Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел Российской Федерации Видео: Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 2 июня 2016 г. 20:25 2 июня 2016 года в Большом особняке Министерства иностранных дел России состоялся торжественный прием по случаю праздника Пасхи. В мероприятии принял участие Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла встречал министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров. В числе участников праздничной встречи были религиозные деятели, представители российского внешнеполитического ведомства и дипломатического корпуса. От Русской Православной Церкви в мероприятии участвовали: председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  митрополит Истринский Арсений ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ; первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва ; руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   епископ Богородский Антоний ; председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   В.Р. Легойда ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков ; заместители председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов  и  архимандрит Филарет (Булеков) ; сотрудники Отдела внешних церковных связей. Пасхальный прием посетили представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле:  митрополит Киринский Афанасий  ( Александрийская Православная Церковь );  митрополит Филиппопольский Нифон  ( Антиохийская Православная Церковь );  епископ Моравичский Антоний  ( Сербская Православная Церковь ); архимандрит Стефан (Диспиракис) ( Иерусалимская Православная Церковь );  архимандрит Серафим (Шемятовский)  ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ); архимандрит Александр (Пихач) ( Православная Церковь в Америке ); на мероприятии также присутствовал архимандрит Мириан (Шенгелия) ( Грузинская Православная Церковь ), клирик московского храма великомученика Георгия в Малых Грузинах.

http://patriarchia.ru/db/text/4486351.ht...

[серб. Христофор (90-е гг. XVII в. Дойран, Македония - 18.09.1753, Москва), свящ., южнославянский живописец, гравер и писатель. В завещании Ж. назвал себя «булгар Зефарович», однако исследователи выдвигают серб., болг., макед. или влашскую (арумунскую) версии его происхождения (смотря к какой национальности принадлежат сами). О ранних годах жизни Ж. сохранились скудные сведения: его отцом был свящ. Димитрий, в детстве и юности Ж. воспитывался в греч. мон-ре. Предположительно, в 20-30-х гг. XVIII в. учился живописи у греч. мастера Панайотиса Доксараса , на основе трудов которого и трактата Леонардо да Винчи Ж. составил на греч. языке руководство по церковной живописи Ерминию (Bucur. Acad. Romana. Gr. 886). В сане иеродиакона Ж. входил в окружение Печского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) , вместе с которым в начале австро-тур. войны 1737-1739 гг. выехал в австр. владения. Как свидетельствует датированная 1737 г. подпись («иеродиакон Зефар, иллиро-славянский зограф»), Ж. создал цикл росписей собора монастыря Боджяни . Им написаны также иконы для ц. свт. Николая Чудотворца в Кожани (ныне Козани, Греция), для церкви в Шиклоше (совр. Венгрия) (1739-1740) и, возможно, для иконостаса церкви арх. Гавриила в Моловине (Воеводина). Ж. работал в Белграде и Сремски-Карловци, находившихся в тот период под австр. властью. Ок. 1740 г. он переехал в Вену и стал заниматься исключительно гравюрой. Искусству гравирования, вероятно, обучился у Т. Месмера, вместе с которым выполнил 1-ю гравюру «Св. Савва Сербский со святыми Дома Неманичей» (1741). Впосл. Ж. выполнял гравюры в основном с религ. сюжетами (напр.: «Св. Наум Охридский», «Святые врачи бессребреники Косма и Дамиан» (1743-1744), создал сложную символическую композицию «Богоматерь Живоносный Источник», которая оказала влияние на серб. и болг. иконопись и религиозную живопись XVIII-XIX вв. ( Д. Богородица живоносни источник у cpnckoj уметности//ЗРВИ. 1958. 5. С. 213-217)), делал подготовительные рисунки для лицевого шитья антиминсов, плащаниц и епитрахилей, их стиль определяли не только средневек. визант. и серб. образцы, но и совр. автору изделия к-польской школы шитья.

