Princess Irina Bagration, 1926-2015 Paul Gilbert New York, July 9, 2015 Princess Irina S. Bagration with her mother-in-law, Mother Tamara, Abbess of the Mount of Olives Convent in Jerusalem      Princess Irina S. Bagration passed away this morning July 9th at 2 am in New York. The funeral will be at 10 am on Saturday, July 11th at Holy Trinity ROC in Astoria, NY. Burial will be at the Novo Diveevo Convent in Nanuet, New York following the service. Born Irina Czernysheva-Besobrasova on 21 Sep 1926, at Neuilly-sur-Seine, France, the daughter of Sergei Aleksandrovich Besobrasov and Countess Elizabeta Cheremeteva. She became the second wife of Prince Teymuraz Constantinovich Bagration, at the age of 23 in 1949. Prince Teymuraz was born at Pavlovsk on 21 August 1912. His father, Prince Constantine Bagration-Mukhransky (1889–1915), a member of the Mukhrani branch of the Bagrationi family, formerly a royal dynasty of Georgia, was an Imperial Russian Army officer and was killed in World War I. Teymuraz " s mother, Princess Tatiana Constantinovna of Russia (1890–1979), was the third child and oldest daughter of Grand Duke Constantine Constantinovich of Russia and his wife, Elisabeth Mavrikievna, née Princess Elisabeth of Saxe-Altenburg. After her children were grown and married, Princess Tatiana took the veil at Geneva in 1946. She died as Mother Tamara (named so after the medieval Georgian queen Tamar, a remote ancestor of Tatiana’s first husband), Abbess of the Mount of Olives Convent on 28 August 1979 in Jerusalem. Teymuraz Bagration left Russia after the 1917 Revolution. During World War II, he served in the Royal Yugoslav Army. After the war, he emigrated to the United States and joined the Tolstoy Foundation in 1949. His marriage to Princess Irina took place on 27 November 1949 at New York. They had no issue. He became Executive Director in 1979 and led the organization from 1986 until his death at New York on 10 April 1992. On 5 July 2007, Princess Irina presented her husbands’ unique archive to the National Parliamentary Library of Georgia. I made the acquaintance of Princess Irina in the late 1990s, and enjoyed numerous telephone chats, in which she shared her memories of her cousins, Grand Duke Gabriel Constaninovich (1887-1955), author of Memories in the Marble Palace , and Princess Vera Constantinovna (1906-2001) —both children of Grand Duke Constantine and Grand Duchess Elisabeth. Paul Gilbert 10 июля 2015 г. Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/80573.html

C 1377 г. рядом папских булл идеи, высказывавшиеся Уиклифом, неоднократно объявлялись ошибочными и еретическими. Под давлением Папского престола в 1381 г. Оксфордский ун-т осудил 8 доктринальных положений Уиклифа как неортодоксальные, а 14 - как еретические, однако имя Уиклифа в приговоре не фигурировало, вероятно, из-за того, что он пользовался поддержкой при дворе, особенно со стороны дяди кор. Ричарда II, Джона Гонта, 1-го герц. Ланкастерского, отца англ. кор. Генриха IV (1399-1413). Созванный Кентерберийским архиеп. Уильямом Кортни (1381-1396) Собор в Лондоне (май-июль 1382) осудил 24 положения учения Уиклифа (вновь без упоминания его имени). Уиклиф вынужден был покинуть Оксфорд в 1381 г., но ун-т некоторое время оставался центром распространения его идей; там преподавали ученики Уиклифа, считавшиеся представителями 1-го поколения Л.: Николас Херефорд, Лоуренс Бидман, Филип Репиндон и Джон Астон. После того как архиеп. У. Кортни при поддержке англ. кор. Ричарда II добился того, чтобы канцлер Оксфордского ун-та Роберт Ригг обнародовал касавшиеся Уиклифа соборные решения, Бидман, Репиндон и Астон объявили о своей верности ортодоксальному католицизму. Херефорд покинул Англию и попытался обратиться с апелляцией к папе Римскому. В нояб. 1381 г. был издан статут, облегчавший арест еретиков и содержание их под стражей. Первым Л., представшим перед церковным судом, стал Уильям Суиндерби; его дело рассматривал в 1382 г. епископ Линкольна. Джон Болл среди повстанцев в 1381 г. Миниатюра из «Хроники» Жана Фруассара. Ок. 1470 г. (Brit. Lib. Royal 18E. Fol. 165v) Джон Болл среди повстанцев в 1381 г. Миниатюра из «Хроники» Жана Фруассара. Ок. 1470 г. (Brit. Lib. Royal 18E. Fol. 165v) Астон, несмотря на отречение, практически сразу (уже в 1383) вернулся к проповеднической деятельности в духе идей Л. В 1385 г. в Англию вернулся Херефорд; он также возобновил проповедь идей Л. (занимался проповеднической деятельностью до 1391, когда отошел от ереси). Активным последователем Уиклифа и проповедником его идей был Перви; после подавления восстания Л. во главе с Джоном Олдкаслом (1414) он попал в тюрьму, где и умер. Несмотря на усилия католич. иерархов положить конец проповеднической деятельности Л., число их сторонников только росло. В 1388 г. была создана особая комиссия для розыска еретических сочинений Перви, Херефорда, Астона и Уиклифа.

