Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ I. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (1722–1784). ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Чтобы найти путь ко спасению, нам необходимо прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных отцов наших. Им дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царства Божия. Они открывают нам смысл Священного Писания . В их духопросвещенном учении мы найдем всё, что нам нужно для спасения. Мы же к такому прилежному чтению Писания и учения отцов себя не приучаем и потому далеки от знания Тайн Царства Божия. Прости нас, Господи. Премилосердый Бог соделывает наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Православная вера есть та, которую содержит Святая Соборная и Апостольская Церковь Восточная. Без этой веры Православной никому никак невозможно спастись. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера Православная без добрых дел мертва, и добрые дела без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь то и другое вместе: и веру Православную с добрыми делами, и добрые дела с верой Православной. И тогда при помощи Божий Благодати, споспешествующей нашим добрым делам, мы спасемся по слову Христа, сказавшего: «Без Мене не можете творити ничесоже». Господи, мы постоянно забываем, что Ты соделываешь наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Мы же и веру Православную не исповедуем со всем вниманием, как заповедует Святая Соборная и Апостольская Церковь , и добрые дела в своей жизни отъединяем от Евангельских заповедей, отчего они становятся мертвыми. И к помощи Благодати Божией мы прибегаем с огромной долей забывчивости, оставляя без внимания слова Христа, говорящего нам: «Без Меня не можете делать ничего». Прости нас, Господи, за эту забывчивость и оплошность в делах спасения. Христос Спаситель, Истинный Бог наш, желая всем человекам спасения, поставил нам в закон добрые дела, именуя их Своими спасительными Евангельскими заповедями. От всех православных христиан, и от монахов, и от мирян, живущих с женами и детьми, Он требует самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших телесных трудов, а одного доброго произволения души. Ибо иго святых его заповедей благо и бремя делания их легко есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ 7-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ О чудесном исцелении слепцов 1 . Господь подавал прозрение слепым через Святые Тайны. Святой Иоанн Постник , архиепископ Константинопольский, положил на очи одному слепому часть Тела Христова и сказал: «Исцеливый слепого от рождения, Той да исцелит и тя», – и он прозрел. Такова чудная сила святых Христовых Тайн! 1 2 . Один священник рассказал следующий чудесный случай. Он был приглашен в соседнее село для напутствия больного Святыми Тайнами. Во время причащения больного запасная Частица каким-то образом упала у него со лжицы, и сколько ни искали ее священник и хозяева, не могли найти. Больным был слепой старец и все время, пока продолжали искать Частицу, лежал на своем одре, с беспокойством по временам спрашивая: «Не нашли ли?» Наконец, через силу привстав с постели и наклонив голову под лавку, произнес: «Это что, батюшка, под лавкой-то светится?» – и при этом указал пальцем. Благодатный свет никто, кроме старца-слепца, не мог видеть; но, по указанию его, священник нашел Святую Частицу и причастил ею чудного слепца. 3 . В числе крепостных отставного поручика Александра Феодоровича была девица Агафья Ильинична, редкой доброты и благочестия. Девица эта служила им с почти отроческих лет и до выдачи в замужество дочери его Анастасии Александровны . Когда последняя, имеющая теперь от роду 76 лет, была лет десяти или меньше, Агафья, ее верная служанка, ослепла. Положение было горестное! При всем том не переставала она уповать на помощь Божию и молиться. И вот что стало плодом молитвенного воздыхания этой кроткой души. Во сне, несколько раз, она услышала приглашение, чтобы получить исцеление – идти в Палицу. Это было селение, расположенное недалеко от Макарьевского монастыря. Едет туда Агафья с верой живой и уже на паперти церкви чувствует, что начинает прозирать. Входит в храм, кладет несколько поклонов пред чудотворной иконой и совсем стала по-прежнему зрячей. Долго она жила после этого, верно служила