Мне припоминается эпизод уже по его возвращении в Москву. Отец Александр присутствовал в одном из храмов на юбилее вполне заслуженного священника. Когда по обыкновению по окончании литургии и молебна приветствие за приветствием возводили именинника на такую степень высоты, что уже Фавор начинал дымиться где-то внизу, отец Александр, которому как самому заслуженному пастырю дали слово в заключении, сумел в духе мирности, но и отрезвляюще сказать, что подобного рода речи говорятся человеку один раз — на его похоронах. И после этих слов все стало на свои места: и именинник утратил то чувство неудобства, которое возникает от слишком возвышенных речей, и искренняя любовь к нему собравшейся братии пришла в ту нормальную, естественную меру, которая должна быть при таких торжествах. Но ведь нужно было решиться сказать такое слово! При этом, по себе скажу, рядом с отцом Александром находиться было непросто именно потому, что общение с ним требовало полной меры открытости и недопущения формальности, всякого рода вежливых умолчаний и привычных пустопорожних разговоров. Не всякий и не всегда стремился быть рядом с ним долго, но после общения каждый выходил, как омытый духовно. Родился будущий протопресвитер Александр Киселев 7 октября 1909 года в Тверской губернии. После октябрьской революции 1917 года у семьи появилась возможность выехать в ставшую тогда независимой Эстонию, поскольку отец был родом из Юрьева (Тарту). Несколько последующих десятилетий его жизни прошли в пределах Прибалтики. Там он, достигнув поры юности, стал участником одного из наиболее значительных явлений русской церковной жизни первой половины ХХ столетия — Русского студенческого христианского движения. Мы знаем, что у истоков этого движения стояли такие известные деятели нашей Церкви, как протоиерей Василий Зеньковский, протоиерей Сергий Четвериков, священник Александр Ельчанинов и другие видные клирики русского православного зарубежья. Отделение РСХД было и в Прибалтике. Отец Александр, в последующие годы своей жизни вспоминая эту пору, часто употреблял выражение: “Мы-движенцы”. Это — память о юности и совместное именование участников движения; так запомнилось ему и было пронесено через всю жизнь.

http://pravmir.ru/275379/

Ничего подобного не было раньше в России. Можно усматривать в этом движении те или иные недостатки, можно иметь опасения за характер его дальнейшего развития, но это не умаляет его значения. Молодежь обращается своим сердцем к Богу и Церкви. Она делает это искренно и горячо. Она вступает на новый путь духовной жизни, какого до сих пор не знала русская интеллигенция, но который всегда был глубоко сроден душе русского народа» . В 1926 г. в «Общедоступной религиозной библиотеке» выходит его брошюра «Великим постом» , в десяти главах разъясняющая смысл Святой Четыредесятницы. В следующем году в «Русского пастыря» о. Сергий помещает под заголовком «Притеснение православных на Валааме. [Два документа]»  материалы, освещающие начавшееся в связи с календарной реформой разделение внутри братии Валаамского монастыря в Финляндии — фотостат автографа ответного письма Патриарха Московского Тихона (1925 г.) на вопрос валаамского инока о календарных стилях и адресованное самому о. Сергию как редактору журнала «Пояснительное письмо одного из Валаамских иноков, оставшихся верными Церкви». Письмо это публикуется без подписи, наличие которой, однако, особо оговаривается. Об отношении самого о. Сергия к событиям в Православной Церкви Финляндской Республики можно судить из собственного его примечания к публикации: «Печатая помещаемые ниже документы, освещающие положение Православия на Валааме, редакция приветствует мужественных хранителей православных преданий и желает им помощи Божией в неизменной верности учению и правилам родной Православной Церкви. Редакция» . Эта публикация стала, по-видимому, его первым печатным соучастием событиям жизни монастыря, в котором ему предстояло прожить около двух лет… 6–9 сентября 1927 г. по инициативе РСХД в Париже на Сергиевском подворье созывается Религиозно-педагогическое совещание для обсуждения вопросов религиозной работы Движения среди подростков и детей, в котором о. Сергий выступает с докладом «Религиозные запросы подростков и детей», кроме него говорят С. С. Шидловская, И. А. Лаговский и В. В. Зеньковский . Следующее выступление его в «Вестнике» — очерк, разъясняющий заблуждения теософов . 12–18 сентября 1927 г. он участвует в выработке «Основных положений Р. С. Х. Движения за рубежом» , принятых Пятым общим съездом РСХД в Клермоне, и делится своими наблюдениями о работе съезда и духовном состоянии его участников. Основным недостатком Движения ему представляются «неясности […] нашего Движенческого идеала» . На этом съезде о. Сергий оказывается в числе избранных в члены совета Движения 12 человек (председателем стал В. В. Зеньковский), причем единственным из них в священном сане . Доклада на съезде он не произносит .

