Уже и теперь эта деятельность, по наблюдению лиц, близко осведомлённых о положении инославных учреждений в Галилее, поселяет тревогу в среде латинских и протестантских миссионерских обществ и заставляет их изобретать новые пути и средства пропаганды. Весьма благовременно было бы именно в настоящую минуту придти с материальною поддержкою к Палестинскому Обществу, чтобы помочь ему в осуществлении стоящей на очереди заботы – учредить в Галилее и Сирии ремесленные и земледельческие школы, в которых туземцы, живущие земледельческим трудом и садоводством и придающие огромное значение техническим познаниям, обучались бы приёмам правильного хлебопашества, разведения и обработки винограда и маслин, а также всевозможным ремёслам. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 275, л. 79–90 об. 286 На верхнем поле помета: «Подлинник передан П. П. Николаевскому 18 октября 1900 г. В. Хитрово ». Фирман был выслан в Назарет в связи с началом строительства, руководство которым было возложено на инспектора галилейских учебных заведений ИППО П. П. Николаевского. 291 Выпускницы бет-джальской женской учительской семинарии, приглашённые на работу в назаретскую женскую школу. 295 Горы на окраине Назарета, связываемые с евангельским рассказом о том, как жители города пытались сбросить Спасителя со скалы. 296 В названии зачёркнуты слова «Императорского Православного Палестинского О-ва» и вместо них впереди перед словом «учреждения» вставлено: «Русские». Авторами записки являются, очевидно, A. A. Стасевич и П. И. Ряжский – инспектор галилейских школ ИППО с 1904 г. 297 По турецким законам иностранцы не пользуются правом землевладения в Империи. (Прим. на поле автора Записки.) 298 Константин Аверино (Avgerino) – русский консульский агент в Хайфе в 1863–1874 гг. Он был греческий подданный, хотя неоднократно ходатайствовал о принятии его в русское подданство. 299 Время трапезы и плата за продовольствие положены следующие: а. От 7 до 9 ч. утра чай или кофе с хлебом – 15 коп. б. В 1 ч. пополудни обед из 3-х блюд – 70 коп. в. В 7 ч. вечера ужин из 2-х блюд – 50 коп. г. От 8 1/2, ч. до 9 1/2 ч. вечера чай с хлебом – 15 коп. д. Самовар, подаваемый в комнату, каждый раз – 10 коп. 300 См. отчёт Н. М. Аничкова о посещении школ общества в 1898 г. [Аничков Н. М. Учебные и врачебные заведения Императорского православного палестинского общества в Сирии и Палестине. – Ч. 2. – СПб., 1901. – С. 7.] 302 Учреждения Императорского православного палестинского общества, в 1895/6 году. Отчёт по командировке Д. В. Истомина. 305 Между прочим, после окончания праздничных и воскресных литургий семинаристы с пением тропаря Благовещения во главе шествия сопровождают митрополита из храма до его покоев. 306 См. «Сообщения ИППО» за 1895 г., VII, 3; 1901 г., I, 2; 1905 г., XVI, Ср. Отчёт Н. М. Аничкова о посещении школ общества, т. II, с. 57–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Статью эту, пожалуйста, прочтите Л. Н. Толстому, и скажите, как он. Авдотье Тарасовне – поклон. Лизавета Павловна все с любовью о ней поминает. К. Леонтьев Письмо XXV 17 февраля 1889 г. Оптина Пустынь. Дружочек мой Анатолий Александрович! в одно время с этим письмом Вы получите посылку с 4 экземплярами последних статей моих («Плоды национальных движений»), от VII до XIV; посланы еще в Петербург XV и XVI; XV уже напечатана (в 41 Гражданина, от 10 февраля 1889 г.), а XVI еще нет. Может быть (не наверное), напишу еще общее заключение – XVII и XVIII. Больше 18 не будет. Наймите кого-нибудь за 30 коп. отнести Фуделеву 1779 и Кристи их экземпляры, а для отправки Уманову (скорой) заказным большим письмом довольно будет 70 коп. Извините, что не извиняюсь в причинении беспокойства. Целую Вас. Я что-то к посту в поэтическом настроении. Я... «не знаю сам, что буду Петь, но только песня зреет!» Продолжаю радоваться за Фета, и сызнова с большим удовольствием и чувством перечитывал все эти дни его старые (т. е. молодые) стихи; но его «Вечерними огнями» восхищаться, как другие, решительно не могу! «Люблю тебя» (кх, кх, кх!)