Недавно я получил следующие сведения о Высоко-Дечанской лавре от сербского писателя Павле Рака: " Дечаны по числу монахов, если сравнивать с другими сербскими монастырями, процветают. Но попасть туда теперь сложно. Охраняют монастырь итальянцы. Одна моя знакомая была там в прошлое Рождество. Очень хвалила трапезу, особенно жареного которого приготовили для гостей и итальянских солдат. Последних довольно часто принимают и угощают в монастыре и помимо праздников " . Что же, история повторяется. Говорить о нынешнем положении в Косове нет необходимости. Но спасут ли русские монастырь и в третий раз? Митрополит Михаил (Иоаннович).Выпускник Киевской духовной академии 1859 года. При сербская церковь стала автокефальной. В 1881 году за симпатии к России был изгнан с митрополичьей кафедры князем Миланом Обреновичем. За него вступился сам император Александр III, но на кафедру митрополит Михаил вернулся только через 8 лет, после отречения от престола князя Милана. С 1884 по 1889 год проживал в России. Скончался в 1893 году. (См: Косик В.И.Русская церковь в Югославии (20-40-е гг. ХХ века. М., 2000.) Стефан Урош III Дечански (сербский краль1321-1331), родился в 1285 от брака краля Милутина с болгарской принцессой Анной, мальчиком несколько лет в плену у хана Ногая. От первого брака с болгарской принцессой Феодорой имел двух сыновей Душана и Душмана. Когда в 1314 году у него произошла распря с отцом, который ослепил его и отправил в Царьград. Там он жил в монастыре Пантократор, где ему явился свят. Николай и вернул чудесным образом зрение. Через шесть лет его отец, краль Милутин, вернул его в Сербию. После смерти Милутина в 1321 году Стефан вышел победителем в междусобной борьбе за престол и стал сербским кралем. Вскоре после победы над болгарами был свергнут с престола своим сыном Душаном и отправлен в ссылку в замок Звечан, где скоро умер насильственной смертью, будучи удавлен по приказу своего сына. Его мощи покоятся в дечанском соборе в ковчеге перед Причислен к лику святых. Память 11/24 ноября.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Святитель Савва Сербский(1169–1237; память 12/25 января) — самый почитаемый в Сербии святой, создатель Сербской Церкви, святой покровитель Сербии, великий светоч, силой духа которого сербский народ укрепляется в течение всей своей истории до наших дней. Родился святой Савва (мирское имя Растко Неманич) в семье святых царей: преподобного Симеона Мироточивого (память 13/26 февраля) и сербской святой Анастасии (Анны); брат святого Саввы, король Стефан Первовенчанный, тоже сияет в лике святых (память в Неделю вторую по Пятидесятнице). Оставив царские палаты, святой Савва в юном возрасте удалился с русскими монахами на Святую Гору Афон. Здесь он со своим святым царственным отцом основал в 1199 году мощный сербский духовный центр — Хиландарский монастырь, никогда не прерывавший связей с родной для его иноков страной и ставший очагом просвещения для всего православного мира. Святой Савва стал в 1219 году первым предстоятелем ставшей самостоятельной Сербской Православной Церкви, он основал ее, укрепил и расширил, устроил сербское монашество по образцу афонского, направил сербское народное самосознание к высоким идеалам преданности святой вере православной до смерти. Монашеская жизнь в Сербии до наших дней определяется Типиком, составленным для нее святым Саввой. Чудотворные мощи святого Саввы были сожжены турецкими поработителями Сербии в 1595 году в отместку за восстание, поднятое сербами против них в 1594 году. Память этого страшного злодеяния до наших дней совершается сербами 27 апреля/10 мая, в храме святителя Саввы на Врачаре в этот день служится литургия архиерейским чином. 