е. ни худого ни доброго? Относимое же к Еммануилу, что значит с нами Бог, это будет легко для понимания, – что по таинственному знаменованию, в следствие призывания имени Его, земля Сирии и Самарии будет опустошена превосходными силами Ассириян, и дом Давидов избавится от двух царей, коих страшился, т. е. Расина и Факея. Ст. 17. Наведет Господь на тебя, и на народ твой, и на дом отца твоего дни, какие не приходили от дней отделения Ефрема и Иуды, с царем Ассирийским. Место это должно читать с перестановкою слов. Мы, следуя еврейскому тексту, истолковали его так: дом Давидов! Внемли словам Моим, что земля Сирии и Самарии будет оставлена обоими царями, которых ты весьма сильно страшишься: наведет Господь на тебя, и на дом отца твоего Давида дни, каких никогда не было у тебя с того времени как отделились десять колен от двух и стали иметь царство в Самарии, – наведет те дни, т. е. времена с царем Ассирийским, так что он победит и сокрушит их, и ты по силе пребывания с тобою Еммануила, избавишься от них. Место это LXX перевели так: наведет Господь на тебя, и на народ твой, и на дом отца твоего дни, какие еще не приходили с того дня как взял Ефрем от Иуды царя Вавилонского. Какой это имеет смысл, мы понять не можем, разве только быть может можно сказать то, что Ефрем т. е. Самария, множеством грехов своих прежде всего на себя привлекла натиск Ассириян. Иначе: два царя, Расин и Факей, которые теперь осаждают тебя и стремятся опустошить, скоро будут сокрушены, а для твоего опустошения придет пора тогда, когда, чего ты никогда не ожидал и никогда не боялся, придет царь Ассирийский. Этим вразумляет, что дому Давидову следует бояться не Сирии и Самарии, а Ассириян. От настоящей, значит, беды освобождает, а грозит будущим. Ст. 18–19. И будет в день тот, посвищет Господь мухе, которая на краю рек Египетских, и пчеле, которая в земле Ассирийской: и придут, оне, и усядутся все на потоках долин и в разселинах скал, и по всем кустарникам и во всех скважинах. Когда будет опустошена страна двух царей, Дамаск и Самария, которой ты теперь опасаешься и страшишься, тогда наведет Господь на тебя, дом Иудин и на народ твой дни, каких ты никогда не видел прежде, и царя Ассирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Михея (гл. VI-VII) содержит в первой половине обличительную речь пророка к Израилю. Призывая горы и холмы в свидетели суда Господа с Израилем, напоминая о благодеяниях Божиих ( Мих 6.1–5 ) пророк поставляет народу на вид его неправды – лживость, обман, отсутствие милосердия, вообще » обычаи Амврия и дела дома Ахава» ( Мих 6.16 ). Народ должен понести наказание за грехи свои, и пророк от имени Господа говорит: « Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои» ( Мих 6.13–15 ). Но вместе с тем, пророк снова выражает уверенность в том, что Господь умилосердуется над остатком наследия своего, изгладит беззаконие народа, явит, как в дни исхода из Египта, дивные дела свои, восстановит теократию и расширит пределы ее ( Мих 7.11–20 ). Не вполне ясно, о каком именно царстве говорит пророк в гл. VI-VII. Большинство комментаторов понимают речи гл. VI-VII, как пророчество об Иерусалиме и царстве Иудейском, о пленении иудейского народа и о восстановлении царства после плена ( Мих 7.11 ). Но некоторые выражения рассматриваемых глав дают основание другим комментаторам относить эти главы не к Иерусалиму и Иудейскому царству, а к Самарии и царству Израильскому. Гоонакер справедливо указывает на то, что в гл. VI-VII не называется ни Иудея, ни Иерусалим или Сион, ни Вавилон. Далее, в молитве пророка о восстановлении народа ( Мих 7.14 и д. ) мы не находим ни одного из тех предсказаний славного будущего, которые обычны в описании величия Сиона. Слова молитвы: да пасутся они в Васане и Галааде, как во дни древние ( Mux VII.14 ) более понятны в отношении к Израильскому царству, нежели в отношении к Иудейскому. Общая картина нечестия народа, начертанная в гл. VI-VII, вполне соответствует той, какую мы видим у пророка Осии (ср. Ос 4.1–2, 9.7–8 ). Такое выражение, как Мих 6.16 , опять естественнее понимать в отношении Самарии, чем в отношении Иерусалима. Отмеченные черты гл. VI-VII и дают основание видеть в них речь о Самарии, и именно ретроспективный обзор совершившихся в Самарии событий, разделение справедливости божественной кары, постигшей десятиколенное царство и возвещение остатку этого царства надежды на светлое будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк обыкновенно кроме хитона носил еще милоть, или мантию (симла), которую он бросает Елисею при взятии его на небо. Вот как описывает царствование Ахава 3 Ц. XVI, 28–33: «И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии 752 . И воцарился Ахав, сын его, вместо него и царствовал в Самарии двадцать два года. 30 . «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. 