Понятие « толерантность » шире и включает в себя среди прочего и веротерпимость. В Церкви нередко наблюдается разномыслие, в том числе в вопросах отношения к инославным. А как правильно поступать? Церковь – не политическая партия, но богочеловеческий организм. Соответственно и отношения в ней должны складываться и развиваться по иным принципам, нежели в любой светской или иноверческой организации. При этом нужно учитывать, что любой из нас может заблуждаться, даже святые люди не застрахованы от этого – всесовершенен только Бог. Что же касается вопроса об отношении православных верующих к инославным, более или менее общим ответом на него может стать известное ставшее крылатым изречение, приписываемое разным христианским мыслителям: «В главном – единство, во второстепенном – (благоразумная) свобода, во всём – любовь». Была ли веротерпимость в императорской России? В разное время – по-разному, при этом веротерпимость проявлялась в различных формах. В этой связи в 1905 году был подписан указ императора Всероссийского Николая II Правительствующему сенату о введении в Российской империи начал веротерпимости, назывался этот законодательный акт «Об укреплении начал веротерпимости». Указом существенно изменялось правовое положение старообрядцев, сектантов, представителей иностранных и иноверных вероисповеданий. С выходом указа в России была установлена свобода выбора религии и «свобода отправления религиозных обрядов». При этом указ не устанавливал равенство между признанными в Российской империи вероисповеданиями и вероучениями, сохраняя приоритетные в государстве позиции Православной Российской Церкви. Была ли веротерпимость в православной Византии? Веротерпимость в Византии прослеживается только на начальном этапе. В 313 году императоры равноап. Константин I Великий и Лициний издали Миланский эдикт, который даровал римским гражданам и подданным полную религиозную свободу: «… Никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо… Мы даровали христианам полное право совершать богослужение. Поскольку же им даруется неограниченная свобода, то… должно быть понятно, что дается свобода и другим, по желанию, соблюдать свою веру… пусть каждый свободно, по своему желанию избирает себе веру. Так определено нами, дабы не казалось, будто мы умаляем достоинство какой-либо веры».

http://azbyka.ru/veroterpimost

7. Бабкин М.А. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.)//Отечественная история. М., 2005. 3. С. 109–124. (1,6 п. л.) 8. Бабкин М.А. Реакция Русской православной церкви на свержение монархии в России. (Участие духовенства в революционных торжествах)//Вестник Московского университета. Серия 8: История. М., 2006. 1. С. 70–90. (1,3 п. л.) 9. Бабкин М.А. Современная российская историография взаимоотношений Русской православной церкви и государства в начале XX века (досоветский период)//Отечественная история. М., 2006. 6. С. 171–180. (1,1 п. л.) 10.Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и «старорежимные» символика и ономастика (весна 1917 г.)//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Социально-гуманитарные науки. Вып. 7. Челябинск, 2006. 17 (72). С. 7–10. (0,5 п. л.) 11. Бабкин М.А. «Священство» против «царства»?//Родина. М., 2007. 3. С. 27–33. (1,0 п. л.) 12.  Бабкин М.А. Восстановление патриаршества. 1905–1917 гг.//Свободная мысль. М., 2007. 10 (1581). С. 171–184. (1,0 п. л.) 13.  Бабкин М.А. Ещё раз о позиции духовенства Русской православной церкви в 1917 году. (Данные источников и мнение Ф.А. Гайды)//Свободная мысль. М., 2009. 1 (1596). С. 193–204. (0,74 п. л.) 14.  Бабкин М.А. Поместный собор 1917–1918 гг.: вопрос о совести православной паствы//Вопросы истории. М., 2010. 4. С. 52–61. (1,0 п. л.) 15.  Бабкин М.А., Галузо В.Н. О генезисе летосчисления в России//Закон и право. М., 2010. 9. С. 59–61. (авт. доля (50%) – 0,19 п. л.) 16. Бабкин М.А. Подарок историческому факультету МГУ им. М.В. Ломоносова от Общества любителей древней письменности//Вестник Московского университета. Серия 8: История. М., 2010. 5. С. 123–125. (0,2 п. л.) 17.  Бабкин М.А., Галузо В.Н. Летосчисление в России: историко-правовой анализ//Право и государство: теория и практика. М., 2010. 12 (72). С. 93–99. (авт. доля (50 %) – 0,44 п. л.) 18.  Бабкин М.А. О хронологии некоторых событий всемирно-исторического значения//Вопросы истории. М., 2011. 1. С. 171–175. (0,6 п. л.)

