«Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудеи и Самарии и даже до последнего края земли». Обратите внимание: ученики думали только о царствии Израилевом. Сам Спаситель во время Своей земной жизни заповедал им проповедовать только «погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:6 ), даже не заходя в селения Самарийские, хотя самаряне имели некоторое представление об истинном богопочитании, они даже избегали язычников. И вдруг теперь Спаситель говорит ученикам, что они будут Его свидетелями не только в Иерусалиме, во всей Иудеи и Самарии (уже само упоминание Самарии должно было их удивить), но «и даже до последнего края земли». Между тем ближайшие ученики Спасителя по большей части были людьми простыми, они никогда не выходили за пределы своего маленького государства и к язычникам, которые были чужды истинного богопочитания, относились с некоторым презрением, враждебностью и, может быть, со страхом. И теперь оказывается, что они должны свидетельствовать о Воскресении и Божественном происхождении Спасителя «даже до последнего края земли». Действительно, святые апостолы, беззащитные и по-человечески беспомощные, простые необразованные люди, прошли по всей земле, были в таких странах, о которых мы, может быть, даже не слышали и в которых, как нам кажется, проповеди Евангелия никогда не было. Но, безусловно, мы должны верить, что везде, где в I столетии жили люди, евангельская проповедь прозвучала. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари», то есть всему сотворенному. Это означает, конечно, не то, что Евангелие нужно проповедовать неодушевленному творению или одушевленному, но неразумному, например животным, а то, что всякое разумное существо, вне зависимости от своего происхождения и, может быть, даже самых тяжких грехов, достойно того, чтобы услышать евангельскую проповедь. Возможно, здесь подразумевается и то, что евангельское отношение к миру, не только к людям, но и ко всему сотворенному, должно освящать всю жизнь человека. Имеется в виду не буквальная проповедь, а правильный христианский подход даже к тому, что, казалось бы, не имеет ничего общего с внутренней жизнью человека — ко всему земному. Однако это не так: если человек истинно следует Евангелию внутренне, то это не может не отражаться и на его деятельности.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Но Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех» (4Цар 10:28-31). Нельзя забывать, что историография книг Царств, как и всего корпуса Нав–4Цар – девтерономическая, богословие этих книг – это богословие Второзакония, их автор – житель Иудеи, а не Израиля. А для благочестивого иудея времен реформ Езекии и Иосии нежелание Ииуя разрушить высоты, даже если они посвящены не Ваалу, а YHWH – непростительный грех, продолжение религиозной политики Иеровоама I, основателя независимого от давидидов Израильского царства. С тех пор как в Иудее культ YHWH был строго централизован в Иерусалимском святилище, а высоты в честь YHWH были разрушены и осквернены, для священных писателей Иудеи вся религиозно-политическая история северного соседа стала историей схизмы, всю ее они описывают с богословских позиций Второзакония. А эти позиции настолько, так сказать, давидо- и иерусалимоцентричны, что тот, кто на них стоит, может описывать историю Израильского царства исключительно в темных тонах. Шаллум (Селлум) процарствовал лишь месяц: «Селлум, сын Иависа, воцарился… и царствовал один месяц в Самарии» (4Цар 15:13). На израильский престол нашелся еще один, более сильный претендент – Менахем (Менаим). Можно предположить, что заговор Шаллума был дворцовым переворотом, а заговор Менахема – военным. Строки Писания скупы, но все же позволяют предположить, что армия негативно восприняла события в Самарии. Вероятно, Менахем был одним из авторитетных военачальников. Его решение взять израильскую столицу и уничтожить Шаллума вполне могло представляться как праведная месть за убийство последним Захарии и потому получить поддержку в войсках и одобрение в народе. Менахем совершает марш-бросок из Тирцы (Фирцы), одной из древних израильских столиц, захватывает Самарию и убивает Шаллума: «И пошел Менаим, сын Гадия из Фирцы , и пришел в Самарию, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:14).

