В чем смысл жизни? Как найти смысл жизни? Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике. Он — в ужасе: «Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций — духовных… культурных… а тут — пошлятина и ме­щанство и на работе, и дома». И он лезет в петлю. 31 мая, 2010 Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике. Он — в ужасе: «Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций — духовных… культурных… а тут — пошлятина и ме­щанство и на работе, и дома». И он лезет в петлю. Содержание статьи Смысл жизни? В чем смысл жизни, как найти смысл жизни — этот вопрос приходит к человеку очень рано, и дальше до конца жизни человек может искать смысл своей жизни. счастливы те, кто смысл жизни находят. Трагично, когда уже на склоне лет человек оглядывается назад и понимает, что смысл его жизни был неправильным и посвятил он всю жизнь пустому. Но никогда не поздно смысл найти. Отрывки из бесед со старцем Борисом Старком Публикуем отрывки из бесед со старцем Борисом Старком. Протоиерей Борис Старк родился в 1909 году. Сын адмирала Георгия Карловича Старка, командира Сибирского флота, он с детства, как и многие другие русские люди, оказался в годы Гражданской войны в изгнании. Технический институт в Париже, карьера инженера, позже – участие в Русском студенческом христианском движении, интерес к богословию – и, наконец, в 1937 году рукоположение митрополитом Евлогием (Георгиевским) в священный сан. Отец Борис служил в Никольской церкви в Сент-Женевьев де Буа до 1952 года и вернулся на Родину. Кострома, секретарь епархиального управления в Херсоне, профессор в Одесской семинарии, благочинный Рыбинского благочиния Ярославской епархии, где он и скончался в 1996 году – таков путь отца Бориса. В чем смысл жизни? Вечный вопрос — Вечный вопрос: не как жить, а для чего? В чем смысл человеческой жизни здесь, на земле? Отец Борис: Семьдесят лет назад по французскому радио я услышал рассказ. Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике.

http://pravmir.ru/v-chem-smysl-zhizni/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Смысл жизни человека заключается в богопознании ( Ин.17:3 ), богоуподоблении ( обожении ) ( Еф.5:1 ) и богообщении ( Ин.14:23 ). Бог — Творец мира и человека, Отец наш Небесный и только в Боге мы можем обрести гармонию и бесконечную радость бытия. В чем смысл жизни? Смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы раскрыть в себе черты образа Божьего , правильно воспользоваться Божественными дарованиями, возрасти возрастом духовным, стяжать любовь к Богу и ближним, стяжать богопознание и богообщение, достичь Царства славы, Царства святых унаследовать вечную блаженную жизнь с Богом. Откуда известно, что смысл жизни именно в единении с Богом? О том, что важнейшей смысловой составляющей человеческой жизни является богопознание и богообщение, в Священном Писании сообщается неоднократно. Так, по слову апостола Павла, «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, … дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:26-27 ). К мысли о том, что смысл земной жизни состоит в достижении вечной блаженной жизни в благодатном единстве с Богом (и ближними), располагают и слова Самого Господа Иисуса Христа : «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:25-26 ); «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Зачем при стремлении человека к реализации смысла своего земного бытия ему «нужна» Церковь ? Реализация человеком своего главного предназначения достижима в лоне истинной Церкви Христовой. Наследование Царства Божьего подразумевает соответствие человека этому Царству, его готовность и способность жить по нормам святых. Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами для того, чтобы человек, при желании и усердии, мог восходить по лествице духовных совершенств, подготовляя себя к Царству славы. Совершаемые в ней Таинства, богослужения, проповеди нацелены на обожение и подготовку людей к будущей, вечной жизни с Богом . Можно ли сказать, что человеку свойственно искать смысл жизни только умом?

