В пользу Данильцевского причта получается дохода до 160 рублей в год. Приход: село, деревня Поддубная и сельцо Ваза. Всех дворов в приходе 72, душ мужеского пола 253 и женского пола 296 душ. В селе существует школа грамоты. Заозерье Новое (Русино тож) Село Заозерье, при речке Пордухе, находится от уездного города в 18 верстах и от губернского города в 45 верстах. Церковь в селе основана в 1737 году помещиком села, Капорского полка капитаном, Иваном Васильевичем Владыкиным. Г. Владыкин построил церковь деревянную, с одним престолом – в честь Рождества Пресвятые Богородицы; к новопостроенной церкви назначен был причт: священник, дьячек и пономарь; на содержание причта строителем церкви отведено было из собственных земельных дач «пашни 15 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов на 15 копен, да под кладбище и под усадьбы полторы десятины»; приход образовали: 3 двора помещиковых и 47 дворов крестьянских. В том же 1787 году на церковь положена была дань, которую повелело было взимать с следующего 1738 года, «с дворов: с попова 2 к., с дьячкова, с пономарева 1 к., с помещиковых трех по 3 к. 9 коп., с крестьянских 47 по 1½ коп. 70½ коп., заезда 10 коп., десятильнича дохода 30 коп., да по присланной из вотчинной коллегии промемории с поступной к той церкви пашни 15 четвертей по 1¼ с четверти 22 коп. с ½, с сенных покосов с 15 копен по 1 коп. 15 коп., итого данных 1 р. 60 коп., полоняничных с 3 дворов 12 коп., казенных пошлин 17 коп., на подмогу полковым попам 10 коп., всего по 1 р. 99 коп. на год». В 1746 году дань была уменьшена и церковь платила рубль 60 копеек. 41 Богородицерождественская деревянная церковь существовала в селе до 1883 года, а в этом году сгорела. Существующая пятиглавая каменная церковь , с таковою же колокольнею и оградою, построена в 1882 году иждивением крестьян: Тимофея Малышева, Ивана Куранова и Прокопия Гусева. Престол в церкви один – в честь Святые Живоначальные Троицы. Церкви принадлежат здания: входная каменная часовня, устроенная тщанием прихожан на месте сгоревшей деревянной Богородице-рождественской церкви, и деревянная сторожка.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Санкт-Петербург. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери при Государственном Контроле. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Ахтырской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1832 и 1839. Адрес: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, наб. р. Мойки, 74. Координаты: 59.930571, 30.306093 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь помещается на третьем этаже дома, принадлежащего Государственному контролю, на левом берегу Мойки. Она устроена в 1807 г. женой действительного статского советника Елизаветою Захарьевной Хитрово и помещалась в собственном ее доме, принадлежащем ныне П. Демидову на Большой Морской. По смерти г. Хитрово, церковь, посвященная Ахтырской иконе Божией Матери, перешла в наследство сыну ее, госуд. контролеру Александру Захарьевичу Хитрово, который, с высочайшего разрешения, поместил ее в казенном доме гос. контроля и назначил для помещения ее три небольшие комнаты на третьем этаже. На приспособление этих комнат для церкви и на приобретение церковной утвари было израсходовано 386 руб. 35 коп. ассиг., а на удовлетворение других нужд еще прибавлено 296 руб. 50 коп. ассиг. Церковь освящена 28 августа 1832 г. казанского собора протоиереем Петром Мысловским. В таком положении церковь существовала 7 лет, а в 1839 г. перенесена на другое место. Между домами гос. котроля и гос. контролера было пространство, до 7 сажень длины, ничем не занятое. Здесь в 1839 г. было выстроено каменное здание в три этажа, по фасаду подходящее к дому контролера. Третий и второй этажи этого здания составляли тогда один этаж, посему явилась мысль – третий этаж отделить от второго и в нем поместить церковь, а второй этаж был назначен для кабинета гос. контролера. На приспособление здания для помещения церкви назначено было 6000 руб., и сумма эта взята из общих по контролю остатков. Церковь освящена 16 декабря 1839 г. Церковь устроена в виде простой продолговатой комнаты, длина ее с алтарем 15,5 арш., ширина 10 арш., высота 4,5 арш. Пол в церкви и в алтаре паркетный и уровень пола в церкви и алтаре одинаков. По сторонам алтаря - шкафы для ризницы. Антиминс подписан митроп. Серафимом, а священнодействован Смарагдом, епископом ревельским, 1833 г. 5 февраля. Иконостас из соснового дерева, в два яруса…

