В Новом Завете можно видеть еще один нюанс в трудовых отношениях фиксацию существующих договорных начал. О них говорится не в законодательном порядке (вообще «закон» как правовой документ представлен лишь в Ветхом Завете, в Пятикнижии Моисея; Новый Завет говорит на совершенно ином языке, адресованном человеку не как субъекту права, а как носителю духовных начал), они попросту упоминаются совершенно по другому поводу, в одной из притч о работниках в винограднике. «И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию. И, получив, стали роптать на хозяина дома. [...] Он же в ответ сказал одному из них: «друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе»» ( Матф.20:1014 ). Аллегорический смысл притчи в том, что Господь воздает всем независимо от времени их обращения к Богу. В проекции же на земные реалии смысл притчи в приведенной выше формулировке: «Трудящийся достоин награды». Через призму этой притчи, слова Апостола «каждый получит по труду» ( 1Кор. 3:9 ) получают дополнительный смысл: награда не только в абсолютном объеме труда, но в устремленности к труду, в самой причастности к процессу созидания, то есть в активизации того, в чем сокрыт смысл подобия человека Богу: это и есть содержание понятия «человеческое достоинство». Реализуется оно в том, что человек, кому бы ни служил, на самом деле не служит никому, кроме себя, ибо он свободен по высшему предначертанию: «Труды твои не были для чужого дома» (Пр. 5:10); «Трудящийся трудится для себя» (Пр.16.26). Новый Завет добавляет: «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» ( 1Тим. 2:6 ). И в то же время, служа себе и другим, человек служит Богу, ибо он раб Божий. И сторонами этого «договора» являются Бог и человек. Договорные обязательства всего лишь минимум для обеих сторон. В трудовых отношениях людей минимум обязателен: он от договора; что сверх того это от Бога: желание отдать больше продиктовано уже не обязательством, а любовью к ближнему. В отношениях между Богом и человеком то же самое: так поступает и Господь, давая не только «сокровища на небесах» (« Матф. 19:21 ), но и на земле. Когда у Господа, обещавшего дать Соломону всё, что он попросит, царь попросил лишь то, что нужно было для служения Богу «сердце разумное, чтобы [...] различать, что добро и что зло» ( 3Цар. 3:9 ), Господь пошел дальше договоренности: «За то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное [...]. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу» ( 3Цар. 3:1113 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

«И да будут слова сии, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая ( Втор. 6, 6–7 ).» Почему так часто и при всяком случае нужно верующим в Бога поучаться в законе Божием самим и другим возвещать о нем? Потому, что в слове Божием указаны нам пути жизни земной и вечной. Важнее всего иметь идеал, знать смысл жизни: высокий, всеобъемлющий, разумный. А таков смысл жизни, указанный словом Божиим, – жить здесь на земле не так, как хочется нашему естественному, греховному человеку, а по заповедям Божиим: любить Бога и ближнего, быть честным, добрым, трудолюбивым, воздержанным, чистым и прочее – готовиться к вечной блаженной жизни загробной в Царстве Христовом, которому не будет конца. Правда, мы можем далеко уйти от пути Божьего – можем погрязнуть в преступлениях; но если у нас есть истинный смысл жизни, если мы знаем путь Господень, – мы можем вернуться к нему. А если мы не знаем вовсе истинного смысла жизни, то в тоске и отчаянии легко решиться и на самое убийство, примеры чего очень часты у людей неверующих, не имеющих христианского идеала жизни. Внушай их детям твоим... Научай, возлюбленный, слову Божию и детей твоих, пока они с тобою и послушны тебе. Возможно, что они потом и отойдут от веры в Бога. Но все же у них останется знание пути Божьего. И когда в часы раздумья или в дни несчастий твой сын сознает, как жалко и ничтожно, и пусто безбожие и разврат, и захочет иной, светлой и чистой жизни, – тогда вспомнит он об истине и жизни христианской и потянется к ней, если только он не осатанел и не развратился вконец! «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей ( Втор. 10, 12 ).» Вот главнейшее дело всякого христианского народа: служение Господу Богу. Что это значит? Неужели всюду должны идти непрестанные богослужения, и все миряне должны оставлять в это время свои обычные дела? В Древней Руси почти так было, потому что бояре, и цари, и люди знатные, да и простолюдины раньше прослушивали заутреню ежедневно или в храмах, или в своих домах, а