Владыке Арсению же была уготована иная нива — быть духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер созданного ею Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь построила неподалеку от скита дом («киновию») с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда Владыка время от времени удалялся для отдыха, собирания духовных сил и молитвенных трудов.    Во время проведения Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов Чудов монастырь становится местопребыванием членов Собора: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, архиепископов Арсения, Михаила, Иоасафа и других; члены Собора, находившиеся в Чудовом монастыре, пережили большевистский обстрел Кремля (27 октября — 3 ноября 1917 года), молясь в пещерном Ермогеновском храме.    В июле 1918 года солдаты стреляли в кресты Чудова монастыря; в августе того же года монастырь был закрыт и впоследствии разрушен.    У Владыки Арсения, стяжавшего своей молитвенной подвижнической жизнью высшие духовные дары (прозорливости, рассуждения), была многочисленная паства, которая с каждым годом увеличивалась.    С закрытием Чудова монастыря прерывается постоянная связь Владыки Арсения с пасомыми («где Владыка, там и паства его»; «чада Владыки Арсения не отрывались от молитвенного общения с ним ни на одно богослужение» ), и начинается жизнь скитальческая.    В наступившую эпоху гонений на веру и Церковь Владыка Арсений понес подвиги исповедничества и мученичества.    Летом-осенью 1918 года Владыка Арсений и архимандрит Серафим (Звездинский), будущий епископ Дмитровский, уехали в подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Схиигумения Фамарь приняла от святого Патриарха Тихона послушание сохранять в безопасности их жизнь в своей тихой и малоизвестной обители.    Владыка жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя жизнью скитских сестер. Владыка и матушка для сестер «составляли единое целое. Они руководили сестрами с обоюдного согласия, и все относились к ним как к родным, дорогим отцу и матери».    В годы послереволюционного лихолетья главным утешением для Владыки Арсения было ежедневное совершение Божественной литургии в киновийном храме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     Начались испытания, связанные с поиском места для обустройства скита. Преград было немало. И каждый раз чудесная помощь Господа и Царицы Небесной устраняла их! Строился скит с июля 1910 года по сентябрь 1912 года. Освящал новосозданную обитель митрополит Московский Владимир (Богоявленский), которому Господь судил первым из сонма новомучеников и исповедников Российских взойти на Голгофу. Чтобы ощутить обжигающее дыхание той эпохи, вчитаемся в слова другого новомученика – епископа Серпуховского Арсения (Жадановского): «Какой страшный контраст чувствуется тогда между во зле лежащим миром и святым уголком! Там идет угождение сатане, сопровождаемое пляской, визгами и всякой скверной, – здесь совершается смиренное служение Господу молитвой, удивительным духовным пением, со слезами и душевной чистотой... Там, среди веселья и разгула, в дружеской на вид компании, в сердцах людей кипит взаимная вражда, злоба, зависть, человеконенавистничество; в этом же благодатном собрании при святом молитвенном единении происходит как раз обратное: заглаждение, уничтожение всяких злых чувств». Россия и Грузия. Третье тысячелетие Каждый год телеканал «Спас» показывает 26-минутный документальный фильм, посвященный возрождению Серафимо-Знаменского скита. Называется он – «Общая трапеза». Год создания – 2011. Православные грузины, приехавшие в подмосковный скит на праздник святой равноапостольной Нины, сидят в новой просторной трапезной вместе с сестрами малого монастыря и прихожанами скитского храма. Гости охотно рассказывают о себе и поют. Как красиво они поют! В аннотации к фильму написано: «Есть в древнегрузинском языке емкое слово " гоби " – чаша. Говорят о горькой чаше судьбы – как жизненном кресте. Но есть Чаша чаш, подобно как книга книг – Библия. Это Чаша для Причастия Тела и Крови Христовых. " Что Бог соединил, человек да не разлучит " , – смысл этих святых слов имеет отклик в глубинах человеческой природы, о чем свидетельствует тот же древний язык: " мегобари " , что значит истинный, искренний друг. Иными словами, тот, с кем ты един во Христе… Мы стали свидетелями сердечного, искреннего общения людей разных национальностей, которые сначала причащались на Литургии из одной Чаши, испросив друг у друга прощения, а потом на общей трапезе разделили радость праздника».

