оглавление первой части православного собеседника на 1875 год Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II. П. В. Знаменского (3,99, 238 и 392). Пионер науки о христианской нравственности (Библиографическая заметка). Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству.  А. Гусева . 1874. А. И. Гренкова  (23). По поводу признания раскольнических браков. Н. И. Ивановск ого     (66). Понятия о женщине и быт её у мухаммедан и у христиан. Епископа Викторина (85). Значение символов в лютеранстве. Н.Л. Беляева (144). Новое издание по изучению раскола. Братское слово, год первый, книга первая. Н.И. Ивановского (169). Немецкая интеллигенция. (Письма из за границы) (187 и 419). Речь пред молебствием по случаю дворянских выборов казанской губернии, сказанная Высокопреосвященнейшим Антонием, архиепископом казанским, 15 января 1875 г. (204). Библиографические известия (208, 316 и 462). Слово в день благовещения Пресвятой Богородицы, сказанное высокопреосвященнейшим Антонием, архиепископом казанским, 25 марта 1868 г.  (219). Римскокатолическое учение о так называемой сатисфакции (satisfactio). Н. Я.Беляева(255). О поучениях Фотия, митрополита киевского и всея Руси. A. В. Вадковского . (284). Слово, сказанное высокопреосвященным Антонием, архиепископом казанским, по освящении храма в казанской учительской семинарии, 30 марта 1875 года. (329). Слово в неделю ваий.   (340). Первоначальное происхождение науки о христианском нравоучении и краткая её история. Г    (349). Церковный собор  в Тобольске при митрополите Филофее  (1702 года). Архимандрита Мелетия        (434). 41.      Православный собеседник. 1875 год Часть вторая оглавление второй части православного собеседника на 1875 год Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II. П. В. Знаменского (3 и 327). Хилиазм первых трех веков христианства. Исторический очерк. Я. И. Алфионова(45 и 211). Римскокатолическое учение о так называемой сатисфакции (satisfactio).   Н.Я. Беляева(68). Вторая поездка в русское селение Майнос. Афонского инока Михаила  (119).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Bericht über die Unions-Konferenzen 1874 и 1875, ed. Dr. H. Reusch, Bonn, 1874, 1875; Перевод на английский: Reunion Conference at Bonn, 1874, Rivingtons, London, 1874; Report of the Union Conferences, перевод Rev. S. Buel, с предисловием Rev. R.J. Nevin, New York, 1876. Боннские «тезисы» продублированы в Приложении к Report of the Doctrinal Commission (доклады, определенные Ламбетской конференцией 1930 года), 1930. Cfr. статью без указания автора: The Reunion Conferences at Bonn, в Church Quarterly Review, v. 1, 1875–76, p. 383–407; The Filioque Controversy and the Easterns», Ibid., v. 3, 1877–78, p. 421,465 (в связи с книгами Пуси и Свэта). Появилось французское издание «Process-Verbaux» из собраний «Societé des Amis de linstruction religieuse», вышло несколько выпусков, Bruxelles, 1872 sv. Важные сведения есть в книге: Meyrick, Memories of Life, p. 259 sv. На Мейрика произвели впечатления выступления российских делегатов в Бонне: удивило владением языками и широкая эрудиция, равно как и Деллингера. Cfr. Correspondence between Members of the Anglo- Continental Society and (1) Old Catholics, (2) Oriental Churchmen, ed. Rev. Frederick Meyrick, M.A., London, Rivingtons, 1874. Cf. доклады Афинскому Синоду проф. Россиса, 1876, и проф. Даламаса, 1875 (на греческом). О позиции Пуси см. Liddon, Life of Pusey, v. 4, p. 292 sv. Пуси утверждал, что Filioque можно найти у Епифания и Кирилла Александрийского ; см. предисловие к Commentary on the Gospel according to St. John, St. Cyril [Толкование на Евангелие от Иоанна св. Кирилла Александрийского ] («Library of the Fathers»), ed. Philip E. Pusey. Большая его часть написана Э. Б. Пуси (Liddon, р. 432). Cfr. Е. Michaud, Létat de la question du Filioque aprés la Conférence de Bonn de 1875, в Revue International, 3, 1, 1895; Kireev & Meyrick, Ibid.; Kireev, Erklärungen von Professor Ossinin in München und Bonn» (1871 и 1875), Ibid., 4, 2,1896, p. 489–501; J. Ossinin and Eastern View of the Second Conference at Bonn (перевод на английский), Boston, 1876; Briefe von Döllinger, Reinkens, Weber, v.