http://sobory.ru/article/?object=24782

Причт монастыря состоял из двух священников, одного дьякона и двух причетников. Но по указу Святейшего Синода в 1842 г. должность дьякона была упразднена. Согласно ведомости Иоанно-Предтеченского монастыря за 1855 г., в приходе монастыря в деревне Крестки, в трех верстах от города, находилась каменная часовня, но кем, когда и по какому случаю устроенная неизвестно. В 1864 г. в Иоанно-Предтеченском монастыре были построены: амбар для хранения продуктов, баня и прачечная. Ризница помещалась в особо устроенной в притворе Иоанно-Предтеченского храма каменной палатке с железной дверью, которая запиралась внутренним личинным замком. Библиотека располагалась в притворе Андреевской церкви в деревянном шкафу. В 1865 г. в монастыре было построено деревянное на каменном фундаменте здание, в котором находились дровяной сарай, хлев и ледник. Согласно ведомости монастыря, все неокладные суммы обязательно записывались в монастырские приходо-расходные книги. На 1867 г. монастырю принадлежали следующие земли, отданные по Высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 30 июня 1826 г.: 1. Пахотная, покосная и неудобная земля, называемая Климова, или Акатова (по-крестьянски - Гниловка) в Полонской волости Псковского уезда - 24 десятины 827 саженей, отведена Псковской казенной палатой 26 февраля 1804 г. 2. Пахотная земля, состоящая под лесом издавна уничтоженным, называемая Отвод, в Новоуситовской волости Островского уезда - 4 десятины 1990 саженей. 3. Пахотная, покосная и под проселочными дорогами земля, называемая Фоминой, или Исаковой, в Добрывитской волости Псковского уезда в количестве 11 десятин 1629 квадратных саженей. 4. Пахотная и под проселочными дорогами безымянная земля в Завелицкой засаде Каменской губы Псковского уезда - 22 десятины 2111 квадратных саженей. 5. Покосная земля под селением, Стефановской церковью и кладбищем давно упраздненными, в Завелицкой засаде - 18 десятин 422 саженей. На первые две земли планов и межевых книг не было, а на три последние имелись. Все эти земли ежегодно отдавались монастырем и причтом в арендное содержание посторонним лицам. От 42 десятин 417 сажень, которыми пользовался монастырь, дохода в год получалось 346 руб., в другой год - 296 руб., а в третий - 146 руб. 25 коп. с сенокосной землей. Рыбных ловель и мельницы обитель не имела, но взамен их получала от казны денежное вознаграждение в размере 228 руб. 69 коп. серебром в год.

http://sobory.ru/article/?object=46874

6b переводить свободно: «и от Бога просит он милости». Вторая притча 6 стиха дает ту же мысль, что и первая, прибавляя только, что в своей молитве мудрец ищет прощения грехов, без чего невозможно достигнуть мудрости. Лат. слово «утреневати» передает: «на бодрствование до рассвета». 6d Сир. переводит: «и ради грехов своих он попросить доброго». Сл.: «Аще (Остр.: аще бо) Господь Велий восхощет, духом разума исполнится: Той одождит глаголы премудрости своея, и в молитва исповестся Господеви; Той управит совет его и художество, и в сокровенных его размышляти (Остр.: размышлено) будет; Той известить (Остр.: и той извещает) наказание учения его, и в законе завета Господня похвалится». Союз «ибо» в начале 7 стиха, подобно Остр., прибавлен и в некоторых Гр. списках (106, 157, 296, 308); в Сир. первая половина стиха опущена, а вторая передается свободно: «и от духа разума он умудрится». Вместо «исполнится» во многих списках читается: «исполнить его», разумеется, – Бог (A, 106, 155, 157, 296, 307, 308, так же Коп.-с. и Лат.); смысл тот же, но первое чтение следует предпочесть, как более близкое к Сир. 8, 9 и 10 стихи начинаются одинаково словом «той», в Евр., вероятно, г с значением «он сам»; научившись, он и сам будет учить других. «Одождит», как и в 18, 29, значит: «прольет, как дождь», – так же обильно; «своея» после «премудрости» не читается в Ald., и оно здесь, по-видимому, прибавлено переводчиком. В Сир. 8 стих переведен неверно: «он изречет притчи по дважды, и исповедаются ему за его разум». Сл. и Гр. «управит совет» значить: подает правый, верный совет; «его» после слова «совет» и здесь прибавлено, оно не читается в Гр. S, 254: «подает верный совет и сведение», т. е. даст точные сведения о деле, по которому спрашивают его совета. Сир. и здесь неточно: «он разумеет изречения и мудрость (по иному чтению: мудрых) и понимает скрытое». Во второй части 9 стиха местоимение «Его»» после «сокровенных» вполне уместно, так как речь идет о тайнах