Богородица Левишка считается одной из красивейших сербских средневековых церквей, сочетающих в себе стили разных эпох. Она расположена в старой части города Призрена в Косово и Метохии. Когда-то город этот был одной из сербских столиц. Храм существовал на этом месте с X века, и есть предположение, что в византийский период здесь был центр местной епископии. Церковь неоднократно перестраивалась и была окончательно восстановлена сербским королем Милутином (1306-1307 гг.), так что в нынешнем ее виде считается наследственным даром этого правителя из династии Неманичей. Строительством и благоустройством храма занимались Призренские епископы Дамиан и Савва. До нас дошли имена зодчих Николы и Астрапа, сохранившиеся на стенах собора. До наших дней сохранились два слоя фресок, сильно пострадавших во время турецкого владычества, потому что храм превращали в мечеть. Несколько фрагментов относятся к более ранней росписи начала XIII века, а большая часть - ко времени короля Милутина и выполнена между 1307 и 1313 гг. Основная часть этих фресковой живописи открыта уже в новейшее время – во время работ по консервации в 1950-1952 гг., после того, как был удален слой извести, нанесенной при устроении мечети. Авторство приписывают знаменитому мастеру Михаило Астрапу. Ансамбль росписи известен и тем, что в притворе находится собрание сербских исторических портретов. Здесь изображены правители и святые из династии Неманичей. Фресковая живопись, как и сама церковь, сильно пострадали во время погрома в марте 2004 года. Тогда албанцы разгромили в Призрене практически все сербские исторические и культурные памятники, включая кафедральный собор, епископский двор, комплекс Призренской семинарии с примыкающим к нему старинным кварталом. В самом храме набросали и подожгли автомобильные покрышки. Вся роспись покрылась слоем копоти. Известный образ «Богородицы Милующей» был частично отбит при помощи металлического инструмента. Тем не менее, спустя несколько лет в храме начались реставрационные работы. Их результат можно оценить по съемкам, сделанным наспех в октябре 2012 года. Сейчас в храме периодически совершаются богослужения, в первую очередь благодаря учащимся и преподавателям Призренской семинарии, возобновившей работу в практически очищенном от сербов городе. Фото и текст: иеромонах Игнатий (Шестаков)

http://pravoslavie.ru/73498.html

Встреча Президента Украины В. Ф. Януковича с Предстоятелями Поместных Православных Церквей 27 июля 2013 г. 27 июля в Киево-Печерской лавре состоялась встреча Президента Украины В.Ф. Януковича с Предстоятелями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Киев на празднование 1025-летия Крещения Руси. Обратившись к присутствовавшим со словами приветствия, Глава Украинского государства подчеркнул необходимость «оберегать духовные ценности, которые веками были основой нашей идентичности». «Мы благодарны вам за заботу и усилия, которые вы прилагаете для укрепления единства во всем православном мире, — сказал В.Ф. Янукович Предстоятелям Поместных Православных Церквей. — Надеюсь на ваши молитвы и практические усилия, направленные на содействие объединению всех, кто считает себя православными, вокруг единой Чаши Христовой». Рассказав о сложившихся в стране церковно-государственных отношениях, Президент подчеркнул, что благодаря мудрости и взвешенности Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Владимира «удается успешно преодолевать вызовы, которые возникают перед каноническим украинским Православием». «Мы постоянно молимся, чтобы Господь даровал ему силы и в дальнейшем выполнять его Предстоятельские обязанности», — продолжил В.Ф. Янукович. Глава государства также подчеркнул значимость православного наследия в духовной жизни Украины. Он с особой сердечностью поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и всех Глав Поместных Православных Церквей, участвующих в праздновании, за общую молитву, совершенную в этот день в стольном граде Киеве. Указом Президента Украины за выдающуюся церковную деятельность, направленную на утверждение Православия в мире, и в связи с празднованием в Украине 1025-летия Крещения Киевской Руси награждения орденом князя Ярослава Мудрого I степени удостоены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III , Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II , Святейший Патриарх Сербский Ириней , Святейший Патриарх Болгарский Неофит , Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон . Государственные награды Главам Церквей вручил Президент Украины В.Ф. Янукович.