Савватьево. Савватьева пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1390. Ссылки:   Адрес: Тверская область, Калининский район, с. Савватьево. Координаты: 56.829993, 36.105536 Проезд:По шоссе Тверь - Ильинское (Кимры), перед мостом через Оршу направо; Маршрутное такси 1, 77 до конца далее пешком 4 км или авт. 121 остановка перед мостом и пешком 800 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В Тверь прп. Савватий мог попасть в свите свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406). Митрополит Киприан известен прежде всего тем, что активно вводил в Русской митрополии Иерусалимский устав взамен бывшего у нас до этого Студийского устава. Поэтому неудивительно, что вместе с собой он решил взять несколько монахов с православного Востока, и, надо думать, монахов выдающихся, могущих передать непосредственно русским опыт иноческого жития по новому уставу и утвердить его своим высоким авторитетом. В 1390 г. свт. Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего свт. Арсения Тверского чудотворца (1390-1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и Савватий. В свите митрополита находилась целая группа «палестинских иноков», принесших в Москву в 1390 г. чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина». В шумном городе, бывшем в то время столицей Великого княжества Тверского, Савватий не задержался. Ища более строгого иноческого подвига, он удалился в глухие лесные дебри. В 12 верстах к востоку от Твери на берегу р. Орша (древн. Вороша, Ворша) он выкопал себе небольшую пещерку, а также колодец и прудик рядом с ней. Тело свое подвижник изнурял ношением тяжелых железных вериг, к которым прикреплялся камень. Общий вес вериг прп. Савватия с камнем составлял 57 фунтов, т.е. около 25 кг. Кроме того, старец имел обычай ходить босиком, очевидно, принесенный им с Ближнего Востока. В уединенном молитвенном подвиге прошли многие годы, в конечном итоге принесшие плод святости и обильных даров Духа.

http://sobory.ru/article/?object=04768

Скачать epub pdf Житие и подвиги преподобного Савватия Соловецкого 322 Было это в дни благочестивого великого князя Василия Васильевича Владимирского и Московского и великого князя Бориса Александровича Тверского и великого князя Федора Ольговича Рязанского в год 1436. На Архиерейском престоле тогда правил митрополит Фотий 323 , по происхождению грек, а престолом в Новгороде владел архиепископ Евфимий Брадатый. В одном из Белозерских монастырей, в Кирилловом, жил инок по имени Савватий. А из какого он был города или селения и кто были его родители, этого мы не знаем точно. Ведь много лет прошло до нынешнего написания. И не смогли узнать, в каком возрасте он принял иноческий образ. Немногое нам удалось узнать от мужей боголюбивых и из бесед духовных от иноков, приходящих к нам с острова того. Вот то, о чем поведали они, для душевной пользы всех, кто хочет спасения душе и пожелает последовать добродетельному житию угодников Божиих. Савватий, живя в Кирилловой обители и преодолевая все послушанием игумену и всей во Христе братии во всякой возложенной на него службе, еще и многим воздержанием и постом изнурял свое тело и побеждал страсти. Этим он всему воинству бесовскому и самому дьяволу много досадил. Был же Савватий любим и почитаем иноками всеми и самим игуменом обители той за многое его послушание, кротость и смирение. И был он для них примером во всех добродетелях и правилах иноческого жития. И начал стыдиться этого, говоря: «От людей славу принимаете, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» 324 . Ибо, много лет живя в монастыре том, всегда стремился блаженный Савватий к Небесному жительству, как сказано пророком: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники» 325 . И начал просить игумена сам и молитв братии, чтобы отпустил его с благословением. Ибо слышал он от странников такой рассказ: «Есть в Новгородской земле озеро, называемое Ладожским. Лежит на том озере остров, именуемый Валаам. А на острове том стоит монастырь во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа. И пребывают в нем иноки в трудах неустанных. И от трудов своих рук пищу себе добывают, песнопения же и молитвы беспрестанные принося Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН († после 1460), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.). Основным источником сведений о Е. является 10-я гл. духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих». Прп. Иосиф приводит сведения о Е., рассказывая о своей встрече со святым зимой 1459/60 г., когда прп. Иосиф недолгое время (до февр. 1460) жил в Савватиевом мон-ре. По свидетельству прп. Иосифа, Е. был «родом князь тепринский», по-видимому из тверских служилых землевладельцев. Прозвище, вероятно, не родовое, по владению. Дер. Тепра Большой половины Задубровской слободы Кашинского у. названа в грамоте царя Иоанна IV Васильевича тверскому Афанасиевскому жен. мон-рю (на Песках) от 15 февр. 1555 г. В грамоте подтверждаются судебные и налоговые льготы обители в отношении ее владений, прежних и новоприобретенных, в частности дер. Тепры, купленной монастырем между 10-ми и нач. 40-х гг. XVI в. у неизвестного владельца ( Кучкин В. А. Жалованная грамота тверскому Афанасьевскому мон-рю 1555 г.//ИА. 1960. 1. С. 220-224). На рубеже XIV и XV вв. Е. принял постриг (прп. Иосиф свидетельствовал, что к 1459/60 Е. прожил в монашеских подвигах 60 лет), вероятнее всего в Савватиевом мон-ре, став одним из первых его насельников (обитель основана не ранее 90-х гг. XIV в., в 1764 упразднена, храм стал приходским). С большой долей уверенности можно предположить, что духовным наставником Е. был основатель обители прп. Савватий Тверской († не позднее 1434). Через некоторое время Е. покинул Савватиев мон-рь, где его безмолвную жизнь нарушали множество людей, шедших к нему за духовным наставлением, и удалился в новгородские пределы, на остров «на великом озере Невском» (очевидно, в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь ), где «доволна лета поживе». Однако и там подвижник не нашел полного безмолвия и вернулся в Савватиев мон-рь. Он поселился «в Саватиеве пустыни... во отходе», т. е. в отшельнической келье неподалеку от монастыря (на этом месте - в «Пустыньке» - в лесу, в полукилометре от бывш. Савватиева мон-ря, сохр. колодец и полуразрушенная пещера, где жили отшельники). Там он подвизался в 1459/60 г., когда в Савватиевом мон-ре находился прп. Иосиф.

