Предстоятель РПЦ посетил Музей истории Свияжска, по которому экскурсию для него провёл директор Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» А.Н. Силкин. Предстоятелю РПЦ рассказали о различных этапах в развитии города с момента его основания до середина ХХ в., продемонстрировали различные археологические находки, копии архивных документов и редких фотоматериалов, а также представили вещи, связанные со святыми, служившими на Свияжской земле. Затем он направился в Богородице-Успенский мужской монастырь, у врат которого был встречен настоятелем Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игуменом Силуаном (Г.Д. Хохиашвили) с братией. Здесь Предстоятель РПЦ, сопровождаемый Государственным Советником РТ М.Ш. Шаймиевым и заместителем Председателя ГС РТ Т.П. Ларионовой, ознакомился с историей и фресками возрождаемого Успенского собора, номинировавшегося на включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор во имя успения Богородицы, построенный в 1556 - 1561 гг. в стиле псковско-новгородских храмов (предполагаемые архитекторы - Постник Яковлев и Иван Ширяй), известен уникальными фресками (общей площадью 1080 квадратных метров), не имеющими полных аналогов ни в одной из древнерусских школ фресковой росписи. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи царствования Ивана IV Васильевича Грозного.(24) При этом в беседе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заметил, в частности, что: «У нас очень мало фресок шестнадцатого века». В 2010 - 2016 гг. на восстановление Успенского собора было привлечено более 210 миллионов рублей (из которых более 123 миллионов составило бюджетное финансирование и 87 миллионов - средства инвесторов). Помимо этого, восстанавливается Никольская трапезная церковь Богородице-Успенского мужского монастыря (1556 г. постройки) с 43-метровой колокольней (первый каменный православный храм-крещальня на правобережье Волги). В церкви сохранилась келья архиепископа Казанского и Свияжского святителя Германа (Г.Ф. Садырева-Полева) (1505 - 1567).

