Н.А. Маясова Принятые сокращения Архангельский музей – Архангельский областной краеведческий музей Астраханский музей – Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Владимиро-Суздальский музей – Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВНИИР – Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (Москва) Вологодский музей – Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВХНРЦ – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. акад. И. Э. Грабаря (Москва) ГНИ – Государственный институт искусствознания (Москва) ГИМ – Государственный Исторический музей (Москва) ГЛАВМУЗЕЙ – Государственное управление по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) Госфонд – Государственный музейный фонд Гос. НИИР – Государственный научно-исследовательский институт реставрации (Москва) ГРМ – Государственный Русский музей (С.-Петербург) ГТГ – Государственная Третъяковская галерея (Москва) ГЭ – Государственный Эрмитаж (С.-Петербург) ИАО – Императорское археологическое общество (С.-Петербург) ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (С.-Петербург) Кирилловский музей – Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Кировский музей – Кировский областной художественный музей им. М. В. и А. М. Васнецовых Кировский объединенный музей – Кировский Государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей Костромской музей – Костромской историко-архитектурный музей-заповедник МАО – Московское археологическое общество МДА – Московская духовная академия (Сергиев Посад) Музеи Московского Кремля – Федеральное государственное учреждение «Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль " » Музей «Новодевичий монастырь» – филиал Государственного исторического музея музей «Новодевичий монастырь» (Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Поездки Поездки расположены по " историческому " приниципу, в таблице - с 2009 года, в конце таблицы - поездки текущего года, ниже - архив поездок с 1995 года.  Место поездки  2009-2010 Сентябрь 9,10,11 Переделкино, Спасо-Преображенский Собор, Дом-музей Б.Пастернака Сентябрь По Радонежской земле (Радонеж, Хотьково, Абрамцево) Октябрь Нач.школа Дом-музей Чуковского, пикник на поляне Октябрь Музей Пришвина в Дунино, Саввино-Сторожевский монастырь 5-7 февр 10,11   Совместный риторический семинар православных гимназий им.Константина Богородского и «Радонеж» Троице-Сергиева Лавра Все желающие Новоиерусалимский монастырь Историко-литературный государственный музей-заповедник А. С. Пушкина  в Захарово, Большие Вяземы Мелихово Константиново 8,9,10 Псков, Изборск, Пушкиногорье 2010-2011 Сентябрь Музей Пришвина в Дунино, Саввино-Сторожевский монастырь Сентябрь Переделкино: музеи Б.Окуджавы, К.Чуковского Октябрь Троце-Сергиева Лавра, Мураново (храм Спаса Нерукотворного, музей-усадьба Ф.И.Тютчева) Октябрь По Радонежской земле (Радонеж, Хотьково, Абрамцево) Ноябрь Все желающие Автобусная поездка «Святыни Москвы» Апрель Храм свт.Николая в Кленниках 7,8,9,10 Середниково (храм Смоленской иконы Божьей Матери, музей-усадьба М.Ю.Лермонтова) Бородино (Ферапонтов Лужецкий монастрырь, Спасо-Бородинский монастырь, музей Бородинского  поля), военно-спортивная игра на Бородинском поле. 2011-2012 Сентябрь Троице-Сергиева Лавра, Гефсиманский Черниговский скит Сентябрь Музей Пришвина в Дунино, Саввино-Сторожевский монастырь Сентябрь Переделкино: музеи Б.Окуджавы, К.Чуковского Октябрь Остафьево (музей-усадьба Русский Парнас, храм Святой Троицы, Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах) 7,8,9,10 Константиново Историко-литературный государственный музей-заповедник А. С. Пушкина в Захарово, Большие Вяземы 2012-2013 Сентябрь По Радонежской земле (Радонеж, Хотьково, Абрамцево) Сентябрь Троице-Сергиева Лавра (двухдневная поездка)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/tr...