http://azbyka.ru/smysl-zhizni

Введение Глава I. Обращение к христианским традициям в эстетике 19 века Николай Гоголь. Попытка духовного обращения Отец Феодор (Бухарев). Духовная герменевтика/экзегеза искусства Федор Достоевский. Эстетическое измерение искусства Константин Леонтьев. Эстетический смысл литературы Лев Толстой. Негативная эстетика Глава II. Владимир Соловьев. Основы теургической эстетики Онтологический смысл красоты Софиология Искусство как путь к свободной теургии Глава III. Дмитрий Мережковский. Между традицией и новаторством Культура и одичание Эстетически настроенный глаз Эстетические смыслы литературы «Новое идеальное искусство» Художественность как принцип критики Глава IV. Василий Розанов. У истоков серьозной игровой парадоксальности Религия и Церковь В преддверии пост-культуры Пространства эстетического опыта Классическое и нонклассика Глава V. Павел Флоренский «Философия искусства» Жизнь как философия Философско-богословские предпосылки эстетики Искусство как духовный феномен Икона как вершина искусства Глава VI. Сергей Булгаков. Софийная эстетика Софиология как эстетика Софийный смысл красоты Философия искусства Софиология иконы Глава VII. Алексей Лосев. Эстетика самодовлеющего выражения Самодостаточность художественной формы Основные эстетические антиномии Многомерность эстетического Музыка как эстетическая парадигма Эстетические акценты позднего Лосева Глава VIII. Иван Ильин. Философия совершенного в искусстве Духовность как смысл «художественного искусства», «художества» Художник – созерцатель и творец Закон художественности Основные измерения искусства Эстетический анализ искусства Христианская культура Глава IX. Религиозно ориентированная эстетика 20 века Николай Лосский Красота как ценность Семен Франк Красота как выражение «исконного единства бытия» Борис Вышеславцев Апагогический смысл сублимации и эстетического опыта Николай Арсеньев Томление по Красоте и «жизни преизбыточествующей» Владимир Вейдле Узрение смерти искусства Дмитрий Шаховской Искусство как «тихое чудо» и «тайнозрение» Глава X. Икона в зеркале русской духовной традиции 19 век Богословская традиция 20 век Открытие эстетического смысла иконы Первые искусствоведы Русское зарубежье Глава XI. Символизм в поисках теургии Вячеслав Иванов От символизма к теургии Андрей Белый Эзотерика символизма Эллис Рефлексия символизма Максимилиан Волошин От символизма к нео-реализму Глава XII. Апокалиптические видения авангарда Василий Кандинский Духовное измерение искусства Казимир Малевич Беспредметность как смысл искусства Футуристы Заумный язык искусства Авангард в зеркале неоправославия Глава XIII. Николай Бердяев. Эстетика эсхатологических прозрений Кризис христианства. Кризис культуры. Кризис человека Эстетические смыслы жизни и культуры Метафизический зов красоты Искусство как «упреждение» иного бытия, как приращение бытия Эсхатологический смысл кризиса искусства Творчество как антроподицея Многомерность творческого акта Эсхатология творчества Теургия Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Примеры можно брать из истории, из литературы, из житий святых. Наконец, примеры можно брать из обыденной жизни. Например — жизнь и смерть Бориса Абрамовича Березовского. Все дети знают кто это такой. Показать, что у человека неправильное было целеполагание. То есть то, как он жил, привело его к петле. Значит смысл жизни был выбран неправильно. В своем  видеоблоге  протоиерей Димитрий Смирнов разместил текст своей беседы с корреспондентом информагентства «Новый Регион» Ириной Бродской. Беседа была посвящена получившему широкий резонанс  высказыванию отца Димитрия  о том, что школьников нужно учить пониманию смысла жизни. о. Димитрий Смирнов: Люди стремятся к известности. Он один из самых богатых? Да, это так.  Он вполне еще мог бы пожить лет двадцать? Насильственная смерть. Полный крах. Значит — неправильное целеполагание? Значит, этому надо учить детей — чтобы они не повторяли? Ирина Бродская: Но, с другой стороны, может быть нельзя научить смыслу жизни, может быть можно показать какие-то ценности? о. Димитрий Смирнов: А мы разве можем сказать, что человек, который окончил школу, знает географию? Нет, мы только показываем — что вот есть география, есть биология, есть смысл жизни, есть алгебра, есть такая дисциплина, как русский язык. Ирина Бродская: Какие должны быть примерные темы уроков? Как бы Вы их обозначили? о. Димитрий Смирнов: Вы знаете, я над этим вообще не думал. Если мне дадут грант и скажут: подготовь — я тогда озабочусь и подготовлю. Если будет задание. То, что я сказал в Архангельске, совершенно не для всей страны. Вдруг заинтересуется министр культуры, приедет ко мне, скажет: вот мы Вас просим. Я — пожалуйста. Но мне нужно будет оставить все дела, я очень занятой человек, у меня нет ни выходных, ничего. Тружусь по 15-16 часов в день и поэтому у меня нет времени. Это дело академии педагогических наук — подумать. Если они сами знают смысл жизни. А если они не знают в чем смысл жизни, тогда надо выходить из академии. По крайней мере, академики педагогических наук должны знать, в чем смысл жизни.

http://pravmir.ru/protoierej-dimitrij-sm...

