Казначей (1903), апотом наместник (1904) Чудова монастыря, архимандрит. Открыл при обители Московский отдел Камчатского миссионерского братства (1911), публикуя материалы о его деятельности в издававшемся им журнале “Голос Церкви” (1912–1917). Духовно окормлял сестер Серафимо-Знаменского скита (1910–1924), основанного его духовной дочерью схиигуменией Фамарью (Марджанишвили, 1.4.1869–10.4.1936). Хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии (8.6.1914). В 1918–1919 гг. проживал в Серафимо-Зна-менском скиту вместе с архимандритом (впоследствии епископом) Серафимом (Звездинским , 7.4.1883-после 1937). Выехал в Серпухов (1920). С 1923 г. епархией не управлял, жил в московских обителях, а затем в Серафимо-Понетаевском и Серафиме-Дивеевском монастырях, после закрытия которых (1927) поселился под Москвой. Митрополитом Сергием (Страгородским) возведен в сан архиепископа. Однако Владыка Арсений назначения не принял, в общественных богослужениях участия не принимал. В 1927 г. переехал в Арзамас. Арестован в 1931 г. Находился в концлагере “Медрога”. Отпевал схиигумению Фамарь (1936). Арестован в 1937 г. Расстрелян в поселке Бутово под Москвой. (31) Иннокентий (Ястребов, 16.7.1867–22.5.1928), архиепископ Астраханский, — после окончания Казанской Духовной академии (1892) преподавал в ней. Пострижен в монахи (7.6.1902), рукоположен в иеродиакона (8.6.1902) и иеромонаха (9.6.1902), возведен в сан архимандрита (1905). За сочинение “Миссионер Высокопреосвяшеннейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский”, исследование по истории развития миссионерства в России, получил степень магистра богословия. Хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевского (26.6.1906). Ректор Киевской духовной академии. Епископ Полоцкий и Витебский (11.7.1914). Постоянно присутствующий в Святейшем Синоде (10.1.1915), председатель миссионерского совета при Святейшем Синоде (14.1.1915). Управлял на правах настоятеля Донским монастырем в Москве. Епископ Полоцкий и Витебский (сентябрь 1917–19.3.1918, сентябрь 1918–1922).

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

2. Включить данный вопрос в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора.   ЖУРНАЛ 123 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), совершенной в Грузинской Православной Церкви. Справка: Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии в дворянской семье. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу. 22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинского Патриархата принял решение о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), о чем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона уведомил председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим своим письмом от 30 августа 2017 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С благодарением Господу принять известие о прославлении в лике святых преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). 2. Включить имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 124 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поездке в Иерусалим на торжества по случаю 170-летия Русской Духовной Миссии и 200-летия рождения архимандрита Антонина (Капустина).

http://patriarchia.ru/db/text/5090389.ht...

