Поспешность Авраама показывает беспрекословное послушание его заповедям Божиим л ревность об их исполнении. А Измаил… был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.... (Ст. 25). Чем замечателен тринадцатилетний возраст Измаила при его обрезании? Тем, что он дал начало обычаю, соблюдающемуся у аравийских племен, потомков Измаила, по которому они совершают над собою обрезание в тринадцатилетнем возрасте. 289 Глава. XVIII. Шестое Богоявление Аврааму с откровением Сарре о рождении от неё сына И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного… (Ст. 1). Какую можно усматривать цель сего нового богоявления, предмет которого уже определительно и точно открыт был Аврааму в предыдущих богоявлениях? Особенное намерение сего повторительного откровения Божия о рождении Исаака было, между прочим, то, чтобы наставить и укрепить в обетовании Сарру, подобно как прежде наставлен был Авраам. Должно думать, что для нее было богоявление сие первое. 290 ...вот три мужа стоят против Авраама… (Ст. 2). Откуда открывается сверхъестественный характер мужей, посетивших Авраама? Из первого стиха сей главы, где Моисей нарочито предупреждает, что именно Господь явился Аврааму у дубравы Мамврийской – под видом трех странников. Кто именно были сии три странника? В самом священном тексте есть довольно ясные указания, что то был сам Господь и два ангела. Ибо, когда двое странников пошли к Содому, Авраам еще стоял пред лицом Господа 291 , т. е. третьего странника. Оный же странник называется ниже судьёй всей земли 292 . Между тем, удалившиеся два странника прямо называются ангелами 293 , и сами себя они называют Лоту посланниками Божиими. 294 По мнению большей части отцов церкви, оный первенствующий гость Авраамов был второе лицо Пресвятой троицы, Ангел Завета 295 , Логос или Слово Божие, посредник и вечный ходатай человеков 296 , тот самый, который имел впоследствии вселиться в общество людское. 297 И сказал один из ангелов: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей… (Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Город на крови – один ли? Город за городом. За Ниневией – Вавилон, за Вавилоном – Рим и сколько их еще. Тамерлан в средние века строил Самарканд – столицу мира. Еще сегодня показывают там каменную чашу, которую наполняли кровью. От этой крови пили вои­ны Тимура, прежде чем вскочить в седло и все сметать на своем пути. Хан хвалился тем, что где пронеслись его войска, там несколько лет даже трава не росла. Ширилась на всю вселенную империя. И далее великие строители городов на крови – Наполеон, Гитлер, СССР. Сами строители не ощущают себя зверьми. Они несут свободу и цивилизацию народам. Писатель Василий Шукшин назвал свой роман о Степане Разине «Я пришел дать вам волю». «– Степан, ты молодым Богу верил? – Не верил я Ему никогда». И воли не дал Степан, и сам сгинул. Герой многочисленных преданий и песен ни во что не ставил жизни, как своих врагов, так и соратников. Цари­цын, Астрахань и далее – города на крови, пролитой повстанцами. К городам на крови присоединяются города на костях, построенные ты­сячами невольников. Таков у нас на Приенисейской земле Норильск, город на вечной мерзлоте, усыпанной костями гулаговских зэков. И много таких городов и строек. Строителям городов на крови провозглашается горе: Вот, не от Ягве ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? Все труды таковых народных строек – для огня. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда ... земля и все дела на ней сгорят 293 . Уже и сейчас горят на земле города поработите­лей. И вовсе сгорят. Все мучения и лишения, которым, порой добровольно, подвергают себя племена – напрасны! Напрасно! – все напрасно! Таков печальный итог этих мучений. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости... 294 . Не таковы мучения строителей города на крови. Эти мучения напрасны, они рождают ветер и оставляют ни с чем. Такие племена, как трава, которая ут­ром вырастает, утром цветет и зеленеет, а вечером подсекается и засыхает 295 . Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его мес­то, и нет его 296 . И не вспомнит больше место некогда строивших на нем. Все уничтожило время...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Огненная река выходила и проходила пред Ним... вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого дня ми и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство ... владычество Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (9–10, 13–14). Ср. Ис. 66, 16 : «ибо вот придет Господь в огне , и колесницы Его, как вихрь, чтобы излить Свой гнев с яростью и крещение Свое с пылающим огнем . Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд над всякой плотью». Ср. Пс. 9, 8–9 «Господь пребывает во век, Он приготовил для суда престол Свой , и Он будет судить вселенную по правде». 291 Этой самоочевидности включения всей человеческой жизни в Христову как будто противоречат вопросоответы на Страшном Суде, где и праведники и грешники, каждые по своему, недоумевают об этом, а Христос особо это подтверждает. Однако в данном случае не надо забывать приточный характер этой речи, где в форме вопросоответов лишь подчеркивается эта истина единства всего человечества в человечестве Христовом, как основного самосознания воскресшего человечества. Сознание этой истины и есть основа суда над ним, который происходит не извне, но изнутри, в самосознании каждого человека. 292 Эти образы с особенной силой применяются и в литургических текстах, напр. в службе Мясопустной недели (Триодь Постная). 293 См. сопоставления текстов такого характера в нашем очерке «Проблема условного бессмертия» (Путь, 52, стр. 15–17). 294 В отдельных случаях эта мысль об уничтожении начала лжи при отделении от субъекта его носителя получает явное выражение Так о поклонившихся зверю и о «любодейце» говорится: «и дым мучения их (или ее) будет восходить (или: восходил) во веки веков» ( Откр. 14, 9–11; 19, 2–3 ). 296 Как будто иная мысль содержится в притче o богатом и Лазаре ( Лк. 16, 19–31 ), где говорится от лица Авраама что между вами и нами» («лоном Авраама» и «местом мучения») «утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (26).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Говорят и пророчествуют, что ты придешь и вновь победишь…— В Евангелии и Апокалипсисе Иоанна говорится о грядущем пришествии Христа и конечной победе светлых сил над мрачными силами зла и нечестия (см.: Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 30; Откровение Иоанна, гл. 12, ст. 7-11, гл. 17, ст. 14; гл. 19, ст. 19–21; гл. 20, ст. 1–3). Эта же тема возникает в апокрифах о конце мира и других эсхатологических стихах и сказаниях. 294 С 292. Говорят, что опозорена будет блудница — и обнажат ее „гадкое“ тело — В Апокалипсисе Ангел объясняет Иоанну: „…воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне…“ (Откровение Иоанна, гл. 17, ст. 15–16, см. также гл. 18, гл. 19. ст. 1–3). 295 Знай, что и я был в пустыне — с жаждой „восполнить число“. — Ср.:…я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число“ (Откровение Иоанна, гл. 6, ст. 9-11). 296 …даже у масонов есть что-нибудь вроде этой же тайны в основе их — должно быть едино стадо и един пастырь — Масоны или франк масоны (от франц. franc macon „вольный каменщик“) — члены тайного союза, по преданию оформившегося в XVIII в в Англии и затем распространившегося по всем странам. Деятельность масонов, их внутренняя иерархия и структура определены уставом, восходящим в своей основе к уставам средневековых ремесленных строительных товариществ, оберегавшим как тайну правила строительного искусства, числовую мистику, орнаментальную символику и т. д. Позднейшие масоны удержали для себя, переосмыслив, эти таинственные мистико-символические элементы. Стремясь в будущем возвести свое учение в ранг новой мировой религии, масоны хотели бы с ее помощью подчинить себе человечество. Ярыми противниками масонов были католические священники и папы. В 1846, 1849, 1854, 1863, 1864, 1865 и 1875 гг. Пий IX обрушивался на масонов. Когда герой говорит о борьбе католической верхушки с масонами, он, по-видимому, имеет в виду слова Христа: „…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделится сам с собою: как же устоит царство его?“ (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 25–26). „…едино стадо и един пастырь.“ — См.: Евангелие от Иоанна, гл. 10, ст. 16. О масонских мотивах в „Братьях Карамазовых“ см.: Ветловская В. Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей//Миф — фольклор — литература. Л., 1978. С. 81 — 113. 297

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Ибо ни один царь не имел иного начала рождения: один для всех вход в жизнь и одинаковый исход. Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости. Я предпочел ее скипетрам и престолам... Можно заметить, что несколько изменен порядок слов, причем арамейский фрагмент больше похож на парафраз: он мог быть сделан с Вульгаты самим Нахманидом, однако маловероятно, чтобы тот стал обращаться к христианским Писаниям, тем более что в своем знаменитом «Диспуте» он не демонстрирует никакого специального знания католического библейского канона. Скорее всего, цитируемый таргум древнее времен Рамбана. Действительно, существует мнение, что по крайней мере какие-то части первоначального текста Премудрости были написаны на иврите 293 , хотя его и называют неправдоподобным ввиду несомненных эллинских влияний и того, что «композиционное единство книги соответствует единству ее блестящего языка» 294 . Упоминание об этой книге содержится в древнейшем (II в.) христианском списке книг Нового Завета – т.