318. Может ли какая либо Православная Община существовать не признавая над собою Епископа? Нет. Такая Община отсекла бы себя от тела Вселенской Церкви и значить утратила бы Божественную благодать. Во время гонений, община отделенная от Епископа, продолжает полную церковную жизнь в силу полномочий ея настоятеля, полученных прежде от Епископа. Как только востанавливается связь с Епископом, должны возобновиться полномочия от него настоятелю. 319. Какую молитву Таинства произносить Архиерей при хиротонии во Пресвитеры? «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует «имя рек» благоговейнейшего диакона во пресвитера: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Пресвятого Духа». Божественная благодать, излечивающая всегда все ослабевшее и возстанавливающая обезсиленное, этого весьма благочестивого диакона «имя рек» возводить руковозложением моим во пресвитера: помолимся же о нем – да снизойдет на него благодать Пресвятого Духа. 320. Что находим в Писании и у св. Отцов о духовном значении служения Священника? Среди многих указаний Писания и святоотеческих поучений находим прежде всего слова Господа Иисуса, определяющие главное: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего не попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» ( Uoah. XV, 16 ). Из обширного труда о Священстве святителя Иоанна Златоустог о сильно его определение из 3-й книги: – «Священство есть что то страшное; власть его великая, достоинство и служения его из числа величайших даров Божиих; сам Павел страшился при взгляде на эту власть». 321. Какой духовный дар нисходить на рукоположеного Священника? Если Священник принимает сие Таинство с чистым намерением служить славе Божьей и спасению людей, то в нем открывается дар сострадания в любви к своим духовным чадам. " Идите, Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лук. Х, 3 ); «Духовную любовь не рождает что либо земное: она исходить свыше, с неба и дается в таинстве священства, но усвоение и удержание сего дара зависит и от стремления человеческого духа (Златоуст, толков, на посл, к Колос.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

48 В Евр.4:15 мы читаем «но, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» – здесь говорится о том, что если Господь Иисус Христос и мог искушаться (напр., искушения в пустыне – Мф.4:1–11 ), то лишь для того, чтобы победить, доказав верность Отцу, и эту победу даровать нам – показать нам путь, образ правильной жизни, борьбы с грехом. 50 В молитве «Отче наш» мы просим избавления именно от такого дьявольского искушения; о том, чтобы Бог не попустил нам искушения сверх нашей меры. Об этом хорошо говорит апостол Павел: «Вас постигло искушение не иное как человеческое; и верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:11 ). 57 Некоторые исследователи поэтически сравнивают Бога с Небесным Пастухом, Который пасет созвездия, как своих овец. Ср.: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» ( Ис.40:2 ). «[Господь] исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» ( Пс.146:4 ). Именно поэтому Бог – не только Творец, но и Отец светов. 63 Это, кстати, к вопросу о ропоте на Бога некоторых, доведенных до отчаяния тяжелыми житейскими обстоятельствами, людей. 64 Ср.: текст заамвонной молитвы священника в Божественной Литургии святителя Иоанна Златоустог о: «...всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Него же несть пременение или преложения стень». В греческом оригинале этот стих написан гекзаметром (шестистопным размером с одним ударным и двумя безударными слогами); очевидно, это цитата из какого-то греческого поэта. 65 Слово «ποκειν» означает вынашивать и производить на свет. «Хотя этот глагол обычно относится к родам женщины, в данном случае он используется по отношению к Богу, рождающему на свет» (НЛЭК. С. 846). 73 К этой теме (одной из основных во всем послании) апостол Иаков будет возвращаться еще не раз: см. 1:26; 2:12, 14–18; 3:1–10, 13–17; 4:11, 13–16; 5:12–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

