Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974 Село Полевшина находится в 4 километрах севернее Истры, через него раньше проходил Клинский большак – дорога из Воскресенска в Клин, которая исчезла с созданием Истринского водохранилища. Прежде село именовалось Малинки и Никольское, а современное название получило от самых известных своих владельцев – Полевых. Впервые оно упоминается в 1584–1586 годах как «сельцо Малинки на речке на Веине», принадлежащее Богдану Ивановичу Полеву. В 1672 году в Малинках (Никольском) была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами Архангела Михаила и сСвятителя Николая Чудотворца на средства владельца села, стольника Михаила Ивановича Полева. В 1692 году, по прошению Федора Михайловича Полева, патриарх благословил в селе Никольском строить каменную церковь. Процесс строительства храма растянулся на два десятилетия. Церковь была построена двухэтажная: в верхнем этаже находился престол во имя Казанской иконы Божией Матери, а нижний состоял из пристройки с престолом Святителя Николая Чудотворца и усыпальницы Полевых, которая расположилась под верхним храмом. Никольский придел освятили в 1694 году, а главный, Казанский храм – только в 1704 году. В конце XVIII века селом Никольское-Малинки владела генеральша Матрена Павловна Салтыкова, а после нее – статский советник и камергер князь Александр Александрович Щербатов. В 1825 году из донесения местного священника Петра Григорьева стало известно, что князь Щербатов построил близ Казанской церкви каменную часовню «с учреждением кружки за его печатью» без дозволения епархиального начальства. Митрополит Филарет вынес свою резолюцию: «Поручить местному благочинному, отнестись к господину помещику, чтобы он ключ от кружки и заведывание сбора, как требует порядок, предоставил причту со старостою, и о построении дал сведение». «Часовня находилась по одну сторону от церковных ворот, а по другую стояла сторожка – по внешнему виду и размерам похожая на часовню, но без креста наверху. Именно эта сторожка, как принято считать, упомянута в рассказе А.П. Чехова «Ведьма». Очевидно, что строительство часовни и стоящей рядом сторожки велось одновременно.

http://sobory.ru/article/?object=09887

По-видимому, участники кружка не отдавали себе отчета в том, насколько их взгляды расходятся с учением православной церкви. Об этом определенно говорит поведение одного из членов кружка, сына боярского Матвея Башкина, который стал активно излагать все то новое, что он узнал, своему духовному отцу, священнику Благовещенского собора Симеону, а позднее принес ему текст Апостола, где воском были размечены места, вызывавшие у него разные недоумен ные вопросы. Вероятно, не случайно один из современников называл увлечения Матвея Башкина «ребячеством». Как бы то ни было, при содействии Сильвестра текст Апостола, размеченный воском, попал в руки самого царя, и после этого разбор всего дела шел при его непосредственном участии. Царь распорядился посадить Башкина в подклеть на царском дворе и одновременно велел его «распросити осифовским старцом Герасиму Ленкову да Филофею Полеву». Эта запись свидетельствует об установлении к этому времени у молодого царя близких доверительных отношений с братией любимой обители своего отца — Иосифо-Волоколамским монастырем. Основатель обители и ее первый игумен Иосиф Санин вошел в историю русской церкви как беспощадный обличитель «еретиков» — «жидовствующих», против которых была направлена его книга «Просветитель». Сохранилась относящаяся к 50-м годам XVI века запись известного книжника того времени сарского епископа (а до того — игумена Иосифова монастыря) Нифонта Кормилицына, что он не может передать в Иосифов монастырь принадлежащую ему рукопись «Просветителя», так как «митрополит ея емлет и чтет, да и царь князь великий ея имал и чел». Неудивительно, что читавший «Просветитель» царь так энергично занялся розыском о новых появившихся в Москве еретиках. Дело не ограничилось с его стороны лишь распоряжением об организации следствия. Не менее активное участие царь принял и в деятельности церковного собора, созванного осенью 1553 года для осуждения еретиков. На соборе, как отмечалось в соборной грамоте, царь сам стал еретиков «испытывати премудре», они ж, «видевше благочестиваго царя крепко поборающа о благочестии и убояшась». Матвей Башкин испытал сильное психическое потрясение, сопровождавшееся расстройством речи: по сообщению летописи, он «язык извеся непотребно и нестройная глаголаша на многи часы». Покаявшись в своих прегрешениях, он начал своих «единомысленников перед царем на соборе с очей на очи обличать».

