2 . ГЕРМАН Садырев-Полев, Святой, хиротонисан в 1564 году, Марта 12, из Архимандритов Свияжских. По 4-летнему правлению, в 1568 году, Ноября 6, преставился в Москве и погребён в церкви св. Николая, мокрый называемого. Мощи его обретены в 1595 году и перенесены из Москвы в Свияжский Богородицкий монастырь, и там поныне почивают. 3 . ЛABPEHTUЙ I хиротонисан в 1568 году, Февраля 9. По 6-летнему правлению в 1574 году, Июля 13, скончался, погребён в Иосифове Волоколамском монастыре. 4 . ВАССИАН хиротонисан в 1575 году, Февраля 14, и того же года, Мая 21 скончался. Погребён в Казанской соборной церкви, на северной стороне. Василий, кроме Московского каталога нигде не значится. Может быть, он тот же самый Вассиан, в схимничестве Василием наименованный. 5 . TUXOH I Хворостин хиротонисан в 1575 году, Июля 5. По 11-месячному правлению в 1576 году, Июня 14, скончался, и погребён в Троицком Казанском монастыре, что близ двора Архиерейского, в 1700 году, Ноября 15, тело его оттуда перенесено и положено в паперти соборной церкви, на южной стороне. 6 . ИЕРЕМИЯ хиротонисан из Архимандритов Казанского Преображенского монастыря. Скончался и погребён в Волоколамском Иосифове монастыре. При нём, в 1579 году, Июля 8, дня было явление образа Пресвятой Богородицы Казанской. 7 . КОСМА хиротонисан в 1579 году из Игуменов Кирилло-белоезерских; погребён в Кирилло-белоезерском монастыре в паперти большой Успенской церкви у полунощных дверей. 8 . TUXOH II хиротонисан из Игуменов Спасского Печерского монастыря. II. Митрополиты 9 . ЕРМОГЕН хиротонисан в 1589 году, Мая 13. По 17-летнему правлению, в 1606 году, Апреля 11, дня возведён на всероссийское Патриаршество. III. Казанские и Свияжские 10 . ЕФРЕМ хиротонисан в 1607 году, Декабря 26. По 7-летнему правлению, в 1614 году скончался, и погребён в Спасо-Казанском Преображенском монастыре. 11 . МАТФЕЙ хиротонисан в 1615 году, Февраля 7, из Игуменов Кирилло-белоезерских. По 31-летнему правлению, в 1646 году, Января 13, скончался, и погребён в соборной церкви у стены на северной стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Богородицкий, в Свияжске, основан в 1555 г. Ныне первоклассный. [VI, 53.] Архимандриты Св. Герман Садырев и Полев 3 февр. 1555 перев. из Старицкого Успенского, а 12 мар. 1564 хирот. в архиеп. Казанского. Иеремия , 1564 и 65. Иларион , 1566–68. Иосиф , 1572–76. Авраамий , 1579–84. Мисаил , 1588–93. Сергий , 1598–1613. Корнилий , 1613–1620, 6 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Иоаким , 1620–24. Левкий , 1624–34. Герасим определён 16 июля 1634; до 1639. Пафнутий , 1639 и 40. Гермоген , 1641–47. Иона , 1648–50. В 1651 келарь управлял. Антоний , 1652–63. Иосиф определён 13 мая 1663–67, перев. в Соловецкий. Варфоломей перев. из Соловецкого 1667–69. Евфросин , 1669 и 70, мар. Гавриил , 1674–86. Паисий , 1688–96. Два? Симеон , 1696–1724. (Не так.) [Свияжский архим. Симеон перев. 12 сент. 1698 в Ипатиевский (sic).] Гавриил Русской в авг. 1725–31, перев. в Владимиро-Рождественский. Алексий Раифский определён 3 сент. 68 1731–38. Димитрий Сеченов опред. 11 дек. 1738–42, 12 сент. хирот. в еписк. Нижегородского. Сильвестр Гловатский , 1742–49, 6 июля хирот. в митрополита Сибирского. Евмений Скаловский с 7 февр. 1750; до 1767. Иероним Формиковский в 1767 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 25 дек. 1770 хирот. в еписк. Владимирского. Дорофей 4 окт. 1770 перев. из Новгородского Антониева, а 14 мая 1778 – в Иверский. Иосиф 1778 перев. из Нижегородского Печерского, а 13 окт. 1785 – в Симонов. Платон Любарский 30 окт. 1785 перев. из Казанского Преображенского, а 21 июня 1788 – в Новый Иерусалим. Вениамин Багрянский в 1788 перев. из Новгородского Антониева, а 9 дек. 1789 хирот. в еписк. Иркутского. Гедеон Замыцкий 9 янв. 1790 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 24 мая 1794 – в Цареконстантинов. Сильвестр Лебединский 27 мая 1794 перев. из Астраханского Спасского, а 25 сент. 1799 хирот. в еписк. Полтавского. Ксенофонт Троепольский 24 авг. 1799 перев. из Казанского Преображенского; 15 янв. 1800 хирот. в викария