http://bogoslov.ru/person/213987

Старостильный раскол и Константинопольский Патриархат V.2. Старостильный раскол на канонической территории Александрийского Патриархата V.3. Старостильный раскол на канонической территории Русской Православной Церкви V.3.1. Греческий старостильный раскол и разрозненные ветви Российской Катакомбной Церкви V.3.2. Греческий старостильный раскол и украинские церковные разделения V.3.3. Греческий старостильный раскол и Российская Православная Автономная Церковь V.3.4. «Российская Православная Автономная Церковь в Америке» и греческий старостильный раскол V.4. Старостильный раскол в Грузинской Православной Церкви V.4.1. Раскол протоиерея Василия Мкалавишвили V.4.2. Антиэкуменическая пропаганда и раскол архимандрита V.4.3. Епархия Южной Осетии-Алании «Синода Противостоящих» V.5. Старостильный раскол и Сербская Православная Церковь V.5.1. Взаимоотношения «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции со Свободной Сербской Православной Церковью V.5.2. Распространение греческого старостильного раскола юрисдикции «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции на территории Сербии V.6. Старостильный раскол в Румынской Православной Церкви V.6.1. Календарная реформа и начало старостильнического сопротивления в Румынии V.6.2. Жизнь и деятельность основателя Румынской Старостильной Церкви иеромонаха Гликерия (Тэнасе) V.6.3. Распространение старостильного раскола в Румынии V.6.4. Зарождающийся румынский старостильный раскол и РПЦЗ V.6.5. Румынское старостильничество в 1936–1955 гг. V.6.6. Румынская Старостильная Церковь в 1955–2007 гг. V.6.7. Раскол епископа Сучавского Косьмы (Лостуна) V.7. Старостильный раскол в Болгарской Православной Церкви V.7.1. Болгарская Старостильная Православная Церковь V.7.2. Автономная Болгарская Церковь ИПХ в составе V.8. Старостильный раскол в Кипрской Православной Церкви V.9. Старостильный раскол на канонической территории Православной Церкви Чешских Земель и Словакии V.10. Старостильный раскол на канонической территории Православной Церкви Америки Глава VI. Идеология старокалендарной схизмы Список сокращений  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Федор Гайда (МГУ) в докладе «Политический контекст приходского вопроса в начале ХХ в.» представил «заметки на полях» монографии Беглова «Православный приход на закате Российской империи». В частности, он обратился к реформе 1808 г., которую Беглов трактует как «закрепощение прихода», что диссонирует с общим настроем александровской эпохи. Задачи духовного просвещения решались за счет сбора средств с приходов, которые теперь «уплывали из рук помещиков» и подчинялись государству. Это было одной из причин приходского кризиса, который вполне созрел к концу Российской империи. Предотвратить этот кризис не смогло столыпинское реформирование «по славянофильской модели». По словам докладчика, из-за «чрезмерной политизации» приходского вопроса в начале ХХ века он стал «сверхрезонансным» и «застрял». «Насколько этот вопрос имеет общественную актуальность до сих пор?» – спросил Гайда и сам ответил: «Конечно, имеет: автор (Беглов. – Ред. ) доводит исследование до 1917 г. и написал пособие о том, что сейчас делать с приходом». Священник Илия Соловьев, кандидат исторических наук, посвятил свой доклад проблемам восприятия Поместного собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и рассказал о публикации его документов. Как правило, главным решением собора считается восстановление патриаршества, однако докладчик считает иначе: установление соборной модели церковного управления он ставит на первое место. «Патриаршество не рассматривалось собором как самостоятельная единица церковного управления, оно должно было функционировать в системе, гарантировавшей защиту от архиерейского произвола, злоупотреблений разных уровней. Соборность – это нерв Церкви, возможность для каждого ее члена служить ближнему и Богу тем даром, который они получили от Господа», – сказал священник. «Собор обреченных» – так называет о. Илия это уникальное явление в российской истории, имея в виду не только то, что многие соборяне были погублены большевиками, но и то, что они «не понимали кардинального изменения ситуации, что в ближайшее время эти решения востребованы не будут». Но не только в ближайшее время – за сто лет эта «церковная конституция» так и не была воплощена в жизнь. Тем не менее, говоря об огромном значении собора, священник не теряет надежды: «Поскольку собор состоялся в условиях свободной России (он начался после Февральской революции. – Ред. ), воплощение его решений возможно только в свободном государстве»/

