Все это отчетливо свидетельствует о том, что вера учеников в воскресение не была вызвана ожиданием этого события. (Если бы они ожидали воскресения, то отдавали бы себе в этом отчет.) Только очень малая часть Ветхого Завета может быть интерпретирована как пророчество о воскресении; поэтому никто больше не предсказывал его. «О Нем все пророки свидетельствуют» 291 , – заявляет Петр в одной из речей в Деяниях Апостолов. Кроме того, как отмечалось ранее, в Ветхом Завете есть отрывки, которые вполне оправданно считать пророчествами о, или, во всяком случае, описанием «прообразов», Мессии (или какой-либо другой подобной личности), который учил и страдал. Но как быть с воскресением из мертвых? Среди цитат, приведенных в Новом Завете, есть цитата об освобождении Ионы из чрева кита по прошествии трех дней и трех ночей 292 . Далее, как говорилось выше, два или три отрывка (включая, например, то место, где Иисус, согласно Луке 293 , дает наставления ученикам после своего воскресения) действительно кажутся косвенной ссылкой на Книгу пророка Осии: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» 294 . Затем Петр в своей речи в Деяниях Апостолов цитирует псалом 15-й: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» 295 . Наконец, есть цитаты, подчеркивающие победу святого, последовавшую за поражением или состоянием отверженности, особенно из 117-го псалма: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» 296 ; тем не менее ни один из этих отрывков никогда прежде не интерпретировали как пророчество о воскресении из мертвых человека, казненного за преступление. Когда ученики поверили в воскресение, они стали искать в Ветхом Завете тексты, подтверждающие это событие, и были убеждены, что в этом им помогает сам Иисус 297 . Вне зависимости от того, содержал ли каждый отдельно взятый ветхозаветный текст пророчества о воскресении, первые христиане сочли его значимым в данном отношении только после того, как сами поверили в него; подробнее об этом будет сказано в главе 12. Очевидно не для всех

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

составляют 2-ю часть З. п. к. (Зах 9-14). Возвещается буд. пришествие Царя-Мессии, несущее радость Иерусалиму и горе языческим народам. Господь уничтожит «высокомерие Филистимлян», «сделает… бедным» накопивший большие богатства Тир и защитит Свой город от всех притеснителей (Зах 9. 4, 6, 8). Пришествие Мессии будет торжеством для «дщери Иерусалима»: «…се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»; Он сокрушит «бранный лук», возвестит «мир народам» и утвердит Свое владычество повсюду, «от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах 9. 9-10). Восстановление Израиля сравнивается с освобождением «узников… изо рва», к-рое Мессия совершит «ради крови завета» (Зах 9. 11). Господь Саваоф защитит сынов Сиона, Он «возгремит… трубою» против притеснителей и спасет, «как овец, народ Свой» (Зах 9. 14-16). Он посетит «стадо Свое, дом Иудин», и они будут, «как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь…» (Зах 10. 3-5). Грядущий Царь-Мессия соберет сынов Израиля, потому что Он «искупил их»; они вернутся в землю обетованную, «будут жить с детьми своими» и станут верными Господу (Зах 10. 8-12). Пришельцы будут столь многочисленными, что, когда Бог приведет «их в землю Галаадскую и на Ливан» (в то время малонаселенные местности - Meyers. 1993. P. 294), для них «недостанет места» (Зах 10. 10). Видение прор. Захарии. Миниатюра из Книги пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 642) Видение прор. Захарии. Миниатюра из Книги пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 642) В начале следующего пророчества речь опять идет о Ливане, однако в совершенно ином контексте: возвещаются гибель его кедров, к-рые «пожрет огонь», и скорбь по этому поводу др. деревьев (Зах 11. 1-2). К плачу деревьев присоединяется «голос рыдания пастухов» из-за опустошения зарослей вокруг Иордана (    , в синодальном переводе «краса Иордана» - Зах 11. 3). Грядущие события изображаются далее посредством образного языка (11-я гл. З. п. к. с первых веков христианства считалась одним из самых сложных для толкования библейских текстов - Meyers. 1993. P. 296). Говорится об овцах, «обреченных на заклание», символизирующих людей, которых Господь предаст «каждого в руки ближнего его и в руки царя его»; Он обратится к ним с требованием дать Ему плату, и «они отвесят в уплату… тридцать сребренников», к-рые он бросит «в дом Господень для горшечника» (Зах 11. 4-13; ср.: Мф 26. 15; 27. 3, 7, 9-10). После этих грозных событий Господь обещает поставить «на этой земле» лжепастыря, «который о погибающих не позаботится… а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет». Пророчество завершается провозглашением «горя негодному пастуху» и описанием наказания, к-рое постигнет его за нерадение о стаде (Зах 11. 16-17).