15 лет Казанский собор служит и верующим, и туристам февраля 2017 Кружка одна на всех Храм-музей или музей-храм? Этот вопрос сейчас бурно обсуждается в Санкт-Петербурге после решения о передаче Церкви Исаакиевского собора . Любые аналогии приблизительны, но больше 15 лет назад Казанский собор был полностью возвращен епархии. С этого времени там сосуществуют молящиеся и туристы. Напомним некоторые факты из истории Казанского, о которых не любили вспоминать в советские времена. Собор в честь Казанской иконы Богоматери и для ее почитания начали строить в 1800 году по образцу собора Святого Петра в Ватикане как главный храм столичного города Санкт-Петербурга, а следовательно, и всей России. Освятили его 15 августа 1811 года. Граф Александр Строганов, отвечавший за строительство, поднес Александру I ключи от храма. Автор проекта архитектор Андрей Воронихин получил от государства пожизненную пенсию. Современники не скрывали своих восторгов по поводу качества архитектуры, которая гармонично соединила наследие высокого Возрождения и набиравший силу русский ампир. Михаила Кутузова, победителя Наполеона, скончавшегося в 1813 году в заграничном походе, могли похоронить только здесь, окружив надгробие ключами от освобожденных им европейских городов и трофейными знаменами. Именно с этого времени Казанский собор становится памятником отечественной истории и боевой славы. Он оставался таковым и после 1912 года, когда большинство военных трофеев перевезли в Москву. Большевики, пришедшие к власти сто лет назад, использовали собор в своих прагматических целях. Серебряный иконостас и церковная утварь были реквизированы, а в 1932 году в соборе открыли Музей истории религии. Во время войны партийные власти вспомнили про Кутузова и проводили рядом с его могилой патриотические выставки. По общему признанию, 1944 - 1961 годы - лучшее время в советской истории собора. Тогда Музей религии и атеизма АН СССР был центром научной и собирательской деятельности. Затем музей передали Министерству культуры, от истории религии осталась одна атеистическая пропаганда. Музей покинул Казанский собор в 2001 году...

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Ростовская " Описания иконы Богоматерь с предстоящими Ростовскими святителями На иконе представлена Богоматерь в рост, с Младенцем Христом на руках, стоящая на облаке. Перед ними в молитвенном предстоянии изображены ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий. Христос благословляет их. Очевидно, данная иконография была выработана при Ростовском архиерейском доме и являлась его своеобразным символом. Уже в XVII в. к трем ростовским святителям на подобных иконах стали добавляться и другие святые. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Богоматерь, с предстоящими ростовскими святыми. Архангельский краеведческий музей. Последняя треть XVII в. Русский Север. Поморье. Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с двойным ковчегом. Паволока, левкас, темпера, масляные белила, цветные лаки, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы). 31,5x27. Из ризницы Соловецкого монастыря. В 1923 г. вывезена из Соловков по списку Главмузея и передана в Северный краевой музей. Файл 29448.jpg:   Размер: 639x750, 0.48 MPix, 305 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (96) , (2) . Описание: Икона Богоматерь и ростовские чудотворцы. 1628 г. Государственный Русский музей. Дерево, левкас, темпера. 31,3 х 27,3 х 3,1. Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска(?). В начале XX в. находилась в старообрядческой моленной на Волковской улице в Петербурге. Файл 29449.jpg:   Размер: 696x798, 0.56 MPix, 263 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (88) , (1) . Описание: Богоматерь Ростовская. Конец XVII века. Дерево, левкас, темпера. 31х27,5х2,7 см. Место создания: Ростов. Государственный исторический музей, Москва Файл 29663.jpg:   Размер: 555x614, 0.34 MPix, 102 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (82) , (0) . Описание: Богоматерь со святыми Леонтием, Исайей, Игнатием. XVII век. Дерево, темпера, шелк, металл, басма, гравировка, эмаль по скани, золочение. 32 х 27,5 х 3,2 см. Сольвычегодский историко-художественный музей.

http://pravicon.com/icon-721

Торопецкую икону передадут одноименному монастырю после его реставрации — губернатор Петербурга Полтавченко 3 ноября, 2011. Новостная служба Торопецкую икону Божьей Матери, переданную ранее на временное хранение из Русского музея в храм подмосковного поселка Княжье Озеро, поместят в одноименный монастырь после окончания в нем реставрационных работ, сообщил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. 3 ноября. ПРАВМИР. Торопецкую икону Божьей Матери, переданную ранее на временное хранение из Русского музея в храм подмосковного поселка Княжье Озеро, поместят в одноименный монастырь после окончания в нем реставрационных работ, сообщил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, сообщает «Интерфакс» . «Ее поместят там, откуда в свое время изъяли, в Торопецкий монастырь, после окончания его реставрации», — написал Г.Полтавченко в «Твиттере», отвечая на вопрос одного из своих подписчиков. Ранее сообщалось, Торопецкая икона не вернется в Русский музей. «Это приказ Минкультуры, мы сами здесь ничего не понимаем. Нам, ничего не объясняя, просто сообщили, что икона переходит в Торопецкий монастырь», — сообщили «Интерфаксу» накануне в пресс-службе музея. Икона была доставлена в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка 3 декабря 2009 года. Основанием стало решение реставрационного совета музея о возможности временного экспонирования при обеспечении оптимальных условий хранения. Согласно договору, святыня должны была вернуться в музей в сентябре 2010 года, однако, по просьбе храма, Русский музей продлил на полгода договор временного хранения святыни. Однако икона не вернулась в музей и в начале 2011 года. Руководство хранилища настаивало на возвращении святыни. Одни ученые датируют «Богоматерь Одигитрию», которую называют иногда Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой, XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие — началом XIV века и считают, что ее написал псковский иконописец. Название происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. Согласно некоторым преданиям, Богородица не раз оказывала помощь защитникам Торопца через Корсунскую икону в 1611 году во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ, верят многие, спасал город во время войны с Наполеоном, от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов.

http://pravmir.ru/toropeckuyu-ikonu-pere...