31 . Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Есваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и покланяться ему. 32 . И поставил он Ваалу жертвенник, в капище Ваала, который построил в Самарии. 33 . И сделал Ахав дубраву 753 , и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» («и погубил душу свою», прибавляет текст Семидесяти). Очевидно, что народ Израильский не мог продолжать назначенной ему Господом деятельности при таком положении дел. При культе тельцов, признаваемых символами, несовершенно утрачено было понятие о Едином Боге, но при культе Ваала и Астарты утрачивались все святейшие догматы и верования и всякое понимание различия между добром и злом. Все было допущено, чего бы ни захотела злая воля человека, – и примером тому служит убийство Навуфея, как мы увидим ниже. Поэтому главная миссия пророка Илии была искоренить культа Ваала и Астарты. Это и было достигнуто совершенно при Ииуе, убившем сына Ахава, Иорама, и истребившем дом его во времена преемника Илии, Елисея. Но замечательно, что даже о сыне Ахава, Иораме, говорится, что «он ходил во грехах Иеровоама», т.е. чтил тельцов, но снял статую Ваала (4 Ц. III, 2 и 3). После Ииуя, – истребившего жрецов и поклонников Ваала и разрушившего капища, хотя кланявшегося золотым тельцам, – мы не видим, чтобы культ Ваала снова возникал в Израиле до последнего царя Израильского Осии, при котором десять колен Израильских были уведены в плен на далекий восток Салманассаром, царем Ассирии 754 . Но если при Осии некоторая часть народа, – и весьма вероятно, что преимущественно придворные и жители Самарии, – опять увлечены были к идолослужению, то можно быть уверенным, что вся масса народа Израильского, жившая вдали от столицы, чтила Бога Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Самария есть глава Ефрема 426 . Увы! поблеклый цвет красивого убранства его, которое на голове тучной долины сраженных вином! Се крепкий и сильный, который готов у Господа, как дождь проливной с градом, как губительный вихрь, как разлившаяся вода, сильная, все потопляющая, поверг его рукой на землю. Ногами попирается великолепный венок пьяниц Ефремлян. И с поблеклым цветом красивого убранства его, которое на голове тучной долины сделалось тоже, что бывает со скороспелой смоквой, прежде обирания плодов: видящий ее, как скоро увидел ее, и как скоро она в руке его, тотчас глотает ее 427 . Я положу конец царству дома Израилева 428 . За то вот Я прегражу путь твой тернами; и окружу ее стеной, и она не найдет стезей своих. Никто не избавит её из руки Моей. И положу конец всему веселию её, торжествам её, новомесячиям её, и субботам её, и всем праздникам её. И опустошу сады виноградные и смоковные, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои; и обращу их в лес, и будет поедать их зверь полевой 429 . И будет унижена гордость Израиля пред очами его. Израиль и Ефрем падают от пороков своих, падает и Иуда с ними 430 . Глубоко повредились они, как в дни Гивеи; Он вспомнит беззаконие их; взглянет на грехи их. Ефремляне! улетела как птица слава их 431 . Ужаснутся жители Самарии об участи тельца Бео-Авенскаго, возрыдают о славе его, ибо она отойдет от него. Истреблена Самария; царь её как щепка на поверхности вод». ( Осии 9:5, 7 ). «Самария будет разорена, потому что Богу своему не покорна». ( Ос. 13:16 ). Слова Иеговы к Михею о Самарии: «От кого преступление Иаковлево? не от Самарии ли? Сделаю Самарию грудой развалин в поле, местом для разведения виноградника; и обрушу в лощину каменья её, и обнажу основание её. Так они держатся правил Омрия и всех дел дома Ахавова; и вы ходите по их распоряжениям, чтобы Я отдал тебя на разорение». ( Мих. 1:5, 6; 6:16 ). «О! роскошествующие на Сионе, и беспечно живущие на горе Самарии, начальники первого из народов, – вы возлежите на одрах слоновой кости, и роскошествуете на ложах своих – подпеваете под звук арфы – пьете вино из больших чаш – но не скорбите о падении Иосифа: за то ныне пойдут они в плен между первыми пленниками». (Ам. 6:1–7).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Скачать epub pdf Глава восьмая Деян.8:1–4 .  Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Сами апостолы, говорит Лука, не рассеялись, но остались в Иерусалиме, потому что где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости. «Стефана же погребли мужи благоговейные». Если они были «благоговейные», то как же они «сделали великий плач?» Это потому, что они не были еще совершенны. С другой стороны, кто бы и не заплакал, лишившись такого учения, такой защиты и таких чудес и видя этого праведного, лежащего мертвым и побитого камнями? «А Савл терзал церковь ». Великое бешенство и быть одному, и врываться в дома. Это потому, что он душу свою предал за закон. Деян.8:5–8 .  Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе. Не тот апостол Филипп, что считается в числе двенадцати, но один из семи, избранных для попечения о вдовицах, а также крестивший евнуха и огласивший Симона. Послушай, что говорит евангелист Лука: по убиении Стефана «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (8, 1). Отсюда ясно, что апостол Филипп с прочими апостолами находился в Иерусалиме. Лука сделал это замечание для того, чтобы показать, что Филипп крестил тех, которым было преподано христианское учение в Самарии. Апостолы же Петр и Иоанн, придя к ним из Иерусалима, преподали им благодать Духа. А если бы он был из числа двенадцати апостолов, то он имел бы власть и преподавать дары Духа. Он крестит только как ученик, а завершительную благодать преподают те апостолы, которым дана власть преподавать такой дар. Иные говорят, что Филипп потому не низвел на крещеных Духа, что он был только диакон, выдвинутый теми, которые находились со Стефаном, а не имел ни пресвитерского, ни епископского сана, как избранные ученики Господни. А что он был диакон, об этом свидетельствует Павел в «Правилах» – он свидетельствует не только о нем, но и об Анании, который крестил самого Павла. А будучи диаконом, он крестил по недостатку пресвитеров в Самарии, потому что в случае необходимости, когда нет пресвитера, позволено крестить и диаконам, как этому научил Сам Дух, внушивший тому же Филиппу мысль приблизиться к евнуху. Надобно заметить, что после крещения на крещаемых через возложение рук в силу молитвы во имя Господа Иисуса нисходит Святый Дух. Поэтому и до сих пор этот чин соблюдается в том же виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Словом, те вошли в обетованную землю и наследовали ее, которые не оказали маловерия к Богу. Так было наказано маловерие. Однако же и после этого, во время перехода чрез Иордан, Евреи вновь повторили свое маловерие. Маловерие врачуется упованием. В первой книге Царств повествуется, что по сожжении Амаликитянами города Секелага они увели в плен жен и детей от малого до великого. Народ этим бедствием доведен был до отчаяния и находился в большом смущении, обвиняя царя Давида, не успевшего защитить города. Составился умысел побить Давида камнями. Но как ни велико было маловерие и мало упование на Бога в народе, в большей мере этого Давид показал великодушие свое и благонадежное упование на Господа Бога своего. Укрепясь несомненной надеждой, он с четырьмястами мужей погнался за неприятелем, преследуя врагов. Найдя их расположившимися в стане, беспечно едящих и пьющих, Давид с воинами своими напал на них и поражал их с утра до вечера, и на другое утро поразил их окончательно . Таким образом Давид взял все, что было захвачено в Секелаге Амаликитянами, не оставляя ничего от мала и до велика, от добычи до пленных жен, сынов и дочерей Секелагских граждан. Все возвратил Давид гражданам, и кроме того приобрел от неприятелей богатую добычу, не погубив ни одного из своих воинов. Вот как оправдывает Господь упование надеющихся на Него (см. 1 Царств гл. 1). Во время великого голода в Самарии (см. 4 Царств гл. 7) пророк Елисей предсказывал, что завтра в это время мера лучшей муки будет по одному сиклю, и две меры ячменя по той же цене. Находившийся при этом сановник царя Самарийского (все это было в Самарии), на руку которого опирался царь (в подлиннике он назван Тристат ), будучи одержим неверием, рассмеялся и отвечал пророку: " если бы Господь и окна открыл на небе (т.