Божиих, доступных отчасти мудрому человеку, ср. Пс. 50, 8 : «безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Начало 10 стиха буквально с Гр. переводится: «он проявит наставление учения его»; и здесь «его», по-видимому, прибавка, – в Сир. местоимения нет: «учение мудрости»; разумеется учение, основанное на глубоком образовании самого учителя, свободно: «преподаст разумное учение». Похвала его будет заключаться в «законе завета Господня», т. е. в основательном знании Закона, как памятника завета Бога с Израилем; Сир. свободно: «в законе жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Кроме занимаемой церковью площади, церкви принадлежит дом для священнослужителей двухэтажный, с огородной при нем землею. Кроме сего, на углу Воскресенской и Новотроицкой улиц - пустопорожняя земля в 546 кв. саж., пожертвована и принадлежит церкви. Церковного капитала в билетах и по книжке сберегательной кассы 1288 руб. 36 коп., в 1905 г. к ним причислен билет в 5 000 руб. с назначением процентов на ремонт церкви и поминовение. Прихожан 296 муж. пола и 365 жен. В приходе Сиротский дом угличской Николосухопрудской церкви с 1891 г., содержится на капитал, пожертвованный 1-й гильдии купцом Дмитрием Александровичем Жареновым в количестве 18 000 руб. Из них за 6 000 руб. приобретен дом, на проценты с остального капитала и добавочно поступивших к нему средств содержатся 20 и более девочек-сирот разных селений и приходов. Штатный состав причта: священник и псаломщик, причтового капитала 6 540 руб. в билетах. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Церковь Николая Чудотворца в Угличе — кирпичная, возведённая в 1868-1881 годах на средства купца Михаила Александровича Жаренова на месте прежнего кирпичного храма постройки 1735–1758 годов. Большое четырёхчастное здание в русско-византийском стиле с элементами классицизма. Храмовая часть двухсветная, завершённая кокошниками и пятиглавием, внутри перекрытая сомкнутым сводом на уровне второго яруса. Трапезная — зимний храм с двумя приделами, — протяжённая, возможно, в перестроенном виде оставшаяся от прежней церкви. Колокольня внушительная трёхъярусная с элементами неоготического стиля примыкала с западной стороны. Имелись три престола: апостола и евангелиста Иоанна Богослова; иконы Божией Матери «Знамение», святителя Иоанна Златоуста и преподобного Макария Желтоводского; святителя Николая Чудотворца и бессребреников Космы и Дамиана. Церковь была закрыта в 1930 году, использована для размещения мастерских. При этом были уничтожены пятиглавие и верхние ярусы колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=04072

В 1873 году Академическим Начальством было принято еще девять студентов сверхштатных, и оно ходатайствовало пред Лаврским Начальством о доставлении и этим 9 человекам возможности продолжать образование – предоставлением им помещения в Лавре, с содержанием от нее. Учрежденный Собор, в удовлетворение означенного ходатайства, признал возможным, вместо занимаемых студентами отдельных келлий, отвести для них верхний этаж Пятницкой башни, где и довольствовать их столом от Лавры, а на одежду отпускать по 90 р. в год на человека, выдавая таковые по третям года Академическому Начальству, но с тем, чтобы уже не было никаких других требований к Лавре о таковых студентах. На докладе о сем Собора, при котором был приложен именной список субсидируемых от Лавры студентов, последовала резолюция Высокопреосвященнейшего Митрополита Иннокентия от 9 октября 1873 г. за 172: «Согласен». Таким образом, удовлетворяя означенное ходатайство Академического Начальства, Учрежденный Собор имел в виду положить этим предел дальнейшим подобным ходатайствам, что и выразил словами: «чтобы уже не было никаких других требований к Лавре о таковых студентах». Однако, в 1885 году, Правление Московской Духовной Академии, отношением от 11 октября за 1242, уведомило Учрежденный Собор, что на представлении Правления Его Высокопреосвященству от 27 минувшего Сентября за 1187, о разрешении Учрежденному Собору Лавры представлять ежегодно в Правление Академии на содержание Лаврских стипендиатов, переведенных из Пятницкой башни в здания Академии, добавочную сумму —296— в количестве 720 р. последовала следующая резолюция Его Высокопреосвященства: 1885 г. Окт. 2. «Разрешается». С тех пор Лавра, вместо прежних 930 р. 33 коп. в треть, стала отпускать в Академию на содержание 16 стипендиатов по 1.173 р. 33 к. в треть, или 3.520 р. в год, каковая сумма отпускается и до сего