Казанского, а 24 февр. перев. во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иркутская и Верхоленская Имена Сведения Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ бывший епископ Иркутский и Нерчинский с 12.03.1894 29.06.1911 Викарии Иркутской епархии Кадъякский на Аляске Учреждена 19 июля 1796 года на о. Кадъяк Имена Сведения Иоасаф (Болотов), епископ рукоположен с 10.04.1799 10.05.1799 (по дороге к месту служения утонул) Селенгинские епископы Имена Сведения рукоположен с 20.05.1862 по 18.03.1868 епископ Камчатский. Курильский и Алеутский Мартиниан (Муратовский), епископ рукоположен с 09.02.1869 по 17.10.1877 епископ Камчатский. Курильский и Благовещенский; 5.07.1898 рукоположен с 05.11.1878 по 05.07.1889 епископ Якутский и Вилюйский; 14.01.1900 Макарий (Дарский) Курильский, епископ бывший епископ Киренский, викарий Иркутской епархии с 15.07.1889 по 24.10.1892 епископ Камчатский и Благовещенский; 07.09.1897 Киренские епископы Имена Сведения Макарий (Дарский), епископ рукоположен с 09.10.1883 по 15.07.1889 епископ Селенгинский. викарий Иркутской епархии; 07.09.1897 Агафангел (Преображенский), епископ, свт. рукоположен с 10.09.1889 по 17.07.1893 епископ Тобольский и Сибирский; 16.10.1928 Казанская Учреждена в 1555 году Казанская и Свияжская Имена Сведения Гурий (Руготин) первый, епископ, свт. рукоположен с 03.02.1555 05.12.1563 Герман (Садырев-Полев), архиепископ, свт. рукоположен с 12.03.1564 06.11.1567 в Москве Лаврентий, архиепископ рукоположен с 09.02.1568 13.07.1574 Вассиан, архиепископ рукоположен с 14.02.1575 21.05.1575 Тихон (Хворостин), архиепископ рукоположен с 05.07.1575 14.06.1576 Иеремия, архиепископ рукоположен с августа 1576 Косма, епископ рукоположен с 29.12.1581 Тихон, архиепископ рукоположен митрополит рукоположен с 13.05.1589 по 03.07.1606 патриарх Московский и Всея Руси Ефрем, митрополит рукоположен с августа 1606 26.12.1613 Матфей, митрополит рукоположен с 07.02.1615 13.01.1646 Симеон, митрополит бывший митрополит Сербский, возведён с 07.02.1646 26.09.1649 Корнилий, митрополит рукоположен с 13 01.1650 17.08.1656 Лаврентий, митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576, Казань), преподобные (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.), Казанские, сподвижники святителей Гурия (Руготина) и Варсонофия в деле учреждения Казанской и Свияжской епархии . И. и Н. упоминаются в 10-й гл. Жития святителей Гурия и Варсонофия, составленного Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) в 1596-1597 гг. Житие основано на рассказах очевидцев и на воспоминаниях автора, поэтому можно предположить, что сщмч. Ермоген знал И. и Н.; автор Жития принимал участие в обретении нетленных мощей святителей Гурия и Варсонофия, а также И. и Н. Преподобные И. и Н. упоминаются в службе свт. Гурию. 26 мая 1555 г. свт. Гурий был направлен царем Иоанном IV Васильевичем в новоучрежденную Казанскую епархию вместе с архимандритами св. Германом (Садыревым-Полевым) и св. Варсонофием. Также в Казань прибыли иноки Песношского мон-ря Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр и инок Андроникова мон-ря Симеон. По повелению царя Иоанна IV в Казань поехал московский боярин И. Е. Застолбский для помощи архиеп. Гурию и попечения о житейских делах. И. Е. Застолбский принадлежал к знатному роду служилых людей. Предок Застолбских Акинф Великий был праправнуком Ратши и 2-м сыном героя Невской битвы Гаврилы Алексича. Первый носитель фамилии Застолбский, Роман Иванович, приходился Акинфу Великому праправнуком. Родовые владения Застолбских находились в Бежецком Верхе, с. Застолбье существует и ныне (в Рамешковском р-не Тверской обл.). И. Е. Застолбский записан в Тысячной книге 1550 г. как сын боярский 3-й статьи по Переславлю-Залесскому, а в дворовой тетради 1550 г. как дворовый сын боярский. Свт. Гурий прибыл в Казань в июле 1555 г., когда в крае еще продолжались военные действия. Вскоре по их окончании в 1557 г. архиепископ занялся широкой миссионерской и хозяйственно-экономической деятельностью, направленной на утверждение Православия и укрепление положения новой кафедры.