http://bogoslov.ru/article/6174394

При мне же приезжали в лагерь о. Григорий Светловский и Борис Ив[анович] Сове . Во время разговоров мне опять приходилось слышать жалобы на одиночество, на недостаток помощи от центра, на отсутствие циркулярных писем и «Вестника», на неудовлетворительное, отвлеченное содержание доходящих Высказывались пожелания устройства будущим летом съезда в Финляндии при участии эстонцев и латвийцев. Такой съезд мог бы оживить и здешнее, местное Движение, и сблизить отдельные его группы. Конечно, организацию такого съезда естественно должен принять на себя Ив[ан] Арк[адьевич] по соглашению с Еленой Арсеньевной Пражмовской, которая произвела на меня впечатление очень серьезного и ответственного работника. В настоящее время на Валааме находится группа Валент[ины] Степ[ановны] Хотенко, состоящая из 40 человек молодежи. Вал[ентина] Ст[епановна] работает со своей группой очень самоотверженно, несмотря на собственную болезненность и на тяжелое семейное положение (больная сестра, больная мать, безработный отец). На Валааме к ней и ее группе относятся сочувственно, гельсингфорцы скептически, хотя и признают, что настоящий состав ее группы ведет себя на Валааме лучше прошлогодних. О. Григорий Светловский считает Валю неумелой организаторшей и фантазеркой, но не отрицает ее трудоспособности, большой любви к Движению, и уменья составлять серьезные и интересные доклады. Кажется чего бы еще желать? Между тем, полупренебрежительное отношение к Вале не меняется. Здесь, во время их пребывания, я участвовал в поездках их по скитам, и провел две больших беседы с разрешения о. игумена, который и сам присутствовал на беседах, а также и другие монахи. Первая моя беседа была на тему: «Религиозное чувство и его место в духовной жизни человека», вторая на тему: «Оптина пустынь и ее значение в русском духовном просвещении». Обе беседы слушались с большим интересом и вызвали, особенно первая, ряд вопросов. Сидели мы от 8 до 10 ½. И по распоряжению игумена даже ворота в монастырь не запирались до конца беседы, так как беседа была вне монастыря. Кажется, это и все, в чем проявилось мое участие в жизни местного Движения, не считая частных разговоров. В общем Движение здесь существует, но оно слабо организовано и не объединено. Прошу Вас ничего из написанного мною о Движении не помещать в «Вестнике», а только сообщите в Секретариате .

