Образ Сербии. Сокровища Герцеговины Герцеговина имеет древнюю христианскую историю, восходящую к апостольскому веку. Большую часть Герцеговины охватывает современная Захолмско-Герцеговинская епархия. Утверждение христианства на этих территориях связано с именами апостолов Павла и Тита и их ближайших учеников. Расселявшиеся здесь сербы начали принимать христианство еще в VII-IX вв. После получения Сербской Церковью самостоятельности в 1219 году свт. Савва основал здесь Хумскую епископию, занимавшую в диптихе Сербской Церкви третье место. Позднее, уже как митрополия, она меняла названия – Захолмская, Герцеговинская, Требиньская, Герцеговинско-Захолмская. Менялось и местоположение кафедры. Особенностью исторического пути этих краев является то, что Герцеговина попала под власть турок позднее других сербских земель. Подробное описание жизни православного населения Герцеговины оставил русский ученый и дипломат А.Ф.Гильфердинг, служивший В 1857-59 годах русским консулом в Сараево и специально объезжавший эти земли. Его путевые заметки вошли позднее в книгу «Босния, Герцеговина и Старая Сербия» (СПб,1859). После Первой мировой войны епархия вошла в состав объединившейся Сербской патриархии. Во время Второй мировой войны Герцеговина оказалась включенной в состав марионеточного Независимого государства Хорватии и на ее территории развернулся кровавый террор хорватских усташей. На территории епархии находится несколько известных «ям» - глубоких  расщелин в скалах, куда усташи сбрасывали мирное сербское население. Сейчас у многих из этих мест страданий устроены часовни и церкви. Серьезные испытания постигли православных сербов Герцеговины во время последней войны в 1992-1995 гг. На территории епархии было разрушено 36 храмов, и сильно пострадали еще 28. В 1992 году в Мостаре были взорваны  кафедральный собор и епископская резиденция. Уничтоженный кафедральный собор Святой Троицы, построенный в 1873 году, был одним из самых больших храмов Сербской Церкви. Епископская кафедра была перенесена в монастырь Тврдош под Требинье. Хорватами был полностью разрушен монастырь Житомислич, а монастырь Завала сильно пострадал в ходе боев. В 1992 году на Захолмско-Герцеговинскую кафедру был избран епископ Афанасий Евтич, сыгравший большую роль в оживлении церковной жизни. В настоящее время епархию возглавляет епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий (Дурич).Сейчас в епархии семь действующих монастырей. Монашество и духовенство епархии составляют: два епископа (один на покое), 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 3 монаха и 11 монахинь, 24 служащих священника, 5 диаконов. Православная паства составляет около 100 тыс. человек.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery21....

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Пострижение Саввы Сербского и его отец царь Стефан   Пострижение Саввы Сербского и его отец царь Стефан на Афоне     О пострижении царевича, в Русском монастыре святого великомученика Пантелеймона, вскоре узнала вся Гора  Афон . В скором времени Прот, т. е. начальник всея Горы Афон­ския, призвал к себе царевича, юнаго монаха Савву, и сказал ему:   «Чадо мое Савво, тебе жить в Русском монастыре опасно; потому что монастырь мал и беден: когда узнают, что царский сын в нем постригся, - случится может, что прийдут разбой­ники, и тебя убьют, и монастырь разграбят, поэтому я тебе жить в нем не позволяю и не благословляю, а перейди в Вато-ед монастырь, и там живи».   Прискорбно показалось молодо­му монаху разлучаться с своею материю, русскою обителию, породившею его монашеством, разлучиться и с своим при­родным славянским языком, и идти в чужой, греческий мона­стырь.   Но, хотя и с неудовольствием, противиться великому старцу Проту не стал; хотя и со слезами, но перешел в Ватопедский монастырь. А это Прот сделал потому, что хотел обо­гатить свой греческий монастырь. Чрез несколько времени, родитель прислал много злата и сребра, и он выстроил в Ватопеде корпус, более ста келий, и три церкви, и весь монас­тырь отстроил и обогатил. И доныне в Ватопеде называются Сербские корпуса.   Потом еще Савва к родителям написал уве­щательное письмо о суете мира. Тогда родитель Саввы, царь Стефан, послушав благих советов сына своего, вознамерился оставить земное свое царство и идти в монастырь к сыну сво­ему; но супруге своей сего не объявил, потому что она не со­гласна была его отпустить.   Он же к сыну своему Савве написал письмо, и обещался к нему приехать совсем на жительство, и назначил тому время. Потом сказал своей жене, якобы хощет повидаться с сыном своим, монахом Саввою, и царство свое препоручив на время другому своему сыну Стефану, сам от­правился в путь, в Святую Гору Афонскую.   В то время монаха Савву, царевича, послал игумен в Константинополь по монас­тырскому делу. Царевич просил игумена, чтобы, когда приедет без него в монастырь родитель его, царь Сербский, - скоро его в братство не принимали, а искусили его - не принес ли он в монастырь царской важности. И говорил:

