И. А. Шляпкин III. Вопрос о пресуществлении св. Даров в Москве на почве литературной Общие замечания – История до начала спора – Распространение малорусских книг, обвиняемых в ереси, в подлинниках по Московской Руси – Списки и переводы малорусских книг в Московской Руси – Книга Выклад и распространение латинского мнения о пресуществлении – Симеон Полоцкий и патриарх Иоаким – Начало спора о пресуществлении и «Хлеб Животный», Медведева – «Подверг» Евфимия и «Манна» Медведева – «Акос» Лихудов – «Тетрадь» Афанасия дьякона – «Известие истинное» Медведева – Иннокентий Монастырский – «Церковносоставние» Кассандра и «Истины показание» – Гавриил Домецкий – Мнения архиереев м. Адриана, м. Маркелла, Павла Рязанского, Игнатия Корсакова – Пропаганда латинствующих, князь В. В. Голицын и царевна София. Вопрос о времени пресуществления 541 св. даров на литургии, как мы уже сказали, вызвал в XVII веке обширную полемику и резко выдвинул две до тех пор несколько скрытые партии православного духовенства – старомосковскую и малорусскую. 542 Полемикой заинтересовались все русские люди того времени, и образованные, и простые. Патриарх Иоаким, представитель старомосковской или греческой партии, с горечью замечает: «Ныне освоеволишася неции человеков везде друг с другом в схождениях, собеседованиях, торжищах, временно и безвременно у мужей и жен то и слово о таинствах, и о действе и совершении их, и свары, и распри, вражды, и ересь хлебопоклонная». 543 Эти слова, Иоакима – не одно риторическое украшение речи. Вопрос о том, кланяться ли на литургии во время произнесения слов Спасителя: «Приимите, ядите...» и «Пейте от нея вси...», действительно, мог заинтересовать и простых людей, в виду распространенности вопросов того же формального характера, поднятых в конце XVII века уже значительно выродившимся к тому времени расколом. Припомним кстати и указ царя Алексея Михайловича 1651 года, чтоб св. Тайнам воздавалось и на улицах должное почтение: пред ними должна быть несена свеча и идти прихожане по десяти или и меньше, а мимохожие и мимоезжие должны были уступать путь, и выходя из саней и телег покланяться и почитать святые Тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И, ПРИДЯ НА МЕСТО, НАЗЫВАЕМОЕ ГОЛГОФА. .. Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофы? Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил Кровь Свою и умер, как человек, за всех нас, грешных сынов Адамовых? Святая Голгофа – это открытая дверь в Царство Небесное, в дом Отца Небесного, дверь, через которую первый вошел туда разбойник благоразумный, а за ним входят и все истинно кающиеся грешники. Вот почему святые евангелисты с особенной точностью указывают это место; так, святой Матфей говорит: ЧТО ЗНАЧИТ: ЛОБНОЕ МЕСТО, святой Марк: «что значит: Лобное место»  ( Мк. 15:22 ); святой Иоанн: «Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»  ( Ин. 19:17 ). Это был небольшой холм за Судными воротами к северо-западу от Иерусалима, где в то время обычно совершались страшные смертные казни преступников, черепа которых, может быть, и валялись тут же. Древнее предание, записанное святыми отцами и учителями Церкви, говорит, что здесь, на Голгофе, было погребено тело праотца нашего, Адама. Вот почему под крестом Господним изображается глава Адамова: «Как в Адаме все умирают» , – говорит апостол Павел ( 1Кор. 15:22 ) – «так во Христе все оживут». Само слово Голгофа значит голова, череп. Итак, Божественный Врач, второй Адам, «вознесен был на древо там, где лежал больной», первый Адам. Смерть побеждена на том месте, на котором низвела она в прах первого человека. Как тела животных, кровь которых для очищения греха вносилась первосвященником во святилище, сжигались вне стана, так и Иисус, как говорит святой апостол Павел, чтобы освятить людей Своей Кровью, «пострадал вне врат»  ( Евр. 13: 12 ). Теперь это святейшее место не вне врат святого града: оно заключено в великом храме Воскресения, вместе с пещерой Гроба Господня. Склоняясь под этот престол, благочестивые поклонники со страхом и любовью припадают, чтобы облобызать край священной скалы, обагренной Кровью Спасителя, и сколько сладких, спасительных слез покаяния пролилось здесь, у подножия креста Господня, в течение многих веков!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