http://bogoslov.ru/article/6174418

25 апр. 1926 г. хиротонисан во епископа Печерского. Хиротонию в таллинском соборе во имя св. кн. Александра Невского совершили Таллинский митр. Александр (Паулус), архиеп. Нарвский Евсевий (Гроздов). И. возражал против требований Синода ЭАПЦ по модернизации богослужения в соответствии с зап. традициями, выступал против перехода Церкви на григорианский календарь, при И. в Печерском мон-ре вопреки предписаниям Синода службы шли по юлианскому стилю. В февр. 1928 г. воспротивился решению высших церковных властей зарегистрировать все монастырское имущество как синодальное. Согласно законодательству Эстонии, такое решение снимало угрозу отчуждения монастырской собственности эст. гос-вом в связи с реализацией закона об упразднении сословных имуществ от 12 нояб. 1925 г. И. вынужден был согласиться с решением Синода при условии получения доверенности на управление монастырским имуществом. Для урегулирования вопроса в обитель была направлена инвентаризационная комиссия Синода. Положение И. осложнялось тем, что комиссию возглавлял П. Я. Пятс, брат Президента Эстонской республики, в прошлом один из школьных наставников И., рекомендовавший его для поступления в ДС. Пятс взял хозяйственную жизнь обители под свой контроль. В авг. 1928 г. И. участвовал во II съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД), к-рый прошел в Печерском мон-ре. И. активно боролся за сохранение в Таллине правосл. Александро-Невского храма, к-рый пыталась уничтожить группа депутатов-лютеран. В нояб.-дек. 1928 г. составил «Чин молебствия о сохранении соборного храма св. благоверного великого князя Александра Невского в городе Ревеле от насильственного разрушения». В июле 1929 г. был делегатом на III съезде РСХД в Пюхтицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В 1930 г. избран членом центрального совета движения в Париже. В 1931 г. в Пюхтицком монастыре прошел общепастырский съезд духовенства. В 1929 г. И. стал депутатом Парламента Эстонии, где защищал интересы правосл. Церкви и рус. меньшинства. В дек. того же года направил на рассмотрение парламента запрос о городском самоуправлении г. Петсери. В нач. 1930 г. И. вместе с депутатом свящ. В. Смирновым представил в парламент проект облегчения долгового бремени и внедрения долгосрочных кредитов для крестьян Печорского края. В 1931 г. неоднократно выступал в Государственном собрании Эстонской республики при обсуждении законопроекта об упорядочении недвижимого имущества ЭАПЦ.

http://pravenc.ru/text/469460.html

В те же годы возникло «обновленчество» с которым отцу Михаилу также пришлось вступить в борьбу. Он бесстрашно обличал «обновленцев» с амвона, но их поддерживала советская власть, и они захватывали один храм за другим. Большинство прихожан всегда было против «обновленцев», поэтому для захвата храма необходимо было в первую очередь изолировать священника. По этой причине отца Михаила трижды арестовывали и сажали в тюрьму, но прихожане дважды добивались его возвращения на приход. В третий раз его лишили регистрации и предъявили обвинение в антисоветской пропаганде, припомнив, очевидно, его выступления на диспутах. Между тем в его приходе «обновленцы» взяли верх, и отца Михаила выпустили из тюрьмы, но приказали   покинуть пределы Пензенской области, угрожая новым арестом. Отец Михаил по совету и протекции отца Василия Надеждина перебрался в Москву. Здесь он вошел в тесный круг православных верующих, священников и   прихожан Никольского, что у Соломенной Сторожки, храма, которые группировались вокруг будущих священномучеников и исповедников Василия Надеждина, Владимира Амбарцумова и Михаила Шика 3, 5 — 7],.   Отец Владимир Амбарцумов в начале 20-х годов был одним из руководителей Русского Христианского Студенческого Движения (РХСД), а после принятия священства служил в московских храмах святого равноапостольного великого князя Владимира в Старых Садех и Святителя Николая у Соломенной Сторожки Несмотря на разгон РХСД советскими властями и аресты некоторых руководителей и кружковцев, между членами этого движения сохранились и поддерживались тесные связи во все последующие годы. Отец Михаил Шик до 1931 года также служил в храме св. Николая у Соломенной Сторожки. Отец Михаил Соловьёв получил приход в селе Ильинском на Бодне Можайского района Московской области. Частыми гостями в Ильинском у отца Михаила были его московские друзья. Известная православная поэтесса Надежда Александровна Павлович в тот период всегда снимала дачу в Ильинском и духовно окормлялась у отца Михаила. В 1933 году она привезла в Ильинское Сергея Алексеевича Никитина, будущего епископа Стефана 7], незадолго до того освобожденного из лагеря. Бывшим заключенным в те годы не разрешалось жить в пределах ста километров от Москвы, и какое-то время Сергей Алексеевич жил и был даже прописан у отца Михаила.

http://pravmir.ru/esli-my-budem-ego-xval...

