Схиархимандрит Зосима: «Держитесь Москвы…» (О пользе паломнических поездок. Записки литератора) Источник: Одна Родина И времени-то жаль – от работы отрываться, и денег лишних нет, да и дела семейно-бытовые… Но вдруг всё суетное остаётся у тебя за спиной, ты – в автобусе, впереди на лобовом стекле икона Пресвятой Богородицы. Ты – паломник. Середина Великого поста (ах, как быстро пролетает Пост – лучшее время года, когда всё успеваешь; самое-самое время ехать!) Отъезжаем в ночь на субботу 28-е марта. Путь наш лежит в страну мне неведомую – в Донецкий край, в «депрессивный регион»… Автобус ныряет в мучительно полубессонную ночь, выныривает – мутное утро; за окнами Святогорская лавра!.. Много раз я видел на репродукциях это чудо – на белых меловых скалах храмы святые, да и не раз описано, вон как здорово у Тютчева: И громадою отвесной, В белизне своей чудесной, Над Донцом утёс стоит, К небу крест свой возвышая... У Фёдора Ивановича – лето. А с нашим приездом просыпался на Святые Горы снег пушистый холодный; вершина мелового кряжа и кресты оказались в рвущемся тумане, это как знак тайны, образ суровой монашеской жизни. А на газонах под ногами – действительно прямо из-под снега! – цветы подснежники– синие, белые, жёлтые и фиолетовая сон-трава. В громадном Успенском соборе людно, завершается Литургия; звучит проповедь; прикладываемся к святыням обители; нас благословляют разместиться в гостинце… Не сразу я понял, но из шести десятков приехавших большинство как бы «туристы выходного дня». Им вскоре станет скучно; жаль, но никто и дивных пещер в меловой горе не увидел… Остальная, малая часть, каким-то образом попадает в ритм монастырской жизни. Некоторых и на вершину горы проведут – через вырубленный в меловой горе километровый туннель; они и отоспятся, и побывают на всех службах; да и скит удалённый увидят, и окрестности. Если присмотреться и подумать – Лавра словно в осаде. На противоположной стороне Северского Донца обилие затейных заведений и торговых «точек», как бы целые улицы, вывески «Баня». Лишь кризис и непогода, кажется, несколько усмирили буйство их разрастания. Слева, на соседней с Лаврой горе возвышается (выше крестов!) некая гигантская белая статуя – сотворённый кумир, внешне – словно б альбинос Кинг-Конг взобрался на вершину и, торжествуя, мощными кулаками бьёт себя в грудь. Это скульптура революционного вождя, имевшего британское подданство, который в Австралии носил кличку «Большой Том», а в родимых пенатах «Артём». Что ж, стоит и стоит. Ну, а вот уже как десант – прямо на территории Лавры, правда, за прутьями, немалое здание с красновато-оранжевой картонкой: «Музей истории религии». Какой такой религии? Неужто про ислам, буддизм и иудаизм решено тут народу рассказывать? Или нечто о Православии? Похоже на музей атеизма. Но не узнать, заперто.

http://pravoslavie.ru/37387.html

Таинство причащения. Часть 3. Как готовиться к причастию Исповедь. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары. Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением . Молитвенное правило Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы. Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией. Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове. Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера. Пост Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве. Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского). Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений. Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

http://pravoslavie.ru/31461.html

Часть I. Исагогический обзор книги Песнь Песней Соломона Прежде чем приступить к основной части нашего труда, толкованию книги Песнь Песней, необходимо сделать историко-исагогический обзор ее. Об этом существуют довольно обстоятельные исследования как в западной, так и в отечественной литературе. Западные авторы (см. работы отдают предпочтение историческому изучению книги, на основании которого и строят свои толкования. Хотя нередко бывает и наоборот, когда их понимание книги и отношение к Священному Писанию определяют направления историко-исагогических исследований и способ аргументации отстаиваемых ими положений. В нашей отечественной литературе необходимо среди многих исследователей книги Песнь Песней отметить труды архиепископа Феофана (Прокоповича) А. Глаголева П. Юнгерова И. С. Якимова и монографию профессора А. А. Олесницкого «Книга Песнь Песней и ея новейшие критики» Последняя работа не только не уступает, но во многом и превосходит труды западных ученых. И. С. Якимов рассматривает в своей работе «О происхождении книги Песнь Песней» в основном вопрос содержания книги, отстаивая ее единство и аллегорическое понимание. А. А. Олесницкий излагает подробно вопрос о каноническом достоинстве книги, текстологию и дает основательнейший обзор и разбор всех существовавших за три тысячелетия концепций книги, предлагая в конце и свою собственную. Святые отцы Церкви вопросами исагогики почти не занимались. Их облагодатствованный Духом Божиим разум главным образом постигал тайны Божественного откровения. Научное же препарирование Библии как книги было им чуждо. Однако, учитывая слова святого апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостию и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ), в наше время необходимо подробно рассматривать эти вопросы, чтобы противостоять крайним взглядам библейской критики и тем веяниям модернистского богословия, которые проникают и в нашу святую Православную Церковь . К тому же исагогические знания о библейской книге помогают лучше освоить и ее содержание. Отдельное место в работе занимают вопросы текстологии книги Песнь Песней, которыми занимались как святые отцы в древности, так и ученые-библеисты последних веков. Глава 1. Название книги и ее место в Священном Писании