В беседе маститый Архипастырь подробно рассказывал о своих впечатлениях, полученных при прославлении новоявленного угодника, и, между прочим, сообщил, что встретил в Тобольске одного священника, которому много лет тому назад отец Иоанн Кронштадтский предсказал открытие мощей святителя Иоанна. Этому иерею, – заметил Владыка, – великий пастырь дал следующий совет относительно сына, когда тот, окончив Семинарию, не пожелал идти по духовному ведомству, а решил быть моряком: «Не препятствуйте его пути – нам неизвестно, где он больше угодит Богу, – на море или в священном звании». В последних словах матушка усмотрела как бы ответ для себя. Она пала на колени перед Святителем и сказала: «И Вы, Владыка святый, не препятствуйте моему пути...» «Это Вы о схиме?» – спросил Архипастырь. – «Да, Владыка, отец Климент постоянно напоминает мне об этом в письмах, говоря, что я, неключимая раба, откладываю свое спасение». – «Ну что же, видно, и для Вас пришел час, давайте помолимся». Вслед за этим они прошли в моленную, где Митрополит, взяв с матушки слово не оставлять настоятельского послушания, возложил обе свои руки на ее голову, произнес молитву, благословил и уехал. В тот же день вечером Преосвященный Арсений, будучи с докладом у Владыки, получил подтверждение в том, что матушкой получено окончательное благословение на пострижение, которое и совершилось под 21 сентября 1916 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского . Схиигумения Ювеналия (Марджанова) Все доброе приносит радость, и пережитое сестрами и нами в Серафимо-Знаменском скиту сопровождалось великим духовным утешением, очевидно, потому, что вся атмосфера там была светлая и святая. Происходит освящение скита и храма. Богослужение совершает митрополит Владимир, говорит прочувственную речь, призывает благословение Божие на новоустроенную обитель, и благодать Господня молитвами великого святителя нисходит на нее и распространяется по всем уголкам святого места, наполняя сердца сестер радостию неизглаголанною. Освящается престол в честь равноапостольной Нины. Посторонних богомольцев нет – одни лишь скитянки да священнослужители. Церковка напоминает катакомбы, так как находится в подземелье. Тихо, благодатно здесь. Все переживают такое чувство, будто сама равноапостольная Нина и преподобный Серафим присутствуют на торжестве, и, думается, так это и было, ибо, где любовь, там и Бог... Где искреннее сердечное почитание и прославление святых угодников, где приносится чистая, отрешенная от всяких скверн молитва – там с землей соединяется Небо...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Соловьева (Смирнова) Анна Павловна (1850–1872) – жена прп. Алексия Зосимовского . Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня. Соловьева (Протопопова) Мария Федоровна (†1854) – мать прп. Алексия Зосимовского . Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня. Страхова Александра (род. в 1888 в д. Елгозино Моск. Губ.) – монахиня Алексеевского монастыря. Суворова Агрипина Петровна – новомученица. Сундукова Ксения Михайловна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Сытин Иван Дмитриевич (1851–1934) – российский издатель-просветитель. Сычев Николай Михайлович – житель Сергиева Посада, староста церкви Петра и Павла. Тимоновы – дворяне, владельцы земель, на которых впоследствии располагалась Зосимова пустынь. Тимохина Софья Семеновна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Тихон Задонский (†1783) – чудотворец, епископ Воронежский. Тихон (Беллавин Василий Иванович, 1865–1925) – святитель, патриарх Московский и всея Руси. Тихон († 1873) – иеромонах, духовник прп. Германа Зосимовского . Тихонов Сергей Николаевич – житель села Мордыш Суздальского района Владимирской области. Товия (Цимбал) – наместник Троице-Сергиевой Лавры 1904–1915 гг. Толстая Евдокия Алексеевна (урожденная Штекельберг) – кузина схимонаха Симона зосимовского. Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – писатель. Толстой Николай Алексеевич – владелец Сиговки. Третьяков Павел Михайлович (1832–1898) – меценат, основатель художественной галереи. Тугаринов Алексей Петрович – инженер. Тухачевский Михаил Николаевич (1893–1937) – советский военачальник, маршал Советского Союза. Фаддей (Успенский ; † 1938) – архиепископ Тверской, преподобный священномученик. Фамарь (княжна Марджанова Тамара Александровна, 1869–1936) – схиигумения, основательница Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Феогност – наместник Троице-Сергиевой Лавры в конце XX века. Феодор Студит (†826) – подвижник и начальник Студийского монастыря; много страдал от иконоборцев. Феодор (Богоявленский; 1905–1941) – иеромонах, преподобномученик. Феодор Тирон (IV в.) – великомученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. подробнее С. 89]. 