Вскоре после Октябрьской революции Антон Владимирович вместе с другими министрами был арестован и заключен под стражу в Петропавловской крепости. Сообщают, что тогда за него лично хлопотала перед ВРК А. М. Коллонтай. В заточении он пробыл три месяца, а освободившись, скрылся и был вынужден таиться в Москве в конспиративных квартирах, на положении нелегала. Советскую власть Карташев решительно не воспринимал, хотя какое-то время жил и работал в новой России, будучи вынужден считаться с новым положением вещей. В 1918 году он образовал Православное «Братство Святой Софии», объединившее в своих рядах представителей интеллигенции и духовенства. В 1919 году, в январе, Антон Владимирович покинул территорию России и перебрался в Финляндию. Находясь в эмиграции, он возглавил Русский национальный комитет в Финляндии, а потом в Париже. Осев во Франции, Карташев не просто критиковал советскую власть, но в своих публикациях и речах поддерживал борьбу с большевизмом. При этом он отмечал, что для победы необходимо опираться на народные массы, а для этого нужно, чтобы народ образумился. Вразумиться же он должен через возвращение к вере. Большую роль Карташев сыграл в деле создания и формирования Русского студенческого христианского движения. Здесь он имел единомышленниками и соратниками Николая Бердяева и отца Сергия Булгакова. Впоследствии, по инициативе движения, в Париже был образован Свято-Сергиевский Богословский институт. Со временем это учебное заведение обрело широкую известность. Антон Владимирович, занимая должность профессора, посвятил институту много лет свой жизни. Здесь он преподавал Историю Церкви, Ветхий Завет , еврейский язык. Умер А. В. Карташев 10 сентября 1960 года, в городе Париже. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Творческое наследие Многие из работ Карташева дошли до нас через публикацию в таких известных изданиях как журналы «Вестник РСХД», «Путь», сборник «Православная мысль». Среди фундаментальных трудов особо выделяются: «Очерки по истории Русской Церкви. Том 1, Очерки по истории Русской Церкви. Том 2», «Воссоздание Св. Руси», «Вселенские Соборы».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

По окончании боевых действий К. окормлял верующих в лагерях для перемещенных лиц. Летом 1945 г. переехал в Мюнхен. После воссоединения осенью того же года митр. Евлогия и еп. Сергия с РПЦ перешел в клир РПЦЗ. В Мюнхене, получив от амер. оккупационных властей полуразрушенное здание, прежде принадлежавшее гитлерюгенду, основал благотворительную организацию Дом «Милосердный самарянин», где находили убежище гл. обр. перемещенные лица, желавшие избежать репатриации в СССР. Здесь был домовый храм во имя прп. Серафима Саровского, работали гимназия, детский сад, амбулатория, курсы сестер милосердия («самарянок»), издательство, книжный магазин, отдел социальной помощи и отдел внешкольной работы с молодежью. Указом митр. Серафима от 28 июля 1946 г. К. был возведен в сан протоиерея. Летом 1948 г. организовал съезд правосл. молодежи, положивший начало возрождению деятельности РСХД в Германии, центром движения стал Дом «Милосердный самарянин». В янв. 1949 г. К. возобновил издание «Вестника РСХД» под названием «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Германии», недолгое время занимал должность его редактора. В июне 1949 г. по приглашению Бруклинского еп. Иоанна (Шаховского), находившегося в юрисдикции митрополичьего округа в Сев. Америке, переселился с семьей в США. Состоял в должности личного секретаря еп. Иоанна. К. основал Нью-Йоркское отд-ние РСХД, в 50-х гг. XX в. был одним из организаторов съездов РСХД в США. В 1952 г. был избран секретарем Нью-Йоркского благочиния. В 1950 г. им был организован Свято-Серафимовский просветительный и благотворительный фонд. В следующем году Епископальная церковь предоставила фонду дом на 99-й ул. Нью-Йорка, где вскоре был открыт домовый храм во имя прп. Серафима Саровского, настоятелем которого стал К. При фонде действовали воскресная школа, курсы Закона Божия, рус. языка, рус. лит-ры и истории России для молодежи, были организованы оркестр струнных муз. инструментов и театральные группы; театральный зал им. А. С. Пушкина вмещал 400 чел. Каждое лето с 1950 по 1970 г. фонд организовывал лагерь для детей и юношества; в 1953 г. для него было приобретено поместье близ сел. Аккорд в шт. Нью-Йорк. В 1964 г. на пожертвования был куплен дом на 108-й ул. Нью-Йорка. В следующем году здание было отремонтировано, 11 апр. 1965 г. освящен Серафимовский храм. В дек. того же года состоялось торжественное открытие нового здания фонда с залом им. С. В. Рахманинова на 100 мест; в зале проходили лекции, концерты, собрания. В 1967 г. возобновило деятельность издательство «Путь жизни».