... «Ты села, я стоял» (кх, кх, кх!)... Не понимаю! И совершенно согласен с Вольтером, который сказал: —296— «Старая лошадь, старая возлюбленная и старый поэт – никуда не годятся». «Я предпочитаю старого друга, старое вино и старую сигару!» Хотел было я к первому письму (об одеждах, фраках и т. п.) 1780 прибавить и второе о разнице между его утренними и вечерними огнями, с дружеским советом о любви умолкнуть: но, вообразите, о. Амвросий, узнавши от кого-то со стороны о моем намерении, прислал мне из скита запрет, – сказал: «пусть уж старика за любовь-то не пронимает. Не надо». Я, конечно, очень охотно положил «дверь ограждения на уста мои». (С Великим Постом! Помози, Господи!) Ваш К. Леонтьев Письмо XXVI 26 февраля 1889 г. Оптина Пустынь. Предоставляю дело на Ваше усмотрение, Слышал, что Московский Листок облагородился. Не знаю, правда ли. Есть еще, кажется, какой-то Гусляр у Пастухова. В нем будто бы печатается А.Н. Майков и другие почтенные люди. Видеть это письмо 1781 в печати мне очень желательно; но поберегите имя мое от цинического общества. Верю Вам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сир.: «Он дал силу любящим (или: боящимся) Его». Евр. чтение несомненно правильно. Вторая часть притчи одинаково читается в Евр. и Сир.: «чтобы утверждаться (лэгитхаззек, свободнее: чтобы предстоять) пред лицом Славы Его»; имеется в виду служение ангелов пред Господом, которое почти так же обозначается и в Иов. 1, 6, 2, 1 : «пришли сыны Божии предстать (гитйаццеб) пред Господа». Гр. и Сл. передают неточно: «утвердитися всему в славе Его», при чем слово «всему», в Гр. стоящее в конце фразы: τ πν, здесь, очевидно, прибавлено, чтобы получился более или менее удовлетворительный смысл; в Лат. слово это не передано. Чтобы кратко обрисовать беспредельность всеведения Божия, премудрый называет две области, недоступные уму человека: бездну морскую (ср. 1, 3, 24, 5, 31) и сердце человеческое. «В коварствах их» передает Евр. фэкол-маъарммкгем «во всех наготах их», т. е. знает все тайные, сокровенные места их; маъаруммым в Библии употребляется только во 2Пар. 28, 15 : «всех нагих облекоша от корыстей». Вторая притча 18 стиха в Евр. опущена, но она сохранилась не только в Гр., но и в Сир., – в последнем 18 стих читается: «бездну и сердце Он исследует, и все помышления человеческие, как солнце, явны перед Ним; ибо нет ничего скрытого пред Богом, и явно пред Ним все, приходящее в мир». Вероятно, здесь свободно передан тот же подлинник, который в Гр. переведен точнее. Имя Божие «Господь», как в Сл., читается в Гр. только в немногих списках (В, 55, 254, 296, 308, Cpl.) и в Лат., в остальных же: «Вышний»; вместо «ведение», εδησιν, многие списки Гр. неправильно читают: «совесть», как в Сл.-др. (С, S, 55, 70, 155, 254, 296, 307, 308, Коп.-с). Непонятная фраза: «знамения века» соответствует в Сир. словам: «все приходящее в мир»; здесь словом «мир» передано, очевидно, Евр. ъфлам «век», а «приходящее» – Евр. «грядущее», Гр. же вместо «отыйфт прочел »отфт «знаки, признаки». Господь «видит все, что сбудется до века», – мысль эта продолжается и в следующем стихе. 21–22. В начале речи о великих и чудных творениях Божиих бен-Сира заявляет, что Творцом всего существующего является Единый Бог , неизменяемый и всемогущий, не нуждающейся ни в чьей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Никаких литературных дел мы с о. Яковом не ведем. Молодой человек рисуется тем, что иногда удастся что-нибудь тиснуть в «Епархиалках»; это, по его мнению, уже и есть литературные произведения. Правда, историей края интересуюсь, но ни материалов к тому под руками нет, да и нужной эрудиции тоже. В Губернской Архивной Комиссии, может быть, заниматься и стану, когда у нее