242 Митр. Леонтий (Лебединский) был на Московской кафедре с 1891 по 1893 г. 243 Письмо от 8 декабря 1893 г. Цит. С. 88]. 244 Храм в честь Иверской иконы Божьей Матери при Иверской общине сестер милосердия в Москве, детской больнице 20. Улица Б. Полянка, д. 20 (метро «Полянка»). 245 Черноморское побережье. Сентябрь 1904 года//Исторические записки: Исследования и материалы/Новороссийский государственный исторический музей-заповедник. 1996. Вып. 2. 246 Материалы по Елизаветинской санатории ранее не публиковались, кроме местной брошюры Новороссийского государственно-исторического музея-заповедника в 1996 году. 247 Кавасс — полицейский, жандарм. 248 См. С. 165]. Над входом в Кувуклию и сейчас в четыре ряда висят лампады. Во избежание конфликтов число их строго оговорено (40) и стало частью общего статус-кво, подписанного христианскими конфессиями в 1852 г. 249 Помимо доходов Николо-Александровского храма на Песках дважды в год, на Николу-вешнего и Николу-зимнего, во всех российских церквах устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде. 250 А. В. Щусев — также автор храма-памятника на Куликовом поле, Казанского вокзала в Москве, Марфо-Мариинской обители, Серафимо-Знаменского скита и многих других (см. С. 141]). 251 Хитров рынок, или Хитровка, как его называли москвичи, возник в 1823 г. на большой площади в центре столицы, между Солянкой и Яузским бульваром. Здесь продавали мясо и овощи. С 1860 г. рынок превратился в своеобразную биржу труда, куда стекались в поисках работы многочисленные безработные и бездомные люди. Вокруг рыночной площади возникли ночлежки, трактиры, мелкие лавчонки и различные притоны. Трущобы Хитровки десятки лет наводили ужас на москвичей. Хитров рынок был ликвидирован в 1923 г. 252 В личном архиве императрицы Александры Феодоровны сохранился обзор деятельности Комитета Великой Княгини Елизаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, по 11 августа 1915 г. 253 В районе, где теперь находится станция метро «Сокол» (см. подробнее С. 244—245]).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Недолго просуществовала эта обитель. В 1924 году она была закрыта, сестры рассеялись по различным местам Подмосковья, а схиигумения Фамарь, основательница этого монастыря, прошла ссылку и потом, по освобождении из нее в 1936 году, отошла ко Господу. В 2000 году в январе месяце, когда нам была возвращена эта обитель, я совершал здесь, в день памяти святой равноапостольной Нины, первую Божественную литургию. И конечно, ничего не напоминало здесь о рае. И сейчас еще, после предпринятых многих реставрационных работ, когда этот святой храм, построенный выдающимся архитектором Щусевым, приведен в благолепное состояние, видны незалеченные раны того атеистического беспредела. Но самое главное, самое дорогое для нас, что уже больше 10 лет здесь возрождена монашеская жизнь. Совершается ежедневная молитва и, конечно, для нас важно не внешнее благолепие, а духовная жизнь обители. Она, можем сказать, повторяя мысли святителя Владимира, стала уголком рая. Каждый из нас, находясь в море житейском, видит грех, порок, распутство, сквернословие, а посещая это святое место, окунаясь в молитву, он очищается, просвещается, соприкасается с Божественной благодатью, в Таинстве святого Причащения соединяется с Самим Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом и это для нас великая радость — радость, ни с чем не сравнимая. Сегодня мы отмечаем юбилей основания обители и благодарим Господа за тот более чем десятилетний период, когда неимоверными усилиями, пребывая буквально в нищете, своими руками и благодаря многим и многим благотворителям была воссоздана эта святая обитель. Мы можем только Господа благодарить, что есть здесь немеркнущая лампада, что совершается здесь молитва за всех, кто посещает это святое место, о всех, кто живет на этой земле, о нашей богохранимой стране и о народе ее. Я очень рад, что за эти годы настоятельница обители смогла вынести все испытания, все тяготы жизни в разрушенной обители и смогла привлечь сюда сестер для подвига, и приобрела многих друзей, которые жертвенно заботились и помогали в восстановлении порушенных святынь.