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Единственным местом на Православном Востоке, где до сего времени совершается чин агрипнии в течение всей ночи, как указывает Иерусалимский устав, является Афон. Монашество на Афоне появилось около 680 года, когда этот полуостров, представлявший собой выморочную государственную землю, был передан императором Константином Погона-том константинопольскому патриарху для заселения монахами, бежавшими из разных мест империи вследствие погромов арабов-магометан 464 . Прибывающие на Афон монахи, как правило, жили одиночно в шалашах-келиях или в домах с небольшим числом обитателей. Уклад жизни их, таким образом, весьма приближался к укладу палестинских келиотов 465 . Насколько авторитетным на Афоне считался келиотский уклад жизни монахов даже с появлением здесь общежительных монастырей, в частности лавры преп. Афанасия (X век), получившей от последнего общежительный устав – Диатипосис, написанный по образцу Ипотипосиса преподобного Феодора Студита , это видно из того, что киево-печерский игумен Досифей в XIII веке заимствовал для русских монахов устав келейного правила с Афона 466 , а несколько позднее митрополит Киприан (1390– 1406) редактировал Псалтирь под знаком афонских порядков келейного совершения суточного богослужения 467 . Прямым следствием келиотского быта афонского монашества было постепенное отклонение афонских уставов, возникших на основе Диатипосиса преп. Афанасия, от студийских обычаев в сторону иерусалимских 468  и, наконец, появление на Афоне Иерусалимского устава. В 1190 году его вводит в Хиландарской обители преп. Савва Сербский 469 . Сохранившиеся в большом количестве в монастырских библиотеках Афона и относящиеся по времени своего появления к XIII и XIV столетиям списки Иерусалимского устава 470  свидетельствуют о широком его распространении в это время на Афоне. Принадлежа по своему содержанию к иеру-салимо-константинопольской редакции, они лишены в части порядка отправления всенощного бдения тех особенностей, какие присущи были этому чину в период действия его в Палестине и в тяготевших к последней монастырях, например Синайском, Антиохийском преп. Симеона Дивногорца. Иерусалимский устав вошел в употребление на Афоне в период повсеместного распространения его на Православном Востоке 471 , когда в нем исчезли местные богослужебные особенности упомянутых монастырей и когда их место заняли порядки, создавшиеся под влиянием богослужебной практики Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Закрыть itemscope itemtype="" > В США состоялись торжества, посвященные 75-летию Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле 19.09.2023 297 Время на чтение 3 минуты Фото: mospat.ru 15 сентября в здании Епископальной церкви Христа в городе Куперстаун (штат Нью-Йорк, США) состоялся концерт «Колокола, хоры и оглушительная виртуозность» положивший начало торжествам, посвященным 75-летию Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, сообщает сайт ОВЦС. На концерте присутствовали Первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай, митрополит Северо-Американской Савва (Северо-Американская Архиепископия Антиохийского Патриархата), епископ Валевский Исихий (Сербская Православная Церковь), ректор семинарии епископ Сиракузский Лука, архипастыри, духовенство, выпускники, студенты и гости. Декан семинарии д-р Николай Шидловский приветствовал присутствовавших и поблагодарил за постоянную поддержку Свято-Троицкой семинарии, в том числе в этот юбилейный год. 16 сентября празднование знаменательной годовщины продолжилось академической богословской конференцией на тему «Православная семинария в веке». Собравшиеся в актовом зале иерархи, духовенство, выпускники, студенты и гости приветствовали Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Николая. Ректор семинарии епископ Сиракузский Лука приветствовал собравшихся, далее прозвучала его программная речь «Свято-Троицкая семинария и духовные школы дореволюционной России: сходства и различия». В течение дня преподаватели семинарии и приглашенные докладчики выступили с богословскими лекциями. В монастырской трапезной была накрыта традиционная монашеская трапеза, после чего все желающие могли посетить книжный магазин, помолиться в соборе и на могилах усопших Первоиерархов Русской Зарубежной Церкви и монастырской братии. Ближе к вечеру гости торжеств посетили местный Музей истории России и новую выставку «Тайны и Одиссеи». Перед началом вечернего богослужения иерархи, духовенство и верующие торжественно встретили Курскую Коренную и мироточивую «Иверско-Гавайскую» иконы Пресвятой Богородицы. Затем в Свято-Троицком соборе монастыря было совершено бдение.