Русский Брод. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Подготовка к строительству нового храма в селе Русский Брод началась в 2009 году. Территория, на которой собирались строить храм, находилась в весьма плачевном состоянии. Когда-то на этом месте стояла первая школа посёлка Русский Брод, затем местный краеведческий музей. К тому времени, как была начата подготовка к строительству храма, музей был разрушен. Груды строительного и бытового мусора лежали по всей территории, и, прежде чем преступить к стройке, местным жителям пришлось в течение 2 лет собирать средства на вывоз мусора. В итоге было вывезено около 650 тонн строительного мусора. Был подготовлен архитектурный и частично конструктивный проект. Нехватка денег сказывалась на замедленных темпах и объёмах проделанных работ. Однако милостью Божьей и помощью неравнодушных людей, удалось продолжить благое начинание. Идея строительства нового храма принадлежит Гладких Юрию Александровичу. На сходе граждан села было определено место под строительство, избран приходской совет, главою совета была избрана Костина Нина Ивановна. Летом 2009 года был оформлен земельный участок и начались подготовительные работы. Весной 2011 года началась стройка — углублен котлован и проведены работы по заливке цокольного этажа. В этом же году Господь призвал к себе Нину Ивановну, первую старосту вновь созданного прихода. В 2012 году приходской совет избрал старостой Зубцову Людмилу Анатольевну и казначеем Чернавцева Сергея Андреевича, которые обратились с прошением в Орловско-Ливенскую епархию об открытии домового храма на территории Русско-Бродского поселения. Благочинный Ливенского района протоиерей Виктор Яковец дал свое благословение на создание домовой церкви в селе и прикреплении ее к Свято-Сергиевскому Кафедральному собору города Ливны. Первая Литургия в Русском Броде, после перерыва длиною в семь столетий, состоялась 29 августа 2012 года, в день престольного праздника села,  под открытым небом, на месте возведения нового храма. В начале следующего года был заключен договор с администрацией сельского поселения об аренде помещения под домовую церковь в здании бывшей амбулатории.

http://sobory.ru/article/?object=56440

Новый наместник Донского монастыря Москвы планирует открыть в нем музей новомучеников 14 января, 2010. Редакция " Правмира " Новый наместник Донского монастыря Москвы планирует открыть в нем музей новомучеников и сделать обитель местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции. «Это святыня общенационального значения. Во-первых, это исторический центр сопротивления воинствующему безбожию и политическому антихристианству: здесь был «штаб» святого патриарха Тихона, в котором этот великий святитель боролся за будущее Церкви», — заявил епископ Павлово-Посадский Кирилл. По мнению владыки, этот опыт жизни и миссии Церкви в условиях гонений, борьбы с безбожием должен быть осмыслен, а в Донском монастыре должен быть создан музей святого патриарха Тихона и всех Российских новомучеников. Кроме того, напомнил епископ Кирилл, в Донском монастыре похоронены выдающиеся исторические и общественные деятели России — писатели Иван Шмелев и Александр Солженицын, выдающийся русский философ и политолог Иван Ильин, лидеры Белого движения Антон Деникин и Владимир Каппель. Источник: ИНТЕРФАКС Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/novyj-namestnik-donsko...

Протоиерей Вячеслав Харинов известен как создатель нескольких музеев. В Скорбященском храме действуют два: «Неизвестная неоконченная война» (в основном экспозиция состоит из находок поисковых отрядов) и Музей новомучеников (с историей прихода связаны судьбы новомучеников Юрия Новицкого, Екатерины Арской (Петроградской), священномученика Григория Сербаринова). Так сложилось, что отец Вячеслав — клирик и Санкт-Петербургской , и Тихвинской епархий. Музей есть при Успенском храме в селе Лезье, экспозиции также будут создаваться при храмах, приписанных к Успенскому. Например, в храме на станции Апраксин установлены мемориальные доски с 2700 именами красноармейцев, погибших при обороне Ленинграда. Создаются при храмах музеи, посвященные жизни на оккупированных территориях и подвигу военных медиков. Собрания отца Вячеслава известны в городе, экспонаты нередко участвуют в выставках государственных музеев. Алексей Одинцов рассказал о деятельности Александро-Невской лавры, связанной с реставрацией храмов, подробно остановился на исторических захоронениях, обнаруженных при реставрации Феодоровской церкви. «С нами сотрудничают Эрмитаж, Русский музей, Академия художеств, — отметил А. Одинцов. — Александро-Невская лавра старается быть храмом-музеем, в котором и богослужебная, и музейная функция прекрасно сосуществуют». О недавней передаче Сампсониевского собора Санкт-Петербургской епархии и о том, какие функции возложены на приход в связи с передачей, рассказал Борис Подольский, который подчеркнул, что все обязательства зафиксированы в договоре, утвержденном Минкультом. Музей занимается контролем за состоянием здания и экспонатов, будет проводить все необходимые реставрационные работы. Задача прихода — поддерживать температурно-влажностный режим, для этого в ведение прихода переданы инженерные объекты. Что касается Исаакиевского собора, главная задача музея — контроль состояния несущих конструкций. Температурный режим тоже важен: в результате исследований была найдена оптимальная температура для наилучшей сохранности монументальной живописи, она составляет плюс 19°С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4806229...

