Ликвинцева напомнила, что первый том собрания сочинений матери Марии (Скобцовой) вышел 7 лет назад. Сейчас издатели представляют второй том, в котором публикуются работы Елизаветы Скобцовой начального периода жизни в эмиграции: со второй половины 1920-х до ее монашеского пострига в 1932 г. В третьем томе под общим названием «Путь» предполагается опубликовать богословские произведения середины 1930-х гг., а также большую серию очерков о Франции. В четвертый войдут самые поздние работы периода «Православного дела» (общество друзей и единомышленников матери Марии, которое организовало общежития, столовые, культурный центр, в войну спасало евреев и всех гонимых нацистским режимом) и военного времени. Пятый том будет целиком посвящен поэзии матери Марии: сюда войдут поэмы, мистерии, многочисленные стихи, в том числе неизданные. Второй том получил общее название «Россия и эмиграция»: в нем собраны публицистические заметки, репортажи, полемические статьи, которые публиковались в эмигрантской прессе; философские очерки и историко-философские сочинения; авторские сборники житий святых; материалы, связанные с жизнью Русского студенческого христианского движения (РСХД), активным участником и хроникером которого была будущая мать Мария. Подробно об этой книге Н. Ликвинцева и другие причастные к изданию рассказывали в декабре прошлого года. На этот раз Ликвинцева особое внимание обратила на важность понимания контекста, в котором создавались философские произведения Елизаветы Скобцовой. Абсолютно переломным для нее стал 1926 год – год смерти младшей дочки Насти и встречи с РСХД. Елизавета стала активной «движенкой», и все ее творчество с этого момента развивается «в бурлящей творческой и литургической атмосфере». В частности, организованный ею кружок по изучению России (во главе с Георгием Федотовым, при активном участии Николая Бердяева и других видных философов и богословов) работает в русле основной идеи: изучать историю русской мысли, чтобы понять, как сформировались «те идеологии, из-за которых мы потеряли Россию», и чтобы помочь своей родине – создать новое мировоззрение для посткоммунистической России. В этом поиске она исходила из представления о «богопричастности мира и миропричастности Бога», о «живом поле русской мысли, которая может менять историю». Ликвинцева обратила особое внимание на работу Е. Скобцовой «Мыслители»: в жанре диалогов она «сталкивает» Чаадаева, Герцена, Достоевского, В. Соловьева и других в общем размышлении о том, «что привело к революционному срыву в России и что делать дальше». Интересно, что публицистика этого периода тоже перекликается этими идеями, отметила редактор второго тома.

http://bogoslov.ru/event/6167448

Лит.: 25-летний юбилей Правосл. Богословского ин-та в Париже: 1925-1950. П., 1950; Семенов-Тян-Шанский А., свящ. Памяти М. М. Осоргина//ВРСХД. 1950. 6. С. 30-33; А. Ш. М. М. Осоргин//ЦВЗЕЕ. 1951. 1(28). С. 18-19; Кассиан (Безобразов), еп. Слово на отпевании М. М. Осоргина//Там же. С. 19-20; Ossorguine N. M. Un chantre hors du commun: M. Ossorguine//Messager orthodoxe. P., 1987. N 104. P. 76-82; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 402-404, 407, 431-432, 444; Рар Г. Киссингенский храм: его настоятели и богомольцы (1921-1984)//Братский вестн. Бад-Киссинген, 1997. Вып. 6. С. 4-12; Рахманова М. П. M. M. Осоргин//Золотая книга эмиграции. М., 1997. С. 474-475; Ковалевский П. Е. Дневники (1937-1948). СПб., 2001. Т. 1. Н. М. Осоргин. Фотография. 2005 г. (8.09.1924, Париж - 5.11.2014, там же), псаломщик, регент, церковно-общественный деятель, автор обработок церковных распевов. Сын M. M. Осоргина. Род. на Сергиевском подворье. Учился в Русской гимназии в Париже. С раннего детства прислуживал в церкви Сергиевского подворья, где 8 янв. 1939 г. был посвящен в чтеца митр. Евлогием (Георгиевским). Во время второй мировой войны прислуживал в Александро-Невском соборе в Париже. Член братства иподиаконов и прислужников при соборе. Окончил техническое уч-ще (1946), Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже (1949). Член студенческого братства им. преподобных Сергия и Никона Радонежских. В 1950 г. женился на И. В. Александрович. Руководил кружком по изучению церковного пения при Русском студенческом христианском движении (1949-1955). 1 окт. 1951 г. был назначен псаломщиком ц. прп. Сергия Радонежского на Сергиевском подворье, исполнял это служение до самой смерти. Член приходского совета ц. прп. Сергия Радонежского (1951-2014). Регент мужского хора студентов Богословского ин-та и певчих ц. прп. Сергия. Преподаватель церковного устава в Богословском ин-те (1951-2005). Администратор Сергиевского подворья (1951-2005). Директор епархиального свечного завода при Сергиевском подворье (1951-1995). Член редакционной комиссии по составлению «Нотного сборника православного русского церковного пения» (1962-1975; т. н. Лондонский сборник). Член комитета Об-ва ревнителей православного церковного пения (1968). Участник работ Межправославной комиссии по вопросу церковного календаря в Шамбези (1977). Член епархиального совета Архиепископии русских православных церквей в Зап. Европе (1981-1994). Автор статей по литургическому богословию.