http://isihazm.ru/?id=1673

Преподобный Симеон Мироточивый, основатель Хиландарского монастыря Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:35 мин. Размер 2.6 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Стефан Неманя родился в 1114 году в области Зета, нынешней Черногории, которая тогда находилась под латинской юрисдикцией. Когда его родители смогли вернуться в Сербию, они крестили его в Православной Церкви и воспитали в любви к истинной вере и святым добродетелям. Отец рано доверил ему управление одной из областей. Благодаря своему дарованию правителя и народной любви он стал великим жупаном всей Сербии (1166). Ему удалось объединить сербские области в единое королевство. Стефан явился основателем династии Неманичей, правившей 200 лет (1172–1371) и давшей Церкви многих святых . Во время правления ему пришлось столкнуться c враждебностью братьев и побывать в заключении ради Православия. Но благодаря непоколебимой вере и очевидному заступничеству великомученика Георгия он победил врагов и созвал Собор, чтобы избавить страну от ереси богомилов. С помощью своей супруги Анны он построил множество храмов и монастырей, делал богатые пожертвования в крупные духовные центры христианского мира. Стефан обеспечил независимость государства от Византии и правильным образом организовал жизнь Церкви. Затем великий жупан последовал примеру сына Растко-Саввы и постригся в монахи в Студенице (1196) с именем Симеон. Его жена также дала монашеские обеты и приняла имя Анастасия. Менее чем через два года Симеон присоединился к сыну, подвизавшемуся на Святой Горе в монастыре Ватопед, стал его смиренным учеником, подражая, насколько позволял возраст, тому рвению, с которым Савва предавался молитве. Оба они способствовали украшению монастыря. Затем по хрисовулу Алексея III они приобрели развалины Хиландара и основали здесь прекрасный монастырь, которому суждено было стать одной из колыбелей сербской культуры (ин. 1198). Всего восемь месяцев подвизались они в Хиландаре, когда Симеон заболел. Он позвал сына Савву, сердечно простился с ним, попросил одеть себя в погребальную одежду и положить на пол в пепел, подложив под голову камень. Затем он позвал всех монахов, попросил у них прощения и, глядя на икону Божией Матери, отошел ко Господу 13 февраля 1199 года со словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150).

http://pravoslavie.ru/59770.html

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 г. 23:58 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II , Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , Святейший Патриарх Сербский Ириней , Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав , Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церкви митрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. «Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5076...

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Москва, 4 декабря 2017 г.      2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II, Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церквимитрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Токийский и всей Японии Даниил. В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/108870.html

