Смирнов А. А. Петербургский период жизни митр. Филарета (1808–1819). М., 1894. Смирнов А. А. Филарет, архиепископ Тверской, Ярославский и Московский (1819–1826). М., 1896. Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского. М., 1868. Филарет, митр. Московский. 1867–1917. Сборник статей к годовщине 50-летия со дня кончины Филарета, митр. Московского. Сергиев Посад, 1918. Флоровский Г. Филарет, митрополит Московский//Путь. Париж, 1928. 12. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 [репринт: Вильнюс, 1991]. Jugie M. Philaréte Drozdov//DTC. 1933. V. 13. 1. Sp. 1376–1395 (библиогр). Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894. Шильдер Н. К. Император Александр I (см. библиогр. к § 8). Шишков А. С. Записки, мнения и переписка/Под ред. Киселева и Ю. Самарина. СПб., 1863; 2-е изд. Берлин, 1870. Т. 1. Шульгин В. В. Дни. Белград, 1925; то же на нем. Schulgin W. Tage: Memoiren aus der russischen Revolution (1905–1917). Königsberg i Pr.; B., 1928 (Quellen und Aufsätze zur russischen Geschichte. Bd 8). Alexandra Fedorovna. The letters of the tsaritsa to the tsar. 1914–1916. London, 1923. Alexandra Fedorovna. The letters of the tsar to the tsaritsa. 1914–1917. London, 1927. Curtiss J. S. Church and state in Russia. The last years of the empire. 1900–1917. N. Y., 1940. Dalton H. Lebenserinnerungen. B., 1907–1908. 3 Bde. Goetze P. v. Fürst A. N. Gallitzin und seine Zeit. Leipzig, 1882. Gurko V. I. Features and figures of the past. Government and opinion in the reign of Nicolas II. Stanford; London; Oxford, 1939. Leontowitsch V. Geschichte (см. общую лит. б). Rodzjanko M. V. Erinnerungen. B., 1926. § 10. Правительство и вопрос о церковных имениях Арсений (Мацеевич). Доношение Св. Прав. Синоду//Чтения. 1862. Кн. 2. Беликов В. Отношение государственной власти к Церкви и духовенству в царствование Екатерины II//Чтения в ОЛДП. 1874–1875. Будилович А. Историческое исследование о недвижимых церковных имуществах в Западной России. Варшава, 1882.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

140 Монахиня Мария (Соколова) бывшего Дубровского монастыря. После его закрытия жила у Мансуровых, помогая им. Оставалась с М. Ф. после кончины о. Сергия около года. Впоследствии жила в семье писателя К. Федина до конца жизни. 141 Анна Васильевна Романова – в прошлом жена писателя П. Романова. Была духовной дочерью о. Сергия Мечева , входила в его общину. Во время последней болезни и кончины о. Сергия Мансурова была рядом с ним и М. Ф. Впоследствии (до ссылки) М. Ф., приезжая в Москву, у нее останавливалась. Написала краткие заметки – воспоминания об о. Сергии. 143 Архимандрит Борис (Холчев , 1895–1971) – в 1920 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, специализировался по психологии. В 1927 г. рукоположен во диакона еп. Иннокентием Бийским, в 1928 г. – во иерея еп. Серпуховским Арсением (Жадановским) . Арестовывался в 1922 и в 1931 гг„ пять лет был в лагере. В 1955 г. пострижен в мантию и в том же году возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 г. – настоятель Успенского собора г. Ташкента. С 1957 по 1971 год – духовник Ташкентской епархии. – Ред. 144 Борис Павлович Мансуров (1882–1940-е гг.). Брат о. Сергия. Учился в Оксфорде. Участник первой мировой войны. Был женат на Н. Н. Шибаевой. В 40-х гг. был арестован и выслан в пос. Ярцево около г. Енисейска, где и умер. 145 Через пять недель после кончины С. мною было рассказано о видении еп. Серафиму Звездинскому , которому сразу дано было уразуметь его смысл, с полной внутренней убедительностью для других. Назначение Ангела Смерти – разрешать душу от союза с телом, всегда при помощи острого орудия. Приход его может быть очень страшным, может быть и благостным, как видно из канона. 147 Сохранились протоколы ее допросов. На допросах она отказалась кого-либо назвать, держалась удивительно мужественно. Из ее следственного дела: «...мои политические взгляды вытекают из моих религиозных убеждений, противоположных установкам советской власти и коммунистической партии... идеалом считала бы христианский строй, основанный на христианских началах». – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

