В 1365 году святой Урош оставил престол и стал жить милостями своих подданных. Исполненный христианского смирения, святой Урош с великим терпением переносил унижения и скорбел о вражде и раздорах в своем отечестве. Только безмерное упование на Господа было его опорой в защите от обидчиков. Во время охоты на Косовом поле Вукашин совершил предательское убийство святого. С его кончиной прервалась династия Неманичей. Тело святого Стефана было перенесено в монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Неродимле. Царь Урош V был причислен Церковью к лику святых около 1583 года. Когда раку мученика раскрыли, храм исполнился благоухания, а от прикосновения к ней верующие получали исцеления. 11 мая 1705 года святые мощи царя Уроша V были перенесены монахом Христофором в монастырь Язак. В течение XVIII и последующих веков мощи святого Уроша покоились в ряде других сербских монастырей. 14 апреля 1942 года они были положены в кафедральном соборе в Белграде. В 1954 году Архиерейским Собором было принято решение о перенесении их в Язак. Святому Урошу посвящен монастырь, построенный в Неродимле, близ места его кончины. Память святого совершается 2 декабря. Большинство источников свидетельствуют, что мученическая кончина настигла его в 1371 году. По другим данным, это произошло 2 декабря 1367 или 5 декабря 1365 года. Наиболее важный источник – Романовский типикон Хиландарского монастыря, написанный в 1382 году, указывает 3 декабря 1371 года как дату кончины сербского мученика. Почитание его в России установлено в XVII веке. Преподобнаго отца нашего Иоанникия Девиченскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Светло, якоже солнце,/просия твоя память, преподобне,/лучею облистающая твоя добродетельная делания, всеблаженне,/и светом чудес твоих озаряющая верных чувства,/темже празднуем радостно и ублажаем верно/всепразднственную память твою. Мир возненавидев, преподобне,/постом и молитвами к Небесной высоте возлетел еси,/светилом своим человеки на земли просияваеши,/со Ангелы на Небеси ликуя./Тем тя молим, преподобне,/с верою приходящии к твоим мощем:/Христа умоли грехов оставление нам подати.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Потом объявил себя королём Боснии, а брат Углеш оказался деспотом Романии 17 . Только правитель Срема, князь Лазарь, с зятем Вулком Бранковичем оставался искренним в отношении к Урошу. Блаженный царь видел это и страдал особенно за ожидаемые беды родины. Вот явился грозный меч на восточных и южных христиан. Султан Мурат овладел Одрином и перенёс сюда столицу из Бруссы. Орды турецкие ограбили Болгарию 18 . Теперь более, чем когда-либо, нужен был для Сербии Душан. У Вулкашина было столько же страсти к власти, сколько было у Душана; только не было у него ни ума, ни храбрости Душана. Болгарский пришелец, он не имел и любви к стране, которая так много дала ему; он весь предался себялюбивым замыслам; было бы ему хорошо и его семье, думал он, а прочее пусть идёт, как идёт. Он забрал себе власть у доброго Уроша; потом, не краснея, назначил на содержание его только незначительную провинцию. Чем далее, тем грознее становились опасности для Уроша. Чтобы охранить жизнь свою, Урош удалился на Дунай к князю Лазарю; с ним он был в родственной связи по Милице, жене Лазаря, происходившей из рода Неманичей. – Удельные правители, которым Урош заявил о наглостях Вулкашина, дали ему слово в следующем году силою оружия смирить Вулкашина. Вулкашин, узнав о том, обратился к сестре своей и матери Уроша с пышными обещаниями – сделать все для Уроша; он успел столько уверить сестру в своей преданности к Урошу, что та, по желанию Вулкашина, настоятельно требовала и вызвала сына к себе в Скопле для примирения с Вулкашином. – Вулкашин встретил Уроша с почестями, как царя 19 . Между тем коварный злодей приготовил товарищей задуманного злодейства. – Он позвал Уроша на охоту, на Косово поле. – Утомлённый охотой, Урош сошёл с коня у колодца и нагнулся, чтобы достать воды. В эту минуту Вулкашин ударил его булавой по голове, и тот упал мёртвым. В тёмный вечер с наёмными товарищами Вулкашин перенёс убитого в монастырский Успенский храм, что вблизи Пестрича. В монастыре, понятно само собой, сказали, что – неожиданно умерший охотник.