Прошло весеннее заседание Архиерейского Собора Сербской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Прошло весеннее заседание Архиерейского Собора Сербской Церкви С 10 по 19 мая 2004 года в Белграде под председательством его Святейшества Патриарха Сербского Павла прошло очередное заседание Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Белград, 20 мая 2004 г. С 10 по 19 мая 2004 года в Белграде под председательством его Святейшества Патриарха Сербского Павла прошло очередное заседание Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. В работе Собора приняли участие все архиереи, за исключением митрополита Центрально-европейского Христофора. Нынешнее заседание Собора началось церковными торжествами, посвященными 200-летию Первого сербского восстания, во время которых состоялось открытие для постоянных богослужений храма Святого Саввы и закладка основания нового здания Сербской Патриархии в Белграде. В храме Святого Саввы была совершена божественная литургия, на которой сослужили Патриархи Сербский Павел и Константинопольский Варфоломей, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Митрополит Чешских земель и Словакии Николай, а также большое число архиереев из всех Поместных Православных Церквей. 9 мая по улицам Белграда прошел торжественный крестный ход, собравший большое количество верующих. В дни работы Собора, 16 мая 2004 года, сербские архиереи во главе с Патриархом Павлом приняли участие в торжественном освящении восстановленных корпусов монастыря Святой Троицы под Плевале (Милешевская епархия) и закладке камня в основание храма Святителя Николая Охридского и Жичского под г. Приеполье. На Соборе, как всегда, были рассмотрены самые различные вопросы из жизни Сербской Церкви и приняты соответственные решения. Выразив благодарность Предстоятелям и посланникам всех Поместных Церквей за участие в торжествах в единстве любви Христовой, Собор посвятил особое внимание вопросу укрепления единства Православной Церкви, преодолению искушений и вызовов, угрожающих этому единству и модернизации церковной миссии в сегодняшнем мире.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Разделы портала «Азбука веры» Иеромонах Рафаил (Болевич) " decoding="" title="" Монастырь Подмаине , также известный как Подострог, имеет для Черногории особое значение, которое выходит за рамки истории сербского Православия. В стенах этого монастыря митрополит Петр II Петрович Негош написал поэмы «Горный венец» и «Свободиада». Точная дата постройки монастыря неизвестна; согласно преданию, основание его связано с династией Неманичей, правившей на этих землях двести лет, с 1170 по 1371. Существует свидетельство, что святой Савва – основатель Сербской Православной Церкви – отправился в XIII веке в паломничество на Святую Землю именно из этой обители. Монастырь посвящен Успению Пресвятой Богородицы, в этот день в 1219 году Сербская Православная Церковь обрела свою независимость. С началом восстановительных работ в 1995 году в монастыре Подмаине вновь появились монахи и послушники, и сегодня обитель является центром многих важных церковных и культурных мероприятий. Большая заслуга в этом принадлежит и ее настоятелю, иеромонаху Рафаилу (Болевичу). – Отец Рафаил, вы представитель молодого поколения монашества в Черногории, церковная, монашеская жизнь уже возрождалась, но влияние коммунистического режима было еще сильным. Как вы нашли свой путь к Церкви? – Мое детство, как и детство большинства моих сверстников, прошло в атмосфере, которую нельзя назвать благочестивой в истинном смысле, в смысле православного благочестия, православной традиции, которая существовала в прежние, лучшие времена. Это не значит, однако, что в семье не было веры, она была в той степени, в какой может она проявляться в человеческой природе, насколько родительская любовь может ее транслировать, хотя я и не был воспитан именно в православном благочестии. Повторю, что это случай не только моей семьи, но большинства семей нашего времени. Однако возможность найти, открыть веру существовала, так как недостаток благодати, недостаток церковного сознания, определенным образом сопряженный и с риском, подталкивал молодых людей к поиску смысла.

http://azbyka.ru/way/ieromonah-rafail-bo...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Алексей Поповкин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  3.0 из  5) В субботу, 27 марта (9 апреля) 2011 года, совершилась в Православной Церкви особая служба, именуемая Акафист, или Похвала Богородицы. И мы, нашим небольшим исследованием, присоединяем свой глас хвалы к гласам человеческим и ангельским. С тех пор, как Божия Матерь благословила созданный апостолом Лукой Её иконописный образ, были созданы миллионы Богородичных икон по всему лицу земли. Тысячи из них признаны чудотворными. В России издано несколько общеизвестных книг о Чудотворных иконах Богородицы – есть, например, исследования Софии Снессоревой и мученика Евгения (Погожева-Поселянина). А вот о Чудотворных иконах Матери Божией просиявших в Сербии , мало знают даже церковные русские люди. Широко известны у нас две иконы, связанные с Сербией – Хиландарская Троеручица и Млекопитательница . О них мы ещё обязательно поговорим, но сегодня наша речь о тех образах, которые явились в пределах Королевства Югославия. «Самое большое количество наших царских задушбин (благочестивые сербские князья и цари строили при своей жизни монастыри и церкви – задушбины, то есть за душу, во спасение души.– Перев.) посвящено Богородице. Хиландар , пример многим задушбинам и жемчужина драгоценная среди них, прославляет введение Ее во храм. Святой Савва посвятил Хиландар Божией Матери. Была ли ты в приморской Савине (монастырь на побережье Черногории.– Перев.) и видела ли икону Пресвятой Девы, всю украшенную золотыми ожерельями, серьгами и подвесками? – Стольких и таких драгоценных наград не знал ни один воевода! Это особое признание за то, что Она воюет против зла в мире и побеждает его. Так приморские жители украшали Ее, Защитницу свою в коварной морской пучине. Была ли ты, дочь сербская, в Чайниче , ничем другим, кроме имени Богородицы, не известном? Икона Ее чудотворная, что в Чайниче, славится по всей Боснии и Герцеговине и в дальних странах. Если бы ты видела перед Чайницкой иконой почитание и восхищение, покаянное воздыхание и благодарное величание Божией Матери тысячами паломников! Если бы ты слышала удивительные повести о Ее дарах и милостях, которые Она людям посылает! Но услышишь ты множество подобных повестей и в Печи, и в Охриде, и в Прилепе – по всем Балканам, от моря до моря. Из всех молитв, что звучат из уст сербских, не чаще ли других молитвы “Помоги, Боже” и “Богородице”? Почитание Богородицы жило в душах славных представителей народа. Когда умирал наш величайший поэт, владыка Раде, он попросил принести ему икону Пресвятой Богородицы из Цетиньского монастыря. Заплакал перед ней и, приложившись к ней, воскликнул: “Пресвятая Богородице, спаси мя!”» (Святитель Николай Сербский ).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

