В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 129, 976-1025 гг.) он представлен молящимся; в Минологии за окт. (Vat. Gr. 1156. fol. 262v, 3-я четв. XI в.) - стоящим в рост. Миниатюрные изображения А. имеются также в др. рукописях (Vind. hist. Gr. 6. fol. 2v, 34r. 3-я четв., XI в.; ГИМ. gr. 175. fol. 171v, кон. XI в.; Oxion. Bodleian. gr. th. f. I. fol. 14r., 1322-1340 гг.; РНБ. О. I. 58. Л. 45об., 82об., XV в.). А. изображался среди святых, включавшихся в циклы минейных икон XI-XX вв., напр. на створке со святыми за сент., окт. и нояб. из гексаптиха в мон-ре вмц. Екатерины на Синае , кон. XI - нач. XII в., а также на годовой минейной иконе XIX в. из мон-ря Симонопетра на Афоне . Образы А. встречаются в росписях балканских и молдав. церквей: вмч. Георгия Старо -Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; Христа Пантократора в Дечанах (Югославия, Косово и Метохия), 1335-1350 гг.; вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г.; Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (румыния), ок. 1386 г.; вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 г.?; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1565 г.; свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. Изображение А. включено в Строгановский иконописный подлинник. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 8. 61), предписывается изображать его «старцем с большой бородой». Ист.: BHG, N 2-4b; ActaSS. Oct. T. 9. P. 484-514; PG. 115. Col. 1211-1248; Boissonade I. F. Anecdota Graeca. P., 1883. T. 5. P. 462-488 [версия]; Conybeare//Classical Review. 1895 [арм. верс.]; Batareikh E.//Oriens Chr. 1904. T. 4. P. 279-307; Nissen Th. S. Abercii Vita. Lpz., 1912; SynCP. P. 89, 153-155; ВМЧ. Окт. С. 1734-1772. Лит.: Hartmann L. M. Abercius und Cyriacus//Serta Harteliana. 1896. P. 142, 144; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 326-327; Т. 3. С. 435; D ö lger F. J.//Ichtys. 1922. Bd. 2. S. 454-507; Abel A.//Byz. 1926. T. 3. P. 321-405; Quasten. Patrology. T. 1. P. 171 sq.; Janin. Églises et monastères.

http://pravenc.ru/text/62706.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ Щепа († после 1463), прп., иером. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры ДИПТИХ первоначально название 2 продолговатых пластинок из дерева, кости или металла, соединенных шнурком, тесьмой или шарниром и складывающихся вместе, подобно книжному переплету ДМАНИССКИЙ СИОНИ собор в честь Успения Пресв. Богородицы (IX в.), кафедра Дманисской и Дманисско-Агарак-Таширской епархий Грузинской Православной Церкви ДОБРЕЙШЕВО ЕВАНГЕЛИЕ [Евангелие попа Добрейша], тетр, памятник болг. языка, книгописания и изобразительного искусства XIII в. ДОБРОВЭЦ с. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. ДОЛХЕШТИЙ-МАРИ с. в 15 км к востоку от г. Фэлтичени (Румыния), где находится ц. вмц. Параскевы - одна из старейших в Молдове ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы

http://pravenc.ru/rubrics/123062_27.html

Свт. Лев Катанский. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг. Свт. Лев Катанский. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг. Единоличные изображения святого включены в минейные циклы рукописей, икон, в росписи храмов, где их обычно помещают под 20 февр. (возможны отклонения в 1 день). Его образ представлен на миниатюрах в Императорском Минологии 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 103),- под 22 февр.; в Императорском Минологии кон. XI в. из Музея Бенаки в Афинах (Athen. Ben. 71. Fol. 3v); в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 100 об.),- седовласый, с залысинами на лбу, борода окладистая, немного сужающаяся книзу; в светло-сиреневой фелони и голубом подризнике, с омофором, палицей, обеими руками держит кодекс; предположительно поясное изображение - на миниатюре в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. theol. gr. f. 1. Fol. 32 v, 1322-1340) вместе с др. святителем и прп. Тимофеем под 21 февр. (на полях подписано только имя прп. Тимофея и обозначена календарная дата) - высокий лоб с залысинами, седой, волосы слегка вьются у ушей, борода средней длины, облачен в серо-зеленую фелонь, с омофором, в покровенной левой руке - Евангелие. В настенных минологиях представлен в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- по пояс, средовек с темными волосами и темной же длинной клиновидной бородой, в фелони, с омофором, покровенными руками держит Евангелие; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391),- в рост; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (ок. 1504 (?)); в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- полуфигура. В рус. традиции Л. в минологиях устойчиво изображается под 20 февр. Образ святого представлен на иконах: «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен); на иконе на февр. из комплекта миней (XVI в., ГЭ) - с длинной, ниже пояса, седой бородой, разделенной внизу на 2 крупных завитка; «Минея на февраль» (кон. XIX в., частное собрание) - в 3/4-ном повороте, правой рукой благословляет, в левой на омофоре - Евангелие, облачен в красную фелонь. На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1714, 1722) - в рост, в фелони, с омофором, в митре, правой рукой благословляет, в левой - раскрытый кодекс.

