В 1930е годы в поселке Дубки на станции Пионерская Белорусской дороги, в домике протоиерея Сергия Орлова (в монашестве иеромонаха Серафима) скрывалась схиигумения Фамарь (Марджанова), настоятельница Серафимо-Знаменского скита близ села Битягово, вместе с тринадцатью сестрами. Варвара Ипатьевна готовила и носила им пищу, покупала молоко. В этом домике-киновии находил успокоение во время гонений духовный отец матери Фамари, епископ Арсений (Жадановский) . Он поздно приезжал, в три часа ночи служил Литургию и приобщал матушек Святых Христовых Тайн. В годы Великой Отечественной войны мать Агния и Варвара Ипатьевна жили на частной квартире. Председатель колхоза «Дубки» с уважением относилась к Варе и Александре, зная обеих как спокойных, порядочных и отзывчивых на человеческое горе женщин. Она предложила им взять участок земли, на котором сестры выстроили своими руками крошечную хибарку. Матушку Агнию приняли на должность лесничем. Высокая, сильная, крупного телосложения, во время обходов она одевалась в мужскую одежду и не раз пугала своим внезапным появлением порубщиков леса. Сердечно жалея людей, которые бедствовали в скорбные военные годы, матушка-лесничая не наказывала за порубку, не доносила на нарушителей. Она только просила: «Подождите немного, я уйду, а вы возьмите, сколько необходимо». Люди любили Александру Петровну, уважали и старались не подводить, не безобразничать в лесу, довольствуясь только тем, что было неотложно нужно в хозяйстве. Варвара Ипатьевна работала в храме деревни Акулово во имя Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Дубков. Настоятель, отец Сергий Орлов, приглашал матушку Агнию в псаломщицы, но она отказалась, в чем впоследствии каялась. Монахиня Агния ездила молиться в Троице-Сергиеву Лавру и обращалась за советом к архимандриту Тихону (Агрикову). В Москве вместе с Варварой Ипатьевной она бывала у неизвестного нам старца, который предостерегал их от какого-либо контакта с обновленческими священниками и предупреждал об осторожности в общении с духовенством. Впоследствии старец Сергий стал духовным отцом обеих матушек. Сестры творили много добра, помогая детям ссыльных священников, стирали дома церковные облачения. Хозяйкой в доме была хлопотливая и энергичная Варвара Ипатьевна. Она даже зарплату получала за матушку Агнию, которая совершенно не была привязана к деньгам.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Детский час. По следам летних путешествий: святые и святыни земли грузинской и земли русской 03.08.2018 19:00 Анастасия Абрамова Участники: Участницы путешествия в Грузию Центра для детей и родителей «Рождество» Серафима Кадер и Екатерина Молоток, а также гость эфира - игумения Серафимо-Знаменского скита в Подмосковье матушка Иннокентия (Попова). Грузия - здесь проповедовала о Христе пришедшая со Святой Земли близкая родственница св. Великомученика Георгия Победоносца, хрупкая юная девушка по-имени Нина, она предприняла смертельно опасное путешествие по кавказским горам для того, чтобы принести сюда свет Христовой веры… Здесь начинала свой путь недавно прославленная преподобноисповедница Фамарь (в миру – княжны Тамары Александровны Марджанишвили), основавшая монастырь и на русской земле. О первом богослужении на русской земле в честь новопрославленной матушки Фамари, о её жизненном пути и подвиге веры, а также о древних фамильных церквях Сванетии, о живой преемственности в наши дни, о спрятанных в недрах гор церквах рассказываем слушателям в нашей программе. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/08/03/19-0...