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Макарий 1430 , а равно Ковенский губернатор кн. Оболенский и даже супруга начальника края Е.В. Потапова, которая оказала содействие в устроении временной единоверческой церкви в деревне Страшунах, как, наконец, о. Павел старался направить деятельность местных единоверческих священников в видах возможно большего миссионерского воздействия их на старообрядческий мир Литовского края 1431 . В 1875 г. 1432 игумен Павел снова, по вызову преосв. Макария, путешествовал в Литовскую епархию с миссионерской целью. Какие были частные побуждения для вызова о. Павла на сей раз, не можем наверное сказать. Можно думать, что ближайшим поводом к этому послужило общее брожение, происходившее в старообрядческом мире Литовской епархии. Выражением этого брожения были проявления раскольнической пропаганды, с которыми мы познакомились выше. Об этом брожении свидетельствует и сам преосв. Макарии в своем отчете Св. Синоду о состоянии Литовской епархии за 1872 год. «Раскольники», – говорится здесь, – «живут главным образом в Виленском, Свенцянском, Тройском и Дисненском уездах Виленской губернии и почти по всей Ковенской губернии. Движения их к сближению с православием особенно нигде не замечено 1433 , хотя отчуждение от православных пастырей и паствы год от году ослабевает. Впрочем, замечаемся по местам религиозное брожение среди раскольников и стремление их к разъяснению религиозной истины. Так, некоторые брали у священников разные книги по истории и обличению раскола, другие – просили о разрешении присутствовать в алтаре и проверять порядок православного богослужения по старым книгам, иные – выражали даже желание – составить собор из наставников и известного о. игумена Павла (Прусского) для публичного опровержения сим последним ложных и неосновательных толкований о догматах православной веры и её святости» 1434 . На эту же цель миссионерского путешествия о. Павла (Прусского) в Литву в 1875 году указывают и самые предметы бесед, веденных им в этот раз с старообрядцами, равно как и отзыв миссионера о результатах его собеседований с раскольниками. Со всем этим знакомит нас подлинный доклад о. Павла (Прусского) о путешествии его к Литовским старообрядцам в 1875 г., представленный им преосв. Макарию в марте сего года. О. Павел на этот раз посетил г. Новоалександровск Ковенской губернии. Здесь он вел два собеседования с беспоповскими наставниками. Первая беседа происходила 28 января 1875 г. и продолжалась с первого часа по полудни до 6 ч. вечера, вторая, происходившая 29 января, продолжалась от 10 ч. утра до 10 ч. вечера. На собеседованиях присутствовали представители православного и единоверческого духовенства, а также 13 беспоповских, наставников из разных местностей Литовской и соседних губерний, населенных беспоповцами, и множество народа. Собрание происходило в доме воинского присутствия. По средине зала на столе лежали Св. Евангелие и старопечатные книги, привезенные о. Павлом из Москвы. Вокруг стола сидели: сам миссионер, духовенство и беспоповские наставники 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

