Ростовский, Михаил Всеволодович , кн. Черниговский, и его боярин Феодор, Роман Ольгович , кн. Рязанский). Также среди М. почитаются рус. князья и княгини, убитые в XIII-XV вв. в результате политических интриг (прмц. Евпраксия , кнг. Псковская, кнг. мц. Иулиания Вяземская, Новоторжская), Литовские (Виленские) мученики, пострадавшие от язычников при Ольгерде в 1347 г. (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий ), и Юрьевские (Ливонские) М. во главе со сщмч. Исидором, по преданию, убитые католиками в XV в. (см. ст. Исидор , сщмч., и 72 (73) мученика ). За проповедь христианства язычниками был убит сщмч. Кукша Киево-Печерский ( 1-я четв. XII в.). К М. причислены игум. Псково-Печерского мон-ря Корнилий и его ученик Вассиан (Муромцев) , убитые в 1570 г. царем Иоанном Грозным. Однако митр. Филипп II (Колычев) и Герман (Садырев-Полев) , архиеп. Казанский, также погибшие при Иоанне Грозном, были причислены к лику святителей. В Смутное время от польско-литов. отрядов пострадали насельники и насельницы ряда рус. мон-рей, напр., Анастасия , игум. угличского Богоявленского мон-ря, и с ней 35 монахинь ( 1609 (?)), а также патриарх Ермоген ( 1612), прмч. Галактион (Бельский) ( 1612); в 1648 г. во время борьбы с униатами был замучен прп. Афанасий (Филиппович) , игум. брестского мон-ря во имя прп. Симеона Столпника. В 1671 г. казаками Степана Разина был убит Иосиф , митр. Астраханский. М., пострадавшие в период советской власти, в РПЦ называются новомучениками. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. На лат. Западе в средние века почитались миссионеры, погибшие во время проповеди язычникам, напр., святые Бонифаций , Адальберт Пражский и Бруно Кверфуртский , В захваченной мусульманами Испании пострадали Кордовские мученики (IX-X вв.).

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Глас 6: Приими, святителю,/наше песненное хваление/и вонми смиренной молитве нашей,/яко верный ходатай/и теплый молитвенник за ны Христу Богу,/Егоже соделай милостива,/да прошения наша тобою исполнит во благо/и спасение душ наших. Слава, глас 2: Храм всечестен Божией Матери воздвигл еси,/да под кровом Ея/созиждеши себе и чад обители твоея во спасение./Ейже молися, святителю,/да благодатию Господа и мы созиждемся в храм Божий/и в жилище Духа Святаго. И ныне, глас 3: Приими от нас песнь исходную,/Мати Живаго Бога,/и светоносною Твоею и Божественною/осени благодатию,/стране победительная,/Христолюбивым людем мир,/укрепление поющим,/и душам нашим спасение подающи. Славословие великое. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость,/и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия, вси языцы: Апостол ко Евреем, зачало 318. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную. Святитель Герман, архиепископ Казанский (в миру Григорий) родился около 1505 года в городе Старица Тверской области в семье боярина Феодора Афанасьевича Садырева-Полева. С юных лет Григорий возлюбил молитву и чтение святых книг. Монашеский постриг он принял в двадцатипятилетнем возрасте в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия (память 5 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. Молодой монах Герман усердно читал книги, хранившиеся в богатой монастырской библиотеке, ревностно исполнял послушания, и вел строгую подвижническую жизнь. Тверской епископ Ананий в 1551 году вызвал святого Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха. Затем возвел в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкой Успенской обители. Святой ревностно заботился о благоустройстве монастыря, а для руководства ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. Святой Герман занимался книгописанием, преуспевал в благочестии и был известен как человек святой жизни и ревнитель православной веры. Он находился в близких отношениях с преподобным Максимом Греком , жившим в той обители в заключении. В 1553 году святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг с именем Филофей) участвовал на Московском Соборе, осудившем ересь Башкина. Вскоре Господь призвал его к миссионерскому подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. 