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Для украшения первых храмов К. и Т. е. много потрудились представители рус. аристократии и духовенство. Их вкладами был украшен городской собор Свияжска ( Яблоков. 1907. С. 18-19; Французова. 2002. С. 344-346). В храмы г. Лаишева (ныне Лаишево), основанного в сер. 60-х гг. XVI в., иконы были переданы не только из «государевой казны» ( Борисов. 1898. С. 3), но и от воевод (по спискам XVIII в. из архива Мин-ва юстиции: Писцовая книга г. Лаишева/Изд.: В. Л. Борисов. Каз., 1900. С. 3; Французова. 2002. С. 393). Знать вкладывала церковную утварь в монастырские соборы: напр., в честь Успения Пресв. Богородицы свияжского Успенского муж. мон-ря в 7072 (1564) г. кн. М. М. Лыков вложил серебряное кадило с позолотой и вкладной надписью (Опись. 1863. Стб. 558-559 (отд. изд.: Каз., 1892. С. 13). Миряне из др. сословий также помогали мон-рям и храмам. Для украшения свияжского городского собора местный образ Воскресения Господня («болшой»), написанный на золотом фоне, с драгоценным привесом («гривна серебрена»), был сделан на средства проживавших в городе в особой слободе военных защитников-«жильцов» ( Французова. 2002. С. 344). «Мирского прикладу» были новые украшения к храмовому образу Рождества Пресв. Богородицы (Там же. С. 344, 346). Дорогой приклад был сделан к одной из пядничных икон Божией Матери, пожалованной в собор царем: «...у образа Пречистые гривна серебрена»; на средства мирян были изготовлены пелены к др. местным иконам (Там же). Большие свечи перед иконами в местном ряду иконостаса были сделаны мирянами (Там же. С. 345). Устроители первых мон-рей К. и Т. е. заботились об их убранстве. Наибольшее число вкладов в свияжский муж. Успенский мон-рь поступило от 1-го архимандрита обители (впосл. архиепископ Герман (Садырев-Полев)): соборный иконостас, запрестольная и местные иконы, нек-рые в серебряных окладах, местные иконы для Никольской монастырской ц., большое число книг, в т. ч. переписанных свт. Германом лично, предметы утвари и служебные облачения (Там же. С. 358-359, 361-362). Стараниями настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря в Казани архим. Варсонофия были обустроены и украшены все его церкви.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Ноябрь 6-й день. Святой Герман Казанский Блаженный Герман, в крещении Григорий, был из знаменитой фамилии Садыревых-Полевых, происходившей от князей Смоленских. В ранней юности постригся он в обители Иосифовой, где отличался строгой жизнью родной дядя его, Нил (в миру Никифор Васильевич Полев); там пользовался он наставлениями богомудрого страдальца Максима Грека и добродетельного игумена святого Гурия Руготина, впоследствии первого святителя Казанского, для которого трудился в списывании книг. Отец его, боярин Феодор, поступил также в Иосифову обитель и скончался здесь иноком с именем Филофея. Назначенный на игуменство в Старицкий монастырь, блаженный Герман настоятельствовал только два года; между прочим он здесь постриг в иночество Иова, будущего страдальца, – патриарха Всероссийского. Иов был и его преемником по настоятельству в Старицкой обители. Возвратившись в родную Волоколамскую обитель, он был вызван в Москву для увещания еретика Матфея Бакшина. В 1555 году святой Герман удалился на апостольские подвиги в Казань с наставником своим святым Гурием. Он устроил обитель иноческую в Свияжске, учил детей и усердно выполнял поручения святителя по епархии. Со своей стороны святой Гурий оказывал ему особенное доверие, поручив суду его все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь его освободил от своего суда. По переписке его со святым Гурием, построение монастыря производилось поденщиками, получавшими плату по денежке за день работы, и, однако, преподобный жаловался святителю, что цена работе очень высока. Это показывает, как дороги были тогда деньги! И доныне цела еще келлия в три аршина в квадрате, где святой Герман проводил время в молитве и трудах; она обращена в церковь . На этом нешироком пространстве помещалась и печка; окно одно, менее аршина в вышину. В переднем углу стояла икона Богоматери, и пред ней был фонарь из слюды. Иглы, нитки, наперсток, которые употреблял святитель при келейном занятии, остаются при его раке. Так была проста жизнь свияжского настоятеля, так был строг к себе преподобный!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В середине XVI века отношения между Казанским ханством и Русским государством ухудшаются. В 1547 - 1550 годах царь Иоанн Грозный безуспешно пытается захватить Казань. Тогда недалеко от города в 1551 году, на берегу Свияги, он строит крепость. После семинедельной осады, 2 октября 1552 года Казань штурмом была взята 150-тысячным войском. В 1555 году царь издает указ: " …городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи к весне новый город Казань делати, прибрати 200 человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцев, сколько будет пригоже " . В 1556 - 1568 годах ими были построены южная часть Кремлёвских стен с тремя башнями (Юго-западная, Спасская, Юго-восточная), Преображенская башня, Тайницкая башня, Благовещенский собор и комплекс зданий Спасского монастыря . Постник Яковлев, имевший прозвище " Барма " , автор Покровского собора на рву - собора Василия Блаженного на Красной площади. Для управления Казанским царством в конце 1560-х годов в Москве был организован Приказ Казанского Дворца. Приказ также управлял Нижним Поволжьем, Приуральем и Западной Сибирью. После покорения началась массовая христианизация местного населения. Были разрушены мечети, начали строить церкви. 4 октября 1552 года Иоанн Грозный " своими руками царьскима " заложил храм Благовещения. В 1555 году создается Казанская епархия и в Казань прибывает архиепископ Гурий (Руготин) . Наиболее ярким просветителем земли Казанской стал свт. Герман (Садырев-Полевой) , митрополит Казанский (1564 - 1567). Казанская губерния образовалась в 1708 году, когда в результате реформ Петра I Российская империя была разделена на восемь губерний. Территория Казанской губернии была огромной и включала воеводства: Свияжское, Пензенское, Симбирское, Уфимское, Астраханское и другие. В дальнейшем многие из них стали отдельными губерниями. В начале XVIII века в Казани появляются мануфактуры: суконная, кожевенная и судоверфь. Изменяет свой вид Кремль. Обновляются стены, строится башня Сююмбике. По указу Петра I в 1718 году было учреждено Адмиралтейство. При адмиралтействе, для подготовки грамотных специалистов для строительства кораблей, в 1718 году начинает работать " цифирьная школа " , первое учебное заведение в Казани.