История Афона Древняя история Афона Монах Моисей Святогорец (Маврикис) (Греция, Афон). Святые посредники во взаимоотношениях Святой Горы и России Известно, что Святая Гора оказала значительное влияние на духовную жизнь России через своих святых. Первым в ряду этих святых был при. Антоний Киевский († l073 г.). Еще юношей он прибыл на Св. Гору, где принял монашеский постриг. Его Старец, после того как наставил его и посвятил в тайны иноческого подвига, по откровению свыше сказал ему: «Чадо, по воле Божией ты должен вернуться на Русь, чтобы передать благословение Горы Афонской и привести к Богу множество спасающихся, дабы рассеялось духовное семя и в тех пределах – ты ведь и сам желаешь, чтобы скорее возникли там училища добродетели...» 472 Подчинившись, он отправился на Русь, однако вскоре ему пришлось вернуться на Афон. Но его Старец, предвидя пользу, которую ему могло бы принести пребывание на Руси, вновь отсылает его на родину со словами: «Отправляйся снова на Русь ради спасения многих душ». «Да будет посвящено это место начатку благословения Св. Горы Афона, и молитва моего Старца, постригшего меня и пославшего сюда, да пребудет со мной и с теми, кто последует за мной» 473 ... Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестове), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некоторые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. Вскоре подземная обитель уже не вмещала братию, и тогда появились первые надземные постройки – церковь Рождества Божией Матери и кельи. Так, игуменом Феодосием, по благословению Антония, была основана знаменитая Киево-Печерская Лавра, посвященная Богородице и ставшая матерью русского монашества 474 . Антоний же удалился в затвор, ушел в пустынные места, где прожил почти 40 лет, а монахов, ранее селившихся поблизости от него, он отдал в послушание монаху Варлааму. В обители воссияло множество святых 475 , что благотворно повлияло на русское благочестие. Чудотворец Антоний упокоился в той же пещере, где проходил его монашеский подвиг. Его житие написал прп. Нестор Летописец († 1114 г.) 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Июнь 1879 г. 1 июня Благодарю Господа, двукратно избавившего меня от великих сердечных бед: во-первых, от беды, приключившейся со мною в карете Невского проспекта, когда вошла в нее женщина в беловатой летней одежде с [капюшонами], уткнувшая свой нос в книгу (во мне запало зло на нее, сильно мучившее меня); я туне 47 возненавидел в сердце женщину, и крайне уязвилась и смутилась оттого душа моя; я долго каялся, и только на пароходе в Кронштадт Господь простил мне грех, и мне стало покойно и легко; во-вторых, от беды, которую я причинил себе дома чрез свое нетерпение и свою изнеженность плотскую, не вытерпев сильного запаха камфоры в фортепьяно и в одеждах меховых; я рассердился на домашних, отпал от любви и впал в неприязнь, которая сильно мучила меня. Я каялся Господу всем сердцем, искренно осуждая себя, – и слава Богу! Он не умедлил помиловать меня, и вот я опять мирен, хотя недостоин мира, как многогрешный, многострастный. Суббота. Благодарю Господа, исцелившего долго болевшую сердечною тоскою и болью под ложечкой и в левом боку рабу Божию Ульянию, четыре года болевшую и, видимо, от злых духов, потому что в ней была неохота ходить в церковь (разве только, по ее словам, когда я служил), да еще, когда я читал заклинательные над демонами молитвы и молитву Отче Святый, ее начинали мучить демоны и она в крайнем расслаблении начинала сильно кричать: ой! ой! Так как это было после совершения мною литургии и после причащения моего Святых Таин, то явно, что здесь чудодействовали Святые Тайны, оживотворяющие меня, очищающие мои сердечные скверны и врачующие мои душевные язвы! Слава чудесам и силам Божественных Христовых Таин Пречистого Тела и Крови Господней. Для проповеди во 2 неделю по Пятидесятнице. Диавол ловит всякого человека удою различных грехов и греховных наклонностей его. Сети его распростерты по всей земле; ловит на уду самолюбия человеческого, гордости, зависти, злобы, гнева, злопамятства, чревоугодия и лакомства, объядения и пиянства, долгого сна и разленения, праздности, нерадения, блуда, сребролюбия, скупости, алчности, жестокосердия, честолюбия, тщеславия и суетности (в одеянии, обстановке жилища и проч.), неверия, вольномыслия, крамолы, ожесточения на всех, отчаяния, пьянства. 2 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