http://pravoslavie.ru/113931.html

Епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в своем выступлении «В горах и пещерах: аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» поделился воспоминаниями о прославленном ныне митрополите Тетрицкаройском Зиновии (Мажуге) и схиархимандрите Виталии (Сидоренко), возвеличивших подвиг монашества в годы гонений. Заявленной теме секции был посвящен и доклад насельника Троице-Сергиевой лавры , профессора Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) «За Троицу Святую: подвиг троицкого наместника архимандрита Кронида (Любимова)». Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) в исследовании «Светильники духа: служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» напомнил собранию о роли, которую суждено было сыграть Даниловой обители в период богоборчества. Архимандрит Алексий живо обрисовал портреты даниловской братии. Молитвами и подвигами последнего настоятеля архипископа Феодора (Поздеевского) и духоносных старцев обители Данилов стал центром православной жизни Москвы 1920-х годов. Настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова) в докладе на тему «Верные хранительницы монашеских преданий: исповеднический подвиг монахинь в годы гонений» рассказала о судьбах последней игумении обители Алипии (Таишевой) и аносинских монахинь, для которых иноческий путь стал «открытым путем мученичества», жертвой Богу и примером будущим поколениям христиан. Настоятельница Серафимо-Знаменского скита Московской епархии игумения Иннокентия (Попова) в своем выступлении, посвященном основательнице и первой настоятельнице обители схиигумении Фамари (Марджановой), подробно описала жизнь новопрославленной в лике святых матушки и рассказала о людях, с которыми схиигумению связывали духовные отношения, о том, что участие матушки Фамари в жизни скита насельницы ощущают и в наши дни.

http://patriarchia.ru/db/text/4792532.ht...

Княжна решила принять постриг. Когда она сообщила о своем намерении близким, те не смогли сдержать смеха и принялись ее отговаривать. Затем ее спешно вывезли в Тифлис и развлекали ее, как могли, чтобы она изменила свое решение. «Помню, – рассказывала мать Фамарь впоследствии, – сидела я в театре и перебирала четки». Зная, что ее родственники категорически против монашества, Тамара ночью ушла из дома в Бодбийский монастырь. Игумения скоро постригла Тамару с именем Ювеналия (через несколько лет после принятия схимы ей вернули первоначальное имя). Очевидцы говорили, что во время пострига над будущей игуменией летал голубь. В 1902 г. игумению Ювеналию перевели в Москву настоятельницей Богородице-Рождественского монастыря, которым она управляла в 1902–1922 гг. вплоть до его закрытия. На ее месте осталась Ювеналия-младшая и игуменствовала в обители несколько лет. В 1903 г., когда произошло прославление св. Серафима Саровского, молодая игумения направила в Саров одну монахиню с просьбой привезти ей оттуда икону нового угодника Божиего, освященную на его же мощах. Монахиня скоро вернулась с простой деревянной иконкой новопрославленного святого размером 12 х 15 см. Игумения Ювеналия не расставалась с ней и часто молилась Саровскому старцу. От этой иконы в обители произошло много исцелений. Молодая игумения, как могла, защищала сестер и монастырскую собственность. Из-за этого революционеры присылали ей письма с угрозами. Как-то даже напали на ее экипаж по пути в Тифлис. Началась стрельба. Игумения прижала к груди икону Серафима Саровского и молилась. Неожиданно на дороге показался казачий разъезд, и нападавшие разбежались. Несмотря на то, что на полу экипажа валялось много пуль, ни одна из них не задела ни игумению, ни сестер. Из-за явной опасности игумению Ювеналию по решению Синода перевели в Москву. Там м. Фамарь очень сблизилась с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, основательницей Марфо-Мариинской обители. Она попросила у м. Фамарь чудотворную икону св. Серафима Саровского для больного гемофилией царевича Алексея. Как ни тяжело м. Фамарь было расставаться со святыней, но отказать она не могла.

