Летом 1904 г. во время ремонта Знаменской церкви мастером Вараксиным здание было обшито тёсом, грани фасада украсили " филенчатыми лопатками " . Вся церковь была окрашена в светлые тона, отчего в народе ее прозвали " белой лебедью " . Старожилы вспоминали: " Бывало, смотришь на нее издали и кажется, будто это лебедь белая плывёт вверх по Енисею " . Важно отметить, что благодаря своему удобному расположению (Скит находился на самом берегу Енисея) он являлся первой тарифной пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам проплывавших мимо судов: выпечку, мед из собственных пасек, а также цветы, грибы и ягоды, которых было в изобилии в окрестных лесах. В фондах ККМ находится образ Абалацкой Божией Матери, покровительствующей Знаменскому общежительному скиту. В верхней части композиции – два ангела на облаках, держащие икону Божией Матери Знамение с фигурами Николая Чудотворца и Марии Египетской в молитвенном предстоянии в клеймах (этот тип иконографии Богородицы получил название Абалацкая), в нижней – в окружении гор и соснового леса деревянный монастырский храм. Несмотря на некоторые перспективные искажения, сохранены пропорции всех частей храма и точно выявлен рисунок и цветовое решение каждой детали. Художник также с достаточной степенью достоверности передал живописный пейзаж, окружавший территорию скита. Этот памятник прошлого века отличает от вышеперечисленных то, что изображенная на нем Знаменская церковь наверняка написана с натуры и легко узнаваема. Не зря, выполняя проект реставрации, исследователи рассматривали эту икону как документ наряду с фотографическими изображениями. Благодаря сохранившимся фотографиям с видами построек скита и проекту его реконструкции (дипломный проект 1992 г. А. Лукьяновой, руководитель А.Ф. Блохин), можно судить о том, насколько важно для художника было точно изобразить здание церкви. Весной 1920 г. монастырь был закрыт. Часть монахов забрали в Красноярск в губернский комиссариат, несколько человек осталось в Скиту до мая 1920 г. По сути, на этом и закончилась история Красноярского Знаменского мужского общежительного Скита. Но известно, что в Скиту был некий монах Серафим, живший отшельником в своей келье, находившейся в отдалении от основных построек. Он прожил там вплоть до 1930-х гг. Монастырь сломали и всю утварь, кресты, решетки, колокола отправили на лотах в Красноярск, где они канули в Лету. Церковь переоборудовали сначала в детский дом, который в 1921 г. был переименован в детский трудовой городок Затем отдали под опытное хозяйство Красноярского лесхозтехникума. Тогда же был посажен дендросад с липами, дубами, орешником и манжурским орехом. Есть, однако, сведения, что начало саду было положено монахами. Эту точку зрения доказывает сохранившаяся аллея сибирских кедров, имеющая возраст более 80 лет.

http://sobory.ru/article/?object=49587

В 1822 году в Хрипуново из Москвы возвращается на жительство молодой барин Михаил Яковлевич Чаадаев. При нем ведется дальнейшее строительство храма: освящен левый престол в холодном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены. С правой стороны холодной церкви им был устроен придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, небесного покровителя его усопшего отца, а в теплой трапезе с южной стороны – престол во имя Архистратига Божия Михаила, его небесного покровителя. Стараниями Михаила Яковлевича ставится резной позолоченный иконостас, сделанный руками местных мастеров по дереву из деревни Вилейки, строится звонница, удваивается число священнослужителей и клириков. Предположительно эти престолы были освящены до 1843 года. Храм в Хрипунове красотой росписи и богатством был знаменит по всей округе, особенно поражал иконостас летнего храма, резной из дерева, позолоченный – он весь светился. Снаружи храм был побелен, на куполе был деревянный крест, обитый железом. Вокруг храма стояла ограда на метровом каменном фундаменте из деревянного штакетника, покрашенного в розово-красный цвет. Все стены и своды внутри храма были расписаны. С 1866 года, после кончины Михаила Яковлевича, забота о храме и поддержании заведенных порядков легла на его супругу боярыню Ольгу Захаровну и местного священника Александра Вилкова. Их попечением между 1869 и 1871 годами был освящен пятый престол в церкви, в трапезной её части с северной стороны в честь небесной покровительницы Ольги Захаровны – святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Этим освящением завершилось устроение престолов в Хрипуновском храме, с которыми он и просуществовал до самого закрытия в 1937 году. В 1992 году жители села Хрипуново написали письмо Патриарху Алексию II с просьбой разрешить ремонт храма в Хрипунове. Через год пришел положительный ответ. В сентябре 1993 года разрушенный храм был передан Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. В настоящее время восстановлен и отреставрирован зимний храм с двумя престолами. Митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем 24 декабря 1994 года вновь освящен придел в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги, а 2 января 1996 года – придел в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца. Сестры и прихожане храма с нетерпением ждут окончания ремонтных работ в летнем храме и освящения главного, Знаменского, престола.