http://pravenc.ru/text/2463221.html

Последование А. в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. Л. 142об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 52). Оно помещено в совр. печатных греч. и рус. Минеях и состоит из цикла стихир на Господи воззвах 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа и канона 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑρχιππον μν τν σοφν θεηγρον» (Архиппа воспеваю мудрого, богоглаголивого), принадлежащим гимнографу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. По греч. рукописям известен еще один канон А. 2-го гласа без акростиха, с началом: « Ως ορανς σμερον/ Εκκλησα Χριστο» (Ныне Церковь Христова как небо) гимнографа Георгия, имя его вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 504. Σ. 169). Этот канон не вошел в печатные богослужебные книги. О. В. Венцель Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Иконография. А. изображается средовеком, в хитоне, гиматии; бывает представлен с ап. от 70 Филимоном и Апфией (как правило, в мучении), чья память празднуется в тот же день, или единолично, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен на миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 200, 976-1025 гг.,- в мучении); в Минологии (ГИМ. Греч. 183. Fol. 101, посл. четв. XI в.,- в мучении, с ап. Филимоном и Апфией); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 100об., XV в.,- в рост, с ап. Филимоном и Ананией, память к-рого приходится на 4 янв. и 1 окт.). В настенных минологиях на февраль: в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?); в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.; возможно, изображение мученичества представлено под 22 нояб. в церквах мон-рей Дечаны и Козия. В рус. памятниках: на минейной иконе на февраль, кон. XVI в., на иконе из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В Соборе апостолов представлен слева внизу на иконе «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/76546.html