32 Династия Неманичей— это святой Симеон Мироточивый и девять его потомков, правившие Сербией примерно с 1170 года по 1371 год. В их правление Сербия была создана как государство, главным принципом которого была верность Православию, и пережила свой золотой век. Семь из десяти царей династии Неманичей сияют в лике святых: Стефан Неманя (преподобный Симеон Мироточивый; память 13/26 февраля), Стефан Первовенчанный (преподобный Симон Монах; память в день собора афонских святых), Владислав Сербский (память 24 сентября/7 октября), Драгутин (в иночестве Феоктист; память 30 октября/12 ноября), Стефан Милутин (память тогда же), мученик Стефан Урош III Дечанский (память 11/24 ноября) и мученик Стефан Урош V (память 2/15 декабря). 33

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

В их правление Сербия была создана как государство, главным принципом которого была верность Православию, и пережила свой золотой век. Семь из десяти царей династии Неманичей сияют в лике святых: Стефан Неманя (преподобный Симеон Мироточивый; память 13 26 февраля), Стефан Первовенчанный (преподобный Симон Монах; память в день собора афонских святых), Владислав Сербский (память 24 сентября 7 октября), Драгутин (в иночестве Феоктист; память 30 октября 12 ноября), Стефан Милутин (память тогда же), мученик Стефан Урош III Дечанский (память 11 24 ноября) и мученик Стефан Урош V (память 2 15 декабря). 37 Жупан — титул южнославянских князей; жупы — древнейшее название областей или округов, на которые Сербия была поделена в военных целях. Жупан возглавлял свой народ и в мирное время, и в военных сражениях. 38 Деспот (греч. despothj — «владелец, неограниченный повелитель, господин, царь») — титул сербских правителей, пожалованный им Византией в 1402 году, когда Сербия стала ее союзницей. 39 Косово поле представляет собой межгорную котловину площадью около 500 кв. км при впадении реки Лаб в Ситницу, на юге Сербии. Косовская битва произошла 15 28 июня 1389 года. Поражение на ней православных объясняется тем, что турецкая армия по численности превосходила балканские войска в несколько раз, к тому же турками впервые было применено огнестрельное оружие — пушки и мушкеты. 40 Сербы XXI века тоже демонстрируют чрезвычайно высокий уровень религиозности. Так, по результатам переписи населения Сербии (без Косово и Метохии), проведенной в 2002 году, 95 % ее жителей считают себя верующими, не определились 4,5 % и отнесли себя к атеистам 0,5 %. По вероисповеданию сербское население на 85 % состоит из православных, католиков среди сербов 5 %, мусульман 3, 3 %, протестантов 1,1 % и иудеев 0,01 %. 41 Османская империя основана в 1301 году. Турки приняли мусульманство в Х веке, но уже с XI века стали самыми ярыми воинами ислама. 42 Сербы, страдавшие от турецкого ига, вынуждены были искать убежища в сопредельных странах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Между тем мачеха его, коварная гречанка Симонида, желая предоставить сербский престол сыну своему Константину, наклеветала Милутину на Стефана, будто он замышляет отнять от него царство. Милутин поверил клевете, и по его приказанию невинный Стефан был закован в цепи, заключен в замок Скопию и ослеплен, а потом отослал с своими детьми в заточение в Константинополь. На пути туда явился ему святитель Николай, и показав ему на своей длани извернутые Стефановы глаза, сказал ему: «не скорби, Стефан: глаза твои я храню». Утешенный видением, Стефан почувствовал облегчение. В Константинополе он с двумя сыновьями своими содержался под присмотром сперва во дворце, потом в монастыре Вседержителя. На 5 году заточения святитель Николай снова явился ему, благословил его, коснулся его глаз, и Стефан прозрел, но для безопасности от врагов, продолжал носить на глазах повязку. Так прошло еще два года. Наконец по просьбе японских старцев Милутин дозволил Стефану