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

18 июня 2006 г. 14:40 Слово протоиерея Владимира Воробьева на пастырском семинаре: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». Пастырский семинар: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского православного университета, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе      Дорогие отцы, братья и сестры, я думаю, что поднятый вопрос является одним из основных для нашей церковной жизни. Потому что она устраивается не только авторитетными постановлениями или решением важных церковно-политических вопросов, но и духовной жизнью мирян, которая немыслима без евхаристической жизни.       Евхаристическая жизнь Церкви в церковной традиции всегда связывается с понятием церковной, евхаристической, общины. Есть, конечно, другая форма - приход, если приход не является общиной. Она появляется в истории церкви с охлаждением евхаристической жизни. Поэтому нашей целью, мне кажется, должно быть возрождение евхаристической общины. О проблемах прихода и церковной общины много говорилось на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 года.       Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава, предстоятель, духовный руководитель, у нас он называется духовником, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины. Если удается такую общину создать, то для нее часто не годятся те подходы и нормы, которые сложились в истории для совершенно другой жизни. Например, правило, которое мы сегодня обсуждаем: о долгом говении, о вычитывании длинных предварительных последований к причащению, обязательной подробной исповеди перед причастием и т.д. - это все возникло в позднее время, когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни и Церковь как всегда ориентировалась на существующую реальность, на значительное охлаждение к евхаристии. Тогда надо было принять какие-то " охранительные " меры, для того чтобы не получалось так, что Святые Тайны - Тело и Кровь Христовы остались бы без внимания и отдавались людям не готовым, не живущим настоящей церковной жизнью. 

http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_prot...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98460.html 07 декабря 2012 Александр Данилов Гибель империи. Урок еще не окончен Источник:  http://2000.net.ua/Еженедельник 2000 Бытует мнение, что моему собеседнику известны самые сокровенные тайны Президента России. Кроме того, архимандрита Тихона (Шевкунова) называют человеком, близким к ФСБ. Но наша беседа с наместником московского Сретенского монастыря, ответственным секретарем Патриаршего Совета по культуре, членом Высшего Црковного Совета Русской Православной Церкви началась не с вопроса о Путине и чекистах. Мы говорили о его литературной деятельности. Год назад отец Тихон написал книгу под названием " " Несвятые святые " и другие рассказы " . Ее герои – миряне, священники и монахи Псково-Печерской обители. Недавно это произведение попало в список финалистов престижной литературной премии " Большая книга " . К слову, несколько лет назад документальный фильм " Гибель империи. Византийский урок " , сценаристом которого был автор " Несвятых святых " , получил еще одну награду – статуэтку " Золотого орла " , присуждаемую Национальной академией киноискусства России. Однако дело даже не в премиях. Общий тираж книги отца Тихона на сегодняшний день составляет 1 млн. 100 тыс. экземпляров. До этого в России столь массово издавались только романы о Гарри Поттере. " В чем причина такой популярности, что ищут читатели в " Несвятых святых " ? " – поинтересовался я. – Сейчас Церкви уделяют много внимания. И зачастую о ней отзываются негативно. В жизни священников или монахов находят недостатки, которые, безусловно, имеют место. Хотя многое – просто плод фантазий. Но людям, видимо, хочется узнать, понять, почему человек приходит в храм, что, грубо говоря, он может там получить. Это вообще сегодня один из основных вопросов: " А что мне дадут в церкви? " Я не ставил себе задачу дать на него ответ. Было желание рассказать о Церкви, бытие которой сильно отличается от привычного многим мира, о том, что, как правило, скрыто от человека, не знающего глубоко жизнь храма и монастыря. И самое главное, о чем сказано в " Несвятых святых " – об общении человека и Бога, и как удивительно и прекрасно это происходит. Вот, пожалуй, главные цели, которые я ставил перед собой, приступая к работе над книгой.