http://ruskline.ru/politnews/2023/09/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый сподвижник Петра Документально-художественная повесть. Главы 5 – 10 29.03.2022 964 Время на чтение 45 минут Главы 1 – 4   Продолжаем публиковать фрагменты романа сербского художника Велимира Ивановича «Подзорная труба Савва Владиславича». Книга выдержала уже два издания в Сербии, теперь готовится переработанное издание у нас. Перед вами, как уже указывалось ранее, не совсем роман. Точнее, не роман, а, скорее, художественно-документальная повесть. Текст, который, возможно, мог бы послужить основой для художественно-документального телесериала, где повествование о славном – и, увы, полузабытом – сподвижнике Петра Великого перемежались бы сценками бытового характера: сражениями с пиратами, битвами, интригами и т.д. Предлагаемый вниманию русского читателя текст несколько отличается от оригинальной сербской версии. Кое-что, малоизвестное зарубежному читателю, но хрестоматийное для нашего читателя решено было убрать; кое-что – напротив, снабдить пространными комментариями, которые не выносились в примечания, а встраивались в ткань повествования. Группа, работающая над подготовкой русского издания книги Велимира Ивановича, будет благодарна за указания на спорные и неточные моменты, которые вполне могут иметь место. Одно дело делаем!   5. День Святого Георгия Поскольку власть Дубровника упорно отказывала православным в праве возводить на территории республики свою церковь, князь Лука Владиславич купил на Посате каменный дом с садом, который и превратил в домовой храм. Богослужения совершались иеромонахами монастыря Савина или настоятелем церкви Святого Георгия на Топлом в Герцег-Нови. Позже, спустя долгое время после кончины Луки, поскольку всё ещё невозможно было обустроить на городской территории Православного кладбища, то пространство сада вокруг дома использовалось для тайных захоронений упокоившихся сербов, а сами места захоронения были отмечены скромными каменными постаментами с именами, высеченными кириллицей. Поскольку наряду с латинским и итальянским языками одним из официальных языков в Дубровникской республике был сербский с кириллическим «словинским письмом», то не было никаких опасений, что могут возникнуть проблемы. И, всё же, когда речь касалась вопросов покойников, молчаливая терпимость к православным гражданам республики становилась какой-то  напряжённой.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/29/zabyty...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Нам нужна духовная поддержка всех Православных Церквей " 26.02.2008 499 Время на чтение 3 минуты В московском храме св. апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, который является подворьем Сербской Православной Церкви, настоятель подворья епископ Моравичский Антоний 24 февраля совершил молебен о спасении сербского народа. Перед началом молебна иерарх обратился к присутствующим с архипастырским словом. Ваша экселенция, уважаемый посол Республики Сербия в Российской Федерации, уважаемые генералы Российской Федерации, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Мы сегодня собрались по благословению двух Патриархов, священноначалия Русской Православной Церкви и священноначалия и Священного Синода Сербской Православной Церкви вознести свои молитвы во здравие и спасение многострадального сербского народа, который живет в Косове и Метохии. Мы на днях услышали о несправедливости, которая произошла с этим народом. Сербы - народ православный, который на протяжении более десяти веков хранит веру православную, хранит свои традиции, хранит свою национальную и духовную культуру. Мы живем между Востоком и Западом, на перекрестке двух цивилизаций, двух культур. Поэтому мы всегда находились в очень тяжелом положении. Мы всегда должны были быть балансом между Востоком и Западом. Вспоминается история, когда один из настоятелей древнейшего храма в Сербии в монастыре Студеницы еще в начале XII века писал святителю Савве, который в это время проживал в Хиландарском Афонском монастыре: " Всечестный наш отец, как нам себя вести? Приезжаем на восток, на востоке говорят, приехали вот эти сербы с запада, приезжаем на запад, а нам говорят, приехали сербы с востока " . А святитель Савва отвечает: " Нам Богом суждено быть западом на востоке и востоком на западе " . Мы всегда старались защищать то, что мы получили от Бога. То что мы получили, называется свобода (...). И эту свободу сегодня, в XXI веке, современная культура и цивилизация пытается отнять у суверенного государства, признанного всем миром. В эти тяжелые минуты, в эти тяжелые дни сербский народ подвергается испытаниям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина) Письмо