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Схиархимандрит Стефан Карульский (1922 - 2001) Стефан Карульский     Схиархимандрит Стефан Карульский (1922 - 2001)   Афонский подвижник схиархимандрит Стефан Карульский часто упоминается в разговорах обитателей Карули и является образцом благочестия для карулиотов до сих пор. На Карули издавна селились русские, и вся жизнь афонского старца была тесно связана с братским русским народом. Схиархимандрит Стефан Карульский (Милкович)  родился в 1922 году. Учился в сельскохозяйственном техникуме. Знания, полученные там, пригодились ему впоследствии, когда он стал афонским монахом. Ещё до Второй мировой войны схиархимандрит Стефан Карульский поступил послушником в монастырь Туман в Сербии, где в то время подвизалось русское братство. Во время войны находился в монастыре Студеница. По словам схиархимандрита Стефана Карульского, однажды коммунисты хотели его расстрелять, но ему удалось спастись бегством. Это находит подтверждение в воспоминаниях о монастыре тех лет архимандрита Иоанна (Радосавлевича). В это время схиархимандрит Стефан Карульский был рукоположен владыкой Николаем (Велимировичем) в диакона.  На Афон, по собственным словам, схиархимандрит Стефан Карульский, он пришёл из Сербии пешком, в самом начале пятидесятых годов. Сначала поступил в сербский монастырь Хиландарь, где пробыл совсем недолго.   Жил с русскими монахами в Карее, затем один в Старом Руссике, а потом поселился на Каруле, месте самых суровых подвигов афонского монашества. Здесь схиархимандрит Стефан Карульский провёл почти 40 лет. Схиархимандрит Стефан Карульский принадлежал РПЦз, как и некоторые другие карульские подвижники, но принимал всех, кто обращался к нему за советом и помощью. На Каруле схиархимандрит Стефан Карульский вёл строгую подвижническую жизнь  и был известен во всей Греции. Сотни людей  приходили к нему или обращались письменно за наставлением или испрашивая молитв.  Во время своего пребывания на Каруле схиархимандрит Стефан Карульский служил ежедневно Божественную Литургию. Причём часто ему приходилось служить в одиночестве, так как все эти годы он практически не имел  послушников. Стефан Карульский был великим молитвенником, и люди , зная это, почитали его и любили...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=100...

Св. Савва, арх. Серб., янв. 12, 1237 г. Пр. Роман, ноябр. 24 Арсений серб. 1267 г., окт. 28. Савва 2 арх. авг. 30. Евстафий арх. Янв. 4. Иоанникий чернорецкий, апр. 26. Петр коршишский, июн. 5. К. Стефан Милютин, окт. 29, 1320 г. Пр. Козма, сент. 23, 1323 г. Никодим арх. авг. 30. К. Стефан дечанский, ноябр. 11, 1336 г. Даниил арх. авг. 30. Пр. Филофея, мая 28. Иоанникий арх. авг. 30. Пр. Феодосий, февр. 27, 1362. Ц. Урош, дек. 2, 1367 г. Кн. Лазарь, июн. 15, 1389 г. Спиридон и Ефрем п. авг. 30. Пр. Григорий, дек. 7, 1406 г. Стефан Лазаревич, июл. 19, 1427 г. Пр. Нектарий битольский дек. 5, 1500 г. Иоанн деспот, дек. 10, 1503 г. Георгий муч. февр. 11, 1515 г. Стефан Щилянович, окт. 4, 1515 г. Феофил, июл. 8, 1548 г. Макарий арх., авг. 30, 1570 г. Василий арх. апр. 29. XVII в. Гавриил патр., авг. 30, 1659 г. XVIII в. Никодим, июл. 11, 1722 г. Дамаскин, янв. 16, 1771 г. Иоанн, мар. 4, 1784 г. Анастасий, авг. 29, 1794 г. Злата, окт. 18, 1795 г. Никита, апр. 4, 1808 г. Игнатий, окт. 8, 1814 г. Онуфрий, янв. 4, 1818 г. Этот перечень святых еще неполон. Напр., в службе св. к. Стефану дечанскому (Белград 1850 г.) упоминаются дечанские подвижники Евфимий и Нестор; но о них пока ничего более неизвестно. Сербляк также жалеет, что некоторые святые известны только по именам. Чтобы вписать поименованных святых славян южных сколько-нибудь удовлетворительно, кроме сведений о самих святых, требуются сведения и о гражданской и о церковной жизни южных славян. А как мало еще обработана и гражданская и церковная история южных славян! Потому дозволительно думать, что не будут слишком строги в суде о недостатках предлагаемого описания. Новые открытия и исследования могут быть издаваемы впоследствии в виде дополнения. ЯНВАРЬ – ПРОСИНЕЦ. 