В Сретенский монастырь определен по прошению его октября 30 дня 1870 года в возрасте 43 лет. 26 ноября того же года посвящен в иеродиакона. Исправлял клиросное послушание и должность трапезного. 13. Монах Илия (Куликов), 1864–1873. Послушник Иван Куликов. Из мещан. По увольнении от общества определен в число братии Сретенского монастыря 24 августа 1864 года в возрасте 26 лет. Посвящен в стихарь 16 июня 1868 года. В монашество пострижен 8 марта 1869 года. Пономарь. 14. Иеродиакон Серапион, 1873–1879. Из крестьян. Первоначально определен послушником в Бобренев-Голутвин монастырь 16 августа 1863 года. Переведен в Белопесоцкий монастырь 10 июня 1864 года. В монашество пострижен 9 мая 1867 года. В Сретенский монастырь переведен по прошению 31 июля 1872 года в возрасте 37 лет. В иеродиакона посвящен 1 января 1874 года. В 1875 году по прошению его был отправлен в город Киев для богомолья на 3 месяца . 15. Послушник Иван Васильев, 1866–1873. Из крестьян. При увольнении от общества определен в число братии Сретенского монастыря 29 июля 1866 года в возрасте 54 лет. Был часовенным. 16. Монах Иннокентий (Агапов), 1872–1876. Послушник Иван Агапов. Из крестьян. По увольнении от общества определен в Лужецкий монастырь 20 февраля 1871 года. В Сретенский монастырь переведен 30 мая 1872 года в возрасте 36 лет, посвящен в стихарь 20 декабря 1872 года. Исполнял клиросное послушание. В монашество пострижен 30 ноября1875 года . 7 сентября 1876 года был перемещен в пустынь Параклита, что при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре . 17. Иеромонах Герасим (Орлов), Послушник Георгий Орлов. По увольнении его из Мещевского духовного училища определен в число послушников Сретенского монастыря 18 октября 1872 года в возрасте 27 лет. Посвящен в стихарь 20 декабря 1872 года. Исполнял клиросное послушание и должность трапезного расходчика. Пострижен в монашество 22 января 1875 года. 6 апреля 1875 года рукоположен в иеродиакона епископом Дмитровским Леонидом в церкви Саввинского подворья . 23 июня 1881 года рукоположен в иеромонаха в монастырской Владимирской церкви . Указом консистории от 13 марта 1889 года назначен ризничим.

http://pravoslavie.ru/67954.html

На вопрос, почему однажды синодальный указ послан был за подписью одного советника, без подписи обер-секретаря, Синод ответил, что указ касался монастыря, в котором игуменом был именно обер-секретарь Варлаам Овсяников, почему и нет подписи его под указом, а что касается самого содержания указа, то оно передает определение не одного советника, а всего Синода: злоупотребления здесь нет. Указанную вышним судом заминку в сборах с членовных вотчин, как и со всех других, Синод ставил в вину камер-коллегии, которая не доставляла ведомостей. Был еще вопрос, по какому указу синодальный асессор и обер-секретарь Варлаам Овсяников получал жалованье 1200 рублей, равное жалованью сенатского обер-секретаря. Синод ответил, что по синодальному определению, потому что Синод во всем равен Сенату. Наконец, вышний суд еще спрашивал, самовольно ли или с ведома Синода синодальный советник, архимандрит Гавриил, бил своих крестьян и сжег найденную у них книгу заговоров. Синод ответил, что с общего согласия, докладывал Синоду словесно 1616 . В феврале 1724 года вышний суд требовал от Синода справок об установленных архимандритом Гавриилом в своих вотчинах сборах на столовые запасы, на проезд в Петербург и пр. 1617 1407 ПСП. I, 1. Духовный регламент II, вступление. У Н. Востокова в его очерке: «Святейший Синод и отношения его к другим госу­дарственным учреждениям при императоре Петре I» – ЖМНП. 1875 г., кн. VII, г., 73 – дела второго рода неточно названы «относящимися соб­ственно к духовенству, белому и монашествующему, равно и к светским лицам». 