http://pravenc.ru/text/182237.html

Скачать epub pdf (1) Братья и друзья, отцы и дети призванных Богом, склоните свои боголюбивые сердца услышать божественные догмы. И когда вы услышали эти святые слова, вложите их, братья, в свои сердца и в совесть ваших душ, и перед глазами вашего разума, и поймите их. (2) Милосердный и человеколюбивый Бог , проявив неизмеримую милость к человеческому роду, склонил небеса и спустился на землю, и Своим божественным шедевром и добровольным переносом многих страданий [Его] божественного тела просветил нашу расу; и послал Святых Апостолов по всему миру, говоря им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но поскольку сами они не приходили к нам, наши отцы, услышав правду их слов, поверили им. И всемилостивый Бог, имеющий безмерную милость и не желающий никому из нас погибнуть, по той же первой заповеди и так же по учению и проповедям святых апостолов возносит меня в это святилище, не желая «восполнить недостатки» наших отцов; и Твоим Святым Духом повелевай мне открыть тебе это твое слово о твоем спасении, которые, восклицая с любовью, сохраняют его, чтобы мы тоже могли быть причастниками чина святых. (3) Поэтому, братья и дети, я прежде всего прошу вас, возложив всю свою надежду на Бога, прежде всего, держаться Его истинной веры. Потому что, как сказал Апостол, «никто не может положить другого основания, кроме того, кого он положил» Духа Святого через Святых Апостолов и Богоносных Отцов, а это – истинная вера, утвержденная и проповедуемая в семерых. святые вселенские соборы. И поэтому на этом основании святой веры нужно строить золото, серебро и драгоценные камни, то есть добрые дела. Ибо ни праведность жизни без истинной и просвещенной веры в Бога, ни истинное исповедание [веры] без добрых дел не могут привести нас к Господу, но мы должны иметь и то, и другое, чтобы «человек Божий был совершенен», а не из-за отсутствия [одного] храма в нашей жизни. Ибо, как сказал апостол, «вера спасает, действуя любовью». (4) Поэтому мы верим в Отца и Сына и Святого Духа, воспевающего Божественную Троицу, Причину и Создателя всего причинного, видимого и невидимого. [Троица] Которая состоит из одной сущности, то есть природы, и в трех Лицах, то есть мы говорим Ипостась и Личность, под чем мы не подразумеваем под формой или различием трех Богов или трех природ или сущностей, но признаем один Бог и одна простая и бестелесная природа и сущность, и под различием Ликов мы подразумеваем различие Ипостаси; поклоняясь [таким образом] Троице в Едином и Единству в Троице, Триединой Единице и Единой Сущностной Троице, Единому Могущественному и Самоинициативному. Мы единственные, кто знает вечно существующее, безначальное, несотворенное, бессмертное, нетленное, не страдающее, всеведущее, всеохватывающее и [всеохватывающее и [все] -мышление ».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Скачать epub pdf Слово перед сбором пожертвований на русских голодающих иноков св. Афона 32 В числе многих спасительных книг нашей Православной Церкви есть книга под названием «Афонский патерик», в которой содержится описание жизни и подвигов всех афонских угодников Божиих с самых древних времен. Церковное предание нам говорит, что Афон посетила еще во время земной Своей жизни Пречистая Божия Матерь, избрав его Своим жребием евангельской проповеди , чтобы сделать его оплотом истинной христианской веры и жизни на все века. Поэтому Афон сделался духовным рассадником, откуда вышло немало великих иерархов и столпов Церкви, из коих некоторые были выдающимися Константинопольскими патриархами. Один из афонских иноков и подвижников XIII века, св. Савва, сын Сербского самодержца Стефана Неманя, был первым главою автокефальной Сербской Церкри. Знаменитый защитник Православия св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникский, изобличивший в XIV в. еретиков Варлаама и Акиндина, вышел с Афона 33 . Тот же Афон дал России в XI веке преп. Антония Печерского, отца русского иночества 34 , а в XV в. преп. Нила Сорского , как отца скитского подвижничества в нашей Церкви 35 . Преп. Арсений Коневский и страдалец за Русскую Церковь , знаменитый Максим Грек , пришли к нам с Афона – первый в XIV, а второй в XVI веке 36 . Между выдающимися аскетами и созерцателями-богословами Добротолюбия , этой величайшей сокровищницы святоотеческого учения для всей вселенской Церкви, мы находим подвижников XIV в.: преп. Григория Синаита , Константинопольского патриарха Каллиста II и его сотаинника Игнатия. Их также произрастил св. Афон, как это видно из Афонского патерика 37 . Читая эту книгу, приходишь в изумление от величайших подвигов, которыми прославилось афонское иночество. Так например, преп. Герасим Новый, подвижник XVI в., в течение 30 лет не вкушал совсем хлеба, а питался одними только травами 38 . Преп. Иерофей, подвижник XVIII в., спал только один час в сутки 39 . Подвижник того же века, преп. Акакий Новый в течение 20 