напр. за 1826 г. кн. III. Нравственно-филологическое изъяснение текста Луки 16:9 ). 14 См. напр. Юбилейное приветствие преосв. Орловского Макария в 1875 году, также приветствие Моск. Дух. Семинарии, – в Прав. Обозр. 1875, III, 161.164 и др. 15 См. послужной список митрополита Исидора, напечатанный в Христианск. Чтения за 1884 год, ч. II, 473–478; в Церковн. Вестнике за 1892 г. 38 и в др. изданиях. 16 О сем последнем упоминает сам митрополит. Исидор в одном из писем своих к А.Н. Муравьеву, хранящихся в рукописном виде в библиотеке Московской Духовной Академии. 25 Юбилей высокопреосвященного Исидора праздновали 5 сентября 1875 года, когда еще жив был о. ректор Московской Духовной Академии протоирей А.В. Горский, окончивший курс в сей Академии в 1832 году и состоявший на службе при академии с 1833 года (сконч. 11 октября того же 1875 года); живы были и другие профессоры, близкие ко времени бытности преосв. Исидора викарием Московским (1834–1837 гг.), напр. Е. В. Амфитеатров (†1888), П.С. Казанский (†1878) и др. 27 Один из таких случаев см в Истории Московской Духовной Академии С.К. Смирнова, стр. 215. М. 1879. 28 См. напр. в I т. Филарет. Юбил. Сбор. (Москва, 1883, стр. 183, 184, 203; Душеп. Чтен. 1892, ч. II, стр. 130 и др. 31 Преосв. Смарагд, магистр III курса (выпуска 1819 года) С.-Петербургской же Академии, был в ней в 1819–1821 годах бакалавром, а 1830–1831 годах ректором. Скончался в 1863 году в сане архиепископа Рязанского. 32 См. для сего письма м. Филарета к викарию-епископу Виталию (Щепетеву) в Правосл. Обозр. 1887 г. т. I, стр. 237–238. 33 Преосвященному Исидору в то время было 40 с небольшим лет от роду и он был еще весьма свежим и бодрым. 34 Рассказ об этом посещении высокопреосвященным Исидором митрополита Киевского Филарета мы слышали из уст одного из тогдашних собеседников митрополита, ныне одного из старейших святителей русской Церкви. 39 Дело о сем см. в Письмах м. Филарета к архиепископу Тверскому Алексию, стр. 48 и 68. Москва, 1883. Издание преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Кроме 669 человек обоего пола, водворившихся в Саркане, остальные новокрещенные, причислившиеся ныне к выселкам Карабулакскому и Коксуйскому, вошли в состав коксуйского прихода и состоят под наблюдением коксуйского священника Знаменского, – и есть полная надежда на их обрусение и оправославление. Словом, дело обрусения и воспитания в истинах христианства эмигрантов в копальском округе поставлено уже на прочные начала и следовательно цель, с которою в этом округе учреждено миссионерство, – эта высокая цель ныне на половину уже достигнута, не смотря на все стеснительные и вообще неблагоприятные условия, которыми сказались для миссионерства в течение минувших пяти лет последние 1872 и 1873 годы. В настоящее время, вследствие все более и более накопляющихся фактов, настоятельно требует разрешения новый вопрос, именно: вопрос о расширении в Семиречье настоящей деятельности миссионерства, и о постановке; его на более широких основаниях. 62 В 1875 г. о. Покровский писал, что усердие сарканских прихожан как казаков, так и калмыков к храму Божию вполне замечательно. В 1873 г. они облагообразили церковную ограду, развели в ней хороший сад, за которым присматривал особый поливальщик, нанятый за 200 п. пшеницы; в 1874 г. они пожертвовали 100 четвертей пшеницы на приобретение в Кульдже колокола, а в 1875 г. выстроили на свой же счет каменную колокольню к церкви. Точно также возрастало и усердие прихожан сарканских к посещению церковных богослужений: Русские заохочены были к хождению в церковь объяснением Евангелия, происходившим за каждою литургией, а калмыки – пением церковных песней на левом клиросе на калмыцком языке. 