После грехопадения жизнь человека стала раздробленной во всех своих проявлениях; появилось противопоставление жизни земной и вечной. Мы уже говорили, что одним из спасительных плодов совершённого Господом Иисусом Христом дела нашего искупления было разрушение средостения между Богом и человеком. В Церкви, в её Таинствах, в действии Святого Духа, Который усваивает каждому человеку плоды соделанного Христом спасения, в земную жизнь человека входит вечность – Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1), и приобщает человека Богу. И брак, который после грехопадения был естественным и благословенным союзом людей, но лишь для земной жизни, – в Церкви приобретает вечное измерение и соотнесение со Христом Господом; не просто союз двух людей – но во Христе; не просто для этой, временной жизни – но навсегда, в вечности. В этом – смысл именно Таинства Брака; и этот смысл достаточно резко противопоставляется ветхозаветному пониманию брачного союза. В Ветхом Завете основной целью брака являлось деторождение, продолжение рода. В связи с этим Ветхим Заветом допускалось и многожёнство, и наложничество – то есть разнообразные средства, направленные на сохранение рода в земной жизни. Новозаветное понимание брака смещает акцент с деторождения прежде всего на любовь и единство двух людей – мужа и жены; причём любовь эта начинается здесь и простирается в вечность. Христианский брак своим центром, началом и главой имеет не продолжение земного рода, но – Христа. Это позволяет Апостолу Павлу сравнивать брак, союз мужчины и женщины, с союзом Христа и Церкви. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь; потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене свой: и будут двое одна плоть. Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 22-25, 28-33). («Боится» – в библейском смысле: благоговеет, почитает, любит.) В этом новозаветном тексте выражен христианский смысл брака не просто как естественного соединения мужчины и женщины. Ветхозаветный смысл брака, как продолжения рода, отходит на второй план; центральным, главным и самым важным становится вечный союз двух людей по образу отношений Христа и Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   Да, конечно, это прежде всего прошение о том, что нам нужно для жизни, о самом простом, необходимом и насущном: о хлебе, о пище, о воздухе, обо всем том, причастие чему претворяется в нашу жизнь. Но это не все. «Дай нам» это значит, что последний источник всего этого для нас — Сам Бог, Его любовь, Его забота о нас; от кого бы и как бы мы ни получали дар — все от Него. Но это значит также, что и последний смысл этого дара или этих даров — Он Сам.    Мы получаем хлеб, мы получаем жизнь, но для того, чтобы раскрыть смысл этой жизни. И смысл этой жизни в Боге, в знании Его, в любви к Нему, в общении с Ним, в радостной Его вечности и той жизни, которую Евангелие называет «жизнью... с избытком» (Ин.10:10).    Боже мой, как далеки мы от маленького и слепого крота, имя которому Фейербах. Да, конечно, как говорил он, человек есть то, что он ест. Но ест он дар Божественной любви, но приобщается-то он свету и славе и радости, но, живя, он живет всем тем, что даровал ему Бог.    «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Дай нам в любви Твоей все это сегодня, дай нам не просто существовать, но именно жить, той полной, осмысленной и в пределе Божественной и вечной жизнью, для которой Ты создал нас, которую Ты дал и вечно даешь нам и в которой мы узнаем, и любим, и благодарим Тебя. Беседа 6    «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Так по-церковнославянски звучит пятое прошение той главной христианской молитвы, которую мы находим в Евангелии и которую Сам Христос оставил своим последователям. По-русски это прошение можно выразить так: «И прости нам наши грехи, потому что и мы прощаем тех, кто согрешил против нас».    Заметим сразу же, что в этом прошении соединено сразу два акта — прощение наших грехов Богом связано с прощением грехов против нас. Христос говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). И конечно, именно тут, в этой связанности, в этом соединении — глубокий смысл этого прошения молитвы Господней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2628...