4 ч. Преставление СВ. ЕВСТАФИЯ, архиепископа сербского. В месяцеслове евангелия, писанного в 1329 г. показана под 4 января «память св. Евстафия архиепископа сербского»1). Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме печской архиепископии2). Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в зетской Михайловской обители от руки епископа Неофита. Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам, и возвращаясь оттуда, поступил в афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена3), в каковом звании идим его с 1263 г.4). Потом посвящен был в епископа зетского, туда, где принял он монашество5). Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда кор. Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Слава, глас 8: В начале добродетельнаго твоего жития,/страх Божий в душу твою вселил еси,/имже окормляемь,/стезю десную не погрешил еси,/и, сею шествуя,/Тому угодил еси,/ и данный ти талант добре возделал еси,/о немже главное отсечение приял еси,/отонудуже и множае Христови присвоился еси./Темже Божественная селения и град Небесный/всекрасную твою душу прия,/идеже ныне ликуеши близ Царя и Бога,/тем молим тя:/моли о славящих тя любовию, Лазаре. И ныне, Богородичен: Чистая Дево, Слова врата,/Бога нашего Мати,/моли спастися нам. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны 1-го канона, песнь 3-я, 2-го канона, песнь 6-я. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе,/ и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе. Апостол в Деяниях, зачало 29. Аллилуия, глас 4: Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Евангелие от Иоанна, зачало 52. Причастен: В память вечную: Святой благоверный князь Лазарь Сербский Святой благоверный князь Лазарь Сербский (полное имя Стефан Лазарь Хребельянович) родился около 1329 года в городе Прилепце около Нового Брда в семье знатного вельможи Лазаря Прибаца Хребельяновича (или Гребляновича). С детства святой Лазарь отличался благонравием, кротостью и добротой. Он воспитывался при дворе короля Сербии Стефана Душана. Святой Лазарь пользовался всеобщей любовью и уважением за свою начитанность, доблесть и благоверие. Около 1353 года святой Лазарь женился на Милице – дочери великого князя Вратка, из рода Неманичей. Став родственником короля, Лазарь получил титул князя. У святых Лазаря и Милицы (в монашестве Евгения–Ефросиния; † 1405: память 19 июля) было пять дочерей и три сына, из которых старший Стефан, как и его родители, причислен к лику святых († 1427: память 19 июля). Во время правления Стефана Душана Сербское государство укрепилось и расширило свои границы. Но после его смерти в 1355 году между князьями начались раздоры и междоусобицы. Сын Стефана Душана Стефан Урош безуспешно старался утвердить мир в своей стране. Этим воспользовались турки. 26 сентября 1371 года они разбили малочисленное сербское войско на реке Марице. Мусульмане разоряли сербские земли и многих жителей убивали или уводили в плен. Южная часть Сербского царства потеряла свою независимость. 