63 – Школы сарканские особенно в зимнее время оживают: теплые, светлые и просторные комнаты их были посещаемы 54 мальчиками (31 русск. и 23 калм.) и 15 девочками; христианские обязанности исполняются ими весьма охотно, что объясняется как личным религиозным усердием их, так и бесплатным совершением у них всех христианских треб. Новообращенных было в 1875 г. двое: кульджинский калмык и киргиз. Как на пример сближения калмыков с русскими, можно указать на брак одного калмыка с дочерью казака. – В 1875 году все копальские эмигранты уже приняли св. крещение, а кульджинские имели уже свою церковь и своего священника-миссионера, что и объясняет значительное число новокрещенных в этом году. 64 V. Перемены, происшедшие в Сарканском выселке со времени водворения в нем китайских эмигрантов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Первым настоятелем церкви был рукоположенный сюда в 1828 г. Ксенофонт Иванович Делекторский, магистр V курса (1823 г.) и бакалавр академии (1824–28 г.). Он состоял членом разных ученых обществ и правительственных комитетов и отличался высоким проповедническим талантом. После него, в 1842 г., определен Константин Иванович Боголюбов, также магистр здешней академии XI курса (1835 г.), он был профессором в с.-петербургской семинарии, потом в 1838 г. бакалавром академии и доселе преподает закон Божий в реформатском училище и состоит наблюдателем преподавания православного закона Божия в немецких училищах столицы. Церковь при доме главного управления корпуса жандармов Указом св. синода, от 10-го августа 1814 г. разрешено было князю Кочубею иметь домовую церковь . Дом Кочубея был впоследствии куплен для главного управления корпуса жандармов. Находившаяся здесь церковь , во имя св. великомученицы Екатерины, была закрыта при шефе жандармов графе Бенкендорфе и его преемниках. 31-го января 1875 г. шеф жандармов генерал-адъютант Александр Львович Потапов просил митрополита Исидора разрешить открытие церкви. Владыка, письмом от 22-го авг. 1875 г., за 1,514, уведомил его, что «указом св. синода от 20 июня 1875 г., за 2,151, сообщено ему, высокопреосвященному митрополиту Исидору, о воспоследовавшем в 5-й день июля Высочайшем соизволении на устройство в доме главного управления корпуса жандармов в С.-Петербурге церкви во имя св. великомученицы Екатерины». Церковь находится в бель-этаже. Вход в нее с Фонтанки, чрез здание корпуса и с Пантелеймонской улицы, со двора. Длина церкви 10 саж., ширина 4 саж., высота 10 арш. Ее освещают 4 окна, выходящие на двор. Иконостас из черного американского дуба. Церковь освящена 22-го декабря 1875 г. архимандритом Сергиевой пустыни Игнатием. Священником назначен Андрей Братановский, переведенный из виленской дворцовой военно-походной церкви. Должность причетника исправляет жандарм унтер-офицер. В последних годах церковь перешла в ближайшее заведывание г. министра внутренних дел. Церковь при доме градоначальника

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

академии (1863 г.); после профессорства в Рижской и С.-Петербургской семинариях, во священника на Сенную рукоположен 16 мая 1865 г. на место умершего свящ. В. Е. Чулкова; во все время священства не оставлял учебных занятий и состоит законоучителем гимназии при Императорском историко-филологическом институте и Александровском кадетском корпусе; по званию члена Высочайше утвержденной комиссии по описанию документов и дел синодального архива, составил III т. трудов Комиссии, за что ему объявлено Высочайшее Его Императорское благоволение, а от Святейшего Синода выдана денежная награда в 950 р. С марта 1883 года состоит членом учебного комитета при Св. Синоде. В сан протоиерея возведен 1 мая 1883 г. Прот. Павел Леонтьевич Весин (1865–69 гг.), кандидат X курса (1833 г.), служил в Полоцке в знаменитую эпоху воссоединения униатов, затем в Петербурге при церкви Матфея апостола; на Сенную поступил на место о. Травлинского 23 декабря 1865 года; с Сенной 24 марта 1869 г. переведен в настоятеля церкви Св. Великомученицы Екатерины на Вас. острове. В 1883 г. исполнилось 50 лет служения его православной церкви. Свящ. Феодор Васильевич Черновский (1869–75 гг.), студент Спб. семинарии, сперва служил диаконом и законоучителем в низших классах Морского училища, выслужил здесь пенсию (900 р. в