7064 (1556) Года царскою грамотою утверждено во владение монастырю село Пузырево с церковию Николая Чудотворца, состоящее Тверской Губернии в Бежецком уезде, которое дал по вкладной записи некто знатный Боярин Иван Васильевиче Полев. В сем же году по приказу Новгородских Дьяков, оброк платимый в Новегороде в Государеву казну за Виремские варницы, с монастырских крестьян сложен. 7065 (1557) Года Великий Государь Царь Иоанн Васильевич пожаловал на строение соборной церкви Преображения Господня 1000 рублей. Сего же лета Августа в 15-й день Игуменом Филиппом освящена оконченная строением каменная соборная церковь Успения Пресвятыя Богородицы. 7066      (1558) Года пожалован крест со Святыми мощами, весь золотой, украшен крупным жемчугом и дорогим каменьем; а от Государей Царевичей и Великих Князей Иоанна Иоанновича и Феодора Иоанновича приложено в тот крест, при делании его Феодором Димитриевым Сырковым, 210 рублей. Тогож года Мая 27-го дня тщанием Игумена Филиппа обложена строить на погребах соборная Преображения Господня церковь с приделами: от полудни во имя Собора Св. Архангела Михаила, а от севера придел Преподобных Отец Зосимы и Савватия, в котором ныне почивают честные их мощи. Вверху сей соборной церкви на сводах под угольными главами устроены четыре придела: с восточной страны от полудни, во имя Собора 70 Апостолов; с восточной и полуночной страны, Святых дванадесяти Апостолов; с западной полуденной страны, Св. Великомученика Феодора Стратилата, с западной же полуночной страны, во имя Преп. Иоанна Списателя Лествицы. Своды всей церкви поддерживаются двумя огромными колоннами. Она была освящена 7074 (1566) года Августа 6-го дня и сего же месяца 8 числа мощи Преподобных Отец Зосимы и Савватия, взятыя из недр земных, перенесены в новосозданную во имя их церковь . По совершении сего, в отсутствие Игумена Филиппа, отправившегося в сем году на Московскую Митрополию, отправлен по древнему обыкновению с Соловков в Москву к Великому Государю старец Спиридон, с частицами мощей Преподобных и со Святою водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . празднование ему отправляется с давних времён 27 сентября и празднуется Соловецкому Чудотворцу, а не другому какому-либо святому, которого житие неизвестно. (Очевидно, священник ничего не знал о пр. Савватии, упоминаемом у пр. Иосифа Волоцкого и из желания выйти из-под страха епархиального начальства, указал на пр. Савватия Соловецкого). При сем священник счёл нужным к сему прибавить, что «в их Савватьевской церкви, бывшем прежде монастыре, – имеется гробница, под которой будто бы похоронен, как носится молва, основатель и строитель оного монастыря Савватий. Над гробницей пелена, на которой вышит серебром лик и надпись, в которой, между прочим, находятся слова: «Савватий Тверской», а также икона, изображающая житие Савватия Тверского, и пещера в недальнем расстоянии от церкви, на южной стороне, где он, Савватий, по предположению, и жил, и вериги, хранящиеся, которые яко бы он носил. Приходящий для богомоления народ поклоняется гробнице и надевает на себя вериги. Всё это существует с давнего времени; достоверного же сведения о нём, Савватии, не имеется». Вот это и следовало бы сказать Савватьевскому священнику и прибавить, что до конца прошлого, 18, столетия по распоряжению Консистории (и – нужно сказать – произвольному), – отправляется служба пр. Савватию Соловецкому. Мог бы священник указать и на синодик Савватьевской церкви, в котором упомянут основатель монастыря Савватий и перечислены его преемники в 18 веке. Дьякон Савватьевской церкви показал, что «народ, приходящий в их церковь для молебствий, может быть, почитает другого угодника Божия Савватия, а не Соловецкого; это ему, диакону доподлинно неизвестно. Народ поклоняется гробнице, в Савватьевской церкви находящейся, и надевает на себя вериги, тут же хранящиеся; надписи над гробницей нет». Пономарь в Савватьеве показал, что над пещерой близ их церкви стоит образ Савватия Тверского «по древнему обычаю» и бывает крестный ход для водоосвящения в так называемую «пустыньку», что совершается во второе воскресение после Троицы и 27 сентября. Первый крестный ход установлен по просьбе волостного головы и крестьян, по случаю скотского падежа. О гробнице в показаниях сообщил: «гробница на левой стороне церкви и покрыта пеленой, а под нею изображение пр. Савватия, Оршинского и Тверского чудотворца, во весь рост; под оной гробницей в футляре за стеклом вериги... и говорят, что будто бы тут погребён пр. Савватий, бывший игумен того же монастыря. С какого времени они находятся в их церкви, неизвестно, но с давних пор». – В Тверскую Консисторию из Савватьевской церкви были вытребованы:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