К Читателю Предлагаемый курс лекций по Догматическому богословию составлен в соответствии с имеющейся программой по этому предмету для второго и третьего классов Духовной Семинарии. Главы или пункты глав, выходящие за рамки стандартной программы, обозначены в оглавлении звездочкой. В основу этого пособия положен курс лекций, прочитанный мною в Московской Духовной Семинарии в 1984 - 1988 гг. Архимандрит Исаия является редактором третьей части курса - " Бог Творец и Промыслитель мира " . Приношу искреннюю благодарность профессорам Московской Духовной Академии Иванову М.С., Осипову А.И., иеромонаху Ипатию и всем тем, кто внес свои ценные замечания при подготовке материала лекций. Архимандрит Алипий Предисловие Будьте всегда готовы всякому, требующему отчета у вас в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1 Пет. 3, 15) Христианская жизнь состоит из практической и созерцательной деятельности. Последнюю отцы Церкви называли богословием. Невозможно постичь тайны богословия и достигнуть истинного созерцания тому, кто не очистился от страстей путем практической деятельности, которая включает молитву, пост и исполнение заповедей Христовых. " Глубина догматов неисследима... Небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть " , - пишет святой Иоанн Поэтому святые отцы считали, что начинающим духовную жизнь не следует заниматься исследованием догматов. Для них достаточно исповедовать истины, заключенные в Символе веры. Святой Варсонофий Великий говорит новоначальному: " Не хотел бы я, чтобы ты занимался сими книгами, потому что они возносят ум горе, но лучше поучайся в словах старцев, которые смиряют ум долу. Я сказал сие не с тем, чтобы унижать догматические книги, но лишь даю тебе совет, ибо пища бывает различна " В другом случае он же поучает: " Никогда не состязайся о вере, Бог не требует от тебя сего, но лишь того, чтобы ты веровал право, как принял от Святой Церкви при крещении, и чтобы соблюдал заповеди Его. Сохрани сие, и спасешься. Беседовать же о догматах не следует, ибо это выше тебя, но молись Богу о своих согрешениях... "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

Литургическое освещение праздника Рождества По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа. «Вертеп показался Ей прекрасной палатой». 30 декабря, 2004 По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа. «Вертеп показался Ей прекрасной палатой». Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми песнопевцами Церкви, святыми Константинопольскими архиепископами: Григорием Богословом, Анатолием и Германом; святым Андреем, архиепископом Критским, преподобным Иоанном Дамаскиным, св. Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и другими. Произведения названных богословов прекрасны поэтическими образами, безграничной глубиной богословского умозрения и силой чувства. Идейное содержание этих творений в целом представляет историко-богословское изображение тайны Рождества Христова. Песнопения праздника упоминают также о переписи иудеев кесарем Октавианом Августом, о путешествии Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии в Вифлеем, излагают некоторые подробности Рождества Христова и кратко замечают о бегстве Святого семейства в Египет от царя Ирода. Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к духовному торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свидетельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами. Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослужебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-osveshh...