будет удобное для работ, отопляемое помещение, а пока этого нет. Епархиалы наши исторических вещей что-то и не печатают, направление у них церковно-практическое, проповедническое. Подмывал было я редактора хоть к выпуску памятной книжки епархии к юбилею столетия епархии, да едва ли что быйдет; по-видимому, серьезно работать некому, так как штат служащих в семинарии ныне незначителен, и из местных уроженцев в ней всего один служака. Пермь наша ныне уже и совсем порядочный город, как и подобает городу губернскому. Почти весь город выможен, обстроился и широко раскинулся. От больших несчастий в эти холерные годы Бог хранил, в позапрошлом году эпидемия была, а в этом не было слышно. В Перми существует доселе о. протоиерей Будрин Андрей Аникитич, который помнит Вас, братец, семинаристом пермским. Кончил он курс в 1836 году. Едва ли это не товарищ Ваш по семинарии здешней. Преосвященный у нас Петр, уроженец рязанский, воспитанник Академии Московской, выпуска 1866 года. Это едва ли не первый здесь преосвященный, который главное свое внимание обратил на нравы паствы и старается всеми мерами поселить и упрочить религиозное настроение в рабочем люде, особенно в массах заводских рабочих. Сам он музыку знает и любит, и это, конечно, много помогает делу. Вот и последняя страничка вся вышла. До будущего собеседования. Простите, любезнейший братец. Преданный Вам брат Михаил. Архив РДМ, п. 64, д. 1410, 2 л. 296. Отношение Хозяйственного управления при Святейшем Синоде к архимандриту Антонину С.-Петербург 15 декабря 1893 г. Подлинник В отношении от 3 января сего года за 1, Ваше Высокопреподобие, объяснив Хозяйственному управлению при Св. Синоде, что на содержание Иерусалимской Духовной Миссии во второй половине 1892 г. израсходовано Вами 12 666 р. 72 коп., а на расходы Миссии за 2 половину минувшего года получено из Хозяйственного управления только 7325 р., вследствие чего образовался дефицит 5341 р. 72 коп. зол., изволили просить о восполнении этого дефицита в возможно непродолжительном времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

189 Село Русивль – как имение Чапличей-Шпаковских – упоминается в акте от 1562 года 4 января в раздельном листе между земянинами Феодором и Иваном Петровичами Чаплич-Шпаковскими на мения: местечко Шпаков с замком и сёла Плоское, Мыков, Олексин, Русивль, Саковщину, Сазов и на всё движимое их имущество (Опись Киевск. центр. архива 2,036, стр. 4, п. 7). Ещё оно – как имение князя Януша Острожского, каштеляна Краковского – упоминается в акте от 1617 года 12 октября в объявлении от имени Краковского каштеляна, князя Януша Острожского о том, что во время набега татар, ими опустошены и разорены его имения в Острожской волости, и жители их частью убиты, частью уведены в плен. При этом прилагается донесение возного об осмотре опустошённых имений, в том числе и села Русивля (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 380–382). Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 27 августа в жалобе Луцкого старосты князя Богуша Корецкого о нанесении побоев его крестьянам, грабеже сена и захвате его Русивльского грунта паном Романом Гостским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 25, п. 296). 190 Село Курозваны упоминается в акте от 1543 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается и городня Мацка – с общественного имения Курозван (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 77). Ещё оно – как имение Гойского (в м. Гоще) монастыря – упоминается в одном из актов (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 166:296). Ещё оно – под именем села Курозвон – упоминается в акте от 1564 года 20 ноября в веновой записи пана Ивана Патрикия Курозвонского своей жене Олене Цатиной на 500 коп грошей, обеспеченных на третьей части его имения в селе Курозвонах (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,038, стр. 33, п. 37). 