1) Образ: «изображение жития пр. отца нашего Савватия, подвизавшегося в пещере близ р. Орши; при брезе оные реки создася монастырь, зовом Савватьева пустынь»; 2) Местный образ из иконостаса придела в честь св. Николая с изображением пр. Савватия Тверского; 3) Пятилистовый образ пр. Савватия, молящегося пред крестом на коленях, стоявший в алтаре Сретенской церкви, в серебряной позолоченной ризе; 4) Довольно облинявший малый образ пр. Савватия Тверского, бывший в пещере; 5) Гарнитуровый голубой покров с изображением в рост пр. Савватия и с надписью вокруг головы: «пр. Савватий Воршинский Тверской Чудотворец»; 6) Парусинный покров с изображением пр. Савватия во весь рост и Нерукотворным образом вверху и двумя ангелами; 7) Три железных вериги в 18½ фунтов, большей частью потёртые и довольно светлые. – На основании указа Св. Синода 22 апреля 1852 г. Консисторией предписано: 1) гробницу теперь же до земли разобрать и материал из неё употребить – дерево на отопление церкви, а кирпич на церковные поделки; 2) иконы и пелены с изображением пр. Савватия и вериги отослать в Кафедральный (Тверской) собор. Но Савватьевские крестьяне от всего прихода упросили благочинного оставить все эти вещи неприкосновенными, что и было исполнено (тем более что архиепископ Григорий, возбудивший дело о местных святых, скоро был переведён в Казань). На половине пути от Савватьевского до г. Твери, на возвышенной местности, с которой виден город, построена деревянная часовня, будто бы в воспоминание того, что здесь было свидание пр. Савватия с св. Арсением, епископом Тверским, и что на этом месте любил отдыхать пр. Савватий, когда он пешком отправлялся в Тверь. В 1897–1898 . над гробницей пр. Савватия на средства почитателей его устроен новый балдахин. Подробное описание церкви с. Савватьевского и бывшего в нём монастыря было составлено в 1897 г. преподавателем Тверской духовной семинарии А. Аф. Митропольским. Имена Савватия и Ефросина, как святых, внесены в Полный христианский месяцеслов под 2 марта (Киев, 1875). Изображения пр. Савватия, основателя Савватьевской пустыни, снятые с его лика, вышитого на гробовой пелене, находятся в Крестовой (Апостольской) церкви в Твери и в церкви на соборной колокольне г. Твери (Архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых, 2 марта). 22. Преподобный Евфросин

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Пр. Иосиф, в мире Иоанн, родился в 1440 г. в с. Язвище (или Покровском), близ г. Волоколамска, Московской губернии; он происходил из знатной фамилии бояр Саниных, переселившейся из Швеции в Россию; семи лет он был отдан отцом для обучения грамоте в Волоколамский Крестовоздвиженский монастырь (ныне приходская церковь ); там он, под руководством благочестивого старца Арсения, возрастал в страхе Божием. Возлюбив монашеское житие, он рано стал помышлять об иночестве и 20 лет поступил в Боровский монастырь (Калужской губернии), где пр. Пафнутий постриг его в монашество с именем Иосифа. Здесь Иосиф, несмотря на свою молодость, строгостью жизни, точным выполнением монастырских послушаний, любовью к чтению божественных Писаний и усердием к Богослужению превосходил всех иноков, и поэтому был любимым учеником пр. Пафнутия, который перед смертью назначил его своим преемником по управлению обителью. Но Иосиф вскоре возбудил против себя неудовольствие братии; ему желательно было, по уставу древних обителей, ввести строгое общежитие. Встретив со стороны монахов сильное сопротивление, Иосиф с благочестивым старцем Герасимом тайно оставил Боровский монастырь и, скрывая свой сан игумена, выдавал себя за ученика Герасимова. С этим