Событиями же, когда, например, народ, спасенный от египетского рабства кровью агнца, означает Церковь , освобожденную от тирании демонов страданием Христовым” (Там же, I.6). Тропологический (то есть моральный) смысл – “когда что-то сказанное прямо или образно направлено на заботу об устройстве и исправлении нравов; прямо, когда, например, апостол Иоанн говорит: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин 3:18 ). Образно же, когда, например, говорит Соломон: Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей ( Еккл 9:8 ), то есть, если сказать ясно: Да будут во всякое время дела твои чисты, и да не оскудевает любовь в сердце твоем”. Наконец, анагогический смысл, “ведущий в горняя”, – “когда что-то прямо или тайно говорится о будущем воздаянии или будущей жизни на небесах; прямо, когда, например, говорится: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф 5:8 ). Тайно же, когда, например, говорится: Блаженны те, которые омывают одежды сво и 6 , чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами ( Откр 22:14 ), то есть, если сказать явно: Блаженны те, кто очищают помыслы и дела свои, чтобы иметь им право узреть Христа Господа и через учение и пример предшествующих Отцов войти в Царство Небесное” (Там же, I.6). Помимо этих четырех видов толкования, Беда, так же как и Августин, иногда использует семь правил толкований Тихония Донатиста 7 , как, например, в своем толковании Откровения, которое он разделил на семь отделов (Письмо к Евсевию, PL 93, 129; семь правил см. Там же, 131–133). Особенное внимание Беда уделяет иносказательному, или мистическому толкованию Священного Писания. Он полагает, что книги Священного Писания полезны и спасительны и при поверхностном, буквальном прочтении, поскольку они изобилуют многочисленными нравственными примерами и наставлениями; но тот, кто сможет понять их еще и иносказательно, увидит, что их “внутренний смысл настолько превосходнее простой буквы, насколько плоды превосходнее листьев” (Толк.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

От приобщающегося телу и крови Христовой требуется проникновение в смысл таинства. Он должен ясно сознавать, что он приобщается и к смерти Христа и к воскресению Его: ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет ( 1Кор. 11:26 ). И, отдавая себе отчет в совершаемом, человек должен сам себя подвергать мысленному испытанию ( 1Кор. 11:28 ), сопоставляя собственную свою немощь и недостоинство с тем образом Христа, который олицетворяет собою смысл всей религиозной жизни. Что же означает этот суд испытующей мысли для самой мысли: является ли он для нее залогом смерти или бессмертия? Не очевидно ли, что мысль, призванная к рассуждению о смерти Христовой, призвана участвовать и в воскресении Его! Быть может, кто-нибудь попытается уверить нас, что мысль, рассуждающая о теле и крови Христовой, не есть мысль логическая? Это – одна из тех иллюзий, с которыми необходимо раз навсегда расстаться. То, о чем рассуждает мысль человека, приступающего к таинству Евхаристии, есть именно логическая и вместе жизненная связь между смертью Христа и Его воскресеньем, откуда вытекает и для нас, верующих, обязанность соучаствовать в смерти Христовой, если мы хотим быть участниками Его воскресенья. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресенья ( Рим. 6:5 ). То, о чем должна здесь помнить человеческая мысль, облечено апостолом Павлом в форму правильного логического умозаключения. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим. 5:8–9 ). Всеобщее воскресение тут логически выводится из воскресения Христова: ибо, если Христос воскрес, то должны в Нем ожить и члены церкви – тела Христова. Хотя здесь во времени эта логическая связь облекается для нас, людей, в форму дискурсивной мысли, переходящей от термина к термину, – сама по себе она выражает сверхвременную истину вечного Логоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Упоминание Иисуса о сходящих и восходящих ангелах, находящихся у Него в услужении, указывает на то, что Он является Господом небес и земли, существующим вечно. Как невозможно для вечного Бога иметь День Рождения, так и нет никакой необходимости иметь Ему дом. Это именно то, что Он ответил своему рабу Давиду, который хотел построить храм, в котором бы Бог мог обитать: «…ты ли построишь Мне дом для Моего обитания?» (2 Царств 7:5). Более правильно спросить, где Он обещал благословить нас, чем спрашивать, где Он обитает. Многим