е. сыпал бы с неба пшеницу и жито ), то и тогда этого не может быть. " Елисей же сказал ему на это: " вот ты увидишь это глазами своими, но есть этого не будешь. " Пророчество Елисея сбылось буквально: войско Сирийское бежало ночью из под Самарии, устрашенное небесной силой, оставив весь свой багаж, от чего сделалась в Самарии дешевизна хлеба, покупать который бросился народ, а вместе там же находился и Тристат , который задавлен был теснившимся в воротах народом и умер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Ст. 3–7. Издали Господь явился мне (или ему) и любовью вечною возлюбил тебя: потому Он привлек тебя милосердуя. Я снова устрою тебя и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами своими ( или возьмешь тимпаны свои) и будешь выходить в хоровод веселящихся. Снова насадишь виноградники на горах Самарии: разводите сады и собирайте виноград; ибо будет день, в который воскликнуть сторожа в горе Ефремовой: «вставайте и взойдем на Сион к Господу Богу нашему». Так как Израиль прогневал Господа и говорил: не имамы царя, токмо Кесаря ( Иоан. 19, 15 ), и: приидите, убием его, и наше будет наследствие ( Мрк. 12, 7 ) и далеко отступил от Бога: то за это Господь явился ему спустя долгое время, и не во время Зоровавеля и Ездры, когда потом они снова были отведены в плен, но любовию вечною возлюбил его, которая не изгладится никаким концом. И привлек его милосердуя, ибо он спасен не по заслуге, а по милости. И затем говорит: устрою тебя и ты будешь устроена, дева Израилева. Это собственно мы должны разуметь о Церкви, ибо вздор говорят те, кои вздыхают о золотом и украшенном драгоценными камнями Иерусалиме, в тайне города Господня освящая свое корыстолюбие. И будешь украшаться тимпанами своими, чтобы петь Господу в Церкви, по истреблении в тебе плоти злых дел. И будешь выходить в хороводе веселящихся, – с толпами язычников. И будешь разводить виноградники в горах Самары: не в долинах и низменных местах, а в горах Самарии, которые, после плена народа Израильского, были во владении у иноземцев, которым говорится: разводите сады и собирайте виноград. Тогда-то был день Господень, в который восклицали стражи, то есть апостолы и мужи апостольские на горе Самарии и на горе Ефремовой, из коих одна означает стражу, а другая изобилие. Что же говорят стража Самарии, или лучше, что восклицают они в горе Ефремовой? Вставайте лежащие; оставляйте низменное; бросьте всесожжения жертвенные; жертва, Богу дух сокрушен ( Пс. 50 ). Взойдем на Сион, то есть в Церковь , где есть созерцание и лицезрение Бога; и когда мы будем на Сионе, или лучше взойдем на него, то вместе взойдем и к Господу Богу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

26. А Филиппу Ангел Господень сказал: встань, и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. 27. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28. Возвращался, и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Филиппу же, т.е. тому же, который проповедовал Евангелие в городе самарийском, диакону Филиппу, благовестнику, Ангел Господень сказал и пр.: речь у дееписателя прямая, а не образная (как, напр., Ин.1:51 ), а потому это явление ангела нужно принимать в буквальном смысле, что это было видимое действительное явление ангела Филиппу, а не духовное только внушение невидимого ангела. Это явление и повеление ангела Филиппу было в Самарии, а не в Иерусалиме, куда возвратились только два апостола (ст. 25), тогда как Филипп оставался в Самарии. – Иди на полдень и пр.: тремя чертами ангел обозначает место, куда должен идти Филипп, чтобы найти то, что нужно; общее обозначение – на полдень (к югу) от Самарии, частное – на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, частнейшее – на ту дорогу, которая пуста или пустынна. Газа – древнейший ( Быт.10:19 ; Нав.15:45 ) город, один из главных пяти городов филистимских, лежал в южных пределах земли филистимской близ Средиземного моря, на юго-запад от Иерусалима. Не одна дорога ведет и ныне, вероятно вела и прежде, из Иерусалима в Газу, а несколько, потому ангел точнее обозначает ту дорогу, на которую должен идти Филипп, названием пустынной, т.е. которая идет по малонаселенной местности (ср. прим. к Мф.3:1 ). Это – по всей вероятности, южная дорога от Иерусалима в Газу через Елевферополь, более пустынная, чем дороги севернее ее, ведущие в Газу (ср. прим. к ст. 36). – И вот (когда Филипп пришел на указанную ему дорогу) муж Ефиоплянин и пр.: дееписатель определяет тремя чертами личность этого мужа; он был Ефиоплянин, евнух и вельможа царицы. Он был эфиоплянин: не по месту только жительства и подданству, но по национальности, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