1430 В. Попов, «О святейшем Синоде и об установлениях при нем в царствование Петра I». ЖМНП. 1881 г., кн. II, 229. 1533 ПСП. IV, 1340. – ОАСС. 1724 г., 374. – Н. Востоков, «Св. Синод». ЖМНП. 1875 г., кн. XII, 377 – 378. 1543 В. Попов, «О Святейшем Синоде и об установлениях при нем в царствование Петра Великого». ЖМНП. 1881 г., кн. II, 256. 1572 ОАСС. 1723 г., 379. – Это исключительное дело у Востокова вы­ставляется как пример вмешательства Сената в духовные дела. ЖМНП 1875 г., кн. XII, 372 – 373.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

50. В течение этого же промежутка времени Великий Князь был назначен Шефом 1-го Кавказского саперного батальона (1858 г.) и зачислен в списки полков: Л.-Гв. Конного (1862 г.) и Преображенского (1864 г.) и Кондукторской роты (юнкеров) Николаевского Инженерного училища (1863 г.). 52. Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич - ныне генерал- адъютант, генерал-лейтенант, изволит числиться по гвардейской кавалерии. 64. Одно из путешествий Его Высочества (1869 г.), прекрасно иллюстрировано целым рядом талантливых акварелей и карандашных рисунков художника Н. Дмитриева-Оренбургского. Эта редкая коллекция, из которой два рисунка воспроизведены на страницах 61 и 65, ныне принадлежат Е. И. В. Великому Князю Петру Николаевичу. 65. Кроме служебных поездок, предпринимавшихся Его Высочеством во внутренние губернии России и на Кавказ, Он был также несколько раз командирован, по Высочайшему повелению, за границу, для присутствования на маневрах: в 1869 г. - в Кенигсберг, в 1872 и 1876 г.г. - в Берлин. Чтобы в дальнейшем изложении событий не возвращаться к периоду жизни и деятельности Великого Князя в бытность Его Главнокомандующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа, заметим, что Его Высочество в течение этого времени, кроме ряда вышеупомянутых ежегодных рескриптов, был удостоен много раз изъявлением искренней признательности Государя за смотры, парады, маневры и учения в Высочайшем присутствии за труды Его, как Председателя комиссии по рассмотрению вопроса о перевооружении нашей армии, за постройку кронштадтских батарей, за отличное исполнение ежегодных чертежных работ Главного Инженерного Управления, и пр. Затем, Его Высочеству были пожалованы следующие иностранные ордена: Датский - Слона (1867 г.), Греческий - Спасителя (1867 г.), Черногорский - Князя Даниила I 1-й ст. (1868 г.), Мекленбург-Шверинский 1-й ст. (1869 г.), Германский и Прусский - Цепь Гогенцоллернскую (1872 г.), от Иерусалимского Патриарха Кирилла - орден Защитника Гроба Господня (1872 г.), Турецкий - Османие 1-й степ., украшенный бриллиантами (1872 г.), Прусский орден - Pour le merime (1872 г.), алмазами украшенный портрет Шаха Персидского (1873 г.), Саксен-Альтенбургский - Эрнестинского Герцогского Дома 1-й ст. (1873 г.), Шведский - Серафима (1875 г.), Прусский крест за 25-летнюю службу (1875 г.) и Итальянский - Благовещения (1875 г.).

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/11/...

