264 Киннам особо говорит сперва о Бакхине и особо потом о Примиславе, но что они у него одно и то же лицо, только называемое в двух разных местах двумя разными именами, это видно из начала его речи о Примиславе. Он начинает говорить о нем: «Примислав и прежде уже, как рассказано нами в другом месте, замышлял, отложиться от императора» (b Memorpop. II, 184); но в другом месте выше он говорил о Бакхине и вовсе не упоминал о Примиславе. 265 Киннам в своей нарочитой речи о сербских князьях говорит, что Примиславу наследовал Белуш, а Белушу Дежа (в Метог. рор. II, 184); но в одной случайно сделанной заметке у него читается, что Урош (неизвестно кому наследовавший) был-было согнан с престола народом, передавшим власть Деже, но снова был восстановлен императором (кн. 3, гл. 9 fin.). Если бы считать Уроша, на место которого был- было поставлен Дежа, за особое лицо от Белуша, которому наследовал тот же Дежа, то преемственный ряд выходил бы – Примвслав, Урош, Дежа, опять Урош, Белуш, Дежа (или Примвслав, Белуш, Дежа, Урош, Дежа, опять Урош, опять Дежа); но это слишком много смен на какие-нибудь пять-шесть лет после низведения Примислава (в 1156 г.) до окончательного утверждения Дежи (не позднее как в 1160 или 1161 году). Притом же, и главное, если бы Урош был отдельным лицом от Белуша, то Киннам не пропустил бы его в своем нарочитом рассказе о сербских князьях. 266 Дежу, о котором говорят византийцы, обыкновенно считают отцом Стефана Немани [См. Шафарика Древн. I, II, 418, где он называется Тешей или Техомилом. Заметим здесь кстати, что греческое  Δσε  по-славянски должно читать не Теша, а именно Дежа, сличай Киннама, у котораго, ed. Paris. р. 124,  Δεσ   χραξ -вал Дежи, с Животи кральева и архиепископа срцских, по изд. Даничича стр. 25 и 27, где то же самое место называется «место глаголемое Дежево в области жупы paшьckue», cfr Зanucku Географич. Общ. XIII, 140 fin.], но это совершенно несправедливо, и несомненно, что он есть не отец Немани, а сам Неманя, называемый другим своим именем (у Киниама он Дежа, у Никиты Хониата сначала Дежа, потом Стефан Неманя).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Между тем росло и зло – своеволие наместников. Каждый из них действовал по личным видам и хотел быть независимым. Умные христианские патриоты советовали Урошу заменить разбогатевших и зазнавшихся наместников людьми умеренными в желаниях. Но Урош не имел довольно твердости против гордых магнатов. Он доверился особенно Вулкашину. Вулкашина и Душан отличал доверием более, чем других магнатов. Он и брат его Углеш были великими дворниками Душана 894 . Но страсти наши, если не видят узды себе, даже и помимо нашей воли, даже и помимо сознания увлекают нас на дорогу порока и злодейств. Так было с Вулкашином. Сперва он взял себе в управление Босну, чтобы быть ближе к центральному правлению Сербии. Потом объявил себя кралем Боснии, а брат Углеш оказался деспотом Романии 895 . Только правитель Срема, князь Лазарь, с зятем Вулком Бранковичем оставался искренним в отношении к Урошу. Блаженный царь видел это и страдал особенно за ожидаемые беды родины. Вот явился грозный меч на восточных и южных христиан. Султан Мурат овладел Одрином и перенес сюда столицу из Бруссы. Орды турецкие ограбили Болгарию 896 . Теперь более, чем когда-либо, нужен был для Сербии Душан. У Вулкашина было столько же страсти к власти, сколько было у Душана; только не было у него ни ума, ни храбрости Душана. Болгарский пришлец, он не имел и любви к стране, которая так много дала ему; он весь предался себялюбивым замыслам; было бы ему хорошо и его семье, думал он, а прочее пусть идет, как идет. Он забрал себе власть у доброго Уроша; потом, не краснея, назначил на содержание его только незначительную провинцию. Чем далее, тем