Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Граф Савва Владиславич как предтеча славянофильства и основоположник сербско-русских духовных связей Источник: Русская линия От редакции : " Русская линия " сообщала о старте проекта " Возвращение памяти " , посвященного замечательному русско-сербскому государственному деятелю Савве Владиславичу-Рагузинскому. В июне в сербском городе Сремски Карловцы был открыт первый памятник русскому графу. Об этом событии РЛ публиковала эксклюзивный материал . Сегодня мы публикуем статью сербского автора Йово Бачича, которую в редакцию прислал наш друг профессор социологии белградского Института политических исследований Зоран Милошевич. В истории развития сербско-русских связей, сложившихся еще в средние века и укрепленных в период правления Петра Первого, важную роль сыграл наш земляк-серб Савва Владиславич, который в российских источниках упоминается под фамилией Рагузинский. Во время своего пребывания в России он был советником российского императора Петра I, а также Екатерины I, что свидетельствует о большом доверии этих великих правителей к нему. Статус одного из самых влиятельных людей в России первой половины XVIII века сохранялся за Владиславичем до конца его жизни. Как подчеркивает Йован Дучич, главный биограф Саввы Владиславича, в его функции входило решение особенно важных государственных проблем финансового и дипломатического характера: " В течение четверти века он был вовлечен во все ключевые события русского царства: он заключал военный союз с великим князем Молдавии в Яше, мирное соглашение с султаном в Пруте, конкорд с папой в Риме, пакт о сотрудничестве при принятии первого постановления о разграничении России и Китая с китайским царем в Пекине. Но, кроме того, заслуга Владиславича заключается в том, (до настоящего момента это не было известно сербскому народу, однако имеет первостепенное значение), что он бырл первым сербом, который еще закате смутного для нас XVII века убедил Россию, и лично Петра участвовать в освобождении сербского народа и Балкан… Владиславич приобрел в конце нашего злосчастного XVII столетия имя большого димломата великого славянского народа, отличившись огромными заслугами в важном для истории славян периоде. Он был первым, кто поставил проблему сербского народа в России во главе общей балканской проблемы "

http://pravoslavie.ru/37603.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый сподвижник Петра Документально-художественная повесть. Главы 40-45 23.04.2022 1372 Время на чтение 38 минут Главы 1 – 4 Главы 5 – 10 Главы 11 – 18 Главы 19-30 Главы 31-39     40. Путь в Москву Стояла солнечная и сухая погода. Чтобы скрасить дорожную скуку, порою граф усаживался рядом с кучером, любуясь необъятными просторами, украшенными густыми непроходимыми лесами, наполненными здоровым духом. Во время остановок на ночлег, Савва в который раз возвращался к чтению книги Орбина о единстве славянского племени, размышляя о том, что труд этот непременно необходимо перевести на русский язык. Подстёгивало Савву и то, что Пётр, живо интересуясь особенностями жизненного уклада сербов, поделился своими впечатлениями раннего детства, когда ещё при жизни батюшки его, государя Алексея Михайловича, приходилось бывать на службах в Архангельском соборе Кремля. И он, будучи с детства человеком любознательным, запомнил огромные фрески, на которых – как Пётр выяснил уже гораздо позже – изображены были великие святые сербы – святитель Савва, Симеон Мироточивый и Царь Лазарь. Эти образы соседствовали в его памяти с теми блаженными днями, когда любимый батюшка его, Алексей Михайлович, был ещё жив. Потом его не стало. И для Петра и его матери настали совсем иные времена. Последствием тех ужасов, которые маленькому Петру довелось пережить в детстве, стала его нервность, доходящая до исступления, и полное отвержение всего того, что понималось им как старомосковский уклад. Ненавидимый царственным преобразователем до самой глубины души. Вспоминал Пётр нередко и царя Иоанна Васильевича, чья судьба в чём-то с его судьбой перекликалась. Интересно, что когда Савва упомянул о сербских корнях Грозного русского Царя, Пётр оживился неописуемо, припоминая свои уроки из прошлости Державы Российской, погружение в которую так помогало ему в детстве уходить мыслями своими от грозного и непредсказуемого настоящего. Владиславича несколько удивило то, что Пётр – при всём своём безусловном обожании европейской механики и западного начина живота – неплохо разбирался в церковной старине. Он предметно обсуждал с Саввой детали Кормчей книги, основанной, как известно, на Законоправиле святого Саввы. При этом он неоднократно подчёркивал то, что Церкви нельзя давать тех полномочий в управлении державным механизмом, которые имеются у Римского первосвященника. Иначе, был убеждён Царь, непременно быть беде.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/23/...

Конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» Явление прп. Саввы Сторожевского принцу Евгению Богарнэ 11 декабря в Москве в здании президиума Российской академии наук в рамках юбилейных торжеств, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского (память 3/16 декабря), прошла церковно-научная конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире». В конференции приняли участие священнослужители и ученые из России, Франции и Сербии, так что она с полным правом могла именоваться международной. Открыл работу первого пленарного заседания конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который обратился к участникам форума с напутственным словом. Приветствия в адрес участников конференции направили представители многих органов государственной власти. Доклады, прозвучавшие на двух пленарных заседаниях, затрагивали широкий круг тем, связанных с личностью преподобного Саввы и историей основанного им монастыря. Часть сообщений была посвящена другому святому, чтимому всем православным миром и соименному великому русскому подвижнику, – святителю Савве Сербскому. О роли святителя в истории Сербии рассказал посланец Сербской Православной Церкви иеромонах Петр (Драгойлович). Он напомнил, что святитель Савва остался в памяти своего народа не только как основатель Поместной Сербской Церкви, молитвенник и просветитель, но и как государственный деятель и талантливый дипломат. Благодаря ему в раздираемой политическими противостояниями Сербии была утверждена крепкая государственная власть, а также заложены основы подлинного народовластия. В основанном святым Саввой Жичском монастыре по инициативе святителя проводились церковно-народные соборы, на которых обсуждались наиболее важные вопросы церковной и государственной жизни. Истории русско-сербских церковных связей посвятил свое выступление насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков). Он подчеркнул, что духовное единство русских и сербов имеет многовековую историю.

http://pravoslavie.ru/1107.html

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Млекопитательница       Первообраз Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца, хранился некогда в основанном Саввой Освященным монастыре, располагавшемся недалеко от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 г., завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение некоему знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он — Савва.   Шесть столетий спустя явился в лавру на поклонение сербский подвижник Савва, сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась… Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл. От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хилендарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена ими отдельная от монастыря келия в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хилендаром заключалась лишь в том, что настоятеля келии избирал и поставлял хилендарский игумен. Для устроения монашеской жизни в келии святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла. В церкви при Карейской келии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница». Удивительно, но икону Божией Матери установили здесь не по левую сторону от царских врат, а по правую, где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы…

http://isihazm.ru/?id=486&c_pid=1

Савва архиеп Сербский В 1198 или 1199 году новгородский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий архиепископ Антоний), подробно описывая святыни и памятники Константинополя, упомянул злободневную деталь, явно поразившую его воображение. Повествуя о монастыре Богородицы Евергетиссы, он отметил среди прочего: «А здесь живет инок Савва, сербского князя сын». Добровольное принятие монашеского пострига представителем царствующего дома, отречение в юном возрасте от «сладости мира сего» было в глазах русского паломника событием настолько неординарным, что автор счел уместным сообщить о нем землякам наряду с рассказами о самых известных святынях и диковинах столицы православного мира. Добрыня явно не был до этого на Афоне, да и позднее в Новгороде, трудясь над созданием своего хождения, не слыхал рассказов русских святогорцев о Савве, иначе, несомненно, добавил бы к упоминанию о нем несколько колоритных деталей. Савва к тому времени, несмотря на свою молодость (ему было около 24-25 лет), был живой легендой Афона, а русским монахам он был здесь особо памятен. Сам приход на Афон — эту своеобразную средневековую интернациональную монашескую республику — осенью 1191 года младшего сына сербского великого жупана Стефана Немани — шестнадцатилетнего Растимира (впрочем, по молодости лет его еще уменьшительно именовали Растко) был напрямую связан с русскими монахами. Мысль о бегстве от мирских соблазнов и отшельнической жизни окончательно оформилась у него под влиянием бесед с русским иноком, пришедшим с Афона вместе с другими монахами ко двору его отца за милостыней. Понимая, что его горячий порыв не встретит сочувствия у родителей, Растко отпросился у отца на многодневную охоту в горные леса, а сам отправился с монахами на Афон. Благочестивый обман вполне удался, юноша выиграл время — погоня (в которой он не сомневался) не настигла его по пути, и он благополучно добрался со своими спутниками до русского Пантелеймонова монастыря. В ту пору он располагался не на берегу моря, как сейчас, а примерно в часе ходьбы от современной огромной приморской обители, на пологом горном склоне. Ныне это скит Старый Руссик, в котором мало что осталось от древности. Определенное представление о том, как выглядел русский монастырь на Афоне в средние века, дает (с учетом того, что изображенный собор возведен в 1628 году в традиционных для Святой горы формах) рисунок паломника Василия Григоровича-Барского, побывавшего здесь в 1744 году. Обитель идеально подходила для молодого славянского инока. Здесь говорили на понятном языке (не исключено, что в числе братии были и сербские монахи) и одновременно была возможность усовершенствовать познания в разговорном греческом, на котором общалось между собой многоязычное монашество Святой горы.