http://pravenc.ru/text/2110667.html

The First Hierarch of the Russian Church Abroad Calls Upon the Mayor of Moscow to Remove Petr Voikov’s Name From the Map of the Capital August 12, 2015 His Eminence Metropolitan Hilarion of Eastern America and New York, the First Hierarch of the Russian Orthodox Church Outside of Russia, called upon Mayor Sergey Sobyanin of Moscow to remove the name of Petr Voikov, one of the organizers of the murder of the Royal Family, from the maps of the capital. “We know of your reasonable and constructive position on this serious and long-overdue matter. We pray and hope that the Municipality of Moscow adopt the only true, lawful and historically-founded decision to remove the name of Petr Voikov from the map of Moscow,” states the letter address to Mr Sobyanin. The existence of this name on the map of the capital “prevents the healing of wounds brought about by the Civil War, and enables the artificial support of division within the Russian people,” noted His Eminence. He pointed out that Voikov was “one of the darker and repulsive personas in the history of Russia, and we cannot find a single positive action in his life.” “Terrorism, the organization of the lawless and beastly vengeance against the defenseless Royal Family and their aides, then the hiding of evidence of this crime through the destruction of the remains of the executed bodies with fire and sulfuric acid, and the subsequent sale of the treasures of the Diamond Fund and the Hermitage’s holdings at a heavy discount are on the resume of this unprincipled and cruel man,” the letter states. The letter goes on to say that society has unsuccessfully been requesting the removal of Voikov’s name from the map of Moscow for a quarter century, and that “this evokes surprise among Russian people who live in various countries of the world, to foreigners with a friendly, positive and loving attitude towards Russia, who understand her role in the world and wish her the greatness and prosperity.” Metropolitan Hilarion is especially troubled and bewildered by the “planned naming of the renovated metro station on the Ring Line in honor of Voikov.” As His Eminence noted, this means that “the securing for posterity of the name of this evil terrorist and executioner continues.” Mayor Sobyanin had earlier declared in an interview with the radio station Govorit Moskva that the municipal authorities are prepared to rename the Voikov Metro Station. This idea was supported by the Russian Orthodox Church and other social organizations. 12 августа 2015 г. Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81307.html

Высадка войска кор. Людовика IX Святого у берегов Туниса. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 440) Высадка войска кор. Людовика IX Святого у берегов Туниса. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 440) 18 июля 1270 г. армия под командованием Людовика IX, практически не встретив сопротивления, заняла участок берега близ Туниса. 24 июля крестоносцы захватили крепость, находившуюся на месте древнего Карфагена, и значительно укрепили свой лагерь. Король решил не приступать к штурму Туниса до прибытия отряда Карла Анжуйского. В это время крестоносцы страдали от болезней, вызванных жарой, недостатком воды и свежей пищи. 3 авг. умер Жан Тристан, а 25 авг. скончался кор. Людовик IX. В тот же день отряд Карла Анжуйского объединился с основными силами крестоносцев. Поскольку Филипп III не смог руководить экспедицией по причине болезни, фактическим командующим стал Карл Анжуйский, принявший решение начать переговоры с эмиром. В соответствии с соглашением, подписанным 1 нояб., Мухаммад I обязался выплатить крестоносцам 210 тыс. унций золота. Однако этой суммы, 1/3 которой получал король Сицилии, было недостаточно для компенсации расходов на организацию крестового похода. В целом условия договора оказались весьма выгодными для Карла Анжуйского: сторонники Штауфенов были изгнаны из владений Мухаммада, подданным Карла Анжуйского возвращено право свободной торговли в Тунисе, в то время как плата, вносившаяся тунисскими купцами за право торговать на Сицилии, увеличена вдвое. Христианам, живущим в Тунисе, гарантировалась свобода богослужения и проповеди на территории церквей. 