«На сем месте погребено тело схимонаха Астиона, происходил из купеческих детей гор. Карачева Орловской губернии. Поступил в обитель в мае 1847 года, в монашество пострижен 7 сентября 1857 г. Скончался 7 марта 1875 г. 54 лет от роду. Келейно пострижен в схиму» (с. 14). «Во Царствии Твоем Господи помяни раба Твоего. Монах Александр из Ефремовских граждан, Потудин. Поступил в сию обитель 1 ноября 1871 г., а скончался после долгой болезни мирною христианскою кончиною 5 мая 1875 г. 24 лет от рождения» (с. 124). «Здесь почивает монах Иларион, в мире Иаков Пупков. Скончался 1875 года октября 10-го. В обители жил 10 лет. Понеже вси к той же нудимся обители и под той же пойдем камень и есмы прах помале будем, преставльшемуся покоя от Христа просим, сицевое бо нам житие сие на земли, игралище не сущим быти и бывшим растлетися. Темже возопием к Безсмертному Царю, Господи, безконечного Твоего блаженства сподоби его» (с. 9–10). «На сем месте покоится тело иеромонаха Иерофея (в схиме Иакова). Скончался 1876 г. мая 22-го по полудни и в 10 часу под праздник Сошествия Святаго Духа, на 55 году от рождения. Поступил в Оптину пустынь в 1843 г. Из дворян Смоленской губернии Рославльского уезда по имени Иаков Козьмич Сакович, поступил в монастырь 1856 г. дек. 2-го, рукополож. во иерод. 1857 г. сент. 9-го, принял схиму 1876 г. апр. 28 дня и 22 мая почил о Господе тихо и в совершенной памяти до последней минуты. Особенный дар имел к церковному пению, был уставщиком и отличался трудолюбием, кротостию и мирностию со всеми. Господи, аз уничижен и не уразумех, скотен бых у тебе и аз выну с Тобою. Мне же прилеплятися Богови благо есть полагать на Господа упование свое» (с. 74). «Схимонах Пахомий скончался 26 февраля 1877 года 96 лет, а по свидетельству некоторых – 106 лет. Прежде его имя в мире Пётр Соловьёв, родом из простых жителей города Брянска. С самых юных лет до глубокой старости проводил странническую христианскую жизнь по евангельскому слову, не имея где главы подклонити. В продолжение жизни своей по нескольку раз посетил все русские замечательные места, проживая где сколько заблагорассудится. За шесть лет до смерти, ослабевая телесными силами, остался совсем на жительство в Оптиной пустыни, где и окончил мирно дни свои. Был неграмотный, но хорошо знал жития всех святых и твердо помнил дни празднования их. Постоянные молитвы его были: “Богородице Дево, радуйся...” или “Ангел вопияше Благодатней...” и “Светися, светися, Новый Иерусалиме...”, которые он всегда пел, когда входил в дома, посещаемые им, и выходя из оных. Имел обычай просить милостыню, но вскоре затем отдавал оную другим неимущим. Говорил очень мало, но слова его оправдывались самым делом, через что многие имели к нему доверие и расположение. На нем исполнились псаломские слова: Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небеснаго водворится. На Мя упова и избавлю и. Воззовет ко Мне и услышу его. С ним есмь в скорби изму его и прославлю его. Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое» (с. 70–71) 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Причт семинарской церкви Настоятелями семинарской церкви естественнее всего следует считать ректоров семинарии, хотя они, по своему положению, как главные начальники заведения, не вполне отвечают этому названию. Первым ректором семинарии, при котором строилась семинария, и устроилась церковь , был архимандрит Афанасий (Соколов). Ему преемствовали архимандриты: Феогност (Лебедев) 1842–1848 г., Христофор (Эммаусский) 1849–1850 г., Иоанникий (Горский) 1850–1855 г., Иоанн (Соколов) 1855–1857, Нектарий (Надеждин) 1857–1859; Леонтий (Лебединский) 1859–1860, Платон (Троепольский) 1860–1864), Палладий (Раев) 1865–1867, Павел (Лебедев) 1867–1869, Хрисанф (Ретивцев) (1869–1875). После Хрисанфа ректорами семинарии были протоиереи: Василий Стахиевич Княжинский 1875–1880 и настоящий ректор семинарии Николай Иванович Розанов, поступивший сюда из законоучителей Николаевского сиротского института. Ректора семинарии совершали богослужение только в высоко-торжественные праздники. Рядовое воскресное богослужение совершали другие священнослужители. До 1859 года не было здесь особого причта и богослужение совершал иеромонах Александро-Невской лавры