в редакцию «Благодатного Огня» 13.08.2019 1049 Время на чтение 5 минут Около трех лет назад я еще была католичкой. Однако неожиданно обнаруженное творчество архимандрита Рафаила и необычайное духовное его влияние сделало прорыв в моих взглядах, и католический хаос в душе постепенно начало заменять Православие. Теперь сердцем я уже православная, хотя вопрос воцерковления до конца еще не решен. Начала переводить работы отца Рафаила на литовский язык. Он еще не был известен в Литве. Впервые литовским читателям я представила его в прошлом году . Этот перевод, а затем и другие, были опубликованы на сайтах католиков-традиционалистов. Недавно перевела на литовский язык отрывок (главу) «О мистической сущности греха» из книги архимандрита Рафаила «О вечном и преходящем» и предложила его одному литовскому православному сайту. Но перевод отказались печатать на том основании, что «Отец Рафаил не очень хороший знаток патристики», что он «подстрекает против нашей иерархии», «на его опираются многие священники, нарушающие дисциплину Церкви», что «его размышления не всегда соответствуют тому, чему учат Отцы Церкви» и так далее. Попросила обоснования, но ответа не получила. Я потрясена, потому что знаю: цель всей жизни отца Рафаила - приблизить Святых Отцов к нашему дню. Сам отец Рафаил о своем творчестве писал: «В моих книгах нет ничего принципиально нового, все, что нужно для спасения, заключено уже в творениях святых отцов. Я только стремился приблизить их сочинения к духовному и интеллектуальному уровню современного христианина, проложить тропинку к сокровищнице святых отцов» ( ). Все его книги, все статьи написаны в духе священной православной Традиции; именно этот дух, переданный прекрасным стилем, в его творчестве меня больше всего и очаровал. Как можно обвинять человека незнанием учения Церкви, если он уже в возрасте 23 лет принял монашеский постриг, позже преподавал в Духовной Семинарии, а затем в Духовной Академии, написал 46 книг и брошюр, многочисленные богословские статьи? Некоторые из них переведены на грузинский, болгарский, румынский, сербский и другие языки. Его духовными отцами были глинский старец Серафим (Романцов), канонизированный в 2010 г., преподобный Серафим (Мажуга), схиигумен Савва (Остапенко), который тоже будет причислен к лику святых. И я нисколько не сомневаюсь, что и сам отец Рафаил будет объявлен святым. В одном из последних своих интервью http://karelin-r.ru/interview/229/1.html как апологию Православия он указал на труды свят. Феофана Затворника, свят. Игнатия (Брянчанинова), преподобного Ефрема Сирина, и особенно выделил святого Иоанна Кронштадтского, который, по его словам, подвигом своей жизни и многочисленными чудесами подтвердил истину и действенную силу православной веры. Бессмысленно даже доказывать верность отца Рафаила святоотеческому наследию, она и так ясна.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/13/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Николай Балашов: Участники Всеправославного Собора представляют меньшинство православного мира Тем временем, Патриарх Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей 18.06.2016 1627 Время на чтение 4 минуты В пятницу, 17 июня 2016 г., Патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые прибыли во главе делегаций на остров Крит для участия в церковном Соборе, планировавшемся в качестве Всеправославного, сообщает Седмица.ru. Синод Предстоятелей проходит в здании Православной духовной академии полуавтономной Критской Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), сообщили информационные агентства «Ромфея» и «Амен», а также другие греческие СМИ. В Синоде Предстоятелей участвуют Первоиерархи десяти Поместных Православных Церквей: Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Сербский Ириней, Патриарх Румынский Даниил, Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав. Константинопольский Патриархат не посчитался с этим пожеланием и решил провести Собор на Крите в ранее намеченные сроки. Собор официально откроется 19 июня совместным богослужением Предстоятелей по случаю праздника Троицы. Рабочие заседания Собора начнутся 20 июня и завершатся 25 июня 2016 г. В ходе работы малого Синода (Синаксисе) Предстоятелей был рассмотрен проект послания Собора, подготовленного комиссией во главе с митрополитом Галльским Эммануилом. Послание будет официально принято на Соборе наряду с другими официальными документами. На малом Синоде главы десяти Православных Церквей признали, что болезненно переживают отсутствие четырёх Церквей и молятся за их приезд, сообщили в пресс-службе Собора, передает РИА Новости.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/pr...