http://drevo-info.ru/articles/592.html

По некоторым источникам, святитель Герман погиб от руки какого-то опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову. По другим сведениям, он преставился от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 года и погребен, по его просьбе, при храме святителя Николая Гостунского. О нравственном облике святителя писал один из современников князь Андрей Курбский: «Герман был человек... столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима-философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных». В 1592 году были обретены его нетленные мощи. От них стали совершаться многие знамения и чудеса. 25 сентября 1592 года мощи святителя Германа перенесены в Свияжский монастырь Казанской епархии, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1612) и поставлены в Успенском соборе у правой стены при входе в алтарь. Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана. Литература: Елисеев Г. 3. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. – Казань, 1847. Мятлев Н. В. Архиепископ Герман Казанский и род Полевых (доклад, читанный в заседании Историко-родословного общества в Москве 19 ноября 1913 года). Арсений, архиепископ. Святитель Христов Герман. – Казань, 1900. Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. – Казань, 1893. Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 84–89, 98, 476. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 3. – С. 60–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

26 мая 1555 г. Г. вместе с архимандритами св. Варсонофием и свт. Германом (Садыревым-Полевым) торжественно отбыл из Москвы. Царь и митрополит провожали его до Фроловских ворот Кремля, Сарский еп. Нифонт (Кормилицын) - «до судов», а бояре, архимандриты и игумены - до Симонова мон-ря. По дороге Г. остановился в Чебоксарах, где заложил Введенский собор (впосл. в нем хранилась Владимирская икона Божией Матери, к-рой Г. благословил чебоксарцев), и в Свияжске, где основал свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . В Казань Г. прибыл 28 (по др. данным, 31) июля, когда в крае еще продолжались военные действия. Вскоре после приезда Г. добился выделения архиерейскому дому участка в вост. части кремля, где псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй возвели кафедральный Благовещенский собор (освящен в 1562), рядом был построен архиерейский дом. В зап. части кремля расположился казанский в честь Преображения Господня мон-рь , архимандритом к-рого стал св. Варсонофий. В мае 1557 г., после завершения в крае военных действий, Г. добился передачи архиерейскому дому значительного количества земель в Казанском и Свияжском уездах, запустевших во время войны. Благодаря Г. Казанский архиерейский дом стал крупнейшим собственником в Казанском крае, получив земли не только плодородные, но и имевшие хозяйственное значение (Камское устье, берега пригородного оз. Кабан, где вставали на причалы торговые суда, и т. д.), к-рые в дальнейшем обеспечили доходы от богатых рыбных ловель и сдачи в аренду берегов. Уже при Г. эти земли были в основном заселены, в т. ч. 2 слободы в Казани и 3 пригородных села, фактически являвшиеся частью города. В Москве (в приходе ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Зарядье) было выстроено подворье Казанского архиерейского дома. Крупные земельные пожалования получили казанские и Свияжский мон-ри. Г. поручил архимандриту Свияжского мон-ря св. Герману все сельские церковные причты Свияжского у., а мон-рь освободил от своего суда. В соответствии с Наказной памятью, данной Г. царем, Казанский архиерей должен был заботиться об открытии в новой епархии храмов и мон-рей, активно заниматься миссионерской деятельностью, причем приводить татар и др. местных жителей к крещению «любовью и ласкою», а не «насильством». Все эти указания Г. добросовестно выполнял. При Г. открылось много приходских храмов - к 1563 г. только в Казани их было более 20, мн. городские храмы получали ругу, по всей стране для новой епархии собирались книги и колокола. Под рук. Г. святые Варсонофий и Герман активно занимались миссионерской деятельностью - тысячи мусульман и язычников приняли крещение.