http://pravenc.ru/text/2581643.html

Мы были в театральном музее Белграда, где стали зрителями великолепной презентации о театральных художниках, которые делали декорации в белградской опере, о русских музыкантах и актерах, выступавших в Белграде, среди них Ф.И. Шаляпин и В.И. Качалов. В начале 20 гг. ХХ века в Белград приезжал МХАТ, та часть труппы, которая гастролировала тогда по Европе. Программа Летней школы была весьма насыщенной. Участники школы отправились в Сремски Карловцы, где стояла армия барона Врангеля. Каждое воскресенье воины России ходили в полковую церковь на Литургию. Там же находилась резиденция Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Митрополит Антоний (Храповицкий) был Предстоятелем РПЦЗ. В Ново-Хоповском монастыре на Фрушка гора почивали мощи вмч. Феодора Тирона. Там же проходил третий съезд Русского студенческого христианского движения, в котором принимали участие многие русские философы - о.Сергий Булгаков, Н.А.Бердяев и другие. Я смотрю на Летнюю школу глазами студентов и по-хорошему завидую: они в юном возрасте получили возможность увидеть живые и яркие свидетельства славянского братства. В 1914 году мы не оставили сербский народ, по сути, защищая сербов, вступили в Мировую войну. Так и сербы не оставили нас, предоставив русским изгнанникам убежище. Особое слово надо сказать о короле Александре и о Патриархах Димитрии и Варнаве, которые предоставили лучшее здание Сремских Карловцев, дворец сербских Патриархов, для русского епископата. Удивительны и тесны братские связи русской и сербской культур. Белград во многом построен русскими архитекторами-эмигрантами - потрясающие здания в стиле классицизма и даже ампира. В Летней школе студентам читали лекции, посвященные тем или иным персоналиям, оказавшимся в Белграде - Евгению Аничкову, Петру Струве. Я говорил об отношениях митрополита Антония и карловацкого Синода к богословию о. Сергия Булгакова. Студенты готовили свои проекты на протяжении работы Летней Школы. В предпоследний день они выступали со своими презентациями и проектами, в которых рассказывали о русских изгнанниках в Сербии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/02/zh...

Надо сказать, что, будучи активным членом русского студенческого христианского движения, отец Алексей Ионов действительно был активным просветителем, миссионером, но, кроме того, это был последовательный антикоммунист, для которого советский режим представлялся главным врагом Русской православной церкви. Собственно таковыми были настроения и многих других участников Псковской миссии... Прибывшего в марте 1941 года в Прибалтику митрополита Сергия Воскресенского, который фигурирует в фильме, представители местного духовенства поначалу воспринимали просто как большевистского агента. И ему потребовались очень большие усилия уже в период оккупации, занимая последовательную антикоммунистическую позицию, чтобы получить доверие этого духовенства, как и германских оккупационных властей. С 1941 по 1944 годы Сергий Воскресенский последовательно выступал с призывами к православному духовенству и православным христианам поддерживать германскую армию, подчеркивал, что только разгром большевизма в Советском Союзе поможет сохранить русскую православную церковь. Молебны о даровании победы германской армии в храмах Прибалтики и Псковской миссии служились с 1941 года. Так что атмосфера, которая сопровождала начало деятельности Псковской миссии и последующую ее деятельность, была как раз вполне определенно антикоммунистической. И никаких скрытых симпатий к Красной армии у подавляющего большинства миссионеров не было. И не случайно и отец Георгий Бенигсен, который также фигурирует в фильме, и отец Алексей Ионов (прототип главного героя), ушли вместе с немцами. Отец Георгий служил в кафедральном соборе в Берлине в 1944 – 1945 годах, отец Алексей Ионов совершал молебны в Комитете освобождения народов России, которым руководил генерал Власов, а потом вообще, оказавшись в Америке, закончил свою жизнь в Русской православной церкви за границей... ОККУПАЦИЯ: ПОПЫТКА ВЫЖИТЬ – Оцените, пожалуйста, и достоверность изображения в фильме жизни оккупированной фашистами деревни на Псковщине? – Странная деревня, скорее какой-то хутор, который фигурирует в фильме, вызывает вопросы. Достаточно посмотреть, как одеты молодые колхозницы в клубе: в городах так не во всяких ходили. Надо отдавать себе отчет, в каком ужасающем положении находилась накануне войны Псковщина...