http://pravenc.ru/text/187850.html

архим. Досифей Летописец Соловецкий на четыре столетия, от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1847 год Источник Краткое повествование о начальном житии на Соловецком острове преподобных отец Зосимы и Савватия и сотрудника их Германа В царствование Благоверного Государя и Великого Князя Василия Васильевича (Тёмного) Владимирского, Московского и всея России Самодержца, и во дни Великого Князя Бориса Александровича Тверского и Великого Князя Феодора Ольговича Рязанского, при бывшем тогда из Греков Митрополите Фотии всея России, и при Новгородском Архиепископе Евфимие Брадатом, в Белоозерском Кириллове монастыре имел пребывание боголюбивый инок, Преподобный отец Савватий. Из сего монастыря переселился он в Валамский, что на Ладожском озере; по нескольких же летах, для смирения своего и избежания славы человеческой, отшел и из сего монастыря в страну поморскую на Выг реку, где, обретши себе единомышленного авву Германа, удалился с ним от береговых жителей и водворплся на необитаемом острове. Соловецком 6937 (1429) года. О роде и о стране, о летах и пострижении Преподобного Савватия, сведений нигде и никаких не отыскано; известно токмо, что по прибытии его на остров Соловецкий, чудесно открыто ему богоугодное его здесь поселение, ибо в один недельный день Преподоб. Савватий, изшед из келлии своей для покаждения близ оной водруженного Креста Господня, услышал глас плача, и возвестил о том подругу своему Герману, который, пришед на то место, откуда оный глас происходил, нашел плачущую жену поселившегося здесь одного поселянина. Она с рыданием возвестила ему, что когда взошла на гору узреть, своего мужа, долго не возвращающегося с рыбной ловли, то вдруг жестоко была наказана от двух неизвестных благообразных юношей, с таковым притом ей повелением, чтобы она с мужем немедленно удалилась с острова сего, Богом предназначенного к обитанию иночествующих. Сие чудесное происшествие действительно побудило насельников сих удалиться с Соловков и повествовать о нем всем побережным жителям, которые с того времени, обяты будучи страхом, не осмеливались более присвои-вать себе угодий сего пустыннаго острова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Аркадий (Губанов): «Вас еще не посадили? До вас руки еще не дошли» (+ВИДЕО) Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело Михаил и Екатерина П. Озеро Вселуг, Тверская область. Через него проходит верхнее течение Волги. Для многих эти места ассоциируется в первую очередь с рыбалкой. Считается, что это одно из самых экологически чистых мест отдыха в Европе. Но не все знают, чем знаменит один из двух маленьких островов, расположенных на озере. Остров Зосима и Савватия (или Малый Соловецкий) ещё называют «Божье дело». Дело в том, что монах Иоиль (в миру Иона), который в XVIII в. был первым служителем тогда еще деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы, собирал с заезжих купцов и всех неравнодушных по копеечке «на Божье дело», то есть на возведение монастыря. Так «Божье дело» и прижилось в качестве народного названия острова. Со временем Иона и стал основателем Ново-Соловецкой Вселукской пустыни. Монастырь был основан в 1701-м году, а уже в 1728-м году начинается строительство каменного храма во имя Пресвятой Троицы с приделами Покрова Богородицы и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К настоящему времени от всего монастырского ансамбля остались лишь фундаменты – в советское время все постройки монастыря были разрушены. Братия монастыря в 1929-м году была сослана, а некоторые стали мучениками за веру и причислены к лику святых. Деревянный храм Живоначальной Троицы построен в 1997-м году на месте разрушенного Троицкого собора Новосоловецкой пустыни. А с 2021 года на острове ведутся работы по возрождению древней обители. – Выходишь ты на улицу из своего спального района – ты уже на богослужении находишься: как ты себя в трамвае ведешь, как в троллейбусе себя ведешь, кому место уступишь, кому-то какую-то копейку подашь, кому-то улыбнешься, кого-то не пнешь. Тебя пнули, а ты не пнешь – пожалеешь человека, помолишься о нем. На работу придешь, там тоже люди придут: кто недоспал, кто не в настроении. А ты улыбнешься, скажешь: «Миленький, все будет хорошо. Жизнь-то только начинается. Надо радоваться – всему».