возвратиться в Сербию. Стефан, по смерти отца, вступил (1321 г.) на сербский престол, и, как потомок Уроша, родоначальника Неманичей, назвал себя Урошем III. Между тем сын мачехи его, Константин, собрал войско, чтоб отнять от пего престол. Стефан письменно просил у него мира, но получил отказ и должен был начать войну. Константин потерпел поражение и был убит. Затем Стефан в благодарность Богу за дарованные ему победы начал (1327 г.) строить богатый Дечанский монастырь, к которому приписал села в пределах Молдавии и Валахии и пожертвовал книги, сосуды и ризницу, а в 3 верстах от Дечана построил еще больницу с храмом святителя Николая. Недовольные им сановники задушили (1336 г.) его на 64 г. от рождения. Стефан погребен был в Дечанском монастыре и чрез 7 лет после его кончины тело его было обретено нетленным. Память его совершается 30 октября и 11 ноября 156 . Урош, единственный сын сербского государя Стефана Душана и жены его Елены, дочери греческого императора Иоанна Кантакузена, родился в 1337 году, а в 1346 году уже венчан был королевским венцом, когда отец его венчался царским.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Среди синайской братии встречались также выходцы из южных славян. Сербские короли конца XIII – начала XIV веков – Стефан Драгутин, Стефан Урош II и Стефан Урош III – посылали пожертвования в Синайскую обитель. На средства короля Стефана Милутина в монастыре святой Екатерины была построена церковь во имя первомученика Стефана. В 1234 году, во время второго путешествия по святым местам Ближнего Востока, Синайский монастырь посетил святитель Савва, архиепископ Сербский. Среди местночтимых сербских святых много синаитов, живших, по преданию, в XIV веке. В XV веке пожертвования в монастырь делали боснийские правители. Синай посещали армянские паломники, а также копты и, по-видимому, эфиопы. По некоторым свидетельствам, в монастыре святой Екатерины существовали часовни сиро-яковитов, армян и коптов. Сохранялись тесные связи монастыря с западнохристианским миром. Монастырь святой Екатерины получал богатую милостыню от аристократии и государей европейских стран. Францисканцы поддерживали активные контакты с Синаем, регулярно посещали монастырь и делали пожертвования. Для совершения богослужений латинским паломникам в XV веке была выделена особая келья, а позже – часовня во имя великомученицы Екатерины. Столь дружественные отношения с католической Европой были уникальным явлением в позднесредневековом мире. В то же время в догматическом и обрядовом плане синайские монахи строго следовали православной традиции. Судя по всему, монастырь великомученицы Екатерины достиг вершины расцвета в XIV веке. Доходы от товарооборота порта Эт-Тур, финиковых рощ и др. имений, покровительство султанов и милостыня паломников способствовали увеличению количества монахов. В 1341 году паломник Лудольф из Зудхайма сообщал о 400 насельниках монастыря. В XV веке в Синайском монастыре сокращается число монахов. Паломники пишут об убогости монастыря. Одной из наиболее сложных проблем для монастыря святой Екатерины были отношения с окрестными бедуинскими племенами. По обычаю, монастырь ежедневно кормил сотни бедуинов, выдавая им хлеб и другие продукты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