http://patriarchia.ru/db/text/1536082.ht...

От села Благовещенский погост, в XVI веке бывшего вотчиной бояр Нагих, до наших дней сохранились два храма. Уникальная кирпичная двухстолпная трехпритворная Благовещенская церковь была построена в начале-середине XVI века (в литературе наиболее часто встречается датировка Н.Н. Воронина – 1501 год). В начале 1990-х годов в храме были возобновлены службы и частично отремонтирована кровля, но затем (около 2004 года) церковь была покинута причтом и в настоящее время находится в аварийном состоянии. Деревянная Знаменская церковь была построена в 1751 году. Ее состояние еще более удручает, так как кирпичный Благовещенский храм был выстроен со значительным запасом прочности и даже в теперешнем состоянии (фактически без кровель, с глубокими трещинами в стенах) сможет простоять еще много лет (возможно, не одно десятилетие). Знаменской же церкви, если не будут предприняты срочные меры, грозит разрушение уже в ближайшие годы. Положение усугубляется тем, что при храмах практически невозможно организовать действующий приход, так как от бывшего Благовещенского погоста сохранилась только одна изба. К храмам, как и к расположенной примерно в полукилометре от них деревне Тимошкино (Кольчугинский район Владимирской области), нет круглогодичного подъезда. Проехать можно только летом, только в сухую погоду и только на внедорожнике через деревню Савельево, в остальные времена года нужно идти пешком около 5 км от деревни Флорищи либо около 4 км от деревни Скоморохово. Соответственно, в Благовещенском погосте на сегодняшний день возможна организация только скита, монастыря либо монастырского подворья. В журнале «Русский дом» 3 за 2007 г.) появилась информация об открытии Благовещенского монастыря, но по состоянию на июнь 2008 года никакие работы по консервации и реставрации памятников архитектуры и благоустройству прилегающей территории не проводились. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В настоящее время Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием решается вопрос о возобновлении богослужения на Благовещенском погосте и об организации монастыря. Настоятелю Свято-Успенского Космина Яхромского монастыря игумену Серафиму (Котеневу) поручено силами его братии приступить к освоению Благовещенского погоста. Старшим на погосте назначен иеромонах Арсений (Железнов). Богослужение в Благовещенской церкви погоста совершается с 1993 года два раза за лето, в дни памяти преподобного. Окормляет обитель настоятель Свято-Введенского храма с. Флорищи прот. Вячеслав Буланов.

http://sobory.ru/article/?object=02778

В начале марта 1926 года Владыка был в Котельниках (под Москвой) при кончине и отпевании старца-митрополита Макария (Невского) ; в конце того же года в Серафимо-Понетаевский монастырь, где в то время находился Владыка Арсений, приезжал протоиерей Василий Постников вместе с сыном Иваном Васильевичем, принявшим через год после этой поездки монашеский постриг, рукоположение и ставшим духовником сестер Серафимо-Знаменского скита в период его существования в Перхушкове. В начале 1927 года Владыка Арсений в Серафимо-Понетаевском монастыре постриг в мантию и облек в рясофор несколько скитских сестер. Келейные сестры Владыки следовали за ним туда, куда его высылали. В Серафимо-Понетаевском монастыре навещала своего старца и схиигумения Фамарь, обычно с кем-нибудь из скитских сестер. После закрытия Серафимо-Понетаевского монастыря Владыка переехал в Арзамас. В Арзамасе Владыка снимал дом. В нем была устроена церковь , вокруг дома был цветник, во дворе – устроенная Владыкой беседка с вьющимися цветами. Паломничество к нему духовных чад никогда не прекращалось. В начале и в середине 1928 года Владыка приезжал в Перхушково, где в то время на отдаленной даче подвизались схиигумения Фамарь, иеромонах Филарет (Постников) и десять сестер. В свой летний приезд он читал сестрам написанные им воспоминания об отце Алексии Мечеве . Очевидно, в первой половине 1928 года и была написана Владыкой книга «Воспоминаний», за исключением написанного ранее очерка о святом праведном Иоанне Кронштадтском . После окончания срока высылки Владыка вернулся и поселился в Котельниках, недалеко от станции Люберцы Казанской железной дороги. О деяниях митрополита (будущего Патриарха) Сергия (Страгородского) и о нем самом Владыка Арсений, так же, как и единомысленные с ним во всем епископ Серафим (Звездинский) и схиигумения Фамарь, имел суждение как о превысившем полномочия данной ему церковной власти и не имел с его последователями («сергианами») литургического общения. Но на вопрос Т.Н.Протасевой о том, «как быть с вопросом о «непоминовении», «как быть, если останемся без него» (то есть без Владыки Арсения), ответил «очень определенно»: «Иерархи отвечают перед Собором, паства должна идти в русле Церкви. Нельзя делать расколов» 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В XX в. здесь стали также погребать и православных, в особенности после того, как их собственные кладбища одно за другим сносились при советской власти. Впоследствии А. А. Солодовников создал рукописное описание этих погребений и перепогребений - " Сокровища Введенских гор " , впервые напечатанное во Франкфурте-на-Майне в составе альманаха " Надежда " . В числе почитаемых могил он называет захоронения: 1. Писателя Александра Александровича Добровольского. 2. О. Валентина Павловича Свенцицкого, ум. в 1931 г. 3. Доктора Ф. П. Гааза. 4. Протоиерея Александра Георгиевича Воскресенского, заслуженного настоятеля московской церкви Иоанна Воина. 5. Протодиакона Михаила Кузмича Холмогорова, ум. в 1951 г. 6. Архимандрита Зосимы, духовника Патриарха Алексия. 7. Схиархимандрита Захарии, последнего насельника Троице-Сергиевой лавры, ум. в 1936 г. 8. О. Алексия Мечева. 9. Матушки Фамари (Т. А. Марджанишвили), основательницы Серафимо-Знаменского скита под Москвой по Рязанской дороге, ум. в 1936 г. 10. Монахини Ольги Серафимовны Дефендовой, ум. в 1960 г. 11. Монахини Марии Ивановны Свет. 12. О. Александра Толгского, с 1936 по 1962 г. настоятельствовавшего в московской церкви Илии Обыденного. 13. О. Николая Голубцова, настоятеля старого собора Донского монастыря. 14. Праведного купца Николая Александровича Варенцова. 15. Митрополита Трифона Туркестанова, ум. в 1934 г. В один из дней 1934 г. митр. Трифон (Туркестанов), любимый и почитаемый всеми в Москве, приехал совершать богослужение в храм Большого Вознесения на бывш. Никитской, ныне ул. Герцена. После всенощной митр. Трифон обратился к молящимся с предложением всенародно помолиться о здравии тяжко болящего старца Захарии. - Братия и сестры, - сказал он, - я думаю, что мало кто из вас знает этого великого многострадального старца. Вкратце расскажу вам о нем. Было в моей жизни такое трудное время, когда еще молодым архимандритом, живя в Петербурге, я впал в ужасное состояние и дошел до того, что хотел снять с себя сан. Мне посоветовали познакомиться с неким иноком Зосимой (в будущем Захарией), прибывшим в Петербург из Троице-Сергиевой Лавры для сбора.