http://pravoslavie.ru/152548.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Вознесенском Оршине монастыре 24.04.2009 475 Время на чтение 6 минут Тем, кто бывал в русских монастырях, думаю, хорошо знаком этот рассказ - о процветавшей до революции обители, закрытой большевиками, о сосланных монахах, о долгожданном возрождении в 1990-е, о мерзости запустения на месте некогда «райского сада», о службах в поначалу не отапливаемом храме, где зимой пар шел изо рта (причем именно это время было самым счастливым!), о том, как однажды нечем было заплатить строителям, но по молитве перед монастырской святыней тотчас кто-то приносил ровно требуемую сумму… Все эти истории, повторяющиеся с небольшими вариациями, у нас на глазах становятся Историей с большой буквы, а мы, паломники, ее бытописателями. Под покровом преподобного Савватия Вознесенский Оршин монастырь - один из самых древних на тверской земле. Он был основан как мужской на рубеже XIII-XIV веков. Издревле славился строгостью жизни иноков. У истоков его основания стоял преподобный Савватий Оршинский. О нем рассказывает настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия: - Преподобный Савватий был современником, а может быть, и учеником преподобного Сергия Радонежского. Стремясь к уединенной жизни, он ископал себе землянку в шести верстах от монастыря (сейчас там находится деревня Савватьево) и жил в ней. Он навещал братию, духовно окормлял ее и снова возвращался в лес. Это место не было поругано в годы гонений. Сейчас там владыкой Ювеналием установлен крест, служатся молебны. И в нашем монастыре есть небольшой деревянный храм преподобного Савватия, так что по сей день мы прибегаем к молитвам преподобного. О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на Земский Собор 1613 года, на котором избирался первый русский царь Михаил Федорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. В первой половине XVI века в монастыре выстроили величественный собор Вознесения Господня. В XVII веке, во время польско-литовских нашествий, обитель неоднократно подвергалась разорениям, почти все монахи были убиты, храм осквернен. В 1649 году монастырь приписали к Тверскому архиерейскому дому. К началу XX столетия в нем оставалось лишь семь насельников. В феврале 1903 года монастырь преобразовали в женский. Первая игумения, матушка Евдоксия, приехала с восемью сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря. Через десять лет насельниц было около 140, отреставрированы храм, игуменский корпус, возведены кельи. Сестры писали иконы, молились «за вся человеки» по особому чину. В монастырской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой мировой войны - приют для детей погибших воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