В XIX веке Грузия вошла в состав России. В 1823 году умер последний Бодбийский епископ Иоанн Макашвили, Бодбийская епархия и действующая в монастыре семинария были упразднены. В конце XIX века монастырь был преобразован в женский. Одной из насельниц его стала инокиня Ювеналия, в миру — княжна Тамара Марджанишвили. Русскому читателю она известна как схиигумения Фамарь (Марджанова) — настоятельница Серафимо-Знаменского скита. Сейчас сестры обители собирают материалы для ее канонизации. С 1902 по 1917 год настоятельницей Бодби была игумения Анастасия (Высоцкая) — до того насельница Скорбященского монастыря в Москве. Последняя настоятельница Бодби перед его закрытием в 1924 году, игумения Нина (в миру — княжна Елена Вачнадзе), похоронена, по ее собственному завещанию, у входа в храм, во дворе. Разоренный большевиками монастырь вновь открылся только в 1991 году. Обитель была и остается одной из крупнейшей в Грузии. Здешние монахини прекрасно образованы: они несут не только традиционные послушания в огороде и на скотном дворе, но и в иконописной мастерской и в библиотеке: сестры работают с архивами, переводят и издают богослужебную и святоотеческую литературу. Зато другого обычного для женского монастыря послушания — выпекания просфор — здесь нет. — У нас есть просфорня, но сейчас там никто не работает, — рассказывает благочинная монастыря монахиня Тамара. — Несколько лет назад в нашей епархии умер молодой священник. Его скорбящая матушка, желая послужить Господу, попросила нас, чтобы мы позволили ей печь просфоры и для нашей обители. Мы не смогли ей отказать… Вид на Бодби с дороги к Сигнаги Вход в трапезную Трапезный храм Трапезный храм Трапезный храм Трапезный храм Трапезный храм Трапезная. Благочинная монастыря Бодби монахиня Тамара Трапезная Трапезная Трапезная За трапезой читаются не только молитвы, но и жития святых и другая душеполезная литература Библиотека Монахиня Тамара Монастырские нектарины Достаточно было восхититься красотой фруктов, чтобы матушка немедленно начала угощать…

http://pravmir.ru/bodbi-dom-svyatoj-niny...

Окончив гимназию с золотой медалью, поступил на историко-филологический факультет Московского университета (1904). Повенчавшись с Евгенией Леонидовной, поселился в Сергиевом Посаде (1908), где поступил на учебу в Московскую духовную академию. Закончил ее кандидатом богословия (1912). Его кандидатское сочинение частично было напечатано в качестве предисловия к книге «Творения аввы Исаака Сириянина» (Сергиев Посад. 1914). По рукоположении служил в Москве в храме при Ермаковской богадельне. Работал над магистерской диссертацией по творениям св. Исаака Сирина , писал иконы, собрал внушительную (более 10 тысяч томов) библиотеку. В 1919 г. церковь закрыли, а вскоре освободилось место священника в храме Св. Николая в Толмачах, в котором некогда служил его духовный отец – старец Алексий Зосимовский . Прихожане почитали и любили его. Исполнилось пророчество старца Варнавы Гефсиманского : «Высоко стоять будешь...» В 1920-х гг. о. Илию дважды арестовывали за «слишком большую популярность среди прихожан». В июне 1929 г. храм был закрыт и разгромлен. В 1930 г. о. Илию арестовали за «контрреволюционную агитацию и подготовку к восстанию». Будучи сосланным в Пермские лагеря, вместе с 11 другими заключенными он заживо сгорел в здании лагерного клуба в пос. Красная Вишера. 219 Клеопатра Петровна Гумилевская – духовная дочь старца Алексия Зосимовского . Ее брат – о. Георгий – был настоятелем храма Серафимо-Знаменского скита, основанного духовной дочерью вл. Арсения – схиигуменией Фамарью (Марджановой) – см. третий том наст. изд. 221 Однажды, перелистывая своим заметки о жизни о. Герасима, я вдруг ощутила в себе тонкий помысл недоверия к рассказу Василия Петровича о том, что у них всегда сама собой зажигалась лампада перед иконой Знамения Божией Матери. Но тут же отогнала этот помысл и мысленно призвала на помощь дорогого Батюшку, чтобы он как-нибудь совершенно развеял это смущение во мне. И на другой же день я, читая жизнеописание Нило-Сорского иеромонаха Нила (июль месяц, «Отечественные подвижники XVIII и X IX вв.»), на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