203 Стефан Урош V Слабый (серб. Стефан Урош V Hejaku, 1336–1371) – сын царя Стефана Душана и Елены Болгарской, сестры болгарского царя Ивана Александра. В 1346 г., в качестве соправителя отца, коронован как «король Сербов и Греков», a no его смерти – «царь Сербов и Греков» (1355–1371). Последний сербский монарх из рода Неманичей. 205 Деркос (греч. Δρκος) – причерноморская крепость в 45 км от Константинополя на берегу одноименного озера, возле современной турецкой деревни Кара-Бурун (тур. Karaburun). 211 Беотарх (греч. βοιταρχος) – один из ежегодно избираемых числом от семи до одиннадцати политических и военных руководителей Беотийского союза. 212 Ауфид (греч. Αφεδιον; лат. Aufidus) – река на юго-востоке Италии, ныне Офанто (итал. Ofanto). Григора смешивает две битвы, имевшие место на протяжении Пунических войн: при Каннах в 216 г. до н. э. (близ Ауфида), и при Канузии – в 209 г. до н. э. 215 Григора имеет в виду захват в 1081 г. Константинополя Алексеем I Комнином, которого незадолго до того войско вне столицы провозгласило императором, в то время как в Константинополе находился законный император Никифор III Вотаниат. Что же касается «его предшественников», то, как замечает ван Дитен, «каких других быстрых узурпаторов прежних времен Григора еще имеет в виду, можно только догадываться: быть может, Василия I, Никифора I, Ираклия?» (Dieten, Bd. 3, S. 351, Anm. 388). 218 Ван Дитен (Dieten, Bd. 3, S. 352, Anm. 396) видит здесь парафраз пословицы: κρον λβε κα μσον ξεις («возьми край и будешь иметь середину»), о которой софист Зенобий говорит, что она употребляется «применительно к вещам трудно выразимым и неудобопонятным», и поясняет: «Жители [острова] Эгины, изгнанные вследствие войны из своего отечества, вопросили оракул бога [Аполлона], который и дал им приведенное изречение как ответ. Они же, истолковав предсказание оракула, заняли один край и [затем вновь] населили центральную часть [острова]. Поэтому мы используем изречение, когда хотим намекнуть на что-то неудобопонятное». (Zenobius Sophista, Epitome collectionum, Centuria III, 1, 57). Григора же, no мнению ван Дитена, хочет этими словами сказать, что Кантакузин действует слишком осторожно, пытаясь небольшими усилиями, «коснувшись края», достичь «середины», то есть своей цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Il Tesoro della Regia Chiesa di S. Nicola di Bari nel sec. XIV//L " Arte. Mil., 1902. Vol. 5. N 3. P. 320-333; N 4. P. 408-422). В 1302 и 1304 гг. кор. Карл II пожертвовал крупные средства на содержание храма и каноников (Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 13. P. 193-196, 205-217). В это время при базилике действовали школы права и, возможно, медицины, а также скрипторий (см.: Melchiorre. 1987). Важнейшей святыней базилики были мощи Н., перенесенные папой Урбаном II в 1089 г. в крипту храма и хранившиеся под алтарем. Реликвии находились в мраморной гробнице, установленной ниже уровня пола, к-рую можно было увидеть сквозь отверстие в передней стенке алтаря ( Nitti di Vito. 1937. P. 404-406). В лат. сказаниях о перенесении мощей Н. сделан акцент на целостности и неразделенности останков святого, однако в Киевской легенде и в «Церковной истории» Ордерика Виталия упоминается о руке Н., которая сначала хранилась отдельно от проч. мощей и использовалась для благословения верующих ( Шляпкин. 1881. С. 9; Orderic. Vital. Hist. eccl. III 7. 10//PL. 188. Col. 540). Согласно ранним сказаниям, в базилике находились также первоначальный саркофаг святого (или его фрагменты) и временный деревянный гроб, в котором мощи были привезены в Бари. В XIV в. мраморный алтарь крипты, воздвигнутый над мощами Н., получил драгоценное убранство, особо выделялись дары серб. правителей. По мнению Дж. Чоффари, «король Урош», т. е. Стефан Урош II (см. ст. Милутин ), прислал в Бари серебро, из к-рого, в частности, выполнили покрытие алтаря. В описи 1326 г. упоминаются также подсвечники из серебра, подаренного «королем Урошем» (Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 13. P. 129). В 1361 г. среди ценностей базилики были «большая серебряная кадильница» с изображениями, в т. ч. «короля Уроша», и др. кадильница из позолоченного серебра - дар «кесаря Склавонии», т. е., по мнению Чоффари, кор. св. Стефана Уроша III (1322-1331). Из даров серб. монархов сохранилась икона Н. в серебряном окладе, присланная Урошем III; он изображен у ног святого вместе с супругой Марией Палеолог.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

