов хана Батыя. Татары разрушили монастырь, предали огню и запустению и отправились далее по Днепру в богатый стольный град Киев. В haчaлe XV века монастырь был отстроен, но просуществовал недолго — всего два десятилетия. В 1747 году запорожцы вернули святую землю церкви. Полковник Самарской паланки Кирилл Красовский отдал остров Самарскому Пустынно-Николаевскому монастырю. Так история Монастырского острова впервые соприкоснулась с именем Николая Чудотворца, почитаемого в народе Николая Угодника. Запорожцы не только возвратили остров церкви, но и охраняли его от порубок деревьев и опустошения. Но недолго прослужила святая земля новой обители. После упразднения Запорожской Сечи Екатерина II щедро раздаривала казацкие земли вельможам и фаворитам. Монастырский остров в числе других прибрежных земель отошел князю Прозоровскому. В начале строительства Екатеринослава (Днепропетровска) на Монастырском острове планировали устроить Университет с Академией искусств и ботаническим садом. Но все осталось только в проектах. Каждый новый хозяин давал древнему острову свое название. Был он и Рябининским, и Буряковским, и Богомоловским. Одно время закрепилось за ним название Змеиного, по причине большого числа ужей и гадюк.

http://sobory.ru/article/?object=23440

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Иванов), архиеп. Екатеринославский. 1862 г. (Иванов Алексей; 1746, Москва - 18.08.1805, Пятигорск), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Род. в семье священника, в 1774 г. окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве и был оставлен в ней преподавателем в классах аналогии (1774), грамматики (1775-1776), пиитики (1777), риторики (1778). 13 мая 1777 г. пострижен в монашество с именем А., с 1781 г. служил проповедником при академии. В 1782 г. назначен настоятелем московского Покрова Пресв. Богородицы мон-ря в сане игумена, а также префектом бывшей при мон-ре Крутицкой ДС. С 1784 г. профессор философии в Славяно-греко-латинской академии, в 1785 г. преподавал также богословие и древнеевр. язык, с 1786 г. ректор академии, архимандрит московского Заиконоспасского мон-ря . 12 нояб. 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Коломенского и Тульского, 10 апр. 1799 г. назначен епископом Воронежским и Черкасским. По прибытии в Воронеж А. уволил всех членов консистории, жалоба к-рых на епископа в Синод стала, по-видимому, причиной перевода А. 1 окт. 1799 г. на Новороссийскую кафедру. 15 сент. 1801 г. А. был возведен в сан архиепископа. При А. в 1803 г. кафедра была перенесена из малолюдного военного Новомиргорода, находившегося на окраине епархии, в Екатеринослав, к-рый тогда еще строился. А. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. Скончался в Пятигорске от последствий ожога, полученного в результате неправильного лечения, в день, когда был издан указ о его назначении на Астраханскую кафедру, погребен в самарском Пустынно-Николаевском мон-ре . В проповедях А. заметно сильное влияние речей Московского митр. Платона (Левшина) . А. является также автором переводов соч. Авла Геллия «Аттические ночи» (с подробными комментариями и предисловием, составленными А.) и «Защищения христиан против язычников» Тертуллиана . По инициативе А. была составлена и издана «Греческая грамматика». В рукописи остались «Записки по Священному Писанию» А., в к-рых слав. перевод соотносится с греч. и евр. текстами.

http://pravenc.ru/text/76894.html

Новомосковск. Самарский Николаевский монастырь. Собор Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты 6 июня 1780 г. иеромонах Феофан обратился письменно к настоятелю Киево-Межигорского монастыря архимандриту Гавриилу и монастырскому духовному собору, что «соборная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца совершенно обветшала и пришла в негодность, то и служение в ней совершать нельзя». Изложив сие, он просил архимандрита Гавриила и духовный собор позволить ему построить в монастыре такую же новую церковь с тем, чтобы на освящение ее было нужное благословение. Но благословение, равное как и самое разрешение на постройку храма, зависело от Святейшего Правительственного Синода. 10 августа 1780 г. Святейший Синод на имя настоятеля Межигорского монастыря дал Указ, что Пустынно-Николаевскому Самарскому монастырю разрешено вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построить новую и «по построении освятить дозволить». Обрадованный, иеромонах Феофан собрал на строительство храма 2856 рублей. Особые вкладчики были старики: бывший кошевой полковник Филипп Феодоров, Феодор Золотарь, Феодор Стовба и другие. Между тем явился новый благотворитель, именно лейб-капитан священник Кирилл Тарловский, в народе называли его «Диким Попом», вероятно от того, что помогал осваивать запорожцам новые земли, строить селения и воздвигать в них церкви. Он предложил построить Свято-Николаевский храм не деревянный, а каменный с пределом святых мучеников Кирика и Иулитты, мотивируя тем, что Святейший Синод не указал, какую церковь именно строить: деревянную или каменную. На этом условии он вызвался построить ее собственным и единственным коштом. Межигорский духовный собор согласился с мнением священника Кирилла Тарловского и позволил строить в монастыре каменную церковь и келию для упокоения его, о чем также просил отец Кирилл. 9 мая 1782 г. началось строительство Свято-Николаевского храма, которое продолжалось около пяти лет. В четвертую неделю Великого поста, 7 марта 1787 г. был освящён новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты взамен деревянного храма. Обряд освящения новопостроенного храма совершил настоятель монастыря иеромонах Феофан по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического.