191 Село Черница некогда принадлежало князьям Острожским, потом Яблоновским, затем каштеляном Яблоновском дана в заклад Иосифу Стецкому, хорунжему Волынскому; в 1831 году оно было конфисковано в казну, и в 1859 году возвращено внуку Иосифа Стецкого – Генриху Стецкому. Есть ещё село Черница Новоград-Волын. уезда Волын. Губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Определили: При распределении пособий из процентов с капитала, завещанного П.А. Мухановою, руководствоваться следующими правилами: —295— 1) Проценты с капитала (50000 руб. 5% облигациями Московского Городского Кредитного Общества), завещанного Московской духовной академии П.А. Мухановою, каждогодно разделяются на две равные части, из коих одна советом академии распределяется на пособия студентам академии, другая выдается в виде пособий к жалованью членам академической корпорации, т. е. преподавателям штатным и сверхштатным, лекторам новых языков, а также чиновникам, получившим высшее богословское образование. 2) Половина процентов с Мухановского капитала, равняющаяся 1187 руб. 50 коп., и назначенная в пособия студентам академии «не имеющим возможности продолжать учение в академии, по совершенной бедности и беспомощности» в материальном отношении, разделяется на 5 частей, из коих 3 части по 220 руб. каждая, назначаются в качестве полного годового пособия советом академии в сентябрьском заседании, остальная сумма распределяется правлением академии в двух заседаниях, предшествующих крайнему сроку взноса денег студентами академии за свое содержание, между теми из них, которые ни из сумм Братства Преподобного Сергия, ни из собственных средств не имеют возможности обеспечить свое дальнейшее пребывание в академии. 3) Эти пособия каждогодно распределяются между беднейшими своекоштными студентами академии, не только вновь поступающими в академию, но и прежде поступившими в неё. 4) Проценты с другой части Мухановского капитала, в количестве 1187 руб. 50 коп., назначенные «на дополнительные к жалованью пособия членам академической корпорации», каждогодно распределяются в декабрьском заседании совета на пять равных частей, из коих ежегодно не менее трех выдается семейным и не менее одной – бессемейным лицам. —296— 5 . Право на пособие получают те лица академической корпорации, которые прослужили не менее 5 лет, а при академии не менее 2 лет, при чем включается сюда и год профессорского стипендиатства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот, чтобы не утомлять молящихся, богослужение нередко сокращают, но сокращают совсем не так, как следует. Так, например, чтение кафизм полностью признаётся невозможным. Но и из них оставляют несвязные обрывки псалмов, которые ни молитвенного настроения, ни назидания не могут дать. К тому же и певчие не дают дочитать их до конца. Далее. Лучшая и наиболее содержательная часть утрени – канон. Но ирмосы поются невнятно, а тропари вычитывают торопливо без выражения, да и то, если не перебьют певчие. И получается, вместо возвышенной и целостной поэмы, которую собственно и составляет канон в подлиннике, бормотание и звон в ушах. На литургии сокращаются антифоны, зато более получаса вычитывают поминания, а проскомидия часто растягивается насчёт литургии верных. Или, например, панихида. При сокращении её, вообще очень значительном, довольствуются даже непонятными окончаниями некоторых песнопений, как, например: „Творца и Зиждителя и Бога нашего”, „Богородице безневестная, верных спасение”, „Сыны света тою показавый” и мн. др. Кто знает, к чему это относится и какой имеет смысл? Кроме этого, наше богослужение страдает ещё и неправильной постановкой церковного пения. Современные духовные композиторы стараются, прежде всего, поразить молящихся необыкновенною сложностью музыкального „номера”, и, таким образом, молитва обращается в пьесу. Однако стоять и слушать, очень редко хорошее, пение концертов, бывает