4. И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершине тучной долины, делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее. (И будет цвет отпадый от надежды славы на версе горы высокия, аки ранний плод смоквин: видевый его, прежде взятия в руце свои, восхощет поглотити его). Цвет, отпадший от славы или лишенный славы, т.е. лишившийся своих привлекательных красок и аромата, совершенно поблекший, не отличается уже ни чем от сорной травы. Самария будет именно как такой цвет; но она лишится не только славы, но и надежды славы, т.е. разрушится и останется в развалинах навсегда, без надежды на восстановление в будущем, следовательно, как все прочие города языческого мира, проклятые Господом. Самария будет как ранний плод смоковницы, которая, обыкновенно, рано цветет и рано приносит плоды; утомленный путник, желая утолить жажду, как только увидит такой плод, то с крайним нетерпением подбегает к дереву, набрасывается на него и берет его плод не руками, а прямо устами. С подобной алчностью и стремительностью нападут враги и на Самарию, быстро возьмут ее, как бы проглотят. 5–6. В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего, И духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот. (В той день будет Господь Саваоф венец надежди, сплетеный славою оставшымся людем. И оставятся духом судным на суд, и крепость возбраняющих погубляти). В «тот день», когда погибнут жители Самарии, Господь Саваоф, как царь небесных воинств, будет венцем надежды, сплетенным славой оставшимся людям. Пророк вразумляет жителей Иерусалима и Иудеи: если они будут иметь надежду на Господа Иегову, то Он будет венцом их надежды или увенчает эту надежду, потому что они победят своих врагов и восторжествуют над ними. Обыкновенно, у евреев венцы или венки сплетались из живых ветвей и украшались яркими цветами или делались из благородных металлов и осыпались драгоценными камнями. Это и было выражением полной радости и славы увенчанных лиц. Такими венками украсятся и головы имевших надежду на Бога и потому оставшихся от истребления. Они оставятся духом правосудия или духом Господа, как Судьи своего народа – на суд, т.е. для того, чтобы восторжествовала правда воли Божией, по которой надеющиеся на Него и смиренные спасаются, а гордые, каковыми били жители Самарии, погибают. Они будут и крепостью для отражающих неприятеля, т.е., при своей непоколебимой надежде на Бога, они не только спасутся сами, но и послужат как бы крепостью для защитников отечества, пожелавших отразить или воспрепятствовать наступлению его окончательной гибели: ради них, хотя и немногих, но избранных и святых, оно спасется и пребудет (ср.гл.13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

7:57 – 8:1а Они затыкали уши свои и громко кричали, чтобы не слышать того, что по их мнению было хулением Бога. Толпе было не по силам терпеливо ждать итогов судебного разбирательства, и вот Стефана без всякого официального вердикта, или обвинительного приговора, выведши за город, стали побивать… камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, – отсюда читатель узнает не только о том, что Савл присутствовал при казни, но и о том, что он не был в числе свидетелей, выступивших против Стефана. Текст 8:1 указывает на то, что Савл одобрял убиение Стефана, и означает, по всей вероятности, что он не принимал непосредственного участия в казни. При этом Савла можно причислить к тем, за кого молится Стефан (…не вмени им греха сего), вторя словам Иисуса в Лк. 23:34,46 . 16 Великое гонение (здесь впервые в Книге Деяний используется это слово) и вызванное им рассеяние по разным местам Иудеи и Самарии составляют фон следующих глав. 3 Активное участие Савла в этом великом гонении находит подтверждение в посланиях Павла ( 1Кор. 15:9 ; Гал. 1:13, 23 ; Флп. 3:6 ; 1Тим. 1:13 ). Поскольку в поисках христиан Савл вторгался в дома, то можно предположить: в Храме они уже больше открыто не встречались (5:42). 8:4 – 12:25 Служение, направляемое из Иерусалима 8:4–25 Филипп в Самарии 4 Прежде всего гонение, а не осознанное решение стало причиной первого реального миссионерского импульса в ранней Церкви: между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. 5 Филипп проповедовал в Самарии, поскольку именно там он оказался, спасаясь от гонений. Согласно указанию Евангелия от Иоанна, иудеи с самарянами не сообщались ( Ин. 4:9 ). Жители Иудеи и Галилеи считали населявших эту область к северу от Иудеи еретиками полуевреями; самаряне, державшие за Священное Писание лишь Пятикнижие Моисея и отвергавшие остальные иудейские писания, верили, что Богу следует поклоняться на горе Гаризим, а не в Иерусалиме. 6–13 Автор знакомит читателя с Филиппом, указывая на те чудеса, какие он творил, в том числе, на изгнание нечистых духов и исцеления. Вот почему народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп. И здесь же рассказывается о Симоне, занимавшемся волшебством, которому внимал весь народ самарийский, от малого до большого, поскольку он изумлял их волхвованием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010