http://religare.ru/2_75552_1_21.html

настоятелем Александро-Невской лавры. 28 окт. 1923 г. принес покаяние и вместе с братией лавры вернулся в Патриаршую Церковь. 14 нояб. 1923 г. снят с должности настоятеля и назначен помощником наместника лавры. С 1924 г. благочинный мон-рей Ленинградской епархии. В июле 1925 г. арестован по обвинению в «расхищении церковного имущества». 5 марта 1926 г. по делу монахов и членов двадцатки Александро-Невской лавры приговорен Ленинградским городским судом к 1 году заключения. 11 янв. 1933 г. вновь арестован в Ленинграде по делу Русского студенческого христианского движения . 10 марта того же года постановлением следователя освобожден из-под стражи. 5 апр. решением Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. дело прекращено за отсутствием состава преступления. С 9 марта 1934 по 21 апр. 1937 г. и с 30 авг. 1937 по 29 марта 1938 г. служил настоятелем посольской греческой ц. вмч. Димитрия Солунского. Одновременно с дек. 1937 по янв. 1938 г. был настоятелем ц. св. праведных Симеона и Анны (до ее закрытия). С 29 марта 1938 г. находился за штатом. Пережил 1-ю блокадную зиму в Ленинграде, 14 авг. 1942 г. был эвакуирован в г. Алапаевск Свердловской обл. 13 авг. 1944 г. хиротонисан в Москве в Богоявления соборе в Елохове во епископа Симферопольского и Крымского. Хиротонию возглавил Патриарший Местоблюститель Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Симанский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) в сослужении митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) , архиеп. Тульского и Белёвского Виталия (Введенского) . Осенью 1944 г. участвовал в Предсоборном совещании архиереев. Член Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. За организацию в Крымской епархии патриотических взносов на танковую колонну в 1947 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 5 (по др. данным, 9) апр. 1946 г. назначен епископом Тамбовским и Мичуринским. В июле 1946 г. И. приобрел в Тамбове дом (ул. Бебеля, 6), где разместил епархиальное управление.