лет ел через два три дня и притом почти совсем не вкушал хлеба, довольствуясь одними дикими травами. Впоследствии он совсем отказался от хлеба и для своего питания превращал в порошок мрамор и дикие травы, делал из всего этого смесь, варил ее и так питался, пока у него не открылось кровохаркание, причем прожил сей угодник Божий около 100 лет. Но еще более поразительно в жизни Акакия Нового то, что при всех своих величайших подвигах он имел изумительное смирение. Один из учеников Акакия спросил его: видел ли он Христа? «Да, видел, ответил старец. – Что же Он сказал тебе? – спросил ученик. – Господь сказал мне, – отвечал св. Акакий: Гряди по Мне, исполняй Мои заповеди. И однако же я не последовал Ему». При этих словах дивный старец горько и безутешно заплакал 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Содержание Предисловие к русскому изданию Введение Глава I. Папская церковная реформа 1. Церковь в феодальном обществе 2. Libertas ecclesiae 3. Папство на подъеме 4. Еще одна реформа: новые формы монашеской жизни Глава II. Первые крестовые походы: последствия для церкви 1. Попытки церковного примирения до 1095 года 2. Усиление христианского милитаризма 3. Церковный колониализм 4. Нарастание вражды между Востоком и Западом Глава III. Традиционные восточные церкви 1. Демографический аспект проблемы 2. Яковиты, армяне, марониты и несториане 3. Египет, Эфиопия, Нубия 4. Грузинская православная церковь Глава IV. Византийская церковь в XII столетии 1. Противоречивые течения: первенство Рима 2. Изменение методов богословия: Запад 3. Направления мысли: Восток 4. Становление христологии Глава V. Осажденная церковь 1. Папский «экуменизм» 2. Вселенский патриархат: единение православия в изгнании 3. Восстановление Византийской державы 4. Влахернский собор 1285 года Глава VI. Поместные церкви на Балканах 1. Болгарские церкви: Охрид и Тырново 2. Сербская церковь: св. Савва, Охрид и Печский патриархат 3. Церковь в румынских землях 4. Течения в литературе, искусстве и духовной жизни Глава VII. Исихастские споры 1. Монашество в поздней Византии 2. Исторический фон 3. Богословие живого богообщения 4. Плоды победы паламитов Глава VIII. Русская митрополия: от Киева до Москвы 1. Наследие Владимира и Ярослава 2. Церковь и Монгольская империя (1237–1380) 3. Преподобный Сергий и его братия. Митрополит Киприан и возрождение универсализма 4. Флорентийский собор и самоопределение Москвы Глава IX. Переход к новому времени 1. Раскол папства 2. Угроза для папской монархии: соборное движение 3. Ферраро–Флорентийский собор 4. Вероучительные дискуссии на Флорентийском соборе: «непогрешимая» вера? Глава X. L " eglise Apres Byzance(Цepkobь после Византии (фр.). Список сокращений     Исследование посвящено периоду церковной истории, которого учебники касаются мимоходом; первым четырем столетиям после отделения Западной церкви от Восточной. Взаимоотношения двух церквей рассмотрены на широком фоне церковно–исторических событий всего христианского мира – от нехалкидонских церквей до Русской митрополии. Специальные главы исследуют ключевые моменты эпохи, определившие дальнейшую судьбу православно–католических отношений: крестовые походы, исихастские споры, Ферраро–Флорентийский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей 17 июля 2013 г. 16:37 17 июля 2013 года в Патриаршей резиденции  Свято-Данилова монастыря  прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со  Святейшим Патриархом Сербским Иринеем . Святейшего Иринея, прибывшего с визитом в Русскую Православную Церковь, сопровождают  митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Новограчаницкий, Средне- и Западноамериканский Лонгин, епископ Бачский Ириней, епископ Рашско-Призренский Феодосий, насельник Жичского монастыря архимандрит Арсений (Главчич), профессор православного богословского факультета Белградского университета ставрофорный протоиерей Радомир Попович, ректор семинарии святого Петра Цетиньского протоиерей Гойко Перович, протодиакон соборного храма святого Архангела Михаила в Белграде Радомир Перчевич, сотрудник Кабинета Святейшего Патриарха Сербского диакон Александр Секулич. На встрече также присутствовал настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве  епископ Моравичский Антоний . Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , наместник  Новоспасского монастыря   епископ Воскресенский Савва , наместник Свято-Данилова монастыря  архимандрит Алексий (Поликарпов) , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Святейший Патриарх Кирилл сердечно приветствовал высокого гостя и сопровождающую его делегацию в духовном и административном центре Московского Патриархата, отметив: «Мы очень рады, что долгожданный визит Вашего Святейшества в Русскую Церковь осуществляется сейчас. Он совпадает с благодатным периодом празднования 1025-летия Крещения Руси, и мы радуемся также, что Ваш мирный визит продлится в связи с участием в торжествах».