548.  …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8. 28). 549. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 550.  …Господи! спаси нас, погибаем. …Запретил ветрам и морю… великая тишина (Мф. 8. 25, 26). 551. Ср.: …важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23. 23). 552.  Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном (Пс. 100. 1). 553. Евр. 10. 38. 554.  …слово Господне право и все дела Его верны (Пс. 32. 4). 555.  …без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). 556. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 557.  Господь… направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24. 8, 9). 558.  …не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 559.  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется (Пс. 20. 1). 560.  …ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется (Пс. 20. 8). 561.  Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11). 562.  …в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3. 12). 563. Слово 84. 564. Ин. 2. 13. 565.  …но судите судом праведным (Ин. 7. 24). 566. Мф. 7. 16. 567. Ин. 8. 15. 568.  А если и сужу Я, то суд Мой истинен (Ин. 8. 16). 569.  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя (Пс. 71. 1–4). 570. 1 Кор. 1. 18–25. 571.  Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне (Быт. 18. 20, 21). 572.  Вящшая закона: суд и милость и вера — слова Спасителя. — Мф. 23. 23. 573. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Священного Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого. 574. Быт. 13. 10. 575. См. речи Цицерона против Антония. 576.  …беззаконие Содомы… в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16. 49).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   8. Послал однажды Епифаний, архиепископ Кипрский, к авве Илариону, умоляя его придти к себе. «Приди для свидания со мною, прежде исшествия нашего из тела», — говорил в приглашении своем святитель. Авва Иларион пришел, и старцы возрадовались взаимно друг о друге. Когда они сидели за трапезою, подана была птица. Епископ, взяв часть ее, подал авве Илариону. Но старец сказал ему: «Прости меня, Отец: с того времени, как я принял монашеский образ, я не влагал в уста мои заколотого». Епископ отвечал: «И я, с того времени, как принял монашеский образ, не попустил, чтоб кто-либо уснул, имея гнев на меня». Авва Иларион сказал на это: «Прости меня, Отец! твое жительство выше моего».    9. Когда уже достиг Епифаний глубокой старости, — был призван в Константинополь для участия в соборе епископов по делу святого Иоанна Златоустого. Видя, что собор действует по увлечению страстию, он лично испросил у императора Аркадия дозволение возвратиться в Кипр. При этом свидании император спросил Епифания: сколько ему лет от роду? Епифаний отвечал: «Сто пятнадцать лет и три месяца. Рукоположен я во епископа, когда мне было шестьдесят лет; в сане епископа состою пятьдесят пять лет и три месяца». В тот же день, говорит писатель жития Епифаниева, мы сели в корабль, плывший в Кипр. Епифаний поместился в нижней части корабля, и мы с ним. У Епифания был обычай постоянно держать в руках Евангелие. Трижды вздохнул и возрыдал он, раскрыв Евангелие; закрыв его, опять пролил слезы. Потом встал и помолился; по совершении молитвы он опять сел там же, в нижней части корабля, и со слезами начал говорить нам: «Если вы, чада мои, любите меня, то сохраните заповеди мои, и любовь Божия пребудет в вас. Вы знаете, чрез сколько огорчений я прошел в этой жизни, — и не считал я эти огорчения огорчениями, но пребывал всегда веселым, возлагаясь на Бога; Бог не оставлял меня, но всегда сохранял от всех козней лукавого. «Любящим Бога вся споспешествует во благо» (Рим. 8:28). Однажды, о возлюбленные чада мои, когда я находился в пустынном месте и приносил молитву Христу, чтоб Он освободил меня от всех наветов противника, — множество демонов напало на меня. Они начали терзать меня и, схватив за ноги, влачили по земле. Некоторые из них нанесли мне раны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3179...