представляется теперь, что лишь гении понимают суть таких категорий, как пространство и время, и чем глубже мы проникаем в их смысл, тем ближе к общему знаменателю жизни, разгадке ее тайны. Мы изучаем мельчайшие частицы материи, чтобы, по словам ученых, построить теорию возникновения мира. Иисус поставил все с головы на ноги. Он сказал нам, что смысл познается при рассмотрении совокупности, а не отдельных частей. По словам Иисуса из Назарета, нашему изумлению не будет конца, когда мы начнем познавать смысл Божьего существования. Никто другой, объявляющий себя божеством или пророком, никогда бы не ответил подобным образом о своем доме. Великий Иоанн Креститель указывал своим последователям на существующую разницу: «…не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба…Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и ест и говорит, как сущий от земли; приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его» ( Ин. 3:27, 31–33 ). Даже если они учат правде, они все равно лишь лучшие представители человечества, которым Бог оказал доверие. Они получают задания. Иисус же, в отличие от них, – Тот, Кто дает задания. Он – «выше всех», как пишет евангелист. В другой беседе Он объявил, что Его вознесению предшествовало Его схождение с Небес: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3:13 ). И уже только это выделяет Его среди всех остальных. Его видение реальности, Его объяснение жизни, Его знание таинств, Его умение отличать с первого взгляда, что важно, а что нет, объясняются Его божественной сущностью. Его земная жизнь – визит Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iis...

Книга Екклесиаст      Духовный смысл книги определяют слова, поставленные в самом начале книги: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! (Еккл 1, 2). Слово суета в этой небольшой книге встречается тридцать девять раз. В еврейском тексте стоит хэвэл . Первоначальное значение этого слова — дыхание, дуновение , то есть то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: пустое, безрезультатное занятие. У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (30, 7). В еврейской грамматике словосочетание хэвэл хавалим (суета сует) переводится как сопряженное отношением . Применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: небеса небес (см.: Втор 10, 14; Пс 67, 34), Царь царей (см.: Езд 7, 12; Дан 2, 37). В Екклесиасте сопряженное отношение выражает крайнюю суету, бессмыслицу: Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (Еккл 1, 3). Суета всё, потому что нет пользы. Это понятие польза является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. Священный писатель употребляет существительное итрон . Оно в Библии, кроме книги Екклесиаста, нигде не встречается. Все испытал в жизни Екклесиаст , но все пережитое и увиденное не итрон , а хэвэл хавалим (суета сует). Недостижимость прочного человеческого счастья выражается в постоянной смене человеческих поколений: Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (Еккл 1, 4). Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость явлений природы: Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием (Еккл 1, 5–8).

http://pravoslavie.ru/104009.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Помогите, пожалуйста, понять смысл слов молитвы «Отче наш»: «…и не введи нас во искушение». Разве Господь может нас искусить? Благословите. Помогите, пожалуйста, понять смысл слов молитвы Отче наш " ...и не введи нас во искушение " . Разве Господь может нас искусить? Благодарю. Светлана. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Светлана! Вы совершенно правы. В послании апостола Иакова как раз написано об этом: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1, 13-14). Что за искушение тогда имеется в виду в этой молитве? Очевидно, то, которое идёт от мира сего, где, по словам апостола Иоанна, господствует «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Этим соблазнам необходимо противостоять, но не всегда на это есть собственные силы. Поэтому и просим помощи у Бога, чтобы предохранил нас от таких искушений, дал силы противостоять им. В то же время есть и другое значение слова «искушение» в Писании – как испытание веры. Различные испытания непременно постигают каждого христианина в какие-то периоды его жизни. Например, апостол Пётр пишет: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1 Петра 4, 12-14). С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pomogite-...