167 Георгий Сергеевич Дунаев (1936–1978) – художник. Автор книги о Ботичелли. Преподавал в худ. училище им. Сурикова. По отзыву А. Ф. Лосева «имел в высшей степени развитое чувство духовного постижения окружающего нас мира». Общение с М. Ф. было для него этапом жизни, отвечающим его исканиям. Был женат на М. М. Кедровой. Г. С. умер внезапно от несчастного случая. 169 Протоиерей Тихон Пелих (1895–1983) – рукоположен во иерея в 1947 г. С 1950 г. служил в Ильинском храме г. Загорска (Сергиева Посада), сначала во время настоятельства там о. Всеволода Шпиллера, затем сам стал настоятелем этого храма. Последние три года перед кончиной жил при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулове Московской обл., где и погребен. – Ред. 170 Протоиерей Трофим Орлов (1939–1994) – рукоположен во иерея архиепископом Калужским Ермогеном (Голубевым) в 1965 году. С 1967 г. служил в храме Рождества Богородицы с. Роща Боровского района. Сразу после приезда в Боровск познакомился с М. Ф. и заботился о ней до самой ее смерти. – Ред. 171 Протоиерей Николай Голубцов (1900–1963). Известный московский пастырь, литургист и исследователь церковного искусства. Сын профессора МДА по кафедре археологии А. П. Голубцова , брат архиепископа Сергия (Голубцова) и монахини Сергии (Голубцовой). В 1949 г. принял священный сан, служил в храме Ризоположения и в Малом соборе Донского монастыря. – Ред. 172 Лидия Ильинична Полтева – в прошлом учительница. Жила в старом доме, в отдаленном районе г. Боровска. 175 Архимандрит Иннокентий (Анатолий Просвирнин, 1940–1994). Осуществил публикацию «Очерков из Истории Церкви» о. Сергия Мансурова в «Богословских трудах». 176 Протоиерей Николай Тихомиров (1896–1987) – настоятель храма пророка Илии в Обыденском пер. с 1962 по 1985 г. – Ред. 179 Из письма Сергея Иосифовича Фуделя (1900–1977) – сына священника о. Иосифа Фуделя (1865–1918), настоятеля храма свт. Николая в Плотниках, известного в Москве проповедника и пастыря. С. И. до революции окончил один курс философского отделения Московского университета. Принимал активное участие в жизни Церкви после революции, был неоднократно арестован и сослан. Участвовал в Великой Отечественной войне. Автор многих религиозно-философских трудов. Последние годы жил в г. Покрове. Умер и похоронен там же. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

Ам.3:12. Так говорит Господь: как пастух исторгает из пасти, львиной две голени или край уха, так исторгнуты будут сыны Израилевы, обитающие в Самарии в углу (plaga) постели и в Дамаске на ложе. LXX: Так говорит Господь: как пастух исторгает из пасти лвиной две голени или край уха, так исторгнуты будут сыны Израилевы, живущие в Самарии против колена и в Дамаске.    В начале Амоса, объясняя слова: «Господь возгремит» (rugiet) «с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплакали прекрасные пажите пастухов, и изсохла вершина Кармила» (Амос. 1:2), мы сказали, что он пользовался выражениями, свойственными его занятию, и так как пастух не знает ничего более страшного, нежели лев, то он сравнивает гнев Господень со львами. Подобным образом и теперь он берет пример из того, что часто видал, и говорит, что малые остатки десяти колен таким же образом будут исторгнуты от рук ассириян, как пастух вырывает две голени или край уха из пасти