В правление Раду III Валашское княжество оказалось под влиянием Порты, к-рая с этого времени стала утверждать на трон валашских господарей; последние были обязаны выплачивать дань и участвовать в военных походах султана. Наступил почти полувековой период значительного влияния Молдавского княжества на Валашское: св. Стефан III, не желая иметь покорного Порте соседа, неск. раз вторгался в Валашское княжество, посадил на трон сначала Басараба III, затем Басараба IV Молодого (чел Тынэра) Цепелюша (1477-1482). Однако в нач. XVI в. Валашское княжество полностью подчинилось Порте ( Giurescu D. C. 1973. P. 420-431). Валашское княжество в кон. XV-XVI в. Господарь Раду IV Великий (чел Маре) (1495-1508), старший сын господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) (1481, 1482-1495), правил на рубеже веков и получил прозвище Великий благодаря успешной внутренней политике. Внешняя политика была построена на лояльности к Венгерскому королевству и Порте: Раду IV регулярно платил дань османам, практически каждые 3 года ездил поклоняться султану; в 1497 г. был заключен мирный договор с Венгерским королевством (ратифицирован в 1507). В 1507 г. внешнеполитическое спокойствие было ненадолго нарушено поддержкой Раду IV претендента на молдав. престол Романа из Кошерени, в ответ на что правящий молдав. господарь Богдан III Кривой (1504-1517) ввел в Валашское княжество войска. Примирение было достигнуто путем переговоров, которые вел митр. Унгро-Влахийский свт. Максим ( Бранкович; ок. 1505 - после 1508). Раду IV принадлежит заслуга реорганизации Церкви: ок. 1504 г. он пригласил для этой цели проживавшего в Адрианополе (Эдирне) свт. Нифонта II (К-польский патриарх в 1486-1488, 1497-1498), к-рый стал митрополитом Унгро-Влахийским. Митр. Нифонт II перенес митрополичью резиденцию из Куртя-де-Арджеша в Тырговиште (рядом с резиденцией господаря), организовал в Олтении епископию (митрополия времен Владислава I Влайку утратила свое значение), подчиненную митрополиту Унгро-Влахийскому; в связи с увеличением населения создал Бузэускую епархию. Раду IV известен также как ктитор: он наделил различными привилегиями множество церквей, основал мон-рь Дялу, архитектурный комплекс которого признан наиболее значительным строением того времени, построил церковь в Говоре и неск. монастырей в Сербии (Лапушня и др.). При Раду IV в Валашском княжестве (в Тырговиште) в 1508 г. появился 1-й печатный станок и была издана 1-я книга, Служебник на церковнославянском языке, подготовленный иером. Макарием из Черногории. Благодаря умеренной политике Раду IV смог примирить враждующие группы бояр, установив в стране мир ( Giurescu C. 1943. Vol. 2. Pt. 1. P. 127-133).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Первой признанной арм. епархией на румын. землях стала епархия в Молдавском княжестве с центром в г. Сучава, деятельность к-рой ратифицировал 30 июля 1401 г. молдав. господарь Александру I Добрый (документ хранится в музее арм. кафедрального собора Успения Пресв. Богородицы во Львове; текст опубл.: Panaitescu P. P. Hrisovul lui Alexandru cel Bun pentru episcopia armean din Suceava. Bucur., 1935. P. 4-5); 1-м правящим архиереем был поставлен Ованнес (считается, что речь идет о епископе Лемберга). 26 июня 1410 г. католикос Акоб III Сисеци (1404-1411) подтвердил его на кафедре Лемберга (Львова), в его ведении в то время находились Лемберг, Сирет, Сучава, Камениц (Каменец), Луцк, Аккерман, земля влахов, Видин и др. ( Alian. 1896. P. 221-224). В нач. XV в. по приглашению господаря Александру I (8 окт. 1407) в Молдавское княжество (Сучава, Сирет, Чернэуци (Черновцы)) из Лемберга перебрались мн. армянские (ок. 700 семей) и немецкие купцы, к-рым господарь предоставил привилегии (освобождение от таможенных пошлин и др.). Под 1415 и 1445 гг. упоминается 3-й арм. епископ Лемберга и Сучавы - Аветик ( Petriceicu-Hasdeu. 1868. P. 67-68; Alian. 1896. P. 134). В 1418 г. господарь Александру I разместил ок. 3 тыс. семей арм. мигрантов в 7 молдав. городах (по мнению историков, это Сучава, Четатя-Албэ (или, возможно, Яссы), Галац, Васлуй, Ботошани, Дорохой и Хотин), где армяне построили церкви ( Xenopol. 1879. P. 251; Papadopol-Calimache. 1887. P. 10). После падения К-поля (1453) в румын. княжества вновь переселились арм. мигранты ( Iorga. 1913. P. 26). В 1457 г. арм. католикос Аристакес II Аторакал (с 1448 сопредстоятель, 1465/66-1469/70) поставил на кафедру Лемберга, Сирета, Сучавы, Аккермана и Ботошани еп. Хачадура, ставшего последним архиереем, юрисдикция которого распространялась и на Польское королевство, и на Молдавское княжество. С 1506 до 1676 г. арм. молдавские архиереи постоянно жили в Сучаве или иногда в Яссах. Молдавский господарь св. Стефан III Великий (1457-1504), вступив на престол, также обратился к арм. купцам с хартией, приглашая их в Сучаву и обещая торговые привилегии и защиту. Новая миграция армян в Молдавское княжество произошла после 1475 г. (завоевание Каффы Османской империей) - источники указывают общее число арм. семей, проживающих в Молдавском княжестве на тот момент,- свыше 3 тыс. Св. Стефан III разместил прибывших в Сучаве, Яссах, Ботошани, Фокшани и Романе ( Wickenhauzer. 1862. S. 68; Iorga. 1906. P. 297, 311). В 1484 г. турки взяли Четатя-Албэ и Килию, что вызвало новую массовую миграцию армян,- по свидетельству итальянца Донато да Лецце, в этих городах жило армян больше, чем в Сучаве, Сирете, Хотине, Яссах, Романе, Васлуе и Ботошани вместе взятых ( Iorga. 1913. P. 26). В 1497 г., когда польск. кор. Ян I Ольбрахт (1492-1501) осадил Сучаву, ок. 700 арм. семей бежали из Молдавского княжества в Венгерское королевство, Трансильванию и Галицию.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Григорием Чудотворцем - седой, с большими залысинами надо лбом, с короткой окладистой бородой. Пограничным памятником восточнохрист. и лат. традиций является мозаичное изображение в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148). Активизацию почитания Г. В. в XIV-XV вв. связывают с известностью его как автора соч. «Диалоги», пронизанного эсхатологическим настроением, актуальным в связи с ожиданием конца мира в 1492 (7000) г. ( Евсеева. Афонская книга. С. 195). В этот период образ Г. В.- седовласого старца, со средней длины клиновидной бородой, в полиставрии - присутствует в составе святительского чина в декорации алтарной части храмов свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319) - полуфигура, обеими руками держит Евангелие (рядом свт. Григорий Акрагантский); вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния, ок. 1504 (?)) - на голове тиара в виде короны; свт. Николая в мон-ре Ставроникита (1546) - с тонзурой, в паре со сщмч. Климентом, папой Римским; Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Дионисиат (1546-1547) - полуфигура; мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос, сер. XVI в.,- в композиции «Служба св. отцов» вслед за свт. Климентом (II ?), папой Римским, в тиаре в виде 3-ярусной короны с округлым верхом (атрибутирован как свт. Григорий Чудотворец - см.: Γοναρης Γ. Γ. Μεταβυζαντινς τοιχογραφες στη Λσβο: 16ος - 17ος α. Αθνα, 1999. Σ. 27). Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра из сборника сочинений свт. Григория Великого. Кон. XV в. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об.) Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра из сборника сочинений свт. Григория Великого. Кон. XV в. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об.) Один из самых ранних памятников слав. круга - миниатюра в рукописи галицко-волынского происхождения «Беседы на Евангелие», датируемой 2-й пол. (?) XIII в. (РНБ. Погод. 70),- Г. В. и вмч. Евстафий (Плакида?) предстоят Христу, над ними - архангелы Михаил и Гавриил; святитель - в полиставрии. На выходной миниатюре из сборника сочинений Г. В. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об., кон. XV в.) святитель изображен в левой части 3-фигурной композиции сидящим на троне с подставкой для ног, на коленях - раскрытый кодекс, в правой руке - стило, левой придерживает кодекс; облачен в фелонь и омофор поверх рясы и епитрахили. Позади Г. В., положив руку на его правое плечо, стоит ангел (в зап. памятниках - Св. Дух в виде голубя) в зеленом хитоне и красном гиматии, с жезлом в руке (в каталоге: Altrussische Buchmalerei: 11. bis Anfang 16. Jh. L., 1984. Cat. 47), ангел назван Св. Софией, Премудростью Божией; иконографическая аналогия того же времени с изображением персонификации Премудрости, юноши с нимбом в виде 2 перекрещивающихся ромбов,- миниатюра из гомилий свт. Григория Богослова (РГБ. Троиц. 137. Ф. 304/I. Л. V об., кон. XV в.). В правой части миниатюры внизу - образ диак. Петра, собеседника Г. В., он безбородый юноша в диаконском стихаре, сидит на низкой скамье с подножием и пишет, на свитке читается текст: «Благословенный Григорие»; образы Г. В. и Петра поименованы.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