Богоявление I. Каков смысл праздника? Праздник Богоявления, или Крещения Господня, – одни из самых чтимых в православной Церкви, по крайней мере в Русской: народа в храмах бывает столько, что обычно люди стоят еще и на дворе. А когда бывают крестные ходы на реку, то прибавляются еще тысячи. А впереди несут крест, иконы, хоругви. И освящают воду. Отчего это? Ведь почти все не отдают себе отчета, в чем смысл праздника, почему такое торжество? Даже и мы, проповедники. Припоминаю из прошлой моей жизни весьма характерный факт. Я был ректором Духовной семинарии. Инспектор, иеромонах И., назначен был очередным проповедником в кафедральном соборе. Готовя свое слово, он никак не мог найти удовлетворявшей бы его темы. Приходили мысли о смирении Господа пред Иоанном Крестителем, а следовательно – и о необходимости смиряться и нам… Помнилось, вероятно, школьное объяснение – об открытом Господом, доселе неизвестным народу, общественного служения Его; этого не знал даже сам Предтеча: в Евангелии говорится про фарисеев: стоит среди вас Некто, которого вы не знаете ( Ин. 1:26 ). И даже про самого себя Креститель говорит: я не знал Его, то есть лично, до крещения; но для того я и пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю (ст. 31), то есть еврейскому народу; и вторично говорится: я не знал Его; но Пославший меня крестить Его в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающею на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (ст. 33–34). Да, этот смысл свидетельства Иоаннова имел больше значения для отца инспектора. Но и он не удовлетворял его. Ведь народ и ученики почитали Крестителя большим, чем Христа: того уже знали как необычайного, невиданного пустынника, к тому уже шли народные массы исповедовать свои грехи и креститься. А о «Плотнике из Назарета» они ничего подобного не знали; знали некоторые, что Он – сын такого же плотника Иосифа ( Мф. 13:55 ), что Он – Сын Марии ( Мк. 6:3 ), – и только! Можно было бы припомнить про 12-летнего Отрока, изумлявшего в Иерусалиме ученых старцев Своими ответами и вопросами (см.: Лк. 2:41–50 ). Но то уже было 18 лет тому назад, и едва ли теперь кто-нибудь знал и помнил даже имя Его. Да и теперь знали ли Его имя? Ведь креститься к Иоанну приходило множество людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

III. О не гневливости Сообразно с ложным истолкованием заповеди Спасителя, касающейся нашего отношения к злым людям, гр. Толстой превратно же истолковывает и слова Спасителя о не гневливости. Приведем сполна речь Христа об этом предмете: Вы слышали, говорит Спаситель, что сказано древним, не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся (ργιζμενος) на брата своего напрасно (εχ), подлежит суду; кто же скажет брату своему – рака, подлежит синедриону; а кто скажет – безумный, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда пришедши принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. 1059 Таковы слова Спасителя о не гневливости. В каком же смысле и почему именно так, а не иначе, истолковывает их Толстой? Вот подлинные слова его об этом предмете. Когда я понял, говорит он, заповедь о непротивлении злу, мне представилось, что стихи эти имеют ясный, приложимый к жизни, смысл, как и заповедь о непротивлении злу. Значение, раньше придававшееся мною этим словам, состояло в том, что каждый должен всегда удерживать свой гнев против людей, никогда не употреблять бранных слов и жить со всеми в мире. Между тем, в тексте стоит слово, исключающее этот смысл. В канонических Евангелиях говорится: «не гневайся напрасно», а из этих слов вовсе не вытекает заповеди о безусловном мире. Слово «напрасно» смущало меня. Чтобы разъяснить мое сомнение, обратился я к толкованиям богословов. К своему изумлению нашел я, что объяснения отцов церкви направлены главным образом к тому, чтобы установить, когда гнев дозволителен и когда нет. Все церковные толкователи придают особое значение слову: εχ (напрасно) и объясняют это место в том смысле, что ненужно оскорблять людей