1169 Aesopus, Fabulae, 119; cp.: Michael Apostolius, Collectio paroemiarum, Centuria 8, 43, b: Corpus paroemiographorum Graecorum, ed. E. L. von Leutsch, vol. 2 (Göttingen, 1851; repr. Hildesheim, 1958) (TLG 9009 001). 1170 См.: Scholia in Lysistratam (scholia vetera), 624.1–3, b: Scholia Graeca in Aristophanem, ed. F. Dübner (Paris, 1877; repr. Hildesheim, 1969), p. 248–263 (TLG 5014 010). 1171 Франческо I Гаттилузио (итал. Francesco Gattilusio, греч. Καταλοζος или Γατελοζος, ум. 1384), генуэзец, первый правитель Лесбоса (1355–1384) на правах вассала императора ромеев, основатель династии, управлявшей островом до 1462 г. (другие члены рода Гаттилузио правили также на островах Лемнос, Самотраки, Тасос, в г. Энос и в иных владениях латинян на севере Эгейского моря). Муж принцессы Марии Палеологини. 1173 Стефан Урош IV Душан, известен также как Душан Сильный – сербский король (с 1331 г.) из рода Неманичей, с 1346 г. – «царь сербов и греков». На самом деле скончался 20 декабря 1355 г. 1176 Симон или Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич (греч. Συμεν Ορεσις Παλαιολγος, 1326–1371) – сын короля Стефана Уроша III Дечанского и его второй жены, принцессы Марии Палеолог, внучки императора Михаила VIII Палеолога, царь Эпира в 1359–1366 гг. властитель Фессалии в 1359–1371 гг. 1177 Фомаида Орсини (Фомаида Комнина Ангедина, итал. Thomais Orsini, греч. Θωμας Αγγελνα Κομννα, р. οκ. 1330 r.). 1181 Даскелийский залив (греч. Δασκλιος κλπος), вероятно, назван по имени Даскилия (греч. Δασκλειον или Δασκλιον), вифинского города на Геллеспонте, развалины которого находятся близ озера Маньяс, в 30 км от современного города Бандырма (тур. Bandirma). Астакенский залив (греч. στακηνς κλπος) получил название от города Астак (греч. στακς), разрушенного еще в древности и впоследствии отстроенного как Никомидия (греч. Νικομδεια), ныне Измит (тур. zmit). Оба этих гидронима более нигде не встречаются. 1187 Ильяс Фахр ад-дин Бей (тур. Fahrüddin lyas Bey) – второй правитель (1345–1357) анатолийского бейлика Саруханогудлары, сын его основателя Сарухан Бея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как раз в это время разгоралась Сербско-болгарская война – Сербский король Стефан II Урош горел жаждой мщения Болгарскому царю Михаилу III за свою сестру, оскорбленную тем, что тот бросил ее и женился на другой женщине. Опасаясь сербского наступления, Михаил Болгарский направил предложение Андронику III вторгнуться весной 1330 г. в земли триваллов, как их называли, и получил искомое согласие. Союзники рассчитывали полностью разгромить юное Сербское государство, и Михаил Болгарский даже хвастал, что поставит свой престол на сербских землях. К болгарам примкнули валахи или «черные татары», как их называли в то время. С точки зрения интересов Византии это было едва ли разумно – до сих пор сербы честно исполняли условия мирного договора 608 . Забыв о том, что турки уже стоят в Никомедии и вот-вот возьмут Никею, василевс вместе с Кантакузеном двинулся в поход. Римский царь расположился с армией в Пелагонии, в области Македонии, ожидая известий о начале движения болгарской армии. Там, как рассказывают, 16 июля 1330 г. римскую армию застало солнечное затмение – если это и было предзнаменование, то негативное. Как вскоре выяснилось, в завязавшемся сражении между болгарами и сербами успех сопутствовал Стефану II Урошу. При помощи наемной германской рыцарской кавалерии он полностью разбил болгарское войско, а самого царя Михаила III смертельно ранил. На третий день после этого