348). Между тем известные факты деятельности И. свидетельствуют о другом. Стремясь на постах церковных иерархов поддерживать российских самодержцев, И. твердо отстаивали интересы и права Церкви в ее отношениях с властью, в т. ч. традиц. право печалования о находившихся в опале. За противодействие светской власти лишился кафедры Новгородский архиеп. Феодосий, из-за неприятия опричнины был убит Казанский архиеп. Герман (Садырев-Полев). В решениях Собора 1551 г., принятых с санкции иосифлянского большинства, нашли отражение усилия И. во главе с митр. Макарием отстоять определенную автономию Церкви перед лицом гос. власти. По всей видимости, под влиянием митр. Макария Иоанн IV включил в решения Стоглавого Собора многочисленные тексты о неприкосновенности церковного суда и церковных владений. В «Стоглаве» зафиксированы решения, направленные на воспитание общества, приходского духовенства, на укрепление монастырской дисциплины, на создание церковных структур, способных содействовать переменам в обществе. Митр. Макарий активно использовал сочинения прп. Иосифа, трактующие вопросы взаимоотношений светских и церковных властей (ДАИ. Т. 1. 25, 39). В 1547 г. нек-рые положения из 2-го послания прп. Иосифа «на еретики» были включены в чин венчания царя Иоанна IV (Там же. 39, 145). И. неверно считают причастными к разработке концепции «Москва - Третий Рим» (см., напр.: Карташев. Очерки. Т. 1. С. 414; Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерус. духовности. Л., 1991. С. 88). Синицына убедительно показала, что И. не имели отношения к разработке этой доктрины ( Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. средневек. концепции. М., 1998. С. 245, 330). В то же время выработке представлений о Москве как о центре христ. мира в значительной мере способствовал Русский хронограф, составленный Досифеем (Топорковым). Здесь древнерус. летопись была впервые соединена в одно целое с визант. хрониками и древнерус. история стала выступать как заключительный раздел всемирной истории. Хронограф, созданный в Иосифовом Волоколамском мон-ре, завершался сообщением о падении К-поля, далее говорилось о покорении турками мн. христ. царств, кроме России, значение которой в мире, напротив, возросло. И. в историографии

http://pravenc.ru/text/673717.html

11) Свияжского Успенского монастыря у монаха Александра три года болели ноги так, что он не мог ступить на них, и когда ему нужно было переменить для чего-либо свое место, он с великою нуждою ползал на руках и коленах. Услышав о Божией милости, подаваемой святителями Гурием и Варсонофием с верою прибегающим к св. мощам их и не имея возможности ехать в Казань сам, он просил, с благословения архимандрита, съездить туда собрата своего Феодорита, отслужить молебен Божией Матери и панихиду по святителях Гурии и Варсонофии, а потом взять и привезти ему миро из гроба святителя Гурия. Собрат Феодорит сделал, что было ему поручено. Больной помазал свои ноги миром, но исцеления не получил. В больших слезах начал он молиться Божией Матери и призывать на помощь святителей Гурия и Варсонофия. После сего в сонном видении явился ему некий светолепный старец и сказал: «Миром помазуешися, посту же не прилежиши». Проснувшись, больной сказал о своем сновидении духовнику, начал по силе поститься и – вскоре получил исцеление 247 . 12) У дочери Казанского жителя Андрея Моисеева, Марьи, болели ноги так, что она почти не могла ходить. Когда же она отслужила молебен в Спасо- Преображенском монастыре, и помазала свои ноги взятым из гроба святителя Гурия миром, получила исцеление и возвратилась домой совершенно здоровою 248 .   IV. Житие св. святителя Германа епископа Казанского и Свияжского чудотворца   Святитель Герман, в мирской жизни Григорий, по достоверным основаниям, местом рождения имел город Старицу (Твер. губер.) 249 . Происходя от благородных и богобоязненных родителей боярской фамилии Садыревых-Полевых (потомков Смоленских князей), он воспитан ими в глубоком благочестии, и в полной преданности православной Церкви и уставам ее. Имея от природы нрав кроткий, собранный, степенный, Григорий с самых детских лет уклонялся от детских игр и забав, и часто ходил в церковь Божию: находиться при Богослужении составляло для него наслаждение. Родители, полагавшие все утешение свое в единственном сыне, видя раскрывающиеся в нем добрые свойства, дабы дать оным свойственное направление, не медлили отдать его книжному обучению. Понятливый отрок и в учении показал быстрые успехи. По коренному обычаю тогдашнего русского образования, обучаясь по церковным книгам, с обучением молитв, псалмов и других боговдохновенных писаний, он напитывался и разумением и живым чувством священных истин, которые, как доброе семя, плодотворно укоренялись в его сердце, напитывался и молитвенным духом, а с тем вместе исполнялся стремлением к