без необходимости, употреблять какие-нибудь бранные слова, но что гнев иногда бывает справедлив. В доказательство же правильности такого объяснения приводятся примеры гнева апостолов и святых. Я, конечно, не мог не признать, что объяснение, считающее незапрещенным гнев «во славу Божию», хотя совершенно противно всему смыслу Евангелия, 1060 однако же последовательно и имеет свое основание в слове εχ, стоящем в 22-м стихе. Это слово изменяет смысл всего изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Скачать epub pdf Пятница седмицы 12-й по Пятидесятнице Пришли к Господу ученики Иоанна Крестителя и спрашивают: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» Что такое пост и для чего он нужен? Цель всякого духовного делания только одна – приблизиться к Богу. Для чего мы постимся, для чего молимся, в храм ходим, причащаемся, Священное Писание читаем, пытаемся заповеди Божии исполнять? Зачем нужно больного посетить? Почему нужно сдержаться, когда тебя гнев раздирает? Это есть всего лишь средство к достижению общения с Богом. Что мешает человеку с Богом общаться? Грех. Грехи у всех разные: у одного сквернословие, у другого гордость, у третьего блудность, у четвертого самомнение, превозношение или страсть к деньгам – у человека много всяких идолов, которые встают стеной и мешают ему Бога видеть. И когда человек предпринимает пост, молитву, то цель его – разрушить этих идолов, чтобы ничто не мешало ему видеть Бога. Цель поста – это приближение к богообщению. Но как Иоанн Богослов пишет: мы возвещаем о том, «что видели своими очами… что осязали руки наши, о Слове жизни». Какой смысл в посте, когда вот Он – Бог ? Его можно руками потрогать, Его можно послушать, можно припасть к Его ногам и поцеловать следы Его ног на земле. Смысл поста исчезает, не нужно уже никакой молитвы, никаких постов – живой Бог рядом с нами. Поэтому с тех пор, как пришел Христос в мир, жертвоприношения в храме стали бессмысленны: живой Бог ходит по земле – а там каких-то волов, овец, птиц сжигают неизвестно зачем; живой Бог находится рядом – а люди ходят мимо Него и Его не замечают. Пост нужен только как орудие нашего спасения, но для многих он превращается в серию каких-то запретов: мясо не есть, молочка не пить. Многие приходят (иногда раз в году) и говорят: я вот в первую неделю не ела, во вторую ела, а в третью опять не ела. То есть только качество пищи человек различает: это, мол, грех, а это не грех. Нет, смысл поста не в этом. И причащаемся мы натощак не потому, что причастие нужно усваивать, как какое-то лекарство, именно натощак – просто этим литургическим постом мы оказываем честь Святым Тайнам и подчеркиваем, что это пища небесная, что мы не ставим ее вровень со всей остальной пищей. Мы принимаем ее как святыню, чтобы ничто не мешало для нашей души и тела соединиться со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Народ и ученики почитали Крестителя большим, чем Христа: того уже знали как необычайного, невиданного пустынника, к тому уже шли народные массы исповедовать свои грехи и креститься. А о «Плотнике из Назарета» они ничего подобного не знали; знали некоторые, что Он — сын такого же плотника Иосифа (Мф. 13, 55), что Он — Сын Марии (Мк. 6, 3),— и только! КАКОВ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЕ? Праздник Богоявления, или Крещения Господ­ня , — один из самых чтимых в православной Церкви, по крайней мере в Русской: народа в храмах быва­ет столько, что обычно люди стоят еще и на дворе. А когда бывают крестные ходы на реку, то прибавля­ются еще тысячи. А впереди несут крест, иконы, хоругви. И освящают воду. Отчего это? Ведь почти все не отдают себе отчета, в чем смысл праздника Крещения, почему такое торжество? Даже и мы, проповедники. Припоминаю из прошлой моей жизни весьма характерный факт. Я был ректором Духовной семина­рии. Инспектор, иеромонах И., назначен был очеред­ным проповедником в кафедральном соборе. Готовя свое слово, он никак не мог найти удовлетворявшей бы его темы. Приходили мысли о