112 О деятельности «Кружка» в это время дает представление отчет о его работе, написанный, по-видимому, для полиции, – см. ниже Приложение 3. 115 В 1908–1909 гг. «Кружок» устраивал публичные чтения для студентов и курсисток, которые обычно проходили в гимназии им. И. и А. Медведниковых (Староконюшенный пер., д. 18). 118 О занятиях в студенческом кружке по изучению книг Священного Писания , которые представляли собой «типичную научно-богословскую работу» и могли «служить идеалом для преподавателей Священного Писания в Духовных академиях», Ф. К. Андреев вспоминал, что Ф. Д. Самарин , идя «несколько дальше текста», «подробно рассматривал и логическую структуру апостольских речей, и ближайший учительный смысл священного повествования, причем для справок ему служили им же заготовленные толстые тетради, заключавшие в себе его рукописный комментарий к новозаветным книгам» (Феодору Дмитриевичу Самарину от друзей. Сергиев Посад, 1917. С. 25). 121 Иван Георгиевич Айвазов (1872–1964) – богослов, публицист, епархиальный миссионер; занимался изучением русских сект, магистр богословия; в 1912–1913 гг. преподаватель МДА и СПбДА по истории и обличению сектантства.; в 1912–1916 гг. сотрудник и редактор журнала «Голос Церкви», в 1915–1917 гг. – журнала «Душеполезное чтение». В советское время работал в гос. учреждениях, подвергался арестам и ссылкам. После выхода на пенсию в 1937 г. занимался богословием, в 1940–1950-х гг. писал статьи для ЖМП. 122 Сын Ф. Д. Самарина Дмитрий (1890–1921) учился в Московском и Марбургском университетах. По словам знавшего его в юности Б. Л. Пастернака, «философия, диалектика, знание Гегеля были у него в крови, были наследственными». Был дружен с сыном П. Б. Мансурова Сергием (впоследствии принявшим священный сан) и с сыном С. Н. Трубецкого Николаем, своим двоюродным братом, будущим известным философом – евразийцем и лингвистом. (См.: Люди и положения. Автобиографический очерк//Пастернак Б. Л. Избранные сочинения. М., 1998; Охранная грамота//Пастернак Б. Охранная грамота. Шопен. М., 1989).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Индонезия: ребенок, раненный при взрыве в церкви, умер 15.11.2016 02:13 Версия для печати Джакарта, 15 ноября, AsiaNews/Благовест-инфо. Двухлетняя девочка, раненная 13 ноября при взрыве в индонезийской церкви , скончалась. Она стала первой жертвой теракта, осуществленного исламским экстремистом. Оливия Интан Марбун играла с другими детьми во дворе протестантской церкви в Самаринде (провинция Восточный Калимантан), когда сработало самодельное взрывное устройство. В больницу были доставлены четверо детей: Оливия, которая позже скончалась от полученных ран и ожогов, Тринити Хутахаян (4 года), Анита (4 года) и Альфаро Синага (5 лет). Трое детей остаются в тяжелом состоянии. Все пострадавшие принадлежат этнической группе батак и являются членами Батакской протестантской церкви. Полиция арестовала предполагаемого террориста – Джо Бен Мухаммада Аченга Курниа, известного как Джоханда. Ранее он отбывал срок за участие в террористической деятельности. Предполагается, что Джоханда связан с террористической организацией «Исламское государство» (запрещена в РФ).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кассо Лев Аристидович (06.06.1865–26.12.1914) – помещик, профессор Харьковского, а затем Московского университетов. Министр народного просвещения (1910–1914). – 175, 183, 342 фон Кауфман (Кауфман-Туркестанский с 10.10.1914) Петр Михайлович (07.06.1857–06.03.1926) – министр народного образования. Окончил с золотой медалью Императорский Александровский лицей 21.05.1877 и был определен на службу в канцелярию Кабинета Министров. 08.11.1980 переведен на службу в МВД. 08.01.1886 переведен на службу в Гос. Совет. 24.04.1905–01.01.1908 – министр народного образования. 1908 – член Гос. Совета. Сенатор. После революции поселился в Кисловодске. Во время гражданской войны работал по Красному Кресту на Юге России. С 1920 г. жил в Париже. Был членом Совещания по организации самопомощи русским беженцам, организатор «Союза русских инвалидов». Умер в Париже. – 129, 179 Квашнин-Самарин Степан Дмитриевич (13.10.1838–11.1908) – деятель народного образования. В 1898 г. окончил Московский университет. Бывший предводитель уездного и губернского дворянства. С 06.04.1906 – член Гос. Совета от Тверского земства, был переизбран в 1912 г., центр. – 118 Кейнис Франс Осипович (1870–?) – литовский крестьянин, земледелец. Депутат III и IV Гос. Дум от Ковенской губ., труд. Окончил городское училище. Служил на железной дороге. – 349 Керенский Александр Федорович (22.04.1881–11.06.1970) – российский политический деятель, адвокат. Депутат IV Гос. Думы от Саратовской губ., председатель фракции трудовиков. С 02.03.1917 – министр юстиции Временного правительства. С 05.05.1917 – военный и морской министр. 08.07.1917 возглавил Временное правительство, сохранив пост военного и морского министра. С 30.08.1917 – верховный главнокомандующий. С 01.09.1917 глава Директории. После Октябрьской революции 1917 г. предпринял ряд неудачных попыток организовать сопротивление большевикам. В июне 1918 г. эмигрировал. В 1922–1932 гг. проживал в Берлине и Париже, с 1940 г. – в США, работал в Стенфордском и Гуверовском университетах. Автор мемуаров, исторических исследований, составитель и редактор публикаций по истории русской революции. – 184, 185, 239, 312, 313