http://pravoslavie.ru/99751.html

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского , обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. С 1989 года в Дивееве освящено семь храмов с тринадцатью престолами, а также сельские церкви в скитах: Покровском (с. Канерга), Никольском (с. Автодеево), Знаменском (с. Хрипуново), Архангельском, Троицком и в пос. Выездное и церкви в Кутузовском скиту и с. Понетаевка – всего 8 престолов. Ныне восстанавливаются Покровская церковь Архангельского скита, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери на Арзамасском подворье, кладбищенская церковь преподобного Сергия Радонежского в пос. Выездное, Трехсвятительский храм Нижегородского подворья. В самом Дивееве готовятся к освящению два придела восстановленной Казанской каменной церкви, домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в старом игуменском корпусе, строится новый храм на бывшем монастырском хуторе Ломовка. Началось восстановление бывшей больничной домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней – святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. На территории монастыря устроены гостиницы для священников. Для паломников действует гостиница в поселке Северный. Несколько небольших гостиниц находится в самом Дивееве и его окрестностях. Многие жители Дивеева по благословению монастыря принимают паломников в своих домах. В Дивеевской обители были проведены работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению святой Канавки Божией Матери, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей. Важными событиями торжеств 2004 года, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима, стали освящение главного престола восстановленного Казанского храма и прославление в лике святых Нижегородской епархии блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских. К празднику были завершены работы на последнем тридцатиметровом отрезке Богородичной Канавки. В конце Канавки, на месте, где по указанию Божией Матери в 1827 году возвели мельницу для Девичьей общины, была построена и освящена деревянная часовня. В 2004 году в основном завершилось благоустройство территории центральной части обители. Имеются целебные источники.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Серафим Дмитровский, сщмч. Ключевые слова: XX в., Русь, Святитель, Москва, Мученик, МДА, Радонеж, Новомученик, Коми (Вычегодская Пермь), Тамбов, Н.Новгород, Сибирь, Тобольск Дни празднования: Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Серафим Дмитровский, сщмч. - житие Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский Начало свое Звездинские берут от рода Бонефатьевых, старообрядцев-беспоповцев. Иоанн Гаврилович Бонефатьев, будущий отец владыки Серафима, горя желанием просвещения, пешком отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении к Православной Церкви. Он был принят в Единение с Российской Православной Церковью, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и прекрасный голос. В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской, принял духовный сан и получил место священника в Ржеве. С начала 80-х годов отец Иоанн служил в Москве. Состоя настоятелем Троицкой церкви, отец Иоанн Звездинский заслужил всеобщую любовь и уважение и вскоре был назначен благочинным всех единоверческих храмов. 7 апреля 1883 года, в четверг шестой седмицы Великого пост[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2002.] Собор новых мучеников и исповедников Российских (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Храм свт. Тихона. Поселок Московский Видненского р-на Московской обл. (рядом с аэропортом Внуково). Файл 9864.jpg:   Размер: 1071x886, 0.95 MPix, 463 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (108) , (3) . Описание: Священномученик Серафим Звездинский (слева), епископ Арсений Жадановский и схигумения Фамарь на фоне храма Серафимо-Знаменского скита. Автор - Даниил Алимов Файл 12336.jpg:   Размер: 516x740, 0.38 MPix, 58 Kb. Дата: 2011-04-25, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (160) , (6) .