http://pravenc.ru/text/168357.html

м. Вскоре, разорвав отношения с прп. Иосифом, кн. Феодор стал оказывать благоволение настоятелю В. м. архим. Алексию (Пильемову), пожаловал в 1506 г. мон-рю свою вотчину с. Данилково и пустошь Артёмовскую в Ламском стане (ДДГ. 98. С. 407), землю на р. Городне и 2 двора на р. Бесновке (Рус. дипломатарий. Вып. 3. М., 1998. С. 40). Кн. Феодор предлагал инокам Иосифова Волоколамского мон-ря оставить своего игумена и перейти «на Возмище», после чего неск. насельников Иосифова Волоцкого мон-ря бежали в В. м. Прп. Иосиф просил архим. Алексия вернуть хотя бы имущество, к-рое монахи взяли с собой, но получил отказ. Тогда он обвинил архим. Алексия и кн. Феодора в разжигании конфликта с Новгородским архиеп. св. Серапионом . Однако в апр. 1509 г. архиеп. Серапион отлучил от Церкви вместе с прп. Иосифом и архим. Алексия, настоятелем В. м. стал бывш. келарь Андроникова московского мон-ря архим. Геннадий (Синодик. Л. 37). После смерти бездетного кн. Феодора ( 1513) земли Волоцкого княжества перешли вел. кн. Василию III Иоанновичу . В нач. XVI в. покровительство В. м. оказывала также мать кн. Феодора кнг. Иулиания Михайловна, в нояб. 1503 г., перед кончиной, она завещала мон-рю «Пречистой на Возмищо» с. Михайловское «на Волоке» и была похоронена в В. м. В том же году ее сын рузский кн. Иван Борисович пожаловал В. м. Булгаковские деревни, а также дер. Кривошеино и Бучнево на р. «Волцне» (совр. р. Волошня) в Льняниковском стане «со всем тем, что к тем деревням потягло истарины». Первоначально В. м. входил в Новгородскую епархию, с 1613 г.- в Патриаршую область. Вероятно, до сер. XV в. мон-рем управляли игумены, затем архимандриты (в 1724 братия писала в Святейший Синод о том, что мон-рь был «изстари степенной... и архимандриты в нем издревле бывали с шапками»). В 1517 г. настоятелем обители был поставлен архим. св. Акакий , в 1522 г. хиротонисанный во епископа Тверского, ок. 1553-1554 гг.- св. Герман (Садырев-Полев) , с 1564 г. архиеп. Казанский. Архим. В. м. Сильвестр участвовал в Соборе 1580 г., запретившем архиереям и мон-рям приобретать вотчины.

http://pravenc.ru/text/155102.html

Царь же и митрополит, и весь собор священный и вси людие воздаша о сем славу Богу вси вкупе: яко избра Бог мужа праведна и свята новопросвещенному граду Казани, и овященной пастве первоначалника. Волею же самодержавнаго царя, и благословением преосвященнаго Макария митрополита всея России, и советом всего яже о нем священнаго собора, в лето седмь тысящь шестдесят третие (1555), февруариа в 7 день, поставлен новопросвещенному граду Казани и новому граду Свияжскому и протчим градом, в третие лето по взятии города Казани, первый архиепископ преосвященный Гурий. Самодержец же посылает со архиепископом в соборную церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения чудныя местныя иконы, и протчее церковное драгое строение; книги же многие вдает из своея царокия казны; к тому же и из честных монастырей повелевает самодержец архиепископу образы и книги приносити властем; самого же Гуриа архиепископа по премногу почти, и честныя и драгия церковныя вещи многи вда ему. Посылает же самодержец со архиепископом два архимандрита на болшую архимандрию, и обитель составити Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения во град Свияжск, из Старицы града богородицкаго архимандрита Германа Садырева-Полева, иже по первом преосвященном Гурии архиепископе бысть в Казане вторый архиепископ, его же мощи неисповедимыми Божиими судбами мне недостойному многогрешными моими руками осязати изволи Бог , и надгробная певше соборне погребсти честныя его мощи в созданней его обители, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго ея Успения в Свияжском граде; преставибося сей преподобный архиепископ Герман в царствующем граде Москве, в лето седмь тысящ седмдесять шестаго (1567), ноября в 6 день; пас церковь Божию три лета и месяц восемь; бе же тогда на Москве мор силен; повеле же себе положити в чину святительском, якоже поведают ученицы его, обаче тогда не сподобися святилски погребен быти, не сущу бо тогда митрополиту, ни иному кому обрестися от святитель во граде Москве грех ради наших. но тако просто погребен бысть архимандритом паствы своея свияжским Иродионом и казанским Иеремием, в чину святителском, якоже повеле, у церкви святаго Николая, яже зовется мокрый, и лежа тамо, дóндеже у благочестиваго государя царя Феодора Иоанновича всея России испросиша мощи его ученицы его, и: привезоша в монастырь в лето седмь тысящь сотое; мы же со благословением господина и отца нашего святейшего Иова, патриарха Московскаго и всея России, честне погребохом его, септемвриа в день. Бе же тогда и благоухание велие от мощей его не токмо во олтаре и в церкве, но и по всему монастырю, якоже всем дивитися. И из монастыря святаго Николая, иже зовется Песношский, посылает самодержец игумена Варсонофиа, о немже нам слово предлежит, и сему повелевает быти архимандритом в пресловущем граде Казане, еже и бысть. Глава 7. О отпущении из царствующаго града Москвы в Казань святейшаго Гуриа архиепископа