http://religare.ru/2_98460_1_21.html

     В одной из притч о Царствии Божием Спаситель однажды сказал ученикам: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк. 4:26–27). Интересно выражение: «не знает он». Если слова «человек бросит семя в землю» однозначно указывают на Христа, бросающего семя Евангелия в сердце человеческое, то словосочетание «не знает он» никак не может относиться к Нему же, ибо Он Бог и знает все. О чем же здесь сказано? Возможно, в этом месте Писание сообщает нам следующую мысль: после принятия семени евангельской проповеди в человеческой душе начинается процесс постепенного созревания Царствия Божьего; и это есть тайна, не поддающаяся рациональному анализу. Действительно, таинство духовной жизни очень похоже на прорастание семени в земле – так же медленно и незаметно, через опыт умирания и воскресения, движется сердце к новой жизни и приносит духовные плоды. Как земля до появления первых зеленых побегов скрывает в себе порядок роста семени, так и в человеке наличие религиозной жизни познается только по плодам ее. Предшествующая же урожаю история развития в человеческом сердце евангельского семени – слова Божьего – часто остается до конца непонятной даже и самому человеку. Произнеся впервые: «Верую», мы вступаем в неподвластную нам и непостижимую духовную реальность, где «побеждаются уставы естества», ломаются логические схемы и рушатся все рассудочные теории. В то же время верующий, накапливая опыт, приобретая «ум Христов» (1 Кор. 2:16), с годами жизни в Церкви начинает различать действие определенных духовных законов, по которым растет и правильно развивается семя веры в земле сердца. Об этих установленных Богом законах много писали святые отцы в своих аскетических творениях. Как раз об этом и говорит апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении, приоткрывая для нас край завесы над «святое святых»тайны возрастания слова Божьего в человеческой душе.   «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1–2). Давайте поразмышляем над этими словами.

http://pravoslavie.ru/115162.html

     Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть». Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею». Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней. Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем. Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

http://pravoslavie.ru/100980.html

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - апрель 2009 г.   У меня вопросы чисто богословского характера. Что значит призыв апостола Петра «возрастать в познании Бога», если Бог непознаваем? Что значат слова, которые Церковь поет за Великим славословием: «Во свете Твоем узрим свет»? Однажды на Пасху, много лет назад, мне было дано увидеть каплю этого света. А потом все снова возвратилось в обычное состояние, которое длится до сих пор. И меня иногда даже посещает сомнение: действительно ли это было со мной. А иногда даже приходит мучительный помысел: вот умрешь, а там никакого света нет. От этого приходит невыносимое как ад ощущение полного одиночества. И будто кто-то насмешливо говорит: «Вечный покой? Но ведь жизнь - это движение!» Ю. Садовский, г. Керчь Бог дает Себя познать и иногда прикоснуться к Себе, но Он остается непознаваемым, непостижимым. Душа знает, что Бог здесь. Она не может в этом сомневаться. Однако если она попытается подойти к Богу еще ближе, чтобы видеть Его совсем близко, чтобы постигнуть Его, ощутить Его, она окажется перед терновым кустом, о который она может пораниться. Самые обычные земные предметы помогают нам понять откровение о Боге. В пустыне купина была горящей и не сгорающей. Пламя было больше в душе Моисея, чем в купине. Купина горящая и не сгорающая, как учит нас святая Церковь, - прообраз Приснодевства Божией Матери, через Которую явился Спаситель мира, и тайны Евхаристии. Бог не есть зримое присутствие, не есть огонь горящий, ибо ничто не может совершенно изъяснить Его. Он никогда не есть то, что я вижу, никогда не есть то, чего я касаюсь. И одновременно в том, что я вижу, я вижу Его, и в том, чего я касаюсь, я касаюсь Его. Моя вера, просвещенная Божественною благодатью, касается Его и видит Его. И это прикосновение истинно, истинно это видение, истинна эта встреча. Я не могу в этом сомневаться. Может быть, я буду сомневаться потом. Но теперь, как я могу в этом сомневаться? Бог всегда за пределами того, что Он являет о Себе. Столь высоко благодатное знание, что Бог остается за пределами всякого определения, всякого ограничения. Все святые свидетельствуют, что свет благодати дается, чтобы мы лучше увидели свою тьму, и учились в течение всей жизни, по дару Христа, подлинному покаянию. В час исхода души верные Господу будут восходить в познание Бога с бесконечной быстротой откровения Божественной любви. «Во блаженном успении вечный покой», — молимся мы о наших умерших. Но вечный покой может быть только в этом бесконечном движении познания Божественных тайн. Это будет великий свет.