н. Мураториевом каноне 295 , причем ей дается следующее определение: Sapientia ab amicis Salomonis in honorem ipsius scripta написанная друзьями Соломона в его Но как она оказалась среди книг Нового Завета? Дело в том, что канон не просто перечисляет книги, он рекомендует их церковное использование, и Премудрость, наряду с посланиями апостолов Иоанна и Иуды, представлена здесь как назидательное чтение 296 . Теккерей отмечал, что язык Премудрости содержит как гебраизирующую, так и аттицизирующую тенденции, что типично для позднейших частей Септуагинты. При этом книга отличается значительным своеобразием: «...автор использует 335 слов (при словаре в 1734 слова), не встречающихся больше ни в одной из канонических книг Септуагинты... многие из них типичны для религиозного, философского, этического и психологического словаря эпохи эллинизма» 297 . По мнению ряда ученых, текст содержит косвенные указания на культурную ситуацию Римской империи времени Августа и должен датироваться не ранее этого периода 298 . Наиболее ярким является пример стт. 14:17–22, отмеченный еще Целлером:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Во втором эпизоде богатый юноша, подойдя, говорит Иисусу: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Иисус отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог . Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Тот спрашивает: «Какие?» Иисус говорит: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 19:16–19 ). В обоих эпизодах Иисус цитирует заповедь из книги Левит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 18:19 ). Однако в понятие «ближнего» Он вкладывает иное содержание, чем то, которым оно было наполнено в Ветхом Завете. Если там ближний – соплеменник, представитель народа израильского, то Иисус трактует это понятие как относящееся к любому представителю человеческого рода. Во втором эпизоде Иисус обращается к десяти заповедям Моисеевым ( Исх. 20:2–17 ), цитируя из них, согласно версии Матфея, шестую («не убивай»), седьмую («не прелюбодействуй»), восьмую («не кради»), девятую («не произноси ложного свидетельства») и пятую («чти отца и матерь»), присоединяя к ним заповедь о любви к ближнему. Павел в Послании к Римлянам цитирует почти те же заповеди: седьмую, шестую, восьмую, девятую и десятую («не желай... ничего, что у ближнего твоего»). И заповедь о любви к ближнему присоединяет к ним не как дополнительную, а как ту, которая вмещает в себя все перечисленные. Как мы говорили в другом месте, 296 в восприятии древних евреев десять заповедей закона Моисеева делились на два списка, соответственно двум скрижалям, на которых они были начертаны ( Исх. 31:18; 32:15–19; 34:1–4, 28–29 ; Втор. 4:13; 5:22 ): заповеди 1–4, говорящие об отношении человека к Богу, и заповеди 5–10, посвященные взаимоотношениям между людьми. И в ответе Иисуса богатому юноше, и в Послании к Римлянам перечисляются заповеди из второго списка. В Послании к Римлянам это связано именно с тем, что основная тема отрывка – любовь к ближнему. О любви к Богу Павел в данном случае не говорит. О любви Божией во Христе Иисусе речь шла в Рим. 8:35–39 («Кто нас отлучит от любви Божией...»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И при этом Бог не попирает свободной воли человека, оставляя ему до самого последнего вздоха возможность свободного произволения. Поклонение Богу не превращает человека в " автомат добра " , в человеке всегда при этом остается свобода предпочтения одной ценности перед другими, свобода творческого выбора и решения. В этом есть и определенный риск: даже и подвижники, почти достигавшие пределов совершенства, не были застрахованы от соблазнов произвола – от падений, и падений великих. Это с одной стороны. С другой стороны – Христос сказал: познАете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Истина дарует человеку свободу, но не уничтожает ее. Свобода в добре не есть самоубийство свободы (Фихте), но ее высшее осуществление. Человек становится тем более свободным, чем полнее он пребывает в истине. Ибо, где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). И Господь сказал Своим ученикам: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15). Слышание и следование вечным глаголам освобождает человека, превращает его из раба в друга Христова: Вы друзья Мои (Ин. 15, 14). В конечном счете Божественная благодать ведет человека к обожению, в царство свободы из царства необходимости. Если Сын освободит вас, истинно свободны будете (Ин. 8, 36). Преподобный Максим Исповедник . Творения. Кн. 1. С. 144–145. На это же указывали и другие святые отцы. Богооставленность " проявляет, прежде всего, сокрытую добродетель. А когда эта добродетель находится в небрежении, то богооставленность восстанавливает ее через наказание, тем самым являясь причиной спасения других. Когда же добродетель становится выдающейся и из ряда вон выходящей, то богооставленность научает смирению " . ( Авва Евагрий . См.: Преподобный Максим Исповедник . Творения. Кн. 1. С. 296.) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30). Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