10 нояб. 1270 г. в Тунис прибыл принц Эдуард, к-рый уже не мог повлиять на договоренности с Мухаммадом I. На следующий день корабли крестоносцев покинули Африку. Альфонс, гр. Пуатье, предложил направить крестоносную армию в Сирию, однако после шторма, когда погибли не менее 1 тыс. чел. и затонули 40 кораблей, этот план был отвергнут. Лишь сравнительно немногочисленный отряд принца Эдуарда начал движение с Сицилии в сторону Св. земли и 9 мая 1271 г. высадился у Акры. После неск. неудачных военных операций король Иерусалима и Кипра Гуго III де Лузиньян (1268-1284) подписал мирный договор с султаном Бейбарсом I (22 мая 1272). В сент. Эдуард отплыл из Палестины.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

92 Darwin, C.R., The variation of animals and plants under domestication, Лондон, John Murray, 1868 г.; darwin-online.org.uk. 93 Carter, R., Darwin’s Lamarckism vindicated?, март 2011 г.; creation.com/epigenetics-and-darwin. 94 Druery, C.T. и Bateson, W., Experiments in plant hybridization, Journal of the Royal Horticultural Society 26:1–32, 1901 г. 95 Отец послал его учиться в Кембридж после того, как он бросил (или был отчислен) обучение в медицинской школе в Эдинбурге. Окончив Кембридж, он отправился в своё знаменитое пятилетнее кругосветное путешествие на корабле Бигль и никогда уже не возвращался к мысли стать священником. 96 Мендель показал, что при скрещивании двух организмов, оба из которых несут доминантные и рецессивные версии гена (например, доминантные фиолетовые лепестки и рецессивные белые лепестки), получается соотношение 3:1 доминантного типа (фиолетовый) и рецессивного (белый). Это происходит потому, что белые цветы будут только у растений, которые получат две копии рецессивного гена. Таким образом, 3/4 растений будут иметь фиолетовые цветы и 1/4 – белые, то есть соотношение 3:1 фиолетового и белого. 98 1. В том числе: The Variation of Animals and Plants under Domestication, 1868 г.; The Effects of Cross and Self-Fertilisation in the Vegetable Kingdom, 1876 г.; и The Different Forms of Flowers on Plants of the Same Species, 1877 г. 100 Lodish, H. и др., Molecular Biology of the Cell, 5-е изд., W.H. Freeman and Company, Нью-Йорк, 2004 г. 101 Batten, D., Book review: The Biotic Message: Evolution versus Message Theory, J. Creation 11(3):292–298; creation.com/biotic. 102 Gitt, W., Scientific laws of information and their implications – part 1, J. Creation 23(2):96–102; сreation.com/laws-of-information-1. См. также другие части этой серии статей. 103 Lynch, M., Rate, molecular spectrum, and consequences of human mutation, Proc. Nat. Acad. Sci. USA 107(3):961–968, 2010 г. Похожие цифры были получены во многих других исследованиях, в том числе Neel, J.V. и др., The rate with which spontaneous mutation alters the electrophoretic mobility of polypeptides, Proc. Nat. Acad. Sci. USA 83:389–393, 1986 г.; Nachman, M.W. и Crowell, S.L., Estimate of the mutation rate per nucleotide in humans, Genetics 156:297–304, 2000 г.; Kondrashov, S., Direct estimates of human per nucleotide mutation rates at 20 loci causing Mendelian disease, Human Mutation 21:12–27, 2002 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ahi...