http://moral.ru/dom_0409.html

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - февраль 2010 г.   У преподобного Амвросия Оптинского есть, кажется, такие слова: " молись, но молись так, чтобы Бог непременно тебя услышал " . Значит, молитва может быть неуслышанной? Не потому ли многие боятся приступить к ней? В самом деле, только представьте: вы молитесь, а это вам в суд и во осуждение. Разве не страшно? И хорошо ещё, если страшно. Не зря же сказано, что начало всего истинного — страх Божий. А то большинство вычитывают механически изо дня в день своё правило и весьма довольны собой. Наверное, надо внутренне созреть, прежде чем начать молиться. Т.Бурова, г. Ростов-на-Дону Истинная молитва — молитва покаяния. Умеем ли мы молиться как должно? Ведём ли мы хоть какую-то духовную жизнь? Молитва — это то, что определяет её. Она делает нас радостными, счастливыми, но одновременно страшна. Порой она может казаться невозможной, однако она всегда необходима. Кто серьёзно приступает к молитве, тот нередко испытывает страх. Этот страх, часто безсознательный, объясняет, почему столь трудно бывает принять решение начать молиться. Это наша вечная отсрочка, откладывание на завтра времени, которое должно быть посвящено Богу. Но что это за страх? Когда человек молится, идеи, которыми он до этого жил, рассеиваются. Разумеется, есть такие, которые выражают тайны нашей веры, и только во время молитвы они могут по-настоящему открыться нам. Но сейчас речь идёт об ином. Молясь, мы встречаем Другого, как говорят святые отцы, Абсолютно Другого. Нам легко бывает вести беседы о Боге, о вере, о Церкви. Это может даже доставлять нам удовольствие. Мы можем рассуждать о догматах, об устроении Церкви, но при этом всегда держать дистанцию. В молитве же мы встречаем Бога, Живую Личность, не просто идеи. Наш страх вызван ещё и тем, что, прежде чем встретить Бога, мы должны пройти через самих себя, то есть познать себя. А познать себя, познать свою ограниченность и немощь и принять её — никогда не бывает легко. Здесь первый признак нашего возрастания в духовной жизни.

http://moral.ru/dom_0210.html

  Слово в Неделю Крестопоклонную Всенощное бдение 16 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! " Крест - самое главное явление близости Божией к нам видимым образом, так что существование Бога (то, что Бог Ость) становится очевидным для человека, и только безумец может говорить, что Бога нет. " Рече безумен в сердцы своем: несть Бог " (Пс. 13, 1). Поклонение Кресту Господню открывает близость к нам Бога, более очевидную, чем при Фаворском свете, хотя Великим Постом мы каждый день молимся на третьем часе Духу Святому: " Приближися нам, приближися, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе, Щедре... " Господь никогда не бывает так близок человеку, как в страданиях человека и в его смерти. Мы видим на Кресте Христовом самое тяжкое, предельное страдание, какое только может быть, и самое, какое только может быть, несправедливое. И мы понимаем тайну восхождения, которое Господь совершил Своим Крестом через нисхождение к нам оттуда, где Он превечно пребывает во Свете неприступном. Нисхождения с тем, чтобы стать близким к нам и взять каждого из нас за руку на нашем земном пути, так чтобы мы могли ощутить, что с нами Бог. В нашем страдании и в смерти, в их внешнем, материальном проявлении всегда бессилие и немощь. Но в духовной сути здесь кроется сила, и какая сила! - Самого Господа, который этому соединился. Мы всегда исповедуем, что после всего, что совершил Христос, для нас благо, если мы умираем; и если бы мы не умирали, то не имели бы части со Христом. Благо для нас, что нам даются страдания, потому что через них мы становимся Христовыми. Эта великая и единственная истина, которая есть на свете, на самом деле, очень дорого стоит. Ее, может быть, легко сказать, но очень трудно постигнуть. И для этого нам дается весь жизненный путь со всеми его скорбями, со всеми искушениями и болезнями. Он дается нам, как приуготовление к смерти. Для того мы и вступаем в Великий Пост, чтобы углубилось наше видение того, что такое жизнь, и что такое страдания и смерть, и для того, чтобы мы поняли особенность нашего времени, про которое древние святые отцы говорят, что в последние времена человек будет спасаться не столько молитвами, не столько благочестием, сколько хранением истинной веры. То есть хранением тайны спасительного Креста Господня и скорбями. И это означает, что наша приобщенность к страданиям Христовым должна заключать в себе не только наши личные страдания, но и все страдания, к каким мы прикасаемся живою душою.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_34...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010