http://pravenc.ru/text/182655.html

Петр в Кесарии Кесария Приморская (Caesaria maritima), находившаяся на берегу Средиземного моря 295 , была основным форпостом римского присутствия в Палестине: в городе располагались резиденция прокуратора и дворец царя Иудеи, здесь же были расквартированы солдаты 296 . Приход Петра в этот город означал серьезное отступление от традиционных для членов апостольской общины маршрутов, пролегавших преимущественно через города и деревни, населенные иудеями. Корнилий подготовился к приходу высокого гостя и встретил его как Божьего посланника: В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? ( Деян. 10:24–29 ). Если исходить из того, что Петр со спутниками покинули Иоппию на рассвете и шли пешком со средней скоростью 5 километров в час, они могли дойти до Кесарии часов за 10–12. Если они передвигались на лошадях (что менее вероятно, учитывая количество людей в группе), то времени на преодоление расстояния ушло значительно меньше. И в том, и в другом случае у них было достаточно времени, чтобы прийти засветло. К девятому часу они уже были в доме сотника 297 . Корнилий хорошо подготовился к приходу Петра. Он решил не только сам познакомиться с ним и представить ему своих домочадцев, но и созвать родственников, проживавших в других домах, а также друзей. Наличие у Корнилия многочисленных родственников в городе свидетельствует либо о том, что он был его коренным жителем, либо о том, что он был женат на уроженке Кесарии. Римские офицеры нередко брали себе жен из местного населения. Если жена Корнилия была иудейкой, этим отчасти может объясняться его благочестие и тот авторитет, которым он пользовался у местных иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Оставляя в стороне вопрос о дислокации и вариантах этого текста, можно считать бесспорным, что он применен к Сыну, Которому Отец дает Духа «не мерою», т.е. безмерно, без той кенотической ограниченности, которая присуща твари. Смысл этого текста обращен в обе стороны: положительным содержанием в христологическую, и им указуется полнота Христова обладания Духом, и – отрицательным содержанием – в сторону твари. Текст как бы подразумевает следующее отрицательное противоположение: «не мерою» дается Дух Сыну (ибо «все отдал в руку Его», 35), в отличие от всей твари, которой Он подается мероюκ μτρου. Текст значит не то, что твари вовсе не подается Дух (это было бы в противоречии со всеми текстами В. и Н. З. именно о ниспослании Духа на тварь), но что подается мерою, не в полноте, ограниченно, «от меры в меру». Это свидетельствует все о том же кенозисе Духа, который присущ Ему в Его откровении твари. При этом здесь очевидна та связь, в которой стоит эта мера со способностью восприятия. Лишь Сыну, Который способен приять Духа в полноте, как «приходящий свыше», Который «и есть выше всех» (2, 31), подается Дух без меры. По отношению же к тварному бытию – тех, кто как «сущий от земли земной есть» (31), – естественно применяется мера, которую тварь своей ограниченностью и косностью от себя налагает на откровение Духа, чем и обусловливает Его кенозис. 293 «Бог многочестно и многообразно говоривший издревле отцам по пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр. 1,1 ). Но как Дух Святой был «глаголавший пророки», так и слово «последних дней» подается Духом Св. 295 Как не поражаться, читая в описании самого потрясающего божественного видения Сланы Божией у Иезекииля эту точную датировку: «в 30-й год, в 4-й месяц, в 5-й день месяца находился я среди переселенцев на реке Ховаре, отвернись небеса, и видел я видение Божие» и далее ( Иез. 1,1 ). 296 «Бог изменяет времена и лета, низлагает царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным» ( Дан. 2, 21 ). «Ты (Навуходоносор) царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных, Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкой над всеми ими» (37–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Преподобный Серафим говорил: «Дух Божий воспоминает нам слова Господа нашего Иисуса Христа и едино с Ним и всегда тождественно (с Ним. – С. Ф.) в нас действует, радостотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен» 291 . Бели чувствам нашим будет дано хоть раз в жизни почувствовать чудотворную красоту Христову, то это только через благодать Духа Святого. И тогда исполнятся и для нас слова пророка: «Глаза твои увидят Царя в красоте Его» (Нс. 33, 17). И тогда и