http://pravoslavie.ru/37863.html

сост. А.А. Маркова Места, связанные с жизнью святителя Святитель Николай Сербский был подвижником и паломником. За свою жизнь он побывал во многих святых местах. Однако были места, по-особому связанные с жизнью святителя. Это Вознесенский монастырь в Жиче, о котором святитель имел особое попечение, Тихоновский монастырь в Саут-Кейнан, где прошли последние годы жизни святителя, и монастырь во имя Николая Чудотворца в Леличе, храм в котором был построен святителем и где сейчас почивают его мощи. Монастырь Жича Монастырь Жича (другое название – Дом Святого Спаса) – это женский монастырь (первоначально монастырь был мужским) в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Он расположен в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, в исторической области Рашка, близ города Кралево. Монастырь был основан в начале XIII века, около 1206 года, братьями Неманичами – сыновьями князя Стефана Немани (в монашестве преподобного Симеона Мироточивого), Стефаном и Саввой. Князь Стефан – правитель Сербии – сделал значительное пожертвование на строительство обители, а его брат, тогда еще простой монах Савва, непосредственно наблюдал за строительством Жичской обители. «Сей боголюбец (святой Савва) основал великую Архиепископию, дом Спасов, зовомую Жича, кою начал и завершил с благословенным своим братом, великим жупаном кир Стефаном», – писал летописец, объясняя построение Жичи любовью меж братьями. В 1219 году святой Савва Сербский отправился в Константинополь. Там, после переговоров с Константинопольским Патриархатом, он был рукоположен во архиепископа – Предстоятеля Сербской Церкви, а сама Сербская Церковь получила автокефалию. Вернувшись после хиротонии из Константинополя, святой Савва привез византийских мастеров для росписи собора Вознесения Господня в Жиче. Новоустроенный Жичский монастырь стал кафедрой Сербской архиепископии. В 1220–1221 годах строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. По завершении строительства в Жичской обители были проведены собор и коронация князя Стефана Неманича как первого сербского короля (поэтому он получил свое прозвание Первовенчанный). Впоследствии в народном эпосе Жичская обитель была воспета как «седмивратная Жича», поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Предстоятелям Русской и  Сербской  Православных Церквей сослужили:  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа  в Республике Казахстан;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин ;  митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий ;  митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий ;  митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий ;  митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн , председатель  Синодального миссионерского отдела ;  митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ;  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель  Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ;  архиепископ Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси;  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий ;  архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Егорьевский Марк , председатель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  епископ Моравичский Антоний , настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон ;  епископ Смоленский и Вяземский Исидор ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник  Соловецкого ставропигиального монастыря ; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры;  протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде (Сербия);  иеромонах Антоний (Севрюк) , секретарь администрации приходов Московского Патриархата в Италии; насельники лавры в священном сане, а также  митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Новограчаницкий, Средне- и Западноамериканский Лонгин, епископ Бачский Ириней, епископ Рашско-Призренский Феодосий и другие члены официальной делегации Сербской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3109264.ht...

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские , то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Иисуса и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Афанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил на Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

иером. Дамаскин (Христенсен) Часть IX 79. Наследие Сербского епископа Саввы Пишу о владыке Иоанне, и все как-то становится приятно на душе. Не хотелось бы, чтобы более важные сведения о нем затерялись. Епископ Савва (Сарачевич) 1205 Мы уже рассказывали, как некогда, путешествуя по Канаде, отец Герман – еще до знакомства с отцом Серафимом – встретился с епископом Саввой Эдмонтонским и проговорил с ним всю ночь, больше, правда, слушая рассказ епископа о том, каким ему видится духовное возрождение Русского Зарубежья. В то время отец Герман недоверчиво слушал владыку, и не без оснований. Как отметил потом отец Серафим, «пламенные призывы епископа Саввы собрать Братство духовного возрождения поначалу вызвали некоторый интерес, но так ни к чему и не привели – ив основном, без сомнения, потому, что этому никак не способствовали условия русской эмиграции, придавленной мирскими заботами и искушениями». 1206 В последние годы жизни епископу Савве выпало сеять семена духовного возрождения, и им суждено было дать всходы, о которых он и не мечтал за все годы трудов на этом поприще. После кончины архиепископа Иоанна он оказал Церкви неоценимую услугу, записав свидетельства святости владыки Иоанна. Именно за этот труд любви выдающегося сербского иерарха епископа Савву сегодня люди поминают добром. Отец Серафим вспоминал: «Первые месяцы после упокоения архиепископа Иоанна в 1966 году в русской эмигрантской прессе появилось много личных свидетельств о его святости и подвижничестве, признаний его исключительной роли в жизни паствы. Но вскоре поток писем иссяк – очевидно, почитание, носившее личностный характер, на этих людях, знавших его лично, прерывалось. Тогда-то епископ Савва опубликовал свои материалы об архиепископе Иоанне. В 1967–1968 годах в газете “Православная Русь” он напечатал пятнадцать статей разного объема и назначения. Вместо разрозненных личных воспоминаний прихожан он поместил подборку своих собственных (провинция Альберта, Канада) свидетельств, тщательно отобранных и проверенных. В них раскрывались разные черты владыки Иоанна, его святые дела. Более того, епископ Савва снабдил свои статьи многочисленными цитатами из житий и творений святых отцов, для того чтобы подчеркнуть преемственность традиции православных святых, среди которых архиепископ Иоанн занимал достойное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010