времени. Хотя причина перемещения студентов из Пятницкой башни в здания Академии в вышеприведенном отношении Академического Правления не выяснена, но из дел Собора за 1885 год видно, что в этом году, по распоряжению Преосвященного Иоанникия, переведено из Москвы в Лавру Московское Епархиальное Училище Иконописания, которое и заняло всю Пятницкую башню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1837–1840 гг. по указу Синода было приостановлено введение общежития в Пензенском монастыре, так как оно было учреждено по инициативе пензенского епископа Амвросия, без разрешения Синода 292 . В 1806 г. общежитие было учреждено в Нижегородском Крестовоздвиженском женском монастыре. В прошении игуменьи Дорофеи, с тем чтобы общежитие не нарушалось, было предложено: настоятельниц избирать только среди «сестер общежительных»; без согласия сестер никого не определять в монастырь, и особенно тех, кто не согласен с общежительным уставом; штатные суммы соединить с теми, которые монастырь получает от рукоделий; увеличить число монахинь на 15 чел. Синод согласился с учреждением общежития. А. Н. Голицын представил доклад императору, который одобрил представление Синода, а императрица передала 500 руб. монастырю 293 . Первая ступень этого процесса – введение общей трапезы. В 1840 г. была введена общая трапеза в Хотьковом монастыре, но только для 180 чел. – монахинь и тех белиц, которые исполняли различные монастырские послушания и занимались рукоделием 294 . В 1856 г. московский митрополит Филарет высказал пожелание преобразовать Хотьковский монастырь полностью в общежительный 295 . Только в 1870 г. общая трапеза была введена для всех обитательниц монастыря. Для 50 из них была устроена богадельная трапеза 296 . Кроме того, к концу 1870-х не только трапеза, но и отопление, одежда, обувь и пр. безвозмездно стали предоставляться всем сестрам, «кои несут труд общежительного устава». В монастыре на этот момент насчитывалось 370 сестер, из них монахинь 30 и 24 послушницы. По штату было положено 27 монахинь и 27 послушниц. Из казны на содержание монастыря отпускалось всего 338 руб. 11 коп., в то время как доходность монастыря увеличилась до 35 000 руб. в год. Указом духовной консистории по просьбе игуменьи монастыря Варсанофии штат монастыря был увеличен до 120 человек – 60 монахинь и 60 послушниц 297 . До введения общежития в Хотьковом монастыре основным занятием сестер были пряжа тонких ниток и плетение кружев, украшение икон фольгой и бисером для продажи богомольцам.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Общий годовой итог расходов по монастырскому подворью 49 1 350 443 или: 91 р. 71 ½ коп.; хлебного монастырского запаса, не поставленного в цену, отправлено на 31 подводе; свежей рыбы, не поставленной в цену, кроме 3 850 копчёных сельдей, отправлено было на 10-ти подводах. Расход этот огромный! Данилов монастырь содержал в этот год на своём иждивении 79 человек (братии и служебников) и заплатил им одного денежного жалованья 158 р. 54 к. Кроме того, платил оброчные статьи в Приказы и казну царскую, платил жалованье военным отставным из полков, поил и кормил посланных к нему под начал пьяниц, колодников, воров и тому подобных людей. У него считалось до 3 000 душ вотчинных крестьян, 1 151 четверть га] монастырской земли пашенной, 406 десятин га] лесу, до 7 296 копен га] сена; но и этого ему не ставало на расходы, или доставало только – чтобы свести концы с концами. В 1685 году в приходо-расходных книгах значится: «поступило в приход наличными деньгами 815 р. 10 алт. 1 д., да остаточных от прошлого 81 р. 25 алт. и 4 д., следовательно, всего в приходе 897 р. 7½ к.»; а в конце расходных книг написано: «у ста девяносто третьего году осталось за расходом на лицо ко сту девяносто четвёртому 13 р. 26 алт. 4 деньги»; следовательно, издержано всего 883 р. 27½ к., более против действительного прихода 67 рублями 97 копейками. Отсюда понятно, почему архимандрит Данилова монастыря, когда, например, требовались починки старых монастырских зданий или новые сооружения, обращался с челобитьями о помощи к царям и другим своим вкладчикам, – или, когда в 1628 году Троицко-Сергиева монастыря власти отнимали у Даниловских рыбные ловли, последние писали в челобитье Государю: «от того мы, Государь, помираем голодною смертию». 2 У каждого Переславского монастыря был в Москве стряпчий. Это видно из отписок Даниловского. .