год) и 25 марта 1869 года был рукоположен во священника здешней церви на место о. протоиерея Весина. Скончался 1 сентября 1875 г. и погребен на Смоленском кладбище. Прот. Григорий Евграфович Романовский (1875 – 80 г.), кандидат академии, поступил сюда из смотрителей тихвинского дух. училища. В 1880 г. перешел в настоятеля Малоохтенской кладбищенской церкви, а оттуда настоятелем же Екатерингофской церкви, где служит и доныне. Свящ. Иоанн Яковлевич Троицкий (с 1875 г.), по окончании семинарского курса был диаконом Преображенской церкви на фарфоровом заводе, затем священником в так называемом Порошином вдовьем доме. На Сенную определен 4 сентября 1875 г. Свящ. Николай Андреевич Травинский (с 1880 г.), студент С.-Петербургской семинарии; был сперва псаломщиком посольской церкви в Амстердаме; потом диаконом и священником Самсониевской церкви; на Сенную определен 31 июля 1880 г., по выбытии отсюда протоиерея Романовского; состоит благочинным в заречном округе С.-Петербургского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На этом отношении владыка митрополит, от 16 января следующего 1875 г., дал такую резолюцию: «Учрежд. Собору дознать и о последующем мне донести». Вследствие сего Собор предписал о. Иеромонаху Прокопию «представить объяснение причины и законности Богослужения его в означенной часовне». Отец Прокопий к 1 февраля того же 1875 года представил в Собор рапорт, в котором откровенно объяснял дело, как оно было и как изъяснено нами выше, добавляя при сем, что повесток никаких он не делал и волнения никакого не происходило, a дело произошло просто по усердию жертвователей и чтителей памяти схимонаха Зосимы, из коих один крестьянин деревни Арсак, Антон Николаев Громов, принес, как свой вклад в часовню, икону, которая тогда же и освящена была, а он, иеромонах Прокопий, был лишь исполнителем желания их и совершил богослужение «с дозволения и благословения наместника Лавры отца архимандрита Антония». Учрежденный Собор, прописав все это в своем отношении к Архиепископу Владимирскому и указав при сем на историческое значение Зосимовой пустыни на основании только что напечатанных тогда в декабрьской книжке Душеполезного чтения за 1874 год сведений о ней 11 , с своей стороны испрашивал его «архипастырского благословения и разрешения киновийской братии совершать в Зосимовской часовне поминовения в нужных случаях и на будущее время». Архиепископ Антоний отношением от 27 февраля того же 1875 года, уведомил Собор, что «если Высокопреосвященнейшему Митрополиту благоугодно будет разрешить, чтоб в Зосимовской часовне по временам, отправлялось богослужение посылаемыми от Собора монашествующими, то и с его стороны на то препятствий не имеет быть», но только чтобы при этом посылаемые монашествующие предварительно совершения богослужения извещали о своем прибытии местных – благочинных и приходского священника, а равно и известных жертвователей, о чем им, Преосвященным – вместе с сим, сообщено и благочинному села Новинок священнику Иоанну Успенскому. По донесении о том от Собора владыке митрополиту владыка дал резолюцию на этом донесении: «На служение в часовне благословляю», а преосвященного Антония о том же с своей стороны уведомил особым братским посланием от 13 марта 1875 года; учрежденный же Собор о том же дал знать к сведению и в нужных случаях руководству управляющему киновией иеромонаху Глалактиону 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Лит.: Слав. библейские исследования; библейская проблематика, возникшая в связи с рус. переводом: Горский А. В., Невоструев К. И. Описания слав. рукописей Московской синодальной б-ки. М., 1855. Отд. 1: Свящ. Писание; Филарет (Дроздов), митр. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого 70-ти толковников и славенского переводов Свящ. Писания//ПрТСО. 