своим господам и, наконец, в мире предала дух свой Господу, когда Анастасия Александровна была уже замужем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf О молитве 100 Сегодня мы поговорим о молитве. Это тема очень важна, поскольку иметь правильное представление о молитвенном делании необходимо каждому человеку. Основой же нашей беседы будет учение о молитве Самого Господа нашего Иисуса Христа. Я буду пользоваться славянским текстом Евангелия: он точнее и выразительнее, чем русский перевод. И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся, и яко преста, рече некий от ученик Его к Нему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя ( Лк. 11, 1 ). Ученики Господа Иисуса Христа, конечно, понимали, что молитва есть одна из наиважнейших добродетелей, необходимых для спасения и угождения Богу. Видя, как продолжительно и истово молился их Учитель, они желали, чтобы Он преподал им это возвышенное, нужнейшее делание. Здесь сказано: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя. Фарисеи и ученики Иоанна Крестителя упрекали учеников Спасителя в том, что они не постятся и не молятся. Ученики же обращались к Господу Иисусу Христу с такой просьбой по неопытности или из-за недопонимания того, что общение со Спасителем уже само по себе выше всякой молитвы. Ведь что такое молитва, как не общение с Богом? Господь не отверг их просьбу, выраженную хотя и наивно, однако же искренне. Рече же им: егда молитеся, глаголите: Отче наш ( Лк. 11, 2 ). Он преподал им молитву, которую мы обычно называем молитвой Господней или, по первым ее словам, «Отче наш». Из слов Спасителя егда молитеся, глаголите можно видеть, что Он преподает не просто молитву, а учение о молитве, говорит о том, с каким настроением, Кому и как следует молиться. В нашей беседе мы будем основываться именно на таком подходе к словам Господа. Истолковывая молитву «Отче наш», мы сделаем для себя практический вывод о том, как нужно молиться. Отче наш – в этих двух словах уже содержится все богословие и великая духовная наука. Спаситель учит нас обращаться к Богу и называть Его Отцом. Когда-то в древности было известно несколько имен Божиих, в течение веков постепенно открывавшихся израильскому народу через избранных пророков, таких, например, как Моисей. Обращаясь к Богу, Его называли различными именами. Эти имена, конечно, имели в себе глубокий смысл и приоткрывали тайну Пресвятой Троицы, тайны бытия Божия, однако же не были столь ясными и не предполагали столь дерзновенного обращения к Богу. В книге Бытия, например, Бог назывался Элохим, что значит «Боги», при этом глаголы, относившиеся к этому имени, имели форму единственного числа. Святые отцы усматривают в этом намек на тайну Пресвятой Троицы и, кроме того, на некое, выраженное в этой грамматической форме, учение о всемогуществе и безграничности Божества. В книге Исход встречается еще одно имя Господне, которое считается наиболее полно выражающим тайну бытия Божия – Иегова, то есть «Сущий» (по-еврейски, «Яхве»). Затем появилось имя Адонаи, которое переводится с еврейского как «Господь». Если же быть более точным, то это слово означает «господин мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Причастие См. также: Блудная брань . 65; Вера . 127; Грех смертный . 202; Кончина праведника . 348–349; Милосердие Божие . 439; Молитва . 502; Неверие . 613; Пресвитер . 898; Церковь . 1199; Чародейство . 1212. 905. Пресвитер Аммон видел Ангела, отмечавшего братию, приступавшую к Святым Тайнам; имена тех, кто не пришел в храм, были изглажены, и через три дня они умерли См. также: Ангел . Однажды, во время службы Божией, пресвитер Аммон видел Ангела, который, стоя по правую сторону жертвенника, отмечал братий, приступавших к Евхаристии, и записывал их имена в книгу и изглаждал имена тех, которые не пришли в церковь и через три дня умерли. (Лавсаик. С. 203). 906. Авва Макарий видел, что тем, кто недостойно приступил к Причастию, бесы клали на руку уголья, а Тело Христово возносилось обратно к алтарю См. также: Видение . Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении. Братия приступали к принятию Святых Тайн. Лишь только иные простирали длани для принятия Святых Тайн, эфиопы, как бы опередив священника, клали на руки некоторых уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к принятию Причастия, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Видел он также, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукой священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании Святых Тайн. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, что во время бдений при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братий по внушению злых духов предавался помышлениям, и не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братии, приступавших к алтарю. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 105). 907. Святые Тайны, оставленные православным в доме еретика, произрастили стебель и колос См. также: Еретик . Прибыв в Селевкию близ Антиохии мы встретились с епископом города, аввой Феодором. Он рассказал нам о следующем событии, происшедшем при его предшественнике на епископской кафедре – блаженном Дионисии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Собор святого архангела Гавриила 2122 Память 26 марта На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» ( Лк.1:19 ), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов. Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» ( Откр.1:4 ). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

составитель Терещенко Т. Н. СЧАСТЬЕ Когда человек безо всяких чувств и движений, то тогда он из несчастнейших находится несчастнейшим, потому что не может принести тайны раскаяния, или покаяния, пред духовным отцом и восприять Святые и Животрящие Таины Христовы во оставление грехов! А кто хотя и до крайности поражен болезнью, да в здравом чувствии всего удостаивается – и счастливейший (прп. Лев, 20). На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь: в блеске ли, славе и богатстве или в тихой, мирной семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненной совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиной многих грехов, и ненадежно это счастье. Притом мы видим в евангельском учении Господнем, что богатый, наслаждавшийся в сей жизни всеми благами, по отшествии в будущий век желал прохладиться в своем страдании хотя каплей воды, но услышал ответ: Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей ( Лк. 16, 25 ). И еще: здешнее блестящее, роскошное и мнимо счастливое житие Господь называет пространным путем, вводящим в пагубу (см. Мф. 7, 14 ) (прп. Макарий, 20). Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь по благости Своей и милосердию Своему хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы по слепоте своей более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь по благости Своей и по любви к роду человеческому и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Ты пишешь так: Хорошо нам зде быти, сотворим три сени ( Лк. 9, 33 ) 113 . Да ведь это сказал святой апостол Петр. Они-то ведь были на горе со Христом, поэтому им хорошо было, что они со Христом. А ты неужели думаешь так, что и ты стоишь на горе, т.е. на верхней ступени добродетелей, и всегда со Христом, – мое в этом сомнение. Вот что скажу тебе, родная: ты ведь стоишь под горой с прочими оставшимися учениками, в числе которых был и Иуда-предатель. Так же стоял с отцом и отрок расслабленный. Так, радость моя, не принадлежишь ли ты к расслабленному отроку. Пожалуй, так. Так вопий из глубины сердечной, стоя не на Фаворе, а во юдоли плачевной, и сходящий с горы преобразившийся во славе Христос исцелит и тебя, как Врач душ и телес (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Три книги толкований на пророка Осию к Паммахию. Пролог Если при изъяснении всех пророков мы нуждаемся в наитии Духа Святого, чтобы они были раскрываемы чрез откровение Того, по вдохновению Коего были написаны, и если у Исаии ( Ис. 29 ) и в Апокалипсисе ( Откр. 5 ) мы читаем о книге, которую не могут прочитать книжники и Фарисеи, хвастающиеся знанием письмен закона ( Ин. 7 ), потому что она запечатана, и никто не мог найтись, кто мог бы раскрыть тайны ее, кроме льва от колена Иудина, которого запечатлел Бог Отец; то тем более при изъяснении пророка Осии должно молить Господа и говорить с Петром: «изъясни нам притчу сию» ( Мф. 15:15 ). Ибо в конце книги свидетельствует о темноте ее сам тот, кто написал ее: «Кто премудр и уразумеет сия? и смыслен, и увесть сия?» ( Ос. 14:10 ). Это мы должны понимать не как невозможное, но как трудное, согласно