В иконографической традиции это представлено очень наглядно: в символической персонификации ада во всевозможных обличьях: в образе бородатого мужа; в виде скопища зооморфных фигур; в образе чудища, хищной разинутой пасти, пожирающей грешников, ненасытного чрева. Заметим, что сей способ изображения ада имеет причиной Библию . Скажем, метафора с адской пастью, способной пожрать целый народ, встречается в Книге пророка Исаии: «За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою : и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их» ( Ис. 5:13–14 ). А о «чреве адовом» сообщается в Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова: «Ты был мне помощником и избавил меня... от удушающего со всех сторон огня и из среды пламени, в котором я не сгорел, из глубины чрева адова ...» (51:3, 6–7). По рассуждению митрополита Иерофея получается, что рай – это не область, не территория, а « вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом » с. 199]; и ад – не место, а « мучение любви Божией » с. 201]. Сильным доводом в пользу этой доктрины считают тот, что с открытием Царства Небесного «локальный» рай больше не нужен; опять же, ад попран и разорён Искупителем, затворы его сокрушены, диавол скован, обуздан, а на земле воссияло благодатное Царство Добра. Разрабатывая эту идею, ссылаются на свидетельства отцов Церкви, в частности на авторитетное изречение святителя Иоанна Златоуста : «Никто пусть не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя! Угасил её Удерживаемый ею. Пленил ад Сошедший во ад... Ад... огорчился, ибо упразднился. Огорчился, ибо был поруган. Огорчился, ибо умертвился. Огорчился, ибо низложился. Огорчился, ибо был связан » с. 245]. Что можно на это сказать? Изложенное Златоустом, конечно же, не означает, что ада как такового больше не существует. Другое дело, что с победой Христа условия жизни в аду изменились, да и сам ад перестал быть неизбежным посмертным пристанищем душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

вв) (Ибо) знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога ( Eф. V, 6 ). гг) (И) ты будешь стенать после, когда плоть твоя и тело твои будет истощены ( Npum. V, 9 – 11 ). дд) Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм вы ( 1Kop. III, 16 – 17 ). ее) Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою. Это – смерть вторая (Апох. XXI, 8). б) Что разумеется под именем целомудрия? «Под именем целомудрия, говорит святитель Филарет московский , благодать учить более, нежели одной телесной чистоте, как и Тот, Которым благодать бысть, в учении Своем говорит: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем ( Mamф. V, 28 ). Жить целомудренно, в точном знаменования сего слова, значит жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия 192 , которое не одобряется здравым рассуждением 193 , соблюдать ум не оскверненный нечистыми мыслями, сердце не зараженное нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами» (Слова и речи Филарета, моск. митр. Т. 1821 – 26 г. М.1874 г. стр. 114). в) Библейские примеры целомудрия (по изображению св. Иоанна Златоустог о). I. Прекрасный Иосиф. «Вот целомудреннейший Иосиф призывает нас подражать ему, говорит св. Иоанн Златоуст . Будем же ликовать вместе с этим прекрасным юношей духовным ликованием, прославляя его целомудрие не словами только, но и подражанием в делах. Он был поистине ревностным хранителем целомудрия, тогда как мог бы управлять самою царицею. Он помнил, что богатство, власть и слава проходят с настоящую жизнию, и что одна только добродетель не имеет конца, и потому удерживал греховные пожелания как бы какою-нибудь уздою – страхом Божиим, а все остальное презрел, считая страдания в темнице приятнее всяких великолепных жилищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Величание. «Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему». Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: «Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего–знание». Стих: «Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной». (Пс. 48; 4, 1). Кондак, гл. 4: «Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, Ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением». На литургии прокимен, гл. 6: «Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое». Стих: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня» (Пс. 27; 9, 1). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Тропарь, гл. 4: «Единомысленники Апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости». Кондак, гл. 2: «Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, Один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения». Прокимен, гл. 4: «Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются»(Пс. 131; 9). Стих: «Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего–знание»(Пс. 48; 4). 23 Апреля. Память Великомученика Георгия — победоносца. Тропарь, гл. 4: «Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ». Прокимен, гл. 4: «Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане». Стих: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего»(Пс. 91; 13–14). 9 Мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая. Тропарь, гл. 4: «Настал день светлого празднества, радуется город Бары и с ним вся вселенная торжествует, воспевая духовные песни: ибо сегодня священное празднество перенесения честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, который, как солнце незаходимое, воссиял ярко светлыми лучами, разгоняя тьму искушений и бедствий от взывающих с верою; спасай нас, как ходатай наш, великий Николай».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Величание: Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему. Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего — знание. Стих: Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной (Пс. 48, 4.1). Кондак, гл. 4: Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением. На литургии прокимен, гл. 6: Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня (Пс. 27, 9.1). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Тропарь, гл. 4: Единомысленники апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости. Кондак, гл. 2: Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения. Прокимен, гл. 4: Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются (Пс. 131, 9). Стих: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего — знание (Пс. 48, 4). 23 апреля. Память Великомученика Георгия  Победоносца Тропарь, гл. 4: Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Прокимен, гл. 4: Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане. Стих: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего (Пс. 91, 13–14). 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая Тропарь, гл. 4: Настал день светлого празднества, радуется город Бари и с ним вся вселенная торжествует, воспевая духовные песни: ибо сегодня священное празднество перенесения честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, который, как солнце незаходимое, воссиял ярко светлыми лучами, разгоняя тьму искушений и бедствий от взывающих с верою: «Спасай нас, как ходатай наш, великий Николай».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Праздники Воскресение Христово и его значение для христианина Основное содержание христианства не укладывается в ограниченные рамки морально-нравственного учения. Ближайшие ученики Христа – апостолы – основывают свою заповеданную Господом деятельность (идите, научите все народы ( Мф. 28; 19 )) отнюдь не на Нагорной проповеди , открывающей людям высочайшие нравственные идеалы. В основе христианства лежит один факт, по отношению к которому все остальное вторично. Этот факт – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15; 13, 14 ). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. На этом краеугольном основании строится православное учение о Спасении. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему две тысячи лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? Ответ находим в пасхальном слове святителя Иоанна Златоустог о: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает!». Таким образом, все христиане становятся причастными к далекому прошлому человечества, к главному событию его истории, происшедшему в Иерусалиме, «при Понтии Пилате». Именно тогда для того, чтобы освободить человека от вечной смерти Бог пришел на землю и принял смерть. Апостол Павел говорит о результатах этого Божественного «самоистощания» следующие слова: Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его [в крещении], то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним ( Рим. 6; 4–6 ). Воплощение Христово, Его Распятие и смерть, сошествие во ад и Светлое Воскресение восстановили разорванную грехопадением связь человека и Бога. И этот факт положен в основание христианской веры и христианского упования. Именно поэтому Пасха Христова называется «праздников праздником и торжеством из торжеств», резко выделяясь из всех остальных праздников Православной Церкви. Но еще до прихода на землю Спасителя ветхозаветные иудеи праздновали Пасху, имеющую, впрочем, другое содержание. Ветхозаветная Пасха

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Дальше Господь говорит: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». То есть вся наша жизнь должна быть построена так, чтобы для Царствия Небесного стараться, чтобы все время к нему устремляться, чтобы все время о нем думать: что мне еще такого сделать для Царствия Небесного? Мы думаем о хлебе, о том, что нужно из прачечной белье забрать, надо за телефон заплатить, а то отключат, о многих вещах мы думаем, заботимся. А ведь самая главная забота должна быть о том, что вот, если я сегодня умру, Господь меня возьмет в Царствие Небесное или скажет: отойди, Я тебя не знаю? Если Господь действительно был в нашей душе, вошел в нашу душу как свет, то значит – да. А если нет? Потому что многим из нас кажется только, что мы хорошие. А на самом деле как проверяется, хороший человек или плохой, христианин или нет? Проверяется очень просто: надо подойти и дать ему по правой щеке. Если подставит левую, значит, все нормально. Если не подставит, возмутится, обидится, значит, никакой не ученик Христов. И вот так мысленно представим себе, сможем ли мы потерпеть? Нет, не сможем. Мы живем как неразумные дети, которые ябедничают друг на друга, дерутся, обзываются. Поэтому в Послании к Евреям, которое тоже на этот праздник читается, апостол говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Мы должны вспоминать наших наставников Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, смотреть, как они жили, как они отошли ко Господу, подражать вере их. Надо стараться именно подражать хорошему. Вокруг нас много людей, которые Бога не знают. Ну на словах-то все верующие, а на деле-то никто. Святая Церковь недаром святых прославляет. С какой целью? Чтобы остальные брали пример. Потому что многим трудно пример брать с Господа Иисуса Христа, как святые отцы говорили, вести христоподражательную жизнь. Поэтому Церковь и прославляет святых, чтобы вся вселенная их узнала. Посмотри на жизнь святых, как они жили, какие они подвиги совершали во имя Христа, и в ту меру, в которую тебе возможно, по твоей силе, по твоему уму, по твоему возрасту, по твоему здоровью, по твоему полу, по твоему образованию, по твоей национальности смотри, чем ты можешь Богу угодить. Ведь не все могут совершать те дела, которые совершали святые, но каждый что-то свое обязательно должен. И это делание и есть жизнь подлинно христианская.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010