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Как следует из предисловия Е. Федотовой на с. 20 (Вестник РСХД. 1952. 6. С. 20), Г. П. Федотов перевел всю Псалтирь для употребления в общественном и частном богослужении с целью замены славянского богослужебного языка русским. Перевод был осуществлен, по словам Е. Федотовой, со славянского, но с некоторыми исправлениями по евр. и греч. текстам. Это пояснение подтверждается как анализом самого перевода, так и собственными словами Е.П. Федотова: «...в первую очередь для одного обсуждения готовлю перевод псалмов. Вчерне он у меня готов, но мне не хватает здесь еврейского текста или, в замену его, научного комментария, которым я пользовался в Париже... И, как во всем, и здесь надо отвеять пшеницу Господню от мякины исторической: еврейской, греческой, славянской» (Федотов Г. П. Письмо матери Марии Скобцовой [от 29 августа 1938 г. Из архива о. Сергия Гаккеля (Великобритания)]//Вестник РХД. 182. I–2001. Париж; Нью-Йорк; Москва. С. 113–114, цит. 113). Как следует из цит. письма и из пояснения в «Вестнике РХД» 182. С. 101), перевод был осуществлен в конце 1930-х гг. до эмиграции Г. П. Федотова в Америку в 1940 г. Нам неизвестно, использовались ли на самом деле псалмы в переводе Г. П. Федотова за православным богослужением, однако подобный прецедент (помимо «обновленчества» 1920–30-х гг.) имел место в конце XX в. в одном из московских храмов, где читалось (без благословения правящего архиерея) шестопсалмие в переводе (с евр.) С. С. Аверинцева . П. В-ский. Смысл и композиция шестопсалмия//ЖМП. 1968. 10. С. 62–68. Перевод шестопсалмия на с. 64–67 со слав. с учетом пер. П. А. Юнгерова , Ф. Д. Самарина и др. с попыткой сохранить ритмику слав. пер. Бирукова Е. Н, Бируков И. Н. Псалмы 1, 50, 90//ЖМП. 1993. 12. Приложение (с. 1–5). Новое русское переложение псалмов выполнено в 1975 1985 гг. на основании церковно-славянского текста и перевода П. А. Юнгерова . Впервые напечатано полностью в «Литературной учебе» в 1994 г. (подробнее см. в предисловии к переводу Псалтири: Литературная учеба. 1994. 1. С. 3–62). Вдохновителем этой работы на ее начальной стадии был профессор Б. А. Васильев , оказавший переводчикам помощь текстологическими консультациями. Сверка пер. осуществлена Т. А. Миллер, ею же составлены примечания. Много изданий в отд. книгах, в т. ч.: Псалтирь учебная. М.: Правило веры, 2000 [переизд.: 2003, 2004, 2006]. 816 с. [Книга включает: молитвы по кафизмам и устав чтения Псалтири, русский перевод Псалтири, историч. и богословский комментарий, порядок чтения по усопшим]; Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. М.: ПСТГУ, 2007. 672 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  Наше священное ремесло Существует тысячи лет… С ним и без света миру светло. Но еще ни один не сказал поэт, Что мудрости нет, и старости нет, А может, и смерти нет.   Ленинград, 1944.   У Берггольц те же темы светоносности поэзии для мира и «смерти нет». Да, но разве не заключила сама Берггольц еще в 1940 г. стихотворение «На Мамисонском перевале» словами: «…что смерти не было и нет»? Но там это было не общим, так сказать, утверждением, что, мол, вообще смерти нет, а словами, отражающими переживание момента — восторга души из обыденного, телесного плана существования. Теперь же, под конец жизни, пройдя через все то, что она прошла, Берггольц осмелилась сказать: «Знаю… что смерти нет» применительно не к какому-то моменту, а в абсолютном смысле. И, надо сказать, сделала она это более определенно, чем Ахматова, у которой модальность высказывания («А может, и смерти нет»), как и весь контекст стихотворения, двусмысленны. В поэтическом отношении в этой ахматовской двусмысленности (хорошо о ней написал Ю. Найман ), несомненно, есть некая таинственная прелесть. Берггольц по сравнению с ней прямодушна и проста (кто-то скажет — слишком, особенно после того как в «Поэме без героя» у той же Ахматовой прозвучало: «Смерти нет — это всем известно,/Повторять это стало пресно»). Но в этой простоте есть своя правда и сила, Собственно, в этом «знаю… что смерти нет», удостоверяемым поэтически, наверное, и состоит итог духовной биографии Ольги Берггольц. По свидетельству сестры поэтессы, муж Марии Федоровны, «верующий человек», через 40 дней после смерти Ольги Берггольц пошел подать записку за упокой в один из ленинградских храмов, и священник рассказал ему, что таковых уже подано более 40 штук . То же самое, наверное, было и в других храмах.   Он сравнивается с добрым самаритянином из евангельской притчи: «Как в притчах позабытых и священных,/пред путником, который изнемог,/ты встал передо мною на колено/и обувь снял с моих отекших ног». Берггольц. Мой дневник. Т. 3, с. 344. Берггольц. Мой дневник. Т. 3, с. 353.

