Есть премудрость духовная, и есть премудрость мирская. Обе эти премудрости описаны в послании святого апостола Иакова следующим образом: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак. 3:13–15, 17 ). А так как всякие вещи лучше уразумеваются из примера, чем из рассуждения, то пусть станут пред очами нашими два образца двух мудростей: духовной, говорю, и мирской. Образом первой святой премудрости пусть будет празднуемый ныне учитель вселенной, святой Иоанн с плотяными и так называемыми златыми устами. Образ же второй, мирской премудрости пусть будет поставлен против первого с истинно золотыми и сделанными из вещественного золота устами. Какой же это образ? Идол вавилонский, сделанный Навуходоносором и поставленный на поле Деире. Не золотые ли уста имел тот идол, весь золотой, и какая была польза от его уст? Они были немы. Столько народу кланяется ему в Вавилоне, звучат трубы и тимпаны, называют богом, ублажают похвалами, а он молчит и сам себя не знает, как бездушный идол. Три отрока отвращаются от него, хулят его, называют идолом, а не богом, а он им ни слова вопреки: «уста имеет, а не говорит» ( Пс. 113:15 ), немой идол. Будь же ты, идол, с твоими золотыми устами не золотом, а грязью. Твои же сладко говорящие уста, святой Иоанн, хотя и из плоти, но да будут золотом. Золото в Божественном Писании является знамением или образом премудрости. В Притчах Соломоновых говорится: «Познание лучше золота отборного», и еще: «Блажен человек, который снискал мудрость, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота; она дороже драгоценных камней и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» ( Притч. 8:10, 3:13 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И Апостол Павел воскрешает христианина Евтиха: Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились (Деян. 20: 9-12). Священное Предание сохранило гораздо больше свидетельств о воскрешении Апостолами умерших. Так, согласно Житию Апостола Петра, данный Ученик Христа воскресил одного умершего в Анкире Галатийской и юного принца в Риме. Из Житий Апостола Андрея Первозванного известно, что он воскрешал мертвых в Амасии Понтийской, в Никомидии, в Солуни, в кахетинском городе Ацкури, а в Патрах он воскресил более сорока человек. Апостол Иоанн Богослов воскрешал умерших в Эфесе, утонувшего юношу во время плавания на Патмос, троих детей на самом острове Патмос. Апостол Филипп воскресил умершего младенца в Галилее, умершего в Греции и покойника во время погребальной процессии в Иераполе Сирийском. Апостол Фома в Индии воскресил умершего сына брахмана. Апостол Матфий, избранный на Апостольском Соборе в число Двенадцати вместо Иуды Искариота, воскрешал мертвых в Иудее. Апостолы из 70-ти Иасон и Сосипатр воскресили умершего сына царя Керкиры Севастиана. У Святителя Иоанна Златоустого есть даже удивительное свидетельство о бывшем апостоле Иуде Искариоте - Божии «дарования были подаваемы и недостойным людям, для того, чтобы... достигалась и другая цель, чтобы они, устыдившись дара Божия, оставили свое нечестие. Вспомни об Иуде, одном из двенадцати апостолов. Все признают, что он совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мертвых, очищал прокаженных, и однако он лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был разбойник, вор и предатель Господа» . Известно, что Крест Господень, обретенный Святой Равноапостольной Царицей Еленой, воскресил покойника и с той поры стал именоваться Крестом Животворящим.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/20/...

И в этом своем духовном ослеплении настойчиво просим у Господа земного благополучия. Но у Господа нашего этого нет. Потому что не открыть мифический рог земного изобилия, начать золотой век пришел Он к нам, но пришел в смирении даровать спасение грешникам, то есть всем нам, каждому. Поэтому если чего мы и можем просить у Господа, пришедшего к нам таким образом, так только смирения. Смирения пред Богом и пред ближним, который сотворен по образу и по подобию Божиему. Но просим, скрыто требуем от ближнего служения себе, жертвоприношения себе, поклонения себе, любви к себе, желая во всем начальствовать, желая во всем исполнения своей воли. Но вот иной пример отношения к ближним – пример царя Давида, причем пример отношения не просто к ближним, но к воинам, которые всегда безгласны пред начальствующим. Во время сражения с филистимлянами царь захотел пить и сказал: «Кто напоит меня водою?..» «Тогда трое… храбрых пробились сквозь стан [вражеский] и почерпнули воды из колодезя… и принесли Давиду. Но он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни?» (2 Цар. 23: 16–17). Осознаем ли мы, что делаем, когда угнетаем ближних своих, и чью кровь пьем, когда пытаемся начальствовать над ними? Будем смиряться и смиряться. Каждый раз, молясь перед Святым Причастием, мы обращаемся от своего лица к Господу словами святителя Иоанна Златоустого и просим Его: «смирися и ныне смирению моему, и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души». И Господь, Божественный Младенец, доверится нам и возляжет Своим Божественным миром в нас, когда мы не будем увеличивать скорби наших близких, а значит – и скорби Христовы. И мы, пусть хоть мало, но приблизимся ко Христу и дадим Ему приют – Ему и чадам Его: больным, заключенным, бедным и всем несчастным в этой временной жизни, когда поможем им, как и Сам он говорил об этом (см.: Мф. 25: 35–40).