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Единственная положительная черта всей этой полемики та, что у многих, кто еще не совсем потерял совесть, теперь стали открываться глаза, и совесть их, прежде спавшая, начала пробуждаться. Они стали понимать, вернее даже сердцем почувствовали, куда их ведут. Любят упоминать имя святейшего патриарха Тихона, ссылаться на его авторитет. Но почему умалчивают о том, что он, святейший Тихон, когда еще был на свободе, грозно и властно обличил богоборцев и человеконенавистников, поработивших нашу несчастную Родину, и «властью данною ему от Бога» анафематствовал их и всех их попутчиков, что было подтверждено и всем еще заседавшим тогда Всероссийским Церковным Собором? И как можно дерзать отрицать, что это было его последнее свободное волеизъявление, как первоиерарха еще свободной тогда Российской Православной Церкви, не потерявшее своей силы и значения, а потому и обязательное для всех верных сынов нашей Церкви и до сего времени? И могут ли почитаться законными представителями прежней Российской Православной Церкви те, кто не солидарны с этой анафемой, провозглашенной последним законно и канонически избранным патриархом Всероссийским – те, кто единомышленны не с безчисленными мучениками, пострадавшими у нас на Родине за святую веру православную, а с их неистовыми мучителями? Нелепы все эти обвинения нашей Русской Зарубежной Церкви в занятии политикой. Решительное отвержение богоборчества – это вовсе не политика. А наряду с этим вся деятельность современной «московской патриархии», столь очевидно и явно для всех поддерживающей и защищающей интересы богоборческого коммунизма во всем мире – это почему-то не политика!  Этого не хотят вовсе замечать защитники «московской патриархии», готовые признать ее законной канонической преемницей прежней Российской Православной Церкви, хотя с 1917 1918 гг. на территории Советской России не было ни одного законно-созванного Церковного Собора, и подавляющее большинство канонических епископов нашей Церкви было просто физически уничтожено лютыми ненавистниками нашей Святой Веры и Церкви, которым теперь так подобострастно служит современная «московская патриархия».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Храня нерушимо свою преемственную связь с прежней Российской Православной Церковью и оставаясь ее нераздельной частью, наша Русская Зарубежная Церковь выполняете данное ей от Господа высокое и ответственное послушание двоякого рода: 1) оберегает среди русских людей, «в разсеянии сущих», их драгоценнейшее достояние – Св. Православную Веру, и 2) являет всему инославному и иноверному миру духовные сокровища св. Православия. При такой высокой и ответственной миссии Русской Зарубежной Церкви чрезвычайно важным является вопрос о ее достойном возглавлении. И мы не можем не быть глубоко благодарными Всепремудрому Промыслу Божию за то, что Он даровал ей такое возглавление – сначала в лице Блаженнейшего Митрополита АНТОНИЯ, бывшего на Всероссийском Церковном Соборе 1917 года первым кандидатом в Патриархи, а после его кончины – в лице его достойнейшего преемника Высокопреосвященнейшего Митрополита АНАСТАСИЯ, нынешнего нашего Первосвятителя и высокого юбиляра. Помимо своих личных высоких качеств истинного инока и подлинного Архиерея, Архиерея «Божией милостью», Архиерея того типа, который, увы, отходит уже в вечность, вместе со всеми прочими возвышенными и благодатными духовными красотами Святой Руси, наш Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит Анастасий является в настоящее время единственным еще оставшимся в живых членом Священного Синода Российской Православной Церкви, избранного на последнем, свободном еще от всяких давлений и потому законном Всероссийском Церковном Соборе 191718 г. Следовательно, его должно разсматривать, как единственного представителя во всем мире безспорно законной  Высшей Церковной Власти для всей Русской Православной Церкви, и, в качестве уже такового, голос его должен быть особенно авторитетен. И мы знаем, что канонический авторитет нашего Первоиерарха, не говоря уже о личном уважении к нему Восточных Патриархов и всех выдающихся иерархов Православной Церкви, стоить весьма высоко. Будучи очень строгим к себе и чрезвычайно снисходительным и милостивым по отношение к другим, готовым на максимальные уступки, что вызывает иногда естественное беспокойство у многих ревнителей нашей веры и Церкви, наш Владыка Митрополит Анастасий бывает мягок и уступчив лишь до известного предала, дойдя до которого обнаруживает обыкновенно большую твердость в отстаивании вековых канонических устоев Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