http://sedmitza.ru/lib/text/438920/

Аляухово. Церковь Николая и Александры, царственных страстотерпцев. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая и Александры, царственных страстотерпцев Год постройки:приблизительно 2004 - 2008. Ссылки:   Адрес: Московская область, Одинцовский район, деревня Аляухово, дом 33 Координаты: 55.668075, 36.862905 Проезд:от ж/д станций «Звенигород» или «Голицыно» автобусом до остановки «Введенское», далее 3,6 км пешком. На автомашине поворот со Звенигородского шоссе в сторону Кобяково, далее по указателям. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Аляухово известно с 16 века, оно находится в живописном месте Московской области, в 12 километрах от Саввино-Сторожевского монастыря. Храм в поселке стоял уже несколько лет, раз в месяц здесь служились молебны. 19 июля 2012 года состоялось освящение храма Святых Царственных Страстотерпцев. Новый храм приписан к храму Успения Божией Матери в Путинках. Особое место в деятельности нового прихода будет занимать социальная работа. На храмовой территории специально для этой цели строится приходской дом, где будут проходить встречи молодёжи в зимнее и летнее время, осуществляться иные социальные проекты. Деревня Аляухово, известная с XVI века, получила своё название по фамилии владельца этим поместьем. Список " городовых детей боярских " 1592 года упоминает звенигородского сына боярского Андрюшку Петрова, сына Оляухова, владевшего поместьем в 150 четвертей земли. Видимо, от него деревушка эта и получила своё название. По сведениям 1786 года, Аллуховым владела коллежская советница Марья Хрущёва. " Экономические примечания " конца XVIII века сообщают, что сельцо Ивановское, Аллухово тож, состоящее из 7 дворов, где проживало 32 души мужского и 27 женского пола, принадлежало княгине Варваре Васильевне Голициной. Сельцо стояло по обоим берегам речки Нахабни. Близ крестьянских дворов стоял господский двухэтажный дом со службами, и при нём бездействующий винокуренный завод. По сведениям Х ревизии (1857 года), в сельце Ивановском, Аллухове тож, значилось уже 12 дворов, с проживавшими тут 33 мужчинами и 42 женщинами, а само оно принадлежало тайному советнику Петру Фёдоровичу Балк-Полеву.

http://sobory.ru/article/?object=24222

До 1917 года в архитектурный ансамбль входили: Крестовоздвиженская церковь (1895 г.), церковно-приходская школа (1890 г.), церковь Петра и Павла (деревянная 1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.), церковный кирпичный завод (конец XIX в.). После революции здание храма было разграблено, церковное помещение использовали в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений. Не обошли стороной и суровые события Великой Отечественной: немецкие снаряды попали в колокольню и полностью разрушили ее. В 1991 г. храм был передан Церкви, настоятелем храма стал только что рукоположенный священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. И менее чем за 10 нелегких лет из руин он превратился в великолепное церковное сооружение, достояние Истринского края. В декабре 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Оовящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского I степени. Особое место в современной истории храма занимает история местночтимой блаженной Александры (Сашеньки). Ее могила с большим деревянным крестом находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма. Эта подвижница, глубоко почитаемая местными жителями, жила в конце XIX - нач. XX в. и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства, духом прозревала как будущие события, так и те, которые происходили далеко от нее. http://www.blagoistr.ru/hram_darna.html Существовавшая ранее церковь Воздвижения честного Креста Господня в селе Дарне (Дорне). Село Дорна, на речке Доренке, в XVI ст. Московского уезда Сурожского стана принадлежало Ивану Ивановичу Полеву: в 1584 г. пустошь, находившаяся «в порожих землях на оброке у Левонтия Курчаного», потом во владении жены Истомы Корташова Степаниды Юрьевны дочери Тутолмина; в 1613 г. деревня Дорна была продана в вотчину Федору Чебетову; в 1623 г. в деревне «2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских, а в них 4 человека. В 1646 г. деревня Дорна принадлежала князю Степану Никитичу Шеховскому и Афанасию Боборыкину, а в ней 11 человек крестьян, живших в 8 дворах.

