2 . Свети Милутин (30. октобра). Акростих наведен у канона: Славы тебъ плет Внцы внечниче хртовъ, и изводи се из првих слова тропара и Богородичана. Текст овде, у канона, наведен, разуме се, црквенословенски, а из тропара се изводи како у српскословенском, уз извесна Слави теб ) плетоу хств. Слово у внце, у српскословенском свакако првобитно било у речи ко тропар V песме канона), иако у рукопису с XV, или почетка XVI века, према коме службу Светом Милутину штампао В. на свог рада «Силуан и Данило II», 3906 исто тако – ко. Из IX песме тог канона код изводи се ДАНИЛ, док се у сва три (римничком, московском и београдском) то не може извести, су у наведени други тропари, с почетком од оних код Према наведеном имену писца и особинама канона, да то Данило одн. Данило III, српски (око 1390–1396). Речи «внечниче» и «внцы» игра су речи у вези с другим именом Милутина – Стефан, у преводу с грчког значи «венац». 3 . Свети Стеван Дечански (11. новембар). Акростих наведен у канона: Новом мчник нов принош дара пснъ. Из почетних слова тропара, без Богородичана, изводи се: Нωвомоу моученикоу новоу дара пюсн. Овако се исто изводи и у служби Светог Стевана у римничком и московском У пак служби овог Светог, са од Цамблака, се налази у манастиру Дечанима (бр. 99), у тропару IX песме же, уместо юже, како у те се тако реч акростиха изводи правилно псн. Сем тога, у служби, у наслову канона, се вели да почетна слова Богородичана акростих 3907 се акростих изводи из Богородичана и у иако нема те примедбе. Тако акростих тропари акростих реченици, а Богородични други – име писца. 4 . Свети цар Урош (2. децембра). служба има акростих: недостойный пою т блжене оуроше, наведен у канона. Акростих се изводи из првих слова тропара без Богородичана: Паисеи недωстωтнт пою те блажне оуршоу. Како реченица акростиха прилично дуга, а песме канона, као служби у само по три тропара, писац протегао акростих и на светилан и хвалитне стихире, тако да слог у речи «блжне» и цела реч «оуршоу» изводи се из светилна с Богородичним и четири хвалитне стихире. У сва три штампана реч изводи се с извесним неправилностима. Што слово ω долази на два места за глас «о», то бива и не може се узети као неправилност. Неправилност у томе што на месту слова «и», у оба друге речи акростиха, долази «т», прве речи другог тропара VI песме и првог VII песме тим словом (твоимъ твою). Погрешка настала тако што на оба места везник «и», ти тропари треба да као што нам рукописна служба Светом Цару Урошу манастира (са записом из год.), сада у библиотеци.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Верстах в трех от Дечанской обители он создал еще особый монастырь для призрения больных, увечных и престарелых со всего своего царства. Обширные палаты этого богоугодного заведения были снабжены кроватями и всем необходимым для больных и увечных. Собрана была многочисленная братия для ухода за несчастными страдальцами. Сам Стефан постоянно посещал этот монастырь. Для него было отрадою помогать несчастным. Иногда он прямо являлся в больницу, как король, и словом и беседою утешал несчастных, иногда же приходил переодетым воином и раздавал богатую милостыню. И это учреждение богато обеспечено было королевскими вкладами и пожертвованиями. Со всех концов Сербии стекались сюда больные и увечные и одни, по выздоровлении, уступали место иным больным, другие же оставались здесь до конца своей страдальческой жизни. Незадолго до смерти, явился Стефану всегдашний его заступник и помощник, святой Николай Чудотворец, и сказал: — Приготовься, Стефан, к исходу: ты вскоре должен предстать перед Господом! Последние дни жизни Стефана Ypoшa III омрачены были великим несчастием — враждой к отцу сына его, «младого краля» Стефана Душана, кончившейся мученической смертью многострадального Стефана Уроша. Стефан Душан, отличившийся подвигами храбрости в войне с Болгарами, правил Зетскою областью. Своекорыстные бояре, служившее при нем, стали побуждать его отнять престол у отца и сделаться королем над всею Сербиею. Они пугали Стефана, что его постигнет такая же участь, как и его отца, ослепленного в детстве дедом его Милутином. Честолюбивый Стефан поверил наговорам, и в его области поднялось возмущение против отца. Урош не желал вражды; он принял меры для прекращения восстания, после долгих переговоров повидался с сыном, который обещал не предпринимать ничего