http://bogoslov.ru/article/4241753

Но силы Самарии не могли равняться с силами грозного воителя, и город наконец пал, в 722 году. Об этом великом событии, к счастью, у нас сохранилось свидетельство в летописях самого Саргона. «Я осадил город Самарию, говорит он, и взял ее. Я увел в плен 27,280 граждан; я выбрал из числа взятых колесниц 50 колесниц для себя; все другое богатство народа этого города я предоставил взять моим слугам. Я назначил постоянных начальников над ними, и наложил на них ту же самую дань, какая платилась раньше. На место взятых в плен, я отправил туда жителей завоеванных мною земель, и наложил на них дань, которую я требую от ассириян» 258 . Это свидетельство ассирийского памятника поразительным образом согласуется с свидетельством библейского историка ( 4Цар. 17:6 ). «В девятый год Осии», – говорит библейский повествователь, – «взял царь ассирийский Самарию, и переселил израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Газан, и в городах Мидийских», – то есть, в дикой, возвышенной местности к востоку от Тигра и к северу от Персидского залива. Затем «перевел царь ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емава, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских, вместо сынов израилевых». Одно место в летописях первого года царствования Саргона, когда пала Самария, почти составляет отголосок этих слов. «Победив царя вавилонского, я переселил жителей с их имуществами, и поселил их в земле Хатти», то есть, в земле Сироизраильской. В одной надписи на одном цилиндре мы затем читаемы «Саргон, покоривший народ Таммуд (арабское племя в каменистой Аравии), и Ибадид Марсиман и Хаиапу, и убив многих остальных, переселил в отдаленную землю дома Амврия» (в Самарию) 259 . В летописях от седьмого года затем говорится: «я подчинил жителей Тасида, Ибадид Марсиман, Хаиапу, народы отдаленной Арвы, жителей в земле Бари, которой не знали даже ученые и которая никогда не приносила своей дани царю, моему отцу, – и переселил остававшихся и поселил их в городе Самарии» 260 . Эти летописи показывают, что насильственное переселение язычников продолжалось в течение целого ряда лет, причем первая партия переселенцев, как сказано в 4-й Книге Царств, взята была из Вавилонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Однако же и после этого, во время перехода через Иордан, евреи вновь показали свое маловерие.  5  В Первой книге Царств повествуется, что по сожжении амаликитянами города Секелага они увели в плен жен и детей от малого до большого: народ этим бедствием был доведен до отчаяния и находился в большом смущении. Обвиняя царя Давида, не успевшего защитить город, жители его замыслили побить Давида камнями. Но как ни велико было маловерие в народе, в большей мере оказалось великодушие Давида и его благонадежное упование на Господа Бога своего. Укрепляясь несомненной надеждой, он с четырьмястами мужей погнался за неприятелем. Нашедши их, расположившихся в стане, беспечно ядущих и пьющих, Давид напал на них с воинами своими, и сражался с ними с утра до вечера, и на другое утро поразил их окончательно. Таким образом, Давид взял все, что было захвачено в Секелаге амаликитянами, не оставляя ничего от мала и до велика, от добычи до пленных жен, сынов и дочерей секеладских граждан, – все возвратил Давид гражданам и, кроме того, приобретя от неприятелей богатую добычу, не погубил ни одного из своих воинов. Вот как оправдывает упование надеющихся на Него, Господа (см.: 1 Цар зо, 1–20).  Во время великого голода в Самарии пророк Елисей предсказывал, что завтра в это время мера лучшей муки будет по одному сиклю и две меры ячменя по той же цене. При этом находившийся сановник Самарийского царя, на руку которого опирался царь, будучи одержим неверием, рассмеялся и отвечал пророку: «Если бы Господь и окна открыл на небе (то есть сыпал бы с неба пшеницу и жито), то и тогда этого не может быть». Елисей же сказал ему на это: «Вот ты увидишь это глазами своими, но есть этого не будешь». Пророчество Елисея сбылось буквально: войско сирийское бежало ночью из-под Самарии, устрашенное небесной силой, оставив весь свой провиант, поэтому в Самарии подешевел хлеб, покупать который бросился народ, там же находился и Тристат, который был задавлен теснившимся в воротах народом и умер. Действительно: помышления смертных не тверды, и мысли наши ошибочны ( Прем 9,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