http://bogoslov.ru/article/6172438

- Я дал вам показания и считаю, что они являются исчерпывающими, больше показать ничего не могу, и виновным себя в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации я не признаю. Через некоторое время отца Григория перевели в Таганскую тюрьму в Москве, где он 5 сентября снова был допрошен. - Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной группировки. Требуем от вас показаний. - Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и антисоветской деятельности не вел. Впоследствии, в 1957 году, органами внутренних дел было проведено расследование, которое вскрыло факты нарушения следствия в 1937 году сотрудниками Коломенского районного отделения НКВД. Было установлено, что следователи арестовывали людей без всяких оснований, во время следствия заставляли подписывать выдуманные показания. К тем, кто отказывался это сделать, применяли непрерывные, так называемые " конвейерные " , допросы, длившиеся несколько суток и сопровождавшиеся оскорблениями, угрозами, многочасовым стоянием и побоями. Но эти испытания не сломили отца Григория. 9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Григория Самарина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Наказание он был отправлен отбывать в Бурлаг НКВД . Ольга Михайловна, жена отца Григория, обратилась в НКВД с просьбой пересмотреть дело мужа. В 1939 году дело было пересмотрено, однако жалоба была " оставлена без последствий, за несостоятельностью мотивов " . Из лагеря, незадолго до смерти, отец Григорий послал своим детям письмо, в котором наставлял их читать душеполезные книги, учиться и помогать маме. Скончался 11 июля 1940 года от воспаления легких в лагере в Хабаровском крае на станции Известковой (ныне посёлок Известковый Облученского района Еврейской автономной области). В 1957 году был реабилитирован. Определением Священного Синода от 7 октября 2002 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Награды Использованные материалы Редакция текста от: 14.07.2018 08:47:49