(...иеромонаха Арсения (Жадановского) . – Описка, должно быть: иеродиакона. Арсений (Жадановский Александр Иванович , 06.03.1874–27.09.1937) – епископ. Окончил Харьковскую ДС (1894). С 1894 г. учитель Осиновской церковно-приходской школы Харьковской губернии. С 1896 г. надзиратель-репетитор в Сумском ДУ. 17.07.1899 г. пострижен в монашество в Успенской Святогорской пустыни. 14.08.1899 г. рукоположен во иеродиакона. В 1899 г. поступил в МДА, 09.05.1902 г. рукоположен во иеромонаха. Окончил МДА состепенью кандидата богословия (1903). С 05.08.1903 г. преподаватель гомилетикии соединенных с ней предметов в Тифлисской ДС. С 02.09.1903 г. казначей Чудова мужского монастыря г. Москвы. С 26.03.1904 г. наместник Чудова монастыря. 27.03.1904 г. возведен в сан архимандрита. 08.06.1914 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с оставлением в должности наместника Чудова монастыря. Был известен как духовный писатель.В 1912–1916 гг. издавал журнал «Голос Церкви». Был духовником схиигуменьи Фамари и сестер Серафимо-Знаменского скита Московской губернии. В 1923 г. уволен от управления Серпуховским викариатством. Подвергался арестам в 1926, 1931, 1932 и 1933 гг. В 1926 г. выслан в административном порядке в Нижегородскую губернию. После выхода июльской Декларации 1927 г. не имел литургического общения с единомысленными митрополиту Сергию (Страгородскому) архиереями и священнослужителями, не принимал новых назначений на кафедры. В 1933–1937 гг. проживал в с. Котельники Ухтомского района Московской области, совершал тайные богослужения, осуществлял духовное руководство. 14.04.1937 г. арестован по обвинению всоздании и руководстве контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников – последователей Истинно Православной Церкви. 26.09.1937 г. – осужден «тройкой» при УНКВД СССР по Московской области и приговорен к высшей мере наказания. 27.09.1937 г. расстрелян на полигонев Бутове. Подробнее об Арсении (Жадановском) см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1315. Личное дело студента МДА Арсения (Жадановского); За Христа пострадавшие. Кн. 1: А – К. М., 1997. С. 105–106.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Икона прп. Иоанна Кассиана Римлянина (средник - 2-я пол. XVIII в., рама - 2-я пол. XIX в.; живопись игум. Митрофании (Розен)) была пожертвована в Д. м. статским советником Г. А. Владыкиным († 1803; погребен в Д. м.). В 1858 г., когда храм во имя св. Отцов поновлялся на средства баронессы Розен, ее дочь, мон. Митрофания (впосл. игумения серпуховского Владычнего мон-ря), пожелала поместить ее в иконостас придела св. кн. Даниила. Она заказала для иконы раму и сама расписала ее изображениями из Жития прп. Кассиана. Вскоре образ прославился чудесами. После 1930 г. икона находилась в ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов на Даниловском кладбище. Возвращена в Д. м. вскоре после его возобновления и помещена в Троицком соборе. Особо почиталась икона св. кн. Даниила, написанная на древней доске, «бывшей прежде верхнею крышкою над св. мощами» ( Дионисий (Виноградов) , архим 1898. С. 48). Она помещалась у раки с мощами св. кн. Даниила на вост. части сев. арки в храме во имя св. Отцов (история этого образа в советский период неизв.). По акту от 5 окт. 1930 г. из Д. м. в Музейный отдел МОНО поступило более 50 предметов историко-художественного значения. Среди них - кресты молебные XVII-XIX вв., царские врата XVII в., ок. 20 икон (преимущественно XVII в.) и шитая шелками, золотом и серебром плащаница (1774) - вклад кн. Григория и кнг. Софьи Волконских (дальнейшая судьба этих святынь неизв.). К нач. 2007 г. в Д. м. хранятся чтимые иконы Св. Троицы (2-я пол. XVI в.), ап. Иоанна Богослова (кон. XVI - нач. XVII в.), «Чудо о святых мучениках Флоре и Лавре» (кон. XVII - 1-я четв. XVIII в.), «Усекновение главы Иоанна Предтечи, с клеймами Жития» (1798; иконописец С. С. Нехлебаев), «Страшный суд» (XVIII в. ?), «Собор св. Иоанна Предтечи» (XIX в.), св. кн. Александра Невского (Серг. Посад, 1900), вмч. Пантелеимона (Пантелеимонов мон-рь на Афоне; кон XIX - нач. XX в.), на сюжет с клеймами иконы Божией Матери «Казанская» «Сказания» (XVIII в.), «Донская» (1919; иконописец В. А. Комаровский ), св. прав. Елисаветы (нач. XX в.; принадлежала св. вел. кнг. Елисавете Феодоровне), иконы с частицами мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (XIX в.), Серафима Саровского (1912; из Серафимо-Знаменского скита ), святителей Иоанна Суздальского, Иоанна Тобольского, прп. Симеона Столпника.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Деятельное участие в жизни Сергея принимала его младшая сестра Елена, с молодости отличавшаяся твердой верой и решительным характером. Их судьбы были во многом похожими. Незадолго до революции Сергей женился, Елена тоже вышла замуж. Но через короткое время оба овдовели и потом держались вместе, помогая друг другу. Елена Васильевна Гречанинова (урожденная Орлова) В те годы Сергей интересовался дарвинизмом. Сестра решила свозить его к схимонахине Рахили (Коротковой), подвизавшейся в Спасо-Бородинском монастыре. Эта обитель дольше других оставалась действующей, как спасительный островок для потерпевших крушение. С раннего утра народ теснился у дверей маленькой кельи матушки. Люди различных сословий и профессий высказывали ей свои печали, сомнения, каялись в грехах. Старица Рахиль радушно принимала посетителей, отвечала на вопросы, а иногда, не дожидаясь их, сразу давала нужные советы. При встрече с ней Елена сказала: «А вот мой брат Сережа». – «Это какой Сережа? У которого мать обезьяна?» – спросила старица. Молодой человек смутился, решив, что кто-то успел о нем рассказать. Угощая гостей, матушка заметила: «Мы тут сидим, чай пьем, а воры-то лезут, лезут». По приезде в Москву Орловы обнаружили, что их квартиру обчистили. Так Сергей понял, что матушка обличила его по прозорливости, и серьезно задумался над ее словами. Схиигумения Фамарь в доме Орловых, 1935 год (ЦИА ПСТГУ) Другой подвижницей, с которой ему довелось близко общаться, стала схиигумения Фамарь (Марджанова) , устроительница Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Подобный древним скитам, он был яркой страницей в истории женского монашества. Еще до прославления преподобного Серафима матушка, прочитав его жизнеописание, всей душой полюбила святого, и преподобный не посрамил ее искренней веры, явив много чудес в ее жизни. Духовником игумении и сестер стал епископ Арсений (Жадановский) . В 1931 году всех насельниц арестовали. Матушку осудили на три года ссылки в Иркутскую область, откуда она вернулась тяжело больной туберкулезом. Последние два года она провела в доме Орловых в поселке Дубки близ Акулова, поселившись там с несколькими скитянками.