деятельному выполнению правил благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В 7–й песни канона преподобным Ближних пещер воспевается преподобный Лука «иконом», как добрый делатель заповедей Владычних, но кроме должности экономской, каковую он неизвестно когда отправлял в Киево–Печерской лавре, больше о нем ничего не известно. Память его, кроме 6/19 ноября, совершается совместно с преподобными Ближних пещер, где и его тело нетленное почивает. Экономы Киево–Печерской лавры, почитая его своим покровителем, имеют в своих (экономических) помещениях икону преподобного Луки «иконома». Герман, святитель, Архиепископ Казанский Святитель Герман, архиепископ Казанский (в миру Григорий), родился около 1505 года в городе Старицы Тверской области в семье боярина Феодора Афанасьевича Садырева–Полева. С юных лет Григорий возлюбил молитву и чтение святых книг. Монашеский постриг он принял в двадцатипятилетнем возрасте в Иосифо–Волоколамском монастыре от игумена Гурия (память 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. В монастыре святой занимался книгописанием; был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. Молодой монах Герман усердно читал книги, хранившиеся в богатой монастырской библиотеке, ревностно исполнял послушания и вел строгую подвижническую жизнь. В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его настоятелем. И в том же году Тверской епископ Ананий рукоположил его во иеромонаха. Затем возвел в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкой Успенской обители. Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве — как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 18/31 октября). Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженнику, священноиноку Иову, впоследствии первому патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Да у них жа, де, монастырскыя села и деревни новыя а давали им те села в монастырь наши князи и бояри и дети боярскые, а грамот у них наших жаловальных на те села нет. И нам бы их пожаловати, старых грамот данья отца моего Великого Князя Василья Ивановичи всея Русии и моих, Царевых и Великого князя, рудити не велети, а на прибыльные села велети им дати своя грамота жаловальная тарханная» . «... А хто ся ослушает сее моей грамоты, – и тому от меня, Царя и Великого Князя, быти в казни. Дана грамота на Москве лета 7000 семьдесят втораго декабря в 20 день» . На обороте: Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии . 1564 год. 25 ноября 1563 года смерть единственного родного брата Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Князя Георгия (Юрия) Васильевича Угличского. Погребен у южных врат Архангельского собора Московского Кремля. Царь Иоанн Васильевич делает вклад в 100 рублей « по его душе» в Иосифо-Волоцкий монастырь. Вкладная книга монастыря сообщает: «Лета 7072 (1564 г.) прислалъ Царь Князь Великий Иванъ Васильевичъ всея Руси, по брате по своемъ по Князе Георгии Васильевиче, 100 рублевъ на вечной поминокъ. А быти по немъ на всякой годъ по два – корма на память его месяца ноября въ 3 день, а другому корму быть месяца ноября въ 25 день на преставление его» . 12 марта. Повелением Царя Иоанна Васильевича и с благословения Митрополита Московского и всея Руси Афанасия и освященного Собора иерархов Русской Церкви бывший монах Иосифо-Волоцкого монастыря, архимандрит Свияжского Успенского монастыря Герман (Садырев-Полев) был избран архиепископом Казанским . 1564. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич в Иосифо-Волоцкий монастырь « учинил память по отце своем крестном по старце по Касьяне по Босом». Вкладная книга монастыря сообщает: « Лета 7072 (1564 г.) православный Царь Князь Велики Иван Васильевич всея Руси. Учинил память по отце своем крестном по старце по Касьяне по Босом и велел по нем кормит корм на всяк год на его преставление месяца февараля 11, а деньги на корм имати на всяк год по семи рублев изо Государевы казны» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Царю очень понравилось такое намерение, и он отвечал святителю: «Ты устрояешь в данной тебе Богом и нами пастве монастырь (Зилантов), начатый мною, и хочешь строить другие. Доброе дело — да поможет тебе Бог!.. Блага твоя речь, чтобы старцам обучать детей и обращать поганых к вере — это и есть долг всех вас... Чернецы должны уподобляться апостолам, которых Господь наш послал учить и крестить людей неведущих. Учить же детей надобно не только читать и писать, но и право разуметь читаемое, чтобы они могли