трудно и скучно. Кроме того, если кто хочет действительно помолиться в храме, тот очень быстро продумает и переживёт то, что ему хотелось бы продумать и пережить. А в это время певчие всё ещё не успели окончить первую музыкальную фразу и повторяют, например, бесконечно: „и возвеличу его”, а кого и что – простой человек и не догадается, – до того растянуто. Да и помимо этого нужно заметить, что слова концертных номеров совсем никому не известны, плохо разбираются, и потому не могут порождать молитвенного настроения, скорее отличаются какою-то игривостью, светскостью, словом, чем то не церковным, не молитвенным. И потому их нужно совсем избегать 317 . 296 См. „Религиозно-общественные течения в современной русской жизни и наша православно-христианская миссия”. СПб. 1909, стр. 257. 301 Сютаев был очень богат. См. Пругавина; „Религиозные отщепенцы”, ч. 1, стр. 1–143. Если здесь идёт речь о 30 коп., то, как об исключительном явлении. Читать далее Источник: Борьба с сектантством/Введенский А.П. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1914. – 412 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Книгоноша Т. посвящал себя преимущественно распространенно св. книг в войсках. Каждое лето отправлялся он в юго-западный край, в места лагерных расположений. С тяжелою сумкою с книгами через плечо направлялся он с железнодорожной станции за 6–8 верст, в лагерь, – пешком, сберегая средства Общества. Так удавалось ему обойти по разным лагерям до 200 тысяч солдат. Он старался придти около обеденного времени, когда солдаты в полном сборе и свободны. Сам прослужив 7 лет в военной службе, он знал солдат и умел говорить с ними. Обходя казармы и палатки, он замечал, что когда в первый раз придешь к солдатам, то редко кто покупает: «Куда солдату Евангелие? Нам нужен песенник», «Оракул», «Соломон» 296 !» – говорят ему. Но когда побываешь несколько раз и растолкуешь, что такое Евангелие, и притом сами они почитают, то уже гораздо охотнее его покупают. В одной артиллерийской бригаде новобранцы (из фабричных) не хотели сначала покупать св. книг. «Не хотим, – говорили они, – нет ли сказок? Мы образованные, нам божественных книг не нужно». Т. отвечал: «Образование нужно для здешней жизни только, а без Слова Божия нельзя быть в Царствии Божием», – и раскрыв Евангелие, прочел им Слова Спасителя: «Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину и истина сделает вас свободными» ( Ин. 8, 31, 32 ). Такими и подобными словами убедил их, и они стали покупать св. книги. В одну пехотную дивизию, под Варшавою, Т. пришел в воскресный день. Солдаты играли в карты, – никто не хотел покупать его книг: его не пускали, толкали, гнали. В следующее воскресенье Т. опять пришел в ту дивизию, стал толковать с солдатами, убеждая, что в воскресенье следует не в карты играть, а читать Слово Божие, и сам прочел им вслух несколько изречений: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28); «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин. 6, 47 ); «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» ( Пс. 1, 1 ). При этом он показывал Евангелие 297 ценою 2 коп. только. Мало по малу, стали покупать, – сначала 2-х копеечные Евангелия, а потом стали обменивать их на Четвероевангелия и Новые Заветы. – В какой воинской части раз был, в другой раз уже встречали его как брата и отца. «Ну, отец пришел опять!» – говорят молодые солдаты, помня его наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