4 декабря 1371 года благочестивый царь Стефан Урош был предательски убит (память 2 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уже внешние стены поражают своим великолепием: они, снизу до верху, состоят из мраморных плит, правильно расположенных горизонтальными полосами: нижний ряд из белого мрамора, второй из розового, третий опять из белого, четвертый из серого; потом опять начинается та же система. Притом надобно заметить, что всякий раз нижний ряд шире, второй уже, третий и четвертый еще уже. Крыша церкви свинцовая; купол также покрыт свинцом, таким массивным, что крыша купола со времени постройки церкви в 1335 году ни разу, говорят, не требовала починки. Свинец на куполе от действия времени получил какой-то странный отлив, похожий на цвет меди. На куполе стоит невредимо большой крест, как говорят из массивного серебра. На восточной стороне церкви видна выдающаяся окружность большого алтаря и по сторонам ее по две малых окружности, принадлежащая двум приделам, во имя св. Николая и св. Димитрия, проскомидии большого алтаря и ризница. Эти пять соединенных окружностей представляют необыкновенно красивое сочетание линий». Великолепию и красоте внешнего вида соответствовали и внутренние украшения главного храма и приделов из резного камня, золота и других дорогих материалов. Храм был богато снабжен церковною утварью, золотыми и серебряными сосудами, церковными одеждами из драгоценных тканей, украшенных бисером и драгоценными камнями. Закончив постройку великолепного и богатого храма, Стефан назначил настоятелем его известного своею благочестивою жизнью игумена Арсения и освятил торжественно созданный храм собором сербского духовенства во главе с архиепископом Даниилом. Для обеспечения на будущее время, Стефан Урош своими грамотами укрепил за монастырем множество сел, угодий и других доходных имений в разных местах своих обширных владений. Кроме придела во имя покровителя своего и заступника святителя Николая в южной стороне главного храма, Стефан построил в честь его еще особую церковь вне монастыря, вблизи, для всегдашнего служения в честь сего святого. Св. Стефан Урош всегда отличался нищелюбием и состраданием к несчастным, а теперь он особенно предался этого рода попечениям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кроме того, о. Стефан сказал о своей кончине одному жителю города Кронштадта, который письменно сообщал об этом следующим образом: «Я, грешный раб Божий Василий, родился в г. Вятке, но по воле Божией, вследствие военной службы, должен жить в г. Кронштадте. Родные мои братья писали мне, что у них около Вятки есть боголюбивый батюшка, иеромонах о. Стефан, который построил монастырь в 6 верстах от города Вятки; я с помощью Божией вздумал побывать у него, да по пути повидаться и с родными братьями, и близкими родственниками, которых я не видал 22 года. По приезде к батюшке о. Стефану, 10 июля 1890 года, я прошу доложить, что приезжий из Кронштадта желает его видеть. Батюшка о. Стефан сейчас же меня принял и первый вопрос его был: «как здоровье вашего батюшки о. Иоанна (Кронштадтского)?» Я сказал: «слава Богу». Во время беседы о. Стефан попросил меня передать книгу его сочинения отцу Иоанну (Ильичу Сергиеву Кронштадтскому) и просить его молитв, но только заупокой иеромонаха Стефана. Это меня крайне удивило, потому что предо мной был человек, хотя и больной, но смиренное лицо его, его веселые и ласковые глаза нисколько не указывали на скорую смерть больного старца. Так как я должен был явиться на службу в Кронштадт 23 того же июля, а иеросхимонах Стефан помер. 15 августа; то, как видно, покойный прежде знал, что, хотя я и при его жизни приеду к Кронштадт, но не увижу отца Иоанна до тех пор, пока не умрет он (т.е. иеросхимонах Стефан). И, действительно, я прибыл в Кронштадт 23 июля, а отец Иоанн Сергиев был в отпуску и прибыл в Кронштадт 31 августа, и когда я передавал книгу отцу Иоанну, тогда уже был 18-й день, как преставился иеросхимонах Стефан. Поэтому я нахожу здесь два случая прозорливости старца: 1-й, что покойный иеросхимонах Стефан узнал свою смерть за 35 дней; 2-й, узнал, что, хотя я и приеду в г. Кронштадт еще при его жизни, но не увижу отца Иоанна, и не могу передать книгу, пока не преставится иеросхимонах о. Стефан». 3 числа августа о. Стефан благословил братию разделить его вещи: книги, иконы и одежду, причем сам назначил, кому что взять, и братия тогда же исполнила это. 4 августа о. Стефан вернулся из Вятки от Рязанцева в свою пустынную келлию. 