с словами Евангелия: «Кто... есть верный раб и мудрый, его же поставил господин... над домом своим?..» ( Мф. 24:45 ). Ибо кто тотчас же, с начала книги, не соблазнится и не скажет: Осии, первому из всех пророков, повелевается взять себе жену блудницу, и он не прекословит! Он даже и вида не показывает, что не хочет этого, чтобы казалось, что он совершает бесчестный поступок вопреки своему желанию, но с радостию исполняет повеление, как будто бы он желал этого, как будто бы раскаиваясь в том, что в течение долгого времени он хранил целомудрие; между тем как мы читали, что святые мужи отказывались, когда Господь повелевал более честное и безгрешное. Моисей посылается к Фараону и поставляется вождем израильского народа, и однакож отказывается не по причине слабости, а вследствие смирения: «избери... иного, егоже послеши» ( Исх. 4:13 ). Иеремия отказывается обличать грехи Иерусалима, говоря, что он молод ( Иер. 1 ). Иезекиилю повелевается приготовить из всякого рода овощей и хлебных растений один хлеб и испечь его на кале человеческом; но он говорит: «никакоже, Господи... не вниде во уста моя... сквернаво» ( Иез. 4:14 ). А Осия, услышав от Господа: «пойми себе жену блужения» ( Ос. 1:2 ), не наморщивает лба, не выражает скорбь чрез бледность, не обнаруживает стыда чрез изменение степени красноты щек, но идет в дом разврата и ведет блудницу в спальню, и не научает ее женской стыдливости, а обнаруживает свою наклонность к сладострастию и к распутству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Х О святости Храмов Господних, и о расположении сердечном, с коим подобает входить в них, так святитель Тихон беседовал, по освящении храма на Акитове во граде Воронеже... Бог наш как непостижим, так и невместим. Посему не токмо малое какое место, малый храм, но и весь мир, вся вселенная, небо и земля, восток и запад, север и юг – величества Бога нашего вместить не могут... Впрочем, есть некоторыя места, в коих особливым некоторым образом обитает невместимый Бог наш: обитает на небеси, являя там особенный неизреченный славы Своея свет, услаждая блаженных духов Лица Своего зрением, радостотвряя души праведных. Обитает и в душах верных Своих, подавая им благодать Свою, возбуждая их к творению добрых дел и соблюдая от козней диавольских. Аще кто любит Мя... обитель (храм Свой) у него сотворим ( Ин. 14:23 ). И Апостол Христов говорит: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?.. ( 1Кор. 3:16 ). Но молитвенные храмы, тщанием боголюбивых людей сооружаемые, собственнее называются домы или храмы Божии. Ибо в них единых служения, единому Богу подобающая, отправляются; в них священнодействия и святыя тайны совершаются, пения и славословия Богу возносятся. В них непостижимая оная, в нюже ангели желают приникнути, безкровная небесному Отцу по вся дни приносится жертва. В них сам Спаситель наш Христос Господь, в священной Евхаристии под видом хлеба и вина, присутствует. В них Дух Святый на предложенные святые дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает. В них глас Евангельский и вещания апостольская слышатся, слово Божие проповедуется. В них молитвы верных рабов Своих слышит Бог. Вопр. Посему с каким вниманием и расположением входить должно в храмы, Господни? Отв. Каков хозяин, таков и дом Его. Страшен и Свят хозяин дома сего, ибо Бог есть: страшен и свят дом Его. Дому убо подобает всякое почтение... Ежели Иакову страшно было то место, на котором видение Божественное видел он: не много ли паче нам – Божий дом, в котором Он Сам присутствует с безплотными силами, страшен должен быть?.. Моисей Боговидец, когда увидев чудесную оную купину, пожелал приблизиться к ней: то воззва его Господь... Моисее, Моисее! не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на нем же стоиши, земля свята есть ( Исх. 3:4, 5 ). Иззуй и ты сапоги ног твоих, т. е. печаль житейскую, помыслы суетные отбрось, пришедши в дом Господень: место бо, на нем же стоиши, земля святая есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