о. Иерофей. Затем служили лица духовного сана, состоящие на службе при семинарии – каковы наставники, помощники инспектора, и даже сами инспектора; это были: Василий Петрович Полисадов (1845–1846 г.), о. Александр Кедров (около 1848 г.), о. Петр Иванович Зыков, а также иеромонахи: о. Леонтий (Лебединский), о. Иосиф, о. Павел. С 1859 г. при о. ректоре Нектарии установлен особый штат. По этому штату священнику положено 400 руб. жалованья в год, а диакону 300 р. в год. Первым штатным священником был Иоанн Рахинский, служивший до 1863 г. С 14 сентября 1863 г. служил инспектор Александро-Невского духовного училища Николай Мансветов. С начала 1870 г. обязанности семинарского священника нес преподаватель св. писания в семинарии свящ. Лаврентий Васильевич Гурнов. С февраля 1875 г. священником состоял Иоанн Степанович Нечаев, бывший в тоже время и помощником инспектора семинарии. С июня 1879 г. священником состоит учитель Александро-Невского духовного училища Николай Иванович Судаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Левитский М. По поводу 1016 ст. Уст. Угол. Суд. (дела о прелюбодеянии) Левицкий О. Семейные отношения в юго-западной Руси в XVI- XVII в. в. Рус. Старина. 1880. XI. Lechler. Das apost. u. das nachapostolische Zeitalter. 1857. Леонтович. К вопросу о происхождении семьи. Жур. Мин. Юст 1900. IX. Leunclavius. Jus graeco-romanum. Лефарг П. Происхождение религии. СПБ. 1906. Лешков В. Общие замечания на 1-ю книгу Х т. Ч. 1 Свода Законов. Моск. Унив. Изв. 1869. XII. 1870. VI. Лешков. Русский народ п государство. М. 1838. Лилеев М. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII–XVIII в. Киев. 1895. – Новые материалы для истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII в.Киев. 1893. Linde F.v Staatskirche, Gewissensfreiheit u. religiöse Vereine. Mainz. 1845. Липранди. Краткое обозрение русских расколов, ересей и сект. Чт. Общ. ист. и древн. Рос. 1870. II. Лихницкий И. Освящённый собор в Москве в XVI-XVII вв. СПБ. 1906. Löning. Geschichte d. deutschen Kirchenrechts I–Il. Strassburg. 1878. – Die Gemeindeverf. des Urchristenthums. Halle. 1889. Лопухин А. Законодательство Моисея. СПБ. 1882. – Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении. Христ. Чт. 1886. II. 1887. II . – История христианской церкви в XIX веке. 2 т. СПБ. 1900. – Римский католицизм в Америке. СПБ. 1881. Лохвицкий А. О свободном соглашении при вступлении в брак по русским законам. Юрид. Вестник. 1879. VII. – Очерк церковной администрации в древней России. Русский Вестник. 1857, февраль. Лузин А. Церковь и ведомство православного исповедания. Сер.-Пос. 1912. Луканин. Руководство к производству дознаний и следствий по проступкам и преступл. священно-церковнослужителей против должности, благочиния и благоповедения. Любавский А. Вступление в четвёртый брак. Юрид. монографии и исследования. Т. III. 1875. – Доставление мужем жене пропитания и содержания. Там же. III. 1875. – О влиянии на союз брачный безвестного отсутствия одного из супругов. Там же. I. 1867. – Расторжение брака. Там же. III. 1875. Любимов Г. Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства от времён Апостольских до XVII-XVIII вв. СПБ. 1852.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Из Петербурга иеромонах Смарагд был отправлен в Константинополь, без права заезжать в Вильну, на должность помощника настоятеля посольской церкви. Вернулся Смарагд в Вильну только через 17 лет, в сане епископа Ковенского, и через год в 1886 г. скончался в Вильне. Большой удар русскому делу был нанесен Потаповым увольнением Попечителя Виленского Учебного округа Батюшкова, большого русского патриота и деятеля на ниве русского просвещения. Не даром время управления Потапова получило название потаповщины. Таким образом архиеп. Макарию нужно было поддерживать хорошия отношения с Потаповым и в то же время стоять на страже интересов русского православного народа. В таких условиях находилась Литовская епархия в момент принятия её архиеп. Макарием. Положение напоминало разрушение старого здания и возведение на развалинах его нового, с употреблением старого подгнившего материала с прослойкой материала нового, отчего постройка выходила не такою крепкой и красивой, как ожидали строители. Архиеп. Макарий