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Не мало бывает усердно молящихся пред мощами св. Чудотворцев и постоянно, в особенности же в дни чтения акафистов в честь св. Гурия по четвергам после литургии и по воскресеньям после вечерни в честь св. Варсонофия. Св. Герман, второй Архиепископ Казанский Не многие города и веси имеют такое духовное благодатное богатство, как город Казань и сопредельный уездный городок Свияжск, где почивают честные мощи св. Германа, усердного сотрудника и достойного преемника св. Гурия, первого Казанского святителя. Союз святой любви, соединивший Герман с Гурием, начался еще тогда, когда он был очень молодым и остался неразрывным на веки. Уроженец города Старицы (Тверской губернии), Герман, в мире Григорий, происходил из знатного рода Садыревых-Полевых. Благочестивые родители воспитывали его измлада в глубоком благочестии, к которому он и сам прилежал со всем тщанием. Уклоняясь от детских игр, он всегда любил ходить в церковь , был кроток и степенен. Родители, радуясь такому нраву своего единственного сына, поспешили обучить его молитвам, чтению Псалтыри и других божественных книг. С летами степенность Григория еще более увеличилась. Сделавшись юношей, он прилежно занимался чтением священных книг, по-прежнему усердно посещал церковное Богослужение и предавался уединенной молитве. В пище он был так воздержан, что иногда доходил до изнеможения. Родители его, опасаясь за его здоровье, увещевали его умерить свой пост и советовали ему заняться хозяйственными заботами по имению, которого он имел быть наследником. Но Григорий словом и делом показывал, что его более всего занимает жизнь для Бога, а не земные ненадежные блага, и даже вообще не жизнь настоящая, а будущая вечная, о которой он и хотел приложить все свое попечение. Когда ему исполнилось 25 лет (около 1530 года), это давнее желание Григория исполнилось. Оставив все достояние свое родителям, он поступил в Волоколамский-Иосифов монастырь и вскоре принял здесь иноческий образ с именем Германа. Монастырь этот отличался строгостью порядков подвижничества и многотрудною жизнью его обитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Во главе двух центральных монастырей свт. Гурий ставит архимандритов Варсонофия в Спасо-Преображенском монастыре в Казани и Германа в Успенском в Свияжске. Эти монастыри стали миссионерскими центрами, а на пропитание монастырям государь дал вотчины. Старцам Зилантова монастыря свт. Гурий поручил обучение православной вере детей. Вот отрывок из письма Иоанна Грозного свт. Гурию: «Ты устрояешь в данной тебе Богом и нами пастве монастырь (Зилантов), начатый мною, и хочешь строить другие. Доброе дело — да поможет тебе Бог!.. Блага твоя речь, чтобы старцам обучать детей и обращать неверных к вере — это и есть долг всех вас… Чернецы должны уподобиться апостолам, которых Господь наш послал учить и крестить людей неведущих. Учить же детей не только читать и писать, но и право разуметь читаемое, чтобы они могли научить и других. О, как счастлива была бы земля Русская, если бы все владыки были таковы, как преосвященный Макарий, ты и Дионисий, и столько об этом пеклися!..» С. 191]. Видя добрую жизнь и добрые дела монахов, их постоянную милостыню, татары во множестве стали креститься. Блаженный Гермоген писал о свт. Гурии: «Живяше преподобный нищие кормя, неимущия всеми потребами наделяя, и бедные, и вдовицы, и сироты заступая и от бед изымая» С. 72]. Здоровье свт. Гурия, и до того слабое, сильно пошатнулось. Последние три года он так сильно болел, что не мог даже совершать богослужение. Он приказывал носить себя к Божественной литургии в Благовещенский кафедральный храм. Он сидел и даже лежал на богослужении, но постоянно проповедовал и трудился, даже в таком состоянии. Перед кончиной он призвал к себе архим. Варсонофия и принял от него схиму. Скончался великий подвижник и апостол Казанского края 4 декабря 1563 г. и был погребен за алтарем храма Спасо-Преображенской обители. Ближайшими помощниками святителя были архимандриты Герман и Варсонофий. Оба они, как и владыка Гурий, впоследствии были причислены к лику святых. Св. Герман († 1567) (в миру Григорий) происходил из боярской фамилии Садыревых-Полевых. Григорий был пострижен в монашество с именем Герман в Иосифо-Волоцком монастыре во время игуменства там свт. Гурия. Будучи еще молодым монахом, он отличался смирением и охотно исполнял все возлагавшиеся на него послушания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008