http://patriarchia.ru/db/text/3106908.ht...

Состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора декабря 2017 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали:  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X ,  Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III ,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил ,  Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ,  Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации  Грузинской Православной Церкви  митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации  Болгарской Православной Церкви  митрополит Ловчанский Гавриил,  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ,  митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала " Союз " . Обратившись  к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию - 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.  " Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В книге своей под заглавием: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, т. I, Τυπικ, ч. 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы», вышедшей в свет в Киеве в 1895 году, мы обнародовали полный и весьма любопытный по содержанию список ктиторского Евергетидского Типикона XII в. Найден нами этот ктиторский Типик в превосходной пергаменной рукописи 788 Афинской национальной библиотеки. Определяя время происхождения данного Типика 1 , его важное литургическое значение и отношение к однородным с ним памятникам древне-византийской литургической письменности и, в частности, к известному в науке сербскому афоно-хиландарскому Типикону св. Саввы сербского под названием Исписание и оуказание жити, соущее въ монастыри прстые Бце наставнице. прданное мною гршнимь и смреным Савою вамь о Гд возлублена чеда и мы позволили себе высказать несколько предположений относительно характера этого последнего Типика, его происхождения и возможной в будущем находке в славянском переводе и второй части этого Типика или Синаксаря, как нам казалось тогда, сходного с Синаксарем Евергетидского Типикона. «Мы не только не находим в Хиландарском Типиконе пр. Саввы Сербского каких-либо «положительных известий об иерусалимских порядках (о сем категорически говорил покойный проф. И. Д. Мансветов 2 , но даже слабых признаков знакомства его составителя с уставом обители пр. Саввы Освященного. Напротив, писали мы в свое время, из приведенной главы о бдениях и из других мест Типика (гл. 35, 36 на стр. 44–47; слич. Еверг. Типик гл. 35 и 36 на стр. 646–648, 446–448 и др.) мы получаем крепкую уверенность, что об этих порядках, при издании своего Типикона (что было несомненно до его путешествия в Иерусалим) пр. Савва не слыхал, и что первоначальный богослужебный порядок в Хиландарской обители весьма вероятно был тот же, какой практиковался в других константинопольских монастырях того времени, или, еще ближе к истине, тот самый, который пр. Савва Сербский изучил и вынес из «своей» Евергетидской обители. Ссылки в Хиландарском Типике на Синаксарь в таких выражениях: « а о вечернмь пнии Синаксарь вленно показетъ, или ко Синаксарь влетъ, или «о еже о светыхъ постхь въ Синаксар сь испытаниемь смотрти и коже показеть, тако и хранити» и др., при полном почти сходстве их по изложению в обоих уставах, дают основания для подобного предположения. Ничего поэтому не будет удивительного, если кому-либо из последующих ученых удастся где-нибудь отыскать славянский, или, вернее, славяно-сербский перевод и Синаксаря или Типикона церковного богослужения Евергетидского монастыря, конечно, с соответствующими и необходимыми дополнениями. Мы знаем, что Типикон этот был принят, как регулятор богослужения в монастыре св. Маманта, еще более естественно, при указанных выше постоянных связях двух обителей, видеть его в той же роли и в сербской Хиландарской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

