Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь. Манастир Милешева Карта и ближайшие объекты Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом, в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине. Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г. В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

http://sobory.ru/article/?object=48574

Не нужно слушать диавола никогда – ни когда он советует человека ко злу, ни в том случае, если он подговаривает человека и к мнимой добродетели, особенно к подвигам не по разуму и не по силам конкретного человека. Ваше Святейшество! Пожалуйста расскажите каково почитание преп. Серафима Саровского на сербской земле? Существует очень и очень сильное почитание преподобного Серафима , также как и всех святых Российских. Мы сравниваем преп. Серафима с нашим великим святым – святителем Саввой Сербским (13 век.) – также как и св. Савва преподобный Серафим приобрел от Бога великую святость, проводя жизнь в подвигах поста и молитвы. Также как и свт. Савва преподобный Серафим молился за свой народ и свою землю и жил такой жизнью, которая является примером для всех нас. Православие, которое роднит и объединяет этих святых – это есть знание науки Евангельской. И не просто знание, но и жизнь согласно этой науке. Мы можем говорить и писать что угодно, но если мы не живем по Евангелию, то все будет тщетно. «Вера без дел мертва» (Иак 2:20) Необходимо согласие евангельской науки и жизни христианина. Так жили и молились наши святые. Мы просим преп. Серафима о мире в наших сердцах. Святейший Владыко, есть ли в Сербии храмы, освященные во имя преподобного Серафима? Есть два таких храма. Они были построены между первой и второй мировыми войнами. Но всюду – во всех храмах и в домах православных имеются иконы преподобного. По всей стране служат молебны и акафисты преп. Серафиму – акафисты служат может быть не так часто как в России (чаще всего мы совершаем акафисты Божией Матери и Иисусу Сладчайшему). Издаются книги о преподобном Серафиме Саровском. Какова на Ваш взгляд теперь духовная обстановка в Сербии после войны и после смены власти в государстве? Сербская Церковь как и любая Православная Церковь не предпринимает никаких политических действий. Она почитает волю народа, когда воля и пожелание народа согласны с волей Божией. Конечно же Церковь выступает за смену власти, перемену одного правительства другим, только демократическим мирным путем.

http://pravmir.ru/ne-nuzhno-slushat-diav...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Савва Сербский. Хиландарский устав «Так как многие начали писать об этих известных вещах, то и я, наихудший из всех, а при том и грешный, но болезнующий и желающий, чтобы вы восприняли благо, по порядку написал вам, возлюбленные мои, установленный для вас Богом преданный устав служб, и умилений, и молитв, и послушаний, и терпений, коими мы будем умилостивлять Господа. Ибо это прекрасно, и Богу угодно, и направлено к немалой пользе для вас, возлюбленные мои о Господе Иисусе Христе братия и духовные чада». По мимо Хиландарского устава, мы поместили здесь другое творение свт. Саввы «Слово о жизни преп. Симеона Мироточиваго, его отца». Хиландарский устав Письменный устав жизни в монастыре Пресвятой Богородицы Наставницы — Хиландаре, который я, грешный и смиренный монах Савва , передал вам, возлюбленные о Господе чада и братия. ГЛАВА 1 Отче, благослови! Так как многие начали писать об этих известных вещах, то и я, наихудший из всех, а при том и грешный, но болезнующий и желающий, чтобы вы восприняли благо, по порядку написал вам, возлюбленные мои, установленный для вас Богом преданный устав служб, и умилений, и молитв, и послушаний, и терпений, коими мы будем умилостивлять Господа. Ибо это прекрасно, и Богу угодно, и направлено к немалой пользе для вас, возлюбленные мои о Господе Иисусе Христе братия и духовные чада. Богоносные и преподобные, и преблаженные Отцы наши, светила вселенной, земные Ангелы и небесные человеки, изначала научились монашескому житию из предания Святого Духа. Поэтому они были просвещены благодатию Божией и, вселив Христа в свои прекрасные души, ради чистой своей жизни показали победу над дьяволом. Будучи распаляемы многими его искушениями и одолев их, они просияли ярче солнца и убелились яснее снега, и, расправив мысленные крылья из невещественного золота, взлетели как парящие в небе орлы, чтобы совершить восхождение к Изрекшему: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7,37) от источника воды живой (Откр.21,6). И еще: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. Кто любит жену, или детей, или ниву, или имения более Меня, не достоин Меня (ср.