ЦВ 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г. Опыт упорядочения Евхаристической жизни У евхаристической общины есть глава, предстоятель, духовный руководитель, у нас он называется духовником, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины. Если удается такую общину создать, то для нее часто не годятся те подходы и нормы, которые сложились в другой исторический период для совершенно другого устроения церковной жизни. Например, правила, которые мы сегодня обсуждаем: о долгом говении, о вычитывании длинных подготовительных к причащению последований, об обязательной подробной исповеди перед причастием и т.д. — эти правила закрепились в относительно позднее время, когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни, и Церковь, охраняя свою главную святыню — Евхаристию, как всегда, ориентировалась на существующую реальность, на значительное охлаждение евхаристического сознания. Тогда нужно было иметь «охранительные» меры, чтобы не получалось так, что Святые Тайны без необходимой осторожности преподавались бы людям неготовым, не живущим действительно по-христиански. Сегодня многое резко изменилось. Возрождение евхаристической жизни, безусловно, подготавливалось проповедью и подвигом святого праведного о. Иоанна Кронштадтского. Но нужно рассматривать в комплексе все события ХХ века: святое первосвятительское служение патриарха Тихона, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 гг., страшные гонения, когда все смешалось в Русской Церкви. Все основы были потрясены. И сейчас необходимо приводить в порядок нашу церковную жизнь в соответствии с духом Евангелия и потребностями дня. К сожалению, мы пока не готовы к проведению церковного Собора, который бы рассмотрел и урегулировал современную приходскую практику. Как следствие — каждому духовнику нужно самому выстрадать решение, искать свой ответ, основываясь на духовных авторитетах, привлекая собственный опыт. Поэтому плюрализм неизбежен. Нужно допустить этот плюрализм, не должно быть в этой области строгих запретов («только так, и больше никак»).

http://e-vestnik.ru/church/opyt_uporyado...

Церковь Церковь есть дом Бога Живаго, основанный Христом и устроенный АПОСТОЛАМИ. Церковь есть дом Божий. Церковь – невеста Христова. Церковь есть тело Христово. Церковь – собрание верующих. Церковь многие народы включает. Церковь – гора Господня Сион. Церковь – матерь верных. Церковь – виноград. Церковь – двор овчий. Церковь – корабль. Церковь – свята, поэтому члены ее должны стремиться к святости. Церковь управляется Христом Церковь борется против врагов. РАССУЖДЕНИЕ о высоте Церкви вселяет УТЕШЕНИЕ и РАДОСТЬ. Кто обеты Крещения нарушает и против совести поступает, тот вне Церкви. Кто Церковь не слушает, тому Христос не Пастырь и тот не Христов. Порочно живущие вне Церкви пребывают. ХРИСТИАНИН, если не очищается от грехов ПОКАЯНИЕМ, то он не член Церкви. Церковь принимает в общение через покаяние. Церковь подобна госпиталю. Входящие в Церковь изменяют свои нравы. НЕРАДЕНИЕМ христианин уходит из Церкви (8, с.1153–1158). Все то, что установлено Святой Церковью, свято и не должно ни в ком вызывать какого-либо сомнения (5, с.59). Чего требует от нас Святая Церковь Облечемся в ризу спасения, восприимем на себя спасительное иго Христово и понесем его с радостью, без ропота, во смирении сердца. Именно этого от нас требуют заповеди Христовы и Святая Церковь (Там же, с.77). Только в Православной Церкви мы найдем залог вечного спасения – Святые Тайны (Там же, с.84) Несомненно, что человек, стремящийся ко Спасению через веру в Иисуса Христа, должен принадлежать к Церкви Христовой. Это наиболее важный пункт Христианского учения о спасении (6, с.90). Церковь до грехопадения. Церковь и мироздание По мысли святителя Филарета, в начале Церковь составляли небо и земля вкупе, или небо на земле. Падение человека сделало ее землею необразован­ной и пустой. Тьма покрыла ее так, как бы она совсем соединилась с бездною отпадших духов. Но Дух Божий носился над водами, над племенами челове­ческими, погибавшими во Адаме, и благодать осенила его Бог послал ему свет откровения и Искупителя и разлучил Царство Света от царства тьмы, верующего человека от нераскаянного диавола, семя жены от семени змия, племя Сифа от племени Каина, дом Ноя от растленного вконец древнего мира. Далее святитель, проникая в глубь Божественного домостроительства, говорит, что как была устроена твердь соизволением Божиим, так и Церковь , то есть общество людей, которое бы возвещало всем славу Божию и Его могущество ( Пс.18,1–5 ) (7, с.432–433).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010