http://sobory.ru/article/?object=43156

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы. На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь есть частица мощей старца. Дивеевское подворье Троицкий собор Даниловского монастыря Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре . Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой) , устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.   Собор Донского монастыря Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: Донском и Сретенском, а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. Храм св. вмч. Георгия в Ендове В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад. Храм Серафима Саровского при Экспоцентре. Фото: Игорь Палкин/ria.ru. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей. Храм Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье) Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку — в храме пророка Илии в Обыденском переулке. Храм пророка Илии в Обыденском переулке Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при больнице МОНИКИ К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

http://pravmir.ru/gde-v-moskve-pomolitsy...

Наполовину англичанка, наполовину немка не отреклась от своего нового народа, как мать не может отречься от своего больного сына. Она показала, что дела милосердия всегда актуальны и своевременны. Ожерелье Елизаветинских монастырей и храмов Одна за другой на кафедру поднимались игумении монастырей и настоятели храмов, основанных в честь святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Матушки и священники смущенно отмечали, что готовились перечислять виды социального или миссионерского служения своей общины, но понимают, что служение, по сути, у всех одинаково. Почти все помогают больным если не в психиатрическом, то в туберкулезном диспансере подготовиться к исповеди и причастию, оказывают бытовую помощь пожилым и обездоленным дома, идут в детские дома, хосписы. Конечно, в каждой обители есть что-то свое. Например, история создания или место, связанное с Великой княгиней Елизаветой. Так, игумения Иннокентия из Серафимо-Знаменского скита Московской области рассказывала историю дружбы схиигуменииФамарь (Марджановой) и преподобномученицы Елизаветы. Из этой дружбы в 1912 году родился Серафимо-Знаменский скит с его символичной и гармоничной архитектурой. Подвижницы привлекли к строительству скита архитектора Щусева, а освящал храм будущий священномученик митрополит Владимир. Игумения Олимпиада (Тетёркина) из Свято-Елизаветинского монастыря в Алапаевске рассказывала о создании обители при последнем сохранившемся доме-свидетеле мученического пути святой Елизаветы и ее спутников — последние два месяца преподобномученица провела  в здании Напольной школы. Теперь во дворе этой по-прежнему действующей школы открыт монастырь, где живут и молятся 11 сестер, а в угловой комнате, где молилась, рисовала и откуда вышла на казнь святая Елизавета, организован мемориал, и есть надежда на передачу части здания Церкви под храм. Рассказ игумении Елизаветы (Кольцовой) из Калининграда — словно привет из дореволюционной эпохи: богатая женщина отдает под храм и монастырь собственную усадьбу и землю, становится первой настоятельницей, строит храмы, а чтобы привлечь к храму детей — заводит на территории страусиную ферму.

http://pravmir.ru/nasledie-prepodobnomuc...