грознее становились опасности для Уроша. Чтобы охранить жизнь свою, Урош удалился на Дунай к князю Лазарю; с ним он был в родственной связи по Милице, жене Лазаря, происходившей из рода Неманичей. Удельные правители, которым Урош заявил о наглостях Вулкашина, дали ему слово в следующем году силою оружия смирить Вулкашина. Вулкашин, узнав о том, обратился к сестре своей и матери Уроша с пышными обещаниями – сделать все для Уроша; он успел столько уверить сестру в своей преданности к Урошу, что та, по желанию Вулкашина, настоятельно требовала и вызвала сына к себе в Скопле для примирения с Вулкашином. Вулкашин встретил Уроша с почестями, как царя 897 . Между тем коварный злодей приготовил товарищей задуманного злодейства. Он позвал Уроша на охоту, на Косово поле. Утомленный охотою, Урош сошел с коня у колодца и нагнулся, чтобы достать воды. В эту минуту Вулкашин ударил его булавою по голове, и тот упал мертвым. В темный вечер с наемными товарищами

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

270 Относительно первого правления Владислава известно с одной стороны, что он оставался на престоле «лета николика» после смерти Св. Саввы, который умер в январе 1235 или 1236 г., а с другой стороны, что в 1243 г. занимал престол уже Стефан Урош (см. Дометианово житие Саввы, по изд. Даничича стр. 333, о перенесении мощей, и стр. 344 послесловия автора, и b Monumenma Serbica p. 30). Что касается до второго правления, то в марте 1252 г. называется королем он Владислав, а в сентябре того же года уже Стефан Урош (см. грамоту b Rad’e I, 133 sqq). Что во второй раз Урош занял престол не после смерти Владислава, а из-под живого, cм. MonumenmaSerbica Mukлoшuчa р. 36. 271 Автор Родословника, заключая свой рассказ о Драгутине, говорит, что он завладел многими областями земли Угорской (стр. 41). Так как под этими областями невозможно разуметь еще других, кроме помянутых выше, то и следует понимать так, что Драгутин сначала владел ими в качестве вассала, а потом завладел в полную coбcmbehhocmь. CfrФeccлepa Geschichme von Ungarn, изд. 2-го т. 2, стр. 37 нач. 272 О завоевании Браничева см. Родосл. стр. 115 sqq. О том, кем именно отодвинута была юго-восточная граница с Моравы на Стримон, где видим ее до дальнейших расширений при Милутиновом преемнике (Родосл. стр. 181 и 182 нач.), прямых известий нет; но мы усвояем это самому Милутину, а не кому-нибудь из его предшественников, потому, что о каких-нибудь завоеваниях сих последних ничего неизвестно. 273 См. собственную запись о сем Душана в Истории сербского языка Майкова стр. 239fin. (в напечатанном списке записи, вместо 16 апреля, ошибочно 14), cfr bыnucku из официальных бумаг Венецианского архива в Гласнике XI, 363 и 374 (показание сербской летописи, в Памяти. Шафар. стр. 54, будто Душан поставился царем в 1348 г., несомненно ложно). 274 В 1371 г. турки завоевали города Ихтиман, Самоков и Кюстендил (Гaммepa Hismoirede l’ Empire Ommoman, в nepeboдe Doche’za, m. I, р. 78, col. 2 нач.); в 1373 г. они подчинили своей власти двух сербских деспотов или удельных князей, владевших частью Македонии между городами Драмой и Кавалой на востоке, и рекою Вардаром на западе (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