Древнерусские памятники. С. 49, 74; Catalano, Pašuto. L’idea di Roma. P. 82). Заявление о помазании по «древнему царскому чину» не может относиться, конечно, к русской традиции поставления, но относится, скорее всего, к традиции византийской (и опосредствованно – к библейской традиции). Соответственно, в Казанской истории говорится, что Иван IV «воцарися и поставися на царство великим поставлением царским... И помазан бысть святым миром и венчан святыми бармами и венцем Манамаховым по древнему закону царскому, яко же и римстии, и гречестии, и прочии православнии царие поставляхуся» (Казанская история. С. 360). 704 Симеон Солунский в своем описании византийского коронационного обряда нигде не придает императорскому помазанию значения таинства и никак не ассоциирует его с Миропомазанием (см.: PG. 155. Col. 351–358 ; ср.: Arranz M. L’aspect rituel de l’onction des empereurs de Constantinople et de Moscou//Roma, Constantinopoli, Mosca. [Napoli, 1983]. P. 413; Idem. Les Sacrements de l’ancien Euchologe constantinopolitain, X: La consécration du saint myron//Orientalia Christiana Periodica. 1989. Vol. 55/2. P. 319. Not. 3; Kniazeff A. Les rites d’intronisation royale et impériale//Les bénédictions et les sacramentaux dans la Liturgie. Conférences Saint Serge, XXXIVe semaine d’études liturgiques. Paris, 23–26 Juin 1987/Éd.: A. M. Triacca, A. Pistoia. R., 1988 (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 44). P. 155). Равным образом и на Западе помазание монарха при возведении на престол не воспринималось как таинство (см.: Kantorowicz E. H. Deus per naturam, Deus per gratiam: A Note on Mediaeval Political Theology//The Harvard Theological Review. 1952. Vol. 45. P. 253–277). 705 См.: Arranz M. Évolution des rites d’incorporation et de réadmission dans l’Église selon l’Euchologe byzantine//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. Conférences Saint-Serge, XXIVe semaine d’études liturgiques. Paris, 28 Juin – ler Juillet 1977. R., 1978 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae. Subs.; 14). P. 66; Idem. L’aspect rituel de l’onction. P. 413, 415; Idem. Les Sacrements. P. 319. Not. 3; Idem. Couronnement royal et autres promotions de cour: Les Sacrements de l’institution de l’ancien Euchologe constantinopolitain. III/1//Orientalia Christiana Periodica. 1990. Vol. 56/1. P. 86. Not. 5. 706 Характерна в этом смысле ошибка Олеария, который полагал, что «халдеев», т. е. ряженых, участвовавших в «Пещном действе», принято было вторично крестить в проруби (Олеарий A. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. C. 301–303); на самом же деле они совершали омовение в «Иордани». Отметим также помазание богоявленской водой, которое издавна практикуется в Православной Церкви (Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 87).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

184. Чжун лунь син цзяо, школа философии Мадгиамика, система изложена Нагарджуной – лунь-шу, в Шастра – чжун-лунь. 185. Фа син гуан цзяо, школа созерцания истинной природы Дгарма, система основана на хуа-янь-цзин. XXIII. Экзотерическая и эзотерическая школы. 186. Цзяо-ши, учителя экзотерического буддийского учения. 187. Лю-ши, учителя монашеской и аскетической дисциплины Винайя – лю. 188. Чжань-ши, учитель эзотерического или созерцательного буддизма. Dhyana – созерцание. 189. Чжу-цзу, первый патриарх Бодгидгарма, основатель созерцательной (meditative) школы в Китае, Бу-ди да-мо. 190. Бу ли вэнь цзу, букв. не употреблять литературной письменности. Первый китайский патриарх и 20-й индийский, тщеславный от Бодгидгарма. 191. Чжи-чжи жень син, основное начало знания и преобразование человеческого сердца. 192. Цзянь син чжэн фо, природа человеческая заключается в состоянии Будды; таково основное начало сего учения. 