   Вопрос 294. По какой причине человек теряет всегдашнее памятование о Боге? Ответ. Если он не памятует благодеяний Божиих, и оказывается непризнательным к Благодетелю.    Вопрос 296. Как душа несомненно уверится, что она чиста от грехов? Ответ. Если кто приметит к себе расположение Давида, который сказал: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» ( Пс.118, 163 ), или приметит, что исполнилось в нем заповеданное апостолом, который сказал: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание... за которые гнев Божий грядет», и потом, распространяя подобный суд на всякий грех, присовокупил: «на сынов противления» ( Кол. 3, 5–6 ), чтобы можно было сказать: «Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать» ( Пс.100, 4 ). Познает же себя человек находящимся в таком расположении, если и к грешникам чувствует, как и святые, трепетное сострадание. Так и Давид говорил: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» ( Пс.118, 158 ); и апостол Говорит: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор. 11, 29 ). Ибо поистине, если душа лучше тела, а между тем видим, что всякой нечистоты на теле отвращаемся и гнушаемся и вид всякого терзания и всякого умышления на это производит в сердце сокрушение и скорбь, то кольми паче христолюбцу и братолюбцу свойственно чувствовать сказанное выше в рассуждении грешников, когда видит душу согрешающих как бы зверями изъявляемою и пожираемою и покрывающеюся как бы гноем и гнилостью, как и Давид сказал: «беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу» ( Пс.37, 5–7 ); и апостол говорит: «Жало же смерти – грех» ( 1Кор. 15, 56 ). Посему когда приметит кто, что душа его при своих собственных или при чужих грехах, по сказанному в начале, приходит именно в такое расположение, тогда да будет несомненно уверен, что он чист от греха.   

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ст. 18. …И объявил ему Самуил... Тогда сказал (Илий): Он – Господь, что Ему угодно, то да сотворит… Достохвальное, или, м. б., достойное порицания, чувство высказывается в этом ответе Илия? По мнению св. отцов церкви, ответ Илия был поистине ответом первосвященника – кающегося, смиренного, скорбящего о своих винах и привыкшего во всем покоряться божественному правосудию. Так, вообще, думают и все те толковники, по мнению которых Илий не погубил свою душу, хотя и понес наказание от Бога, как в своем лице, так и в лице своих потомков 291 . Ст. 19. …И возрос Самуил, и Господь был с ним... В каком возрасте был Самуил, когда Господь призвал его к пророческому служению? По мнению Иосифа Флавия, Самуил имел тогда лишь 12-ть лет. Напротив, некоторые полагают, что он призван был перед самой смертью Илия, и, в подкрепление своего мнения, ссылаются на 3-й стих сей главы, где под светильником Божиим разумеется, будто бы, первосвященник Божий. Истины должно искать, по словам преосв. Филарета, в середине; ибо прошел, конечно, значительный промежуток времени от предыдущего пророчества неизвестного мужа 292 , до призвания Самуила, в который промежуток иссякли откровения 293 ; а с другой стороны – таковой же промежуток времени надобно полагать от призвания Самуила до того времени, когда возросла и распространилась его последующая слава 294 . Ст. 20. …И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним… Т. е., решительно весь народ израильский. Город Дан был на северной границе Еврейской земли, а Вирсавия – на южной 295 . Ст. 21. …И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме через слово Господне... Какая сила выражения: «Господь открыл Себя... через слово Господне»! Здесь содержится указание на 1-е и 2-е лицо Св. Троицы, Бог говорил Самуилу через свое Слово, через Того обетованного Пророка 296 , о Котором говорили все другие пророки, т. е. через Сына Своего, через вторую Ипостась Свою... Глава 7, ст. 1–17. Поставление ковчега в Кириафиариме и избавление Евреев от иноплеменников жертвоприношением Самуила

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010