Мф.10,37;19,27;Мк.10,29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Первичным и элементарным бытом византийского иноческого мира было анахоретство. Анахоретами ( ναχωρητα) назывались те монахи, которые подвизались одиноко, вдали от монастырей, в пустынных и уединенных местах. Анахореты составляли наибольший класс монашествующих, Евстафий Фессалоникийский свидетельствует, 1353 что одиночный образ жизни до крайности был распространен в византийском монашестве. Он признавался наиболее спасительным и богоугодным. Школа отшельничества развивала в монахе высшие аскетические стремления и закаляла его в борьбе с плотью и страстями. Она по преимуществу способствовала торжеству духа над телом. Поэтому все более или менее великие аскеты считали необходимым пройти эту школу. Павел Латрский ряд своих подвигов начал жизнью в пещере одной пустынной и уединенной местности Филерим на горе Латре. Через восемь месяцев он восходит на столп. Когда его уединение было здесь нарушено, он тайно скрылся на Самос и поселился на горе Керке. 1354 Нил Россанский, знаменитый греческий подвижник Южной Италии, устроитель шести монастырей, всю жизнь старался избегать общежития и тяготел преимущественно к отшельничеству. 1355 Михаил Малеин лишь только успел постричься в одном из монастырей горы Киминской, как начал просить у игумена позволения удалиться в уединение. 1356 А преп. Савва Сербский , когда увидел во время обозрения Афона многочисленных аскетов св. Горы и их «жестокое», но высоконравственное житие, то возвратился в свою обитель Ватопед как бы уязвленным стрелой. Братья с любовью приняли его и участливо расспрашивали о путешествии. Но преподобный имел унылый вид и как бы вдруг утратил цвет юности. Монахи приписали эту перемену непривычному хождению босыми ногами, которое только что совершил Савва. Между тем в действительности душу преподобного снедало пламенное желание пустынной жизни и не давало ему покоя. И вот он пошел к игумену, исповедал ему свою сердечную болезнь и умолял отпустить на пустынный подвиг. 1357 Но рядом с действительными любителями отшельничества, стремившимися к нему вполне искренно и с желанием достигнуть возможно большего нравственного совершенства, одиночную жизнь нередко избирали те, кто желал свободы и независимости, кто хотел избежать тяжелой жизни в монастыре с ее строгой дисциплиной и суровыми предписаниями относительно пищи и одежды, кто искал человеческой славы и известности и т. п. 1358

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Хиландарский отрывок «Слова к брату столпнику» с именем Илариона, митрополита Киевского 877 Рукописные богатства библиотеки сербского Хиландарского монастыря на Афоне до сих пор остаются недостаточно известными и очень мало разработанными. Причина этого заключается столько же в удалённом от научных центров местонахождении Хиландарской библиотеки, сколько и в отсутствии подробных сведений об её рукописях в учёной литературе. Краткое описание их, принадлежащее перу покойного хиландарского библиотекаря о. Саввы (Rukopisy a starotisky chilandarské. Popisjue Sava Chilandarec. Vstnik Král. eské spolenosti náuk. VI. V Praze 1896), даёт лишь глухое и самое общее представление о составе библиотеки, не приводя в известность всего содержания рукописей, не раскрывая их состава, в большинстве случаев не указывая даже начальных слов отдельных произведений и статей. Прекрасно сознавая все недостатки своего труда, о. Савва за несколько лет до своей смерти составил более подробное описание хиландарских рукописей, с применением более совершенных описательных приёмов, с подробными перечнями всех памятников и статей, вошедших в разные сборники, с тщательным обозначением их начал, с заметками палеографического и даже критического свойства. Пять лет тому назад, летом 1909 года, во время путешествия по Афону, нам пришлось видеть, как о. Савва заканчивал свой почтенный труд. Обширный рукописный том описания, составленный на сербском языке и предназначавшийся для напечатания в одном из изданий Сербской Академии Наук, благодаря несказанной доброте о. Саввы, был у нас в руках в течение нескольких дней и ночей, проведённых в спешном ознакомлении с ним. Издание нового описания о. Саввы было бы в высшей степени желательно и полезно, так как оно дало бы точные представления обо всех книжных богатствах Хиландарского монастыря. Но, насколько мы знаем, этот труд до сих пор не явился в печати, и где он находится после смерти о. Саввы, – в Хиландарском ли монастыре, или в Сербской Академии Наук, – нам не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Христианская вера проникла к сербам двумя путями – чрез латинское духовенство из далматского побережья и чрез духовенство греческое и болгарское; архиепископ болгарский простирал свою власть на большую часть сербских земель. Но до времени св. Саввы-Просветителя христианское просвещение в землях сербских было весьма слабо, сами сербы колебались между латинством и православием , а иные увлекались