Закрыть itemscope itemtype="" > Вехи служения церкви Божией. Часть 4 (1). Изъятие церковных ценностей в Казанском кафедральном соборе: дневник настоятеля 05.11.2010 880 Время на чтение 83 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 4 ноября 2010 г. Григорий (Чуков), митрополит Ленинг радский и Новгородский , Александрова-Чукова Лидия Константиновна Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921-1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции. Церковь накануне серьезных тяжелых переживаний, а мы - испыта­ний, может быть, исповедничества... Прот.Н.Чуков. Дневник. 6/19 мая 1922 г. К 1920 году Петроградское духовенство смогло восстановить более или менее терпимые условия церковной жизни, нарушенные двумя революциями. Церковь научилась жить без помощи государства. В условиях полного разрушения системы высшего, среднего и низшего духовного образования и отделения школы от Церкви, Закон Божий преподавался детям в кружках при храмах, а в Александро-Невской лавре было открыто пастырское училище. 70 городских приходов объединилось в «Общество православных приходов Петрограда и его губернии». Это была достаточно большая организация, в правление которой входило 200 человек - по три человека от прихода. Епархиальные советы, заменившие в 1918 году духовные консистории, в 1920 году были ликвидированы советскими властями, что привело к разрушению системы епархиального управления, и правящие архиереи оставались практически без всякой помощи в управлении епархиями. Зародившаяся осенью 1919 года в Петрограде общественная организация «Общество приходов», официально не входя в состав управления епархии, отвечала за взаимодействие приходов и поддержку их жизни, ходатайствуя перед властью по их делам, так или иначе оказывая правящему архиерею помощь в поддержании церковной жизни в епархии. На средства «Общества» приходов и частные пожертвования был открыт Петроградский богословский институт - первое высшее духовно-учебное заведение, существовавшее в совершенно новых условиях: без дотаций от государства и от центральной церковной власти. Институт собрал лучшие богословские силы, оставшихся без дела профессоров закрытой СПбДА, а также профессоров университета и членов Академии Наук. Институт имел статус государственного вуза, поскольку был зарегистрирован в совете высших учебных заведений Петрограда. Общественная организация «Общество приходов», в правление которого вошли видные православные юристы, также добилось госрегистрации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Геноцид - это грех, который придется искупать Экзарх патриарха Армянской церкви в Москве об исторических уроках трагедии своего народа 16.04.2015 471 Время на чтение 5 минут Епископ Езрас Нерсисян напоминает о роли России в спасении армянских беженцев. Фото автора Армянский народ и его Церковь готовятся к памятным мероприятиям, посвященным 100-летию геноцида армян в 1915 году в Османской империи, когда, по принятым в мире данным, в результате погромов и изгнания погибло приблизительно 1,5 млн. человек. О том, как Армянская апостольская церковь (ААЦ) воспринимает эту трагическую дату, ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ рассказывает патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии епископ Езрас НЕРСИСЯН. - Ваше преосвященство, какие памятные мероприятия готовит ААЦ в Армении и России в связи со 100-летием геноцида? - Это особая, но трагическая дата в истории нашего народа. Наша Церковь призывает к восстановлению справедливости. Это ведь был и церковный геноцид. Армянский народ потерял не только своих сыновей и дочерей, но и много храмов было разрушено, уничтожено рукописей, осквернено святынь, культурных ценностей. Была цель - уничтожить след христианской цивилизации в Турецкой империи. Эти злодеяния начались в 1893-1894 годах, во время правления султана Гамида, и достигли своего апогея в 1915 году. В дни, когда Армения будет вспоминать 100-летие этих событий, в Армянской церкви состоится собрание епископов со всего мира во главе с патриархом-католикосом всех армян Гарегином II. 23 апреля, накануне официальной даты памяти жертв