РЯЗАНСКАЯ, обн. ЗАПОРОЖСКАЯ, обн. паки ИРБИТСКАЯ, обн. НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ, обн. ПЕРМСКАЯ, обн. КОЛОМЕНСКАЯ, обн. КРУТИЦКАЯ, обн. 01.1946 СИМБИРСКАЯ 25.01(07.02)1946 22.07(04.08)1947 КРАСНОЯРСКАЯ 22.07(04.08)1947 11(24)01.1948 Софроний Дмитрук в/у ЧЕРКАССКАЯ 16(29)07.1992 26.07(08.08) 1992 ЧЕРКАССКАЯ 27.07(09.08)1992 Св. Софроний Кришталевский ИРКУТСКАЯ 18.04.1753 30.03.1771 Софроний Старков СЕЛЕНГИНСКАЯ 10(23)04.1922 17(30)04.1923 в/у ЧИТИНСКАЯ 08(21)04.1922 17(30)04.1923 в/у НЕРЧИНСКАЯ (СЕЛЕНГИНСКАЯ, обн. 17(30)04.1923 СЕЛЕНГИНСКАЯ, паки 02.1924 в/у ЧИТИНСКАЯ, паки 02.1924 ЯКУТСКАЯ АРЗАМАССКАЯ 20.09(03.10)1932 09(22)10.1932 Софроний, кн. Цулукидзе НИКОРЦМИНДСКАЯ 30.08.1814 19.11.1821 ИМЕРЕТИНСКАЯ 19.11.1821 08.11.1841 (Софроний Юско Румын) в/у МУКАЧЕВСКАЯ (1646) Софроний Ющук в/у БРЕСТСКАЯ 13(27)12.2000 22.01(04.02)2001 БРЕСТСКАЯ 22.01(04.02)2001 24.09(07.10)2002 МОГИЛЕВСКАЯ 24.09(07.10)2002 Спиридон в/у НОВГОРОДСКАЯ 25.02.1230 НОВГОРОДСКАЯ 25.02.1230 20.07.1249 Спиридон Сатана КИЕВСКАЯ 15.09.1475 Стефан БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) Св. Стефан II ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 27.04.1094 Стефан ВОЛОГОДСКАЯ Стефан ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 02.05.1658 СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская), паки 02.07.1679 Стефан НОВГОРОДСКАЯ Стефан ТУРОВСКАЯ (1328) Стефан I РЯЗАНСКАЯ (1303) Стефан II РЯЗАНСКАЯ (1403) Стефан (схимн.) ХОЛМСКАЯ (XIV в.) Стефан Адриашенко АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (Екатериносл.) 02(15)04.1924 11.1926 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 11.1926 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ РЫЛЬСКАЯ 13(26)12.1933 27.04(09.05)1935 АРЗАМАССКАЯ 27.04(09.05)1935 10.1935 Стефан Архангельский СУМСКАЯ 27.01.1902 29.04.1904 МОГИЛЕВСКАЯ 29.04.1904 04.10.1911 КУРСКАЯ 04.10.1911 18.06.1914 Стефан Бех ИЖЕВСКАЯ 28.08(10.09).1921 29.08(11.09)1922 в/у ВЯТСКАЯ в/у ВЯТСКАЯ, паки (1929?) Стефан Болгарин ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 991/992 Стефан Виноградов ОРШАНСКАЯ 12(25)09.1926 15(28)10.1927 МАЛОЯРОСЛАВЕЦКАЯ 15(28)10.1927 10(23)01.1929 МОСАЛЬСКАЯ 10(23)01.1929 07(20)11.1929 CYXIHUЧCKAЯ 07(20)11.1929 24.01(06.02)1930

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РОСЛАВЛЬСКАЯ 1931 (?) 20.06(03.07)1935 ПУГАЧЕВСКАЯ 20.06(03.07)1935 12.1935 Стефан Гнедовский в/у БЕЖЕЦКАЯ 12(25)08.1923 20.08(02.09)1923 БЕЖЕЦКАЯ 20.08(02.09)1923 КИРСАНОВСКАЯ в/у ТАМБОВСКАЯ ЕНОТАЕВСКАЯ в/у АСТРАХАНСКАЯ 05.1928 КАШИРСКАЯ 15(28)12.1928 ВОЛОКОЛАМСКАЯ 03.1931 02(15)04.1931 Стефан, кн. Джорджадзе РУСТАВСКАЯ 30.06.1811 28.12.1818 ГОРИЙСКАЯ 28.12.1818 18.11.1839 Стефан Дзюбай ПИТТСБУРГСКАЯ 17.08.1916 30.04.1917 ПИТТСБУРГСКАЯ, паки (?) 12.1922 в/у АМЕРИКАНСКАЯ (12.1922) Стефан Знамировский ШАДРИНСКАЯ 30.08(12.09)1924 05(18)09.1926 в/у ПЕРМСКАЯ 05(18)09.1926 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 05(18)09.1926 КАЛУЖСКАЯ 03(16)09.1927 14(27)07.1928 ВЯТСКАЯ 11(24)04.1929 03(16)06.1933 СИМБИРСКАЯ 03(16)06.1933 22.09(05.10)1933 ВОЛОГОДСКАЯ 22.09(05.10)1933 13(26)09.1935 Стефан Калиновский ПСКОВСКАЯ 17.01.1739 18.08.1745 НОВГОРОДСКАЯ 18.08.1745 16.09.1753 Стефан Корзун в/у ПИНСКАЯ 06(19)02.1990 18.02(03.03)1990 ПИНСКАЯ 19.02(04.03)1990 Стефан Нещерет в/у ТУРОВСКАЯ 11(24)12.2004 17(30)01.2005 ТУРОВСКАЯ 17(30)01.2005 Стефан Никитин МОЖАЙСКАЯ 25.03(07.04)1960 27.03(09.04)1962 в/у КАЛУЖСКАЯ 06(19)07.1962 15(28)04.1963 Стефан Проценко КОЗЕЛЕЦКАЯ 13(26)08.1926 28.10(10.11)1932 ЧЕРНИГОВСКАЯ 28.10(10.11)1932 08.1936 УФИМСКАЯ 12(25)08.1944 ПОЛТАВСКАЯ 12(25)08.1944 23.05(05.06)1945 ХАРЬКОВСКАЯ 23.05(05.06)1945 23.09(06.10)1960 Стефан Романовский ЖИТОМИРСКАЯ 14.09.1813 24.11.1828 в/у КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 07.02.1819 03.1819 в/у КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, паки 05.1820 09.1820(6?) ВОЛОГОДСКАЯ 24.11.1828 01.03.1841 АСТРАХАНСКАЯ 01.03.1841 04.12.1841 Стефан Севбо СМОЛЕНСКАЯ 04(17)05.1942 08.1943 Св. Стефан Храп ПЕРМСКАЯ 26.04.1396 Стефан Яворский РЯЗАНСКАЯ 07.04.1700 27.11.1722 в/у ТАМБОВСКАЯ 07.04.1700 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 16.12.1701 14.02.1721 в/у МОСКОВСКАЯ 16.12.1701 27.01.1719 Тарасий КРУТИЦКАЯ (20.12.1578) Тарасий ЯРОСЛАВСКАЯ 