Святой землей Соловков завладеет музей РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22397.html 17 октября 2005 Дмитрий Сладков, Саров Святой землей Соловков завладеет музей Эти планы музейных коммерсантов должны получить жесткий и решительный отпор гражданского общества Святейший Патриарх Aлekcuй II на Преображение посетил Валаамский монастырь. Эта недавняя поездка широко освещалась в прессе, но на одну деталь надо еще раз обратить внимание. В ходе визита журналисты попросили Патриарха сравнить возрождение Валаамского и Соловецкого монастырей. Патриарх сказал, что Валаам восстанавливается намного быстрее и успешнее. Словно печать трагизма, по словам Его Святейшества, лежит на Соловках, где в 1930-х годах находился концентрационный лагерь и где погибли тысячи верующих. Патриарх отметил, что ситуация осложняется в том числе из-за того, что существующий на Соловецких островах музей препятствует возрождению монастыря. Святейший Патриарх Aлekcuй II выразил сожаление в связи с такой позицией музейных сотрудников и выразил надежду, что вскоре ситуация изменится к лучшему ( patriarchia.ru ). Реакция Соловецкого государственного музея-заповедника, находящегося в ведении г-на Швыдкого, не заставила себя долго ждать. 27 сентября в Архангельске должно было пройти совещание с повесткой дня, фактически сводящейся к полной передаче всех земель и всей инфраструктуры архипелага под управление музея. В сентябре это совещание не состоялось из-за протеста руководителей Приморского района Архангельской области, к которому недавно были приписаны Соловки. Но с этими людьми " поработали " , и совещание все-таки состоится. Теперь оно назначено на 20 октября. Сегодня мы публикуем проект решения предстоящего совещания. " Политкорректный " язык этого документа не может скрыть его целей. В переводе с бюрократического на русский они таковы: Навязываемый сценарий с очевидностью противоречит интересам Церкви. Но он противоречит и интересам России, всех нас, противоречит и положительным тенденциям в сфере церковно-государственных и церковно-общественных отношений. В России государство принимает решение о передаче земель Церкви. На Соловках процесс идет в противоположную сторону.

http://religare.ru/2_22397_1_21.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Антоний Сийский, прп. Описания иконы В этом разделе записей пока нет. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1999.] Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Файл 4148.jpg:   Размер: 953x1200, 1.14 MPix, 209 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (241) , (0) . Описание: [Россия. XVII (XIX).] Прп. Антоний Сийский с житием. Икона. Россия. Конец XVII в. (возможно список конца XIX с иконы XVII). " Коломенский " музей. Москва. Файл 4149.jpg:   Размер: 862x1200, 1.03 MPix, 187 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (201) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Прп. Антоний Сийский с житием. Икона. Русь. XVII век. Из Троицкой церкви с. Ненокса в Поморье поступила в собрание Краеведческого музея Архангельской области. Архангельский музей изобразительных искусств. Архангельск. Файл 4151.jpg:   Размер: 1295x1800, 2.33 MPix, 334 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (200) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Прпп. Сергий Радонежский и Антоний Сийский. Икона. Русь. XVII в. 32 х 27. В 1923 г. из Ризницы Соловецкого монастыря поступила в Архангельский областной краеведческий музей. Файл 4152.jpg:   Размер: 982x1200, 1.18 MPix, 346 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (194) , (6) . Описание: [Русский Север. XVII.] Прп. Антоний. Икона. 2-я половина XVII в. 140 х 88.5. Из Троицкой ц. села Нёнокса. С 1976 г. в Архангельском музее изобразительных искусств (Государственное музейное объединение " Художественная культура Русского Севера " ). Файл 4153.jpg:   Размер: 750x1200, 0.9 MPix, 133 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (220) , (2) . Описание: [Русский Север. XVII.] Прпп. Зосима и Савватий с избранными святыми (фрагмент). Икона. 2-я половина XVII в. 103 х 85. Из ц. Рождества Христова д. Большая Шалга Каргопольского района Архангельской области. С 1965 г. в Архангельском музее.

http://pravicon.com/icon-1228

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010