http://pravenc.ru/text/1841125.html

Родилась в Москве 10 августа 1865 года. В 1883 году окончила классическую гимназию Фишер. В 1897 году вышла замуж за М. С. Зернова. Педагог и общественная деятельница. Умерла в Париже 28 августа 1942 года. Николай Михайлович Зернов Родился в Москве 9 октября 1898 года. Окончил в 1917 году гимназию Поливанова, в 1925 году – богословский факультет Белградского Университета. С 1925 по 1932 год был генеральным секретарем Русского Студенческого Христианского Движения за Рубежом. Редактор Вестника Р.С.Х.Д. с 1925 по 1929 год. Доктор философии (1932), доктор богословия (1966) Оксфордского Университета. С 1931) по 1947 год секретарь Содружества св. муч. Албания и преп. Сергия Радонежского. С 1947 по 1966 год лектор по Православной Восточной культуре в Оксфордском Университете. Принципал «Католикатского» колледжа в Патанамтитта в Южной Индии, профессор в американских университетах Дрью, Айова и Дьюк. Автор книг: Вселенская Церковь и Русское Православие (на русском языке), Москва – Третий Рим, Св. Сергий Радонежский, Церковь Восточных Христиан, Три Русских Пророка, Русские и их Церковь, Восточное Христианство , Русское Религиозное Возрождение двадцатого века (на английском языке). Лектор, автор и общественный деятель. Милица Владимировна Зернова, урожденная ЛАВРОВА Родилась в Тифлисе 17 августа 1899 года. Окончила гимназию Левандовского в Тифлисе в 1917 году, медицинский факультет Парижского Университета в 1932 году и Зубоврачебный факультет Лондонского Университета в 1938 году. В 1927 году вышла замуж за Н. М. Зернова. С 1952 по 1959 год консультант по хирургии полости рта при Лондонских госпиталях. Заведующая домом Св. Василия в Лондоне и домом Св. Григория и Св. Макрины в Оксфорде. Врач, лектор и общественная деятельница. София Михайловна Зернова Родилась 24 декабря 1899 года в Москве. Окончила классическую гимназию Хвостовой в 1918 году и философский факультет Белградского Университета в 1925 году. Генеральный секретарь Р.С.Х. Движения с 1925 по 1931 год. Секретарь по приисканию труда при Общевоинском союзе в Париже с 1932 по 193k год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В 1925 году, когда умерла мать, Борис Старк в 15-летнем возрасте эмигрировал вместе с младшей сестрой во Францию, для встречи с отцом. Началась нелёгкая жизнь, общая для всех беженцев из многострадальной России... Борис Старк принимает участие в Русском Христианском Студенческом Движении. В 1929 году на съезде Р.Х.С.Д. Борис Георгиевич знакомится с дочерью русского полковника-кавалериста, со своей будущей женой – Наталией Димитриевной Абашевой. В этот день им обоим исполнилось по 19 лет. Через пять дней митрополит Евлогий (Георгиевский), их духовник, благословляет молодых на венчание, которое совершает в том же году. В 1930 году в семье Старков рождается первенец, Серёжик. Богу было угодно взять к Себе воистину блаженного отрока в 9-летнем возрасте. (О нём опубликованы в конце книги воспоминания Антонины Михайловны Осоргиной, в монашестве м. Серафимы.) В 1931 году у о. Бориса и матушки родилась дочь Вера, в 1944 – сын Михаил, в 1946 – Николай. Приняв священство в 1937 году, с 1940 о. Борис был священником Русского Дома и русского православного кладбища Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Здесь проходило совместное служение о. Софрония и о. Бориса. Архимандрит Софроний очень полюбил всю семью Старков и сблизился с ними настолько, что даже исповедался о. Борису. В 1952 году о. Борис Старк с семьёй вернулись на Родину. Он предполагал ехать в Ленинград, откуда был