19 . Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях, содержание законоучительских должностей в государственных школах принимает на счет казны. 20 . Удовлетворение религиозных нужд членов Православной Церкви, состоящих в армии и флоте, должно быть обеспечено заботой государства; каждая воинская часть должна иметь православное духовенство. 21 . Священнослужители, монашествующие и штатные псаломщики свободны от воинской и других личных натуральных повинностей. Служащие в учреждениях церковных пользуются правами государственной службы. 22 . Имущество, принадлежащее установлениям Православной Церкви, не подлежит конфискации или отобранию, а самые установления не могут быть упраздняемы без согласия церковной власти. 23 . Имущества, принадлежащие установлениям Православной Церкви, не подлежат обложению государственными налогами, волостными, городскими и земскими сборами, если эти имущества приносят дохода путем отдачи их в аренду или наем. 24 . Православная Церковь получает из средств Государственного казначейства по особой смете, составляемой высшим церковным управлением и утверждаемой в законодательном порядке, ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей, представляя отчетность в полученных суммах на общем основании. 25 . Установления Православной Церкви, пользующиеся в настоящее время правами юридического лица, сохраняют эти права, а установления, не имеющие их или вновь возникающие, получают таковые права по заявлению церковной власти. Приложение 2 Об отношении церкви к государству (Составлено, по поручению Отдела Поместного Собора Российской Православной Церкви, членом его С. Н. Булгаковым) Церковь Христова озаряет мир светом истины, она есть соль, его осоляюшая. Не может быть положено предела для области ея влияния. Она есть новая закваска, претворяющая все естество человеческой жизни, и не существует в ней стихии, совершенно недоступной для этой закваски. Ибо воистину воплотился и непреложно вочеловечился Господь Иисус Христос; Он приял на себя все тяготы человеческой жизни и тем призвал нести их во имя Христово. Во всех делах человеческих одинаково должно стремиться к исканию воли Божией и к ея совершению чрез свободную волю человека; таково неотменное требование христианской веры. Не разделена христианская совесть, ею единою должен определяться человек во всех своих делах и начинаниях, движимый христианским вдохновением, просветляемый благодатию Святого Духа – Утешителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только через семьдесят пять лет постановление, прозвучавшее на Соборе 1917 г., ожило и стало деянием. И в этот день мы совершаем молитвенное поминовение тех, кто пострадал за веру и правду: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и холода в лагерях — принял мученическую кончину за веру Христову. Сегодня мы называем только восемь имен — восемь первых мучеников, канонизированных Русской Православной Церковью в 1992 г.: это священномученик Владимир, мит- рополит Киевский и Галицкий; священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик архимандрит Сергий; мученик Юрий; мученик Иоанн; преподобномученица Великая княгиня Елисавета; преподобномученица инокиня Варвара. И только Патриарх Тихон был прославлен ранее, в 1989 г. Но за ними, поименованными, стоит бесчисленное множество клириков, мирян, имена коих знает один Бог, и кои свидетельством своим о вере Христовой «даже до смерти» стали молитвенниками и предстателями пред Престолом Божиим за нас, за землю Русскую. Первый период кровопролитных массовых гонений на Церковь Христову начался после декрета об изъятии церковных ценностей и опубликования в печати списка «врагов народа», первым в котором был Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы, священники — вся лучшая часть российского духовенства. На конец 1922 г. было расстреляно по суду 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 1447 монахинь и послушниц. Это перечень лишь тех, чьи «судебные» дела сохранились, а сколько их, безвестных, убиенных без суда и следствия, предстало пред Богом в убеленных страданием победных ризах. Первый, кто стал во главе новомучеников Российских, — это Патриарх и отец — Святейший Тихон. Это он своим первосвятительским благословением указал чадам Церкви Российской единственно верный путь в «новой» жизни: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою… Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него», — звучит голос отца. Таков путь Христа, таков путь Его Святой Церкви. Таков путь каждого, кто стал христианином. И Церковь Божия, и подвижник Христов свободно идут на крест и взойдут на него. В свободе — и сила подвига, и его ценность. Принимая патриарший посох в 1918 г., митрополит Тихон знал предлежащий ему путь и не отрекся от крестного подвига. «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе…» Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни», — сказал Владыка Тихон в день своего избрания. И его умирание началось с первых дней. Против христианства, вооруженного лишь крестом и молитвой, ополчились власть и вся сила зла в безумном порыве уничтожить, растоптать в нем Христа. И Россия во главе со своим Патриархом вступила на свою Голгофу.

http://zavet.ru/kalendar/novm/003krest.h...