И тамо (суть) преславна и чудна дела Его, различие (Остр.: пестростью) всякого животного, создание китов (Остр.: китове Его ради создани); Им благополучный конец свой получают (Остр.: благоухание кончина его), и словом Его составляются всяческая (Остр.: сожжется все)». Сл. и Гр. «мыслию Его» передает Евр. махашабтф «намерение, мысль Его», – разумеется творческий план Божий, «Преста бездна» соответствует Евр. словам [?], – первое слово в начале испорчено; но Гр. κπασεν «утихла, устала» предполагает здесь глагол шакат «покоиться», «успокоил, покорил», а раббв «многая, великая», разумеется – бездна, океан, тэгфм, о котором тотчас же говорится; океан называется тэгфм раббв «бездна великая» и в Бт. 7, 11, Пс. 36, 7 . Поэтому нет нужды вместо раббв читать здесь рагаф и переводит: «победил дракона» (ср. Иов. 26, 12 ), разумея под последним мифическое существо 15 . «Мысль Его покорила бездну», или свободнее: «по мысли Его бездна покорилась», уступив место островам, расположенным на океане. Гр. и Сл. «насади» предполагаем в Евр. чтение ваийитта «и насадил» вместо написанного в тексте ваййет «и протянул»; вместо «на ней», т. е. на бездне, в Евр. читается прямо: битгфм «на бездне». Острова сравниваются с садами, насаженными Господом среди пустыни – океана. Слово «Господь», стоящее в Сл. в скобках, есть остаток ошибочного чтения некоторых Гр. списков. которые вместо ν ατ νσους «на ней острова» читали: ατν ησος «ее Иисус» (А, В, С, S, 296, 307, Коп.-с, Эф.); другие списки вместо «Иисус» читают κριος (55, 70, 106, 155, 157, 308, Лат.); отсюда слово «Господь» вошло и в Сл. В Лат. перед 25 стихом помещена вставка: «по речи Его замолк ветер», это также, несомненно, должно было указывать на укрощение бури Иисусом Христом, и вообще вариант с именем Господа Иисуса мог возникнуть и быть принятым только в христианских кругах 16 . В 26 стихе Сл. и Гр. «плавающий по морю» правильно по смыслу передают Евр. йôрдê гаййам, буквально: «сходящие вниз по морю», – но здесь разумеется вообще плавание, путешествие по морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

18 апреля 1765 года, Сенат издал указ в котором указывая на то, что намерение Духовного Регламента обложить приходские дворы определенной податью в пользу причта не было приведено в исполнение, как бы для осуществления этого намерения Регламент установляет следующую таксу за совершение треб: «за молитву родильнице две, за крещение младенца три, за свадьбу по 10, за погребение возраст имеющих 10, а за погребение младенцев 3 коп., за исповедь же и причастие св. тайн отнюдь ничего не брать, а за молебны и поминовение родителей давать каждому по соизволению и по возможности» 296 . Впрочем, Сенат оговаривался, что если кто захочет дать за исправление требы более назначенного, то священникам не запрещается брать, лишь бы только они сами не вымогали более определенного правительством. Если мы сравним определенную указом Сената плату за совершение треб с приведенной выше договорной платой, то окажется, что последняя гораздо больше первой. По договору за погребение младенца назначалась гривна (10 к.), а по таксе 3 к.; за погребение возрастного священник получал по договору 2 гр. (20 к.), а по таксе 10 к., да кроме того, по договору священник получал еще 4 к. за евангелие, читаемое при погребении; за венчание по договору крестьяне платили 5 гр. (50 к.), а по таксе назначалось только 10 к. и т. д. Очевидно, что правительство старалось достигнуть одной только цели – уменьшения платы духовенству со стороны низшего класса – и стояло очень далеко от мысли Духовного Регламента, стремившегося установить определенную подворную с крестьян плату в пользу духовенства с тем, чтобы оно совершало уже таинства и другие требы бесплатно. Такса эта, как и нужно было ожидать, не могла прекратить коммерческие отношения духовенства к своему служению и вымогательств. Если эти вымогательства и прежде вызывались главным образом недостаточностью вознаграждения священно и церковнослужителей за их труды, то после таксирования платы за требоисправление недостаточность эта должна была чувствоваться еще сильнее, а потому и поводов к вымогательству было больше, тем более, что низшее духовенство всегда было удалено от непосредственного надзора власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010