геноцида, в первопрестольном Эчмиадзине, духовном центре армянского народа, состоится богослужение с участием глав многих христианских конфессий и государств. Оно завершится в 19.15, что будет символизировать трагическую дату. В Москве одновременно с колокольным звоном нашего кафедрального собора, по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, будут бить колокола храма Христа Спасителя, а православный церковный хор будет исполнять песнопения на армянском языке. На следующий день у нас в духовном центре в Москве откроется памятник жертвам и музей геноцида. Мы получили разрешение властей страны и столицы, чтобы на Поклонной горе, в священном для российского народа пантеоне - Музее Великой Отечественной войны - открыть выставку «Армянский геноцид. Русский взгляд».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Истинный воин русского духа, древнерусский человек Памяти Хоругвеносца Виктора Дмитриевича Кириллова 26.02.2020 915 В ночь с 23-е на 24-е февраля 2020 года ушел от нас наш Хоругвеносец Виктор Дмитриевич Кириллов. Для нас это очень большая и совершенно невосполнимая потеря. Был наш Виктор Дмитрич человеком больших талантов и не менее большого мужества. И прошел он всё, что прошла Русь в нашем «некалендарном» ХХ веке. И трудное детство, и тюрьмы, и психушки, и общение с уркаганами, психами, вертухаями и стукачами. А потом уже, будучи взрослым человеком, и пройдя всё это, Господь привел его в Церковь, и в Союз Православных Хоругвеносцев... Помню, мы с ним познакомились, где-то в середине 90-х, перед Крестным Ходом у памятника Гренадерам Героям Плевны. Как он потом рассказывал, он приехал раньше, где-то за 2 часа до начала мероприятия. И почему-то очень волновался. И чтобы успокоиться, пошёл в Музей истории Москвы , что напротив. И там, увидев старинный богатырский шлем, с разрешения смотрительницы, одел его себе на голову. И сразу на него снизошли уверенность и спокойствие. «Как рукой сняло!» - рассказывал он после. И он спокойно пошел к часовне, и, подойдя ко мне, сказал, что хотел бы участвовать в Крестном Ходе. А после Крестного Хода выразил желание вступить в Союз Православных Хоругвеносцев. И много интересного сделал он уже в Союзе. И прекрасную резную Голгофу, и замечательные боевые мечи, и резные Кресты, и огромный Крест в деревню, где когда-то жили его предки... И писал он очень хорошо. Поживи он ещё, стал бы отличным Русским писателем. Но не успел... С его смертью я потерял большого друга и единомышленника. Трудно будет мне пережить эту утрату. 23 февраля, после того, как мне позвонил Степан и сообщил о его кончине - я написал: «Умер Виктор Дмитрич Кириллов, наш знаменитый Хоругвеносец и, как он сам себя называл, " Древнерусский человек " ». Да, это очень тяжёлое событие, и для нас, Хоругвеносцев, страшный удар. Виктор Дмитрич был удивительно талантливым Русским человеком. Он практически «мог всё». То есть, был «мастером на все руки». Главное его произведение - это большая резная Голгофа с распятым на Кресте Господом нашим Иисусом Христом. А у меня в головах висит выкованный им большой двуручный меч очень искусной работы. На его рукояти молитва Пресвятой Троице, а на гарде слова: «Русский народ».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/26/is...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пётр Великий прославил русское имя О необходимости создания в Преображенском военно-исторического музея и культурного центра 28.01.2021 614 Время на чтение 5 минут Призывая готовиться к предстоящим торжествам , хочется обратить внимание общественности на место в Москве, которое естественным образом должно стать не только их временным, но постоянно действующим центром – музеем-заповедником. Это Преображенское. Петровское Преображенское – дворцовое село в семи верстах от Кремля. Отсюда. На рубеже XVII–XVIII вв. управляли страной, здесь принимались важнейшие внешнеполитические решения, здесь руководили созданием вооружённых сил, проведением великих преобразований. Здесь располагалась Преображенская солдатская слобода с полковым Спасо-Преображенским храмом, казармами, цейхгаузами, домами петровских