Закрыть Крестные ходы как училище соборности В свете учения свт. Николая Сербского Александр Сороковиков   10:25 09.08.2022 536 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива Если говорить о крестоходном, иначе – Богомольческом движении, получившем новое дыхание в России 90-х годов, то, главная его парадигма – крестный ход как монастырь в движении, исчерпала себя еще десять-двенадцать лет назад. Отсюда не приходится удивляться, что численность участников многодневных крестных ходов стала стремительно падать, так как крестоходцы всё менее видят на таких шествиях братскую взаимоподдержку и христианское к себе отношение. Напротив, они всё более встречают требования, как по-армейски жесткой дисциплины, так и по-монастырски безпрекословного послушания. Разумеется, на крестных ходах нужны, и послушание и дисциплина, но, доведённые до абсолюта и поставленные во главу угла, они приводят к обратному результату. «Народ Божий» перестаёт принимать участие в таких крестных ходах. Совершенно иную задачу поставил для Богомольческого (крестоходного) движения свт. Николай Сербский. Главная парадигма возглавляемого им Богомольческого движения состояла не в формальном руководстве народной инициативы, но в возрождении национального духа, и возвращения «народа Божьего» в лоно Православной Церкви. Свт. Николай Сербский поставил перед собой задачу, ни много ни мало – возродить и духовно укрепить, очень серьезно пострадавший во время Первой мировой войны сербский народ. Средством для такого возрождения было избрано всё более набиравшее силу (начиная с 1920 года) Богомольческое движение в Сербии. Святитель Николай с самого начала обозначил задачу крестных ходов – стать школой для возрождения души народа, стать училищем для возрождения соборности. Масштабные крестные ходы в Сербии, в период после Первой мировой войны, были изначально народной инициативой. Православные люди, потерявшие в военные годы своих родных и близких (а по статистике, начиная с 1912 года, когда началась Балканская война, каждый второй взрослый мужчина был убит), эти православные люди собирались группами и совершали крестные ходы по монастырям, которых в Сербии, и до сей поры великое множество. Должно отметить, что сербский народ как-то по особому монахолюбив, и монахолюбие это проявилось в нём с древних времён, когда сербские крали и деспоты строили монастыри, в которых устраивали фамильные усыпальницы. Вспомним, что главный сербский святой свт. Савва Сербский принадлежал к царскому роду. А также о том, что именно ему было суждено утвердить Сербскую Православную Церковь как Церковь Поместную. А потому, не случайно, что в Сербии, монастырей на душу населения больше, чем в других странах. Также, не случайно, что на Престольные праздники в некоторые обители до сей поры приезжают по 300 тыс. богомольцев, а к свт. Василию Острожскому в Черногорию приезжают на день его памяти по 600 тыс. человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/09/kr...

Заметки по русской агиологии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 Преподобный Серапион Кожеезерский В Священном Писании есть такие слова: “Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века” (Сир 44:1–2). “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” (1 Пет 3:12; ср. Пс 33:16). Святые угодники — это “соль земли” (Мф 5:13), которая своими трудами и молитвами осоляла и осоляет весь мир. Святая Русь прославилась множеством подвижников и явлением чудотворных икон. Интересно, что на ниве Русского Православия трудились также святые различных национальностей. Русь приняла свою веру из Византии, став ее достойной преемницей. И на Руси спасались подвижники нашей Матери-Церкви 1 . Это были преподобный Лазарь Мурманский (†1391; пам. 8 мар.), преподобный Кассиан Грек Угличский (†1504; пам. 2 окт.), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.). Среди русских святых мы видим также выходцев из западных стран: дочь шведского короля Олафа благоверную Анну Новгородскую (†1056; пам. 10 февр.), супругу князя Ярослава Мудрого, а также преподобного Антония Римлянина (†1147; пам. 3 авг.), блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского (†1303; пам. 8 июля), блаженного Исидора Твердислова Ростовского (†1474; пам. 14 мая), блаженного Иоанна Власатого Ростовского (†1580; пам. 3 сент.) 2 , преподобного Макария Римлянина, Новгородского чудотворца (XVI в., пам. 19 янв.). На Руси подвизались также выходцы из славянских народов: из моравских пределов прибыл святой Меркурий Смоленский (†1238; пам. 24 ноябр.), а с Афона — сербский инок преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). Венграми были преподобный Моисей Угрин Киевопечерский († ок. 1043; пам. 26 июля) и преподобный Ефрем Новоторжский (†1053; пам. 28 янв.). Русская земля вынесла монголо-татарское иго, покорив затем татарские ханства. Московским князьям приходили служить татарские царевичи. Известны также русские святые татарской национальности: благоверный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец (†1290; пам. 30 июня). Потомком татарского баскака был преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) 3 . В 1552 г. в Казани пострадали два новокрещенных татарина Петр и Стефан (пам. 24 марта) 4 . Менее известно имя преподобного Серапиона Кожеезерского (†1611; пам. 27 июня).

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010