http://pravenc.ru/text/578340.html

Во главе двух центральных монастырей свт. Гурий ставит архимандритов Варсонофия в Спасо-Преображенском монастыре в Казани и Германа в Успенском в Свияжске. Эти монастыри стали миссионерскими центрами, а на пропитание монастырям государь дал вотчины. Старцам Зилантова монастыря свт. Гурий поручил обучение православной вере детей. Вот отрывок из письма Иоанна Грозного свт. Гурию: «Ты устрояешь в данной тебе Богом и нами пастве монастырь (Зилантов), начатый мною, и хочешь строить другие. Доброе дело — да поможет тебе Бог!.. Блага твоя речь, чтобы старцам обучать детей и обращать неверных к вере — это и есть долг всех вас… Чернецы должны уподобиться апостолам, которых Господь наш послал учить и крестить людей неведущих. Учить же детей не только читать и писать, но и право разуметь читаемое, чтобы они могли научить и других. О, как счастлива была бы земля Русская, если бы все владыки были таковы, как преосвященный Макарий, ты и Дионисий, и столько об этом пеклися!..» С. 191]. Видя добрую жизнь и добрые дела монахов, их постоянную милостыню, татары во множестве стали креститься. Блаженный Гермоген писал о свт. Гурии: «Живяше преподобный нищие кормя, неимущия всеми потребами наделяя, и бедные, и вдовицы, и сироты заступая и от бед изымая» С. 72]. Здоровье свт. Гурия, и до того слабое, сильно пошатнулось. Последние три года он так сильно болел, что не мог даже совершать богослужение. Он приказывал носить себя к Божественной литургии в Благовещенский кафедральный храм. Он сидел и даже лежал на богослужении, но постоянно проповедовал и трудился, даже в таком состоянии. Перед кончиной он призвал к себе архим. Варсонофия и принял от него схиму. Скончался великий подвижник и апостол Казанского края 4 декабря 1563 г. и был погребен за алтарем храма Спасо-Преображенской обители. Ближайшими помощниками святителя были архимандриты Герман и Варсонофий. Оба они, как и владыка Гурий, впоследствии были причислены к лику святых. Св. Герман († 1567) (в миру Григорий) происходил из боярской фамилии Садыревых-Полевых. Григорий был пострижен в монашество с именем Герман в Иосифо-Волоцком монастыре во время игуменства там свт. Гурия. Будучи еще молодым монахом, он отличался смирением и охотно исполнял все возлагавшиеся на него послушания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ († 13.07.1574, Иосифов Успенский мон-рь), архиеп. Казанский и Свияжский (1568-1573). В 1566-1568 гг.- игумен Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря . По всей видимости, был постриженником этой обители и разделял взгляды иосифлян (впосл. Л. дал вкладом в Иосифов монастырь 230 р.- Титов А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в. М., 1906. 323). В 1566 г. присутствовал на земском соборе в Москве, рассматривавшем вопрос о продолжении войны с Польско-Литовским гос-вом. 2 февр. 1568 г. был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжского, хиротонию возглавил свт. Филипп II (Колычев) , митр. Московский. Л. стал 3-м архиереем основанной в 1555 г. епархии. Прежний архиепископ, свт. Герман (Садырев-Полев) , занимавший Казанскую кафедру в 1564-1566 гг., в нояб. 1567 г. скончался в Москве от морового поветрия (по другим сведениям, будучи нареченным митрополитом, погиб от рук опричников). В период архиерейства Л. в 1570 г. в казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь на покой из Твери возвратился свт. Варсонофий . 11 нояб. 1568 г. Л. должен был участвовать в хиротонии в Москве нового митр. Кирилла III , а в мае 1572 г.- митр. Антония . После 7 окт. 1573 г. ( Ермолаев И. П. Казанский край во 2-й пол. XVI-XVII в.: (Хронол. перечень док-тов). Каз., 1980. С. 21) оставил Казанскую кафедру и поселился на покое в Иосифовом Волоцком мон-ре. 21 февр. 1574 г. он дал вкладом в обитель ряд книг, все «книги новы, а письмо доброе» - Евангелие, Апостол, Псалтирь, Ирмологий, «Иоанн Дамаскин» (КЦДР. 1991. С. 96). Владельческие записи Л. сохранились в рукописях «Лествица Иоанна Лествичника» (ГИМ. Епарх. 329(458), 60-е гг. XVI в.) и «Служебник» (РГБ. Ф. 113. 87). «Ученик бывшаго игумена Лаврентия» Пафнот (Пафнутий) (Рыков, книгохранитель Иосифова мон-ря?) переписал в 1570 г. сборник святоотеческих поучений (ГИМ. Епарх. 335(473)).