http://pravoslavie.ru/76431.html

И в этот момент – почему этот страх называется священным, что им можно клясться? – Исаак не боялся веревок, которые впивались в его тело, не боялся дров и огня, что костер полыхнет вокруг него, он не боялся каменного жертвенного ножа, который отец занес над ним. Исаак в этот момент боялся ослушаться своего отца хотя бы легким движением неповиновения. И поэтому страх его стал священным! Мы уже говорили об этом, но в контексте сегодняшнего повествования не можем вновь не коснуться этой темы. « И заколол Иаков жертву на горе, и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел, и возвратился Лаван в свое место » ( Быт. 31:54–55 ). Так оканчивается 31-я глава Книги Бытия. И наша беседа не была бы полной, если бы я не предложил вам цитату из Иоанна Златоустог о, об Лаване, о котором так много плохого мы узнали. Со своиственным ему оптимизмом святитель Иоанн Златоуст , объясняет: «Видишь, возлюбленный, как велика премудрость Божия? Как в одном и том же деле Господь показал и об Иакове Свое промышление, и Лавана удержал от несправедливости к праведнику; и тем самым, внушив ему не говорить Иакову худого, привел его постепенно на путь богопознания; и тот, который набежал, как зверь, намереваясь схватить и растерзать, возвратился домой, принес оправдание и поцеловал дочерей своих и детей их» 363 . Да, каким бы не был Лаван, но он дед 12 патриархов Израиля, и чрез патриарха Иуду – месопотамский предок Иисуса Христа! Спаси вас Христос! 358 В Книге Судей. 17 -я глава, 5-й стих: «И был у Михи дом Божий (то есть «домашняя церковь » – О.С.). И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником» ( Суд. 17:5 ). Терафимы, по объяснению некоторых экзегетов, это семейные идолы или статуэтки, которые оберегают определенный семейный клан. Например, в современной Африке, когда умирает старейшина, то высушивают его череп, он становится очень маленьким, и носят его как амулет – надевают по особым праздничным дням. Поэтому терафимы земли Ханаанской – это были, прежде всего, черепа. Какие были идолы у жителей Месопотамии – здесь я не знаю, какие существуют археологические данные. Возможно, это были просто каменные изображения человеческих фигурок, каждая из которых символически изображала какого-то предка или пращура.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как логически необходимое следствие из высказанного Иоанном Златоустом понятия о существе брака следует учение его о неразрывности и нерасторжимости брачного союза. Чтобы брак был полным и самым тесным союзом супругов, которые должны представлять плоть едину, то есть как бы одну целостную, нераздельную личность, необходимо, чтобы он был нерасторжим, связывал одних и тех же личностей на всю жизнь. Бог соединил в браке неразрывно мужа и жену не только тем, что каждый из них находит восполнение своего «я» другим существом, но и естественной нуждой, обложив их как бы нерасторжимой цепью, союзом любви 576 . Доказательством неразрывности брачного союза служит и догматическое сравнение, указываемое Св. Отцом, союза мужа и жены с союзом Христа-Жениха с Невестою-Церковью 577 . Если брак есть образ союза Иисуса Христа с Церковью, то мыслимо ли расторжение этого союза? Союз Господа с Церковью вечен; никакие силы ада не могут прекратить бытие ее, потому что глава Церкви есть тот же Христос Спаситель. Во образ этого вечного союза и брачный союз, с главенством мужа, не должен быть разрываем в течение земного существования. С особенной ясностью и глубиной Златоуст изъясняет закон о нерасторжимости брака в одной из бесед на Евангелие от Матфея. Выходя из того основного положения, что Творец изначала создал два различных пола и этим самым положил основание браку, – тесному жизненному общению мужа и жены, при котором, по мысли Божией, они должны стать одною плотью, Иисус Христос, рассуждает он, настаивает на той мысли, что такое общение полов в браке, в силу способа происхождения супругов, общности их жизненной цели и совершенной их необходимости друг для друга, стало и коренным законом человечества. Как закон, Самим Творцом вложенный в природу человека, он не допускает никаких нарушений со стороны человеческого произвола; иначе говоря, раз заключенный, брак не должен разрываться человеком 578 . На вопрос фарисеев: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? ( Мф. 19:3 ) – Иисус Христос отвечал: «Не должно!» Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Как спящий человек, воспрянув от сна, забывает, что ему снилось, и не рассказывает, а если и помнит что-нибудь и рассказывает другому, то вскоре забывает, так и прежде бывшие монархии прошли, как бы во сне, и мы слушаем повествование о них как рассказ о минувшем сне. Была монархия Вавилонская, Мизийская, Персидская, и была горда, ибо была богата золотом и серебром, и ныне уже нет ее: «Низложил их, когда они разгордились». Где же она? «Была в запустении», и уже не найдешь и места ее. «Исчезла, погибла, как сон пробудившегося». Была монархия Греческая, Римская, и была горда, ибо была храбра и сильна, как медь и железо, была – и ныне уже нет ее: «Низложил их, когда они разгордились». Где же она? «Была в запустении», и уже едва найдешь место ее. «Исчезла, погибла, как сон пробудившегося». Есть и ныне много монархий в поднебесной. Есть, но долго ли они будут стоять, Бог весть! Но в конце концов наступит время, когда и их не будет, когда и они пройдут, «как сон пробудившегося», ибо жизнь наша течет, как сон. Хорошо говорит святой апостол Иаков: «Что такое жизнь наша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Иак. 4:14 ). На другой же вопрос: почему образование всех царств и монархий показано под образом не какого-либо лица, а идола Навуходоносорова, – отвечаем так: для явления глупой премудрости мира сего. Мудрость мира сего, как сказано выше, заключается в золоте, в богатстве. Кто богат, тот и мудр, того все слушают, почитают, ублажают и слово его считают чем-то великим. Не правда ли? Пусть засвидетельствует это святой Павел, который пишет Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе» ( 1Тим. 6:17 ). Внемлем: кто высокомудрствует? Богатые мира сего. Следовательно, мудрость мира сего – это богатство. Богат был идол: серебра и золота, меди и железа имел довольно, но глуп. А почему глуп? Осмотрим его с головы до ног и увидим его глупость. Голова золотая, но безмозглая, пустая, ума в ней нет. Очи и уши золотые, а слеп и глух. Уста золотые, а нем; руки серебряные, а ничего никому не дают; чрево медное, но без дыхания; голени железные, а не сойдут с места. Глупее же всего то, что все это богатство, золото и серебро, медь и железо, стоит и утверждается на глиняных ногах. Пусть бы на каменных или, по крайней мере, на деревянных дубовых, чтобы мог долго стоять, а на глине можно ли стоять долго? Глуп богатый идол! Глядит вверх, высокомудрствует, а скорого падения ног своих не видит.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