http://drevo-info.ru/articles/3143.html

После окончания университета (1891 г.) отец отбывал воинскую повинность как вольноопределяющийся гренадерской артиллерийской бригады, а с 1892 года по 1899-й был земским начальником 184 в Бронницах Московской губернии и затем до 1907 года богородским уездным предводителем дворянства 185 . До него в Богородске это место занимали старшие его братья, сначала Федор Дмитриевич, а потом Сергей Дмитриевич. Я мало знаю об этих годах жизни моего отца, это было задолго до моего появления на свет, но знаю, что с этих лет у отца до конца жизни сохранились крепкие дружеские связи с несколькими семьями. Связи того времени перешли по наследству и к нам, его детям, – настолько они были искренни и сердечны. Видимо, отца моего очень любили друзья. Он был прост и весел в общении, а если было нужно, мог оказать сильную моральную поддержку. Знаю этому примеры с семьей Кашперовых, где он помогал воспитывать трех мальчиков, лишившихся отца, а их мать, милая Александра Петровна Кашперова, с которой мы сохраняли большую дружбу до самой ее смерти в 1941 г., рассказывая нам о нашем отце, называла его не иначе, как «несравненный». Были еще семьи: Писаревых, мать и дочь – Вера Александровна и Наташа, Араповы, мать и девочка Катя, очень живая и одаренная; отец помог им в самые трудные, безысходные минуты. С семьей Кологривовых, отец которых был сослуживцем нашего отца в Богородске, судьба столкнула моего брата в 1940-х годах в Средней Азии. Отношения родителей в прошлом веке оказались ключом, открывшим вновь дружбу в новом поколении. Была в Богородске чудесная патриархальная, очень многочисленная купеческая семья Куприяновых, жившая в доме напротив нашего дома. Мать семьи – Надежда Онисимовна, умная, спокойная, вырастившая многих достойных людей, дожила до глубокой старости. Дети ее, обращаясь к ней, называли ее «Ваша мудрость». Отец, в память прошлого, брал меня в гости в эту семью уже в Москве. Там было всегда просто, бодро, с милым юмором. В те далекие годы отец был еще очень молод и беззаботен и, вспоминая это время, рассказывал всегда какие-нибудь забавные эпизоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Не лучшим образом, показали себя и члены Императорского Дома и европейские монархи (См.: Пчелов Е. В. Романовы. История династии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2005. С.352). Велий князь Михаил Михайлович в ноябре 1916 года писал государю: «Я искренне надеюсь, Ники, что ты найдешь возможным удовлетворить справедливые требования народа, пока еще не поздно» (См.: Там же. С.331). О силе объединенных приходов ярко свидетельствует защита Александро-Невской лавры 19-22 января 1918 г. (кстати, братство которой сохранилось вплоть до 1929 гг. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской обрасти (АУФСБ СПб ЛО), д. П-88399. Т. 2, л. 24-25). Известный историк М. В. Шкаровский пишет о братстве АНЛ: «Даже после разгрома 1932 года Александро-Невское братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 году в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей – бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек и просуществовавшая до середины 1940-х годов. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг (См.: ). Еще раз повторюсь: я не идеализирую личность А. Д. Самарина, я, в своей статье, насколько мог, попытался показать, что объединение верующих людей способно явить силу своих убеждений. И как показывает история, власть боится проявления искреннего чувства и веры народа. Недаром, как указано в статье, в 1961 году была проведена приходская реформа. Были ли разгромлены приходские объединения? Да, были. Почему? Потому что объединение народа – реальная сила. Если бы это было не так, власть не устраняла бы свщмч. митр. Вениамина (Казанского) и мч Ю. Новицкого, А.Д. Самарина и др., возглавивших приходские и братские объединения. Лидия Константиновна Александрова-Чукова 04 августа 2017г. 14:41 Досточтимый отец Димитрий,  хорошо, что Вы не имели целью " идеализировать "   А.Д.Самарина героем, и с другими Вашими позициями также согласна, кроме церковно-приходских школ. Мой прадед владыка митрополит Григорий в свое время был одним из трех лучших наблюдателей церковных школ Российской Империи,  он писал об их проблемах (и о настроениях революционных в семинариях), и в том числе об отсутствии желания у духовенства жертвовать на  школы,  которые  более чем на половину финансировались из Госказначейства (по смете Св.Синода).