смирении Господа пред Иоанном Крестителем, а следовательно — и о необходимости смиряться и нам… Помнилось, веро ятно, школьное объяснение — об открытии Господом, доселе неизвестным народу, общественного служения Его; этого не знал даже сам Предтеча: в Евангелии говорится про фарисеев: стоит среди вас Некто, которого вы не знаете (Ин. 1, 26). И даже про самого себя Креститель говорит: я не знал Его, то есть лично, до крещения; но для того я и пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю (ст. 31), то есть еврейскому народу; и вторично говорится: я не знал Его; но По­ славший меня крестить Его в воде сказал, мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (ст. 33 — 34). Да, этот смысл свидетельства Иоаннова имел боль­ше значения для отца инспектора. Но и он не удовлетворял его. Ведь народ и ученики почитали Крестителя большим, чем Христа: того уже знали как необычайного, невиданного пустынника, к тому уже шли народные массы исповедовать свои грехи и креститься. А о «Плотнике из Назарета» они ничего подобного не знали; знали некоторые, что Он — сын такого же плотника Иосифа (Мф. 13, 55), что Он — Сын Марии (Мк. 6, 3),— и только! Можно было бы припомнить про 12-летнего Отрока, изумлявшего в Иерусалиме ученых старцев Своими ответами и вопросами (см.: Лк. 2, 41—50). Но то уже было 18 лет тому назад, и едва ли теперь кто-нибудь знал и помнил даже имя Его. Да и теперь знали ли Его имя? Ведь креститься к Иоанну приходило множество людей.

http://pravmir.ru/pochemu-prazdnik-kresh...

Действительно, наша вера есть удивительный и великий дар. Хоть мы и научены вере, но по сути своей она не есть учение, а откровение Иисуса Христа. И мы знаем случаи, когда абсолютно ненаученные в вере люди обретали дар этой веры. Один из таких людей – Павел. Посмотрите: он, получив откровение веры, не пошел учиться, не искал наставлений. Ему не надо было ничего уточнять, но ему требовалось пережить полученное. Поэтому он и отправляется в аравийскую пустыню, чтобы там в молитве и безмолвии окрепнуть для последующего подвига. Он об этом сам сегодня говорит нам, продолжая свою речь: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию» (Гал. 1:15–17). По своей сути, братья и сестры, наша с вами вера тоже такова. Нам, конечно, обязательно нужно учиться (вспомним, что Павел очень много учился еще до того, как стал христианином), но внутренний стержень нашей веры вовсе не в знаниях, а в удостоверении сердца. И нам, так же, как и Павлу, уже не нужны какие-то внешние доказательства истинности нашей веры, потому что наше сердце уже нашло Христа и успокоилось в Нем. Мы – удостоверены. Есть у пророка Исайи такие слова: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7:9). Мы должны быть удостоверены. И если этого свидетельства сердца нет, то бесполезны будут все знания. Вера христианская – вера Павла, Петра, Иоанна, Иакова – это именно упокоение сердца во Христе, которое дается свыше. И если мы имеем такую веру, нам уже не страшно жить, ибо мы знаем, для чего жить и как жить. Нам уже не страшно умирать, ибо мы знаем, что и смерть имеет великий смысл. Мы знаем то, над чем бились тысячи лучших умов человечества: смысл жизни и смысл смерти. В этот воскресный день очень хочется благодарить. Благодарить Бога за неизреченный дар Его – веру нашу, за то, что хоть мы и очень слабы как христиане, но все же в нашем сердце родился Христос, за то, что хоть нам и нужно еще много сделать, но мы уже имеем самое драгоценное, что есть в мире – истинную веру и богопознание. Мы правильно веруем в истинного Бога. Мы идем по пути, который Он Сам нам дал. Мы имеем то, чего по разным причинам лишены миллиарды людей, которые ничуть не хуже нас. Помянув и их, всех тех, кто пока еще не знает Бога истинного, скажем Ему сегодня: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея». Благодарим Тебя, Господи, за то, что мы живем в мире, на небе которого сияет звезда Рождества.

http://pravoslavie.ru/116465.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010