потом приступали к своим мирским занятиям. Пусть в настоящее время сочтут это прекрасное дело трудным в христианских храмах. Но пусть все люди поставят во главу угла всей своей жизни – и государственной, и общественной, и личной – заповеди Божии. Его всесвятая воля пусть творится на земле. Пусть по всей христианской стране люди веры без всяких препятствий совершают службы Богу. И никогда не раскается такое христианское государство, потому что оно будет иметь могущественного защитника в лице всесильного Бога. В самом деле, каждая страна в период своего мирного процветания ищет себе надежного и сильного союзника и в случае опасности от врагов прибегает к его помощи. Кто же сильнее Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а Благодать Божия посетила. Он даже удостоился приятия пророческого дара, а чуткостью превзошел и самого Арсения Великого, который происходил из великосветского римского семейства, имел наследственные добродетели и обладал большой внешней ученостью. — То есть, Геронда, в чем конкретно заключается смысл этой жизни? — В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда. Когда Христос благословил пять хлебов и насытил столько тысяч людей, народ тут же сказал: “Царь бы из Него вышел что надо!” Съели пять хлебов и две рыбы и воодушевились. Однако Христос сказал им не заботиться о сей пище, потому что здесь мы не останемся. В этой жизни каждый из нас подвергается испытаниям: соответствует ли он тому, чего требует Бог. — Геронда, что человек должен всегда иметь в своем уме для того, чтобы творить волю Божию? — Он должен иметь свой ум в Боге, думать о том, ради чего он вступил в эту жизнь. Мы пришли сюда не для того, чтобы заниматься всем на свете и устраиваться по теплым местечкам. Мы пришли, чтобы подготовиться к жизни иной. Итак, наш ум должен непрестанно находиться там, в будущей жизни, и в том, что способно помочь нам ее достичь. С любочестием относясь ко всему, любочестно и смиренно подвизаясь, человек понимает смысл жизни духовной. Духовная жизнь есть безудержная отвага, духовный

http://pravmir.ru/o-glubochajshem-smysle...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Священник Иоанн Павлов < >< назад > 69. Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье Последний воскресный день перед Великим постом Святая Церковь посвящает воспоминанию Адамова изгнания из Рая. Об этом событии повествует нам Библия: и выслал Господь Бог Адама из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Почему же Церковь накануне поста вспоминает это событие? Конечно, это для того, чтобы еще раз напомнить нам, в чем заключается смысл человеческой жизни. Много говорили и много спорили о смысле жизни мудрецы и философы всех времен, однако вразумительного ответа на вопрос, в чем же заключается этот смысл, так и не дали. Одни из них говорили одно, другие — другое, а некоторые в своих умствованиях даже стали утверждать, что жизнь человека вообще не имеет ни смысла, ни какой-либо цели и что человек, таким образом, мало чем отличается от животного. К такому абсурдному и нелепому выводу, к такому заблуждению пришли эти, по-видимому, неглупые люди потому, что не были просвещены светом Божественного Откровения. Истинный же, исчерпывающий, простой и ясный ответ о смысле жизни дает Святая Православная Церковь. Что же говорит она? Церковь говорит, что смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы вернуть себе то Царство Божие, тот блаженный Рай, из которого люди были изгнаны за преступление заповеди. Каким же способом нам можно вернуть Рай? Церковь и на это отвечает просто и ясно: вернуть Рай можно через следование за Господом нашим Иисусом Христом, Который и пришел в мир для того, чтобы открыть людям дорогу в Рай и в жизнь вечную. И Он действительно открыл ее нам — Своим искупительным подвигом, Своей Голгофой и Воскресением. Он — первый, Кто прошел этим путем, и нас Он призывает следовать за Ним. Однако все, кто хочет следовать за Ним, должны знать, что Его путь — это путь тесный, и он требует от нас самоотвержения. В Евангелии Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Отсюда видно, что каждый христианин должен идти в мире путем подвига, путем самоотречения, путем борьбы с тем многоразличным злом, которое внутри нас, одним словом — путем креста. Нигде в Священном Писании не говорится, что можно легко и в свое удовольствие пожить и при этом наследовать Царствие Божие, а наоборот, говорится, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и что в Царствие Божие нам подобает войти многими скорбями.