Михаил скончался. После получения известий об этом Андроник III благоразумно вернулся в Константинополь 609 . При всех перипетиях 1330 г. принес византийцам некоторые звучные успехи. Император в спешном порядке создал небольшой флот, и осенью 1330 г. римские корабли вместе с судами правителя Кикландских островов, союзника Византии, двинулись к Хиосу. Победа была быстрой и решительной – византийцы овладели островом, а его правителя Мартина взяли в плен и в оковах доставили в Константинополь. Благодаря этому авторитет Византийской империи был восстановлен среди турецких племен сарухан и ментеше. Но на Балканах ситуация складывалась не в пользу греков. Недавний успех в войне с болгарами прибавил сербам силы, и даже внезапная смерть Сербского короля Стефана II Уроша не остановила их экспансии. По слухам, его сын, Стефан III Душан (1331–1354), опасаясь, что дети отца-короля от второго брака могут наследовать корону, устроил заговор, посадив венценосца в темницу, где того и задушили. Этот деятельный и честолюбивый молодой человек, поднявший авторитет своего отечества на невероятную высоту, не собирался тратить время на мирные переговоры. Его войско вторглось в византийские пределы и захватило большую область до Стримона и Амфиополя, а также город Струммицу. Попутно Стефан III завязал добрые отношения с Венецией и даже стал ее почетным гражданином – признак блестящих дипломатических способностей Сербского короля. При нем в Сербии появилось также множество западных специалистов, и организовалась блистательная армия 610 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византия в лице своих вельмож, царей, патриархов, простых людей знала эту любовь к монашеству. Они были, как тогда выражались, «монахолюбы». Можно смело говорить о династиях святых и о семьях преподобных. Для примера характерна семья самого св. Григория Паламы. Его отец, видный сановник часто забывал на заседаниях царского совета, где он находится, и погружался в глубокую молитву. Сам император Андроник II (Старший) должен был брать его под свою защиту, чтобы оградить его от упреков его коллег, возмущенных таким предпочтением духовного делания государственным делам. Вся семья Паламы: отец, мать и все дети, включая и св. Григория ушли в монашество. Прекрасен пример сербской династии Неманичей; он отражает в этом отношении византийские традиции: Растко Неманичь становится св. Саввою, просветителем и первым архиепископом сербским; его мать принимает монашество с именем Анастасии; отец, старый Стефан Неманья уходит на Афон и впоследствии причислен к лику святых, как Симеон Мироточивый; младший брат св. Саввы, первовенчанный краль Стефан, становится иноком Симоном; их потомки — св. краль Стефан II Милутин, св. краль Стефан III Дечанский, св. краль Урош V переворотов и частых смен царей, семь кончили жизнь в монастыре Из 15 императоров XI века, века особенно бурного в смысле (Михаил IV Пяфлагон, Михаил V Калафат, Михаил VI Стратиотик, Исаак Комнин, Роман IV Диоген, Михаил VII Парапинак и Никифор Вотаниат). О монашестве обеих порфирородных сестер Зои и Феодоры лучше не вспоминать, настолько оно окутано неблаговидными подробностями. Конечно, можно говорить, что эти пострижения были часто принудительными. Хорошо говорит проф. Н. А. Скабаланович: «с царского трона было только две дороги — на эшафот и в монастырь… Монастырь был тюрьмою для преступников и, вместе с тем, он был мирным приютом и местом упокоения для разочарованных; монашеская мантия надеваема была на тех, кто пред судом власти достоин был кары, облекались в нее и те, которые были проникнуты чистым порывом, не знали за собою никакого политического греха, единственный грех которых состоял в политическом отчаянии»…   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010