Разделы портала «Азбука веры» Цель жизни ( смысл жизни ) – 1) (смысл земной жизни человека ) состоит в реализации высшего призвания и предназначения, в уподоблении Богу и единению с Ним, достижению (наследованию) Царства Славы; 2) (смысл жизни человека вообще) состоит в богопознании , богообщении и богоуподоблении , в причастности Богу как Неисчерпаемому Источнику благ, блаженстве в единстве с Богом и Его святыми . Человек не производит смысла жизни, человек его воспринимает. Мы можем воспринять смысл жизни животного (не выходящий за пределы нескольких десятилетий); но всё же жить стоит только ради того, что не прекращается со смертью, что обращено в вечность. Воспринимая цель жизни, важно не только прислушиваться к тем, кто предлагает нам тот или иной путь, но и обращать внимание на результаты, плоды, образцы этого пути. В христианстве это святые, являющие связь с Богом в этой жизни и поддерживающие нас из вечности. Цитаты о цели жизни «Цель жизни – восхождение человека к богоподобию». прп.  Антоний Великий «Цель христианской жизни – это единение человека с Духом Божиим». прп. Макарий Египетский «Все старание и весь подвиг его должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов, и таким образом приносить плоды Духа Святаго, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие». прп. Симеон Новый Богослов «Цель всех по Богу живущих есть благоугодить Христу Богу нашему и примириться с Богом Отцом чрез приятие Святаго Духа, и таким образом устроить свое спасение; ибо в этом состоит спасение всякой души». прп. Симеон Новый Богослов «По образу и по подобию Божию создал нас Бог; и всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми так, чтобы мог он сказать: да святится во мне имя Твое, Господи!» прп. Ефрем Сирин «Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо». свт. Иоанн Златоуст «Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова». свт. Василий Великий

http://azbyka.ru/cel-zhizni

День памяти святых, в земле Российской просиявших, указывает нам на то духовное небо, под которым создавалась и жила земля Русская. До святого князя Владимира на Русской земле жили языческие разрозненные, друг с другом враждовавшие племена. Святой князь Владимир принес им новую веру, новое сознание, смысл жизни, новое внутреннее, душевное состояние, дал им новый, всех объединяющий дух жизни, и так образовался единый народ. Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения: бессмысленно искать смысл и цель жизни в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф 6, 33). Вера, Православная Церковь объединила разрозненные племена в один народ, и самым существенным свойством русских людей стала вера в Царство Божие, искание его, искание правды. Ради Царства Божия, ради причастности ему, ради молитвы русские подвижники уходили от мирской суеты в леса, на не обитаемые острова. Они искали только Царствия Божия, ничего не хотели создавать и строить, уходили от людей, но люди шли за ними ради Царствия Божия, бывшего на тех островах и лесах вокруг праведников, и так вырастали лавры и обители. Искание правды — основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый писаный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был «Русской Правдой». Но о небе, о Царстве Божием, думали не только те, кто уходил от мира и людей, все верующие русские люди понимали смысл жизни. Все, кто подлинно строил Россию как государство, живя в миру и исполняя свои обязанности, также почитали самым главным быть верными Божественному Царству и Божественной Правде. В России были князья, полководцы, хозяева, люди всех родов и занятий, но их основное понимание, и стремление, и смысл жизни было также стяжание Царствия Божия, причастность ему. Св. Александр Невский всю жизнь провел в военных и государственных подвигах, проехал на коне через всю Сибирь к татарскому хану, чтобы устроить мир в России, прославился военными победами, но когда заболел и пришла смерть, он принял ее как освобождение от трудов земной жизни и отдался тому, что было дороже всего его душе, и принял постриг, чтобы войти в вожделенное Царство Божие уже воином не земным, но Христовым.