мы, грешники, вслед за святыми, скажем: «Ты, Христе… земля кротких, Ты – рай зеленеющий» 292 . В Церкви совершается двойное домостроительство – Сына Божия и Духа Святого, но по воле Божией человек познает это домостроительство и входит в него через Духа. «Человек через Духа восходит к Сыну» 293 294 , – писал св. Ириней Лионский и другие отцы, учившие, что сообщение Бога с человеками бывает посредством Духа Святого как «Жизни, в Которой причина живущих», как «Святого Источника», как «Святыни, подающей освящение» 295 . «Усерднейше надо молиться животворящему Святому Духу, Утешителю, Кормчему святой Церкви Христовой» 296 . Живые ли для нас все эти слова? Можем ли мы, например, помимо Символа веры и вспоминания Святого Духа как некоторой части догматической формулы сказать совсем просто комулибо из своих близких вслед за апостолом: «Умоляю вас… Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» ( Рим. 15, 30 )? И не охватывает ли нас некоторое неожиданное если не смущение, то удивление, когда в третьей молитве «на сон грядущим» мы должны произнести такие слова непосредственно и лично Святому Духу: «Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко благ и человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем и единородным Его Сыном». Мы совсем не привыкли обращаться к Святому Духу непосредственно, тем более каждый вечер, с просьбой о прощении и о мирном сне. И кто из нас именовал Его «человеколюбцем» в своем личном от себя к Нему обращении? Не возвращаем ли мы себя к тому времени, когда не было еще на земле Пятидесятницы, когда и у апостолов было временами еще «окамененное сердце» ( Мк. 8, 17 ), когда иные из них уже после Воскресения могли «усомниться» ( Мф. 28, 17 ), когда и для верховного апостола Петра подвиг Голгофы казался только какимто безжалостным самоистязанием ( Мф. 16, 22 ), когда с момента раскрытия Христом учения о Евхаристии, то есть о чемто совершенно непостижимом вне постижения в Духе Святом, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин. 6, 66 ). И все это потому, что «еще не было на них Духа Святого» ( Ин. 7, 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Стих 2-й . Выражение «на Моисеевом седалище (καθδρας – ср. Исх.18:13–16 ) сели» означает, что книжники и фарисеи занимали место законодателя (Моисея), стараясь начальствовать над народом и быть его духовными руководителями. «Сели», т.е. самовольно, не будучи никем поставлены, они восхитили у священства власть учить народ закону Божию ( Втор.31:9–12 ). Фарисеи никакими высшими полномочиями, подобно священству или пророкам, не обладали ( Мф.15:13 ), и сами себя считали учениками Моисея ( Ин.9:28 ). Священство православной Церкви поставлено Иисусом Христом ( 1Кор.12:28 ; Еф 4:11 ; ср. 2Кор.5:20 ). «Христос сказал», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «об иудеях: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи... Теперь же нельзя сказать, что священники воссели на седалище Моисеевом; нет, они воссели на седалище Христовом, потому что приняли Христово учение. Потому и Павел говорит: итак, мы – посланники от имени Христова» ( 2Кор.5:20 ). 295 Стих 3-й . «Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте..». – «Итак, все, что говорят они, нужно исполнять, хотя бы это было и зло? Скажем», – отвечает блаженный Феофилакт , – «что учитель никогда не осмелится учить кого либо злу. Α потом, если и станет учить дурной жизни, то станет учить не от седалища Моисеева и не от закона, а Господь говорит о сидящих «на Моисеевом седалище», т.е. об учащих законному. Итак, нужно слушать того, кто учит чему-нибудь по божественному закону, хотя бы он сам и не исполнял этого». 296 Стих 4-й . «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (φορτα от φορτον τ – кладь, груз, ноша, тяжесть, бремя), т.е. предписывают разнообразные и многочисленные требования (ср. Мф.15:2 ; Мк.7:4, 2:18 ). От народа требуют без всякого снисхождения полной исправности в жизни, а себе предоставляют свободу действий. Строги и взыскательны к другим, а к себе снисходительны, но не наоборот. Стих 5-й . «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» – «Расширяют хранилища» (по – Евр.