http://pravenc.ru/text/578084.html

Отец Сергий принял сан в России в 1918 году и почти в это же время познакомился с Юлей Рейтлингер, жившей тогда с сестрами и матерью в Крыму. Оба они оказались в эмиграции, она была его духовной дочерью до самой его смерти. Сестра Иоанна решила вернуться на родину сразу после войны. Последние слова, которыми ее напутствовал отец Сергий Булгаков, умирая в феврале 1944 года, были: «Возвращайся на Родину, Юля. И неси свой крест с радостью. И, слышишь, — с радостью неси!» Разрешения на въезд пришлось ей ждать десять лет. Может быть, это спасло ее от участи тех, кто, возвращаясь из эмиграции несколькими годами раньше, попадал в лагерь. Так случилось с ее подругой монахиней Еленой (Казимирчак-Полонской).  Она была монахиней в миру — по примеру матери Марии (Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, которая тоже была среди духовных детей отца Сергия в Париже), принявшей постриг в 1932-м. Свое пострижение в рясофор в 1934 году с именем Иоанна (в честь Иоанна Крестителя) она вспоминала как самое значительное событие своей судьбы. Этому предшествовала «Пшеровская Пятидесятница», как потом называли первую конференцию русского студенческого христианского движения в Пшерове (под Прагой) в 1923 году , когда участники его, и среди них сестры Рейтлингер, ощутили на себе прикосновение Духа Святого, его огненную печать — это переживание определило направление жизни молодых людей, присутствовавших на богослужениях (литургию каждое утро в 6 часов служил отец Сергий Булгаков) и беседах съезда. Вскоре после него, в 1925 году, было образовано Сергиевское Подворье —Православная духовная академия и Богословский институт — в Париже. Отец Сергий Булгаков возглавил здесь кафедру догматического богословия и был душою Подворья. Ю. Н. жила на Подворье в комнатке на чердаке.  С матерью Марией вместе они создавали интерьер храма во дворе ее общежития на rue Lourmel, 77 — переделывали конюшню-гараж, убрав стойла, в церковь, сестра Иоанна создавала иконостас, мать Мария тоже писала иконы и вышивала. Сохранилась (ныне в монастыре св. Иоанна Крестителя в Эссексе в Англии) большая ее вышивка — «Житие Царя Давида», — она располагалась наверху вдоль правой стены храма. Вышивала ее мать Мария в 1939–1940 гг., в период гонений на евреев в Европе. Над царскими вратами уже позднее, в годы нацистской оккупации, появилась ею вышитая Тайная Вечеря. Сестра Иоанна помогала матери Марии и в ее трудах иного свойства — вместе ходили для приобретения дешевого продовольствия, всяких остатков, даже очистков, на центральный рынок («Чрево Парижа»), чтобы прокормить людей, обитавших в общежитии на улице Лурмель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

По семейному преданию, семья А.А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского моря, примерно в 100 км к юго-западу от Таллина. После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отделения. На фабрике Лютера М.А. Ридигер работал вплоть до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям Патриарха Алексия, «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботящиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали монастыри: Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской, Пюхтицкий Успения Божией Матери женский , Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители и миряне Эстонской Церкви посещали обители, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Сергиев женский монастырь во имя Святой Троицы, виленский Свято-Духовский мужской монастырь и Почаевскую Успенскую лавру. Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском Преображенском монастыре , находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей - преподобных Сергия и Германа. В начале 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения (РСДХ) в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами которого были протоиерей Сергий Булгаков, иеромонах Иоанн (Шаховской), Н.А. Бердяев, А.В. Карташев, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, привлекала православную молодежь, желавшую найти в трудных условиях эмиграции твердое религиозное основание для самостоятельной жизни. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) позднее писал, что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом на все, что происходило в это время с Церковью в России. Церковь для русских изгнанников перестала быть чем-то внешним, напоминающим лишь прошлое. Церковь становилась смыслом и целью всего, центром бытия.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

Подарила свое фамильное имение близ Анапы местным крестьянам с просьбой устроить там школу. В февр. 1918 г. избрана заместителем городского головы Анапы, недолго исполняла обязанности градоначальника. После установления в Анапе советской власти была назначена в апр. 1918 г. Анапским городским советом комиссаром по здравоохранению и образованию. В мае того же года приехала в Москву, участвовала в съезде партии эсеров. После объявления большевиками эсеров контрреволюционной партией находилась на нелегальном положении. В окт. вернулась в Анапу, занятую к тому времени белыми войсками. Была арестована за участие в деятельности советских органов власти, но после протестов ряда общественных деятелей выпущена под залог до суда. В марте 1919 г. военно-окружной суд в Екатеринодаре (ныне Краснодар) приговорил ее к 2 неделям ареста. В том же году вышла замуж за Д. Е. Скобцова, общественного деятеля, в нояб.-дек. 1919 г. председателя Кубанской краевой рады. В марте 1920 г. в связи с приближением Красной Армии эвакуировалась из Новороссийска в г. Поти (Грузия). В кон. того же года переехала в К-поль, в 1921 г. с семьей - в Королевство сербов, хорватов и словенцев. С янв. 1924 г. проживала в Париже. Воспитывала детей: дочерей Гаяну (1913-1936) и Анастасию (1922-1926), сына мч. Георгия (1920-1944). В 1924-1925 гг. в рус. эмигрантских журналах под псевдонимом Юрий Данилов были опубликованы ее повести «Равнина русская» и «Клим Семенович Барынькин», автобиографические очерки «Как я была городским головой» и «Друг моего детства», а также мемуарно-философское эссе «Последние римляне». Смерть от менингита младшей дочери Анастасии вызвала у Е. Ю. Скобцовой глубокие душевные переживания. Она обрела новый смысл жизни - в служении людям во имя Бога. Е. Ю. Скобцова стала жить отдельно от мужа (церковный развод был оформлен 7 марта 1932). С 1927 г. активно участвовала в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД), выступала с лекциями и докладами, была делегатом съездов. В 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2562100.html

