Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Круглый стол «Традиции и современность в христианском искусстве: пути развития». День первый Семинар «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии». Москва Цикл встреч Константина Мацана «Верю – не верю». Лекция «К.С. Льюис: не только Нарния» Москва Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Пресс-конференция «Гармония буддизма и современные вызовы». Москва Все » Репортажи «Святые и мы – сообщающиеся сосуды» Историк Михаил Сарни призывает возрождать православное почитание западных святых первого тысячелетия 26.12.2017 10:35 Версия для печати Михаил Сарни Минск, 25 декабря, Благовест-инфо. Возрождать почитание святых времени  неразделенной церкви (до 1054 г.) призывает Михаил Сарни – историк, прихожанин Успенского кафедрального собора Лондона, автор исследования о трехсотлетней истории Русской Церкви в Лондоне. О первых попытках возобновления почитания подвижников древней Церкви Запада, о том, в чем конкретно оно проявляется и с какими трудностями сталкивается, историк рассказал 21 декабря в Минске, выступая на ЛабОРАтории современного христианского искусства, которая была приурочена к открытию в столице Беларуси выставки икон «Святые неразделенной церкви». В этом проекте М. Сарни  отвечал за составление списка святых, которые почитаются православными в разных странах Западной Европы. 9 марта 2017 г. Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) включил в месяцеслов имена 16 древних святых , почитавшихся в странах Западной и Центральной Европы до Великого раскола 1054 года.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О Богопознании. О Священном Писании и Священном Предании. О Триедином Боге. О Боге-Творце и Промыслителе мира Предисловие Церковная песнь называет святых отцов светилами на земле, посредством которых Господь наставляет нас в Познании и сохранении истинной веры. В других песнопениях они величаются звездами многосветлыми, церковными кормилами, непоколебимыми столпами, органами благодати и гуслями Духа. Уже одни эти наименования ясно говорят, какое чрезвычайно великое значение, – по мысли Церкви, – имеют святые отцы и их творения в деле религиозного ведения. Вселенские соборы, составляя свои вероопредления, после Священного Писания , всегда обращались к отеческому учению, делали более или менее обширные выписки из их творений и в основание своих вероопредлений полагали свято-отеческое учение: «последующе божественным отцем, вси единогласно поучаем исповедовать», «по учению святых отцев», «последующе богоглаголивому учению святых отцев», – это самые обычные и употребительные выражения в деяниях вселенских и поместных соборов, постоянно выражавших, что «сия вера отеческая», как это торжественно провозглашает православная Церковь доселе. Таким образом, святые отцы самою Церковью нарочито выделяются, как надежнейшие руководители в религиозном знании, как выразители правильного разумения учения Христова в своих письменных произведениях, через которые говорят христианским поколениям всех времен, поучая христианской истине и одушевляя к осуществлению ее в жизни. Церковь признает святых отцов преимущественными свидетелями и верными истолкователями своего учения потому, что они были ближайшими преемниками апостолов, продолжателями их дела, подражателями их ревности, строителями вселенской Церкви в начальные века ее исторической жизни. Они отличались высокими дарованиями, обширным и глубоким образованием, обнимавшим как духовные, так и светские науки, – в этом надежное ручательство за то, что церковное учение вполне понято ими и изложено с возможной по современным условиям точностью. Научное образование отцов Церкви находило величайшее утверждение в святости их жизни. Тайны духовно-религиозной жизни может постигнуть и ясно и правильно изложить для других только тот, кто с познанною истиной сообразует свою жизнь, кто «поучается в законе господнем день и ночь», кто почитает учение Христово небесным благом, божественным даром. Для отцов Церкви евангельская истина была не только светом, просвещающим их разум, но и жизнью, из которой они черпали необычайную силу для служения Церкви. Они любили эту животворную истину, питали ею свои души, стремились передать ее своим братьям по вере и чуждых ей привести к ней. По требованиям обстоятельств своего времени святые отцы раскрыли и осветили с возможною ясностью почти все существенные вопросы церковного учения и жизни, и их творения составляют драгоценное сокровище и неисчерпаемый источник, из которого вытекает все последующее православное богословие в его непосредственной чистоте и целости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Воистину, этот день — торжество нашей Церкви, как предвкушение Пасхи, к которой мы будем идти в оставшиеся недели. Наш путь — от Креста к Воскресению Христову. Праздник Торжества Православия связан с победой над иконоборческой ересью, с утверждением иконопочитания. Наше целование икон во время пения «Тебе Бога хвалим» означает именно то, что этот догмат является печатью всех остальных догматов, выражением тайны Боговоплощения, вочеловечения Бога Слова. Он стал человеком, Его Божественный образ воссиял в человечестве, и благодаря этому мы можем восстановить свой образ, падший страстьми. Именно это совершили все святые, и мы целованием, как заповедует Господь, как пишет об этом апостол Павел, приветствуем святых и друг друга, только бы это было именно тем целованием любви, которому Господь научил Своих учеников, а не лобзанием Иудиным. Церковь говорит сегодня о любви и одновременно предельно строго и грозно обличает всякое предательство, всякую ложь, всякое лицемерие, неверие и нечестие, потому что все это закрывает образ Божий в каждом человеке, и это то, что не дает нам достигнуть Христовой любви. По древнему обычаю в этот день совершается анафематствование всех ересей, лжеучений, заблуждений, каждое из которых — духовная смерть для человека, лишение его вечной жизни. И особенным образом Церковь анафематствует в этот день всех не почитающих и хулящих святые иконы. Как-то подошел ко мне один светский журналист и спросил по поводу событий, связанных с кощунственной выставкой в центре имени Сахарова: «Вы же говорите, что Бог поругаем не бывает. Чего же Вы волнуетесь тогда? Что случилось?» «Да, — сказал я ему, — действительно Бог поругаем не бывает, потому что Он — в свете неприступном. Потому что Он всемогущий, всемудрый, всем владеющий Господь, и никто не может посягнуть на Его святость. Порой происходит такое безумие, но оно обращается на головы тех, кто совершает его». Бог поругаем не бывает, но Бог стал человеком, и Он принял поругание — заушение, оплевание и мучительную, позорную смерть. Он был распят рядом с разбойниками. Он принял это поругание, чтобы избавить весь род человеческий и каждого из нас от поругания греха и смерти, которых не избежать никому, если не научатся они поклонению Христу, Его Кресту и всем Его святыням. Бог поругаем не бывает. И сейчас враг рода человеческого, видя, что он ничего уже не может сделать Христу Воскресшему, пребывающему в вечной Своей славе, ненависть свою обращает на тех, кто Христов, на тех, кто в Церкви Его, кто дорожит Его святынями. Потому было такое жесточайшее гонение на почитающих святые иконы — последнее из всех гонений в истории Церкви. И потому с такой ненавистью взрывались православные храмы и осквернялись иконы во времена недавних гонений. Ненависть сатаны через слуг его была направлена на Самого Христа Бога, на Его святых через эти святыни.