сподвижников, в том числе генерального писаря полка и деда великого полководца Ивана Суворова. На Генеральной (Электрозаводской) улице находились Новый Государев (Нагорный) дворец, дома приближённых и знаменитый Преображенский сыскной приказ. Неподалёку, на Яузе, сохранилось здание Парусной фабрики. Здесь же находились: Старо-Преображенский дворец; «потешная» крепость «Прешбург» и корабельная верфь для строительства малых судов. Память о славном прошлом отражена в названиях – Преображенская площадь и вал, улицы, Суворовская, Бухвостова и Буженинова (сержанта бомбардирской роты), Потешная, Девятая Рота, Барабанный и Палочный переулки; Матросский мост, Матросская Тишина. Выдающийся русский историк И.Е. Забелин в своей работе «Преображенское или Преображенск – Московская столица достославных преобразований первого императора Петра Великого» (1883) назвал Преображенское – «Дедушкой самого Петербурга». О необходимости создания в Преображенском военно-исторического музея и культурного центра давно говорят историки, ветераны армии и флота и жители – преображенцы. Авторы этих строк неоднократно поднимали этот вопрос в 1980 – 2000 годах в периодической печати, на местном телевидении, перед руководством управы «Преображенское» и префектуры Восточного административного округа. Москва – место рождения и начала славных дел государя Петра Алексеевича – заслуживает такого музея! Место его на берегах Яузы, в Преображенском. Это будет первый в России Военно-исторический музей петровской армии и флота – новый подарок Москвы Вооружённым Силам.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/28/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сакральная тайна кремлёвских подземелий Поставлена ли точка в истории Чудова монастыря 30.11.2020 872 Время на чтение 9 минут Фото: www.pravoslavie.ru 655 лет назад, 28 ноября (по новому стилю) 1365 года, в Московском Кремле была основана его главная утраченная святыня – Чудов монастырь. В начале 1930-х годов обитель была снесена, а сегодня, после сноса возведённого на монастырском месте 14-го корпуса Кремля, в кремлёвских подземельях был открыт... Музей археологии Чудова монастыря. Чудеса Святителя Алексия 1357 год. Молодая Московская Русь, в границах, не превосходящих сегодняшней Московской области, находится под ордынской зависимостью. До Куликовской битвы – без малого четверть века, а до полного освобождения – больше столетия. Но юное княжество, чьи правители уже получили великокняжеский титул, начало постепенно собирать вокруг себя разрозненные земли. И как бы историки (в основном советские) ни пытались рационально разъяснить, почему именно Москва в те годы начала возвышаться над более древними русскими городами, это у них получилось недостаточно убедительно. Куда проще, понятнее и правдоподобнее объяснение из четырёх букв: ЧУДО. В тот год хан Джанибек, сын хана Узбека (того самого, что утвердил среди ордынцев ислам), вызвал в Орду московского Первосвятителя, Митрополита Киевского и всея Руси Алексия. Да-да, именно Киевского, поскольку кафедра русских первоиерархов формально " числилась " в Матери городов русских. Древний Киев к тому времени был разорён, опустел и попал в пущую неволю – с 1324 года оказавшись под двойной зависимостью. Киевское княжество стало вассалом Литвы, чья знать уже начала активно окатоличиваться. Москва же ревностно сохраняла духовный суверенитет, обретённый ещё святым благоверным великим князем Александром Невским, сделавшим однозначный выбор между ордынской политической неволей и духовной гибелью под " крестоносцами " . В Орде Митрополит Алексий сделал всё, чтобы в условиях новых (западных, римо-католических) внешних вызовов сохранить этот русский духовный суверенитет. Центральным событием его визита стало... ЧУДО. Старец исцелил вдову хана Узбека ханшу Тайдулу от слепоты. За это наша Церковь была освобождена от поборов и притеснений, которые в те годы усилились из-за того, что ордынцы-мусульмане были менее веротерпимыми, чем сторонники традиционных монгольских верований – тенгриане (которые, к слову, нередко принимали Святое Крещение).

http://ruskline.ru/opp/2020/11/30/sakral...