http://sobory.ru/article/?object=01850

Собор 1553–1554 года, рассматривавший дело Артемия и других заволжских старцев православной фракции привлек к суду и еретика Косого и некоторых его последователей 1002 . Замечательно, собор не различал еретической фракции заволжцев от православной и относился к ним безразлично с одинаковым недоверием. Собор 1554 г. разослал осужденных по монастырям. Все вообще отрицательное критическое направление, волновавшее долгое время русские умы, не уничтожилось соборными приговорами. Оно оставило после себя глубокие следы. Ересь жидовствующих не уничтожилась и продолжала прозябать под видом разных сект, напр. секты субботников, в которой еще Димитрий Ростовский видел продолжение ереси жидовствующих 1003 . Крайний рационализм ереси Косого, – результат развития обоих направлений и ереси жидовствующих и православного критицизма в связи с реформационным движением запада, послужил основанием и почвою для образования рационалистических сект молокан, духоборцев и др. На почве анти-иерархического движения стригольников, потом жидовствующих и Косого в XVII в. развивались по новгородской области церковно-демократические секты безпоповщины 1004 . И в XVII веке мнения с отрицательным характером время от времени прорываются. Так князь Иван Хворостинин, находившийся на службе при дворе, отрицал церковные обряды, вечную жизнь, и запрещал своим людям ходить в церковь . 1005 . В течение всего XVI и даже отчасти и XVII вв. Волоколамский монастырь продолжал поддерживать свое консервативное направление и служил местом ссылки как для нарушителей церковного порядка, так и для людей политически неблагонадежных. Инокам Волоколамского монастыря (Герасиму Ленкову и Филофею Полеву) пред началом собора 1553 года поручался надзор над Башкиным 1006 . После соборного осуждения Башкин был сослан в Волоколамский монастырь 1007 . Около 1590–1592 годов в Волоколамском монастыре находился «на смирении» некто Васюк Курицын, может быть один из потомков известного покровителя жидовствующих, Феодора Курицына 1008 . В Волоколамский монастырь отправляемы были и пленники 1009 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Сильвестр отвечал: «Каков-то сын тот будет у тебя, а слава про него носится недобрая». Значит, про Башкина уже знали и толковали в обществе с невыгодной стороны и Сильвестр слышал о нем от других еще прежде. Царя не было тогда в Москве: он ездил для богомолья в Кириллов монастырь. И Башкин снова пригласил к себе Симеона и показал ему Апостол, который был извощен (закапан воском) во многих местах, до трети, предлагал вопросы, а сам толковал «не по существу и развратно». Когда Симеон молвил: «Я сам того не знаю, о чем ты спрашиваешь», Башкин отвечал: «Ты, пожалуй, спрашивай у Сильвестра; он тебе скажет, и ты пользуй мою душу; я знаю, что тебе самому некогда ведать того за суетою мирскою: ни днем, ни ночью покою не знаешь». Симеон передал о всем этом Сильвестру. Скоро возвратился в Москву царь (это было в июне, следовательно, еще до исхода Петрова поста), и Сильвестр вместе с Симеоном рассказали ему все про Башкина, а протопоп Андрей и Алексей Адашев засвидетельствовали, что и они тоже про Башкина слышали. Государь велел Симеону представить книгу Апостол, извощенную Башкиным. Башкин извощил ее всю, и Симеон принес ее к церкви, где и видел книгу царь и все слышали в ней и речь и мудрование Башкина. Но дело пришлось отложить, потому что царь, получив известие (6 июля) о предполагаемом набеге крымцев на Россию, поспешил в Коломну . Впрочем, отъезжая, царь велел схватить Башкина, посадить его у себя в подклеть и поручил его двум иосифовским старцам, Герасиму Ленкову да Филофею Полеву. Башкин не сознавался в ереси и исповедовал себя христианином, но скоро был постигнут гневом Божиим и начал, как свидетельствуют современники, бесноваться и, извесив свой язык, долгое время кричал разными голосами и говорил «непотребная и нестройная». Потом он пришел в разум и слышал будто бы голос: «Ныне ты исповедуешь меня Богородицею, а врагов моих, своих единомышленников, таишь». Устрашенный этим голосом, Башкин начал каяться пред своим отцом духовным. Известили митрополита, и по его приказанию Башкин «своею рукою исписа и свое еретичество и свои единомысленники — о всем подлинно».