против отца. Стефан Урош опять оставил сына в покое, возлагая надежду на Бога. Но не того желали бояре. Они стали говорить Душану, что отец к нему питает затаенную вражду и погубит его. Доверяя этому, Стефан хотел было бежать из отечества в чужие страны, но бояре этого не допустили и снова побуждали Стефана покончить с отцом. Душан склонился на эти убеждения, — и в Сербии совершилось великое злодеяние. После примирительного свидания с сыном, Стефан Урош мирно жил в своих владениях, то в одном замке, то в другом, предаваясь делам благотворительности и не принимая никаких особых мер для своей безопасности. В то время, когда Стефан Урош находился в уединенном горном замке Петриче близ Неродимля, внезапно приехали туда Зетские бояре со Стефаном Душаном во главе, окружили замок и захватили Стефана Уроша со всей семьей. Самого Стефана Уроша Душан приказал отвезти в отдаленный и уединенный недоступный замок Звечан [ 20 ], а жену и детей в другое место. Но этим дело не кончилось. Решено было совсем покончить со старым сербским кралем. По распоряжению Стефана Душана, отправились в Звечан некоторые из его приближенных, и Стефан Урош мученически скончался, будучи удавлен в замке [ 21 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

По его святым молитвам, да сподобимся и мы, воскреснув от смерти греховной, пожить Богоугодно и в покаянии и потом получить жизнь вечную о Христе Иисусе, Жизнодавце нашем, Ему же слава с Богом Отцом, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Стефан Урош был сын знаменитого сербского государя Стефана Душана [ 2 ], который, объединивши под своею властью почти все сербские земли и завоевавши несколько областей, принадлежавших греческому царству, провозгласил себя царем Сербов и Греков. Стефан Урош родился [ 3 ] от брака Душана с Еленой, сестрой болгарского царя Александра Асеня. Детство Уроша протекло во время самой кипучей деятельности его отца. Принявший царский титул, в 1346 году Стефан Душан венчался вместе с своею супругою царским венцом, а сына Уроша, которому шел только десятый год, венчал королевским венцом и с титулом краля стал именовать его в граматах. Таким образом с раннего детства Урош стал кралем «младым» — прозвание, оставшееся за ним навсегда. По смерти своего родителя, Стефана Душана, последовавшей в 1355 году, Стефан Урош венчался на царство, будучи восемнадцати лет и должен был принять в свое управление обширное сербское царство. Дело это было весьма трудное. Сам Стефан Душан, чтобы управлять многочисленными областями с разнородным населением (сербским, болгарским, албанским и греческим), отдавал их во власть вельмож, получавших от царя по Греческому обычаю разные титулы — кесаря, деспота и другие. Эти вельможи, пользуясь почти полной самостоятельностью, могли оказывать царю сопротивление, и нужна была твёрдая рука Душана, чтобы содержать их в повиновении. Молодой преемник Душана, Стефан Урош, от природы отличался телесною красотою, душевною кротостью и простотою ума. Править обширным государством ему было трудно. По примеру отца, он должен был управлять при посредстве вельмож, но он не имел твёрдого характера и уменья, чтобы держать их в должном повиновении. Правители разных областей стали руководиться своеволием, а не указаниями царя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

3. Св. Урош, царь Сербский . Сын царя Душана. Правил в трудное время распада сербского царства. Кроткий, набожный и добросердечный, он не хотел силой подчинять себе мятежных вельмож, среди которых самым необузданным был Вукашин. Терпимое отношение к нему стоило святому царю жизни. Мученически пострадал сей добрый Урош 2 декабря 1367 года, едва переступив через свое 30-летие. Люди убили его, но Бог прославил. Его чудотворные мощи почивали в монастыре Язак на Фрушкой Горе, откуда во время Второй войны (в 1942 году) были перенесены в Белград и положены рядом с телами святого князя Лазаря и святого деспота Стефана Штиляновича. В годы правления сего доброго царя был воздвигнут монастырь святого Наума на Охридском озере; построил его вельможа [царя] Уроша [по имени] Гргур. Как ветер, пронеслись дни Душанова царства, Разрушилось могучее Душана государство. Но Урош, сын его, державу духа сохранил, Насилья не творил и добродетели служил. Христа всем сердцем возлюбил он в бренном – И небо получил в сиянии нетленном. Ничто не исказило души его