1858. Ч. 17. С. 452–484; Чистович И. А. Исправление текста славянской Библии перед изданием 1751 г.//ПО. 1860. Т. 1. Апр. С. 479–510; Т. 2. Май. С. 41–72; он же. История перевода Библии на рус. язык. СПб., 1873, 1899. М., 1997р; Елеонский Н. А. Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста//ЧОЛДП. 1873. Ч. 2. С. 151–181; 1874. Ч. 2. С. 275–310; он же. Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности//Там же. 1875. Ч. 1. С. 3–47; Хвольсон Д. А. История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собою//ХЧ. 1874. Т. 1. 4. С. 519–562; Т. 2. С. 3–74; Якимов И.С. Отношение греческого перевода LXX толковников к еврейскому масоретскому тексту в Книге пророка Иеремии. СПб., 1874; он же. Критические исследования текста слав. перевода Ветхого Завета в его зависимости от текста перевода 70-ти толковников//ХЧ. 1878. Т. 1. С. 706–742; Т. 2. С. 235–250, 314–340, 536–562; Феофан (Говоров), еп. По поводу издания священных книг Ветхого Завета в рус. переводе//ДЧ. 1875. Ч. 3. Нояб. С. 342–352; он же. О нашем долге держаться перевода 70 толковни-ков//Там же. 1876. Ч. 2. Май. С. 3–21; он же. Об употреблении нового перевода ветхозаветных Писаний//Там же. Ч. 3; Горский-Платонов П. И. Несколько слов о статье еп. Феофана: «По поводу издания священных книг Ветхого Завета в рус. переводе [ДЧ. 1875. 11]»//ПО. 1875. Т. 3. Нояб. С. 505–542; он же. О недоумениях, вызываемых рус. переводом св. книг Ветхого Завета//Там же. 1877. Т. 1. Янв. С. 69–104; Февр. С. 260–284; Апр. С. 681–702; Соколов П. И., прот. История ветхозаветных Писаний в христианской Церкви от начала христианства до Оригена включительно.

http://pravenc.ru/text/149119.html

—266— 1875 г. Скоро ли Ваш зять о. Константин 420 выдаст 3-й т. сочинений покойного Владыки, и сколько предполагается всех томов?» 2-го февраля получено было мною письмо из Москвы от бывшего предводителя дворянства Сумского уезда (Харьк. губ.), Николая Дмитриевича Кондратьева; он писал мне от 30-го января: «На днях узнал я, что в одном из (46-м за 1875 г.) «Гражданина» была помещена корреспонденция из Сум, в которой, между прочим, приведен разговор между Вашим Преосвященством и мною, но разговор этот передан не в той форме, или лучше сказать, не в том духе, как он происходил. На сетования мои, что в Слободе Низшей Сыроватке и еще где-то священники не преподают Закон Божий, Ваше Преосвященство изволили милостиво сказать, что, весьма сожалея о происшедшем, прикажете принять все надлежащие зависящие от Вас меры, дабы устранить подобные явления; вообще, Владыко, Вы так сердечно и благосклонно отнеслись к вопросу, составляющему насущную потребность всего общества! (говорю о деле народного образования). Предоставляя себе при личном свидании разъяснить Вам, каким образом, по моим соображениям, помянутая статья появилась в «Гражданине», я счел своею обязанностью немедленно печатно восстановить истину, и так как в печати появился наш разговор, то следует сделать его вполне правдивым и ввести в него тот дух глубокого сочувствия к делу образования, с которым Вы, Милостивый Архипастырь, изволили принять мое заявление. Позвольте мне за сим поручить себя молитвам Вашего Преосвященства и почтительнейше просить принять уверение в глубочайшем уважении и преданности, с которыми имею честь быть»... Поводом к этому письму послужила небольшая статья, помещенная в 46 издаваемого Князем Мещерским —267— 1875 г. журнала «Гражданин», 1875 года, под заглавием: «Священники не хотят учить Закону Божию в народных школах». Под статьей подписано: «Сумец». Вот сущность этой статьи: В Сумском уезде, Харьковской губернии, священники отказываются обучать в народных школах Закону Божию – одни, потому что просто не хотят учить безвозмездно, другие, потому что будто бы не имеют на обучение детей Закону Божию свободного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010