http://sedmitza.ru/lib/text/435975/

С князем Федором Борисовичем Иосиф примирился. Князь умер при жизни Иосифа (1513), завещав обители его вклады 227 и был погребен там же, рядом с своим братом, в правом углу той нижней церкви, где впоследствии положен был и сам основатель. Иосиф устроил над обоими братьями «камены гробницы и покровы бархатны и образы и свещи» 228 . Постриженнику Иосифову, известному нам Нилу Полеву, пришлось также писать в защиту своего игумена. Сохранилось два послания его к старцу Герману 229 . По любви к пустынножительству Нил удалился вместе с Дионисием Звенигородским из Иосифовой обители за Волгу, в Белозерские края и там жил пустынно по соседству с Дионисием. Узнав однажды от Дионисия, что один из пустынных старцев по имени Герман не приказывает постриженникам Иосифовым причащаться и укоряет духовника их (в пустыни) Геннадия за то, что он дает им причастие, Нил Полев написал Герману Послание. Нил объясняет, что все они вместе с Иосифом, быв отлучены Серапионом, получили разрешение и благословение от митрополита Симона. Нил укоряет Германа, что он – нога, простой чернец, дерзает осуждать главу – митрополита, преподавшего благословение Иосифу. Из этого послания Нила также видно, насколько между заволжскими старцами были распространены те убеждения, которые встречаются в «их послании к Иосифу о еретиках» 230 ). «Ты говоришь, – пишет Нил Герману, – о врагах и отступниках правой веры, что не следует ни осуждать их, ни посылать в заточение, а только молиться за них – сам же осуждаешь митрополита» и т. д. Из второго краткого послания Нила к Герману видно, что последний вполне убедился доводами Нила. Новая борьба Иосифа с ересью и Инок Вассиан По смерти митрополита Симона, последовавшей в апреле 1511 года, возведен был во святители всея Руси Варлаам. Новгородская же архиепископия долго оставалась без владыки, почти 20 лет. Во время митрополита Варлаама, т. е. после 1511 года, в Москве послышался голос возвращенного туда инока Вассиана, бывшего князя Василия Косого, Патрикеева. Постриженный во время грозной опалы на сторонников Софии, Вассиан, как мы уже говорили, стал в Кириллове учеником Нила Сорского . Нил мог за то полюбить Патрикеева, что он по своему умственному развитию понимал глубокомысленного Нила. И он действительно понял своего наставника, когда впоследствии явился защитником его мнений. Это взаимное понимание и объясняет связь между воспитанником горы Афонской, основателем скитского жития на Руси и монахом, не сумевшим схоронить под мантией и куколем ни своих политических симпатий и антипатий, ни заносчивости боярина, ни смелости человека, который по меткому народному выражение – во послах бывал – говорить горазд; который и в монастыре жил роскошно и хлебосольно, как князь и боярин 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Сочинения Н. копировались при жизни автора и почитались как духовно авторитетные. Как установил Клосс, мон. Нилу (Полеву) принадлежит запись в конце глав «О мысленном делании» Н., которая содержит высокую оценку трудов преподобного: «Конець богодохъновенным словесемъ достиже отца Нила, иже суть на Белезер в Сорьскои пустыни мужскы подвизався на диавола в наша лта послдняго рода чювствен же и мыслен. От сих убо разумно есть богодухновенных его душеполезных списании яко длатель бысть добродтелем и сих въздлав въ виноград сердца своего отиде к любящему его Христу…» (ГИМ. Епарх. 349. Л. 84 (запись выполнена киноварью); опубл.: Клосс. 1974. С. 155-156). В сер. XVI в. было составлено предисловие к «Преданию» преподобного (начало: «Опасно иночьствующаго въ времена сиа…»), в котором Н. назван «подражателем древних святых отец, постником и отшельником», учителем «истинной православной веры». В предисловии святой уподобляется «Доброму пастырю», который заботится о спасении своей паствы: «И сего ради отецъ нашь… не остави нас самочиниемъ съ отводимых быти, но въкратце собрав от божественных Писаний о истинней православней вере, и о делных завещании, предасть нам написано. Внимающе же со страхом Божиимъ Преданию его, благодатию Христовою не погрешим от истинныа веры, и елико по силе нашей, подражатели будемъ преданию святыхъ отець» (РНБ. Погод. 1563. Л. 2; Шевченко установила, что писцом рукописи является сорский мон. Герасим, известный по прозвищам Скудной, Глупой; то же предисловие скопировано в рукописи ГИМ. Щук. 212. Л. 116 об.; опубл.: Архангельский. 1882. С. 52. Примеч. 12; Шевченко. 2004. К истории. С. 98). По мнению Шевченко, автором этого предисловия мог быть прп. Иннокентий (Охлябинин). Прп. Нил Сорский. Икона. 1908 г. Прп. Нил Сорский. Икона. 1908 г. Не позднее 1-й трети XVIII в. по образцу предисловия к «Преданию» было составлено предисловие к главам «О мысленном делании» («Во изящныхъ иночествующих во времена сея и ревнителю древнихъ святыхъ отецъ старца Нила Сороарскиа пустыня, преже бывша Кириловы обители, собра от писания от богодухновенныхъ святыхъ отецъ 11 главъ духовною мудростию, наипаче же от длания на спасение душамъ нашимъ» (ГИМ. Востр. 1207. Л. 107 об.)).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

   001    002    003    004    005    006    007   008