http://zavet.ru/b/ipavlov/069.htm

Евхаристическое собрание открыто для каждого члена Церкви, когда все собираются вместе. Да испытывает же человек себя и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле [Господнем] (1 Кор. 11,28–29). Испытание (dokimasia), о котором говорил апостол Павел, есть испытание самого себя. Оно есть испытание всей своей жизни и «различение» тела. Каждый верный должен знать, что он участвует в трапезе Господней, а не в обычной вечере, и что рядом с ним стоят другие члены Церкви, без которых не может быть трапезы. Если в словах Павла религиозный смысл «достоинства» превалирует над моральным, то он не исключает этого последнего. Крещение открывает возможность участия в Евхаристии, так как через крещение человек умирает для прежней греховной жизни и рождается для новой жизни «во Христе». Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10,21). Участие в Евхаристическом собрании несовместимо с прежней греховной жизнью, от которой каждый член Церкви отказывается в крещении. Позднее моральный смысл заслонил религиозный смысл «достоинства». Автор Учения двенадцати Апостолов говорит, что только «чистые» могут участвовать в Евхаристии  . Поэтому предварительно участники Евхаристического собрания должны исповедовать свои грехи и примириться друг с другом. «Испытание» принадлежит не только каждому отдельному члену, но оно принадлежит всей Церкви. Возвращение к прежней греховной жизни отдельных членов становится через их участие в Евхаристии возвращением всех ее участников к этой жизни. Если испытание не дает результатов, то тогда Церковь отделяет их от своей среды. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор.5,8). Христиане в Церкви являются опресноками, а потому прежняя греховная жизнь, как оставшаяся закваска, может испортить все тесто. Отделение недостойных членов от Евхаристического собрания вытекает с внутренней необходимостью из его эсхатологической природы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Это ни в коем случае не означает принижения морали или какого-то утилитарного к ней подхода, а означает то, что для человека недостаточно быть существом только моральным ; его цель – быть богоподобным , для чего нравственность есть, хотя и обязательная и неотъемлемая, но подготовительная ступень. В центре христианства стоит не абстрактная мораль, и не какой-то набор ритуалов, а Сам Христос, Его Богочеловеческая личность. Всё в христианстве – нравственность, внешние формы церковной жизни и сама внутренняя духовная жизнь – направлено ко Христу, и только в Нём и получает свой смысл и значение. Именно в этом и заключается принципиальная новизна Нового Завета: в центре его – личность Христа, Спасителя и Бога, и личное общение с Ним каждого христианина. Общение это (богообщение) отличается от просто человеческих отношений; особенность его состоит в том, что действием Святого Духа сердце человека изменяется, и соприкосновение с Богом становится для него главным, важнейшим, исключительным и единственным событием. Течение существования христианина представляет собою ежеминутную, непрестанную жизнь во Христе и со Христом, жизнь свободную и сознательную. В непосредственной жизни Бога в человеке и человека в Боге – смысл христианства, того Нового Завета, который Бог заключил с людьми; для этого всё – Церковь, нравственность, догматы, обряды; без этого – они безразличная шелуха. Христос пришел к людям – и не только спас их от смерти и ада, но и даровал им Себя Самого. Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком (Ин. 10, 10). Я есмь путь, и истина, и жизнь (Ин. 14, 6). Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15, 4). Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), говорит Господь. Апостол Пётр пишет, что от Бога нам даровано соделаться причастниками Божеского естества (2 Петр. 1, 4). Для того, чтобы мы имели эту жизнь, это причастие Богу, для того, чтобы богообщение не осталось для человека только лишь желательным, но стало реальным, непосредственным, – Господь и основал на земле Церковь, а в Церкви этой цели и служат прежде всего Таинства. Именно в Таинствах мы непосредственно, теснейшим, ближайшим образом соприкасаемся с Богом, становимся причастниками жизни вечной, сынами Божиими, гражданами Царства Небесного. Поэтому, как в жизни христианина её, начало, центр и конец, цель и смысл, Альфа и Омега (Откр. 1, 8) – Христос, так и в Церкви самое главное – это (наряду со Священным Писанием) святые Таинства. Они, собственно, и делают Церковь Церковью; через них Богом Отцом подаётся христианам Дух Святой, Который и соединяет каждого из нас со Христом Спасителем, и в Нём – друг с другом в Тело Христово. Это и есть собственно Церковь. Ясно поэтому, что Таинства занимают в жизни Церкви центральное место: всё, что есть в Церкви, проистекает из Таинств как из источника; а всякий внешний церковный чин – и храмы, и богослужения, и канонически-дисциплинарная практика, и всё прочее – служит совершению Таинств и достойному принятию их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Отсюда мы можем почерпнуть указание, как следует пользоваться Иоанновым критерием Богопознания. Признак истинного учения в отличие от ложного заключается в его сообразности с явлением Христа, пришедшего во плоти. Если бы явление Христа было для нас только фактом отдаленного исторического прошлого, оно не могло бы быть для нас руководящим началом в Богопознании. Оно может получить для нас такое значение лишь постольку, поскольку оно — доступный нам факт и в то же время — доступный нам смысл нашего опыта. Но где же в нашем опыте найдем мы это явление Христа, пришедшего во плоти? Евангелие дает на это ясный ответ: се Аз с Вами во вся дни до скончания века, Аминь (Матф., XXVIII, 20). Слова эти обращены ко всем собранным во Христе верующим, т. е. к Церкви. В ней Христос есть непреходящее, вечное настоящее, начало всей жизни верующих, а потому самому и непреложный факт соборного опыта. Но и независимо от этого прямого свидетельства Христа о Самом себе учение о Богочеловечестве с логическою необходимостью приводит нас к учению о Церкви. Вочеловечение Бога есть общий смысл всей человеческой жизни и всей человеческой истории: поэтому этот смысл и может быть найден только в общей собирательной жизни человечества как тела Христова или организма Христова. Если Христос воистину пребывает с нами «до скончания века», то мы должны искать Его воплощения не только в жизни обособленного человеческого индивида, а в некотором определенном явлении собирательной жизни человечества. Таково, по учению апостола Павла, явление Церкви — тела Христова. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос (I Коринф., XII, 12). И вы тело Христово, а порознь члены (I Коринф., XII, 27). Это жизненное общение со Христом и во Христе и есть тот соборный опыт членов Церкви, который должен определять собою их суждения о Боге и лежать в основе их Богопознания. У них дары различны, но Дух один и тот же (Коринф., XII, 4). И христианское со–знание и познание, по апостолу, представляют собою жизненные проявления этого наполняющего Церковь Духа Божия. Сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (I Коринф., XII, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