льва, пожравшего все члены [овцы]. Представив пример для сравнения, он говорит, что таким же образом будут исторгнуты сыны Израилевы, то есть десять колен, жившие в Самарии в углу постели и на ложе Дамаска. Это, по моему мнению, так следует объяснять: мы читаем у Исаии (гл. 7), что Расин, царь арамский, то есть сирийский, царствовавший в Дамаске, и Факей, сын Ромелиин, царь Израильский, вступив в союз между собою, пошли войною против Иудеи. Относительно их Господь повелевает Ахазу, царю иудейскому и Иерусалимскому не бояться этих двух полусожженных головней, указывая ему, как на знамение полного освобождения, на то, что Дева зачнет и родит. Таким образом сыны Самарии живут в стране и углу постели, покоясь на помощи сириян и обнадеживая себя победою на ложе Дамаска, так что как тот, кто утомлен, подкрепляет себя в постели, так и они подкрепляли ослабевшие силы помощию соседнего народа. Поэтому у того же Исаии говорится, как образ (рег typum) будущего, что родится дитя, которое прежде, нежели будет уметь называть отца и мать, получит добычу Самарии и силу Дамаска (Исаии гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сказав это, Он восторженно указал ученикам на толпы самарян, шедших к Нему по слову женщины, – на эти «побелевшие нивы». Самаряне представляли собою плодоносную почву для проповеди . Но если так, то почему Он не остался в Самарии большие двух дней? почему Он не основал здесь церкви, – первого общества Своих учеников, но предоставил апостолам впоследствии пожать здесь то, над чем они не трудились? На этот вопрос евангелист отвечает так: «По прошествии двух дней, Господь вышел оттуда, и пошел в Галилею, ибо Сам Он свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве» ( Ин.4:4344 ). Когда было сказано, что Иисус из Иудеи пошел в Галилею ( Ин.4:3 ), то здесь Галилея противопоставляется Иудее; но когда объясняется, почему Он из Самарии пошел в Галилею, то в этом случае Галилея разумеется хотя прежде Иудеи, но не в отличие от Иудеи, а в их общей противоположности Самарии. Итак, Христос пошел из Самарии к иудеям, и именно сначала в Галилею, для того, чтобы испытать их противодействие и пострадать от них. Какой смысл имела Его борьба с их противодействием, об этом сказано выше. С мнением тех толковников, которые отечеством Христа называют Иудею, а не Галилею, и которые в приведенных словах евангелиста видят объяснение того, почему Он вышел из Иудеи в Галилею, т.е. относят «неимение чести в отечестве» к бывшему пребыванию Иисуса Христа в Иудее, а не к ожидавшему Его приему у галилеян, – с этим мнением нельзя согласиться, потому что евангелист объясняет не то, почему Господь из Иудеи пошел в Галилею ( Ин.4:3 ), а то, почему Он не остался в Самарии ( Ин.4:43 ). Кроме того, стоит вне сомнения, что отечество Иисуса Христа была Галилея, а не Иудея, и ближайшим образом Назарет, так что слова евангелиста Иоанна отсылают к событию свержения Христа с горы назаретянами, рассказанному у евангелиста Луки ( Лк.4:24 ): «никакой пророк ни принимается в своем отечестве»). Но следующие слова евангелиста Иоанна как будто подтверждают приведенное мнение: «Когда пришел Он в Галилею, то галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник; ибо и они ходили на праздник» ( Ин.4:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Ты дочь матери своей, отвергшей мужа своего и детей своих, и [это] сестры сестер твоих, отвергшие мужей своих и детей своих.    