старцем Иосиф, желая изучить монастырскую жизнь, особенно общежительный устав, посетил многие обители, между прочим Саввин, Савватиевский и др. обители Тверской губернии (см. пр. Савва Саввинский и Савватий Савватиевский и через довольно продолжительное время возвратился в свой (Боровский) монастырь, где братия с радостью приняли его. Но и на сей раз от введения общежития они уклонились. Тогда с 7 иноками, разделявшими его убеждения, он отправился в Волоколамск, с дозволения местного князя избрал для построения обители глухое место среди дремучего леса и здесь, с благословения Новгородского архиепископа Геннадия в 1479 г. построил монастырь и церковь в честь Успения Божией Матери и ввёл в нём строгое общежитие. Слух о благочестии и мудрости Иосифа привлёк многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь, и вскоре собралось братии до ста человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Блаженный Василий Вологодский, Кубенский. Август, 2 XV в. Преподобный Никифор Калужский. Июнь, 16 XV в. Преподобный Моисей Белоезерский. Февраль, 23 XV в. Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские. Февраль, 4 XV в. Преподобные Корнилий и Авраамий Палеостровские. Май, 19 XV в. Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие. Июнь, 4 XV в. Преподобные Тверские: Варсонофий, Савва, Савватий и Евфросин. Март, 2 XV в. Преподобный Афанасий (Старший), Игумен Высоцкий. Сентябрь, 12 ок.1401 Преподобный Кириак Каргопольский. Апрель, 28 1402 Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский. Апрель, 1 1404 Мученица благоверная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская чудотворица. Декабрь, 21 1406 Святитель Киприан, митрополит Московский, всея России чудотворец. Сентябрь, 16 1406 Преподобный Стефан Махрищский. Июль, 14 1406 Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский. Декабрь, 3 1407 Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская. Май, 17 1407 Святитель Арсений, епископ Тверской. Март, 2 1409 Преподобный Савва Московский. Июнь, 13 1410 Преподобные Феофил и Иаков Омучские. Октябрь, 21 1412 Преподобный Сергий Нуромский. Октябрь, 7 1412 Святитель Дионисий, архиепископ Ростовский. Октябрь, 18 1425 Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец. Ноябрь, 17 1426 Преподобный Ферапонт Белоезерский. Май, 27 1426 Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (Белозерский). Июнь, 9 1427 Преподобный Павел Комельский или Обнорский. Январь, 10 1429 Священномученик Патрикий Владимирский. Июль, 3 1430 Святитель Фотий Московский, митрополит Киевский и Владимирский. Июль, 2 1431 Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Ноябрь, 11 1433 Преподобный Савватий Соловецкий. Сентябрь, 27 1435 Преподобный Евфимий, просветитель Карелии. Апрель, 18 1435 Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий. Июнь, 1 1437 Преподобный Александр, игумен Куштский. Июнь, 9 1439 Святитель Герасим епископ Пермский. Январь, 29 1441 Преподобный Григорий Пельшемский. Сентябрь, 30 1441или 1449 Преподобный Иаков Железноборовский. Апрель, 11 1442

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589 ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (сер. XV в.- между сент. 1511 и нояб. 1514), иером. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, книжник ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский

http://pravenc.ru/rubrics/121754_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь НОВОСИБИРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новосибирский во имя святых новомучеников и исповедников Российских мужской монастырь (Новосибирской и Бердской епархии Новосибирской митрополии), находится в г. Новосибирске НОВОСОЛОВЕЦКАЯ ВСЕЛУЦКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась на о-ве Вселуцком (ныне Зосима и Савватия (др. названия - Малосоловецкий, Божье Дело)) на оз. Вселуг, в окрестностях Осташковских слобод (с 1770 Осташков, ныне Тверской обл.), в 35 км от истока Волги НОВОСОЛОВЕЦКАЯ МАРЧУГОВСКАЯ ВО ИМЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ (Марчуковская), находилась в с. Фаустове Бронницкого у. Московской губ., на левом берегу р. Москвы «О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 8 апр. 1929 г. «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» основной закон СССР в сфере конфессиональных отношений, принятый Верховным Советом СССР 1 окт. 1990 г. «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ» именной Высочайший указ имп. св. Николая II Александровича, данный в праздник Пасхи, 17 апр. 1905 г., Сенату и положивший начало изменению отношения Российского гос-ва к старообрядчеству и неправославным конфессиям ОБНИЩЕВАНЦЫ религ. движение среди фабричных рабочих и кустарей в С.