научить и других. О, как счастлива была бы земля Русская, если бы все владыки были таковы, как преосвященный Макарий, ты и Дионисий, и столько об этом пеклися!..» Затем царь извещал архиепископа, что сделал распоряжение об отводе вотчин для устрояемых казанских монастырей и присовокуплял: «А если увидите, что мало, пишите ко мне, на доброе дело я не пожалею и не откажу» . Заботясь об учреждении монастырей с целию распространять чрез них христианство в пределах своей епархии, святитель Гурий не переставал и сам непосредственно трудиться для той же высокой цели. Он часто учил неверных познать Бога истинного, действовал на них примером своей строгой, подвижнической жизни, привлекал их к себе делами христианской любви, питал нищих и бедных, заступался за сирот и вдовиц. И таким образом «многих неверных привел к вере и крестил из них множество мужей, жен и детей», хотя время деятельного управления его епархиею продолжалось собственно около шести лет, так как последние три года своей жизни († 4 декабря 1563 г.) он был до того болен, что его лишь в великие праздники носили в церковь для слушания литургии, где он лежал или сидел . Главными сотрудниками святителя Гурия были два архимандрита: Герман и Варсонофий. Герман происходил из дворянской фамилии Садыревых-Полевых, потомков князей смоленских, и при крещении назван был Григорием. Принял пострижение с именем Германа в волоколамском монастыре и был простым иноком, когда там игуменствовал святитель Гурий. Будучи избран в 1551 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

Тропарь, гл. 3. Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело твое изнуряя преподобне, вся плотская мудрования умертвил еси: и исцелений струя независтная явился еси, верою притекающим к раце мощей твоих, Варлааме отче наш: моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, гл. 8. Якоже другий Илия отче, дождь с небесе свел еси: он убо огнь сведе, и царя удиви, ты же люди твоя возвеселил еси, и торжествовати устроил еси; великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе, егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти: радуйся преподобне Варлааме отче наш. Парем. и утр. Ев. см. 10 янв. Ап. см. 15 янв. Ев. см. 14 янв. Совершается собор его, идежэ лежат мощи его, и идеже храм его. Пр. Лк. Родом из Сицилийского города Тавромены, он 18 лет от роду принял иночество к подвизался на горе Этне. Скончался он во время путешествия, в одной обители близ г. Коринфа, около 800–820 г. Мучениц: Тексы, Алеандры, Кладіи, Матрны и прочих. См. 18 мая. Пр. Лк, иконома Печерского, XIII в. См. 28 сент. Преставление св. Германа, архиепископа Казанского. Св. Герман происходил из фамилии бояр Садыревых-Полевых (потомков князей Смоленских), родился в г. Старице Тверской области, в начале XVI в., и носил в мире имя Григория. С юных лет он возлюбил церковные службы и чтение божественных писаний, соблюдал крайнюю умеренность в пище и все время отдавал благочестивым упражнениям. Имея около 25 лет от роду, он, с благословения родителей, поступил с именем Германа, в Волоколамский Иосифов монастырь (Моск. еп.) и здесь обнаружил высокие нравственные качества инока, первым являясь в храм на молитву и последним оставляя его, а свободное от службы и монастырских занятий время посвящая переписке церковно-богослужебных книг. С 1543 г. руководителем Германа в иноческих подвигах является игумен Гурий, впоследствии первый архиепископ Казанский (см. 5 дек.). Подвижническая жизнь пр. Германа доставила ему известность, и он был избран в настоятели Старицкого Успенского монастыря (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иван III имел несомненный вкус и склонность к Италии. Отсюда он вызывает мастеров обстраивать и перестраивать Кремль, и дворец, и соборы. More Italico, отзывается Герберштейн об этих новых московских постройках. Достаточно известны имена Аристотеля Фиоравенти, Алевиза, Пьетро Солари. Всего меньше сказывается в это время влияние Византии... Русские дипломаты в начале XVI-ro века больше были заняты проектами о союзе с Солиманом, чем грезами об «отчине Константиновой» или крестовом походе на Цареград. Об этом напоминали скорее с Запада, где со всем вниманием учитывали силу Москвы в международном обороте... Есть все основания считать Ивана III западником. Еще более Василия III, сына «чародеицы греческой» (так называет Софию Курбский), женатого во втором и спорном браке на Глинской, воспитанной уже вполне по западному. «А здесь у нас старые обычаи