После подтверждённых чудес, Святейший синод официально признал икону Божией Матери «Знамение» Абалакская, хранящуюся в скиту – чудотворной. К 1914 году, по молитвам пред ней насчитывалось 40 чудес. Уничтожение, разграбление… Воскрешение? В 1920 году, после окончания Гражданской войны, Знаменский скит перестал существовать. Примерно 10 лет до этого печального момента не дожил игумен Филарет. Он мирно почил 22 ноября 1910 года и был похоронен при большом стечении народа в ограде Знаменской церкви. Могила его не сохранилась. После закрытие монастыря его имущество либо уничтожили, либо разграбили. А вот чудотворная Богородичная икона избежала гибели. Она чудом сохранилась в запасниках Красноярского краеведческого музея до наших дней. – Дивногорский архитектор Анатолий Фёдорович Блохин и Ваш покорный слуга, нашли и идентифицировали икону в фондах музея в начале 1990-х годов, – вспоминает Игорь Фёдоров. – Сейчас, по согласованию с музеем, образ находится в дивногорской Знаменской церкви на временном хранении.      На момент закрытия монастыря большинство из 44 монахов покинули скит. – Кто-то из послушников вернулся домой, несколько человек были обвинены в контрреволюционной деятельности, и в марте 1920 года их забрали в Красноярский губревком, – завершает рассказ историк, – дальнейшая судьба этих людей неизвестна, скорее всего, она трагична. Долгие годы, до начала Великой Отечественной войны, недалеко от разорённого скита жил старец Серафим. Один из монахов до 1970 года работал продавцом в посёлке Усть-Мана. Строения монастыря были переданы детскому дому, потом на его территории размещался учебно-опытный лесхоз и подсобное хозяйство техникума, общежитие. Часть зданий разобрали, часть – снесли. Часовня Святителя Николая-Чудотворца сохранялась аж до 1955 года. Потом её переносили, устраивали там пекарню, потом сторожку, а затем и вовсе разрушили. Неравнодушные дивногорцы уверены – Знаменский скит можно и нужно восстанавливать. Уже создана рабочая группа по возрождению святыни, ведётся сбор архивных документов, в планах – создание попечительского совета и фонда для сбора средств. Активисты обратились к Общественному совету при Красноярской митрополии с призывом поддержать их в благом деле возрождения утраченной святыни.

http://pravoslavie.ru/107769.html

Акафист св. Фамари блаженной (обладающей, по церковному преданию, особой благодатью споспешествовать возжиганию в сердце любви к Сладчайшему Господу Иисусу Христу) был написан для сестер и схиигумении Серафимо-Знаменского монастыря матушки Фамари (Марджановой). Он имеет такое надписание рукой сщмч. Серафима: «Четыри сыны мужеска полу роди Иосиф: Иакова, глаголемаго малаго, и Иосию, Симона и Иуду, и дщери три: Есфирь, Фамарь и Саломию Заведеову (Синаксарь в неделю 3-ю по Пасце). «Радуйся» в акафисте повторяется пять раз по числу пяти язв Господа Иисуса Христа, распятаго на Кресте, Ему же с Пресвятою Девою Мариею и с прочими женами мироносицами предстояла и праведная Фамарь, сии язвы Христовы видевшая. Сей акафист сестре Господней по плоти Фамари блаженней составлен в 1919 году в киновии, в Неделю жен мироносиц, и вручается его составителем сестрам Серафимо-Знаменского скита с горячим молитвенным пожеланием, да будет каждая из них сестрою, по духу, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа. А будете вы сестрами Господа Иисуса Христа тогда, когда будете любить друг друга, ибо в сем-то и заключается вся воля Божия, выраженная в Законе Божием, как говорит Апостол: «Весь Закон в одном слове заключается: люби ближняго твоего, как самого себя» (Гал. 5:14). Итак любите, сестры, друг друга — чрез взаимную любовь станете вы исполнительницами воли Отца Небеснаго; и как таковых Господь Иисус Христос каждую из вас наречет сестрою Своею, по реченному Им в Евангелии: «Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, сестра, и мати Ми есть» (Мф. 12:50)». КАНОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ «Мати Милосердная, не отрини, приими, прости, • У сего канона краестрочие в ирмосах и тропарях: «Чистая, чистоту даждь ми, боримому тяжко страстьми». Высшей Небес и Чистейшей светлостей солнечных, Всемилостивейшей Владычице, Пресвятей Госпоже, Пречистей Деве Марии, Матери Божией, от человека кающагося, но не исправляющагося, боримаго страстьми и побороти страсти никак не могущаго, присно побеждаема, и отсюду беднаго, унывающаго и близ отчаяния сущаго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