http://moral.ru/ikonopochitanie/

поиск:   разделы   рассылка Шкаровский Михаил Витальевич Святые контрреволюционеры Источник:  Вода Живая Катастрофа 1917 года привела к тому, что целые сословия, классы, социальные группы были названы " контрреволюционным элементом " и подлежали уничтожению. За бортом советского общества оказались и служители Церкви. Некоторые из них отреклись от Христа, некоторые прожили жизнь в состоянии страха. Но многие стали исповедниками своей веры. О подвиге новомучеников и об их прославлении рассуждает Михаил Шкаровский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Фундамент Церкви – Михаил Витальевич, чем для нас важен подвиг новомучеников? – Его значение до сих пор не вполне оценено. А ведь это фундамент, на котором Церковь выстояла в ХХ веке. Историки знают, что дважды – в тридцатые и в шестидесятые годы – само существование Церкви было под угрозой. И только мужественное стояние за веру сотен тысяч людей позволило ей не быть уничтоженной и донести до нас веру отцов. Во всей мировой истории трудно отыскать что-нибудь сопоставимое с подвигом новомучеников. В церковном календаре к началу 2000х было всего три тысячи святых, прославленных во всех странах мира. А новомучеников уже около двух тысяч! Конечно, их подвиг еще мало изучен. Но я считаю, что не только историки должны этим заниматься, но и настоятели и прихожане. Ведь почти в каждом приходе есть свои местночтимые святые, память о них должна жить. Об их подвиге нужно говорить в школах и в вузах! – Что сейчас делается для изучения подвига новомучеников? – В 1990–2000е многое сделано в этой области. Было объявлено, чтобы родственники присылали письма и свидетельства. Тогда пришло почти девятьсот писем. Центром по сохранению памяти новомучеников стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве. В его базе данных уже около 35 000 имен. Но это только одна десятая часть: около 300 000 человек было репрессировано за веру. Из них 200 000 священнослужителей, остальные – миряне, которые проходили по церковным делам. Сегодня продолжается активный сбор информации. Важны свидетельства близких, архивные документы. К сожалению, с начала 2000х годов ФСБ сильно ограничила доступ к своим архивам. Был принят закон об охране личной тайны, согласно которому только родственники могут смотреть архивно-следственные дела. Это сильно усложняет процесс, по-этому существенно число новомучеников в ближайшее время не вырастет. Но мы должны делать всё, что от нас зависит.