http://sobory.ru/article/?object=56133

Онисифор, епископ Екатеринославский, Таврический и Херсонский (Боровик Онисим) Родился в 1769 году в Могилевской губернии в семье духовного сословия. Окончил Могилевскую духовную семинарию. В 1788 году рукоположен во священника. В 1789 году поступил в армейское духовенство. В 1796 году возведен в сан протоиерея. С 1800 года – благочинный. С 1808 года – старший благочинный в армии. В 1792–1813 годах участвовал в походах и сражениях действующей армии. В 1813 году – последний духовник, присутствовавший при кончине полководца М. И. Кутузова. 25 августа 1813 года пострижен в Монашество митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Представлен кандидатом на первую архиерейскую вакансию. 22 февраля 1814 года хиротонисан в Казанском соборе во епископа Вологодского и Устюжского. 28 ноября 1827 года перемещен на Екатеринославскую кафедру. 24 декабря 1827 года возведен в сан архиепископа. Скончался 20 апреля 1828 года. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. До своего архиерейства протоиерей Онисим Боровик вынес тяжелый, редкий подвиг на своих плечах, прослужив 24 года полковым священником, почти непрерывно находясь в походах. С 1808 года протоиерей Онисим руководил полковыми священниками Дунайской армии. За военные подвиги во время военных кампаний с французами 1807–1815 годов протоиерей Апшеронского полка Онисим был награжден золотым наперсным крестом из кабинета Его Величества. Во время Отечественной войны 1812 года или вскоре после нее он был награжден орденом святой Анны II степени и ему было назначено годовое жалованье в 600 рублей. «Для исправления последнего долга тяжело раненых при всех сражениях находился безотлучно» – так гласила полковая аттестация о его работе. По отзывам современников, хорошо знавших архиепископа, он был необыкновенно духовной, высокоблагочестивой и строго подвижнической жизни, отличался добротою, доступностью и благотворительностью. Его доброе, отзывчивое сердце всегда искало средств, чтобы помочь нуждавшимся. Он прибегнул даже к тому, что сдал пожалованные ему награды и полученные за них деньги положил в банк, с тем чтобы проценты с этих денег шли (в назначенных им количествах) для раненых, для вдов и сирот, на тюрьмы и другие благотворительные цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Песчанка. Церковь Михаила Архангела (старая). Михайловская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1789. Год утраты:1930 (Разрушена) Адрес: Украина, Днепропетровская область, Новомосковский район, Песчанка Координаты: 48.604313, 35.320946 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Нынешнее село Песчанка, а некогда слобода, в давние времена являлась частью недвижимого имущества и достояния Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря и была поселением подданных вотчинников обители. Оно образовалось, отделившись из монастырских слобод – Чернечей и Орловщины. Благочестивая жизнь монашествующей братии и плодородные земли Присамарья привлекали внимание людей к монастырским дачам, в частности в Песчанку. К 1782 г. в монастырской деревне насчитывалось уже около 700 жителей. Как пишет епископ Феодосий (Макаревский) в своем фундаментальном исследовании по истории Екатеринославской епархии: «Монастырское начальство внимательно следило за духовно-нравственным положением своих слобожан и не оставляло без удовлетворения их духовные, священные, заветные нужды и религиозные потребности». 22 июля 1785 года еще до постройки храма для духовного окормления местных жителей к Песчанке был рукоположен из Киевской епархии первый священнослужитель – иерей Пантелеимон Покорский. Через два года игумен обители увидел необходимость и возможность устроить в слободе новый храм и организовать новый, самостоятельный приход. Дело в том, что к тому времени в Самарской обители уже завершили строительство главного, каменного храма в честь святителя Николая. Следствием этого разобранный деревянный храм пришел в ненадобность. Поэтому наместник монастыря иеромонах Феофан у епархиального начальства просил разрешения на перенос деревянного храма в Песчанку.

http://sobory.ru/article/?object=58442

Платон, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Любарский Петр) Родился в Черниговской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Ярославской духовной семинарии. Заканчивал образование в коллегиуме и в Киевской духовной академии. По окончании курса поселился в Вятской епархии, где епископом был его родственник Варфоломей (Любарский, † 1776), и в этой епархии с 1762 года исправлял должность проповедника. С 1763 по 1772 год – префект и преподаватель разных предметов Вятской духовной семинарии. 18 ноября 1770 года (по другим источникам, 5 августа 1771 года) пострижен в монашество. В 1771 году возведен в сан игумена Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря, который в 1769 году был соединен с Слободским Богоявленским монастырем. 5 августа 1772 года назначен ректором Казанской духовной семинарии, учителем и настоятелем Спасо-Преображенского Казанского монастыря. В 1773 году возведен в сан архимандрита. В 1779 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 30 октября 1785 года – настоятель Свияжского Богородицкого Успенского монастыря. 21 июня 1788 года переведен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 31 марта 1792 года переведен в Московский Донской монастырь. 30 мая того же года назначен вторым членом Московской Синодальной конторы. 26 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского. 11 марта того же года назначен епископом Астраханским и Ставропольским. 1 апреля 1796 года возведен в сан архиепископа. С 16 октября 1799 года стал именоваться Астраханским и Моздокским. С 4 декабря 1803 года стал называться Астраханским и Кавказским. 18 августа 1805 года назначен архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим. В 1809 году получил алмазный крест на клобук. Скончался 20 октября 1811 года в Екатеринославе. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (приписан в 1791 году к архиерейскому дому) в Николаевской церкви. Об архиепископе Платоне известен анекдот, появившийся около 1810 года. Случилось однажды, что преосвященному Платону в один день предстали благочинный из Олешек с двенадцатилетним сыном и дьячок из села Романково с двумя сыновьями, девяти и восьми лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010