Мы верим в то, что пророки и апостолы писали не по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога. Он очищал их души , просветлял их разум и открывал недоступные естественному познанию тайны, в том числе и будущее. Поэтому их Писания называются боговдохновенными. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21), свидетельствует святой апостол Петр. И апостол Павел называет Писания боговдохновенными: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Образ Божественного откровения пророкам можно представить на примере Моисея и Аарона. Косноязычному Моисею Бог дал в посредники его брата Аарона. На недоумение Моисея, как он сможет возвещать народу волю Божию, будучи косноязычным, Господь сказал: «Ты» [Моисей] «будешь ему» [Аарону] «говорить и влагать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:15-16). Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть Книга Церкви. По плану Божию, люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Исторически Церковь подразделяется на ветхозаветную, к которой принадлежал еврейский народ, и на новозаветную, к которой принадлежат православные христиане. Новозаветная Церковь унаследовала духовное богатство ветхозаветной — Слово Божие. Церковь не только сохранила букву Слова Божия, но обладает и правильным его пониманием. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время. Краткие сведения о важнейших переводах Писания

http://pravmir.ru/bibliya/

«Мы хотим, чтобы наш приход объединял истинно верующих» Беседа с архимандритом Феодосием (Рейесом), настоятелем храма апостола Иоанна Богослова в г. Сантьяго (Чили) Архимандрит Феодосий (Рейес). Фото: Михаил Родионов/Православие.Ru – Отец Феодосий, в храме апостола Иоанна Богослова совершается замечательная служба, множество прихожан принимает Святые Тайны за Божественной литургией. Расскажите о своем приходе. – Весьма отрадно, что благодаря проведению Дней русской духовной культуры в Латинской Америке представительная делегация иерархов Русской Православной Церкви посетила наш приход. И для нас, священнослужителей, и для прихожан это был потрясающий опыт, потому что нам здесь никогда раньше не приходилось сослужить столь представительному сонму архипастырей, не приходилось слышать пение такого прекрасного хора, как хор московского Сретенского монастыря. К сожалению, храм наш невелик, он не смог вместить всех желающих придти на службу. Наш приход был основан в 1972 году. С самого его основания пришлось столкнуться с большим числом проблем, связанных с тем, что это – приход православный. Не просто было оформить статус юридического лица и урегулировать другие организационные вопросы, но с течением времени мало-помалу нам удалось все эти проблемы решить. Храм наш расположен в таком месте города, где живут люди небогатые, так что собрать средства для постройки нового храма представляется делом нелегким. Однако участок земли в 5 тысяч квадратных метров позволяет нам расширяться, и, надеемся, со временем у нас будет возможность построиться, увеличить в размерах наш храм. – Кто в основном принимает Православие в Чили – католики или ищущие истины секулярные люди, интеллигенция, молодежь? И как вы сами приняли Православие? – Я учился в католической семинарии. И в ходе обучения удостоверился в том, что Католическая Церковь не настолько духовна, как мне хотелось бы. Затем я познакомился с храмами Антиохийского Патриархата. Мне очень там понравилось. Тогда я сблизился с одним из товарищей по семинарии, который уже посещал православный приход. Мы стали вместе изучать Православие, знакомиться с православной литературой, учиться жить по православным обычаям. Так продолжалось примерно до начала 1970-х годов, когда мы обратились к владыке Максиму (Крохе) в Буэнос-Айресе с просьбой о рукоположении в диаконский сан.