http://pravoslavie.ru/158554.html

Игумен Даниил (Сорокин) Многие наслышаны о " Золотом кольце России " - его древних городах с белокаменными крепостями, красивейшими монастырями и храмами. Паломники и туристы, путешествующие по дорогам " Золотого кольца " , проезжают и через небольшой город Приволжск Ивановской области, расположенный к югу от Костромы. далее... ПЕРВЫЙ ХРАМ В ГОРОДЕ БИОЛОГОВ ПОД МОСКВОЙ Мария Кондратова В городе Пущино православной церкви не было никогда, и неоткуда было взяться храму в маленьком городке, построенном для биологов в те годы, когда атеизм еще величался научным. Отдыхавшему на Оке академику, приглянулось место на одном из ее берегов недалеко от Серпухова. Здесь по его желанию и заложили город ставший одним из крупнейших научных центров нашей страны. Здесь же на берегу Оки, около березовой рощи в одном из красивейших мест города, на Страстную Пятницу был освящен первый пущинский храм. Храм Михаила Архангела. далее... ОТКРЫТИЕ ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКОЙ ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ В НАРО-ФОМИНСКОМ РАЙОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Дмитрий Перевалов 2 апреля состоялось открытие Серафимо-Знаменского скита, ставшего девятой женской обителью Московской епархии. Торжественное богослужение в день открытия возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. " Сердца наши ликуют, потому что Господь милосердный дает нам в эти дни Великого Поста великую радость, дает нам возможность с покаянием, молитвой начать вновь монашеский подвиг на этом святом месте " - сказал владыка в своем приветственном слове. далее... ДАР МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХА КРЕМЛЮ Иконы Спасителя и святителя Николая вновь займут свое историческое место на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля. Ожидается, что освящение воссозданных икон - украшавших Кремлевские башни до 1917, совершит 9 мая на Красной площади Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. далее... ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОРСКОГО СОБОРА КРОНШТАДТА ВКЛЮЧЕНО В ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАЗДНОВАНИЮ 2000-ЛЕТИЯ ХРИСТИАНСТВА ВОССТАНОВИТЬ ОСКВЕРНЕННУЮ ВАНДАЛАМИ ОГРАДУ ХРАМА В ЧЕЛЯБИНСКЕ РЕШИЛ ЗА СВОЙ СЧЕТ ОДИН ИЗ ЕГО СОЗДАТЕЛЕЙ ИЗ НАШЕЙ ЛЕНТЫ НОВОСТЕЙ:

http://pravoslavie.ru/put/vozrozhd/index...