193. Син инь, сердце есть трон, седалище; таков символ эзотерического буддизма. Чжень-инь есть истина, очевидное доказательство, ограниченное только учением о сердце. 194. Цзун-мынь, школа патриархов, название эзотерической школы, в Китае. 195. Цзяо-мынь, школы обыкновенных наставлений; название эзотерической школы. 196. Би-бао, тайное сокровище, так называемое эзотерическое учение. 197. Лин чжи, самое популярное из делений эзотерической школы, основанной китайским буддистом И-сюань. NB. Китайские иероглифы приведенных выше слов и выражений см. подробнее в «Vocabulary and Hand-Book of the Chinese Langage, Romanized in the mandarin dialect, in two volumes. by Rev. Justus Doolittle. 1872. Foochow. 89 Под сим словом разумеется 8-мь родов высших способностей человека: сила умозаключения, долгоденствие, вода жизни, открытие тайных сокровищ, вход в пещеру Индры, искусство добывания и делания золота, превращение земли в золото, получение драгоценного камня. 91 См. Journal of the China Branch of the Royal Asiatic Society, vol. XXI. article XV, p. 290–304. Schanghai. 1886.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

П., 1917. (Вестник археологии и истории, XXII). – Издание 11 описание присланной в Петроград из раскопок де-Моргана коллекции эламских сосудов с геометрическими росписями, предваренное очерком истории Элама. Специальное исследование росписей эламской керамики принадлежит И. И.Мещанинову (Орнамент сузских чаш первого стиля, ИАИМК, V, стр. 412 – 448). Отожествление Сеннаара, известного из книги Бытия 10, 10, с Вавилонией теперь вызывает некоторое сомнение. Дело в том, что клинописные и иероглифические тексты нам сообщают о стране «Шанхар» (клиноп.), или «Сангара» (иерогл.), которую нельзя не сопоставить с библейским Сеннааром. Эту страну «Шанхар», resp. «Сангара» упоминает один из богазкеойских текстов, приведенный Вебером в его комментарии к изданному Кнудтвоном Телль-амарнскому архиву (Vorderas. Bibl. II, стр. 1082), и здесь она перечисляется рядом с Ассирией и Вавилонией. Из этого, кажется, вытекает, что «Сеннаар-Шанхар-Сангара» не тожественен с Вавилонией; ср. Jeremias, Alt. Test, im Lichte d. A. Or., 1916, стр. 160 и Jirku, Altorient. Komment. z. Alt. Text, Leipzig, 1923, стр. 40–41. Об английских и американских раскопках в Эриду см. Journ. of the Amer. Orient. Soc. 41 (1921), стр. 253 сл.; о раскопках Британского музея в Уре см. Н. R. Hall, Recent excavations at Ur of the Chaldeans (Journ. of the Manchest. Egypt, a. Orient Soc. IX (1921); о результатах раскопок совместной экспедиции Британского музея и Филадельфийского университета см. пока А. Захаров, Новый Восток IV (1923), стр. 507 сл. – К локализации Исина. В Orient, Litera-turzeit. 1917, стр. 140 было высказано предположение, что этот важный вавилонский город похоронен под холмом Телль- Зиблие, несколько к северу от Ниппура. Кажется, большего внимания заслуживает отожествление Исина с развалинами Бахрие, 17 англ. миль к югу от Ниппура. Ср. Journ. Royal. As. Soc. 1922, стр. 431 сл.–хронология. Таблетка с 10 царями до потопа издана St. Lang-don, The Chaldean Kings before the flood (Journ. R. As. Soc. 1923, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Может быть, было бы вообще осторожнее говорить о связи вавилонской и египетской культур. См. L. W. King, Royal Tombs in Mesopotamia a. Egypt, Journ. of Egypt. Arch. II, 1915, стр. 168 сл. W. H. Dammann, Alt. Babylonien u. Alt Agypten, Hamburg, 1921 (изд. Hamburg. Mus. f. Kunst. u. Gewerbe). Th. G. Pinchesa. P. E. Newberry, A. cylinder, seal, inscribed in hieroglyphic a. cunei-forme in collection of the Earl of Carnarvon, Journ. of Eg. Arch. VII (1921), стр. 196 сл. Sidney Smith, Babylonian Cylinderseals from Egypt в том же журн. VIII (1922), стр. 207 сл. На одном из них изображены два египетских царя, стоящие друг против друга по обе стороны пальмы. В. Струве, Сеннаар и Египет в Изв. РАИМК, I т. Против того, что зависимость египетской весовой системы от вавилонской доказана, высказывается Weissbach, Zeitschr. d. Deutsch. Morgenl. Ges. 70, 1916, стр. 376. – Влияние на Сирию и Палестину. Zimmern, Biblische u. Babylon. Urgeschichte (Der Alte Orient, 2, 3); Baudissin, Tammuz bei dem Harranern, Zeitschr. Deutsch. Morgenl. Ges. 66, стр. 171 сл. J. Plessis, Etudes sur les textes concernant Istar-Astarte. Recherches sur sa nature et son culte dans le monde semitique et dans la Bible. Paris, 1921; W. Baudissin, Adonis, Zeitschr. Deutsc-h. Morgenl. Ges.