О милосердии к людям упоминает Сам Господь при изображении последнего Страшного Суда Своего. Вот Его слова: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:31–36 ). Из этих слов Господа вы видите и то, как для нас необходимо и как важно — бесконечно важно — христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения мира царство для благословенных Отца Небесного, ибо суд без милости будет не оказавшему милости ( Иак.2:13 ); бесконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Иисусу Христу, по свидетельству Его Самого: Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ); ибо все люди, особенно — христиане, суть братия Его меньшие, а христиане — и члены Его. «Милостыня есть царица добродетелей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — весьма скоро возводящая на Небо» (Беседы о пророке Илии). «Велика и превосходна сила милостыни; великое дерзновение перед Богом имеет эта добродетель: как какая-нибудь царица нашей жизни, она с великой смелостью обыкновенно проходит небесные своды, и силы, которым вверены врата Небесные, видя входящую мил остыню, с великой честью отверзают те врата ради её и другим добродетелям; а если видят их идущими без милостыни, то запирают врата перед ними. Это видно из притчи о пяти девах, которые не были допущены в священный чертог за то, что не имели в светильниках постоянного елея, и заметь различие: милосердие без девства водворило имеющих его на Небо, а девство без милосердия не могло сделать этого» («Слово святителя Иоанна Златоустого о любви к бедным»).