От игумена и его заботы о братии зависит, живет ли обитель Богом, Евангелием, стремятся ли ее насельники к Царствию Божию. «Многое зависит от готовности к послушанию и восприимчивости самого брата, — также заметил владыка Алексий. — Монашество — это делание, которое познается не в теории, а собственным опытом». Этот опыт зачастую может оказаться болезненным, ожесточенная брань со страстями подчас затмевает внутреннее зрение, и монах, особенно новоначальный, начинает всё видеть в черном цвете. В такой ситуации ему особенно важно иметь доверие к игумену и послушание, благодаря которым он сможет узнать высшие законы, по которым строится иноческая жизнь, принять эти законы и тем обрести радость и счастье в Боге. Игумен призван любовью, и по необходимости строгостью, по-отечески наставить брата и в бескорыстии (поскольку монашество несовместимо с «карьерным ростом»), и в необходимости неустанного труда физического и духовного, и также вовремя заметить пагубные для души ростки самонадеянности или эгоизма. «Монастырь устроен так, что каждый может найти в нем свое место, обрести внутренний мир», — сказал в конце своего выступления епископ Алексий. Игумен призван направить эти поиски в нужное русло и в конечном счете привести братию в объятия Отча, воспитывая и сберегая вверенные ему души, каждая из которых для Бога дороже всего мира. По завершении доклада владыки Алексия игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря , поделилась воспоминанием о том, с какими заботой и терпением строил духовную жизнь сестер создатель и духовник их общины архимандрит Петр (Афанасьев), а также высказала мысль о необходимости вести беседы с молодыми насельницами, касающиеся разных тем, в том числе изучения Священного Писания, актуальность которого, как выясняется, далеко не всегда осознается нынешней монашеской молодежью. О работе с молодыми, не только монашествующими, но и мирянами (такое послушание нередко нынче входит в круг обязанностей руководителей монастырей) говорила игумения Серафимо-Знаменского скита Иннокентия (Попова), обеспокоенная тем, что для разговора с юными часто не хватает системных знаний.

http://patriarchia.ru/db/text/5874097.ht...

В ходе учебного процесса слушательницами были успешно освоены дисциплины как базовой части (Священное Писание Ветхого и Нового Завета, православное вероучение и основы социальной концепции Русской Православной Церкви, основы богослужебного устава и литургики, общая церковная история, история Русской Православной Церкви, церковнославянский язык, история монашества и аскетика), так и дисциплины вариативной части (история церковного искусства и патрология). Системный подход при изучении дисциплин позволил слушательницам получить представление о закономерностях духовных явлений, описанных в Ветхом и Новом Заветах, прослеживающихся во все времена и влияющих на все стороны жизни. За время обучения на курсах, так же как и во многих учебных заведениях в период распространения коронавирусной инфекции, была введена практика дистанционного обучения в режиме онлайн с использованием платформы Zoom, что позволило не останавливать учебный процесс. Преподавателем И.С. Добровольским на платформе был создан уникальный дистанционный курс по церковнославянскому языку. Всего трехлетнюю очную программу обучения на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих на базе Иоанно-Предтеченского монастыря успешно завершили 53 слушательницы: настоятельница Троице-Георгиевского женского монастыря Сочинской епархии Кубанской митрополии игумения Дросида (Сорокопуд), старшая сестра Казанского женского монастыря с. Колюпаново Белевской епархии Тульской митрополии монахиня Иоанна (Осипова), 31 сестра из числа несущих послушание в Московской Патриархии, 9 насельниц Иоанно-Предтеченской обители, 7 насельниц Крестовоздвиженского ставропигиального женского монастыря, 4 насельницы Серафимо-Знаменского скита Подольской епархии Московской митрополии. В тот же день также состоялся выпуск первой группы слушательниц курсов базовой подготовки в области богословия для на базе Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря . Курсы окончили 19 монашествующих. В этот день большинство насельниц обители причащались за Божественной литургией, которую совершил протоиерей Владимир Постников. После праздничной трапезы состоялась торжественная выдача свидетельств о прохождении курсов базовой подготовки для монашествующих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5876785...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010