После перечня (καταλογοv) пороков и вразумления (или вразумлений) Иерусалима, чрез которое он обращается ко спасению, применяется к нему весьма употребительная в народном языке поговорка (proverbium) или, как перевели LXX, притча (parabola): какова мать, такова и дочь. Мать же Иерусалима, как и выше и далее написано, называется хеттеянкою, что означает безумствующую или обращающую в безумие, чрез что указывается на возбуждения мира сего, увлекающие плененную душу к погибели я разлучающие с мужем своим (без сомнения, говорится о слове и учении Божием). И сестрою сестер ее, как немного спустя будем читать, называется Содома и Самария, из которых одна означает языческую жизнь и сладострастие, другая — сети еретиков. То, что далее читается у Семидесяти: сестры сестер твоих, отвергшие мужей своих и детей своих, не имеет смысла. Ибо каких других сестер имели Содома и Самария, служащие сестрами Иерусалима? И о том нужно спросить: каких мужей оставили Содома и Самария и каких бросили детей? Разве только то мы можем сказать, что всегда ноги заблуждающих колеблются, и не имеют твердости те стопы, которые направляются против истины, но устремляются то туда, то сюда и увлекаются всяким ветром учения (Ефес. гл. 4), переходя от одной лжи к другой лжи, и узнав, что они тщетно трудились над первым, переходят ко второму и третьему.    Ст. 45—47. Мать ваша хеттеянка и отец ваш аморрей, и большая сестра твоя Самария, она и дочери ее, живущие влево от тебя; а меньшая сестра твоя, живущая вправо от тебя, есть Содома и дочери ее. Но ты не ходила их путями и не совершила по их злодеяниям несколько меньшего: ты почти преступнее их поступала на всех путях твоих. LXX: Мать ваша хеттеянка и отец ваш аморрей; старшая сестра ваша Самария, она и дочери ее, живущие влево от тебя, и младшая сестра твоя, живущая вправо от тебя, есть Содома и дочери ее; и ты не так ходила по путям их и не совершила по их беззакониям несколько меньшего, но превзошла их на всех путях твоих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

5 . И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: Мы заметим, что повидимому откровения Господни объявляемы были Исаией царю и народу словесно и всенародно; но что после того в тиши уединения Исаия записывал свои пророчества и откровения ему бывшие. 6 . за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 . наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она (река) во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 . и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Пророчество предыдущей главы Ис. 7и настоящей Ис. 8направлено против Дамаска и Самарии и говорит о ближайших событиях. Царство десяти колен, отделившихся от дома Давидова, приговорено было к совершенному разрушению: никогда царство это не должно было снова восстать, никогда народ его не станет более народом отдельным; он оживет только в отдельных личностях и родах, примкнув к дому Иуды, как во время пасхи Езекии ( 2Пар. 30:1,5,18 ) и во время плена, пред возвратом из него, как глаголал о том Господь Иезекиилю ( Иез. 37:15–24 ), под главенством дома Давида 508 . Но раскрыв ближайшие события, относящиеся к разрушению Самарии, пророк, по повелению Господню, глаголет, что вслед за сим воды, затопившие царства Дамаска и Самарии затопят и царство Иуды: „по шею“, и что вся страна Еммануила, т. е. земля Божия, данная народу Его будет занята неприятелем. Очевидно, что пророчество относится к нашествию Сеннахерима, во времена Езекии, о чем мы увидим ниже записанное пророком подробное сказание (гл. XXXVI, XXXVII), при чем вся Палестина была занята Ассириянами, по самую шею, т. е. кроме Иерусалима, который как глава страны, еще не был затоплен бурными водами нашествия. Причиною наказания указаны пророком два проявления неверия. Одно из них есть призвание Ахазом,-не смотря на предупреждение пророка,-Ассирийского царя на помощь против царей Дамаска и Самарии 509 . Другое проявление неверия узнаем из стиха 6 настоящей главы, а именно, что среди народа была сильная партия, желавшая подчиниться