Закрыть itemscope itemtype="" > Уберечь от падения Если бы меня спросили 25.02.2023 1049 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором Если бы у меня спросили – какая картинка может стать олицетворением культуры России за прошедший 2022 год, я бы назвала фотографию недавно установленного памятника Александру Блоку в Санкт-Петербурге (работа скульптора Евгения Ротанова). Вот уж действительно, увидев раз – забыть невозможно. И смотреть на эту воплощённую в металле антиэстетику невозможно, но и отойти от скульптуры трудно – так и хочется поддержать поэта, потому что он падает! Падает русский гений вниз лицом, на плитку или брусчатку. …Ничего не бывает случайно. И для того, чтобы Блок падал, были приложены огромные усилия, потрачены большие средства. Долго велись споры целой командой «экспертов» – в какую же сторону ему падать? Архитектор Иван Кожин на полном серьёзе рассказал журналистам, что обсуждались три варианта размещения скульптуры: напротив входа в музей-квартиру Блока (со стороны набережной реки Пряжки), в центре липовой аллеи на улице Декабристов или у перекрестка Декабристов и Английского проспекта (лицом к городу). Вот так лицом к городу он теперь и падает. Можно «полюбоваться». Или поддержать? Спасти от падения русского гения и русскую культуру, тоже летящую лицом в асфальт. Ну, зачем же так мрачно, – скажете вы, – ну, не надо сгущать краски. Уже разворачивается по всей стране Культурный фронт под руководством актёра и режиссёра Николая Бурляева, депутата партии «Справедливая Россия – За правду». Уже заявлено, что «жить, как сейчас, в состоянии недосмотра за традиционными духовно-нравственными направлениями нашей культуры, дальше нельзя». И касается это всех видов искусства — кино, театра, музыки, литературы, живописи и танца. Да, объявлено и заявлено. Мне даже довелось поприсутствовать в Краснодаре на важном мероприятии в качестве наблюдателя – открывалось 47-е региональное отделение культфронта. А перед этим я участвовала во всероссийском инициативном собрании, где принималось решение о создании движения, в котором приняло участие более 220 деятелей отечественной культуры. В числе выступивших тогда были председатель Союза писателей России Николай Иванов, режиссёр Андрей Кончаловский, писатель Захар Прилепин, философ Александр Дугин, актёры Александр Михайлов, Лариса Лужина, Дмитрий Певцов. За учреждением фронта в Государственной Думе я следила в режиме Онлайн. Тем не менее, хорошо запомнила высокую оценку Николаем Бурляевым деятельности Союза писателей России, заявление, что опираться фронт будет на региональные отделения СПР, а также всячески поддерживать их работу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/25/ub...

Кижи: неизвестное о самом известном храмовом ансамбле Русского Севера Кижи — это остров, про который мало кто не слышал. В основном благодаря самому известному храму Русского Севера — двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня 1714 года. Но кроме него в ансамбль Кижского погоста входит Покровская церковь 1693 года, колокольня XIX века и несколько храмов и часовен, которые были привезены на остров из разных уголков Севера — для того, чтобы собрать их в одном историко-архитектурном музее. А еще в ансамбль входят дома крестьян, амбары и ряд других построек, находящихся неподалеку. 1 Как рубили храм Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники. В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении. Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.

http://sever.foma.ru/kizhi-neizvestnoe-o...

Митрополит Арголидский Нектарий: Святитель Лука Крымский — образец бескорыстного служения людям Святитель Лука для всех нас – не только образец бескорыстного служения людям, но и символ, объединяющий и примиряющий 5 апреля, 2016 Святитель Лука для всех нас – не только образец бескорыстного служения людям, но и символ, объединяющий и примиряющий Святитель Лука очень почитается Элладской Православной Церковью. В Греции уже более 40 новых храмов освящены в честь этого русского святого. Митрополита Арголидского Нектария (Антонопулоса) в Греции называют «секретарем епархии святого Луки». — Я родился в 1952 году в Афинах, где окончил семинарию, богословскую школу и Богословский факультет Афинского университета. Посвятить себя Богу решил еще в детстве. В Греции в монастыре Сагмата, где раньше я был игуменом, есть придел во имя святителя Луки. Мне удалось создать небольшой музей, в котором собрано много фотографий и личные вещи святителя: архиерейская митра, части облачений, хирургические инструменты, научные труды и исследования, книги, картины, письма. Монастырю Сагмата более 900 лет, но он стал очень известным лишь в последнее время – благодаря иконе святителя Луки, написанной греческими иконописцами, которая вся увешана дарами исцеленных им людей, и довольно большой частице его мощей, частице его сердца. Люди спешат сюда, чтобы поблагодарить святого за исцеление и другую помощь. В последние годы святитель Лука – русский святой XX века, гордость и украшение Русской Православной Церкви и всего Вселенского Православия – стал в Греции необычайно близким и любимым святым. Везде его почитают, и буквально в каждом доме теперь есть его икона. -Как Вы впервые узнали о русском святом? — Много лет тому назад я купил в Крыму книгу протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)». Мы перевели ее на греческий язык. Мне и самому выпала большая честь написать и издать на греческом языке книги о жизни святителя, о его крестном исповедническом пути, о его пастырских и научных трудах, о его подвигах жертвенного служения человеку. Первое издание книги вышло в 1999 году тиражом 72 тысячи экземпляров.

http://pravmir.ru/mitropolit-argolidskiy...