В 1919 г. из-за малочисленности насельников К. м. и Знаменского скита было принято решение о соединении обителей, братия мон-ря переселилась в скит. В 1920 г., с окончательным установлением в регионе советской власти, была объявлена национализация церковного имущества, в т. ч. монастырских земель. Постройки скита были переданы детскому дому (с 1921 детский трудовой городок 2), на землях монастыря создана 1-я показательная школа-коммуна. Также в зданиях К. м. размещался сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. 28 июня 1921 г. постановлением президиума Енисейского губисполкома монастырская церковь была закрыта, монахи выселены из обители. С 1946 г. в зданиях К. м. располагался дом отдыха учителей, в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский». В 2000 г. здания мон-ря были переданы Красноярской и Енисейской епархии. Решением Синода РПЦ от 11 авг. 2000 г. К. м. был открыт. 28 авг. 2000 г. во вновь устроенном Успенском храме главного братского корпуса отслужена праздничная литургия, пострижен 1-й инок. В К. м. строится каменный храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (1 июня 2012 митр. Красноярский и Ачинский Пантелеимон (Кутовой) освятил закладной камень), построены деревянные храмы-часовни во имя св. кн. Олега Брянского и во имя равноапостольных Константина и Елены, установлена ограда, восстановлен братский корпус с кельями, просфорной и хлебопекарней, 2-этажный хозяйственный корпус и др. здания. Среди святынь К. м.- иконы с мощами святителей Феодосия, архиеп. Черниговского, Иннокентия (Кульчицкого), Луки (Войно-Ясенецкого), прп. Серафима Саровского, почитаемые Феодоровская икона Божией Матери, образ Божией Матери «Всецарица», а также ковчеги с мощами блгв. кн. Олега Брянского, сщмч. Ермогена, прп. Лаврентия Черниговского, прав. Феодора Ушакова и др. В марте 2014 г. в К. м. проживали 16 монашествующих. С 26 июля 2012 г. наместником К. м. является иером. (ныне игумен) Иннокентий (Нилов). 12 сент. 2012 г. К. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://pravenc.ru/text/2458973.html

В 1998 г. на остров перекинули подвесной мост. Только теперь он был сделан не с восточной, а с южной стороны острова, и не на лиственничных опорах, а на стальных тросах. К осени 2000 года храм в честь апостола Иоанна Богослова был готов, а 10 января 2001 года освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием. По благословению владыки Антония храм был передан Знаменскому монастырю города Барнаула, а в Чемале открыт Ионно-Богословский скит, позднее преобразованный в Архиерейское подворье. Виктор Николаевич был назначен экономом скита. Более 10 лет, до самой кончины, он трудился и на поприще благоустройства скита и в церковном строительстве. Им также было положено начало храма святителя Макария Московского, митрополита Алтайского. В мае 2011 г. епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) вблизи горы Бешпек освятил место под фундамент храма в честь Святителя Николая Чудотворца. За усердные труды Виктор Николаевич Павлов награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени и медалью святителя Иннокентия Митрополита Московского. 20 сентября 2015 г. Галина Степановна Павлова была награждена медалью равноапостольного князя Владимира. Медаль ей вручил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл по окончании праздничного богослужения в честь 185-летия Алтайской духовной миссии в Горно-Алтайске. 21 августа 2011 г. Павлов В.Н. мирно отошел ко Господу. Похоронен рядом с храмом святителя Макария. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2 октября 2013 г. была образована Горноалтайская епархия. После чего Иоанно-Богословский скит получил статус Архиерейского подворья епископа Горноалтайского и Чемальского. Первым настоятелем Архиерейского подворья, весной 2014 г., был назначен иеромонах Серафим (Бубнов), прибывший в Горноалтайскую епархию из Санкт-Петербургской Духовной Академии. Храм святителя Макария Алтайского 1 марта 2014 г., в день памяти святителя, освящен митрополитом Барнаульским и Алтайским Сергием и епископом Горноалтайским и Чемальским Каллистратом. Сегодня комплекс Архиерейского подворья включает в себя храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, деревянный храм святителя Макария Алтайского и жилые кельи.