и ересью богомилов; от того сербский народ начинает помнить о своем христианстве и своих иерархах только с того архипастыря, который своими подвигами и трудами стяжал славу «первого роду сербского просветителя, крепкой стены церкви своего отечества, разбивающей волны язычества и все стрелы еретические притупляющей» 1 . Он был не только первым архиепископом в своем отечестве, но и просветителем его. С него и начинается ряд архипастырей сербских в таком порядке: 1) Св. Савва, сын великого жупана Стефана Немани. Неманя еще в l143 году перешел из католичества в православие и крестился от Леонтия, епископа расского, первого известного по имени православного архиерея сербского; отнявши у греческой империи много городов, чрез то самое еще усилил в своем царстве влияние греческой иерархии, потому что епископы-греки остались на своих местах и в зависимости от патриарха константинопольского. Ростислав, третий сын Немани, после двухлетнего управления страною Кудвергов (позднейшею Герцеговиною), на 17 году жизни удалился тайно от родителей своих на Афон и в русском монастыре принял пострижение с именем Саввы. Около 1199 года он вместе с отцом своим, теперь монахом Симеоном, возобновил на Афоне запустевший монастырь Хилендарский, написал для него «устав», – затем уединился в Карее и здесь описал житие отца своего, скончавшегося в 1200 году. Между тем в Сербии возникли смуты. Там царствовал после Немани старший сын его, Стефан; но другой брат, Вулкан, при помощи венгров утвердился в Далмации и Диоклеи и принял титул короля, признав верховенство папы. Тогда св. Савва перенес мощи отца своего с Афона в сербскую Студеницкую 2 обитель, примирил братьев и предпринял путешествие по всей стране, с целью проповедать Слово Божие и утвердить в народе православную веру (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Афон (θως). Монастырь Пантелеимона. Русский монастырь /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Пантелеимона Целителя Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Греция, п-ов Афон, Монашеское государство Афон, монастырь Святого Пантелеймона. Координаты: 40.237843, 24.200639 Проезд:Монастырь прибрежный, и туда можно попасть с парома Уранополи - Дафни.Расстояние от Кареи (столицы Афона) до монастыря Пателеймона - 10 км, необходимо 2-2,5 часа пешком. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Иноки из России подвизались во многих афонских обителях, были среди них и отшельники. Постепенно многие русские монахи обосновались в обители Богородицы Ксилургу, расположенной на значительном (около 8 км) расстоянии от современного Русика. В 1169 году Протат передал братии Ксилургу вследствие её многочисленности (монастырь, как и многие обители того времени, носил смешанный характер: в нем жили русские, греки и представители других народов) ещё одну обитель, которая стала называться Нагорным, или позднее – Старым Русиком. Ещё её одно название - обитель Фессалоникийца (по всей видимости, оно связано с первым основателем монастыря неким фессалоникийцем). Здесь принял монашеский постриг великий сербский святитель Савва. Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке.

http://sobory.ru/article/?object=15868

Вопрос о путях, которыми греко-итальянская живопись могла переходить на Русь, как представляет высокий исторический интерес, так отличается особенной сложностью. С одной стороны рамки иконографии Б. М. не допускают и не требуют его постановки, с другой – эта постановка требует очерка влияний и развития местных ветвей. Действительно, пути иконописного мастерства, сами по себе, предполагают существование в тех странах, по которым эти пути проходили, иконописных мастерских с родственным характером. Правда, что еще поныне иконы расходятся по Балканскому полуострову (где они не стеснены таможенными правилами, как, например, в Австрии), и обратно, – иконы мастерской Пантелеймоновского монастыря на Афоне рассылаются по России, как изделия православной мастерской. Таким образом, и в древности греческая иконопись Италии нашла себе путь прежде всего через Далмацию в Сербию. Предание говорит, что св. Савва принес в Хиландар на Афон образ Б. М. Млекопитательницы. Образ этот повторяет, как мы видели, Сиенский оригинал и распространился у нас в России очень рано. Сербские росписи церквей 118 , подобно скульптурным украшениям храмов, представляют такую же переработку византийских оригиналов, начиная, приблизительно, с XIV века, как и сама итало-критская иконопись. Не даром исторический анализ Сербской Лицевой Псалтыри представил для византинистов такие непреодолимые затруднения. Как велико и решительно было итальянское влияние на сербское искусство, можно судить по тому, что уже в XIV веке в сербских росписях (ц. села Люботина в Македонии) можно видеть ранний тип Вознесения Б. М.: внизу, под