– оп. 4. Д. 250. Вырезки из зарубежных газет об о. Иоанне Кронштадтском ; – оп. 4. Д. 1668. Воспоминания ревностного поклонника. Ф. 1082. Оп. 1. Д. 21. Переписка с К. П. Шабельским. Ф. 1111. Оп. 1. Д. 5. Разнообразная переписка с И. Сергиевым. Ф. 1120. Разнообразные рукописи и фотографии, относящиеся к И. Сергиеву. Ф. 1405. Оп. 539. Д. 502. Информация об обстоятельствах смерти Кронштадтского. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 708. К. П. Победоносцев . Российский государственный исторический архив (РГИА) г. Москвы. Ф. 203. Московская Духовная консистория: – оп. 392. Д. 3. Отклонение организованной отцом Иоанном просьбы открыть женскую религиозную общину. Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека им. Ленина), отдел рукописей. Ф. 178. Алексей Сергеевич Суворин. Ф. 253. С. А. Романов. Ф. 262. Оп. 14. Д. 2. Савва (Тихомиров) . Ф. 369. Бонч-Бруевич. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1067. Оп. 1. Д. 1–34. Дневники Иоанна Кронштадтского за 1856–1904 годы; переписка. Ф. 102. Департамент полиции: – оп. 1. Д. 154. Материал о секте иоаннитов (в двух частях); – д. 873. Т. 4. О связи о. Иоанна Кронштадтского с кишиневскими погромами; – оп. 2. Д. 1366. О попытках сформировать новую секту. Государственный музей этнографии (ГМЭ), архив Тенишева. Ф. 7. Оп. 1. Bakhmeteff Archive, Rare Book and Manuscript Library, Columbia University, New York. Протопресвитер Георгий Шавельский . Письмо от 12 июня 1939 г. Опубликованные источники и литература Алексеев И. Разгром иоаннитов. СПб., 1909. Алмазов А. Я. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. Одесса, 1901. Алмазов А. Я. Тайная исповедь в православной восточной церкви: опыт внешней истории: В 3 т. Одесса, 1894–1895. Амфитеатров А. Женщина в общественных движениях России. Geneva, 1905. Амвросий, иеросхимонах. Собрание писем Блаженной памяти оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад, 1908. Антоний (Храповицкий) , митрополит. Слово еп. Антония Храповицкого и о. Иоанна Кронштадтского по поводу насилия христиан с евреями в Кишиневе. Одесса, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прямой эфир от 16.04.2015 21:00. Игумен Феофан Замесов рассказывает об открытии «Музея боевой славы Софринской дивизии». Ведущая - Нина Карташова. 06.05.2015 09:25:53 Кульков Сергей Андреевич Прямой эфир от 16.04.2015 21:00. Игумен Феофан Замесов рассказывает об открытии «Музея боевой славы Софринской дивизии». Ведущая - Нина Карташова. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/04/16/21-00.html Н. К: Пасха в этом году совпала с Днем космонавтики. Большой праздничный концерт, посвященный этому событию, состоялся в Доме ученых г. Жуковский. На сцене выступил Государственный Академический русский оркестр «Баян» (художественный руководитель - народный артист СССР Анатолий Иванович Полетаев, главный дирижер - заслуженный артист России Николай Николаевич Степанов). Зал был полон. На концерте присутствовали летчики - испытатели, герои России. Выступал гость из звездного городка полковник Борис Михайлович Есин. Поэт Валентин Сухобский посвятил ему свои стихи. С пастырским словом выступил благочинный города Жуковского священник Николай Стругов. Батюшка в прошлом трудился на авиационном заводе, а теперь несет людям свет веры Христовой. Великолепный храм украшает город. Трудами отца Николая на приходе созданы кружки ткачества, вышивания, резьбы по дереву, авиамоделирования. При храме устроен музей, где представлена летопись города, также составленная трудами батюшки. Мы связались по телефону с дважды героем Советского Союза летчиком - космонавтом Владимиром Викторовичем Аксеновым. Он наша национальная гордость. Владимир Викторович написал замечательную книгу, она имеет не только научную, но и художественную ценность. И вот сейчас он поздравит нас, а мы поздравим его. -Алло! -Алло. Христос Воскресе! -Воистину Воскресе! - Владимир Викторович, прежде всего позвольте от всех наших радиослушателей, от православной радиостанции «Радонеж» поздравить Вас с вашим профессиональным праздником - Днем космонавтики, поблагодарить вас за Ваши подвиги. Скажите нам что-нибудь хорошее тоже. В.А.: Спасибо большое, Нина Васильевна.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010