святыню: Он пал – но победил; был умерщвлен – но жив и ныне. Все сербские вельможи – крутые, своенравные – Не сделали того, что совершил сей Урош славный: Его святые мощи подают нам утешение. Сей праведник ведет народы ко спасению. Богатства этого суть пепел, пыль и прах, Кто жаждет их – не царствует в Божественных дворах; Но кто, борясь за правду, в Божьей истине стоял, Тот Царство невечернее, Небесное стяжал. Там царской обладает Урош властью и поныне. Народ свой заступает каждый раз в лихой године. В раю свои молитвы пред Господом возносит И милости сородичам своим у Бога просит. О благородный Урош, царь и праведник святой; Закон Христов исполнить в жизни помоги земной! 4. Преп. Афанасий, затворник Киево-Печерский . Сей святой муж после долгих подвигов умер. Братия омыла его тело, облекла пеленами и приготовила к погребению. Два для лежал он мертвым, но еще не погребенным и внезапно ожил. Когда монахи пришли, чтобы нести его на кладбище, то застали его сидящим и плачущим. После этого затворился он в келью и прожил еще 12 лет на одном хлебе и воде, ни с кем не перемолвившись словом. Упокоился в Господе в 1176 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Особенную силу в государстве получили вельможи Марняновичи, братья Волкашин, Углеша и Гойко. Волкашин получил от царя сначала титул кесаря, а потом и сербского краля, так что от своего имени писал и королевские граматы. Действительной власти Стефан Урош не имел, он довольствовался одним титулом царя. Много пришлось ему испытать горя, нужды и унижения, но он всё переносил с кротостью. Честолюбивым вельможам этого было впрочем недостаточно: им хотелось совсем устранить Уроша. Особенно к сему стремился король Волкашин, поддерживаемый своими братьями. Урош, лишенный власти, проживал попеременно в разных сербских городах и областях; одно время он жил у князя Лазаря, правившего подобно Волкашину, особою областью, Подунайскою, но относившегося к Урошу доброжелательно. По внешности и Волкашин обнаруживал доброжелательность к Урошу и старался успокоивать еще остававшуюся в живых мать его Елену, вдову после Стефана Душана, которая боялась за судьбу своего сына. Желая засвидетельствовать свое расположение к Урошу, Волкашин однажды пригласил его вместе с собой на охоту в горную страну близ Косова Поля. Во время этой охоты, Волкашин, улучив возможность, убил предательски Уроша. Тело ночью тайно было положено в готовую гробницу при храме Успения Пресвятой Богородицы близ замка Петрича, служившего нередко местожительством сербских государей [ 4 ]. Волкашин показывал, что Урош где-то отстал на охоте и что он не знает о его местопребывании. Пораженные горем мать Уроша Елена и супруга его Анна [ 5 ] приняли все меры к разысканию пропавшего царя, но напрасно. Однако нет тайны, которая не стала бы явною. Распространились слухи о ночном погребений кого-то в церкви Успения близ Петрича. Когда сняли плиту с гробницы, то увидели тело невинно погибшего страдальца, царя Стефана Уроша. Мать и супруга и все окружающие горько оплакали усопшего и торжественно по царски совершили обряд погребения в той же церкви Успения. Стефан Урош был последним сербским царем, и последним государем из знаменитого рода Неманичей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Декабрь День второй Страдание святого царевича Уроша-Стефана Единственный сын Сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 году 884 . В 1346 году он «венчан был королевским венцом, тогда как отец венчался царским венцом» 885 . Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при царе Душане Сильном. Вся Болгария была тогда под властью владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалии также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери Французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье почитательницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось, империя Душана проживет века. Но Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Например, Оливер, «великий начальник» Сербский и Струмский, чеканил монету со своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от Душана: «Отсюда большая вина падения царства моего» 886 . Мысль давно поверенная опытами; но люди не слушают и опыта. Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твердо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся дотоле, доколе не соединятся они под одно твердое правление твердого единовластия! Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе на 45 году жизни, в декабре 1355 года 887 . По смерти отца Урош принял в свое управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь Серьблем и Грьком» 888 . На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии; он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша, и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечом в руке занял Фессалию, оттого что с ним обручена была сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии, и Никифор усмирен был 889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда было нужно, Палеолог не щадил культуры и не гнушался союза с Ногаем; наоборот, сербы оказались для греков недостаточно культурными, хотя их страна была полна западными мастерами и сербские великие жупаны покровительствовали просвещению. Целый ряд великолепных церквей, начиная со Студеницы и Арилья, был выстроен для них в XIII столетии далматинскими и итальянскими архитекторами. При Михаиле царствовал в Сербии Стефан Урош I (1243–1276), женившийся приблизительно около 1250 г. на Елене – может быть, дочери константинопольского императора Балдуина II Куртенэ 59 . Она пользовалась одинаково большим влиянием и среди православного духовенства Сербии, и в латинской Церкви, которой она осталась верной; она достигла глубокой старости (†1314). Целый ряд католических церквей на побережье и по крайней мере один православный монастырь (Градац на р. Ибаре) выстроены Еленой. До 1267 г. политика Уроша была определенно западнической, зависимой от Венгрии; его старший сын Драгутин был женат на дочери венгерского короля Стефана. Сербы служат в венгерских войсках против Оттокара Чешского (1260). Венгерский король Бела IV, отец Стефана, отзывается об Уроше, что он, «обуянный гордыней», «уклонился от нашей власти». В самом деле, Урош тяготился зависимостью от Венгрии и воспользовался удобным случаем, чтобы ее сбросить. Таким случаем была война между отцом и сыном, венгерскими королями Белой и Стефаном (1267). Михаил Палеолог хотел воспользоваться поворотом сербской политики и сватал свою дочь Анну за второго сына Уроша, Драгутина, и даже послал невесту в Сербию. Но в этот момент Уроша постигло несчастье. Он вторгся в Мачву, удел Белы, сына вышеупомянутого князя русского Ростислава, но здесь был разбит подоспевшими венграми и взят в плен (1268). Ему пришлось дать обязательство разделить власть с сыном Драгутином. И в договоре венгерского короля с чешским Урош с сыном упомянуты в числе венгерских вассалов, «родных королевских» наряду со Святославом, «императором болгарским», т. е. князем Яковом Святославом Галицким, владевшим уделом в Западной Болгарии под эгидою венгров. В 1276 г. Урош был свергнут своим сыном и соправителем Драгутином с помощью венгров и умер монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Декабрь-студень 2 ч. Страдание св. ц. Уроша Единственный сын сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 г. 766 В 1346 г. он «венчан был королевским венцем, тогда как отец венчался царским венцем».– Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при ц. Душане сильном 767 . Вся Болгария была тогда под властию владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалия также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье поклонницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось, империя Душана проживёт века. Но – Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Напр. Оливер, «великий начальник» сербский и струмский, чеканил монету с своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от лица Душана: «отсюду большая вина падения царства моего» 768 . Мысль, давно поверенная опытами, но люди не слушают и опыта.– Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твёрдо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся, дотоле, доколе не соединятся они под одно твёрдое правление твёрдого единовластия. Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе, на 45 году жизни, в декаб. 