http://sobory.ru/article/?object=11476

Напомню, что, будучи настоятельницей Покровской общины в Москве, матушка очень сблизилась с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной. Когда у маленького наследника Алексея Николаевича открылась страшная болезнь, гемофилия, Великая княгиня Елизавета Феодоровна стала просить матушку послать ему чудотворную икону преподобного Серафима. Как ни трудно было матушке расставаться с этой иконой, но в таком случае она, конечно, не могла отказать и отдала икону Великой княгине для передачи Государыне Александре Феодоровне. И никогда больше матушка этой иконы не видала! Она знала, что икона стояла у изголовья Наследника, но что сталось с ней, когда Царская Семья в 1917 году была арестована, никто не знал и никогда не узнал... Это была совсем простая деревянная иконка, похожая на множество подобных икон, но матушка говорила: «Я бы ее из тысячи икон узнала!» После первых чудес, сотворенных иконой на Кавказе, матушка вставила ее в узенькую серебряную рамочку. ... Мысль создать новый скит явилась у матушки, когда она ездила в Саров и когда молилась перед иконой Знамения Божией Матери. Действительно, сама Божия Матерь внушила ей эту мысль, как бы поручила ей создание скита. И вот почему матушка Фамарь так хотела создать скит, посвященный Богоматери и преподобному Серафиму. Много, много чудес совершил еще преподобный Серафим в жизни матушки. Здесь я рассказала только о тех, самых выдающихся, которые мне запомнились по рассказам матушки. И в Перхушково, уже после разрушения Серафимо-Знаменского скита, когда матушка жила с десятью сестрами под постоянной угрозой ареста, преподобный Серафим не оставлял ее своей заботой. Ничто не обеспечивало материально жизнь матушки с сестрами, но они жили не только не голодно, но помогали многим приезжавшим к ним. Бывали, конечно, и у них более трудные времена. Раз зимой матушка сильно заболела. У нее был плеврит, она едва не умерла и страшно ослабела. Матушка была великая постница, ела обычно так мало, что можно было только удивляться, чем она жива. Так, например, обед ее состоял обычно из двух печеных картофелин или из одного печеного яблока. А тут, ослабев от болезни, ей вдруг захотелось подкрепиться, и она сказала, что съела бы рыбы. Где было взять свежую рыбу зимой в деревне, в то время когда и картофель с трудом доставали! Поехать в Москву за рыбой было невозможно – денег на это не было; Сестры ужасно горевали, что вот «матушке рыбы захотелось», а достать негде.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Владыке Арсению же была уготована иная нива – быть духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер созданного ею Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь построила неподалеку от скита дом («киновию») с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда Владыка время от времени удалялся для отдыха, собирания духовных сил и молитвенных трудов. Во время проведения Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов Чудов монастырь становится местопребыванием членов Собора: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, архиепископов Арсения, Михаила, Иоасафа и других; члены Собора, находившиеся в Чудовом монастыре, пережили большевистский обстрел Кремля (27 октября – 3 ноября 1917 года), молясь в пещерном Ермогеновском храме. В июле 1918 года солдаты стреляли в кресты Чудова монастыря; в августе того же года монастырь был закрыт и впоследствии разрушен. У Владыки Арсения, стяжавшего своей молитвенной подвижнической жизнью высшие духовные дары (прозорливости 21 , рассуждения), была многочисленная паства, которая с каждым годом увеличивалась. С закрытием Чудова монастыря прерывается постоянная связь Владыки Арсения с пасомыми («где Владыка, там и паства его»; «чада Владыки Арсения не отрывались от молитвенного общения с ним ни на одно богослужение» ) 22 , и начинается жизнь скитальческая. В наступившую эпоху гонений на веру и Церковь Владыка Арсений понес подвиги исповедничества и мученичества. Летом-осенью 1918 года Владыка Арсений и архимандрит Серафим (Звездинский) , будущий епископ Дмитровский, уехали в подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Схиигумения Фамарь приняла от святого Патриарха Тихона послушание сохранять в безопасности их жизнь в своей тихой и малоизвестной обители. Владыка жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя жизнью скитских сестер. Владыка и матушка для сестер «составляли единое целое. Они руководили сестрами с обоюдного согласия, и все относились к ним как к родным, дорогим отцу и матери» 23 . В годы послереволюционного лихолетья главным утешением для Владыки Арсения было ежедневное совершение Божественной литургии в киновийном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010