http://pravenc.ru/text/2462457.html

Не мало бывает усердно молящихся пред мощами св. Чудотворцев и постоянно, в особенности же в дни чтения акафистов в честь св. Гурия по четвергам после литургии и по воскресеньям после вечерни в честь св. Варсонофия. Св. Герман, второй Архиепископ Казанский Не многие города и веси имеют такое духовное благодатное богатство, как город Казань и сопредельный уездный городок Свияжск, где почивают честные мощи св. Германа, усердного сотрудника и достойного преемника св. Гурия, первого Казанского святителя. Союз святой любви, соединивший Герман с Гурием, начался еще тогда, когда он был очень молодым и остался неразрывным на веки. Уроженец города Старицы (Тверской губернии), Герман, в мире Григорий, происходил из знатного рода Садыревых-Полевых. Благочестивые родители воспитывали его измлада в глубоком благочестии, к которому он и сам прилежал со всем тщанием. Уклоняясь от детских игр, он всегда любил ходить в церковь , был кроток и степенен. Родители, радуясь такому нраву своего единственного сына, поспешили обучить его молитвам, чтению Псалтыри и других божественных книг. С летами степенность Григория еще более увеличилась. Сделавшись юношей, он прилежно занимался чтением священных книг, по-прежнему усердно посещал церковное Богослужение и предавался уединенной молитве. В пище он был так воздержан, что иногда доходил до изнеможения. Родители его, опасаясь за его здоровье, увещевали его умерить свой пост и советовали ему заняться хозяйственными заботами по имению, которого он имел быть наследником. Но Григорий словом и делом показывал, что его более всего занимает жизнь для Бога, а не земные ненадежные блага, и даже вообще не жизнь настоящая, а будущая вечная, о которой он и хотел приложить все свое попечение. Когда ему исполнилось 25 лет (около 1530 года), это давнее желание Григория исполнилось. Оставив все достояние свое родителям, он поступил в Волоколамский-Иосифов монастырь и вскоре принял здесь иноческий образ с именем Германа. Монастырь этот отличался строгостью порядков подвижничества и многотрудною жизнью его обитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ростовский, Михаил Всеволодович , кн. Черниговский, и его боярин Феодор, Роман Ольгович , кн. Рязанский). Также среди М. почитаются рус. князья и княгини, убитые в XIII-XV вв. в результате политических интриг (прмц. Евпраксия , кнг. Псковская, кнг. мц. Иулиания Вяземская, Новоторжская), Литовские (Виленские) мученики, пострадавшие от язычников при Ольгерде в 1347 г. (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий ), и Юрьевские (Ливонские) М. во главе со сщмч. Исидором, по преданию, убитые католиками в XV в. (см. ст. Исидор , сщмч., и 72 (73) мученика ). За проповедь христианства язычниками был убит сщмч. Кукша Киево-Печерский ( 1-я четв. XII в.). К М. причислены игум. Псково-Печерского мон-ря Корнилий и его ученик Вассиан (Муромцев) , убитые в 1570 г. царем Иоанном Грозным. Однако митр. Филипп II (Колычев) и Герман (Садырев-Полев) , архиеп. Казанский, также погибшие при Иоанне Грозном, были причислены к лику святителей. В Смутное время от польско-литов. отрядов пострадали насельники и насельницы ряда рус. мон-рей, напр., Анастасия , игум. угличского Богоявленского мон-ря, и с ней 35 монахинь ( 1609 (?)), а также патриарх Ермоген ( 1612), прмч. Галактион (Бельский) ( 1612); в 1648 г. во время борьбы с униатами был замучен прп. Афанасий (Филиппович) , игум. брестского мон-ря во имя прп. Симеона Столпника. В 1671 г. казаками Степана Разина был убит Иосиф , митр. Астраханский. М., пострадавшие в период советской власти, в РПЦ называются новомучениками. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. На лат. Западе в средние века почитались миссионеры, погибшие во время проповеди язычникам, напр., святые Бонифаций , Адальберт Пражский и Бруно Кверфуртский , В захваченной мусульманами Испании пострадали Кордовские мученики (IX-X вв.).