http://sobory.ru/article/?object=50795

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Вениамин (Королёв Виктор Анатольевич; 26. 10.1965, с. Верхососенье Покровского р-на Орловской обл. - 26. 04. 2020, Курск), еп. Железногорский и Льговский. Из семьи рабочих. После окончания средней школы в 1980 г. поступил в профессионально-техническом училище. В 1984-1986 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1987- 1990 гг. обучался в Орловском музыкальном училище. В 1990 г. поступил в Орловский гос. ин-т искусства и культуры. В годы учебы в ин-те работал преподавателем детских школ искусств в г. Орле и г. Малоархангельске Орловской обл. В то же время являлся заместителем председателя приходского совета х рама Архангела Михаила г. Малоархангельска и нёс послушание по организации строительства нового храма. В октябре 1996 г. поступил на послушание в Курский в честь иконы Божией Матери " Знамение " мужской монастырь. 23 фев. 1997 г. пострижен в рясофор с именем в честь прп. Вениамина Печерского в кафедральном соборе Знаменского мон-ря г. Курска. 15 марта 1997 г. рукоположен во диакона, 7 апр. - во иерея. 27 дек. 1998 г. пострижен в мантию с именем Вениамин в честь прав. праотца Вениамина. В 1997-1998 гг. участвовал в восстановлении храма Ахтырской иконы Божией Матери в г. Курске. 25 янв. 1999 г. переведён для несения послушания в скит преп. Серафима Саровского Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, 22 апр. того же года назначен начальником этого скита. 24 дек. 2004 г. назначен исполняющим обязанности, а 11 апр. 2006 г. - наместником Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни . К Пасхе 2006 г. возведён в сан игумена. По благословению архиеп. Курского и Рыльского Германа (Моралина) дважды совершил поездки в США по вопросам организации первого принесения чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Курскую епархию. В 2009 г. В. был делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви от монашествующих Курской епархии. В 2010 года окончил Курскую духовную семинарию.

http://pravenc.ru/text/64014.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010