К XIV в. относятся свидетельства существования иудейской (караимской) общины в г. Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский), расположенном около Чёрного м. После основания Молдавского и Валашского княжеств их правители - такие как валашский господарь Дан I (1383-1386) и молдав. Александру I Добрый (1400-1432) - предложили протекцию и привилегии евр. купцам. В Молдавском княжестве условия оказались более благоприятными; в нач. XV в. в г. Роман уже существовала деревянная синагога, в которой бывали господари Александру I Добрый и Богдан III Кривой (1504-1517). В евр. устной традиции сохранились также неподкрепленные источниками сведения о том, что Богдан III пожертвовал синагоге Романа средства, на к-рые был куплен свиток Торы, названный «Тора Богдана Водэ» (сгорел во время пожара). Достоверно известно, что в 1473-1474 гг. при молдав. господарском дворе св. Стефана III Великого (1457-1504) в качестве посла персид. шаха Узуна Хасана находился сефард Исаак Бег (велись переговоры об антиосманском союзе); также сохранились сведения о пребывании при дворе еврея-медика от крымского хана Менгли-Гирея; в это же время логофетом (канцлером) был назначен еврей Иинак бен Бихьямин Шор из Ясс. После бегства евреев из Испании в Османскую империю в 1492 г. евр. общины сефардов появились в Валашском княжестве, особенно охотно евреи селились в Бухаресте и Крайове (1557-1559), а также в Молдавском княжестве. Ко времени правления молдав. господарей Штефана IX Томши (1611-1615, 1621-1623) и Георге Гики (1658-1659) относятся офиц. приглашения поселиться в Молдавском княжестве, сделанные купцам-евреям из Лемберга (Львова); однако эта инициатива не была реализована по причине нестабильности гос-ва. Спасаясь от истребления казаками Б. М. Хмельницкого (1648-1649), укр. евреи активно переселялись в Молдавское княжество; в 1671 г. в Яссах была сооружена синагога. После того как историческая область Банат в XVI в. была превращена в тур. пашалык, сюда из Османской империи стали иммигрировать евреи-сефарды; в 1623 г. трансильванский кн. Габор Бетлен предложил им привилегии и право селиться в Алба-Юлии (Трансильвания). Также известно о поселениях в этот период евреев в Клуже (ныне Клуж-Напока) и Сибиу.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