скоро убедился, насколько труднее был его высокий пост в сравнении со службой в Тамбове и Харькове. Епархия Подольская, в которой архиеп. Макарий был викарием Винницким, была похожа на Литовскую, как состоявшая из бывших униатов, но титул Винницкого архиеп. Макарий носил только номинально, оставаясь в СПБ, в качестве ректора духовной академии. Для ознакомления с епархией, в начале своего служения архиеп. Макарий совершал объезды монастырей и приходов, преимущественно расположенных при железных дорогах или вблизи их, а потом визитацию приходов поручил викариям. В то время в Литовской епархии было два викариатства, Ковенское и Брестское. Ковенскими викариями были епископы: Иосиф Дроздов (1868–1874), Евгений Шершилов (1875–1877), и Владимир Никольский (1877–1881). Брестскими состояли епископы: Игнатий Железовский (1848–1870), Евгений Шершилов (1870–1875), Владимир Никольский (1875–1877) и Иануарий Попов (1877–1879). В последние годы управления епархией митр. Иосифа, вследствие его продолжительной болезни, епархиальные дела пришли в разстройство и невольно сосредоточились в руках первоприсутствующего члена консистории, женатого на сестре митр. Иосифа, кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого, перед которым трепетали не только священники, но и викарные епископы, прежде чем дойти до митрополита, должны были пройти сквозь очистительный огонь первоприсутствующего члена консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1908. С. 236). «Я... сделал кое-что довольно прочно, не сидел без пользы, полонизм поборол изрядно,- 10 нояб. того же года писал Л. в письме еп. Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому) ,- но дух шляхетский и жидовскую меркантильность в духовенстве нашем не скоро еще выкурить можно. Надеюсь на семинарию и училища, которые идут у меня добрым путем». В письме архиеп. Никандру от 8 апр. 1874 г. Л. признавался, что «измучился и здоровье испортил» ( Корсунский. 1893. С. 398-399). 25 окт. 1874 г. Л. был переведен в Херсонскую и Одесскую епархию. С 6 по 14 нояб. длилось его прощание с подольской паствой и учащимися как светских, так и духовных учебных заведений. 21 нояб. Л. совершил 1-ю литургию в одесском кафедральном Преображенском соборе. К весне 1875 г. были освящены теплая церковь при одесском Успенском храме, сев. придел во имя вмч. Димитрия Солунского (3 февр. 1875) в греч. Троицком храме. В апр.-мае 1875 г. Л. совершил путешествие по епархии, посетил более 116 приходов, Бизюков Пропасной во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, мужской монастырь , имел собеседования с 280 причтами. Вернувшись из поездки, он отдал духовной консистории неск. предписаний: о перераспределении благочиннических округов, об учреждении благочиннических советов, а также окружных и благочиннических б-к и класса иконописания при семинарии, об избрании окружных депутатов, о ведении церковноприходских летописей, о проведении воскресных собеседований в приходах, в т. ч. с целью преодоления распространения в народной среде штундизма. В 1876 г. началось инициированное Л. издание «Одесского Воскресного листка». Архиепископ ежемесячно посещал семинарию, стремился бороться с уклонением ее воспитанников от церковного служения. В новоустроенную семинарскую церковь он пожертвовал образа Вознесения и святителей Ростовских Исаии, Леонтия и Игнатия. По инициативе Л. в Одессе были открыты женское епархиальное и мужское духовное училища в отдельных зданиях, а также устроено помещение консисторского архива, отремонтированы архиерейские покои.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