тефилин, τ φυλακτρια от φυλακτριον – сторожевой дом, караульня, укрепление, средство предохранительное, амулет, талисман), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В 20-й главе ( 1Пар.20:5 ) вместо этого читаем настоящую версию: «тогда Элханан, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей» 296 . Преимущество опять на стороне Паралипоменон. Можно бы увеличить в значительной степени число примеров подобного же рода и к ним же присоединить достаточное число таких, которые дают обыкновенно повод к унижениям исторической достоверности Паралипоменон и возбуждают самые нелепые попытки примирения, но и приведенных достаточно для пояснения и подтверждения нашей мысли. Сюда же можно отнести вавилонские названия месяцев. Далее, предположение о существовании древнейшей редакции Царств, сохранившейся в книгах Паралипоменон, бросает свет на много подробностей в параллельных отделах тех и других книг, дает понятие о процессе работы их составителей, об их наклонностях и симпатиях, которыми они руководились при выборе материала. Например, писатель книги Царств ( 4Цар.15:33 и далее) рассказывает о царствовании Иоафама, сына Озии, в буквально сходных выражениях с книгой Паралипоменон и замечает: «он построил верхние ворота при доме Господнем». После этого он прямо переходит к обычному замечанию: «прочее об Иоафаме написано в летописи царей иудейских». В книгах же Паралипоменон после замечания о верхних воротах дома Господня читаем еще следующее ( 2Пар.27:4 ): «и многое построил на стене Офела; и города построил на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни. Он воевал с царем Аммонитян и одолел их; и дали ему аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч коров пшеницы и ячменя десять тысяч.( 2Пар.27:2–5 ). Писатель Царств не придает значения мирскому могуществу и власти, а потому опускает приведенные подробности. Автор Паралипоменон их сохранил, потому что они льстили национально-патриотическому чувству иудеев. Равным образом автор Царств почти всегда опускает подробности, касающиеся обрядового устройства, или же излагает их в сокращенном виде, и это потому, что он, как пророк, придавал им менее значения, чем священник – писатель Паралиноменон. Таким образом, сделанные нами замечания об отношении Паралипоменон к Царств показывают, что действительно книги Царств первоначально, как у LXX-u, составляли целое и написаны не по первоисточникам, а на основании древнейшей утраченной редакции еврейской истории. II. Пророки позднейшие

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Подобно тому, как помыслил Господь Бог в Своем милосердии и долготерпении быть терпеливым ко всем в мире, до тех пор, пока каждый из нас не придет к Нему, и до дня, когда Он будет судить всякую тварь при скончании века, так же мыслят люди богобоязненные, от наших отцов древних и пророков вплоть до сего дня, чтобы быть терпеливыми после того, как они приложат свои старания во всех делах, возлагая свою заботу на Господа, который будет судить всякую тварь в день, когда Он будет судить сокровенное каждого из нас. Поэтому, согласно слову пророка, тот, кто хочет слушать, пусть слушает, и он послушал себя самого, а кто хочет быть ослушным, пусть будет 296 , и он ослушался себя самого. Знайте же, о люди непослушные и невежественные, что горе нам, если те, кто воистину поучает нас, оставят нас и бросят, потому что мы не приняли их слов, потому что мы не пожелали удалиться от наших непослушаний и грехов, которые мы совершаем, чтобы стать подобными Вавилону, который не принял лекарства, поэтому святые, которых он не был достоин, бежали из него, оставив его в язвах нечистот и во всех его карах. Горе нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Вы показываете себя людям праведными, а ваше нутро исполнено нечистоты, и разврата, и воровства, и лжи, и спора, и борьбы, и вражды, и ненависти, и ослушания, и лжи, и лицемерия, и всякого беззакония, подобно гробам окрашенным, которые красивы снаружи, а их внутренность полна костей мертвых и нечистоты всякой» 297 . Горе нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Эй вы, дополняйте меру ваших ослушаний и ваших дурных дел, змеи, порождения ехидн! Как избежите вы осуждения в геенну? Посему, вот, я пошлю к вам пророков, и мудрых книжников, и людей богобоязненных, и вы убьете (иных) из них, и распнете, и будете бичевать (иных) в ваших синагогах, и возненавидите их, и будете гнать из города в город. Да придет на вас суд всякий и обвинение всякое, и поношение всякое, и печаль всякая, и вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахии, которого вы убили между храмом и жертвенником» 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010