стряпчего. Читать далее Источник: Переславский Троицкий Данилов монастырь/Прот. Александр Свирелин. - 2-е изд., испр. и доп. - Владимир: тип. Губ. правл., 1905. - 87 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Причт, состоящий из священника и псаломщика, владеет пахотной землёй в количестве 2 десят. 3020 саж. и сенокосной ( " Поповское " ) - 11 десят. 1080 сажен, дающей до 70 руб. в год, пользуется % с капитала в 200 рублей, получает жалованья: священник 296 руб. 60 коп. и псаломщик 51 руб. и дохода за требоисправление до 65 рублей в год. Для помещения его устроены обществом два дома со службами: священнический в 1873 году и исправлен в 1893 году и для псаломщика в 1887 году. С 1891 года открыта школа грамоты, помещающаяся в священническом доме и снабжённая учебными пособиями от епархиального Училищного совета. На содержание её средств не имеется. Обучением занимается местный священник безвозмездно. Учащихся к 1 янв. 1894 года состояло 1 мальчик и 3 девочки. К церкви Спасоприлуцкого прихода приписана часовня в Рембульской деревне во имя великомученика Георгия Победоносца, первоначально устроенная крестьянами этой деревни в 1718 году, заменённая новой в 1838 г., которая была перенесена на другое место и исправлена и которую указом консистории от 3 июня 1892 года за предложено обратить в тёплую однопрестольную церковь во имя великомученика Георгия. Прихожан к 1 янв. 1894 года состояло 347 душ муж. пола и 420 жен. пола, живущих в 7-ми деревнях не далее 6 вёрст от приходской церкви при беспрепятственном сообщении с нею. Извлечено свящ. Смирновым из описания местного священника П. Павловского и из клировых ведомостей за 1893 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. - Архангельск, 1894. С. 184 - 187. Описание В. В. Зверинского: 1194. Спасский – Новоприлуцкий – Козьеручьевский, мужской, ныне камен. церковь и остатки камен. келий недалеко от деревни Аннина Гора, Архангельской губ., Холмогорского у., в 15 вер. к вост. от Холмогор, на правом берегу р. Двины. Основан в 1617 г. старцем Иоасафом, постриженцем Александро-Свирского мон., на месте явления ему образа Спасителя. В 1764 г. упразднен, и в келиях его помещено училище для детей церковнослужителей, из которого потом образовалась семинария, переведенная в 1771 г.

http://sobory.ru/article/?object=60297

Доходы: Постоянных доходов в пожертвований 1943 р. 15 к. % с неприкосновенного капитала 2377 р. 74 к. Доходы из разных источников 6003 р. 44 к. Временные пожертвования 46911 р. 83 к. Итого: 57236 р. 16 к. Эти «разные источники» и «временные пожертвования» слагаются из сумм: Ежегодные субсидии: Субсидии, отпускаемые по Высочайшему повелению 1000 р. От Ее Императорского Высочества Великой Княгини Александры Иосифовны 200 р. От Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича 100 р. От Петергофской земской управы 250 р. От разных лиц на попечительство 417 р. 20 к. От разных лиц на устройство лампады перед образом Спасителя в «Доме Трудолюбия» 35 р. От разных лиц по завещанию 175 р. Членского взноса от 103 человек 534 р. Вынуто из кружек 975 р. 73 к. и т. д. А затем следуют скромные рубрики: а) Пожертвования протоиерея И.И. Сергиева: На попечительство 41963 р. На постройку ночлежного приюта 2000 р. Итого 43963 р. По изданию бесед протоиерея И.И. Сергиева: Получено от продажи бесед 2042 р. 30 к. Получено от продажи карточек 296 р. 10 к. Итого 2338 р. 40 к. Итого 46000 р. или 90% всех доходов! И то же самое повторяется из года в год. Располагая такими «временными» суммами, «Дом Трудолюбия» успел скопить до 100000 руб. запасного капитала, выстроил три большие здания с церковью и устроил приют для призрения нескольких тысяч человек. Под общим наименованием «Дома Трудолюбия» находятся в Кронштадте: 1) Ночлежный приют на 800 мужчин и женщин, занимающий четыре этажа большого каменного здания. За 3 коп. (неимущие даром) бедняки получают ночлег и утром кружку чая с хлебом. Постели устроены в виде нар с подушками из соломы. Первоначально предполагалось дать такие же тюфяки, но расход вышел чрезмерный, потому что менять тюфяки приходилось чуть не ежедневно. Зимою, когда морские работы на судах прекращаются, в Кронштадте остается без крова много рабочего люда, и для них этот ночлежный приют единственное убежище. 2) Женская мастерская для девочек и взрослых девушек, которых обучают шитью и дают заработок на швейных машинах. Несколько десятков бедных тружениц получают здесь кусок хлеба, а не умеющие – выучиваются шить под руководством мастерицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010