Протоиерей Владислав Цыпин остановился подробно также на последующем периоде архипастырской деятельности будущего митрополита — на службе в Волынской епархии, куда он был переведен в 1914 году, в канун начала первой мировой войны. Подробнее о деятельности митрополита Евлогия как депутата Государственной думы рассказал профессор Санкт-Петербургского университета Сергей Фирсов. Докладчик коснулся не только борьбы епископа за выделение Холмщины из состава Царства Польского, но и общественной и политической дискуссии, сопровождавшей эту борьбу. «Евлогий смотрел на холмское дело, исходя из первенства Православной Церкви в России, — полагает профессор. — Он стремился отстоять паству, и в то же время проигрывал». В 1918 году территория, за которую боролся Евлогий, стала частью Польши, и ситуация «получила обратную окраску». Игумен Филарет (Булеков), представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге, выступил с докладом «Митрополит Евлогий и общественно-религиозная дискуссия в Европе первой половины ХХ века». В 1921 году архиепископ Евлогий (с 1922 года — митрополит) назначен управляющим западноевропейскими приходами Русской Православной Церкви. Говоря о его позиции в эмиграции, игумен Филарет отметил, что она изменилась в сторону либерализации. Объяснения митрополита Евлогия тех или иных своих действий в разные периоды жизни сводились к следующему: «Я боролся на разных позициях, но — за Церковь». По мнению докладчика, после катаклизмов Церковь, с одной стороны, была жертвой большевиков, с другой — стояла перед опасностью секуляризации. В этих условиях служение Церкви предполагает и борьбу за Церковь, пояснил игумен. Докладчик изложил также пункты позиции, занятой митрополитом Евлогием: Церковь должна быть аполитична; свободна от какой-либо внешней опеки; необходимо творческое отношение к православному Преданию, его актуализация. Эта позиция нашла отражение в дальнейшей деятельности митрополита Евлогия. Был создан Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, который был «больше, чем духовная школа; он стал местом встречи православных с инославными». Митрополит Евлогий взял под свое духовное покровительство другое начинание — Русское студенческое христианское движение (РСХД), которое  явилось результатом самоорганизации молодежи и было независимо от церковных структур. Проводилась социальная работа — созданы служения милосердия, сестричества. Игумен Филарет упомянул и «Православное дело», организованное монахиней Марией (Скобцовой), хотя «отношение к ней было неоднозначным».

http://patriarchia.ru/db/text/168033.htm...

Пусть светлая память о владыке митрополите Антонии сохраняется из поколения в поколение в благодарных сердцах православных людей Сурожской епархии. Храни вас Господь».   Митрополит Сурожский Антоний родился 6 (19) июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Отец – Борис Эдуардович Блум (1882 – 1937 гг.) – имел шотландские корни. Мать – Ксения Николаевна Скрябина (1889 – 1958), единокровная сестра знаменитого композитора Александра Скрябина. Детство Андрея Блума (так звали будущего митрополита до монашеского пострига) прошло в Персии, где его отец служил консулом. После революции в России 1917 года семья была вынуждена эмигрировать из страны, несколько лет скиталась по Европе, и в 1923 году поселилась в Париже. В 14-летнем возрасте Андрей прочел Евангелие и обратился ко Христу, состоял активным членом Русского студенческого христианского движения, был прихожанином Трехсвятительского подворья в Париже. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже. По завершении курса школы поступил в Сорбонну и окончил там биологический и медицинский факультеты (1938 г.). 10 сентября 1939 года тайно принял монашеские обеты и отправился на фронт в качестве армейского хирурга (1939 – 1940 гг.), затем работал врачом в Париже. Во время оккупации Франции участвовал в движении Французского сопротивления, был врачом в антифашистском подполье. 17 апреля 1943 года был пострижен в мантию с именем Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. Постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Монах Антоний (Блум) работал врачом вплоть до 27 октября 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов) рукоположил его во иеродиакона. 14 ноября 1948 года митрополитом Серафимом (Лукьяновым) рукоположен во иеромонаха и направлен в Великобританию в качестве духовного руководителя англо-православного Содружества святого Албания и преподобного Сергия (1948 – 1950 гг.).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010