http://pravoslavie.ru/47238.html

Вступление. «Свет во тьме» Глава первая. Духовная проблематика нашего времени 1. «Власть тьмы» 2. Кризис гуманизма 3. О скорбном неверии и современном гностицизме 4. Трагизм жизни и вера Глава вторая. Благая весть 1. Откровение Христа как «благая весть» 2. Благая весть как весть о Царстве Божием 3. Новое понятие «Царства Божия» 4. Благая весть как весть о богочеловечестве. Новое достоинство человека 5. Личность Иисуса Христа. Живая основа христологии 6. Церковь Христова Глава третья. Царство Божие и «мир» 1. Парадоксальность благой вести 2. Благая весть и спасение мира 3. Двойственность христианского бытия. Царство Божие и царство кесаря 4. Два мира. «Дух» и «плоть» 5. Смысл «всемогущества» Божия. Тайна действия в мире благодатных сил 6. Грядущее преображение мира. Смысл эсхатологической веры Глава четвертая. Двойственность между жизнью в Боге и «миром» и моральный строй жизни 1. Универсальность этой двойственности 2. Спасение души или спасение мира? 3. Моральные выводы. Спасение мира и его ограждение от зла 4. Благодать и закон. Внутренний строй нравственного бытия и нравственная деятельность в мире 5. Ложные истолкования двойственности нравственной жизни 6. Начало единства нравственной жизни Глава пятая. Царство Божие и религиозная ценность творения 1. Новый аспект двойственной Христианской жизни: две цели нравственной активности 2. Существо Христианской любви к ближнему. Святость человека в его тварной природе 3. Положительная ценность мира. Священная первооснова мира 4. Ересь утопизма 5. Общий характер и основное содержание «естественного права». Смысл Христианского реализма 6. Мир как явление «света во тьме» Глава шестая. Нравственная активность в мире и задача совершенствования мира 1. Вступительные соображения 2. Совершенствование и сохранение мира 3. Постоянство и изменение мира. Совершенствование мира как утверждение его незыблемых основ. Совершенствование и спасение мира 4. Смысл истории 5. Умственный прогресс. Технически-организационное совершенствование мира 6. Нравственное совершенствование мира. Задачи и существо Христианской политики 7. Вопрос о совершенствовании мира в нынешнюю историческую эпоху 8. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главный смысл величайшей битвы» Обзор нового номера журнала «Родная Ладога» 2, 2015) 18.04.2015 487 Время на чтение 7 минут Вышел в свет новый номер журнала " Родная Ладога " . Этот праздничный, боевой номер целиком посвящён святой дате - 70-й годовщине Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, Победы СССР во Второй мировой войне. Содержание издания подчинено одной главной задаче, которую сформулировала в первой статье номера " За что и с кем мы воевали " доктор исторических наук Н.Нарочницкая: " Наша задача - вернуть Второй мировой войне её главный смысл - смысл величайшей битвы за право народов быть творцами собственной истории, а не массой без прошлого, без культуры и языка, без исторического выбора с его неизбежными взлётами и падениями, прозрениями и заблуждениями " . В следующем материале рубрики «История и современность» публикуется работа архиепископа Курганского и Шадринского Константина ( Горянова ) " Сильнее смерти " , в который известный богослов и историк исследует философские и духовные аспекты победы русского народа в Великой Отечественной войне, осмысливает богословский аспект войны как таковой: " Для Иисуса Христа смерть не была необходимостью: в Нём дух не служил смертному телу, а тело являлось органом нравственной жизни бессмертного духа. Поэтому Иисус Христос выпадал из общей закономерности, и поэтому Его мученическая смерть была искупительной, она уничтожила грех в мире... Конечно, советские воины не знали всех этих доказательств возможности воскресения, но верили в него, знали о нем от рода, поэтому и осознавали себя сильнее смерти в порыве христианской любви, неискоренимой никакими социальными системами " . Подводя итог своих размышлений, автор статьи напоминает нам: " Не требуется пояснять библейское пророчество " Взявши меч мечом погибнут " (Мф. 26 :52). В этих словах Спасителя содержится обоснование справедливой войны. Подтверждаются они сегодня на Донбассе, где трудная победа ополченцев, бойцов за свою землю, за русский язык, за свою веру кажется невероятной. Но она имеет нравственную подоплёку и потому бесспорна. Как бесспорна Победа многонационального советского народа в Великой Отечественной войне, как бы ни старались её оклеветать и унизить наши идеологические враги. Россия, русский народ, Русская Православная Церковь - являются в совокупности спасительным шансом человечества, загипнотизированного постмодернистской идеей самоликвидации ». « И вывести его из этого состояния , - как отмечает Владыка Константин, - может только новый Парад русской Победы " .