После смерти его, по словам святого Луки, произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии 80 . Почему гонения не коснулись апостолов, Дееписатель не сообщает: возможно, они просто скрылись, чтобы не возбуждать еще большего ожесточения иудеев. В связи с этими гонениями впервые упоминается в истории будущий апостол Павел: Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу 81 . Несомненно, что все события, последовавшие за смертью святого Стефана имели глубокий промыслительный смысл: «Гонение это послужило причиной того, что христианство , сосредоточенное до тех пор только в Иерусалиме, теперь начинает распространяться по окрестным городам и странам» 82 . Дееписатель довольно подробно описывает деятельность святого Филиппа в Самарии. И действительно, миссия этого одного из семи диаконов имеет величайшее историческое значение, ибо «Самария была первой неиудейской областью, огласившейся проповедью Евангелия, и самаряне образовали первое зерно Церкви Христовой из неиудеев» 83 . Проповедь святого Филиппа имела здесь большой успех: многие самаряне поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, а потому крестились и мужчины и женщины 84 , вследствие чего «обращение ко Христу самарян было весьма важным событием в жизни юной Церкви. Оно обозначало, что к древу Церкви прививается новая ветвь и что наступило время перенесения проповеди Евангелия за пределы иудейской национальности. Нужна была апостольская санкция совершившемуся факту, нужно было подтверждение правильности образа действий диакона Филиппа. Поэтому окончательное приобщение новообращенных самарян к Церкви совершено было самими апостолами. Когда до иерусалимской общины дошло известие об обращении самарян, к ним были посланы верховные апостолы Петр и Иоанн. Возложением рук они низвели Святого Духа на новокрещеных. Через обличение Симона Волхва, желавшего купить за деньги благодатный дар низведения Святого Духа, апостолы приняли меры к ограждению насаждавшегося в Самарии христианства от примеси языческих суеверий. После этого, на обратном пути в Иерусалим, апостолы, продолжая дело Филиппа, огласили проповедью Евангелия многие самарянские селения 85 " 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Пророка Михея Морасфитянина следует отличать от более древнего по времени служения прор. Михея сына Иемвлая, пророчившего в Израильском царстве во времена прор. Илии, при нечестивом царе Ахаве, и не оставившего писаний (3 Ц. 22 гл.). 2. Состав и содержание книги Книга пророка Михея состоит из 7 глав и может быть разделена на 3 части. 1 часть (1–3 гл.) – содержит предсказания о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима. 2 часть (4–5 гл.) – говорит о спасении Израиля и языческих народов через Старейшину из Вифлеема. 3 часть – содержит обличительные речи на Израиля и возвещение надежды на спасение. 1 часть (1–3 гл.). Пророк начинает свои речи возвещением разрушения Самарии вместе с ее идолами, затем, с такой же угрозой он обращается к Иерусалиму (1 гл.) Причиной Божественного гнева на Иерусалим является нечестие иудеев, в особенности же преступления иудейских вельмож, лжепророков и судей. Иудейские вельможи ночью на ложах своих придумывали планы ограбления бедных и приводили их в исполнение днем: путем насилия отбирали чужие поля, дома и собственность, лишая детей родительского наследства (2, 1–2, 9). К этой теме пророк возвращается неоднократно. Ложные пророки льстили народу и из корыстных побуждений вводили его в заблуждение, возвещая мир и благополучие, когда предстояло бедствие. За вознаграждение они «проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (2, 5). Характеризуя нравственное состояние всех иудеев, пророк со скорбью говорит: «Если бы какой-либо ветренник выдумал ложь и сказал: я буду пророчествовать тебе о вине и сикере, то он бы был угодным проповедником для этого народа» (2, 11). «За эти преступления,– говорит пророк,– Сион будет распахан, и Иерусалим сделается грудой развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом» (3, 12). Эти угрозы прерываются обетованием о будущем соединении Израиля и Иудеи и возвращении их из плена (2, 12–13). 2 часть (4–5 гл.) – содержит утешительные пророчества, возвещенные уже после падения Самарии в 722 году и обращенные к жителям Иерусалима, дабы те не впали в отчаяние от подобной же участи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Пророка Михея Морасфитянина следует отличать от более древнего по времени служения пророка Михея, сына Иемвлая, пророчившего в Израильском царстве во времена пророка Илии, при нечестивом царе Ахаве, и не оставившего писаний ( 3Цар.22 ). 