1355 г 769 . По смерти отца Урош принял в своё управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь срьблем и грьком» 770 . На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии: он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечем в руке занял Фессалию, от того, что с ним обручена была сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии и Никифор усмирён был 771 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Ты спрашиваешь меня, государь, о втором Иове, да будет известно, что нищета его выше державного величия твоего. И рассказал ему об изумительном терпении и благочестии Стефана. Добрый Урош любовно принял ходатаев за сына. Он, как отец, давно желал видеть Стефана и теперь рад был, что снимают тяжесть с его души. При свидании отец и сын плакали навзрыд. Краль поручил Стефану снова в управление отдельную область. Это было в 1316 году. В это время стало известно кралю Урошу, что преподобный собирается в Палестину – ко святым местам, по своему давнему желанию. Тогда краль снова начал усиленно призывать к себе преосвященного Даниила, всячески убеждая его еще раз доказать свою любовь и преданность к нему новым приходом. Не зная намерений краля, св. Даниил исполнил его усердные мольбы прибыть опять, в третий раз, в Сербию. Урош выразил ему то, насколько утешительно для него свидание с ним, как он скорбел о разлуке с преподобным после его отбытия на Афон, и наконец настойчиво и решительно возвестил ему, что более его не отпустит от себя, а намерен иметь в нем себе наставника и утешителя, обещая окружить его почетом и славою. Горько было преподобному отказаться от любимого своего уединения на Святой Горе. «Буди о всем благословенно имя Господне», – сказал тогда преподобный, увидев, что безуспешны все отказы его и все просьбы. Краль повелел поместить преподобного в обители св. апостолов, где его встретили с великой честью, и он пребывал в помещении тогдашнего архиепископа Сербии Саввы III. Краль Урош имел твердое намерение возвести на архиепископскую кафедру Сербии преосвященного Даниила. Но когда скончался архиепископ Савва III, то на святительский престол был возведен, вероятно по указанию св. Даниила, его ученик, сиявший благочестием и добродетелями хиландарский игумен Никодим 332 , а св. Даниил занял в это время епископию Холмскую. Наконец, и благочестивый краль Урош (Милютин) приблизился к смерти тяжкой болезнью, постигшей его во дворце породимльском и скончался на руках преподобного Даниила 29 октября 1320 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но греческих интриг не любили в Сербии и Никифор усмирен был6). В первые годы правления Урош являлся сколько независимым, столько и деятельным правителем Сербии. В 1357 г. в Сербии был сильный голод7). Урош старался ослабить бедствие покупкою хлеба в Дубровнике. В 1357-1358 г. он дал Дубровнику несколько грамат - о торговле, судоустройстве, землях, повинностях8). Особенно замечательно обязательство, взятое с рагузян платить каждый год 1000 перпер иерусалимской церкви арх. Михаила, куда удалились вытесненные из Стона папизмом   4) О годе смерти Душана справедливы замечания Майкова, стр. 241. 242. В грамате 10 января 1356 г. пишется: " царская власть моя предписывает и позволяет, что если мать царского величества моего государыня царица захочет взять что-либо у них (Дубровчан) из торга; то царское величество мое дает им за то что-нибудь и без выкупа не берет " (Споменн. 44). Мать Уроша была царица, а мать Душана - королева. След. янв. 10, 1356 г. был царем и распоряжался с властию царскою Урош, а Душана уже не было на свете. В синаксаре (л. 74) - странная ошибка и о времени смерти Душана и о летах его. У Миклошича мать Уроша первая царица Елисавета, в монашестве Евгения (Monum. 234). 5) Так в грамате 1357 г. на монетах: Urosius imperator, Урош царь. Гласник III, 231-233. VI, 195-196. VII, 206-215. Зап. археол. общ. IX, 175. 176. 6) О Синише и Ангеле у Майкова стр. 259-281. Летопись в Гласнике XI, 147. Сербские Комнены в Гласнике XIII, 284-285. 7) Летоп. в Гласнике I, 165. XI, 147. 8) В памятниках Аврамовича 45. 49. 50. 53. 54. В грамате 47 от 24 апр. 1357 г. " кнезове царьства ми, кои доьжеть кукю царьства ми " . иноки обители св. Николая9). В 1362 г. он смирил рагузян, воевавших с которским наместником его. Им предписано в случае споров представлять дело на суд царя, а не расправлятся самим с наместником его; Воислав по его воле выдал грамату Дубровнику с обещанием - не нарушать условий соляного откупа, а республике сделано внушение исправно платить подать царю10). По примеру предков своих построил он себе задушбину - монастырь Рождества Богородицы на Скопле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010