-Петербурге в кон. 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XIX в. ОБНОВЛЕНЧЕСТВО (обновленческий раскол), раскольническое движение 20-40-х гг. XX в. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью в ходе реализации ее антицерковной политики ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (ОЛДП; офиц. название - «Московское общество любителей духовного просвещения»), российское научное и просветительское об-во ОЛЕСНИЦКИЙ Аким (Иоаким) Алексеевич (1842 - 1907), правосл. богослов, библеист, д-р богословия, заслуженный ординарный проф. КДА, почетный член МДА, КДА, КазДА и СПбДА ОЛЕСНИЦКИЙ Маркеллин Алексеевич (1848 - 1905), профессор КДА, автор сочинений по нравственному богословию и педагогике

http://pravenc.ru/rubrics/121660_75.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРШИН В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тверской и Кашинской епархии Тверской митрополии), расположен в дер. Орше Калининского р-на Тверской обл. Время основания обители Документальных свидетельств о времени основания обители нет. В кон. XIX в. церковный историк А. А. Митропольский выдвинул версию о том, что насельником О. В. м. был прп. Савватий Тверской, и на этом основании считал, что мон-рь возник не позднее XIV в. Это мнение было оспорено Е. А. Веригиным ( Веригин. 1913. С. 6), к-рый отмечал, что прп. Савватий именовался Оршинским, по всей видимости по названию р. Орши, на берегу к-рой находился основанный им Савватьевский мон-рь. Оршин Вознесенский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Оршин Вознесенский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Первое достоверное упоминание об О. В. м. содержится в «Слове похвальном о благоверном великом князе Борисе Александровиче» инока Фомы (сер. XV в.), в котором утверждается, что вел. князь Тверской (1425-1461) Борис Александрович «устроил монастырь» (Инока Фомы «Слово похвальное». 1982. С. 292, 612). В нек-рых работах высказывалось предположение о том, что речь шла не об основании обители вел. князем, а о благоустроении уже существовавшей обители (Вознесенский Оршин мон-рь. 2017. С. 15-17), однако этот вывод представляется сомнительным. XV в.- 1919 г. История О. В. м. до XVIII в. крайне слабо освещена источниками, что, по всей видимости, связано с гибелью многих из них в Смутное время. Обитель была основана как мужская. Уже в 1-й пол. XVI в. это был достаточно богатый мон-рь, что способствовало возведению там в сер. XVI в. каменного собора. Не позднее 1551 г. в обители была введена архимандрития; по мнению Д. Г. Давиденко, возможно, она была установлена сразу при основании мон-ря вел. князем Тверским Борисом Александровичем ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 309). Архимандрития в О. В. м. просуществовала до сер. XVII в. В Смутное время мон-рь дважды подвергся разорению: по разным данным, это произошло или в 1603 и 1611 гг., или в 1606 и 1612 гг., или в 1609 и 1612 гг. В 1613 г. настоятель О. В. м. архим. Иосиф подписал грамоту об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