1288(1289) Тарасий Ливанов НИКОЛЬСКО-УССУРИЙСКАЯ 06(19)11.1931 12.1931 БАРНАУЛЬСКАЯ 12.1931 Тарасий (Тариэл) Елиавашвили в/у МИНГРЕЛЬСКАЯ 09.12.1852 07.06.1853 в/у МИНГРЕЛЬСКАЯ, паки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женившись на малолетней Византийской принцессе Симониде, Стефан II Урош резко укрепил свой авторитет – действительно, ведь его признал царем сам Римский император! Стефан восторженно величал Андроника II Палеолога «отцом», «родителем и господином», а тот его – «возлюбленным сыном и зятем». Хотя Византии и пришлось пойти добровольно на некоторые территориальные уступки, но вплоть до 1321 г. Андроник II сумел дипломатическим путем сделать то, что не по силам оказалось его отцу – добиться распространения византийского влияния на Сербию. Стефан Урош даже решил организовать Сербско-византийскую династическую унию, причем права на Сербскую корону по договору доставались наследникам Стефана Уроша и Симониды по мужской линии, если бы они появились 505 . Усилению внешнего влияния Стефана II Уроша препятствовали мощные атаки боснийцев, только что сумевших выбраться из-под венгерского владычества и начавших свои наступательные операции в Далмации. Была создана новая славянская держава, религиозный фанатизм которой, однако, грозил новыми осложнениями на Балканах. Это вместе с тем означало, что усилия Византии получить обратно некоторые земли, занятые, в частности, болгарами, были далеко не лишены оснований. В целом общеевропейский фон при некоторых ошибках византийского правительства был довольно благоприятен для Империи 506 . Сложнее обстояло дело на Востоке. К этому времени Малая Азия была уже совершенно отуречена, за исключением отдельных небольших прибрежных территорий, все еще принадлежавших Византии. Начиная с XIII века многие туркменские племена, сорванные ветром перемен, рожденным нашествием Чингисхана, двинулись с мест обычных стоянок и двинулись через Хорасан и Персию в Армению и Малую Азию. Рум-сельджуки Иконийского султаната некоторое время сдерживали поток своих соотечественников, расселяя их в свободных местах. Полные природной свежести и жажды добычи, они стали настоящей угрозой Византии. Этим и объясняется тот невероятный феномен, что при упадке сельджукской династии Иконийского султаната, полностью подконтрольной татарам Хулагу, турецкий элемент стал господствующим 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но первовенчанный еще в жичской грамате назвал Родослава «первенцем, Божиею милостию наместником своим». 76) Дометианово житие св. Саввы. По летописи: «в л. 6722 (1224) преставися первовенчанный краль Стефан». Гласник I, 165. 77) Дометиан. Тело святого Стефана – Симона сперва положено было в Студенице, близ мощей отца его. Король Урош 3 положил мощи в м. Сопочанах. По смерти Стефана Лазаревича, при нашествии турок, они сокрыты были в земле. В 1629 г. по явлению св. короля были открыты и потом, разделяя судьбу бедного народа своего, переходили из одного места в другое, пока в 1839 г. не возвратились в Студеницу. Синаксарь Сербляка л. 12. 13. Гласник V, 42-44. Зап. геогр. общ. XIII, 149. 78) Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урош в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался еще Драгославом (Летоп. в Гласнике I, 165. Раич II, 387). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (Изв. акад. I, 248. 249) должен быть отнесен ко времени 1237-1270 г. При том же Уроше в 1252 г. переведен был номоканон с полными правилами и толкованиями (Григоровича 182. 183), который потом перешел в Россию. Об Уроше летоп. в Гласнике V, 49, 50. Сын, король Владислав, как и отец, чтится в числе святых. Ему пришлось потерпеть довольно тревог от людских слабостей. Брат его Родослав, сведенный с ума беспутною женою, венецианкою, за беспутства выгнан был из Сербии и Воладислав объявлен был преемником его79). – Но Родослав граматою от 4 февр. 1234 г. объявил из Дубровника, что он – король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишен братом80). Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество81). Едва окончились эти тревоги, как Владимир, граф омышский, с своими омышанами, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал рагузян граматою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии82).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

12 нач., cfr Poдocлob стр. 117, а в северо-восточном углу области нишавской границу Сербии от Болгарии составлял городок Равный, находящийся на Тимоке, верстах в 70 на северо-восток от Ниша и верстах в 10–15 на север от Княжевца, см. написанное Стефаном первовенч. житие Немани в Памятн. Шафар. стр. 29). 19) Стефан Первовенчанный, старший сын Стефана Немани. Был посажен отцом на свое место в 1195 г. (см. житие Немани, написанное Саввой, в Памятн. Шафар. стр. 4sqq); спустя семь лет в 1202 г. был согнан с престола младшим братом Волканом, получившим помощь от короля венгерского (см. ниже в отделе о сношениях сербских государей с папами), но потом в 1206 или 1207 г. снова возвратил его (из письма Стефана к Савве, в котором он просит сего последнего принести с Афона в Сербию мощи отца, следует заключать, что он возвратил престол незадолго перед тем, но письмо писано в 1207 г., потому что мощи принесены Саввой через восемь лет после смерти Немани 19 Февраля 1208 г., см. житие Немани, написанное Саввой, в Памяти. Шафар. стр. 13); в 1220 г. был коронован от Св. Саввы принесенным из Рима королевским венцом (о сем ниже), почему как первый сербский король и назван первовенчанным. Когда умер, неизвестно точным образом; принимают, что в 1227 или 1228 г., а во всяком случае не ранее года 1224 или 1223 г. 20) Стефан Родослав 268 , старший сын Стефана Первовенчанного. Наследовав отцу, правил неизвестное, или довольно, или даже очень непродолжительное время; в 1230 или 1231 г. был согнан с престола своим братом Владиславом 269 . 21) Стефан Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного. Отняв престол у старшего брата в 1240 – 42 году, был согнан с него младшим братом Стефаном Урошем; неизвестно когда после 1243 г. снова заняв его, в 1252 г. во второй раз и окончательно должен был уступить его тому же Урошу 270 . 22) Стефан Урош 1-й (Стефан Храпавый, Драгослав), младший сын Стефана Первовенчанного. Заняв престол под братом сначала в 1240–42, потом окончательно в 1252 г., правил до 1272 г., после чего согнан был с престола своим сыном (см. жития королей и архиепископов сербских, составленные архиепископом Даниилом, или так-называемый сербский Родословник, в издании Даничича под названием «Животи кральева и архиепископа српских», Загреб, 1866, стр. 7 sqq; что согнан был именно в 1272 г., см. Фeccлepa Geschichmevon Ungarn, изд. 2-го ч. 1, стр. 421). У сербских панигиристов называется «великим королем» (Poдocл. ibid. стр. 7), но не видно за что именно; о деятельности его, так же как и троих предшествующих, кроме нескольких бесплодных войн с греками, ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