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Смысл нашей истории в единстве Атаман Алексей Селиванов о необходимости объединения Руси 30.10.2012 1132 У человека два смысла жизни. Первый - спасение души, второй - улучшение окружающего мира, творение добра. Эти два смысла связаны между собой. Вера без дел мертва. Смысл Родины не в флаге и гимне. И даже не в языке. Родина нужна для того, чтобы жил народ, спасались люди и дети воспитывались в Добре и Правде. Спасение души невозможно без Церкви. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» - говорят святые. Спасать душу лучше там, где есть Православная Церковь. Правда в том, что наша Родина всегда была хранительницей Церкви. Сначала Римская империя, которую Константин Великий сделал оградой Церкви, затем Русь княжеского, царского и императорского периодов. В этом смысл нашего существования. «Все страны граничат друг с другом, а Русь граничит с Богом» - сказал австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Чтобы граничить с Богом, нам, Украине, России и Беларуси, нужно быть вместе. Нас разделили искусственно. По отдельности любое из наших государств - полурусь и недорусь. Недорусь - слабая и отступающая недородина. В недородине не может быть полноценного развития. Наука, культура, вера, сама жизнь сжимаются и исчезают. Сила сменяется слабостью. Моджахеды режут глотки священникам. Сектанты покрывают страну сетью молельных домов. Люди с государственным мышлением стараются разделение преодолеть. Политики-воры греют на разделении руки. Им удобнее разворовывать часть Родины, чем строить общее Государство. Но разделение выгодно не только ворам. Оно выгодно тем силам, которые боятся славян. Боятся нашего государства. Нашей Империи. И всегда боялись и гадили. Збигнев Бжезинский откровенно пишет, что Россия и Украина по отдельности никогда не смогут противостоять США. Значит, надо объединяться! Легко понять, в чью дудку дудят «националисты» и «патриоты», выступающие против России и Белоруссии. Такие «националисты» - не патриоты. Они - наши враги. Враги своего народа и своей земли.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/30/sm...

Сия есть благословенная Суббота Утреня Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). 2 апреля, 2009 Утреня Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). «…чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5:4) Утреня Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). Ограничимся поэтому немногим. Попытаемся хотя бы намеками указать,что совершает Церковь этой службой, в чем зовет нас участвовать, что возвещает нам, как непреложную истину. Великая Суббота — это день, соединяющий Великую Пятницу, т. е. тайну Креста, Страданий и смерти Спасителя с Светлым Воскресением — днем Его восстания из гроба, победы жизни над смертью. Многим непонятен смысл этого соединения, вся необходимость и духовное значение этогосреднего дня. В сознании большинства верующих «важны» — Пятница и Воскресение, Крест и Пасха. Но два эти дня остаются как бы разобщенными. Есть. день печали и есть день радости, они полагаются рядом, и радость сменяет печаль. Но по учению Церкви, выраженном в ее литургическом предании, это не так. Церковь учит нас, что Христос «смертью смерть попрал», это значит, что сама Его смерть была спасительной, что в ней и через нее совершилось торжество победы над смертью. Иными словами, что еще до Воскресения совершилось нечто» благодаря чему печаль смерти не просто заменяется радостью Воскресения, но сама печаль претворяется в радость. И вот Великая Суббота и есть день этого претворения, день, в который совершается это прорастание победы, день, когда — до Воскресения — мы созерцаем смерть самой смерти. И все это выражено, больше того, все это действенно совершается каждый год в этой удивительной утрени, в которой вспоминаемое дается нам, действует в нас, становится для нас спасающим и преображающим настоящим.

http://pravmir.ru/siya-est-blagoslovenna...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010