М. Малышевского. 215 Из письма С. Первухина к епископу Феофану от 12 марта 1880 года, писанного в Лаврской гостинице. 220 Святитель образно говорит о тиранстве лени. Ксантиппа в переносном смысле – сварливая жена. Пигриция (с лат.) – вялость, расслабленность. Окнирия (с греч.) – лень, – Ред. 222 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 560). Лебедянский Сезеновский монастырь (Тамбовской епархии) существует с 1837 года; он возник из приходской церкви, которую заложил покойный затворник Иоанн († 14 декабря 1839 г.), ученик и подражатель подвигов преподобного Серафима Саровского . В 1849 году эта церковь была наименована женскою общиною, а в 1853 году с Высочайшего соизволения, переименована в сверхштатный Иоанно-казанский женский монастырь. Церквей в этом монастыре три – в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя Живоначальной Троицы и в честь Рождества Христова. Последняя церковь освящена преосвященным Феофаном в 1860 году, а придел в ней – в честь Сретения Господня освящен, по благословению преосвященного Феофана, благочинным сего монастыря, архимандритом Серафимом, в 1859 году. Сезеновский монастырь отстоит от уездного города Лебедяни в 12 верстах, а от города Тамбова в 180 верстах. 223 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 562). Статьи преосвященного Феофана по поводу перевода Св. Писания Ветхого Завета помещены были в следующих изданиях: 1) «Душеполезном чтении», 1875. 11. С. 342–352: «По поводу издания книг Ветхого Завета в русском переводе»; 2) в «Домашней беседе», 1875. Вып. 47. С. 1212–1219: «Право-слово об издании книг Ветхого Завета в русском переводе». Известно, что эта статья епископа Феофана вызвала сильное возражение со стороны профессора еврейского языка Московской духовной академии П. И. Горского-Платонова («Православное обозрение» 1875. 11; 1877. 1, 2, 4), на что епископ Феофан отвечал: 3) в «Душеполезном чтении» в 1876. 5. С. 3–21: «О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников»; 4) Там же, 1876. 9. С. 100–106: «Об употреблении нового перевода Ветхозаветных писаний»; 5) в «Домашней беседе», 1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

320 На этот чин ссылаются как первые расколоучителя, так и последующие; см. Матер. для ист. раск. т. VII, 29–30, 312, сн. 293; т. IV, 74, 75, 271 и др.; т. VI, 53, 274; Пом. отв. 5 отв. степ. 15; Керж. отв., 4 отв., 1 стат.; Вопр. Никод., 15 показ. 323 Заглавие такое: «Чин, аще кто в ереси быв, крещен сый, и к Богу обратится, либо хвалисин, либо иный еретик». 331 Это свидетельство впервые было указано Игнатием, архиеп. Олонецк., в сочин. «Истина св. Соловецк. обители». стр. 92–3. Спб., 1844, но потом забыто православными полемистами и в 1870 г. преосв. Никанором (Прав. Собес. 1870, т. I, стр. 147–52, ср. его же Бес. о перстосл., стр. 309), а в 1875 г. Н. И. Субботиным (Братск. Сл. 1875, 2, 148–152) выдано за новое. Старообрядцы сознают важность этого свидетельства и стараются заподозрить его подлинность. Онисим Швецов написал даже сочинение, в котором подверг критике один список жития пр. Александра Ошевенского и содержащееся в нем свидетельство, но Н. И. Субботин показал полную несостоятельность этой критики (Бр. Сл. 1875, отд. 2, стр. 153–181). 332 Сочинение Петрея, под заглавием «История о великом княжестве Московском», напечатано в Чтениях Император. Общ. Ист. и древн. рос. за 1865–7 гг. в отд. IV, а Олеария – «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию» – там же за 1868–70 г.г. 333 Братья Плещеевы были современники патр. Никона. В юности, по научению родителей и учителей, они молились троеперстно. Но потом, под влиянием напечатанного в московских печатных книгах наставления о двуперстии с мнимо-отеческими о нем свидетельствами, оставили троеперстие и начали креститься двуперстно, а познакомившись с Нероновым и Аввакумом, сделались даже ярыми ревнителями двуперстия и к первым распоряжениям п. Никона отнеслись враждебно. Однако, впоследствии, когда внимательно прочли некоторые статьи о троеперстии, напр., Слово Дамаскина Студита, прение Панагиота, а особенно, когда услышали торжественное заявление п. Макария в Чудовом монастыре, что все 4 восточных патриарха «со всеми сущими под ними православными христианы» крестятся троеперстно, то «мы, говорят Плещеевы о себе, слышавше и видевше сие, помянухом, яко зде древнии и многолетнии мужие и жены тако тремя первыми, купно сложенными персты знаменовахуся и мы из младенчества такожде учими от родителей наших, паче же от священников и учителей наших словеснаго наказания. И оттогда, начахом по древнему родителей наших научению и обычаю тремя первыми персты знаменоватися и людем возвещати, яко всем православным христианом подобает творити знамение честнаго креста тремя первими персты» (Братск. Сл. 1891, 1, 505–509, сн. 521–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010