Третьей Вехой является Постановление Собора Русских Архиерев Зарубежной Церкви в сентябре 1927 года, отвергшего Декларацию Митрополита Сергия, и определившего: «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной Сов. власти Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывной, духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери Церкви и не считает себя автокефальной». Из этого Постановления видно, что архипастыри-эмигранты, отвергая то, что впоследствии приняло наименование «сергиянства», не обособляли заграничную часть церкви от Церкви на родине, сочуственно относясь к не выдержавшим террора. Приблизительно в это время сформулировалось понятие о трех частях Российской Церкви: Церкви порабощенной, т.е. Московской Патриархии, Церкви Катакомбной, т.е. тайной и преследуемой в пределах Советского Союза, и Церкви Зарубежной, являющейся свободным голосом всей Русской Церкви. Четвертой Вехой является принятие Временного Положения (основного закона) о Русской Православной Церкви Заграницей Общим Архиерейским Собором 22, 24 сентября 1936 года. Его первый параграф гласит: Русская Православная Церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах. Этим Собором было упорядочено административное руководство Русской Зарубежной Церкви на время её самостоятельного существования. Пятой Вехой следует считать ответы Блаженнейшего Митрополита Анастасия в 1945 году и Архиерейского Собора в Мюнхене в 1946 году на обращение Московского Патриарха Алексея, призвавшего к воссоединению с Московской Патриархией после Второй Мировой войны. В этот страшный период охоты советской агентуры на невозвращенцев по всей западной Европе, Митрополит Анастасий, обосновывая продолжение независимого существования Русской Зарубежной Церкви по тем же причинам, пишет: «Епископы, клирики и миряне, подчиняющиеся юрисдикции Заграничного Архиерейского Синода, никогда не разрывали канонического, молитвенного и духовного единения со своей Матерью Церковью.»Архиерейский Собор в своем Послании пишет Патриарху Московскому: «Уповаем, что на мученических костях воздвигнется новая свободная Русь, сильная своей Православной Правдой и братской любовью Тогда все её рассеянные сыны без всякого принуждения и насилия, но свободно и радостно устремятся отовсюду в ея материнские объятия. В сознании своей неразрывной духовной связи с нашей Родиной, усердно просим Господа, чтобы Он возможно скорее залечил раны, нанесенные нашему Отечеству столь тяжелой, хотя и победоносной войной, и благословил его миром и полным благоденствием». Послание подписали Митрополит Анастасий, 3 Архиепископа и 10 Епископов.

http://pravoslavie.ru/5225.html

Отец Алексий и его прихожане немного познакомили владыку Илариона с положением вещей в церковной жизни здесь и сложившейся после восстановления церковного единства ситуацией в Южной Америке, после чего они отвезли высокопоставленных гостей в свободную квартиру местных прихожан семьи Агуайо Рохас, которая в это время проводит свой отпуск в Аргентине. протоиерей Михаил Бойков Второй день – 5 февраля 2008 г. На следующий день Преосвященный Владыка Иларион, о. Михаил, о. Алексий и другие представители русской православной общественности направились на встречу с послом Российской Федерации в Чили – Юрием Анатольевичем Филатовым. Посольство Российской Федерации находится в одном из лучших районов Сантьяго. Богатое новое здание из вне, более красуется русским духом внутри. Встречая группу представителей Русской Зарубежной Церкви, сотрудник посольства Роман Зауреевич, провел Владыку и его сопровождающих в зал, где должна была произойти встреча с послом. Позже в зал зашёл Юрий Анатольевич и познакомлся с Владыкой, о. Михаилом и другими членами группы. В своем приветственном слове посол Ю. А. Филатов оказал Владыке достойный почёт и указал на восстановление единства в Русской Православной Церкви как на важное событие в жизни всего русского народа. Он вкратце рассказал о жизни русского населения Чили и о его контактах с православными соотечественниками. Знаменательное событие произошло в прошедшем 2007 году, когда по инициативе посольства была проведена первая Конференция Русских Соотечественников в Чили . В своём ответе Владыка поблагодарил господина посла за тёплый приём и рассказал немного о последних событиях в жизни всей Русской Церкви и в частности о целях его визита в Чили и в другие страны Южной Америки. Таким образом, вкратце познакомившись с положением Русской православной общины в Чили, Юрий Анатольевич пообещал оказать посильную помощь и сотрудничество. Далее он рассказал о предстоящем визите в Южную Америку хора Сретенского монастыря и делегации Московского Патриархата. Он продолжил свою беседу рассказом о других злободневных темах.

http://pravoslavie.ru/25733.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010