http://pravicon.com/icon-2854

Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области. Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Адрес: Московская область, г. Звенигород (Одинцовский район), Городок, 5. Проезд: До Звенигорода можно доехать автобусом от станции метро «Кунцево» или электричкой от Белорусского вокзала. Вокзал Звенигорода — конечная станция боковой ветви, поезда ходят туда нечасто (в среднем раз в 1,5 часа), поэтому, планируя поездку, узнайте расписание. Вокзал находится за чертой Звенигорода, до города или его окрестностей нужно еще добираться. От вокзала ходят автобусы, отправление которых синхронизировано с расписанием электричек. До монастыря следуют маршруты и 51. Телефон: 8(495)933-79-78 (приемная наместника); 8(903)274-01-21 (паломнический отдел), 8(963)640-37-00 (гостиница). Подробнее... Свято-Троицкая Сергиева Лавра [ править править код ] Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. Без малого за семь столетий она стала и образовательным центром, и военной крепостью, и местом сосредоточения русских подвижников, и местом тёплой молитвенной помощи каждому уповающему. Кто причащался в Лавре хотя бы раз, увёз её в своём сердце навсегда. Это место, несмотря на многолюдство, центр умиротворённого покоя, духовной чистоты и здоровья. Почтовый адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Справочные телефоны по общим вопросам: Подробнее... Серафимо-Знаменский скит [ править править код ] Серафимо-Знаменский скит расположен на берегу реки Рожайки, у села Битягово. История создания Серафимо-Знаменского скита связана с жизнью схиигумении Фамарь (в миру Тамары Александровны Марджановой), которая в 1910-1912 годах основала Серафимо-Знаменский скит.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Епископ Арсений и схиигумения Знаменского скита матушка Фамарь благословили послушницу Анну Патрикееву следовать за ссыльным епископом и быть во всем ему помощницей. Послушницу Клавдию Ляшкевич настоятельница Дмитровского Борисоглебского монастыря игумения Сергия благословила быть второй помощницей Преосвященного Серафима. В Вятке была пересадка, затем около двух недель ждали отправки. Епископ так обносился, что даже заключенные смеялись: «Владыка, ваш подрясник вороне на гнездо не годится». А в Бутырках у него было все: и белье, и три подрясника, но он их раздал. Прибыли в Котлас. Арестантов расконвоировали. Была Троицкая суббота, и духовенство решило пойти в церковь. Три епископа — Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров) и Николай. (Ярушевич) — вошли в храм, но оказалось, что храм обновленческий. Ссыльные архиереи вышли. Далее — путь пароходом по Вычегде. На третий день прибыли ссыльные к берегам Усть-Сысольска. Первую литургию в ссылке владыка служил в день святителя Алексия, митрополита Московского (чудовский праздник, 2 июня). Просфор не было, для литургии взяли чистую постную баранку. Но уже 7 июня епископа Серафима, чудовского игумена Филарета (Волчана) и Дмитровского благочинного отца Ивана Муравьева срочно отправили пароходом в Визингу, куда прибыли утром на третий день. Долго искали пристанища, так как принять в свой дом никто не хотел. Говорили: «Опасно: люди преступные, близко закрома с хлебом. Запоры у нас плохие, не можем»... В Визинге дома так и не нашли и поселились в селе Средний Кольель. На первый месяц денег и продуктов хватило, дальше пришлось менять, что было. Но к этому времени дмитровцы узнали адрес владыки и снарядили посланницу Таню. В июле она приехала, привезла подарки и письма, а епископ Серафим писал в ответном письме: «1923 г. Июля 19 дня, батюшки прп. Серафима. Мир вам и благословение, дорогие мои, верные во Христе возлюбленные дмитровцы. Спаси вас Господи за гостинцы, которые привезла мне Таня. Цветите для Царствия Божия, завяньте совсем для ада. Будьте Божии, а не вражьи. Друг друга любите, друг друга прощайте, не укоряйте, не судите, гнилых слов не говорите. В мире со страхом Божиим живите, смертный страшный час воспоминайте и суд Христов нелицеприятный никогда не забывайте, храм Божий усердно посещайте, в грехах кайтесь. Св. Христовых Таин причащайтесь. Милость Божия и покров Царицы Небесной да будет со всеми вами отныне и до века. Аминь. Е. С.»