родом, но Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) сказал, что ему надо «обрусеть» в провинции. Это, по-видимому, спасло о. Бориса от репрессий тех лет. Вначале он получил назначение в Кострому, затем с 1953 по 1960 год служил в Херсоне настоятелем собора и Секретарём Херсонской епархии. Это был период расцвета церковной деятельности о. Бориса. Он строил новые храмы, освящал престолы (это в ТЕ годы!). Многих мальчиков привёл в алтарь, направил в Одесскую семинарию. Теперь они стали священниками, а один – епископом. С 1960 по 1962 год о. Борис Старк служил в Рыбинске, с 1962 года – в Ярославле, настоятелем кафедрального собора. Протоиерей Борис Старк был удостоен высшей награды русского духовенства – Патриаршего креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Еще будучи учеником Первой Императорской Александровской гимназии, И. слушал публичные лекции С. Н. Булгакова , в ту пору приват-доцента политэкономии Киевского политехнического ин-та. В посвященной Булгакову мемуарной заметке И. отмечал, что «содержание и стиль этих лекций, равно как и их успех» свидетельствовали об отходе от «жалких и бедных идей 60-х и 70-х годов, даже о полном разрыве с ними» (Памяти о. Сергия Булгакова//ВРСХД. 1971. 101/102. С. 62-64). По окончании гимназии в 1907 г. И. поступил в Императорский Киевский ун-т св. Владимира. Окончил естественное отделение физико-математического фак-та (1913) и философское отделение историко-филологического фак-та (1917), а также Киевскую консерваторию по классу композиции. Получил золотую медаль за магист. соч. «Проблема музыки в философии князя В. Ф. Одоевского». В 1918 г. стал приват-доцентом Киевского ун-та. Среди учителей И. был В. В. Зеньковский . Зимой 1919 г. И. покинул Россию, как он написал в автобиографической заметке, «для получения свободного образования» (Notice Biographique//Личный архив А. П. Козырева), через Одессу перебрался в К-поль (Стамбул), а оттуда в Белград, преподавал в различных средних и высших учебных заведениях логику и психологию. В 1922 г. И. переехал в Берлин, где, продолжая преподавательскую деятельность, поступил на теологический фак-т Берлинского ун-та, к-рый окончил в 1925 г. В Париже И. завершил неопубликованный философский труд: «Два закона. Сущее и должное: Опыт конструктивной критики формально-расчленяющего мышления», в к-ром, синтезируя направления совр. ему философской мысли - феноменологию, неокантианство, интуитивизм, культурную морфологию О. Шпенглера , заложил основы своего философского учения о форме и ценности - морфологии, над формулировкой основных идей к-рой работал всю жизнь, практически не имея возможности публиковать свои философские работы. После написания кн. «Преподобный Серафим Саровский» и ст. «О духе русского благочестия» (Vom Geist der russischen Frömmigkeit) по рекомендации Зеньковского И. был приглашен на должность профессора в Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже, где вплоть до 1941 г. преподавал литургику, апологетику, психологию, средневековую философию. В 1934 г. И. женился на В. Н. Пундик (1912-2004), активной участнице Русского студенческого христианского движения (РСХД), выехавшей с семьей из Ленинграда в 1925 г. Знакомство их произошло в резиденции РСХД и изд-ва «ИМКА-Пресс» на бульваре Монпарнас, 10, куда И. приходил играть на фортепьяно. Венчал супругов прот. Сергий Булгаков на Сергиевском подворье. После смерти философа его вдова Вера Николаевна приложила много усилий для издания его наследия. От брака было двое детей - дочь Елена и сын Николай.

http://pravenc.ru/text/389449.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010