–1916 (70). H. Seeger, Die Triebkraite des religiosen Lebens in Israel, u. Babylon, Tubingen, 1923; Br. Sommer, D. babylonisch-biblische, Schopfungsbericht u. Wissenschaft; Stuttgart, 1922; F. Stummer, Sumerisch-Akkadische Parallelen zu d. Alttestam. Psalmen. (Studien z. Geschichte u. Kultur d. Altertums XI, 1/2 вып.), Paderborn, 1922: автор приводит веские доказательства в пользу зависимости библейских псалмов от вавилонских. Тн. J. Meek, Canticles a. the Tammuz Cult, Amer. Journ. Sem. Lang. Liter. XXXIX, 1922, стр. 1 сл.: «Песня песней» поздняя, уже не понятая форма литургии свадьбы Истар и Таммуза, resp. их палестинских эквивалентов Адада (Дод) и Шала (Суламифь). Автор приводит интереснейший текст из Ассурского архива (Schroeder, Keilschrifttexte aus Assur verschiedenen Inhalts, 145, Rev.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

292 На следующий год хан повторил свой набег, взял Тифлис и покарал храбрых вождей, оборонявших город. Им выкололи глаза, предали смерти в страшных истязаниях, сняли кожу и, набив ее сеном, вывесили наверху стены взятого города. То была казнь за издевательство над ханом за год до того: они вывесили тыкву, прорезав на ней глаза, нос и рот и кричали, что это образ хана. Моисей Каганкатваци. Ук. соч. гл. 14, стр. 108–109; 120. В изданном г. Токайшвили переводе сочинения Сумбата, сына Давида, «Жизнь и известие о Багратидах» – «Сборник материалов для описания племен и местностей Кавказа», вып. XXVIII (1900) – есть рассказ об осаде Тифлиса Ираклием, причем хазарский хан превращен в «эристава Джибгу», которого Ираклий оставил осаждать Тифлис, а сам отправился в Персию. Издевательство над ханом в рассказе Моисея Каганкатваци перенесено на Ираклия. Начальник крепости кричал ему со стены: «У тебя борода козла и шея злого козла». На что Ираклий ответил угрозой: «Пришел козел с запада и сокрушил рога восточного овна». Казнь над виновными совершал Джибгу. Ираклию приписано сооружение храмов в Грузии и заботы о распространении христианства (стр. 124–134). 293 Себеос.гл. 26, стр. 104. – Рассказ о последнем походе Ираклия в Персию Себеос дает вслед за изложением о событиях войны 624 г., закончившихся эпизодом в Арчеше. Отсюда получается некоторая неясность. Место переправы через Аракс он указывает так: «при местечке Варданакерте». Но местоположение этого города неизвестно, а путь из Ширака в Коговит шел на Валаршапат, как ясно это на карте. – О Хнайте см. Raw l inson. The Atropatenian Ecbatana. The Journal of the Royal Geographical Society, X, 1841, p. 73. Cp. Hoffmann. Auszüge, 216. Местом переправы Ираклия через Аракс Себеос называет «местечко Варданакерт» (стр. 104 перев. Патканова). В примечании к переводу Гевонда Патканов определяет местоположение этого города: «село на левом берегу Аракса, насупротив села Уго» (прим. 85, стр. 139), а о последнем дает такое сведение: «Угаео – местечко на Араксе, к югу от села Акури, у подошвы Арарата. Это то же, что Угэ или Угьяц, в области Масьяцотне (подножье Масиса) в араратской провинции (прим. 82)». Хотя я не могу ни по какой карте проверить свидетельство авторитетного знатока армянской истории, но я бы не позволил себе заменить Варданакерта Валаршапатом, если бы раньше ознакомился с примечаниями к Гевонду.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010