Вознесением, представлен пустой саркофаг, а сбоку его группа апостолов, созерцающих чудо. Затем и весь общий характер сербских росписей, сосредоточенный, по преимуществу, за этот ранний период в Македонии, представляет известную вариацию византийского стиля на основе итальянского влияния и местной разработки, но с удержанием наружного греческого облика 119 . Конечно, в Сербии были и мастера из греков, но кто, как не сербские иконописцы исполняли росписи Дечана, Грачаницы и пр. с сербскими надписями? Конечно, в основании легло греческое мастерство, но не только грекам принадлежало 120 его обновление в XIV и XV веках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Закрыть itemscope itemtype="" > В 2016 году в Константинополе планируется созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви Завершилось собрание (сикансис) Предстоятелей и представителей Православных Церквей 10.03.2014 499 Время на чтение 12 минут 9 марта 2014 года, в неделю первую Великого поста, Торжества Православия, послание участников собрания Предстоятелей и представителей Православных Церквей было оглашено за богослужением в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре, сообщает Патриархия.ru. Вчера, в Неделю Торжества Православия, Предстоятели Поместных Православных Церквей, собравшиеся в Стамбуле для решения вопросов по созыву и проведению Всеправославного Собора, совершили Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре — резиденции Константинопольского Патриарха. Служение утрени, которая предваряла Литургию, возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. В храме молились иерархи Поместных Православных Церквей, священнослужители, многочисленные верующие. В числе молившихся за богослужением были царь болгар Симеон II, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г.Карлов, представители российского дипломатического корпуса. Во время богослужения звучали молитвословия на греческом, церковнославянском, грузинском, сербском, арабском, румынском, албанском языках.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/10/v_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Захумско-Херцеговачка и Приморска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической обл. Хум (Захумле, Герцеговина) и побережья Адриатического м. (г. Дубровник ). Кафедра находится в мон-ре Тврдош . Правящий архиерей - еп. Григорий (Дурич), на кафедре с 3 окт. 1999 г. Епархия разделена на 2 наместничества: Мостарско-Невесинское и Требинско-Дубровникское, в к-рые входят 10 церковных общин, 34 прихода, 7 мон-рей: Добричево , Дужи , Житомислич , Завала , Тврдош, Герцеговинская Грачаница (2002) и жен. мон-рь во имя святых Петра и Павла в с. Чичево. В епархии служат 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 24 священника, 5 диаконов. Епархия окормляет ок. 100 тыс. верующих (2008). После получения Сербской Церковью автокефалии (1219) св. архиеп. Савва учредил 8 епархий, в т. ч. Хумскую. Целью создания этой кафедры было укрепление позиций в регионе, вокруг к-рого шла постоянная борьба между правосл. Сербией (обл. Рашка) и прокатолич. Боснией и Дубровником (см. ст. Босния и Герцеговина ). Кафедрой был избран мон-рь Пресв. Богородицы в г. Стон (совр. Хорватия), оставленный в нач. XIII в. бежавшими от богомилов католич. епископами. Территория Хумской епархии первоначально охватывала долину р. Неретва до среднего течения р. Лим с прибрежными островами Адриатического м., бассейны рек Требишница, Пива, Тара, Дрина, Морача. 1-м Хумским епископом стал ученик св. Саввы Иларий (Иларион; до 1239). Его наследником был еп. Феодосий. Серб. кор. Стефан Урош (1243-1276) был щедрым благотворителем Хумской епархии и мон-ря Пресв. Богородицы в Стоне. В 1253 г. Дубровник, Болгария и хумский жупан Радослав объединились против Сербии, поэтому в целях безопасности кафедра Хумской епархии была перенесена ближе к Сербии, в мон-рь святых Петра и Павла на р. Лим, а кор. Стефан Урош подтвердил привилегии, данные ранее Хумской епископии. Еп. Даниил, управлявший епархией с 1316 г. (в 1324 возглавил Печскую архиепископию, см. Даниил II ), просил серб. кор. Стефана Уроша II (см. св. Милутин ) оказать епархии помощь. Последний известный Хумский еп. Стефан Пекпал был изгнан с кафедры после захвата Хума в 1322-1324 гг. боснийским баном Стефаном II Котроманичем (1314-1353). Окончательно Стон и п-ов Пелешац были утрачены Сербией в 1333 г., когда контроль над территорией при условии сохранения на ней Православия был передан за деньги Дубровнику. Несмотря на соглашение, в 1335 г. в мон-рь Пресв. Богородицы был назначен католич. священник, в 1349 г. обитель передали францисканцам. Из-за утраты Сербией Стона и Хума Хумская епархия в 1330-1343 г. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/182725.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010