http://religare.ru/2_99636.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 5. Почему нельзя причащаться без страха Божия В Житии святителя Василия Великого есть рассказ о неком еврее, который пожелал узнать, что собой представляют Святые Тайны. Для этого он представился христианином и вместе с прочими верующими вошел в церковь , где совершалась литургия. Во время богослужения еврей увидел, как святитель Василий взял в свои руки Младенца и разрезал его на части. Когда верующие стали причащаться из рук святого, подошел и еврей. Святитель Василий подал ему, как и прочим христианам, часть Святых Даров. Приняв их в руки, еврей воочию убедился, что это была действительно человеческая Плоть. Когда же он приступил к чаше, увидел в ней подлинную Кровь. Страх и трепет охватил еврея. Спрятав частицу Святых Даров, он пришел домой, где показал святыню своей жене и рассказал ей обо всем, что видел своими глазами. Смотрите, человек, обманом получивший Святые Дары, не был наказан Богом! Наоборот, взяв Дары в свои руки — именно так в древности причащались христиане, — он удостоился увидеть Пречистое Тело Христа. Почему? Этот богобоязненный еврей любил и искал Бога. Большинство его соплеменников не признало в Иисусе из Назарета Мессию, но ему было важно не мнение большинства, а — истина. Он на личном опыте хотел узнать, является ли Иисус Спасителем мира. Рассказ об этом человеке заканчивается так: «Уверовав, что христианское таинство есть действительно страшное и славное, он пошел на утро к блаженному Василию и умолял удостоить его святого крещения. Василий же, воздав благодарение Богу, немедленно окрестил еврея со всем его семейством». Как видим, Бог привел этого искателя истины к православной вере через чудо, вызвавшее в его сердце благочестивый страх. Да, начало мудрости — страх Господень ( Пс. 110:10 ). Без него человеку не возможно спасти свою душу. Страх Божий должен лежать в основе всех наших поступков. При подготовке к причащению, наряду с горячим желанием принять Святые Дары и покаянием в грехах, нам надо также возбудить в себе чувство страха Божия. Для чего? Выдающийся церковный писатель митрополит Вениамин (Федченков ; 1880–1961) писал, что причастнику Христовых Тайн «нужен страх Божий, чтобы не было страшно. То есть, если человек приступает или ведет себя бесстрашно, тогда ему грозит страшное последствие: суд, осуждение, болезни, смерть, даже хуже: впадение в грехи или во власть сатаны, как то было и с Иудой. И, наоборот, если будет в нашей душе страх Божий, будет и радость, и мир, и свобода духа, и собранность, и углубление. Благодать приумножится» 13 .