2. Состав и содержание, книги Книга пророка Михея состоит из семи глав и может быть разделена на 3 части. 1 часть (1–3 главы) содержит предсказания о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима. 2 часть (4–5 главы) говорит о спасении Израиля и языческих народов через Старейшину из Вифлеема. 3 часть содержит обличительные речи на Израиля и возвещение надежды на спасение. В первой части пророк начинает свои речи возвещением разрушения Самарии вместе с ее идолами, затем, с такой же угрозой он обращается к Иерусалиму (1 глава). Причиной Божественного гнева на Иерусалим является нечестие иудеев, в особенности же преступления иудейских вельмож, лжепророков и судей. Иудейские вельможи ночью на ложах своих придумывали планы ограбления бедных и приводили их в исполнение днем: путем насилия отбирали чужие поля, дома и собственность, лишая детей родительского наследства (2:12; 9). К этой теме пророк возвращается неоднократно. Ложные пророки льстили народу и из корыстных побуждений вводили его в заблуждение, возвещая мир и благополучие, когда предстояло бедствие. За вознаграждение они «проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (2:5). Характеризуя нравственное состояние всех иудеев, пророк со скорбью говорит «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: я буду пророчествовать тебе о вине и сикере, то он бы был угодным проповедником для этого народа» (2:11). «За эти преступления, говорит пророк, Сион будет распахан, и Иерусалим сделается грудой развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом» (3:12). Эти угрозы прерываются обетованием о будущем соединении Израиля и Иудеи и возвращении их из плена (2:12–13). Вторая часть содержит утешительные пророчества, возвещенные уже после падения Самарии в 722 году и обращенные к жителям Иерусалима, дабы те не впали в отчаяние от подобной же участи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

ради вс и ради дому Кое дому не ли; и дому не ли; И положу во вощное хранилище сельное, и въ садъ и развергу въ пропасть и ­крыю: 5. Все это – за нечестие Иакова, за грех дома Израилева. От кого нечестие Иакова? не от Самарии ли? Кто устроил высоты в Иудее? не Иерусалим ли? 6. За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее. Стих 5. Израиль погибнет за нечестие и за грехи. Грехи эти неслучайны, немаловажны: самые центры обоих царств, самые их правительства являются предводителями греха вообще и, в частности, матери всех прочих беззаконий – идолопоклонства, как сознательного противления воле Божией и отступления от истинной религии. Стих 6. «Сделаю Самарию грудой развалин», так продолжается образ Божественного сошествия на землю: горы поколеблются пред Ним, а беззаконный город превратится в развалины. Современные толкователи рассуждают так, что или образ сошествия окончен и начинаются отдельные предсказания, или это сошествие не должно быть относимо к Господу Иисусу Христу, но следует под ним разуметь вообще явление суда Божия, выразившееся в разорении Самарии ассириянами. На самом же деле ничто не препятствует под сошествием Божиим разуметь и то, и другое: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр. 1:8 ), от начала сущий ( Ин. 8:25 )», – говорил Господь. Его видимое явление на земле было лишь завершением прежних явлений Его воли через различные домостроительные действия над народом Своим. Смысл ( идея) события разорения Самарии, насколько она отразилась в пророческих речах, как идея посрамления человеческой мирской силы, основанной на неправде, есть та же самая, как и явление Спасителя, обличившего мир – «о грехе и о правде и о суде» ( Ин. 16:8 ); на жизни оба эти события отразились одинаково, как доказательство того, что только в истинном благочестии заключается жизненная сила. Разночтение: «груда развалин» или «овощное хранилище?» Ни ученые, встретившиеся нам, комментарии, ни словари не могут дать филологического разъяснения последнему чтению.