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Между тем известные факты деятельности иосифлян свидетельствуют о другом. Стремясь на постах церковных иерархов поддерживать российских самодержцев, иосифляне твердо отстаивали интересы и права Церкви в ее отношениях с властью, в т. ч. традиционное право печалования о находившихся в опале. За противодействие светской власти лишился кафедры Новгородский архиеп. Феодосий , из-за неприятия опричнины был убит Казанский архиеп. Герман (Садырев-Полев) . В решениях Собора 1551 года, принятых с санкции иосифлянского большинства, нашли отражение усилия иосифлян во главе с митр. Макарием отстоять определенную автономию Церкви перед лицом государственной власти. По всей видимости, под влиянием митр. Макария Иоанн IV включил в решения Стоглавого Собора многочисленные тексты о неприкосновенности церковного суда и церковных владений. В «Стоглаве» зафиксированы решения, направленные на воспитание общества, приходского духовенства, на укрепление монастырской дисциплины, на создание церковных структур, способных содействовать переменам в обществе. Митр. Макарий активно использовал сочинения прп. Иосифа, трактующие вопросы взаимоотношений светских и церковных властей . В 1547 году некоторые положения из второго послания прп. Иосифа " на еретики " были включены в чин венчания царя Иоанна IV . Исифлян неверно считают причастными к разработке концепции " Москва - Третий Рим " . Синицына убедительно показала, что иосифляне не имели отношения к разработке этой доктрины . В то же время выработке представлений о Москве как о центре христианского мира в значительной мере способствовал Русский хронограф, составленный Досифеем (Топорковым) . Здесь древнерусская летопись была впервые соединена в одно целое с византийскими хрониками и древнерусская история стала выступать как заключительный раздел всемирной истории. Хронограф, созданный в Иосифовом Волоколамском монастыре, завершался сообщением о падении Константинополя, далее говорилось о покорении турками многих христианских царств, кроме России, значение которой в мире, напротив, возросло.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

В «Истории...» и «Новом Маргарите» К. подробно излагает, как один из лидеров Избранной рады, священник домового Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, после пожаров 1547 г. перевоспитывал царя, а перед высылкой в Соловецкий мон-рь предрек Божию кару за новые прегрешения царя и его советников. Пользуясь в эмиграции сообщениями из Москвы, К. приводит уникальные известия о событиях после ухода митр. Афанасия с первосвятительской кафедры. Он сообщает о введении на митрополичий двор (об избрании в митрополиты) свт. Германа (Садырева-Полева), к-рый, по сведениям К., вскоре был тайно убит по царскому повелению. Самостоятельную житийную повесть К. посвящает митр. Московскому сщмч. Филиппу, уподобляя его раннехристианским мученикам. В заключительной части «Истории...» приведена житийная повесть о прп. Феодорите Кольском, в к-рой представлены заволжские старцы и сочувствующие им нестяжатели. Др. жертвам опричного террора К. посвящает значительный раздел своей «Истории...», к-рый по аналогии с поминальным церковным жанром получил наименование «мартиролог». Пострадавших от своеволия царя князей и нетитулованных землевладельцев К. упоминает как мучеников, славных не только подвигами за правосл. «резпублику» и освобождением единоверцев из плена, но и благочестием, обличениями нецеломудренного поведения царя и его «ласкателей», начитанностью в Свящ. Писании. Сбором данных о жертвах опричнины К. осуществлял высказанное им царю еще в 1-м послании обещание не молчать о гонениях в правосл. царстве и представить свои записи в качестве свидетельства на Страшном Суде. К. стал центром притяжения эмигрантов из России, и его записи, основанные на рассказах свидетелей тирании, способствовали сохранению памяти о преследованиях и жертвах террора в России. СК известен в 2 основных ранних редакциях, в списках не ранее 60-70-х гг. XVII в. Первая редакция состоит из «Истории о князя великого Московского делех» и 3 посланий К. к Иоанну IV. Самые ранние списки данной редакции сборника - РГБ. Тихонр. 639 и РНБ. СПбДА. 309. Во 2-ю входят те же произведения, что и в 1-ю, и приложения к ним: переписка К. с польск. и литов. корреспондентами, «История о осьмом соборе», отрывки «Церковной истории» Евсевия Памфила и отдельные Слова Иоанна Златоуста, не вошедшие в тома «Новый Маргарит» и «Симеон Метафраст». Протограф 2-й редакции содержится в списке ГИМ. Увар. 301, созданном незадолго до 22 янв. 1677 г.

http://pravenc.ru/text/2462277.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010