И толми паче подвизася на добродетели, яко от Бога и дар пророчествия прия, и начасте в церкви Божии изуст Божественное писание о пользе душевной ясно всем сказоваше, и приходящыя к ней различными недуги изцелеваше многи. И во время нахождения нечестиваго Батыя обитель свою от пленения его молитвами своими сохрани, и тако преставишася в вечныя обители, месяца септевриа в 25 день – воньже прежде обещание ко Господеви Богу своему сотворивши, в тойже и конечное от земли отхождение к Богу прият. Ему же слава, ныне и присно; и во веки веков. Аминь. 9. Преп. Савватий Соловецкий чудотворец (27 сент.) Бысть убо во дни благочестиваго и великаго князя Василия, сына Василиева, Владимирскаго и Московскаго и великаго князя Бориса Тверскаго и князя Феодора Рязанскаго, кормила же церковная правящу великаго Нова града и Пскова, Архиепископу Евфимию брадатому в лето 6904 (1396), бысть во едином от монастырей Белозерских, в Кириллове именуемем, житель старец именем Савватий, пребываше со инеми монахи, работая Господеви день и нощь, изнуряя тело свое постом, и бдением, и молитвами. Бысть же той старец в послушании у игумена и братии, и вся службы монастырския проходя добре, любим бе от всех и почитаем, яко образу ему быти прочым иноком во всех добродетелех. И стужив си (впав в уныние, в печаль), зане не восхоте славы от человек приимати, но от единаго Бога славы ища, тщашеся бо в лучшая приходити жития блаженный. И посем нача молити игумена и братию о исхождении своем (об отпуске его) из Кириллова монастыря. «Есть, рече, в новгородских монастырях монастырь на острове, глаголемем Валаам, и тамо по вся нощи труждаются братия, делающе своима рукама и от того пищу себе нужную приимаху, – да отпущен буду с благословением вашим в сей монастырь». И еже проси, сице и получи. По некоему же убо Божию смотрению, прииде в монастырь он рекомый Валаам, во обитель святаго Преображения Спасова и тамо прият быв честне, труждаяся с братиею, и прилагая труды к трудом; и бе убо любим всеми, и пребыв тамо не мало время; и плоть истнив (истощив) до конца жилище явися святаго духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Горки. Часовня Зосимы и Савватия Соловецких. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Напротив острова Божье дело, на восточном берегу озера Вселуг, раскинулась деревня Горки. Традиционное название деревни произошло, по-видимому, от тех самых горок, между которыми пролегла ее широкая улица, спускавшаяся прямо к воде. В центре деревни, на откосе оврага, прижалась неприметная часовенка. Подойдя к ней поближе, понимаешь, что она иная, нежели те, которые изредка еще встречаются по тверским деревням и селам. Необычно само по себе строительство часовни на откосе, и, только внимательно исследовав ее, можно понять, что построена она так не случайно. Когда-то вход в часовню вел не со стороны посада, а по лестнице прямо с улицы, проходившей по дну оврага. Широкая паперть — гульбище на выносных консолях, нависающее над оврагом,— ограждена парапетом и окружает саму часовню с северной и западной стороны. Восточная сторона — глухая, обращена прямо в овраг, а южная, с одним окошком,— на посад. Другое окно с северной стороны выходит под навес гульбища. Сруб часовни — клетского типа, поставлен на валуны и сложен из толстых бревен. С восточной стороны бревна протесаны, что сразу выделяет эту часть здания среди остальных. Венчает часовню четырехскатный шатер с простым кованым крестом. Шатер первоначально был выше и стройнее, что подсказывает направление врубок от стропил на верхних венцах сруба. Косящатая колода дверного проема, ведущего с паперти внутрь, и обе колоды окон вытесаны из толстых плах. Внутри углы стен скруглены, пол — из широких досок, потолок набран «в елку». Время возникновения часовни неизвестно. Но бревна, особенно нижние венцы, имеющие 50—60 сантиметров «в отрубе», техника обработки их торцов топором, форма консолей под гульбищем, широкие половницы, колоды оконных и дверных проемов — все это говорит о ранней дате памятника, позволяет отнести его ко времени строительства церкви в Ширковом погосте. Подобные часовни строились порой в течение одного дня, по обету, из самого доступного материала, посвящались какому-либо местному событию, празднику или местночтимому святому. Такие немудреные произведения народного зодчества быстро ветшали, заменялись на более капитальные строения или погибали в огне пожарищ. Следы перестроек часовни в Горках тоже хорошо видны, но они не исказили до неузнаваемости памятник, и его древние формы просматриваются почти в каждой детали. В Тверской области это, пожалуй, единственная хорошо сохранившаяся древняя деревянная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=16431

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010