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

– О приближении конца света речь идет еще с апостольских времен. И сравнительно недавно на воскресной проповеди (10.02.2019) Святейший Патриарх-Католикос Илия II упомянул, что, согласно свидетельствам отцов, сейчас не то что «последние времена», а даже последние дни. Как вы можете это прокомментировать? – После вочеловечения Господа человечество находится в периоде последних времен. Субъективно переживание конца света периодически усиливается – так было, например, в житии святителя Иоанна Златоустого. Вообще же истинная христианская жизнь эсхатологична, что хорошо видно в словах святого апостола Павла о том, что, несмотря на загруженность духовной и церковной жизнью тут, на земле, главный акцент делается всё же на будущей встрече со Христом: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 11–13). И это состояние, то есть ожидание встречи с Господом, у нас должно быть всегда. Ожидание встречи с Господом у нас должно быть всегда То есть мы всегда должны смотреть вперед и с радостью готовиться к будущей славной встрече со Христом: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). – Какой совет, какое напутствие вы могли бы дать православному человеку, живущему в наши дни? – Пусть всегда дышат наши легкие, сердце бьется, кровь движется, мысль формируется, чувства живут, язык говорит, воля закаляется, личность реализуется вместе с Иисусом Христом, аминь! Рейтинг: 9.9 Голосов: 959 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Иерофей (Влахос),  митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. СТСЛ, 2011. С. 377. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 10 июля 2019, 18:35 Допустимо ли заменять часть богослужения (часы) введением Иисусовой молитвы? Владислав 10 июля 2019, 15:06 В эти непростые времена очень кстати статья о хороших верующих людях в Грузии, для контраста, чтоб не отчаиваться и не навешивать ярлыки на народы. Дай Бог, Грузия переживет эти времена, а те, кто заблуждаются, образумятся.

http://pravoslavie.ru/122301.html

Один гражданин в некотором городе, живущий верой и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мной, что он ежедневной и ежечасной молитвой покаяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при бесчисленных искушениях и внутренних грехопадениях, он в конце концов всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений, разрушителем козней демонских, – словом, что он по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва веры, молитва покаяния! Так будем веровать, так будем молиться; и так будем побеждать свои страсти! Аминь. 3. Слово в неделю 17-ю по Пятидесятнице Сегодня, возлюбленные братия и сестры, читано было Евангелие от Матфея об исцелении Иисусом Христом бесноватой девицы, по просьбе матери – хананеянки, т.е. идолопоклонницы. Повторим это Евангелие по-русски. В одно время «Иисус удалился», т.е. из Иерусалима, «в страны Тирские и Сидонские», или к язычникам, жившим в пределах городов Тира и Сидона. «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» ( Мф.15:21–28 ). На этом оканчивается Евангелие. Послушаем Святого Иоанна Златоустог о, вселенского учителя и святителя, как он златыми своими устами беседует с народом по поводу прочитанного Евангелия. Се, женщина хананеянка, говорит Писание, вышедши из тех мест; Евангелист упоминает о женщине для того, чтобы указать чудо и прославить ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, обогнав патриарха и переменив одежду, снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяние и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?» Для меня важно научиться быть милостивым прежде всего к себе самому, тогда я смогу быть по-настоящему милостив и к другим. А это невозможно без 11 Шага, без молитвы и углубленного предстояния перед Богом. Иногда 11й Шаг дается мне с величайшим трудом. «Иногда бунт внутри меня так велик, что я вообще не хочу молиться» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 119). В такие минуты я приостанавливаюсь, беру паузу и читаю молитву о душевном покое. Если я не хочу вернуться на дорогу, где я лежал окровавленный, израненный и полумертвый, я буду духовно трудиться и расти. Подвиг сегодняшнего дня — с состраданием и любовью взглянуть на себя; моя задача на этот день — оказать милость тому, с кем сведет меня Господь. 26 ноября. Память святителя Иоанна Златоустого ( Лк.14:25-35 ) Сегодня я прочитал: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником». И еще: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство — просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:27, 31-33 ). В программной литературе АА не раз повторяется фраза: «Мы ни с кем и ни с чем не боремся.» Что это значит? А именно то, что идти с десятью тысячами — с моей силой воли, решимостью — против ста тысяч — «хитрого, властного, сбивающего с толку» алкоголизма — неразумно. Я много раз бросал пить, давал зароки, героически держался. Все это не работало до тех пор, пока я «не отрешился от всего, что имею», пока я не пригласил в мою жизнь Бога.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010