князь великий пременил», это относится не только к политическим или социальным переменам. «Ино земля наша замешалась..». Интересно отметить, любимый лекарь Василия III, Николай Немчин, ведет беседы и даже переписку на темы о соединении церквей. По-видимому, у него было немало единомысленников на Москве («короткие связи» в высшем церковном обществе, как выражается Голубинский), – и Максиму Греку пришлось вступить с ним в полемику и спор. Любопытно, что Николай Немчин обращался, между прочим, к архиепископу Вассиану Ростовскому (родной брат Иосифа Волоцкого ), как будто в расчете на сочувствие или хотя интерес. Кроме того, Немчин прилежал и звездозаконию... Забелин не без основание говорил, что в действиях Ивана III многое заставляет вспоминать о Маккиавели. О Василии это можно повторить тем более. В его жестком и властном единодержавстве, на которое так роптали в боярских кругах, чувствуется скорее подражание современным итальянским князьям, нежели давним византийским василевсам. 5. Борьба с ересью «жидовствующих». Еще больший поворот к Западу Уже в XIV-м веке в Новгородских краях проявляется какое-то религиозное брожение, – эта «ересь стригольников» была, кажется, прежде всего противо-иерархическим движением. В конце XV-ro века встречаемся с другим и более сложным движением. Это – ересь жидовствующих. В Новгороде она захватывает верхи клира, перекидывается на Москву, и здесь «прозябает» под благоволительным покрытием Державного. Об этом движении мы знаем недостаточно, и больше всего от свидетелей не очень достоверных, от пристрастных противников и врагов, от Геннадия Новгородского и особенно от Иосифа Волоцкого . И к тому же, «Просветитель» Иосифа Волоцкого , наш главный источник, издан был в поздней редакции (хотя и по очень надежному списку, рукопись принадлежала Нилу Полеву), и многих важных известий не находим в редакции первоначальной, сохраненной в Макариевских Минеях. И вообще в описаниях полемистов нелегко различить, что было главным и что второстепенным, или даже только случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Получивши весть из Можайска, что Владислав идет на Москву, Михаил 9 сентября созвал собор и объявил, что он, «прося у Бога милости, за православную веру против недруга своего Владислава обещался стоять, на Москве в осаде сидеть, с королевичем и с польскими и литовскими людьми биться, сколько милосердый Бог помочи подаст, и они бы, митрополиты, бояре и всяких чинов люди, за православную веру, за него, государя, и за себя с ним, государем, в осаде сидели, а на королевичеву и ни на какую прелесть не покушались». Всяких чинов люди отвечали, что они все единодушно дали обет Богу за православную веру и за него, государя, стоять, с ним в осаде сидеть и биться с врагами до смерти, не щадя голов своих. И тут же сделаны были все распоряжения, кому и с кем защищать разные части Москвы. Опять пошли из Москвы грамоты по городам, чтоб жители их, памятуя бога, православную веру, крестное целование и свои души, усердно помогали государству в настоящей беде людьми и деньгами. Не один Владислав с своим небольшим войском приближался к Москве: шел на нее с другой стороны малороссийский гетман Конашевич Сагайдачный с 20000 козаков, разорив на дороге Путивль, Ливны, Елец, Лебедянь; последний город был взят потому, что уездные люди воевод не послушались, в осаду не пошли; Елец был взят потому, что воеводе его, Полеву, ратное дело было не за обычай; Сагайдачный обманул его: скрыл в одном месте засаду, а сам с остальными людьми пошел на приступ; воевода вывел против него все свое войско, а между тем засада вошла в город и овладела им. Но Михайловом Сагайдачному не удалось овладеть. Услыхав о приближении Сагайдачного, царь приказал идти против него Пожарскому из Боровска; Пожарский выступил по дороге к Серпухову, но сильно занемог, ратные люди остановились и не хотели идти против неприятеля с больным воеводою; козаки воспользовались этим случаем и стали воровать. Тогда государь велел больному Пожарскому ехать в Москву, а товарищу его, князю Григорию Волконскому, велел стать на Коломне и не пропускать Сагайдачного через Оку; но Волконский не был в состоянии удержать гетмана от переправы и должен был заключиться в Коломне, где в полках у него стала рознь между дворянами и козаками; последние ушли из Коломны, стали во Владимирском уезде, в отчине князя Мстиславского, и оттуда много мест запустошили.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005   006     007    008