П.С.Казанский Жизнь святаго Саввы 1 , перваго Архиепископа сербскаго, достойна особенного внимания не только потому, что представляет пример пламенной любви к Господу, высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю горы Афонской – хранилища и разсадника иноческой жизни между племенами славянскими, и на состояние Церкви Сербской в XII и XIII веках. Мы будем излагать жизнь Саввы, главным образом руководствуясь жизнеописанием его, составленным учеником его Дометианом в 1264 г. 2 Святый Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в политическом и церковном состоянии, начала возвышаться под твердым и мудрым правлением его отца Великаго Жупана Стефана Немани. Сделавшись в 1149 г. Великим Жупаном Раским, а с 1165 г. возведенный на престол своего отца Теши, сверженнаго императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре успел расширить свои владения покорением всей Сербии, не исключая и Боснии, и по смерти императора Мануила (около 1180 г.) совершенно освободился от зависимости греческой, отняв у самих Греков некоторые области 3 . Утверждая свое политическое могущество СтеФан старался вместе о распространении и утверждении в своем отечестве православной веры, уничтожал оставшиеся идольскии капища, воздвигал храмы и монастыри, с особенною ревностию противодействовал распространению ложных мнений новых Манихеев (Павликиан, Кафаров, Патаренов), появившихся в большем числе в Болгарии и Боснии 4 . СтеФан был кроток, справедлив и милостив; его супруга Анна 5 не уступала мужу в добродетелях. Сначала супружества они имели детей, но после Бог заключил утробу Анны. Желая иметь еще сына, они обратились с молитвою к Богу, и молитву свою подкрепили обетом, по рождении просимаго сына отлучиться навсегда от ложа супружескаго. Молитва была услышана и благословенным ея плодом был св. Савва, названный при рождении Растко (в 1169 г.) 6 . Отличаясь красотою телесною и возрастая с годами в разум, Растко составлял утешение своих родителей. С первых лет детства полюбил он Священное Писание , с котораго начали его учение. Когда достиг он пятнадцатилетнего возраста, отец отправил его в особый удел, где с благородными юношами он мог предаваться невинным забавам своего возраста и приучаться к воинским занятиям. Но узнавши сладость Священнаго Писания, Растко преимущественно упражнялся в чтении божестненных книг. Душеспасительное чтение утверждало в нем страх Господень, и день ото дня возгревало в нем огонь божественной любви. Он ходил в храмы Божии, постился, избегал празднословия, был кроток, нищелюбив, и особенно почитал иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый сподвижник Петра Документально-художественная повесть. Главы 19-30 06.04.2022 1145 Время на чтение 57 минут Главы 1 – 4 Главы 5 – 10 Главы 11 – 18     Продолжаем публиковать фрагменты романа сербского художника Велимира Ивановича «Подзорная труба Савва Владиславича». Книга выдержала уже два издания в Сербии, теперь готовится переработанное издание у нас. Перед вами, как уже указывалось ранее, не совсем роман. Точнее, не роман, а, скорее, художественно-документальная повесть. Текст, который, возможно, мог бы послужить основой для художественно-документального телесериала, где повествование о славном – и, увы, полузабытом – сподвижнике Петра Великого перемежались бы сценками бытового характера: сражениями с пиратами, битвами, интригами и т.д. Предлагаемый вниманию русского читателя текст несколько отличается от оригинальной сербской версии. Кое-что, малоизвестное зарубежному читателю, но хрестоматийное для нашего читателя решено было убрать; кое-что – напротив, снабдить пространными комментариями, которые не выносились в примечания, а встраивались в ткань повествования.   19. Литературные исследования Любознательность и необходимость как можно лучше узнать исламскую культуру и словесность привели его к частым посещениям книжной лавки, неподалёку от входа в Капалли Чаршию. Сначала он нашёл книгу выдающегося персидского правоведа и философа Абу Хамида эль-Газали «Пороки души и нафса (плоти)» в прекрасном драгоценном переплёте. Затем его внимание привлекла «Зафирнама», книга, повествующая о военных триумфах, в том числе о победах турок над русскими и поляками. Было также много экземпляров Корана, с замечательными миниатюрами, которые украшали каждую суру отдельно, напоминая Савве о старинных сербских книгах в монастырских библиотеках. По пути добрый и разговорчивый продавец, увидев в Савве большого любителя книг, поведал ему много занимательного об искусстве изготовления книг: и о том, как правильно приготовить клей из кости, крахмала и мёда; как полировать отшлифованные морскими перламутровыми раковинами страницы смесью яиц и крахмала.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/06/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010