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Священномученик Сергий Мечев ЖМП 3 март 2012 /  12 марта 2012 г. 01:00 Сщмч. Сергий Мечев: Покаяние есть дело всей жизни Думаю, что наша главная беда в том, что мы считаем, что исповедь есть наша обязанность лишь раз в год. А затем — поговели, стало легко, и Божественную легкость мы преступно перевертываем в простую легкость, в обычное человеческое переживание: стало легко — вот и всё, вот и хорошо. Неужели покаяние только для того, чтобы почувствовать себя легко? Мы должны понять, что исповедь есть то средство, которое дается Богом для нашего духовного устроения, устроения всей жизни. Иначе покаяние тщетно. Покаяние — великое таинство, а мы превращаем его в то, что является для нас радостным переживанием, и ничего больше. Святые отцы говорят нам о том, что настоящее покаяние начинается с той минуты, как ты исповедался. Священник молится над кающимся, чтобы Господь дал ему образ покаяния: " Умилостивися о рабе Твоем и подаждь ему образ покаяния " . Как же так? Ведь он покаялся, исповедался, зачем же просить, чтобы Господь дал ему образ покаяния. С этого момента, с момента исповедания и отпущения грехов, а затем и соединения Святым Телу и Крови, и начинается покаяние в жизни, истинное покаяние. Состояние нас, христиан, есть состояние кающихся. Если мы хотим Царства Божия, то и должны быть кающимися, кающимися всю жизнь, изо дня в день, должны каждый день проверять свою совесть, а не раз в году. Недаром говорят святые отцы, что тогда только начинается покаяние, когда мы покаялись и приняли Святые Тайны, ибо тогда-то и легко следить за собой, испытывать свою совесть. Эта легкость, которую мы чувствуем, и есть освобождение от греха, от целых зарослей его в нас. Когда мы с помощью Божией сбросили всё это с души, когда благодать Божия коснулась нас, тогда-то и можно посмотреть, заглянуть в душу, ибо тогда на этой чистоте души заметна всякая мелочь греха. А обычно, пока человек не покаялся, он теряется в хаосе грехов. Как их различить? У каждого из нас есть свой грех — " близкий и дорогой " нам греховно. От него-то и надо прежде всего избавиться. А когда болезнь, которая губила организм человека, сломлена, тогда становится возможным почувствовать и другие грехи, за которыми не удавалось следить раньше.

http://e-vestnik.ru/analytics/pokayanie_...

3 января 2020 г. 15:59 Святейший Патриарх Кирилл утвердил документ в связи с эпидемией коронавируса Сегодня, 17 марта, на сайте Патриархия.ру была опубликована «Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции». Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Предлагаем его вашему вниманию. «Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви. До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее. Относительно Причащения Святых Христовых Таин 1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов. 2. Преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде. 3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки. 4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

http://e-vestnik.ru/docs/svyateyshiy_pat...