http://pravoslavie.ru/28687.html

Наука чудес Скачать epub pdf Илья Числов. Молитва за род свой славянский Настоящая книга представляет собой девятый том Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке и включает в себя такие известные духовные сочинения святого Владыки, как «Моления на озере» («Молитвы на озере») и «Наука чудес». К первому из них тематически примыкают и более поздние «Молитвы», написанные уже не в мирное и благодатное время архипастырского служения на древней Охридской кафедре, но «под сенью германских штыков», в тяжелейших условиях заключения и оккупации, посреди братоубийственной бойни европейских народов, подготовленной ненавистниками Бога Живаго ( Евр.10:31 ), и по сей день исполняющими похоти отца своего диавола, человекоубийцы от начала ( Ин.8:44 ). Второе произведение Святителя, являющееся собранием удивительных свидетельств живого присутствия Бога в нашей нелегкой, потрясаемой бурями сомнений и неверия жизни, также объединяет целый ряд различных по хронологии, но при этом одинаковых по своему содержанию и пафосу кратких текстов, любой из которых может служить несомненным и убедительным подтверждением изначального Промысла Создателя и Вседержителя о каждом Его творении. Современники святителя Николая часто сравнивали «Молитвы на озере» с псалмами Давида. Пребывание в Охриде вообще представляло особый период в жизни Владыки. Еще на земле Святой Руси, где он учился некогда в Санкт–Петербургской духовной академии (по сути же, будучи в ту пору уже доктором философии и богословия, использовал отпущенное ему время прежде всего для знакомства со святынями величайшей православной страны и с духовным опытом великого русского народа), Святитель воочию узрел благодатные плоды пустынножительства. Охрид и Святая Гора Афонская стали продолжением этого сладостного приобщения к вечности, по коей столь часто тосковала душа его средь бурной пучины века сего и постоянных забот и трудов, связанных с дипломатической и пастырской деятельностью. Сии святые места, почитаемые помимо прочего как колыбель славянского христианства, окончательно сформировали его духовный облик, возвратив сердцу младенческую радость сопереживания сладостной тайны бытия. Не случайно именно в этой книге Владыка Николай с такой щемящей и проникновенной нежностью вспоминает собственное детство. С ранних лет приученный к крестьянскому труду, благочестивый отрок возрастал в познании Бога. Дивная красота и гармония мироздания, открывавшаяся его восхищенному взору, наполняла всю его душу любовью ко Творцу: «Когда я был пастырем овец, уже тогда был я священником Твоим. К каждой травинке прикасался мой посох пастушеский; и, припадая грудью к земле, я вслушивался в дыхание ее; и лежал на спине, глядя на грозное пламя небесное. Я касался челом росистой травы в горных лесах и обнимал жалостливо ели высокие, бурею сломленные. И читал имя Твое, огненными буквами писанное, чувствуя, как горит подо мной каждая пядь и глаголет: „Аз есмь алтарь Всевышнего”».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ноябрь 1881 г. 2 ноября Благодарю Господа за дивные силы спасения, совершенные Им во мне во время утрени, когда я каялся в своем жестокосердии к бедным и потом в неприязненном (диавольском) чувстве к митрополиту Исидору за его высокомерие и недоступность, суровость (как мне казалось, в чем я каялся). Неприязнь к нищим, подозрительность на отца Александра касательно утайки им денег и особенно неприязнь к митрополиту крайне мучили меня, но за покаяние Господь отринул от меня это чувство неприязни, отъял смертную тесноту и даровал мир и свободу, когда я искренно покаялся. Потом в Думской церкви, когда я усердно припадал к святому престолу о грехах жестокосердия и озлобления на молодых нищих мещан (лет по двадцать) и просил милости и благопременения ко мне и благопременения сердца моего из злого на доброе, Господь совершил чудо спасения, отъяв смертную тесноту. Слава Господу! (Я сушил Святые Тайны в Успенской церкви в девятом часу утра.) 3 ноября Благодарю Господа всем существом моим, ныне и вчера облагодетельствованным от неистощимых, величайших щедрот Его благости при совершении разных треб (молебнов, крестин, панихид) и вне треб. Господь не престал разрушать во мне лютые, наглые, смертоносные козни вражии, особенно на молебне у Плотта и Бойля и на панихиде по Марии Ивановне (Трофима Ивановича [старика] жена). А бессилие мое против врага происходит от чревоугодия, пресыщения, лакомства и вина. Я сам подаю повод и вину 107 одолевать меня супостату. Сей род изгоняется только молитвою и постом [ Мф.17:21 ]. На Параскеву Ивановну Ковригину я разгневался очень за ее ко мне привязанность. На панихиде я из-за нее очень смутился, несмысленный, по неприязни к ней, за надоедание мне. А она заслуживает великого уважения по ее горячей привязанности к Богу и ко мне, и диавол потому и вооружает меня против нее, что она горяча к Богу и к ближним, смиренна, незлобива и разрушает его козни. Смирения нет у меня, кротости, незлобия, терпения, воздержания, нестяжательности, чистоты, простоты, мужества, нелицеприятия, правоты сердечной. Даруй мне сие, Господи! 4 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010