http://bogoslov.ru/article/5467078

Зеллина и К. Ватцингера в Иерихоне (1907-1908). В период между двумя мировыми войнами разворачиваются широкие раскопки в Иерусалиме (Э.Л. Сукеник, Дж. В. Кроуфут, Дж. Макалистер), в Иерихоне (А. Гаргстэнг), Самарии (Дж. В. Кроуфут), Мегиддо (П.Л. Ги, Дж. Лауд), в Лахисе (Дж. Л. Старки, О. Тафнел). Важными были также раскопки в Библе, ведшиеся с 1922 года. Значительным событием явилось открытие в 1929 году К. Шеффером на мысе Рас-Шамра, на побережье северной Сирии, древнего Угарита. Важная роль в становлении библейской археологии, как науки, принадлежит американскому исследователю, археологу и лингвисту В.Ф. Олбрайту: за время его работы во Святой Земле им и его учениками были проведены раскопки важнейших памятников библейского времени. Это Дебир (Давир), где в 1926 году В.Ф. Олбрайтом совместно с М.Дж. Кейлем был раскопан город XIII века до Р.Х.; поселения XII века до Р.Х. в Еглоне и Хевроне; Вефиль, где четыре слоя полных сожжений города в 1200 - 1000 годах до Р.Х. дали исследователю основания предполагать, что им найдены не только следы вторжения войск Иисуса Навина, но и свидетельства истребления Вениамитян (Суд. XX); далее - Тель-эль-Фул, где в 1922 и 1937 годах В.Ф. Олбрайтом были раскопаны остатки Гивы Вениаминовой, столицы царя Саула, построенной во второй половине XI века до Р.Х. на месте сожженного во время вышеупомянутого истребления поселения; были раскопаны Тель Бейт Мирсим, Беф-Цур, Вефсамис, Тель эн-Насбе, и множество малых поселков, что значительно расширило информативность археологических материалов для освещения библейских повествований. Учеником В.Ф. Олбрайта Нельсоном Глюком в тридцатых годах была произведена широкомасштабная археологическая разведка Заиорданья, а в 1937 - 1940 годах им были открыты в Вади-эль-Араба и Тель-эль-Хелейфе легендарные копи царя Соломона в Эцион-Гевере. Тогда же, в 1931 - 1935 годах британским археологом Дж. В. Кроуфтом в Мегиддо были продолжены исследования, начатые в 1903 - 1905 годах Немецким Восточным обществом, и проводившиеся в 1908 - 1910 годах Гарвардским университетом.

http://bogoslov.ru/article/293744

На Соборе 1919 г. была образована Черноморская и Новороссийская епархия, правящим епископом стал Сергий. С 1920 г. в эмиграции, жил в сербском монастыре Привина Глава в ведении заграничного ВВЦУ. II. Клирики Беловидов Петр Иванович (1869–1940), протопресвитер, – на Соборе член III отдела – «О церковной дисциплине». Родился в Ставропольской губернии. К 1900 г. священник Троицкого собора в Ставрополе, преподаватель в епархиальном женском училище, член Императорского православного палестинского общества и Ставропольского церковного Андреевско-Владимирского братства. Позднее настоятель приходов в Карсе и Новороссийске, благочинный 1-го Черноморского благочиннического округа. Два его сына погибли в рядах Белой армии. Эмигрировал в Югославию. Участник Русского Всезаграничного Церковного Собора 1921 г. В 1924–1940 гг. – настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в г. Белграде (подворье Московской Патриархии), протопресвитер. Законоучитель в 1-й русско-сербской гимназии в Белграде. 234   Востоков Владимир Игнатьевич (1868–1957), протопресвитер, – на Соборе член I отдела – «Об организации Временного высшего церковного управления» и 1-й комиссии – «По составлению грамот и воззваний», общественный деятель, проповедник, публицист, издатель. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Родился в Московской губернии в семье сельского священника. Окончил Коломенское духовное училище в 1882 г. и Московскую духовную семинарию в 1888 г. В 1891 г. рукоположен в сан священника в Успенском соборе Московского Кремля. С 1891 г. служил в сельских храмах Московской епархии. В 1905 г. назначен епархиальным миссионером и настоятелем Князь-Владимирского храма при Московском епархиальном доме. В 1906 г. после конфликта с о. Иоанном Восторговым по поводу участия священников в деятельности политических партий переведен в храм Петра и Павла на Якиманке. Издавал журнал «Отклики на жизнь». Член Московского религиозно-философского общества и Русского монархического собрания. А. Д. Самарин пригласил его стать законоучителем для своих детей. В 1912 г. великая княгиня Елизавета Федоровна предложила ему место лектора при Марфо-Мариинской общине милосердия. После выступления против Распутина покинул Москву. По распоряжению В. К. Саблера переведен в Коломну, лишен благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор Охранного отделения. Приняв приглашение епископа Андрея (Ухтомского), в 1916 г. приехал в Уфу, где продолжил издание журнала. В 1917 г. возвращен митрополитом Московским Тихоном (Беллавиным) в Москву настоятелем храма Космы и Дамиана на Таганке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010