Глава 7. Таинство Евхаристии § 1. Духовный смысл Таинства Евхаристии Прежде всего следует сказать о том, что предстоящий нам разговор о Евхаристии – самый ответственный и непростой из наших с вами бесед о Церковных Таинствах. Духовный смысл Литургии – крест для человеческого ума; ведь мистическое содержание происходящего с нами в Евхаристии благодатного преображения никогда не может быть изъяснено до конца даже на языке самого возвышенного богословия. Как свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин , «если … ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, так же как Святым Духом Господь для Себя и в Себе осуществил и плоть от святой Богородицы; и более мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божье истинно, и действенно, и всемогуще, а способ – неисследим». 220 Если человек дерзает утверждать, что уже подлинно постиг совершающуюся в Евхаристии Тайну, то это означает, что он находится в состоянии духовной прелести, бесовского обольщения. Древние Святые Отцы неоднократно предупреждали нас об опасности попытаться вторгнуться в Тайну Евхаристии с помощью самостного и горделивого – но такого несовершенного и ограниченного! – человеческого ума. «Тайны Христовы – бессмертный огонь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Таин», – строго предупреждает нас преподобный Ефрем Сирин . 221 И все же Святые Отцы дерзали писать о Евхаристии, рассуждая о ней в ту меру, в которую, с помощью Божественной благодати, а не по горделивой самости, это доступно для христианского сознания. Так, например, святитель Филарет, давая – пусть и несовершенное (как и всякое человеческое слово о Причащении) – богословское определение духовного содержания этого Таинства, решительно выражает веру Церкви в то, что Евхаристия есть Таинство, в котором христианин подлинно, «под видом хлеба и вина, вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни». 222 По слову же святого Николая Кавасилы , цель этого великого Таинства – «освящение верных, которые получают через Приобщение Святых Даров оставление грехов, наследие Царства Небесного». 223 Попробуем же и мы последовать в этих размышлениях за Святыми Отцами, осторожно ступая по их следам и стремясь не уклониться ни вправо ни влево с проложенного ими пути евхаристическою богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Где торжество Православия в сегодняшнем мире? Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 1-ю Великого поста 12.03.2022 1893 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Воистину, этот день — торжество нашей Церкви, как предвкушение Пасхи, к которой мы будем идти в оставшиеся недели. Наш путь — от Креста к Воскресению Христову. Праздник Торжества Православия связан с победой над иконоборческой ересью, с утверждением иконопочитания. Наше целование икон во время пения «Тебе Бога хвалим» означает именно то, что этот догмат является печатью всех остальных догматов, выражением тайны Боговоплощения, вочеловечения Бога Слова. Он стал человеком, Его Божественный образ воссиял в человечестве, и благодаря этому мы можем восстановить свой образ, падший страстьми. Именно это совершили все святые, и мы целованием, как заповедует Господь, как пишет об этом апостол Павел, приветствуем святых и друг друга, только бы это было именно тем целованием любви, которому Господь научил Своих учеников, а не лобзанием Иудиным. Церковь говорит сегодня о любви и одновременно предельно строго и грозно обличает всякое предательство, всякую ложь, всякое лицемерие, неверие и нечестие, потому что все это закрывает образ Божий в каждом человеке, и это то, что не дает нам достигнуть Христовой любви. По древнему обычаю в этот день совершается анафематствование всех ересей, лжеучений, заблуждений, каждое из которых — духовная смерть для человека, лишение его вечной жизни. И особенным образом Церковь анафематствует в этот день всех не почитающих и хулящих святые иконы и наши святыни. Как-то подошел ко мне один светский журналист и спросил по поводу событий, связанных с кощунственной выставкой в центре имени Сахарова: «Вы же говорите, что Бог поругаем не бывает. Чего же Вы волнуетесь тогда? Что случилось?» «Да, — сказал я ему, — действительно Бог поругаем не бывает, потому что Он — в свете неприступном. Потому что Он всемогущий, всемудрый, всем владеющий Господь, и никто не может посягнуть на Его святость. Порой происходит такое безумие, но оно обращается на головы тех, кто совершает его».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/12/od...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Введением Пречистой Девы Марии во Храм, после долгого ожидания обетования, начинается новое время, когда Сын Божий через Нее воспримет человеческую природу. Бог действует по благодати, не по хотению плоти и крови, как говорит Писание (Ин. 1, 13). С самого начала вера Пресвятой Девы — не просто плод человеческих усилий, но стяжание благодати и милости Божией, совершающей «вся во всех». Пречистая Отроковица — образ человеческого существа, которого коснулась благодать Божия и которое принимает этот дар с изумлением и благодарностью. Это становится основанием его жизни среди мрака земного существования. Все святые — свидетели побеждающей благодати Божией. Мы знаем это чудо победы благодати в конкретных личностях человеческой истории. И эти ступеньки Иерусалимского Храма — не есть ли образ того, как человечество шло в течение долгих веков к встрече с Богом? Святые праведные Иоаким и Анна — неслучайно их имена всегда звучат на отпусте — как бы от лица всех ищущих Бога людей передают свою Дщерь священнику для духовного воспитания. Свое единственное, драгоценнейшее Чадо — дар Божий за их деннонощные молитвы в течение всей жизни — они смиренно возвращают Богу. В доме Господнем, где Пресвятая Отроковица будет возрастать, Она будет иметь возможность принять сокровище Предания Давидова, которое передавалось от поколения к поколению. Придет время, когда от Нее в свою очередь будет учиться по человечеству Христос. Из Ее Материнских уст Богомладенец будет слушать с великим благоговением первые молитвы, которым Она будет учить Его, как только Он начнет произносить первые слова. Какое богатство любви будет исходить из Ее сердца, исполненного благодати! Задумаемся сегодня, как мы участвуем в жизни святого человечества. Мы также приняли несомненный дар веры от многих наших предков, которые хранили его и передавали как сокровище из рода в род. И мы имеем радостный долг сохранить это достояние, чтобы передать его другим. В наше время, когда идет открытая война против Церкви и против семьи, мы должны изо всех сил беречь и стараться умножить то, что нам дано. Замысел врага рода человеческого очевиден: создать разрыв между поколениями в надежде, что старое поколение вымрет, а новое удастся растлить. Мы должны сделать все, чтобы наша Церковь сохранила в неповрежденности тайны веры: «золото получил, золото передай». И чтобы присутствовал в наших христианских семьях дух молитвы и любви.

http://moral.ru/svyaz/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010