С Савастьянова на Водоге на Сохоте пустынь Давно уже упразднённая мужская, основана священноиноком Севастианом, в 7008 (1500) году скончавшимся. Она упоминается в 1697 и 1703 годах в Вологодской Епархии, и был в ней тогда Строителем. Ныне состоит она Ярославской Епархии в Пошехонском уезде на берегу реки Согожи, вытекающей из болота и впадающей в Шексну. См. Сохотская. Савватиев монастырь Мужской упразднённый, находился в Тверском уезде и до Штатов 1764 года принадлежал к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. По Штатам же обращён в приходскую церковь . О начале построения этого монастыря сведений не имеется: но он существовал ещё в начале XVI столетия и упоминается в житии Преподобного Корнилия Комельского. См. Пролог месяца Мая 19 день и описание Корнилиева монастыря в IV части Истории Российской Иерархии, стр. 652. Прибавление Савин или Саввы Освященного монастырь Мужской. Находился близь Столичного города Москвы и Новодевичьего монастыря, на правом берегу реки Москвы. Упоминается он в 1525 году (см. Никонова Летопись, ч. VI, стр. 231. Ныне тут приходская каменная церковь во имя Пр. Саввы Освященного с приделами, из коих один во имя Знамения Богородицы, а другой во имя Св. Николая, построенная в 1592 году из казны Большого Дворца и в 1607 году поновлённая. Слобода около лежащая именуется по этой церкви Савинской (см. Древняя Российская Вивлиофика, изд. 2, ч. VIII, стр. 183). Савин Переяславский монастырь В 1155 году выжжен Половцами (см. Никонова Летопись, ч. II, стр. 144). Савиновишерский монастырь Заштатный. См. Вишерский. Савин Сторожевский монастырь См. Описание в Истории Российской Иерархии, ч. II, стр. 548 и далее. Савин Тверской монастырь Мужской, упоминается около половины XV столетия. В нём жил славившийся тогда старец Варсонофий, прозванием Неумоя, к которому приходил Преп. Иосиф Волоколамский для пострижения; но он велел ему идти к Пр. Пафнутию в Боровск. Этот монастырь тот же, что и Савин Сторожевский, который состоял тогда в Тверской области. Салдовский или Салдинский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Божье Дело, остров. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Соловецкий монастырь на Белом море известен во всем мире. Но мало кто знает, что на Верхневолжских озерах, в нескольких километрах от истока великой русской реки Волги, находится остров Малосоловецкий, на котором 300 лет назад был основан монастырь иноком Иоилем. Приписанная к Ниловой Пустыни Новосоловецкая Пустынь, в народе получившая название Божье Дело, находится на острове Вселуцкого озера. Площадь острова 12 га. Пустынь основана в 1701 году. В поисках уединения инок Иоиль поселился на острове, построил здесь храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святых Зосимы и Савватия, принял схиму с именем Иона. Прославлен в лике святых как преподобный Тверской земли. Похоронен под алтарем храма, который был взорван в 1947 году. Новая жизнь на острове Божье Дело началась в 1996 году. Храм Святой Троицы расположен на острове Вселуг, одного из Верхневолжских озер. Географическое название острова – Малосоловецкий или Зосимы и Савватия. Храм построен в 1997 году и является копией церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, расположенной на Заяцком острове Больших Соловков . Так подчеркивается духовная связь между Малыми и Большими Соловками. Источник: " Православная газета " 30 (735) 2013 г. Монастырь был основан, а уже в 1728 году начинается строительство каменного храма во имя Пресвятой Троицы с приделами Покрова Богородицы и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Строительство продвигалось небыстро. Но это был первый в нынешнем Пеновском районе каменный храм. В 1738 году освятили Покровский придел, в 1748 году - Зосимо-Савватиевский, а в 1753 году - Троицкий. Из уцелевших до наших дней храмов ближайший аналог монастырскому собору - церковь Оковецко-Смоленской иконы Божией Матери в селе Оковцы (1750 год) Селижаровского района, построенный той же осташковской артелью каменщика Ивана Мосягина. Иоиль не дожил до конца строительства. Он скончался в начале 1740-х годов, сложив с себя обязанности игумена и приняв перед смертью схиму с именем Иона. Его монастырь пробыл самостоятельным до 1792 года. Затем он был приписан к Ниловой Пустыни. До революции обитель славилась своими иноками - сюда старались посылать лучших представителей ниловской братии, действительно искавших иноческого жития и уединения - монастырь «Божье Дело» мало посещали паломники, а весь окрестный край считался глухоманью.

http://sobory.ru/article/?object=22543

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010