ову прилику и част да разговарамо са Вама, би било да нас у кратким цртама упознате са црквене уметности на простору рашко-призренске и На овакво тешко дати сажет одговор а да се не сведе на и црквене споменике, али да црквене уметности на овом простору сведем на три фазе, свакако зависне од политике, заправо период од XIII до XIX века. Косово и простор су Словени населили у VII веку, али у мраку био све до XI века, и Стефан након смрти цара Комнина. Важно поменути и да приликом Хиландара Стефан за изузетно великог манастирског властелинства установио управо Златно доба црквене уметности на Косову и био период власти Милутина на том простору установио неколико дворова, што било и црквене уметности. се Стефан Првовенчани у XIII века старао око обнове Грачанице и Богородице су епископска седишта у и Призрену, али их обновио или изнова подигао Милутин се на Студеницу Стефана као гробну цркву недалеко од Звечана саградио син Стефан потом градио Дечане, али доживео да их види довршене, те цркву довршио син Стефан Душан, пак, на реци Бистрици у близини Призрена, подигао велелепне Свете архангеле као гробну цркву. Тако део слива Белог Дрима властелинствима владарских задужбина, Хиландара, Студенице, Дечана и Светих архангела – и отуда и данас има назив Дакле, првих XIV века, са богатих рудних налазишта, Косово и област Српске што утицало и на црквене уметности. метоха у Хвосну властелинству манастира Жиче око 1220. године било од далекосежног како за цркву тако и за црквену уметност. У XIII и XIV веку, архиепископима Никодиму и Данилу II, створен комплекс манастира Осим великих задужбина, Косово и краси мноштво цркава; као што су владари следили узор Стефана владаре следила властела градила властеоске цркве, од била задужбина великог казнаца Драгослава у Мушутишту из 1315. године. У време Милутина у Призрену породица подигла цркву Светог Спаса, а Никола нешто подигао цркву Светог Николе. задужбине су и цркве у у Будисавцима, Светог Николе у Хочи, цркве у Црколезу, Ваганешу, Речанима… Од средине XV века, уз и велики уметности, а као културно средиште се одржала Грачаница, седиште Новобрдске првенствено митрополиту Никанору.

http://srpska.pravoslavie.ru/140144.html

Не помню, как мы потом с отцом Стефаном очутились одни на пустынной дороге. Мы шли молча и вдруг увидели сидящего перед нами на краю дороги величественного старца с раскрытой книгой в руках. Мы с отцом Стефаном стали перед ним на колени, и старец, вырвав лист из книги, дал его отцу Стефану. Отец Стефан взял его и исчез, я поняла — умер. Исчез и старец. Я осталась одна на незнакомой дороге. В смятении, не зная, что делать, я медленно пошла вперед. Дорога привела меня к озеру с песчаными берегами. Был тихий закатный час. На берегу озера стеной стоял лес, откуда-то доносился благовест: вечерний воздух был пронизан каким-то молитвенным благоговением. Я остановилась в полном недоумении, дороги не было. И вдруг, скользя над землей, в воздухе предо мной появилась фигура отца Стефана. В руках у него было кадило, он безмолвно, строго смотрел на меня и, двигаясь в сторону леса лицом ко мне, кадил и словно звал меня за собой. Я последовала за ним, не спуская с него глаз, и мы очутились в глухом лесу. Сумрак сгущался, отец Стефан скользил сквозь стволы деревьев, как призрак, все время лицом ко мне, неотступно глядя на меня. Кадило медленно качалось в его руке, и фимиам струйкой поднимался вверх. Мы остановились на полянке. Отец Стефан окадил ее кругом, не спуская с меня глаз; я опустилась на колени и стала молиться. Отец Стефан, бесшумно скользя вокруг полянки и не спуская с меня строгих глаз, покадил ее всю и исчез... Я проснулась. Несколько раз во время этого сна я приходила в себя, видела комнату, слышала дыхание спящей родственницы. Сознательно не желая продолжения этого сновидения, я читала молитву, но снова против воли «уходила из себя». Когда я теперь окончательно проснулась, сгорая от жара, увидела знакомую обстановку и вспомнила пережитое во сне, то ясно почувствовала приближение смерти. В душе поднялась томительная тоска от сознания бесцельно прожитой жизни. Умирала я, не приобретя ничего, не принеся Богу ни одной добродетели, не исполнив ни одной Его заповеди. И не приготовив себя к вечности.

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010