5 августа, по благословенно преосвященного Сергия, о. Стефан принял великий ангельский образ, схиму, так же с именем Стефана, после чего до самой своей смерти каждый день приобщался Св. Христовых Таин, и сердце его постоянно было исполнено радости духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Словенской иконы Божией Матери, сент. 23. Слово плоть бысть – иконы Божией Матери, 9 марта. Смоленской иконы Божией Матери, 12 окт. Сокольской иконы Божией Матери, 23 февр. Сосновской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Софии освящение, 4 нояб. София-Соломонида , великая княгиня, 16 дек. Софроний , затворник печерский, 28 авг. Софроний мучен., 28 мая. Сохомской Богородичн. Прилож. I, стр. 7. Спасительницы утопающих иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Спиридон , патр. сербский, 20 авг. Споручницы грешных – иконы Богоматери. Прил. I, стр. 7. Старорусской иконы Божией Матери, 4 мая. Стефан , краль сербский, 24 сент, и 30 окт. Стефан грузин, 4 нояб. Стефан дечанский, краль сербс., 11 нояб. Стефан Бранкович, серб., 10 дек. Стефан Щилянович, 4 окт. Стефан , казанский мученик, 24 мар. Стефан , комельский преп., 12 июня. Стефан хирский, груз., 7 мая. Страстной иконы Божией Матери, 13 авг. Сухий , мученик грузинский, 15 апр. Тамара , царица грузинская, † 1201. Память в неделю мироносиц. Т амбовской иконы Божией Матери, 16 апр. Тарасий , преподобный глушицкий, 12 окт. Таричан грузин, 18 мая. Т еребинской иконы Божией Матери, 14 мая. Тимофей , игумен. печерский, 23 авг. Тимофей святогорский, псковский юродивый. Тит , печерский воин, 28 авг. Тихон , медынский преподобный, 16 июня. Трифон вятский, 8 окт. Трифон печенгский, 15 дек. Троеручицы иконы Божией Матери, 28 июня и 12 июля. Умиления иконы Божией Матери, 19 мар. и прилож. 1. стр. 7. Умягчение злых сердец иконы Богоматерн. Прилож. 1. стран. 7. Урош , царь сербский, 2 дек. Феликс корельский, 18 апр. Филарет печерский, 21 сент. Филермской иконы Божией Матери, 12 окт. Филипп преподобный ирапский, 14 нояб. Филипп рабангский, 15 нояб. Филипп устюжский, 17 авг. Харитина преподобная, 5 окт. Харитон преподобный сянжемский, 11 апр. Харитон кудинский, близ Торопца. Хитон Господень, 1 окт. Хлебной иконы Богоматери. Прилож. I. стр. 7 Холмской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Христофор пр. коряжеский, 25 июля. Христ албанец мученик, 28 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На Балканах, как уже говорилось, оставалась сильная Сербия, король которой Стефан Урош II Милутин (1282–1321) продолжал завоевательные походы в Македонии и вдоль Адриатики. Используя слабости Болгарии, сербы вскоре начали активную политику присоединения балканских земель 502 . Поскольку их интересовала перспектива замены монополии Византии на Балканах на свою монополию, сербы активно копировали политические институты, традиции и обряды Византии. Например, Сербские короли носили титулы «светородный» наподобие византийскому «порфирородный», назывались «самодержцами» («автократорами»), «царями», оставляя официальный титул «король» своим наследникам по престолу, как в Византии император наделял преемника титулом кесаря. Более того, они назначали соправителя, как Византийские василевсы, носили пурпурную мантию, имели скипетр и державу. С XIII века в Сербии вводится титул «севаст», распространенный в Византии, и »кефалия " (от греческого «глава»), а придворные титулы получили обычное для византийцев добавление «великий». Канцелярия Сербских царей и королей также полностью копировала собой византийские образцы 503 . Но активность Сербского самодержца удалось погасить. Чтобы не допустить сербской экспансии, Андроник II Палеолог немедленно предпринял ряд военных и дипломатических мер. В 1297 г. по приказу императора византийский полководец Михаил Глава совершил поход в Сербию. И хотя в конечном итоге греки потерпели фиаско, попав в засаду, но перед тем Глава нанес сербам несколько чувствительных поражений и даже взял в плен одного из самых близких Стефану II Урошу вельмож – некоего Григория. Византийцам удалось захватить Скопье, Овче Поле, Моровизд, Славиште, Пиянец и долину реки Струмицы. Нейтрализуя серба, Андроник II Палеолог ввел его в конфликт с ханом Ногаем. Татарин приготовил большое войско для вторжения в Сербию, и лишь щедрые дары, которые поспешил направить ему Стефан II, остановили грозного врага. Кроме того, в самой Сербии не все было спокойно для короля, поскольку его брат откровенно высказывал претензии на Сербский трон. А после того как в 1292 г. хан Ногай сумел обеспечить свою гегемонию в Болгарии, свергнув Болгарского царя Георгия I Тертерия с престола (он бежал в Анатолию, где и скрывался до самой смерти), Стефан II Урош оказался в политической изоляции. Поэтому византийские мирные инициативы были восприняты им очень благосклонно. В качестве залога он пожелал получить руку сестры Римского царя Евдокии, но та с негодованием отвергла такую перспективу. И тогда Андроник II Палеолог предложил Стефану II руку своей дочери Симониды – об этом писалось выше 504 . В марте 1299 г. состоялась встреча царского министра Феодора Метохита со Стефаном II Урошем и после некоторых обсуждений стороны пришли к соглашению, которое было заключено в ноябре 1299 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Захумско-Херцеговачка и Приморска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической обл. Хум (Захумле, Герцеговина) и побережья Адриатического м. (г. Дубровник ). Кафедра находится в мон-ре Тврдош . Правящий архиерей - еп. Григорий (Дурич), на кафедре с 3 окт. 1999 г. Епархия разделена на 2 наместничества: Мостарско-Невесинское и Требинско-Дубровникское, в к-рые входят 10 церковных общин, 34 прихода, 7 мон-рей: Добричево , Дужи , Житомислич , Завала , Тврдош, Герцеговинская Грачаница (2002) и жен. мон-рь во имя святых Петра и Павла в с. Чичево. В епархии служат 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 24 священника, 5 диаконов. Епархия окормляет ок. 100 тыс. верующих (2008). После получения Сербской Церковью автокефалии (1219) св. архиеп. Савва учредил 8 епархий, в т. ч. Хумскую. Целью создания этой кафедры было укрепление позиций в регионе, вокруг к-рого шла постоянная борьба между правосл. Сербией (обл. Рашка) и прокатолич. Боснией и Дубровником (см. ст. Босния и Герцеговина ). Кафедрой был избран мон-рь Пресв. Богородицы в г. Стон (совр. Хорватия), оставленный в нач. XIII в. бежавшими от богомилов католич. епископами. Территория Хумской епархии первоначально охватывала долину р. Неретва до среднего течения р. Лим с прибрежными островами Адриатического м., бассейны рек Требишница, Пива, Тара, Дрина, Морача. 1-м Хумским епископом стал ученик св. Саввы Иларий (Иларион; до 1239). Его наследником был еп. Феодосий. Серб. кор. Стефан Урош (1243-1276) был щедрым благотворителем Хумской епархии и мон-ря Пресв. Богородицы в Стоне. В 1253 г. Дубровник, Болгария и хумский жупан Радослав объединились против Сербии, поэтому в целях безопасности кафедра Хумской епархии была перенесена ближе к Сербии, в мон-рь святых Петра и Павла на р. Лим, а кор. Стефан Урош подтвердил привилегии, данные ранее Хумской епископии. Еп. Даниил, управлявший епархией с 1316 г. (в 1324 возглавил Печскую архиепископию, см. Даниил II ), просил серб. кор. Стефана Уроша II (см. св. Милутин ) оказать епархии помощь. Последний известный Хумский еп. Стефан Пекпал был изгнан с кафедры после захвата Хума в 1322-1324 гг. боснийским баном Стефаном II Котроманичем (1314-1353). Окончательно Стон и п-ов Пелешац были утрачены Сербией в 1333 г., когда контроль над территорией при условии сохранения на ней Православия был передан за деньги Дубровнику. Несмотря на соглашение, в 1335 г. в мон-рь Пресв. Богородицы был назначен католич. священник, в 1349 г. обитель передали францисканцам. Из-за утраты Сербией Стона и Хума Хумская епархия в 1330-1343 г. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/182725.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010