[Румын. ara Moldovei] (сер. XIV в.- 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии. Столицы - Бая (1359-1365), Сирет (1365-1385), Сучава (1385-1572), Яссы (1572-1862). Название М. к. происходит от наименования р. Молдовы, в долине к-рой оно возникло. В основе этимологии, по мнению ряда ученых, находятся гот. слово mulda, обозначающее «песок», «измельченный», или тайфальское muldah(u)a - «река с пологими берегами», перенятое и незначительно видоизмененное саксон. колонистами (ср. саксон. название Влтавы в Чехии, которое встречается в лат. транскрипции как Muldavia или Moldavia). Эта же этимология заложена в основанном готами городе на р. Молдове - Civitas Moldaviae (ныне Бая) ( Spinei. 1982. P. 56-57). География. В кон. XIV в. М. к. занимало территорию, ограниченную на востоке р. Днестр, на юге и юго-западе - Чёрным м. и низовьями рек Дунай и Милков, на западе - Вост. Карпатами, верховьями рек Милков, Путна, Тротуш, Бистрица, Молдова, на севере - р. Черемош (выше совр. г. Черновцы). В 1408-1412 гг. в состав М. к. был включен порт Килия на Дунае, при господаре св. Стефане III Великом (1457-1504) - уезд Путна на границе с Валашским княжеством. В 1484 г. М. к. лишилось портовых городов Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский) и Килия, захваченных османами. Со времени правления св. Стефана III молдав. господари получили от венгерского короля домены в Трансильвании: Родна, Чичеу и Четатя-де-Балтэ. Договором от 1499 г. была установлена граница с Польшей по р. Черемош, в кон. 1502 г. св. Стефан III вступил во владение обл. Покутье (утрачено в качестве свадебного дара несостоявшегося брака Богдана III; при господаре Петру IV Рареше попытки вернуть Покутье не увенчались успехом). В 1538 г. в результате похода османского султана Сулеймана I Великолепного М. к. потеряло крепость Тигину, затем юго-вост. часть Пруто-Днестровского междуречья, которое заселили вассальные Порте татары. В 1713 г. Османской империей был аннексирован Хотинский у. Значительные территориальные потери М. к. понесло в посл. четв. XVIII - первых десятилетиях XIX в., когда Буковина (1775) и Бессарабия (1812) вошли в состав Габсбургской монархии и Российской империи. После Крымской войны, с 1856 по 1878 г. (Берлинский конгресс), М. к. (в 1859 объединенное княжество Молдовы и Валахии, в 1862 Румыния) временно были возвращены южные уезды Бессарабии. Население

http://pravenc.ru/text/2564044.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010