Да, конечно, это прежде всего прошение о том, что нам нужно для жизни, о самом простом, необходимом и насущном: о хлебе, о пище, о воздухе, обо всем том, причастие чему претворяется в нашу жизнь. Но это не все. «Дай нам» это значит, что последний источник всего этого для нас — Сам Бог, Его любовь, Его забота о нас; от кого бы и как бы мы ни получали дар — все от Него. Но это значит также, что и последний смысл этого дара или этих даров — Он Сам. Мы получаем хлеб, мы получаем жизнь, но для того, чтобы раскрыть смысл этой жизни. И смысл этой жизни в Боге, в знании Его, в любви к Нему, в общении с Ним, в радостной Его вечности и той жизни, которую Евангелие называет «жизнью с избытком» (Ин. 10:10). Боже мой, как далеки мы от маленького и слепого крота, имя которому Фейербах. Да, конечно, как говорил он, человек есть то, что он ест. Но ест он дар Божественной любви, но приобщается–то он свету и славе и радости, но, живя, он живет всем тем, что даровал ему Бог. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Дай нам в любви Твоей все это сегодня, дай нам не просто существовать, но именно жить, той полной, осмысленной и в пределе Божественной и вечной жизнью, для которой Ты создал нас, которую Ты дал и вечно даешь нам и в которой мы узнаем, и любим, и благодарим Тебя. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12). Так по–церковнославянски звучит пятое прошение той главной христианской молитвы, которую мы находим в Евангелии и которую Сам Христос оставил своим последователям. По–русски это прошение можно выразить так: «И прости нам наши грехи, потому что и мы прощаем тех, кто согрешил против нас». Заметим сразу же, что в этом прошении соединено сразу два акта — прощение наших грехов Богом связано с прощением грехов против нас. Христос говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14—15). И конечно, именно тут, в этой связанности, в этом соединении — глубокий смысл этого прошения молитвы Господней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

В данной работе будет рассказано о православной традиции освящения жилища. Будут рассмотрены вопросы о том, зачем в принципе необходимо освящать свой дом, в чем смысл этого религиозного обряда. Для наглядности будет приведено последование освящения жилища, которое использует Православная Церковь в своей практике. В заключении будут рассмотрены еще ряд практических моментов, связанных с христианским обрядом освящения жилья. Надеемся, что данная работа будет полезной и интересной, как для тех, кто только готовится освятить свое жилище по христианскому обряду, так и для тех, кто интересуется обрядами Русской Православной Церкви. Сергей Милов Смысл обряда освящения дома В жизни Православной Церкви каждое действие, каждый обряд или таинство имеют свой определенный духовный смысл. Этот сакральный (то есть таинственный) смысл заложен во внутреннюю жизнь Церкви Самим Господом Богом. В центре любого церковного действия всегда находятся два объекта – Бог и человек. Бог в этом диалоге является центром всей жизни, сущностью, на которую обращены взоры каждого верующего человека. Однако и роль самого человека в этом диалоге нельзя умалить. Человек является венцом творения Божия, главной и конечной целью создания всего видимого и невидимого бытия. О важности сотворения именно человека мы можем прочитать уже в первой главе Книги Бытия: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 26–28). В данных словах и деяниях Бога мы видим, что именно человек получает право владеть всем созданным миром. Однако это владычество должно было гармонично сочетаться с непрерывным делом богообщения. Это означает, что по замыслу Божию, человек должен был находиться в постоянном общении со своим Творцом – Пресвятой Троицей; он должен был постоянно духовно совершенствоваться и в перспективе был направлен на достижение полного бессмертия. В этом смысле, человек должен был постоянно освящаться Божией благодатью, а вместе с человеком эта благодать должна была затрагивать все сферы его жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа; ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». ( Иак. 5:10–11 ). Другой Апостол, в послании к Ефесскому Епископу, указав объем, обширность и трудность в исполнении пастырских обязанностей, ободряет его к неослабному исполнению их указанием на воздаяние за него в будущей жизни; и, указывая полноту жизни с Богом, изображает Бога чертами, которые уясняют благочестивым основу из чаяния блаженства в вечной жизни с Богом. Его слова: «Подвизайся добрым подвигом веры. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел, и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. ( 1Тимоф. 6:12–16 ). Приведенный список имен Божиих из свящ. Писания достаточен для уверения тебя, мусульманин, что христиане знают все имена, какие знает мусульманин из своего списка; приведенные потом места Писания достаточны для того, чтобы убедить тебя, мусульманин, в том, что христианин, читая или слушая Писание, находится при обильном источнике для Богопознания, и с нем имеет надежный способ понимать смысл имен Бога, какие передает оно. Правда, не у всех христиан одинакова степень разумения, чтобы каждому из них ясно разуметь смысл имени Божия там, где оно читается, но для того, чтобы ему понять его ясно, правильно и соответственно, сколько возможно для сотворенного ума, смыслу Писания, он имеет для себя надежное руководство в систематической Богословской науке. 2. Имена Божии в науке богословия Для того чтобы читающий или слушающий свящ. Писание мог, по степени развития своего ума, правильно понимать смысл, заключающийся в том или другом имени, и вследствие правильного понимания мог сердцем живо чувствовать смысл имени и этим чувством руководится в своей жизни, христианское Богословие начинает учение о Боге изъяснением имен Его, какие даны в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Да, Своим воскресением Он дал последнее доказательство Своего Божества; и я, с глубокою и вполне сознательною верою, преклонился пред Ним и, повторяя слова Апостола Фомы, сказал: Ты – Господь мой и Бог мой! Уверовав, таким образом, в Божество Иисуса Христа, я пришел к заключению, что каждое слово Его есть божественная истина, – что надо безусловно верить Ему во всем, хотя бы кое-что из сказанного Им было и недоступно ограниченному уму человеческому. И я нашел в Его учении ответ на все волновавшие меня вопросы; я пристал к тому тихому берегу, от которого был оторван волною атеизма; я познал смысл жизни; я нашел раскрытою ту дверь, в которую так долго и так тщетно стучался; я понял глубочайший смысл слов – идите ко Мне все труждающиеся и обремененные… и найдете покой душам вашим. Я пришел ко Христу и нашел ответ на все мучившие меня вопросы, нашел и душевный покой. Идите же и вы, мои дорогие слушатели, ко Христу! Идите так, как я шел; идите и другими путями (их много), но идите и идите неуклонно! И верьте, что Господь Сам пойдет вам навстречу и примет вас с радостью. Не верьте лжеучителям, которые подходят к вам в овечьей шкуре, но похищают у вас, как волки хищные, все самое дорогое для вас: веру в Бога и в смысл вашей жизни! По делам их старайтесь узнавать их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Может ли дерево худое приносить плоды добрые? Может ли быть что-либо доброе от лжеучителя, который советует споткнувшегося брата толкнуть так, чтобы он и не встал? Может ли быть что доброе от лжеучителей, которые целью жизни ставят удовлетворение всех желаний, всех похотей тела, и советуют не стесняться в достижении этой цели ничем, хотя бы для этого надо было принести в жертву честь и даже жизнь других людей! Не верьте им! По делам их узнавайте их и помните всегда, что есть у нас один только Учитель, это – Христос. Возьмитесь за основательное изучение Евангелия, этой забытой у нас книги! Да будет она вашею настольною книгою! Да будет она другом вашим, сопутствующим вас при всех ваших путешествиях! Читайте ее чаще, читайте ежедневно, и вдумывайтесь в глубочайший смысл всех изречений Господних! И если когда-либо в жизни вы будете изнемогать от бремени жизненной ноши, если будете близки к унынию и отчаянию, то раскройте эту книгу, и вы найдете в ней ответ на все вопросы, какие в то время будут волновать вас; вы прочтете в ней святые слова: Идите ко Мне все труждающиеся и обремененные! Закрыв же книгу, идите ко Христу, молите Его, чтобы Он дал вам силы выдержать все искушения и не пасть в борьбе с ними. Вспомните слова Его: Просите, и дано будет вам! Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Если же между вами нет такого человека, то, конечно, Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф. 7:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Пророческое служение Авраама имело огромное, уникальное и неповторимое значение. Его роль в истории Церкви невозможно переоценить. Но проявилось оно только тогда, когда исполнились пророческие обетования, данные Господом Аврааму: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15.5–6). Только с появлением множества потомков Авраама, объединенного в народ (но не как этнос, а как народ Божий, Церковь завета), наступает новый, видимый уже всему миру этап её жизни. И, соответственно, наступает новый этап пророческого служения. Народ, в той мере, в какой он является Церковью, нуждается в изъявлении воли Божьей «здесь и сейчас». Иными словами, ему необходимо видимое пророческое служение. Смысл этого церковного служения наиболее четко был выражен в книге пророка Иезекииля: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня» (Иез 33.7). Поэтому церковное служение пророков Божьих до заключения Синайского Завета можно сравнить с посеянным семенем, которое упало в разные места — что-то погибло, а «иное упано на добрую землю и дано плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто» (Мк 4.8). Ранние пророки, в том числе Енох, совершали свое служение без всякой надежды увидеть плоды своих трудов. Они как бы исполняли древнюю заповедь «Отпускай хлеб твой по водам» (Еккл 11.1). Как и Евангельская притча о сеятеле, эта заповедь Экклезиаста имеет ярко выраженный пророческий смысл. Но наибольшей активности служение пророков достигло после заключения Господом завета с Давидом, имевшим ярко выраженный мессианский смысл. Исполнение этого завета для ветхозаветной Церкви было наиболее трудным, так как очень нелегко было уяснить этот смысл, пожертвовать ради него национальными, политическими и иными ценностями, вплоть до государственной независимости. Именно в этот период служение пророков становится центральным в жизни народа Божьего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но хватит о пустяках! Слово «обратиться» в Писаниях имеет двоякий смысл: смысл закона и смысл Евангелия. В законе — это голос Взыскующего и Повелевающего, который требует не стремления, а изменения всей жизни. Этот смысл часто встречается у Иеремии, когда он говорит: «Да обратится каждый от своего злого пути»; «Обратись к Господу » . Ведь это—что вполне понятно—включает в себя требование всех заповедей. В евангельском смысле это голос утешения и божественного обетования, который ничего от нас не требует, но обещает нам Божью благодать, как сказано об этом в псалме тринадцатом: «Когда Бог возвратит пленение народа Сионского» —и в псалме двадцать втором: «Возвратись, душа моя, в покой свой» . Захария так очень кратко отличил проповедь Закона от проповеди благодати. Весь закон и главное в законе — когда Он говорит: «Обратитесь ко Мне». Благодать же — когда он говорит: «Я обращаюсь к вам». И насколько доказывали свободную волю слова «возлюби Господа» или еще какие-нибудь отдельные слова закона, настолько же доказывает ее это обобщающее слово закона «обратитесь». Разумному читателю надлежит быть внимательнее к Писанию и знать, где слова закона, а где слова благодати, дабы не перепутывать все наподобие грязных софистов и этой вот сонной Диатрибы. Потому что посмотри, как толкует это замечательное место Иезекииль в главе восемнадцатой: «Я живой,— говорит Господь,— Я не хочу смерти грешника, а более всего хочу, чтобы он обратился и жил» . Во-первых, говорит Диатриба, сколько раз он в этой главе повторяет «отвратился», «сделал», «совершил» в хорошем и плохом смысле. Где же теперь те, которые говорят, что человек ничего не делает? Смотри-ка, пожалуйста, какое удивительное умозаключение! Она собиралась доказать стремление и рвение свободной воли, а доказывает, что все сделано, исполнено при помощи свободной воли. Где, спрашиваю я, теперь те, которым нужны были благодать и Святой Дух? Она еще умничает, говоря: «Иезекииль говорит: если обратится нечестивец и сотворит правду и справедливость.

http://sedmitza.ru/lib/text/440980/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010