союзникам Рецину Дамасскому и Факею Самарийскому, а потому враждебная не только союзу с Ассирией, но и враждебная дому Давидову, с которым связаны были обетования, так как главною целию союзников, как мы видели выше ( Ис. 7:6 ), было свергнуть эту династию и заменить ее новою. Господь разрушает эти замыслы ( 4Цар. 15:30, 16:9 ), но с другой стороны и неверие Ахаза, призвавшее Ассирию на помощь, имело последствием, что бурная река, выступившая из берегов, затопляет всю Палестину и самую Иудею, кроме Иерусалима, что образно рисуется выражением „по шею“. Спасается Иерусалим верою Езекии и возвратом народа к Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ueз.XVI:44–45 . Вот всякий, кто говорит обыкновенно поговоркой, будет применять ее к тебе, говоря: какова мать, такова и дочь ее. Ты дочь матери своей, бросившей мужа своего и детей своих, и ты сестра сестер своих, бросивших мужей своих и детей своих. LXX: Это все то, что сказали против тебя в притче, говоря: какова мать, [такова] и дочь. Ты дочь матери своей, отвергшей мужа своего и детей своих, и [это] сестры сестер твоих, отвергшие мужей своих и детей своих. После перечня ( κατλογοv) пороков и вразумления (или вразумлений) Иерусалима, чрез которое он обращается ко спасению, применяется к нему весьма употребительная в народном языке поговорка (proverbium) или, как перевели LXX, притча (parabola): какова мать, такова и дочь. Мать же Иерусалима, как и выше и далее написано, называется хеттеянкой, что означает безумствующую или обращающую в безумие, чрез что указывается на возбуждения мира сего, увлекающие плененную душу к погибели и разлучающие с мужем своим (без сомнения, говорится о слове и учении Божием). И сестрою сестер ее, как немного спустя будем читать, называются Содома и Самария, из которых одна означает языческую жизнь и сладострастие, другая – сети еретиков. То, что далее читается у Семидесяти: сестры сестер твоих, отвергшие мужей своих и детей своих, не имеет смысла. Ибо каких других сестер имели Содома и Самария, служащие сестрами Иерусалима? И о том нужно спросить: каких мужей оставили Содома и Самария и каких бросили детей? Разве только то мы можем сказать, что всегда ноги заблуждающих колеблются, и не имеют твердости те стопы, которые направляются против истины, но устремляются то туда, то сюда и увлекаются всяким ветром учения (Еф. гл. 4), переходя от одной лжи к другой лжи, и узнав, что они тщетно трудились над первым, переходят ко второму и третьему. Ueз.XVI:45–47 . Мать ваша хеттеянка и отец ваш аморрей, и большая сестра твоя Самария, она и дочери ее, живущие влево от тебя; а меньшая сестра твоя, живущая вправо от тебя, есть Содома и дочери ее. Но ты не ходила их путями и не совершила по их злодеяниям несколько меньшего: ты почти преступнее их поступала на всех путях твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ам.3:6 .  Трубит ли в городе труба, – и народ не испугал­ся бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Го­с­по­дь по­пустил бы? Ст. 6 выражает ту мысль, что пророческая проповедь, как звук трубы, возвещающей об опасности, должна напомнить народу о приближающемся бедствии, и притом бедствии страшном, неотвратимом человеческими средствами, потому что это бедствие посылается Самим Богом. Ам.3:7 .  Ибо Го­с­по­дь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Сво­им, про­рокам. Ам.3:8 .  Лев начал рыкать, – кто не содрогнет­ся? Го­с­по­дь Бог сказал, – кто не будет про­роче­с­т­во­вать? В ст. 7–8 пророк поясняет употребленные им образы. Пророк дает понять, что он возвещает бедствие, которое открыто ему Господом, что он не может не возвещать, когда говорит Господь, – подобно тому как человек не может не устрашиться, когда зарыкает лев. Ам.3:9 .  