Свт. Арсений I, Архиепископ Сербский. Роспись параклиса вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. 1350 г. Проявление мощей А. случилось вскоре после его кончины, во время пребывания на кафедре его преемника Саввы II (между 1266 и 1271). Однажды ночью братия мон-ря услышала звук, подобный раскату грома, раздавшийся в церкви, где находилась гробница А. Войдя в храм, иноки обнаружили, что каменная гробница, в к-рой покоился А., раскололась. Тогда архиеп. Савва и священники, облачившись в богослужебные одежды, отправились в церковь и торжественно перенесли мощи А. из открытой гробницы в ц. Петра и Павла, поместив их на видном месте в ковчеге. При перенесении мощей произошло чудесное исцеление пришедшего в мон-рь инока, страдавшего от нарыва в горле. Слух об открытии чудотворных мощей разнесся по всей стране и на поклонение к ним начали стекаться богомольцы. Исцеление от мощей получил юноша из Срема, глухонемой и страдавший желудочной болезнью. Во времена архиепископства Евстафия II (1279-1286) в день памяти А. произошло чудо с умножением вина. При архиеп. Иакове (1286-1291) исцеление на гробнице А. получил греч. монах, а позднее некая жена, у к-рой рука вросла в утробу. В 1290 г., когда войска видинского болг. правителя Шишмана ворвались на серб. территорию и дошли до Печа, заступничеством святых Симеона, Саввы и А. явилось небесное знамение (падение метеорита), и захватчик был разбит в сражении. Ок. 1330 г. архиеп. Даниил I посвятил А. капеллу собора в Пече. Кроме того, А. посвящена церковь в Штавле (близ Сеницы, Словакия). А. упоминается в числе святых предстателей за Сербию и Сербскую Церковь в грамотах архиеп. Саввы III (не позднее 1316) и кор. Стефана Уроша II Милутина (не позднее 1321). В месяцесловах серб. печатных книг память А. помещается начиная с Псалтири с восследованием (Цетине, 1494). Мощи А. до 1737 г. находились в Пече (между 1724 и 1727 Карловацкий митр. Викентий (Попович) прислал покров для ковчега), позднее упоминается, что они находились (неясно, полностью или частично) в мон-рях Доволя, Ждребаоник (в наст. время здесь сохранился деревянный ковчег) и Морача. После 1716 г. часть мощей А. пребывает в Крушедоле, др. часть в XVIII в. (согласно надписи на ковчеге) была в Добричево. В 1933 г. небольшая часть мощей была перенесена архиеп. Нестором в г. Харбин (Маньчжурия).

http://pravenc.ru/text/76266.html

Святейший Патриарх Кирилл и Предстоятели Поместных Церквей встретились с Президентом Белоруссии А.Г. Лукашенко 29 июля 2013 г. 20:22 29 июля 2013 года в Минске состоялась встреча Президента Белоруссии  А.Г. Лукашенко  с Предстоятелями и членами делегаций Поместных Православных Церквей, прибывшими в Минск в связи с празднованием 1025-летия Крещения Руси. Встреча в прошла в Белом зале храма в честь Всех святых, созданного в память о жителях Белорусской земли, ставших жертвами революций, войн и репрессий. Накануне во Всехсвятский храм был принесен Крест святого апостола Андрея Первозванного, который будет пребывать здесь до 2 августа. Среди участников встречи —  Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , иерархи из Поместных Православных Церквей, ставшие гостями празднования, а также члены Священного Синода Русской Православной Церкви: Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Слуцкий Филарет ,  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ,  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , глава  Митрополичьего округа  в Республике Казахстан  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион . А.Г. Лукашенко приветствовал гостей на земле Белоруссии, отметив, что торжество с участием Глав и представителей всех Поместных Православных Церквей является одним из самых значимых событий в жизни страны и свидетельствует об огромной роли православной духовности в жизни Белоруссии.

http://patriarchia.ru/db/text/3138134.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010