http://pravicon.com/info-3344

Только тело мое с одеждою на нем перевезут в Зырянский край, а сердце мое останется во граде и весях Животворящего Креста. Этим оком – сердцем – я вижу всех вас. Храни вас всех покров Пречистой. Е. Сер. Родные и бесценные дети и детки мои! Из камеры пересыльного поезда шлю вам всем свое благословение. Еду не один, а со всеми вами, ибо увожу вас с собою в сердце моем, вас любящем и о вас горячо молящемся. Е. С. Д. " Вечером 13 мая 1923 года у ворот Таганской тюрьмы духовные дети ожидали выхода епископа Серафима для отправки его этапом на вокзал. Ворота отворились, конвоиры окриками разгоняли людей. Владыка вышел с перламутровой панагией на груди, панагией от Гроба Господня с образом Воскресшего Господа. Рядом шли епископы Афанасий Ковровский (Сахаров) и Николай Петергофский (Ярушевич) – в нарядной рясе и блестящей плюшевой скуфье; старейшие протоиереи Петербурга: отец Александр Беляев , отец Петр Ивановский и другие. Провожающие опустились на колени прямо на мостовую. Среди них были девочки, певшие у Владыки в домашней церкви и везде ему сопутствовавшие: Рая Минина, Люба, Шура и Нюта Клятовы, регент Миля Пелевина; учительница Екатерина Павловна Анурова, медсестра Софья Степановна Кузьмина, ухаживавшая за ним во время болезни; Чуфаровская Клавдия; Александра Михайловна Глухова – мать трех сыновей, служивших епископу – кто посошником, кто книгодержателем и держателем митры, – все его духовные дети. Послушницу Анну Патрикееву епископ Арсений Серпуховской и схиигумения Серафимо-Знаменского скита матушка Фамарь благословили следовать за ссыльным епископом. Послушницу Клавдию Ляшкевич настоятельница Борисоглебского монастыря игумения Сергия благословила быть второй помощницей преосвященного Серафима. В двенадцать часов ночи, под праздник в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», с Ярославского вокзала по направлению к Вологде тронулся «столыпинский» вагон с зарешеченными окнами. Неостановимо рыдали чада. Одна из духовных дочерей, Мария Николаевна Анурова, упала ничком на землю, крестом раскинув руки, кланяясь своему отцу. Поезд скрылся, а она все лежала, плача и молясь о нем. Вспоминая расставание с Владыкой, одна из его духовных дочерей написала стихотворение, которое оказалось созвучным переживаниям очень многих людей 100 :

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Оказавшись в Троицком соборе, большая часть верующих людей идет приложиться к образу великомученика и целителя Пантелеймона. Эта икона была создана в конце XIX — начале XX веков в иконописных мастерских русского Пантелеймонова монастыря на Святой Горе Афон . Церковь во имя преподобного Серафима Саровского Церковь во имя преподобного Серафима Саровского была устроена в 1980-е годы — в часовне, существовавшей с конца XIX века в западном проеме Святых врат, в подклете больничного корпуса. В течение двенадцати лет в церкви хранилась келейная икона настоятельницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой, †1935) . Храм преподобного Симеона Столпника Храм преподобного Симеона Столпника был сооружен в 1731 году над Святыми вратами монастыря. Над храмом возвышается 45-метровая колокольня. Иконостас в надвратной церкви — трехъярусный; составлен из близких по стилю письма икон XVII—XX веков, пожертвованных Псково-Печерским монастырем . Его проект подготовил в 1986 году московский иконописец Сергей Николаевич Добрынин. Иконостас состоит из двенадцати икон, включая храмовый образ преподобного Симеона Столпника. Опорные брусья расписаны растительным орнаментом по мотивам росписи иконостаса в церкви преподобного Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря . Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи был устроен в 80-е годы прошлого столетия в подклете Троицкого собора. До разорения Данилова монастыря большевиками на этом месте были семейные усыпальницы ктиторов и благотворителей обители. Среди погребенных здесь — представители купеческой семьи Куманиных, родственников Ф. М. Достоевского. Храм освящен 7 июля 1988 года. Его достопримечательностью является белокаменный иконостас, украшенный искусной резьбой. Подворья монастыря [ править править код ] Некрополь [ править править код ] Даниловский некрополь ведет свою историю от древнего братского монастырского кладбища. В период с XVI по XIX вв. захоронения велись на всей территории монастыря, здесь издавна погребались не только монахи, но и миряне. Предоставление места последнего упокоения на благодатной монастырской земле, уход за могилами, возжигание лампад, совершение панихид — всё это традиционное монашеское служение.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010