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Совокупность имеющихся данных позволяет утверждать, что с самого начала вхождение в Церковь представляло собой процесс, совершавшийся в два этапа. Обязательным в соответствии с заповедью Иисуса Христа было крещение ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:16 ). Однако полноценным членом Церкви крещеный становился после того, как на него сходил Святой Дух. Сошествие Святого Духа на крещаемого могло следовать сразу же за крещением, как это было в случае с евнухом царицы Эфиопской ( Деян. 8:39 ), или после некоторого временного промежутка, как это было в описанном случае. Более того, оно могло предшествовать крещению, как явствует из эпизода, который будет рассмотрен ниже ( Деян. 10:44–48 ). В дальнейшей истории христианства практика двухэтапного вступления в Церковь будет сохранена, и таинство Крещения будет дополняться таинством Миропомазания, в котором верующему подается «печать дара Духа Святаго» 278 . Такая практика в православной и католической традициях сохраняется по сей день (при этом в Православной Церкви Миропомазание следует сразу же за Крещением, тогда как в католической традиции совершение двух таинств, как правило, разведено по времени). К периоду пребывания Петра в Самарии относится рассмотренный выше эпизод с Симоном-волхвом ( Деян. 8:18–24 ). Миссия Петра и Иоанна в Самарии завершилась тем, что они, «засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие» ( Деян. 8:25 ). Таким образом, в разных местах Самарии возникли различные церковные общины. Перечисляя области, в которых христианство распространилось на раннем этапе, Лука упоминает Галилею ( Деян. 9:31 ). Однако это единственное упоминание о Галилее во всей книге Деяний, и никаких подробностей распространения там христианской миссии Лука не приводит. Петр в Лидде и Иоппии Среди городов, которые посетил Петр, упоминаются Лидда и Иоппия. В Лидде, как мы помним, он исцелил расслабленного ( Деян. 9:32–35 ), а в Иоппии воскресил Тавифу ( Деян. 9:36–42 ). И в том, и в другом городе к моменту прихода Петра уже существовали христианские общины. Об этом свидетельствуют слова Луки: «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде» ( Деян. 9:32 ). Под «святыми» понимаются местные христиане, и само посещение Петра описывается как обход уже существующих общин. В истории воскрешения Тавифы также упоминаются «ученики», «святые» и «вдовицы», что свидетельствует о наличии там немалочисленной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 14. «И сказал Ахав: чрез кого? Он сказал: так говорит Господь: чрез слуг областных начальников. И сказал Ахав: кто начнет сражение? Он сказал: ты». Ахав ни минуты не колеблется и не сомневается; он вопросами своими только старается себе выяснить, что и как ему делать. Он немедленно собирает слуг областных начальников, т.е. как надо понимать – воинов, состоящих при начальниках областей и избранных несомненно из мудрейших и лучших людей страны. Этих слуг в числе 232 человек он ставить во главе отряда, который состоял из семи тысяч воинов. С этим войском Ахав выступает из Самарии, чтобы напасть на многотысячную армию Сирийскую, состоявшую из более ста тысяч воинов, как увидим ниже. Венадад до такой степени был уверен в невозможности ожидать нападения, что пиршествовал в своей палатке с своими союзниками и, как можно думать, не принял никаких мер к ограждению своего стана от нападения. При этом естественно думать, что и мало дисциплинированное сборное войско Сирии, не ожидавшее нападения, проводило время в беспечности и было в полном беспорядке, разбредясь по окрестностям для грабежа и охоты. Ко всему этому надо присовокупить прямое указание ст. 16, что «Венадад напился допьяна вместе с царями». Поэтому-то, даже когда ему доложили, что из Самарии выходят люди, он, с самоуверенностью опьяневшего человека, приказывает привести их живыми (ст. 18). Быстро двинулись к стану «слуги областных начальников и войско за ними. И поражал каждый противника своего; и побежали Сирияне, а Израильтяне погнались за ними. Венадад же, царь Сирийский, спасся на коне с всадниками» (ст. 19–20). Замечательно, что аттакующая колонна вышла в полдень (ст. 16), при дневном свете, и при помощи Всевышняго обратила в бегство все это полчище, простиравшееся до 130 тысяч, но которое, как большая часть восточных сборных армий, не имело ни единства, ни дисциплины, и способно было под влиянием охватившей его паники рассеяться с полной невозможностью быть опять собранным. Мы при этом еще обратим внимание на нравственный элемент, как один из важнейших факторов в деле столкновения двух армий. Из Самарии вышел небольшой относительно отряд, но он был одушевлен решимостью победить, или умереть 817 ; он шел притом с верою в помощь Всевышняго, которая была ему обещана устами пророка Господня, и Господь помог Израилю, да прославится имя Его святое и да памятует Израиль, что «Господь Бог наш Господь един есть» 818 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010