Пожелай мне неудачи! И тем более в Церкви Бог дает силу не только для того, чтобы преодолевать наши неудачи , но и для того, чтобы извлекать из этих неудач духовную пользу. И порой неудача становится лучшей из удач! Потому что имеет такие благотворные воздействия на душу человека, на его личность в целом, которые зачастую человеку необходимы. Я могу сказать, что крайне необходимо научиться переживать неудачи. Неудачи очень важны для человека. Нам повсюду желают «доброй удачи», а нужно, чтобы хотя бы иногда нам желали «доброй неудачи», чтобы мы знали, что нам нужно готовиться к неудачам, а не привыкать к тому, что всё должно быть так, как мы того хотим. И лишь возникает малейшее препятствие, бежим к психологам и психиатрам, наша голова забита тем, что у нас «психологические проблемы». Голова наша забита «психологическими проблемами», наш карман – пилюлями, а карман психолога – деньгами. «45 минут стоят 15 лир», – говорит он вам! Вы знаете, некоторые психологи меня недолюбливают, потому что я увел у них клиентов! (Смех.) Когда я услышал об этом, то сам удивился – позавчера мне рассказал один психолог о разговоре, бывшем в его профессиональном кругу о том, что некоторые из-за меня потеряли клиентов. Но это действительно драматическая ситуация: человек, утопающий в своих проблемах, приходит к врачу, а тот смотрит на часы. И как только истекут 45 минут, говорит: «Смотри (а тот, бедняга, исповедует ему свою жизнь), хочешь, перейдем на второй час? Посчитай, а иначе оставайся в своей бездне и приходи в другой раз!» Несмотря на все это, мы часто обращаемся к психологам. А есть ли в этом необходимость и какая именно? Люди платят за то, чтобы поговорить, они платят за то, чтобы их выслушали. Вы представляете, до чего мы докатились. То есть в сколь трудной ситуации находятся люди, что они идут на это! А всё потому, что потеряли общение с Богом. Молитва показывает смысл жизни Бог просит нас, побуждает нас, умоляет нас, принуждает нас, чтобы мы беседовали с Ним! Вы видите, что Он говорит? Просите, ищите, стучите в дверь – и вам откроют. Всё, что вы попросите, даст вам Бог. И если мы научимся молиться, тогда мы стяжаем мир в наших душах. И этот душевный мир есть та сила, которая не дает человеку утонуть. Так человек, который учится молиться, осознает и очень хорошо, в чем смысл его жизни. Он обретает смысл жизни, и в этом смысле есть место и для его неудач.

http://pravoslavie.ru/67797.html

Нельзя говорить: вот, пройдет еще 1000 лет, и мы достигнем чего-то такого, чего нельзя было достигнуть, пока эти 1000 лет не прошли. Нельзя говорить так потому, что эти и всякие другие тысячи лет для материальных причинно-обусловленных явлений уже были в бесконечности прошлого. Совершенно ясно, что вне зависимости от времени может стоять только нравственная цель мироздания, а значит, возможен только нравственный смысл прогресса. Нравственный момент не обусловлен причинным рядом явлений. Абсолютно свободный акт воли не находится ни в какой зависимости от количества протекшего времени, и потому бесконечность в прошлом не имеет к нему никакого отношения. Какие бы тысячелетия ни отсчитывала история, пока свободный акт воли в данный момент не совершится, не будет достигнуто то. что требует для своего достижения этого свободного акта. Если мир, несмотря на вечность, продолжает изменяться, то это свидетельствует не о том, что недостаточно прошло времени для достижения материальных задач, а о том, что смысл всех происходящих в мировой жизни изменений лежит в области нравственной, от времени не зависящей и временем не связанной. Такую цель мироздания и такой смысл прогресса открывает нам христианское учение. По христианскому учению, конечная цель мироздания, как и отдельной человеческой жизни, заключается в совершенном восстановлении через веру в Иисуса Христа нарушенного в грехопадении единства с Богом. Ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6, 17 ). В это единство должны войти не отдельные, ничем не связанные между собой люди, а люди, объединенные в таинственное Тело Христово, в святую Церковь . Это должно быть единство в Боге не только человека, но и всей жизни. Ибо «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8, 21 ). Это должно быть единство не только всей жизни, но и всей вселенной, ибо «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет. 3, 13 ). Словом, «да будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010