Провоз­гласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской и скажите: соберитесь на горы Самарии и по­смотрите на великое бес­чин­ство в ней и на при­тесне­ния среди нее. С 9 ст. по Ам 4.3 содержатся обличения пророка, направляемые против вельмож самаринских. Чтобы придать более силы своим обличениям, пророк приглашает во свидетели творящихся в Самарии бесчинств жителей Азота и земли Египетской. Вместо слов beaschdod («в Азоте») LXX читают εν Ασσυριος (слав. «во ассирианех»); контексту чтение LXX не противоречит, но легче допустить, что из aschdod возникло aschur, чем наоборот. – «На горы Самарии»: у LXX π το ορος Σ, на гору Самарийскую; так как пророк говорит далее только о жителях города Самарии, то чтение LXX некоторые комментаторы предпочитают (Гоонакер). – «На великое бесчинство» (mehumoth): последнее слово, смысл которого не вполне ясен, передано у LXX θαυμαστ, (слав. «чудесная»), у Акилы – χορτασαν – несытость, ненасытность. Ам.3:10 .  Они не умеют по­ступать справедливо, говорит Го­с­по­дь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои. Преступность Самарийских вельмож достигла такой степени, что они как бы утеряли понятие справедливости. Вторая половина стиха в рус. передана свободно; с евр. должно бы быть: «насилием и грабежом они наполняют чертоги свои», у блаженного Иеронима : thesavrisantes iniquitatem et rapinas.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В главе VIII-й четвертой книги Царств мы видим царя Иорама беседующим с Гиезием, как мы думаем, уже прокаженным 974 , – и расспрашивающим этого бывшего слугу Елисея о деяниях великого пророка, которого чудеса он видел и сам и во время похода против Моава, и в исцелении Неемана, и во время набегов Венадада (VI, 8–23), и наконец во время осады Самарии. Очень вероятно, что Елисей, – видя, что Иорам после избавления его от бедствий рукою Господнею, забыл благодеяния Его и опять впал в нечестие, и может быть даже по наущению матери своей Иезавели воздвиг гонение на рабов Господа, – удалился из Самарии. Мы видим, что в VIII главе Елисей находится в Дамаске; в IX-й находится (если не ошибаемся) где-то на Иордане, откуда посылает слугу своего помазать на царство Ииуя, вследствие нечестия дома Ахавова. Мы видим Елисея в городе Самарии лишь предсказанием о смерти его, в то время, когда внук Ииуя, Иоас, приходит к нему 975 . Самые расспросы Иорама об Елисее бывшего слуги его доказывают, что Иорам, – чувствовавший невольное уважение и благоговение к пророку, которого он боялся, – считает его или умершим, или переселившимся далеко от Самарии, и во всяком случае давно отсутствующим. Мы выше, в сказании о Сунамитянке, говорили, как она с сыном подходит к царю в то время, когда Гиезий рассказывает царю о воскрешении ее сына более семи лет тому назад (ср. VIII, 1). Самого пророка Елисея мы видим перед концом царствования Иорама в Дамаске (VIII, 7 и сл.). Он не скрывается, так как мы видим, что царь Сирии Дамасской, Венадад, узнает во время своей болезни о его присутствии и приказывает своему слуге Азаилу 976 « веять дары и идти навстречу человеку Божию и вопросить Господа (Иегову) чрез него, говоря: выздоровею ли я от болезни» (VIII, 8). Здесь в особенности замечательно, что святейшее имя Господа Бога Израилева все более и более становится известным между язычниками и прославляется ими. Такова была высшая духовная цель пророчеств и чудес, явленных среди язычников. И пошел Азаил навстречу пророку с великими дарами (VIII, 9), и вопросил его, и сказал: «Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: выздоровею ли я от сей болезни?» «И сказал ему Елисей: пойди скажи ему: выздоровеешь. Однако открыл мне Господь, что он умрет» (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010